Реферат по предмету "Психология"


Психологические барьеры общения

Введение
Все мы постояннонаходимся в ситуациях общения – дома, на работе, на улице, в транспорте; сблизкими людьми и совсем незнакомыми.
И, конечноже, огромное количество контактов, в которые ежедневно вступает человек,требует от него выполнения целого ряда условий и правил, позволяющих ему общаться,сохраняя личное достоинство и дистанцию по отношению к другим людям.
В целом взаимодействиес обществом сегодня должно строиться на глубоком анализе и понимании всехфакторов, способных повлиять на людей и на их отношение к компании, к ее товаруили услугам.
Возникновениепсихологических и коммуникативных барьеров общения существенно мешает какобщению отдельных индивидов, так и целых социальных слоёв. А так как человек –существо социальное – общение ему просто необходимо. Именно поэтому эта проблемаактуальна в наши дни.
Проблемой барьеров вобщении учёные занимались всегда. Эта тема прежде всего связана с такимиименами, как Э.Берн, З.Фрейд, Л.П. Буева, А. С. Золотнякова, Б. Д. Парыгин, М.С. Каган, А. А. Бодалев. Некоторые концепции рассмотрены ниже.
 Цели исследования:выявить возможные барьеры общения у респондентов разных возрастов, дать импрактические рекомендации.
Задачи исследования:провести ряд методик, выявляющих коммуникативные барьеры общения.
Методы исследования: Оценка уровня общительности (тест Ряховского), методика«Выход из трудных жизненных ситуаций», тест: Ваша коммуникативнаяустановка.
Объект исследования –люди разных полов и возрастов.
Предмет исследования –психологические барьеры общения.
Эмпирическая базаисследования: 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2 курса(17-19лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет (10 женщин и5 мужчин).
Практическая значимостьмоей работы состоит в том, что проблема «отцов и детей» актуальна во все времена.Барьеры общения молодёжи и их родителей нередко создают непонимание инапряжённую обстановку в семье. Возможно, итогом моей работы станет разрушениеэтих барьеров.
Структура работы:
I.Теоретический аспект. (некоторые концепции современных психологов,разновидности барьеров, причины их возникновения, методы устранения).
II.Эмпирическая часть. (методики и этапы проведения исследования).
Гипотеза:
1.Трудности в общениипроисходят в большей мере не от слишком высокого или слишком низкого уровнякоммуникабельности, а, скорее, от трудности выхода из сложившейся ситуации инегативной коммуникативной установки индивида.
2. «Барьер возраста»появляется прежде всего из-за негативной коммуникативной установки и трудностивыхода из сложной ситуации у молодых людей.

I.Теоретический аспект
 
1.1. Основные подходыпсихологии в изучении общения
 
Общение каквзаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом,обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместнуюдеятельность, сотрудничество. {12}
Общение свойственновсем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самыесовершенные формы, становится осознанным и опосредствованным речью. В жизничеловека нет даже самого непродолжительного периода, когда бы он находился внеобщения, вне взаимодействия с другими субъектами.
По целям общениеделится на биологическое и социальное. Биологическое – это общение, необходимоедля поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворениемосновных органических потребностей. Социальное общение преследует целирасширения и укрепления межличностных контактов, установления и развитияинтерперсональных отношений, личностного роста индивида.
Массовоеобщение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, атакже коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах,постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическуюблизость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличиесопереживания, понимания, совместного опыта деятельности. Поскольку социальнаяпсихология– составная часть комплекса психологических наук, то она опирается наосновные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией. Категория«общение» является базовой для социально-психологической теории.Существует множество подходов к обоснованию этого положения.
Концепция Эрика Берна,так называемый «Трансакционный анализ», заключается в том, заключается в том,что в каждом человеке в той или иной ситуации доминирует одно из состояний Я:
1. Состояния я, сходныес образом родителей;
2. Состояния Я,автономно направленные на объективную оценку реальности;
3. Состояния я,представляющие наиболее архаичные образцы чувств и поведения, афиксированные вреннем детстве.
Э.Берн утверждает, чтов каждый данный момент любой член группы проявляет одно из состоянийЯ-Родителя, Взрослого или Ребёнка.
Единица общения – этоодна трансакция (одна фраза и ответ на неё).Первая фраза, исходящая откакого-либо индивида – это трансакционный стимул, ответ на неё – трансакционнаяреакция. Простейшие трансакции – это такие трансакции, в которых и стимул иреакция исходят от взрослых. (Взрослый-Взрослый) Сложнее трансакции(Родитель-Ребёнок). Это дополняющие трансакции. Например «Ты не виделмою газету?»-«Она сегодня была на столе.»
