Реферат по предмету "Психология"


Психологические нарушения развития у детей

Задача1.
Наташа С, 3 года,обследуется в условиях психиатрического стационара с целью установления местадальнейшего пребывания.
Из истории болезни видно,что мать оставила ребенка в родильном доме, отец неизвестен. В течение первогогода жизни Наташа страдала рахитом, отставала в росте и весе. Перенесла корь,ветряную оспу, два раза пневмонию. При терапевтическом обследовании обнаруженыотставание в росте и весе, дисбактериоз. В настоящее время девочка должна бытьпереведена из Дома ребенка в Детский дом. Она ходит, самостоятельно ест,использует фразы из двух-трех слов.
При клиническомобследовании Наташа доступна контакту, выполняет простые инструкции, по просьбеможет взять и положить различные игрушки. Знает название частей тела, может ихпоказать. Речь развита слабо, но при оказании помощи возможно повторение фразыиз 3-4 слов.
Составление рассказа покартинкам недоступно, пересказ текста тоже. Рисунок на уровне каракуль.Эмоциональные реакции живые, адекватные, зависят от поощрения. Выраженаистощаемость, неустойчивость внимания. При проведении обучающего экспериментавозможно усвоение и перенесение способов действия.
1.Какое нарушениеразвития можно предположить?
В соответствии с таблицейразвития (см. приложение) у девочки можно предположить отставание вследствиеперенесенных в раннем возрасте заболеваний и недостаточного внимания на раннихстадиях ее развития.
Но это отставание легкопреодолимо при должном уровне организации воспитательного процесса.
2. В каком типедошкольного учреждения надо находитьсядевочке?
Девочку можно поместить вобычный детский сад, но уделить ей повышенное внимание и проводить с нейиндивидуальные занятия

Задача2.
Костя Б., 7 лет,находится на обследовании с целью определения школьной готовности. Со слов мамыизвестно, что ребенок родился в срок, отставал в раннем развитии: голову держалв 4 мес, сидеть научился к 9 мес, ходить — в 1 год и 5 мес. Отдельные словапоявились к 2 годам, фразовая речь -к 4 годам. В детском саду программу неусваивал. К настоящему времени ребенок знает отдельные буквы, может назвать цифрыот 1 до 10.
На приеме ребенок струдом вступает в контакт, не интересуется заданиями и игрушками.
Работоспособностьравномерно низкая. Темп сенсомоторики медленный. Механическое запоминаниеуспешно: 5, 7, 7, 10; опосредованное ассоциативное запоминание значительнохуже. Доступны простые обобщения: «еда», «посуда», более сложные — невозможны.Запас знаний недостаточен. Испытуемый не знает имени и профессии родителей,своего домашнего адреса.
Конструктивный праксиснедоступен, рисунок человека на уровне «голова- нога». Счет недоступен.
Установление связи ипоследовательности событий в серии из 2 картин — с помощью. Реакция на оказаниепомощи, поощрение отсутствует. Критичность к достижениям неразвита, самооценкане сформирована.
1.Какой типнарушенного психического развития отмечается в данном случае?
В данном случае этоолигофрения, поскольку превалируют явления общего необратимого недоразвитияцеребральных структур с преимущественным нарушением онтогенеза наиболее сложныхи поздно формирующихся корковых систем, в первую очередь лобной коры.
Как известно, основу дефектасоставляют два фактора: тотальность и иерархичность недоразвития мозга иорганизма в целом.
Тотальность проявляется,прежде всего, в органическом недоразвитии всех нервно-психических функций,начиная с низших (моторика, элементарные эмоции) и кончая высшими, специфическичеловеческими, обеспечивающими познавательные процессы. Всё это присутствует вданном случае.
Налицо слабостьлогического мышления, замедленность темпа психических процессов, ихподвижности, переключаемости, недостаточность восприятия, моторики, памяти,внимания, речи, несформированность эмоциональной сферы и личности в целом – всёэто характеризуют олигофренический тип нарушения психического развития.
В пользу данного типа говорятследующие факты
1.        Пониманиепереносного смысла совсем или почти недоступно.
2.        Предметно-практическоемышление носит ограниченный характер.
3.        Речь недоразвитаи недостаточна
4.        Страдаетпонимание смысла слов. Словесные определения, не связанные с конкретнойситуацией, не усваиваются или усваиваются с трудом.
5.        Запас слов,особенно активный словарь, ограничен.
6.        Общая косностьпсихики, слабая психическая активность, недостаточность интереса к окружающему,отсутствие инициативы, самостоятельности.
Иерархичность выражаетсяв том, что при отсутствии осложненности олигофрении недостаточность восприятия,памяти, речи, эмоциональной сферы, моторики при прочих равных условиях всегдавыражена меньше, чем недоразвитие мышления.
2.Возможно лиобучение в обычной школе?
Нет, обучение необходимов специализированной школе- интернате
3.К какомуспециалисту следует направить ребенка?
Ребёнка следует направитьк психотерапевту.

