Реферат по предмету "Психология"


Психологические аспекты профессиональной ориентации

МОСКОВСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОТКРЫТЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
Факультет психологии
Контрольная работа покурсу: «Психология труда»
Тема:
Психологические аспектыпрофессиональной ориентации
Выполнила студентка
Борунова М.
Москва 2007

Содержание
1. Понятие профориентациив психологии
2. Профориентация с точкизрения возрастной периодизации
3. Исторический аспектформирования и развития профориентации
Список литературы

1. Понятиепрофориентации в психологии
Профориентацияв психологии – очень объемное понятие и предполагает широкий, выходящий зарамки психологии и педагогики комплекс мер по оказанию помощи при выборепрофессии.
На основанииисследований Парсонса было дано следующее определение профориентации«Профессиональная ориентация — это процесс оказания помощи индивиду в изучениипрофессии и собственных личных качеств, процесс, завершающийся разумным выборомпрофессии» [Укке Ю.В.,1990., Вопр.псих.№5, с.17].
Климов же далтакое определение профориентации: Профориентация есть комплекс«социально-экономических, психолого-педагогических и медико-физиологическихзадач, цель которых — формирование у личности профессиональногосамоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности изапросам общества в кадрах. По своему содержанию она психолого-педагогическаяпо сфере действия социальная, а результаты сказываются на экономической жизниобщества» [Климов Е.А.,1983, Псих. и пед.,№2, с.18].
Е.А. Климовыми его сотрудниками были разработаны принципы проведения профконсультации, какодного из инструментов профориентации. Они понимали профессиональнуюконсультацию как определенную психолого-педагогическую задачу, которая включаетв себя: обеспечение школьника и его родителей общую ориентировку в мирепрофессий и системе учебных заведений, предоставление информации о профессиональноважных личных качествах (ценностные ориентации, склонности, способности,здоровье). Также необходимо было обеспечить учащегося и его родителейконкретными знаниями о потребностях страны, города, района в кадрах. Эта группазадач имеет скорее информационное содержание. Не менее важным было решениетаких задач, как помощь школьнику в соотнесении трех вышеназванных группызнаний и выборе наиболее соответствующего личным качествам вида будущейдеятельности, и помощь учащемуся в принятии сознательного и самостоятельногорешения в выборе наиболее приемлемого профессионального учебного заведения.Дополнительной задачей подобной работы было выявление таких психологическихособенностей ученика, которые можно рассматривать как относительныепротивопоказания к выбору тех или иных профессий [Климов Е.А.,1990., с.45.].Таким образом, данные принципы оказания помощи охватывали несколько направленийи учитывали и информационный и психологический аспекты выбора профессии. Такойподход позволил увеличить точность и самостоятельность в выборе профессии.
Важноотметить, что основной акцент в профориентационной работе был сделан напрофориентацию школьников. Ученые Н.Ф. Гейжан и А.Иовайша в своих работахподчеркивают необходимость предварительной подготовки к профессиональномувыбору, которая заключалась в формировании профессиональных интересов в рамкахучебного процесса профессиональной практики [Йоваша Л.А.,1983, с.47]. И.Ф.Гейжан значимым фактором формирования профессиональной направленности считаетвоспитание гражданской нравственности. Близкие идеи в дальнейшем найдут своеразвитие в работах Н.С. Пряжникова. В трудах Б.А. Федоришина и Н.Н. Захароваподробное внимание уделяется выявлению психологических свойств личности исопоставление их с требованиями профессии [Федоришин Б.А.,1987, с.120].
По мнениюученых Ленинградского университета Н.А. Грищенко и Л.А. Головей, программаиндивидуальной консультации должна включать данные об основных уровняхпсихологической структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности.«Традиционная профориентация осуществляется в двух планах: первый — этоизучение качеств и особенностей человека в соответствии с требованиямиконкретной профессии. Этот путь от профессии наиболее распространенный, ибольшинство тестов ориентировано именно на это. Более сложным представляетсявторой путь, который ставит задачей системное изучение потенциала человека, егоспособностей, склонностей, мотивации поведения. Хотя первый подход являетсятрадиционно более разработанным и широко используется в практике, онпредставляется более узким. Решая задачи конкретного производства, он необеспечивает задач всестороннего развития человека. Таким образом, мыпридерживаемся второго направления, которое идет от человека к профессии».Таким образом, в рамках данного подхода формируются новые задачипрофориентации: комплексное изучение человека, как субъекта профессиональнойдеятельности, и его возможностей и использование профессиональной деятельностикак возможности имеющегося потенциала [Ананьев Б.Г.,1960, с.45]. Происходитсмещение акцентов с обеспечения общества необходимыми кадрами на ценностьсамореализации личности в профессиональной деятельности.
СотрудникамиЯрославского Центра профориентации под руководством И.В. Кузнецовой построенанормативная модель процесса принятия решения о выборе профессии. Эта модельположена в основе процедуры профконсультации, заключающейся в совместномрешении консультантом и консультируемым задачи по выбору профессии. Былсформулирован новый принцип повышения эффективности профориентационной работы — совместность принятия решения о профессиональном выборе. Ответственность засовершаемый выбор смещается от консультанта к консультируемому.
Проблемапрофориентации рассматривается как проблема помощи в профессиональномсамоопределении школьников. Главными становятся вопросы, связанные с изучениеми развитием личности. Были разработаны принципы, провозглашающие значимостьпостепенного формирования профессионального выбора. Предполагалось, что впомощи может участвовать несколько сторон: школьник, родители, учителя,профконсультант, система УПК или другой ознакомительной практики.Разрабатываются системы комплексного изучения личности и профориентацияспособствовать решению задач личности, а не заполнению свободных рабочих мест.Профконсультант играет роль помощника, который знакомит с миром профессий,диагностирует интересы и способности, советует то или иное направление.
2. Профориентацияс точки зрения возрастной периодизации
Многие авторыв своих работах, указывали на особенность подросткового периода в ряду другихэтапов жизненного пути человека сопоставляют его с этапом выбора профессии.
Д. Сьюпер, вчастности, поддерживает идею о том, что люди различаются по складу личности иуникальным возможностям и поэтому выбирают себе профессии, в которых они смогутиспользовать свои знания и умения.
Р. Хейвигхерстпредлагает альтернативное видение этапов профессионального пути. Его интересуютне столько потребности и способности индивидуума, сколько приобретениеустановок и трудовых навыков, которые позволяют людям стать полноценнымиработниками. Человек на данном этапе выбирает профессию и начинает себя к нейподготавливать.
В рамкахклассификации Е.А. Климова стадии профессионального развития были сопоставленысо стадиями формирования личности. В качестве периодизации возрастногоразвития, в параллели с которой выстраивается периодизация этаповпрофессионального развития, взята периодизация В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина.Этот подход помогает основательнее понять некоторые специфические особенностиличности в процессе профессионального становления.