И самые сложныетрансакции – пересекающиеся. Напимер, когда стимул задан типаВзрослый-Взрослый, например: «Где мои запонки?». Соответствующая реакцияВзрослый-Взрослый должна быть такой «Они в коридоре». Но если партнёр вдругвспылит, ответ может ыть таким: « У тебя я всегда во всём виновата!» Этиреакции соответствуют Ребёнок-Родитель. В этом случае Взрослому надо будетчто-то предпринять, чтобы трансакция стала дополняющей и люди поняли другдруга. {16}
Другая концепция,разработанная Л.П. Буевой содержит следующие аспекты изучения общения: 1)информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностнойкоммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией);
2)интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессекооперации);
3)гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социальногопознания);
4)аксиологический (общение изучается как обмен ценностями);
5)«нормативный» (выявляются место и роль общения в процессенормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесспередачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознаниистереотипов поведения);
6)«семиотический» (общение описывается как специфическая знаковаясистема, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковыхсистем — с другой);
7)социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмендеятельностью, способностями, умениями и навыками).
А.А. Бодалев предлагает рассматривать общение как «взаимодействие людей,содержанием которого является обмен информацией с помощью различных средствкоммуникации для установления взаимоотношений между людьми». {13}
Авторысборника «Психологические проблемы социальной регуляции поведения»рассматривают общение как «систему межличностного взаимодействия»,ограничивая феномен общения только непосредственным контактом между индивидами.
Проблемуобщения исследовали и философы. Так, Б. Д. Парыгин считает, что «общениеявляется необходимым условием существования и социализации личности». Л.П. Буева отмечает, что благодаря общению человек усваивает формы поведения. М.С. Каган рассматривает общение, как «коммуникативный виддеятельности», — выражающий «практическую активность субъекта. {1}
Частью социального общения является речевая коммуникация. Ееобразуют речевые акты, участвующие в процессе передачи информации и обменадеятельностью.
Коммуникации– понятие, используемое в социальной психологии в двух значениях:
1.Для характеристики структуры деловых и межличностных связей между людьми,например, структуры межгруппового общения ее участников.
2.Для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще, гдекоммуникация выступает как одна из сторон человеческого общения –информационная. Коммуникация включает обмен представлениями, идеями,интересами, настроениями, чувствами, установками и т.п. между людьми в ходесовместной деятельности. {9}
Коммуникациякак совокупность речевых актов может быть направлена на решение конкретнойпроблемы или достижение необходимого результата, исходя из общих интересов ицелей коммуникантов.
Целесообразное инезатрудненное применение языка в целях общения обеспечивают качество “хорошей”речи: точность, чистота, логичность, выразительность, богатство, уместность.
Точность– соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в еёоснове. Точность речи связывается с точностью словоупотребления, с правильнымиспользованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшееусловие точности речи – это соблюдение лексических норм.
Речь является точной, если говорящий отбирает те слова иконструкции которые точнее других передают оттенки смысла, существенные именнодля данного высказывания. Чистота означает отсутствие в речи чуждыхлитературному языку элементов (диалектных, профессиональных, жаргонных и др.)
Логичность–это выражение в смысловых связях компонентов речи связей и отношений междучастями компонентами мысли.
Выразительностьюречи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных вязыке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковымиединицами всех уровней.
Кроме того, существуютспецифические изобразительные свойства языка (тропы, стилистические фигуры),делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. Экспрессия создаёт такжеупотреблением крылатых слов, пословиц и поговорок.
Богатство– это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющиеоптимально выразить информацию.
Уместность– это употребление в речи языковых единиц, соответствующих целям, ситуации,условиям, содержанию общения.
Наиболеераспространенной и чаще всего применяемой формой деловой коммуникации являетсяделовая беседа. Обычно под деловой беседой понимают межличностное речевоеобщение нескольких собеседников с целью разрешения определенных деловых проблемили установления деловых отношений.
Одной из функцийделовой беседы является поддержание деловых контактов и стимулирование деловойактивности. Это предполагает формирование межличностных связей у партнеров.
Структура общения.К структуре общения можно подойти по-разному, в данном случае будетохарактеризована структура путем выделения в общении трех взаимосвязанныхсторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. {1}
 Коммуникативнаясторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обменеинформацией между общающимися индивидами. Перцептивная сторона общения означаетпроцесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установленияна этой основе взаимопонимания. Интерактивная сторона заключается в организациивзаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями).{9}
Выводы: Общение –процесс многогранный сложный и требующий определённых навыков. В общении происходит обмен информацией и ее интерпретация,взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимооценка, сопереживание, формированиесимпатий или антипатий, характера взаимоотношений, убеждений, взглядов,психологическое воздействие, разрешение противоречий, осуществление совместнойдеятельности. Таким образом, каждый из нас в своей жизни, взаимодействуя сдругими людьми, приобретает практические навыки и умения в сфере общения.
1.2. Коммуникативныебарьеры. Психологические барьеры
В данной работе будем придерживаться следующегоопределения. „Барьер“ общения – психическое состояние, проявляющеесяв неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех илииных действий. Барьер состоит в усилении отрицательных переживаний и установок– стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных сзадачей.