Задача №3
Таня В., 7 лет.Обратилась мама с девочкой с целью определения школьной готовности. Со словмамы известно, что девочка родилась в срок, в течение первого года жизниразвивалась успешно, своевременно научилась сидеть и ходить. Отдельные словапоявились в 1год и 3 мес, фразовая речь — к 3 годам. На помещение в детский садбыла сильная стрессовая реакция, девочка. Плакала, не спала, ни с кем необщалась. В связи с этим через 2 недели была забрана из садика, и до 7 летвоспитывалась дома.
Сейчас Таня знает буквы, умеетчитать и считает в пределах 100.
При обследовании девочкас трудом привлекается к выполнению заданий, ходит по кабинету, играетигрушками.
Объем и переключаемостьвнимания норме, произвольная концентрация затруднена.
Выполнение заданий наопределение способности к механическому запоминанию показало такие результаты:2, 4, 4, 6; при запоминании фраз — 9 слов с первого предъявления. Интеллект — вграницах возрастной нормы, но испытуемая не может самостоятельно заметитьошибки в выполнении заданий. Отмечается несформированность понятия числа,затруднение фонематического анализа и синтеза. Задания воспринимаются припредъявлении их в игровой форме: опенка собственной деятельности ее неинтересует. Эмоции живые, лабильные, самооценка завышена, слабодифференцирована.
Какой тип нарушенияпсихического развития у Тани?
В данном случае мы имеемдело с соматопатией (или невропатия)
Невропатия — синдромповышенной возбудимости нервной системы и незрелости вегетативной регуляции.
В настоящее времяневропатия рассматривается как группа синдромов разного генеза, главнымипризнаками которых являются незрелость вегетативной регуляции, повышеннаявозбудимость и повышенная истощаемость (тормозимость) нервной системы.Клинически невропатия наиболее выражена в раннем детском возрасте.
Невропатия, являясьсиндромом повышенной нервно-рефлекторной возбудимости и незрелости вегетативнойрегуляции, может быть вызвана эндогенными, экзогенно-органическими ипсихосоциальными факторами или сочетанием их.
Консультация какихспециалистов желательна?
Психолог, психиатр
 