3.Исторический аспект формирования и развития профориентации
Зачаткипрофориентации можно обнаружить уже в древних цивилизациях. В основном этовыражалось в оценке профпригодности, диагностике знаний, умений, способностей.
Основнаяистория профориентации, ее начало, относится к моменту коренных изменений вобщественном укладе. К концу 19-го — началу 20-го века относятся первые примерыпопыток изучить индивидных и личностных свойств. Возникновение профессиональнойориентации обычно связывают с появлением первого кабинета профориентации в 1903году в Страсбурге (Франция). Впервые в 1908 году в г. Бостоне Ф. Парсонсорганизовал профконсультационное бюро для учащихся городских школ. Отличительнойчертой этого бюро было то, что оно не направляло подростков на работу.
Первое бюропрофконсультации в России было создано по инициативе В.М. Бехтерева в 1927 годупри Ленинградской бирже труда и научно-исследовательском институте по изучениюмозга. В дальнейшем эта идеяВ.М. Бехтерева получила свое развитие в трудах С.Г. Геллерштейна.
Отечественныепедагоги и деятели народного образования этого периода, такие как П.П.Блонский, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и другиетакже рассматривали решение проблемы профориентации учащихся в неразрывнойсвязи с интересами подростков.
В 1932 годувышла книга А.Б. Болтунова «Принципы и система профориентации в школе».Исследование, проведенное им, показало, что профориентационная работа в школьнойпрактике проводилась лишь в выпускных классах. А.Б. Болтунов предложилпроводить данную работу на всем протяжении обучения учащихся в школе. При этомон подчеркивал, что она должна осуществляться в учебном процессе.
Заслуживаетвнимания предложенная им система профориентационной работы с учащимися. Онавключала следующие структурные компоненты:
1)     профпросвещение(на уроках, беседах, лекциях, встречах с передовиками труда, в процессеэкскурсий);
2)     профконсультация,основанная на длительном педагогическом
3)     наблюденииза учащимися в учебно-воспитательном процессе, а также по
4)     следующеммедицинском и психотехническом обследовании;
5)     профотбор(профподбор) в учебное заведение или на работу на основе профконсультационногозаключения;
6)     профадаптация,заключающаяся в проверке правильности
7)     профконсультационныхзаключений, выданных учащимся [Пряжникова Е.Ю., 2005, с.43]
Активнопретворялась в практике профориентационной работы также высказанная А.Б.Болтуновым идея взаимодействия школы, семьи и профконсультационных учреждений.
В 50-х годахв США была разработана новая теоретическая концепция профориентации — теорияпрофессионального развития. Автор ее — А. Маслоу [Укке Ю.В. 1972, с.11]. Вконцепции профессионального развития выдвигается идея так называемойсамоактуализацией человека.
Значительныйвклад в становление концепции профессионального развития внес Д. Сьюпер. Онисходил из того, что выбор профессии — результат процесса развития, по меревзросления ребенка усиливается связь его с реальной действительностью. Д.Сьюпер выделяет несколько качественно отличных этапов профессиональногоразвития. По его мнению, на каждом этапе необходим свой подход кпрофессиональному развитию личности. Соотнесение этапов профессионального ростас содержанием подготовки на каждом из них показывает, что это прогрессивныйдлительный процесс, имеющий определенную структуру. В 1952 году Д. Сьюперсделал попытку разработать единую «Теорию профессионального развития». В ееоснове лежат следующие положения:
•       людиотличаются друг от друга по их способностям и интересам;
•       ониобучаются определенным профессиям в соответствии с этими качествами;