В психологииконфликт определяется как столкновение противоположно направленных,несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, вмежличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групплюдей, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями. {4}
Человек, какэлемент коммуникации — сложный и чувствительный „получатель“информации со своими чувствами и желаниями, жизненным опытом. Полученная иминформация может вызвать внутреннюю реакцию любого рода, которая, возможно,усилит, исказит или полностью блокирует посланную ему информацию.
Адекватностьвосприятия информации во многом зависит от наличия или отсутствия в процессеобщения коммуникативных барьеров. В случае возникновения барьера информацияискажается или теряет изначальный смысл, а в ряде случаев вообще не поступает креципиенту.
1.2.1 Коммуникативныебарьеры общения
Коммуникативнымипомехами может быть механический обрыв информации и отсюда её искажение;неясность передаваемой информации, в силу чего искажается изложенная ипереданная мысль; эти варианты можно обозначить как информационно-дефицитныйбарьер.
Случается,что принимающие ясно слышат передаваемые слова, но придают им иное значение(проблема состоит в том, что передатчик может даже не обнаружить, что егосигнал вызвал неверную реакцию). Здесь можно говорить о замещающе-искажающембарьере. Искажение информации, проходящей через одного человека, может бытьнезначительным. Но когда она проходит через несколько человек – ретрансляторов,искажение может быть существенным. Также этот барьер называют «барьеротражения».
Значительнобольшая возможность искажения связана с эмоциями — эмоциональные барьеры.Это происходит, когда люди, получив какую-либо информацию, более заняты своимичувствами, предположениями, чем реальными фактами. Слова обладают сильнымэмоциональным зарядом, причём не столько сами слова (символы), сколько ассоциации,которые они порождают в человеке. Слова имеют первичное (буквальное) значение ивторичное (эмоциональное).
Можноговорить о существовании барьеров непонимания, социально-культурного различия ибарьеров отношения. Возникновение барьера непонимания может быть связанос рядом причин как психологического, так и иного порядка. Так, он можетвозникать из-за погрешностей в самом канале передачи информации; это такназываемое фонетическое непонимание. Прежде всего, оно возникает, когдаучастники общения говорят на различных языках и диалектах, имеют существенныедефекты речи и дикции, искажённый грамматический строй речи. Барьерфонетического непонимания порождает также невыразительная быстрая речь,речь-скороговорка и речь с большим количеством звуков-паразитов.
Существуеттакже семантический барьер непонимания, связанный, в первую очередь, сразличиями в системах значений (тезаурусах) участников общения. Это, преждевсего, проблема жаргонов и слэнгов. Известно, что даже в рамках одной и той жекультуры есть множество микрокультур, каждая из которых создаёт своё „полезначений“, характеризуется своим пониманием различных понятий, явлений,ими выражаемых. Так, в различных микрокультурах не одинаково понимается смыслтаких ценностей как „красота“, „долг“, „естество“,»приличие" и т. д. Кроме того, каждая среда создаёт свой мини-языкобщения, свой слэнг, в каждой свои любимые цитаты и шутки, выражения и оборотыречи. Всё это вместе может значительно затруднять процесс общения, создавая семантическийбарьер непонимания.
Не меньшуюроль в разрушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистическийбарьер, возникающий при несоответствии стиля речи коммуникатора и ситуацииобщения или стиля речи и актуального психологического состояния реципиента идр. Так, партнёр по общению может не принять критическое замечание, так как онобудет высказано в несоответствующей ситуации панибратской манере, или дети невоспримут интересный рассказ из-за сухой, эмоционально не насыщенной илинаукообразной речи взрослого. Коммуникатору необходимо тонко чувствоватьсостояние своих реципиентов, улавливать оттенки возникающей ситуации общения, стем чтобы привести в соответствие с ней стиль своего сообщения.
Наконец,можно говорить о существовании логического барьера непонимания. Онвозникает в тех случаях, когда логика рассуждения, предлагаемая коммуникатором,либо слишком сложна для восприятия реципиента, либо кажется ему не верной,противоречит присущей ему манере доказательства. В психологическом плане можноговорить о существовании множества логик и логических систем доказательств. Дляодних людей логично и доказательно то, что не противоречит разуму, для другихто, что соответствует долгу и морали. Можно говорить о существовании«женской» и «мужской» психологической логики, о«детской» логике и т. д. От психологических пристрастий реципиентазависит, воспримет ли он предлагаемую ему систему доказательств или сочтёт еёне убедительной. Для коммуникатора же выбор адекватной данному моменту системыдоказательств всегда является открытой проблемой.
1.2.2 Психологическиебарьеры общения
Причинойпсихологического барьера могут служить социально-культурные различия междупартнёрами по общению. Это могут быть социальные, политические, религиозные ипрофессиональные различия, которые приводят к различной интерпретации тех илииных понятий, употребляемых в процессе коммуникации. В качестве барьера можетвыступать и само восприятие партнёра по общению как лица определённойпрофессии, определённой национальности, пола и возраста. Например, огромноезначение для возникновения барьера играет авторитетность коммуникатора в глазахреципиента. Чем выше авторитет, тем меньше преград на пути усвоенияпредлагаемой информации. Само нежелание прислушиваться к мнению того или иногочеловека часто объясняется его низкой авторитетностью.