Задача 4
Саша Ж., 11 лет. Направленна обследование по инициативе
Классногo руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок учитсякрайне неравномерно, не усваивает программу5-го класса, прогуливает, на уроке отплекается, мешает другим заниматься. Частоприносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось,        что у ребенка втечение первых двух лет жизни было сотрясение мозга и он перенес тяжелую формукори.
При обследовании испытуемогоинтереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Отмечаетсяистощаемость по гииерстеническому типу.
Механическое запоминаниезатруднено: 3, 4, 3, 6; ассоциативное – несколько />/>/>лучше. При обследовании интеллекта отмечаетсянеравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижнейграницы нормы, невербальных — успешно, понимание пословиц затруднено.Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики,точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательнаярасторможеиность. Оказание помощи и поощрение улучшает результаты. Самооценканизкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых.Познавательные интересы развиты слабо. Отмечается тревожность.
Какой тип нарушенийпсихического развития отмечается?
Вданном случае мы имеем дело с инфантилизмом
Психический инфантилизм —незрелость личности с преимущественным отставанием в развитииэмоционально-волевой сферы и сохранением детских качеств личности. У детейпсихический инфантилизм проявляется в сохранении черт поведения, присущих болеемладшему возрасту.
В отличие от умственноотсталых у детей с инфантилизмом отмечается более высокий уровеньабстрактно-логического мышления, они способны использовать помощь вмыслительной деятельности, переносить усвоенные понятия на новые конкретныезадачи и объекты, более продуктивны в самостоятельных видах деятельности.
Достаточно сложноотграничить органический инфантилизм от осложненных форм умственной отсталости.Главным критерием следует считать преобладание нарушений предпосылокинтеллектуальной деятельности, тогда как возможности самой интеллектуальнойдеятельности нарушены значительно меньше.
Проявление выраженнойличностной эмоционально-волевой незрелости с возрастом имеет тенденцию кредуцированию или становится частью синдромов преимущественно пограничнойпсихопатологии.
В чем состоитпервичный дефект и вторичные личностные реакции?
Первичный дефект-сотрясение мозга и тяжелая форма кори, а также возникшие в следствии этого нарушениямелкой моторики и координации в движениях, двигательная расторможенность.
Вторичный дефект низкаясамооценка, уверенность в негативном отношении старших.
 
Задача 5.
Оля Л., 16 лет. Девочканаходится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности.Из истории болезни известно, что роды у матери проходили патологически:извлечение при помощи щипцов. Ранее развитие запаздывало: головку держатьдевочка стала к 5 мес, сидеть — в 9, ходить — 1 год и 9 мес. Отдельные слова — 1,5годам, фразовая речь — к 4 годам. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла впервый класс обычной школы. Несмотря на неоднократные предложения педагогов,мать не обращалась в психолого-медико-педагогическую консультацию, девочкапродолжала учебу в обычной школе, дублируя 1 -й и 5-й класс. В настоящее времяона закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений вповедении нет. Оля житейски ориентирована, выходит из дому только вместе смамой, отличается высокой тревожностью.
При обследовании контактзатруднен, выражена тревожность, реакции пассивного протеста. Исключение иобобщение производятся по конкретно-ситуативным признакам. Классификация такжепо конкретно-ситуативным признакам. Критичность недостаточна. Вербальный IQ = 52балла, невербальный = 60. Оказание помощи не улучшает результаты. Самооценказанижена, недифференцирована. Усвоение школьных навыков резко недостаточно:чтение с ошибками, не понимает прочитанного, решение задач с 2 действияминедоступно.
Какой тип нарушенияпсихического развития имеет место
Рассчитаем IQ ребёнка
IQ = (УВ / ХВ) ×100, где УВ — умственный возраст, а ХВ — хронологический возраст. Соответственно,УВ = IQ/100 × ХВ
УВ = 8 лет. Налицо лёгкаяумственная отсталость ребёнка.
Умственная отсталость неявляется отдельным заболеванием или особым состоянием, скорее это общееназвание многих отклонений, различных по своей природе и степени выраженности.
Для диагностикиумственной отсталости часто применяют стандартизированные тесты, позволяющиевычислить т.н. коэффициент интеллектуального развития (IQ). Показателемумственной отсталости считается IQ ниже 70.
Однако этотпсихометрический критерий должен быть обязательно дополнен данными о социальнойзрелости детей, т.е. об их бытовых навыках, способности к самостоятельнымдействиям, а также сведениями о психическом развитии, наличии физическихзаболеваний, способности к обучению.
У умственно отсталыхдетей обычно нарушается и речевое развитие, что еще больше затрудняет какобучение, так и оценку их интеллекта.
 Пограничные случаи,когда IQ колеблется от 65 до 85, в зависимости от тех или иных обстоятельствмогут быть отнесены как к норме, так и к умственной отсталости. Традиционноеделение отсталости на степени, имеющее важное практическое значение, такжеявляется условным. В соответствии с наиболее распространенной классификациейразличают три уровня или степени отсталости: легкую (IQ 50–69), умеренную (IQ20–49), тяжелую (IQ ниже 20). Это деление приблизительно и зависит от техтестов, которые используются для оценки интеллекта.
Считается, что детям какпервой, так и второй группы полезно, живя дома, посещать занятия в школе.Границы IQ обеих групп заметно перекрывают друг друга, однако у тех, ктоспособен учиться, IQ в среднем 50, тогда как у способных лишь к приобретениюнавыков – около 30.
Первичный дефект- родоваятравма.
Вторичный- общееотставание в развитии, высокая тревожность, заниженная самооценка, недифференцированная.
 