•       каждаяпрофессия предъявляет свои требования к личности.
•       Личностьдолжна отвечать специфическим требованиям профессии, про
•       являтьупорство в овладении ею, а также уметь взаимодействовать с другими людьми втруде;
•       предпочтениечеловеком данной профессии, его компетентность, общение на работе,профессиональный рост — все подвержено изменениям и ничто не остается стабильным,кроме желания утвердить свое
•       «Я».Все это позволяет сказать, что процесс вхождения в профессию — самоутверждающий,изменчивый и длительный;
•       этотпроцесс может быть разделен на стадии жизни;
•       типкарьеры определяется социально-экономическим статусом
•       семьииндивида, его умственными способностями и личными чертами, а
•       такженаличием возможности для раскрытия своих способностей;
•        развитиемв рамках стадий жизни можно управлять, стимулируя профессиональные способностии интересы индивида, а также помогая
ему соотнестисебя и реальность в процессе утверждения своего «Я»;
•       процесспрофессионального развития, в сущности, есть развитие и утверждение своего «Я».Это компромисс между индивидуальными
•       исоциальными факторами;
•       процесскомпромисса между индивидуальными и социальными
•       факторамиесть принятие ролей. Роль может разыгрываться на уровне фантастическихпредставлений о будущей профессии в раннем детстве, в реальной трудовойдеятельности, в процессе внеклассной работы, в процессе
•       трудовойпрактики на предприятии;
•       удовлетворениеработой и жизнью зависит от степени адекватности (соответствия) интересов,способностей, личных черт, системы ценностей в работе и жизни.
•       РаботыД. Сьюпера послужили теоретической основой современной концепциипрофессионального развития личности, а также практики профконсультации илипрофессионального руководства («Гайденс»).
В этот жепериод в 50-х — начале 80-х годов XX века в нашей стране разрабатывалсяличностный, деятельностный подход к профконсультации. Этому способствовалоучение Л.С. Выгодского о «зоне ближайшего развития» в процессе формированияличности, о ведущей роли самосознания в раннем юношеском возрасте.
В рамкахсовременных научных направлений ведущей становиться формирующаяпрофориентационная деятельность, которая направлена на решение задачформирования у личности адекватной самооценки, самостоятельности, уменияправильного выбора профессии, активности.
С целью решения вопросов профессиональной ориентации подростков внашей стране в 1986 году была создана государственная служба профориентации
Основная цель системы профориентации — оптимизация процесса поискаподходящего места работы в соответствии с личными интересами граждан ипотребностями рынка труда..
Обучение и труд должны нести удовлетворение от преодолениятрудностей и достижения цели, радость формирования себя как профессионала.Когда требования профессии и возможности человека совпадают, топрофессиональный путь не столь тернист, а приоритетами в деятельностистановятся мотивы творчества. И тогда в мире появляется личность, раздвигающаягоризонты своей отрасли, определяющая пути развития конкретной сферыобщественной практики на многие десятилетия вперед, и просто счастливыйчеловек.

Список литературы
1.   АнаньевБ.Г. Психология чувственного познания. – М.,1960. – 193 с.
2.   ЙовашаЛ.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. – М., 1983. – 63с.
3. КлимовЕ.А. Как выбрать профессию. – М., 1990. – 159с.
4.Укке Ю. В.Диагностика сознательности выбора профессии у японских школьников // Вопросыпсихологии. – 1990.- №5.
5. ФедорошинБ.А. Профконсультационная работа со старшеклассниками. – М.,1987. – 195с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.