Общениеявляется неизменным составляющим, социальной жизни человека, не всегдаподдающихся сознательному контролю. Этому можно обучаться, но в гораздо меньшейстепени, чем технике и приёмам общения. Под средствами общения понимается то,каким образом человек реализует определённое содержание и цели общения. Зависятони от культуры человека, уровня развития, воспитания и образования. Когдаговорят о развитии у человека способностей, умений и навыков общения, преждевсего, имеют в виду технику и средства общения. {8}
Психологическиебарьеры в общении возникают незаметно и субъективно, нередко они не ощущаютсясамим человеком, но незамедлительно воспринимаются окружающими. Человекперестает ощущать неверность своего поведения и уверен, что общается нормально.Если он обнаруживает несоответствия, начинают развиваться комплексы.
Перечислимпсихологические барьеры, которые возникают в процессе общения людей.
Первоевпечатлениесчитается одним из барьеров, которыйможет способствовать ошибочному восприятию партнера по общению. Почему? Первоевпечатление, по сути, не всегда бывает первым, так как на формирование образавлияет и зрительная, и слуховая память. Следовательно, оно может бытьотносительно адекватным, соответствовать чертам характера, а может бытьошибочным.
Барьерпредвзятости и беспричинной негативной установки. Выражается в следующем: внешнебеспричинно человек начинает отрицательно относиться к тому или иному человекув результате первого впечатления или по каким-то скрытым причинам. Следуетустановить возможные мотивы появления такого отношения и преодолевать их.
Барьеротрицательной установки, введенной в опыт человека кем-либо из других людей.Вам сообщилиотрицательную информацию о ком-то, и складывается негативная установка поотношению к человеку, о котором вам мало что известно, нет опыта личноговзаимодействия с ним. Таких негативных установок, привнесенных извне, до вашеголичного опыта общения с конкретным человеком надо избегать.К новым людям, скоторыми предстоит общаться, надо подходить с оптимистической гипотезой. Неориентируйтесь в окончательной оценке человека только на мнение других.человека только на мнение других.
Барьер«боязни» контакта с человеком.Бывает, что вам необходимо вступить в непосредственныйконтакт с человеком, но как-то неловко. Что делать? Попытайтесь спокойно, безэмоций проанализировать, что сдерживает вас в общении, и вы убедитесь, что этиэмоциональные наслоения или субъективны, или носят слишком второстепенный характер.После беседы обязательно проанализируйте успешность разговора и зафиксируйтесобственное внимание на том, что ничего страшного не произошло. Обычно такойбарьер характерен для людей, испытывающих сложности в общении, имеющих в целомнизкий уровень общительности.
Барьер«ожидания непонимания». Вы должны вступить в непосредственноевзаимодействие с человеком вделовом или личностном общении, но вас волнует вопрос: правильно ли вас пойметпартнер? Причем здесь нередко исходят из того, что партнер обязательно долженпонять неверно. Начинают прогнозировать последствия этого неверного понимания,предвосхищать неприятные ощущения. Необходимо спокойно и обстоятельнопроанализировать планируемое вами содержание беседы и по возможности устранитьиз нее те моменты или эмоциональные аспекты, которые могут вызвать неадекватноетолкование ваших намерений. После этого смело вступайте в контакт.
Барьер«возраста»–типичный в системе обыденного общения. Возникает в самых разнообразных сферахчеловеческого взаимодействия: между взрослыми и детьми (взрослый не понимает,чем живет ребенок, что является причиной многих конфликтов), между людьмиразных поколений. Люди постарше нередко осуждают поведение молодых, как бызабывая себя самих в этом возрасте. Молодые раздражаются, посмеиваются.Возникают осложнения в межличностных отношениях. Возрастной барьер в общенииопасен и в семейных отношениях, и в системе служебного взаимодействия.{4}Поэтому именно Барьер «возраста» стал темой моего исследования.
 Выводы: Под барьерами общения подразумевают темногочисленные факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им.Барьеры общения многогранны, разнообразны и требуют определённого разрешения.Существуют коммуникативные барьеры (когда человек не понимает речи собеседникапо тем или иным причинам, например если речь искажена или люди беседуют наразных языках) и психологические барьеры (например, если люди не понимают другдруга из-за разницы в возрасте или «первое впечатление» оказало слишком сильноевлияние).
1.3 Техникаобщения. Методы предотвращения коммуникативных барьеров
Техникаобщения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведениев процессе общения, а приемы — предпочтительные средства общения, включаявербальные и невербальные.