Список литературы
1.      Астапов В.М.Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. — М.: Международнаяпедагогическая академия, 1994.
2.      Братусь Б. С.Аномалии личности. — М., 1988.
3.      Специальнаяпсихология. Учебно-методические рекомендации для студентов и преподавателейпедагогического университета. – Тула. – 2001.
4.      Неплох Я.М.Человек, познай себя. Записки психиатра. — С.-Пб, 1991.
5.      Рубинштейн С.Я.Психология умственно отсталого ребенка. М., 1979.
6.      Семке В.Я. Учитесьвластвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. — Новосибирск,1991. Эмоциональный стресс в этиологии и патогенезе психических ипсихосоматических заболеваний. / Н.Е. Бачериков, М.П. Воронцов, П.Т. Петрюк,А.Я. Цыганенко. — Харьков: Основа, 1995.
7.      ПервомайскийВ.Б., Карагодина Е.Г., Илейко В.Р., Козерацкая Е.А. Категории болезни,здоровья, нормы, патологии в психиатрии: концепции и критерии разграничения //Первомайский В.Б., Илейко В.Р. Судебно-психиатрическая экспертиза: от теории кпрактике. — Киев: КИТ, 2006.
8.      Трунов Д.Г. Обоснованиях понятия психическая норма. // Будущее клинической психологии:материалы Всерос. науч.-практ. конф. (27 марта 2008 г.): Перм. гос. ун-т.Пермь, 2008. Вып. 2. С. 3-8.
9.      Основыкоррекционной педагогики. Учебно — методическое пособие / Авторы-сост. ЗайцевД.В., Зайцева Н.В., Педагогический институт Саратовского государственногоуниверситета им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 1999. — 110 с.

Приложение
 
Таблица №1 нормативныхтребований к детям в области  развития эмоций и социальных навыков в возрастеот 1 года и до 6 лет.
/>  14.Легко расстается с мамой на некоторое время
13.Застегивает пуговицы
12.Сам одевается
11.Одевается под присмотром взрослых 10.Помогает в работах по дому  
9.Моет и вытирает руки
8.Сам одевает некоторые вещи
7.Сам раздевается
6.Подражает взрослым в работе по дому 5.Пытается есть ложкой
4.Пьет из кружки
3.Указывает пальцем на желаемый предмет
2.Играет в мячик с родителями
1.Хлопает в ладошки в игре со взрослым
 
Таблица№2 нормативныхтребований по развитию крупной моторики  у детей в возрасте от 1 года и до 6лет.
/>  13. Ходит на пятках
12.Ловит мячик
11. Прыгает на одной ножке
10.Может стоять на одной ноге 10 секунд 
9.Сидя на велосипеде, крутит педали 
8.Прыгает на месте на двух ногах 
7.Может стоять на одной ноге секунду 
6.Поднимается по лестнице 
5.Бросает мячик вверх  
4.Бьет мяч ногой 
3.Пятится назад  
2.Наклоняется из положения ‘’стоя’’ и выпрямляется 
1.Ходит с поддержкой
 