Прежде чемвступить в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы,соотнести их с интересами партнёра по общению, оценить его как личность,выбрать наиболее подходящую технику и приёмы общения. Затем, уже в процессеобщения, необходимо контролировать его ход и результаты, уметь правильнозавершить акт общения, оставив у партнёра благоприятное или неблагоприятноевпечатление о себе и сделав так, чтобы в дальнейшем у него возникло или невозникло (если этого желания нет) стремление продолжать общение.
На начальномэтапе общения его техника включает такие элементы, как принятие определённоговыражения лица, позы, выбор начальных слов, тона высказывания, движений ижестов, привлекающих партнёра действий, направленных на его преднастройку, наопределённое восприятие сообщаемого (передаваемой информации). В процессеобщения применяются виды техники и приёмы разговора, основанные наиспользовании обратной связи.
Существуетмножество приёмов повышения эффективности общения, избегания коммуникативных барьеров.Назовем некоторые из них.
Приём «имясобственное» основан на произнесении вслух имени-отчества партнера, скоторым общается работник. Это показывает внимание к данной личности,способствует утверждению человека как личности, вызывает у него чувствоудовлетворения и сопровождается положительными эмоциями, тем самым формируетсяаттракция, расположение работника к клиенту или партнеру.
Приём «зеркалоотношений» состоит в доброй улыбке и приятном выражении лица,свидетельствующем, что «я — ваш друг». А друг — это сторонник,защитник. Возникает чувство защищенности у клиента, что образует положительныеэмоции и вольно или невольно формирует аттракцию. Приём «золотыеслова» заключается в высказывании комплиментов в адрес человека, способствующихэффекту внушения. Тем самым происходит как бы «заочное»удовлетворение потребности в совершенствовании, что ведёт также к образованиюположительных эмоций и обусловливает расположенность к работнику.
Приём «терпеливыйслушатель» вытекает из терпеливого и внимательного выслушиванияпроблем клиента. Это приводит к удовлетворению одной из самых важныхпотребностей любого человека — потребности в самоутверждении. Еёудовлетворение, естественно, ведёт к образованию положительных эмоций и создаётдоверительное расположение клиента.
Приём «личнаяжизнь» выражается в привлечении внимания к «хобби»,увлечениям клиента (партнера), что также повышает его вербальную активность исопровождается положительными эмоциями.
Выводы: Решение проблемы «барьеров» общенияпредполагает многоаспектный характер исследования с учетом разнообразия«барьеров» и обширностью сферы их проявлений. Все эти требованиядостаточно успешно решаются в русле личностного подхода. {8}
1.4.Схемавыхода из ситуации «барьера»
Изучениепроблемы «барьеров» общения в контексте личностного подхода позволяетговорить о схеме выхода из ситуации «барьера», где главным являетсяпринцип взаимоотношений ведущих к сотрудничеству и взаимопониманию с учетоминдивидуально-психологических особенностей партнеров по общению.
Схема выходаиз ситуации «барьера»:
 1) оценкасоздавшейся ситуации «барьера» (определение ее направленности ивозможных последствий);
2) выявлениеориентировочных причин возникновения;
 3)исследование предполагаемого выхода из ситуации в зависимости от ее причин(нейтрализация, либо сведение к воздействию негативных факторов);
4)определение аффективных действий для выхода из создавшейся ситуации. Действия,направленные на минимизацию «барьеров» позволяют наладить процессобщения и приводят к аффективному взаимодействию в условиях совместнойдеятельности.
Важную роль играетв преодолении психологических барьеров мотивационное состояние. {2}
Выводы: Для преодоления «барьеров» необходимо точнооценить ситуацию, чётко выяснить причины возникновения «барьера» и действоватьсогласно намеченной схеме. При этом надо учесть главный принцип: принципсотрудничества и взаимопонимания с учетом индивидуально-психологическихособенностей партнеров по общению.
1.5.Основныеправила предотвращения конфликтов и некоторых барьеров общения
Исследователиуказывают — поскольку конфликты часто порождают такое эмоциональное состояние,в котором трудно мыслить, делать выводы, подойти творчески к разрешениюпроблемы, то при разрешении конфликтной ситуации придерживайтесь следующихправил.
1.Помните, что в конфликте у человека доминирует не разум, а эмоции, что ведет каффекту, когда сознание просто отключается, и человек не отвечает за свои словаи поступки.
2.Придерживайтесь многоальтернативного подхода и, настаивая на своем предложении,не отвергайте предложение партнера, задав себе вопрос: «Разве я никогда неошибаюсь?» Постарайтесь взять оба предложения и посмотрите, какую суммувыгод и потерь они принесут в ближайшее время и потом.
3.Осознайте значимость разрешения конфликта для себя, задав вопрос: «Чтобудет, если выход не будет найден?» Это позволит перенести центр тяжести сотношений на проблему.
4.Если вы и ваш собеседник раздражены и агрессивны, то необходимо снизитьвнутреннее напряжение, «выпустить пар». Но разрядиться на окружающих— это не выход, а выходка. Но если уж так получилось, что потеряли контроль надсобой, попытайтесь сделать единственное: замолчите сами, а не требуйте этого отпартнера. Избегайте констатации отрицательных эмоциональных состояний партнера.
5.Ориентируйтесь на положительное, лучшее в человеке. Тогда вы обязываете и егобыть лучше.
6.Предложите собеседнику встать на ваше место и спросите:
«Еслибы вы были на моем месте, то что бы вы сделали?» Это снимает критическийнастрой и переключает собеседника с эмоций на осмысление ситуации.
7.Не преувеличивайте свои заслуги и не демонстрируйте знаки превосходства.
8.Не обвиняйте и не приписывайте только партнеру ответственность за возникшуюситуацию.
9.Независимо от результатов разрешения противоречий старайтесь не разрушитьотношения. {4}

II.Эмпирическая часть.
 
Методики иэтапы проведения исследования.
В моёмисследовании приняли участие 30 испытуемых двух возрастных групп: студенты 1-2курса(17-19 лет, 10 девушек и 5 молодых людей) и рабочие в возрасте 45-50 лет(10 женщин и 5 мужчин).
В работе использовалисьметодики: Оценка уровня общительности (тестРяховского), методика «Выход из трудных жизненных ситуаций», тест:Ваша коммуникативная установка. (см.Приложения1-15)С их помощью было выявлено:уровень общительности испытуемых, коммуникативная установка гибкость и быстротавыхода из ситуации барьера.
Сначалаиспытуемым была предложена методика: «оценка уровня общительности (тестРяховского)», были выявлены результаты, далее респонденты прошли тест «вашакоммуникативная установка» и в заключении ответили на ряд вопросов теста: «Выходиз трудных жизненных ситуаций».

Анализ, выводы
В ходеисследования получились следующие результаты:
 В тестеРяховского обе возрастные группы набрали приблизительно одинаковое количествобаллов (9-18)(см таблицу 1). Среднее значение – 13,5баллов. Это свидетельствуето примерно одинаковом уровне общительности обоих групп. Если обратиться кклассификатору теста – такое количество баллов свидетельствует о:
 Испытуемые любознательны, охотно слушают интересного собеседника,достаточно терпеливы в общении, отстаивают свою точку зрения без вспыльчивости.Без неприятных переживаний идут на встречу с новыми людьми. В то же время нелюбят шумных компаний; экстравагантные выходки и многословие вызывают у нихраздражение. Также респонденты бывают весьма общительны (порой, быть может,даже сверх меры). Иногда даже любопытны, разговорчивы, любят высказываться поразным вопросам, что, бывает, вызывает раздражение окружающих. Охотнознакомятся с новыми людьми. Любят бывать в центре внимания, никому неотказывают в просьбах, хотя не всегда могут их выполнить. Бывает, вспылят, нобыстро отходят. Чего им недостает, так это усидчивости, терпения и отваги пристолкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, могут себя заставитьне отступать.
 Приподведении итогов теста можно сказать, что испытуемые находятся на уровне нормальнойкоммуникабельности, но бывают и чересчур любознательными и вспыльчивыми.

Таблица 1.Результаты теста РяховскогоКоличество баллов 3 и менее 4-8 9-13 14-18 19-24 25-29 30-32 Испытуемые Обе возрастные группы
 Исходя изрезультатов теста «ваша коммуникативная установка» были выявлены следующиеинтересные результаты(см таблицу 2):
 
Таблица 2. Результатытеста «ваша коммуникативная установка»
/>
1шкала: Завуалированная жестокость в отношениях к людям, всуждениях о них.
2шкала: Открытая жестокость в отношениях к людям.
3шкала: Обоснованный негативизм в суждениях о людях.
4шкала: Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативныхфактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью.
5шкала: Негативный личный опыт общения с окружающими.
Так, изтаблицы 2 видно, что «молодое поколение» набрало по 1 и 2 шкале (Открытаяжестокость в отношениях к людям и завуалированная жестокость в отношениях клюдям, в суждениях о них) большее количество баллов. Это свидетельствует озамаскированной, приглушенной или косвенной форме суждения личности содержатнедоброжелательность, настороженность в отношениях со многими партнерами,отрицательные выводы о людях, нежелание откликаться на их проблемы. Подобныеумонастроения несут в себе негативную энергию. Также видно, что перваявозрастная группа придерживается отрицательных выводах о некоторых типах людейи отдельных сторонах взаимодействия. Они демонстрируют весьма выраженную жесткость — завуалированнуюили открытую, либо и ту, и другую сразу, как в случае с нашими испытуемыми, нов то же время словно носят розовые очки: то, что вызывает обоснованныйнегативизм, не замечают. Обычно, такие взгляды демонстрируют весьма сложныеособы: внутренне противоречивые, непоследовательные в высказываниях, сосниженной самокритичностью, склонные к рисовке и вызывающему поведению.
 В то времяу старшего поколения по всем трём шкалам набрано меньшее количество баллов, этоговорит о меньшем отрицательном отношении к окружающим, о меньшем эмоциональномнапряжении, и о меньшем негативизме в целом.