Таблица №3  нормативных требований поразвитию мышления и мелкой моторики ребёнка  в возрасте от года и до 6 лет
/>  15.Рисует человечка(6 элементов)
14.Рисует человечка(3 элемента)
13.Перерисовывает квадрат
12.Перерисовывает крестик
11.Перерисовывает круг
10.Рисует вертикальную линию(ошибка до 30 град.) 
9.Строит(копирует) мостик из 5-х кубиков 
8.Строит(копирует) мостик из 3-х кубиков 
7.Строит башню из 8-х кубиков 
6.Строит башню из 4-х кубиков  
5.Строит башню из 2-х кубиков  
4.Вытаскивает крошку из прозрачной банки 
3.Берёт крошку хлеба большим и указательным пальцами  2.Стучит одним предметом о другой  
1.Рисует и черкает на листе бумаги
 
Таблица №4 для определения соответствияразвития мышления и речи ребёнка нормативным требованиям в  возрасте отгода и до 6 лет
/>  13.Знает из чего изготовлены разные предметы(3 из 5-ти) *******
12.Даёт определение словам(6-ти из 9-ти) ******  
11.Умеет подобрать антонимы(2 из 3-х спрашиваемых) *****
10.Называет 3 основных цвета из 4-х**** 
9.Понимает значение предлогов" на, под, перед, сзади, к" 
8.Умеет отвечать на вопросы типа: *** 
7.Знает свои имя и фамилию 
6.Употребляет слова во множественном числе  
5.Выполняет просьбы типа **  
4.Называет одну картинку из пяти * 
3.По просьбе укажет пальцем на одну из частей лица или тела 
2.Произносит подряд 2 слова 
1.Говорит 3 новых слова дополнительно к словам «мама»и «папа»
 
Примечание ктаблицам:
Каждый из закрашенныхпрямоугольников соответствует нормативному возрастному интервалу, в течениекоторого появляется новая нормативная способность ребёнка, обозначенная текстомна том же уровне, что и прямоугольник.
При работе с календарём-таблицей развития мысленно проведите вертикальную линию в точке,соответствующей возрасту Вашего ребенка. Проверьте, с какими из прямоугольниковпересечётся данная линия.
Эти прямоугольники, атакже и те, которые находятся слева от линии, и будут определять те нормативныеспособности (согласно перечню), которыми должен обладать Ваш ребёнок в еговозрасте.
Вам остаётся сверить этос фактическим состоянием его развития.
Если большая частьнавыков им усвоена, Вы можете делать вывод о том, что двигательные способностиВашего ребёнка развиваются нормально.
Если же большая частьнормативных навыков крупной моторики ребёнком ещё не усвоена, то может идтиречь об отставании в её развитии в той или иной степени.
Если Вашим ребёнком ужеусвоена, наряду с нормативными требованиями к его возрасту, также и большаячасть навыков, соответствующих более старшему возрасту, то это означает, что вразвитии крупной моторики он опережает своих сверстников по большинствупоказателей.
Если задержка или опережениев развитии крупной моторики происходит частично и только по одному или двумпоказателям, тогда можно говорить о негармоничном развитии у ребёнка крупноймоторики.
Во всех случаях, когдаобнаруживаются какие-либо общие или специфические отклонения или отставания повозрасту в развитии у ребёнка навыков крупной моторики, необходимо обратиться кдетскому психологу для оказания ему своевременной помощи по коррекции этихотклонений.
Примечания ктаблице №4:
*(человека, кота, собаки, лошадии птицы)
**«положи настол», «встань на стульчик»
***«Что ты будешьделать, если тебе холодно?»(устал, голоден...)
****(красный, жёлтый,зелёный, синий)
*****Огонь-горячий,лёд-...?; Конь-большой, мышь -...?; мама-женщина, папа -...?
******Что такое мячик?;бассейн?; стол?; дом?; банан?; потолок ?; чайник?; тротуар?; барьер?  Оценка заответ на этот вопрос засчитывается, если ребёнок может также сказать к какойгруппе относится данный предмет, как используется, какой формы, из какогоматериала (например: банан-фрукт, желтый, длинный, его едят).
*******ложка, обувь,хлеб, дом, дверь.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.