Обратимвнимание на общее количество баллов в итоге теста. У молодого поколения это –55 баллов, а у старшего – это – 32 балла. Следуя классификатору теста: если выполучили балл выше общего среднего – 33(из 100 возможных), это свидетельствуето наличии выраженной негативной коммуникативной установки, которая, по всейвероятности, неблагоприятно сказывается на самочувствии партнеров.
 Следуетучесть, что в тесте Ряховского обе группы набрали примерно одинаковыерезультаты. Рискнём предположить, что общительность сама по себе ни коемобразом не влияет на коммуникативную негативную установку.
 Взаключении рассмотрим результаты третьего теста, проведённого с испытуемыми (методика«Выход из трудных жизненных ситуаций»). Полученные результатынаглядно показывают как респондент выходит из трудных жизненных ситуаций: миритсяс проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, замыкаются в себе ипредпочитают «не видеть» проблем, или проклинают судьбу, эмоциональноразряжаются и, в конечном счете, также успокаиваются, фактически не решаяникаких проблем. Опросник позволяет выявить доминирующий у данного человекаспособ решения жизненных проблем.
Наосновании общей суммы баллов, набранных испытуемым, судят о типичных для негоспособах выхода из затруднительных ситуаций.
При суммебаллов от 7 до 15 делают вывод о том, что данный человек легкопримиряется с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняядушевное равновесие.
При сумменабранных баллов от 16 до 26 приходят к заключению, что не всегда данныйчеловек с достоинством выдерживает удары судьбы. Часто он срывается, проклинаетее, т.е. расстраивается при возникновении проблем и расстраивает других.
Если суммабаллов оказалась в пределах от 27 до 36, то это дает основание сделатьвывод о том, что данный человек не может нормально переживать неприятности иобычно реагирует на них психологически неадекватно.
Результатытаковы: группа «Молодое поколение» набрала в среднем 20-22 балла, что говорит,что не всегда данный человек с достоинством выдерживает удары судьбы. Можетсорваться. (см. Таблицу 3)
«Старшеепоколение» получило в среднем 10 баллов, что говорит о более конструктивномдоминирующем стиле выхода из трудных жизненных ситуаций. (см. Таблицу 3)
Таблица 3.Результаты теста «Выход из трудных жизненных ситуаций»Количество баллов
от 7 до 15
от 16 до 26
от 27 до 36 Испытуемые «Старшее поколение» «Молодое поколение»
Выводы: Исходя изполученных результатов по всем трём методикам, проведёнными с испытуемыми,можно подвести итог: «молодое поколение» отличается более выраженной негативнойкоммуникативной установкой и сложнее выходит из сложившейся ситуации, а«старшее поколение» не имеет выраженную негативнуюкоммуникативную установку и с лёгкостью справляется с труднымиобстоятельствами.
 Возможно,это обуславливается богатым жизненным опытом и большей мудростью «старших».Скорее всего, именно эта особенность лежит в основе проблемы «отцов и детей».
Гипотезаверифицирована.

Заключение
Подводя итог работе, можно сделать следующие выводы:
Общение – очень важное составляющее социальной жизни человека.Часто в этом сложном процессе возникают трудности – так называемые«коммуникативные барьеры общения».
 Насинтересовала эффективность деятельности коммуникации за счет уменияреспондентами преодолевать психологические барьеры, добиваться желаемыхрезультатов благодаря своим умениям и навыкам в сфере общения.
В современной науке обобщении столь огромное количество несовпадающих, а иногда противоречащихпонятий и определений, что затрудняет изучение и использования на практике форми механизмов общения.
Если попытатьсяопределить нашу позицию в вопросе об общении, мы, прежде всего, должныподчеркнуть, что общение является одним из видов деятельности. Но не всем онолегко даётся, ведь у партнеров по общению часто разные, в нередко ипротивоположные желания, стремления, установки, характеры, манеры общения,разное самочувствие.
Круг лиц, испытывающихпотребность в совершенствовании своих коммуникативных навыков, весьма широк. Кнему относится и «молодое поколение». В конкретной работе рассматриваетсядостаточно актуальная проблема – проблема «отцов и детей», так называемыйбарьер возрста.
Для эффективногообщения надо обладать некоторой системой навыков, знаний и умений, которуюпринято обозначать понятием социально-психологическая или коммуникативнаякомпетентность. В состав социально-психологической компетентности включаетсяумение понимать личность и эмоциональные состояния партнеров по общению, знатьправила поведения в различных коммуникативных ситуациях, уметь выбратьадекватную форму обращения и многое-многое другое.
 Всвоей работе я попыталась разобраться с проблемами коммуникации и способами ихрешения для эффективного общения и понимания других.
Безкоммуникации невозможно существование никакой организованной группы людей.Коммуникация — это средство, с помощью которого в единое целое объединяетсяорганизованная деятельность. Коммуникация является средством, с помощьюкоторого осуществляются изменения, информация приобретает эффективность,реализуются цели.

Список используемойлитературы
 
1. Андреева Г.М. Социальнаяпсихология. – М., Аспект Пресс, 1996. – с 343
2. Антонов В.Г., Бобылева Н.В.Организационное поведение в таблицах и схемах / Под научной редакцией д. э. н.Г.Р. Латфуллина, д. э. н. О.Н. – 321с. 3.Атватер И., Я Вас слушаю: (Советыруководителю, как правильно слушать собеседника). Сокр. пер. с англ. – М.:Экономика, 1984. – 112 с
4. Батаршев А.В. «Организаторские икоммуникативные качества личности» (Для деловых людей). — Таллин: Центринформационных и социальных технологий «Регалис», 1998. – 146с.
5. Берн. Игры, в которые играют люди.Люди, которые играют в игры. – М.: Эксмо, 2008. – 576с.
6. Виханский О.С., Наумов А.И.Менеджмент: Учебник М: «Высшая школа», 2000 г. – 243с.
7.Венидиктова В.И. О деловой этике и этикете, Москва, 1997 – с 187.
8.Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи, Москва, 1997 — с 235 9.Громова– М.: Айрис-пресс, 2002 – 288с. ил. — /Высшее образование.
10.ДонцовА.И. «Психология коллектива». Айрис-пресс, 2002 – 265с.
11.Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др. Психология и этика деловогообщения: Учебник для вузов / В.Ю.; Под ред. Проф. 5. – 324с.
12. Зимняя И.А. Психология обученияиностранному языку в школе. – М., 1991. – 243с.
13.В.Н.Лавриненко. – М.: Культура испорт, ЮНИТИ, 1997. – 180 с.
14. Леви В. «Искусство быть другим» С-Петербург.изд. Питер 1993 – 215с.
 Леонтьев А.Н. Проблемы развитияпсихики. – М., 1972. – 132с.
15. Ломов Б.Ф. Общение и социальнаярегуляция поведения индивида//
 Психологические проблемы социальнойрегуляции поведения, — М., 1976. – 270с.
16. Леонтьев А.А. Психология общения,Москва, 1999 — 465с.
17.Лукичева Л.И. Управление организацией.-М. — 2004.
18.Машков В.Н. Психология управления:Учебное пособие 2-ое издание. – СПБ: Издательство Михайлова В.А., 2002 – 254с.
 19.Мескон М.Х., Альберт М., ХедоуриФ. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1999.
20. Митителло В.Л., Этика и этикет деловогочеловека., Самара, 1992
21. МорозовС.М.«Методы психологического исследования личности» К: 92 г. 218 – с
20. Немов Р.С. Психология. Книга 1:Основы общей психологии. – М., Просвещение, 1994.
21. Ньюстром Дж. В., Дэвис К.Организационное поведение /Перевод с англ. Под ред. Ю.Н. Каптуревского – СПБ:-Издательство «Питер», 2000 – 448с.: ил. – (Серия «Теория и практикаменеджмента»).
22. Общение и оптимизация совместнойдеятельности. Под ред. Андреевой Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.
23. Психологический словарь. – М.,1983 г. –Г. В. Бороздина. Психология делового общения. М., 1999. — 231с .
24«Психология» словарь М:90 г. «Политиздат». — 145с.
25. Руденский Е.В. Социальнаяпсихология: Курс лекций. – М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, «Сибирскоесоглашение», 1999.
26.М.М.Рыбакова «Конфликт ивзаимодействие в педагогическом процессе» М: 91 г.,«Просвещение». С – 286
 27. Слуцкий В.И. " Элементарнаяпедагогика" М: 92 г., «Просвещение».
 28.Смирнов С.Д. «Гуманистические традиции образования». 1996 – 280с.
29. Столяренко Основы психологии.Ростов н/Д.: «Феникс», 1997г – 342с.
30.Фокин Ю.Г. «Общие сведения о дидактике высшей школы». 1996 – 245с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разработка стратегических и оперативных мер по выводу предприятия из кризиса
Реферат Леонов Л.М.
Реферат 117049, г. Москва, ул. Шаболовка д. 18,к
Реферат Кривая Филлипса. Гипотеза естественного уровня. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работника 2
Реферат Метод розгалужень і меж Евристичні алгоритми Застосування принципу оптимальності
Реферат ПОСТАНОВКА СУДНА НА ЯКОРЬ И СЪЕМКА С ЯКОРЯ
Реферат Философское понимание категории материя
Реферат Государственное регулирование сельского хозяйства зарубежный опыт
Реферат Кризисы в развитии предприятий
Реферат Имущественные риски, методы избежания или снижения
Реферат ОАО "Лидахлебопродукт", его характеристика, анализ оргструктуры и выпускаемой продукции
Реферат Проектирование информационных систем 4
Реферат 6. приоритетные направления развития организаций пищевой и перерабатывающей промышленности
Реферат Назначение и возможности 3ds МАХ 90