Реферат по предмету "Психология"


Психологическая помощь семье, имеющей ребенка-инвалида

Введение
Семья– это первый непосредственный объект социальной педагогики и психологии. Всеначинается с семьи, и все ею для социальной педагогики и психологиизаканчивается. Работая на семью, социальный педагог-психолог работает наобщество, свой народ и государство. Вот почему тема настоящего рефератаособенно актуальна, а по значимости выходит на первый план. Ребенок – лицо сограниченными физическими возможностями в семье – чрезвычайная ситуация длявсего общества. И помочь облегчить эту ситуацию может только социальныйпедагог-психолог.
Хотяпсихологическое консультирование родителей представляет собой относительноновый вид практической деятельности социальных педагогов-психологов, строитсяоно сегодня не на пустом месте. И в нашей стране и за рубежом уже накоплензначительный опыт в этой области.
Долгродителей, а в частности матери – успокоить ребенка, облегчить его переживания,создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальныйпедагог-психолог.
Отличительнойособенностью сложившейся в настоящее время консультативной практики являетсяразличная частота обращений родителей по поводу детей инвалидов.

Психологическийклимат в семье зависит от межличностных отношений, морально-психологическихресурсов родителей и родственников, а также от материальных и жилищных условийсемьи, что определяет условия воспитания, обучения и медико-социальнуюреабилитацию.
Выделяюттри типа семей по реакции родителей на появление ребенка инвалида:
— с пассивной реакцией, связанной с недопониманием существующей проблемы;
— с гиперактивной реакцией, когда родители усиленно лечат, находят «докторов — светил», дорогостоящие лекарства, ведущие клиники и т. д.;
— со средней рациональной позицией: последовательное выполнение всех инструкций,советов врачей, психологов.
Появлениев семье ребенка с ограниченными возможностями всегда тяжелый психологическийстресс для всех членов семьи. Часто семейные отношения ослабевают, постояннаятревога за больного ребенка, чувство растерянности, подавленности являютсяпричиной распада семьи, и лишь в небольшом проценте случаев семья сплачивается.
Отецв семье с больным ребенком – единственный добытчик. Имея специальность,образование, он из-за необходимости большего заработка становится рабочим, ищетвторичные заработки и, практически, не имеет времени заниматься ребенком.Поэтому уход за ребенком ложится на мать. Как правило, она теряет работу иливынуждена работать ночью (обычно – это надомный труд). Уход за ребенкомзанимает все ее время, резко сужен круг общения. Если бесперспективны лечение иреабилитация, то постоянная тревога, психоэмоциональное напряжение могутпривести мать к раздражению, состоянию депрессии. Часто матери в уходе помогаютстаршие дети, редко бабушки, другие родственники. Более тяжелая ситуация, еслив семье двое детей с ограниченными возможностями.
Наличиеребенка-инвалида отрицательно влияет на других детей в семье. Им меньшеуделяется внимания, уменьшаются возможности для культурного досуга, они хужеучатся, чаще болеют из-за недосмотра родителей.
Психологическаянапряженность в таких семьях поддерживается психологическим угнетением детейиз-за негативного отношения окружающих к их семье; они редко общаются с детьмииз других семей. Не все дети в состоянии правильно оценить и понять вниманиеродителей к больному ребенку, их постоянную усталость в обстановке угнетенного,постоянно тревожного семейного климата.
Нередкотакая семья испытывает отрицательное отношение со стороны окружающих, особеннососедей, которых раздражают некомфортные условия существования рядом (нарушениеспокойствия, тишины, особенно если ребенок-инвалид с задержкой умственногоразвития или его поведение негативно влияет на здоровье детского окружения).Окружающие часто уклоняются от общения и дети с ограниченными возможностямипрактически не имеют возможности полноценных социальных контактов, достаточногокруга общения, особенно со здоровыми сверстниками. Имеющаяся социальнаядепривация может привести к личностным расстройствам (например,эмоционально-волевой сферы и т.д.), к задержке интеллекта, особенно еслиребенок слабо адаптирован к жизненным трудностям, социальной дезадаптации, ещебольшей изоляции, недостаткам развития, в том числе нарушениям коммуникационныхвозможностей, что формирует неадекватное представление об окружающем мире.Особенно это отражается на детях с ограниченными возможностями, воспитывающихсяв детских интернатах.
Обществоне всегда понимает проблемы таких семей и лишь небольшой их процент ощущаетподдержку окружающих. В связи с этим родители не берут детей с ограниченнымивозможностями в театр, кино, зрелищные мероприятия и т.д., тем самым обрекая ихс рождения на полную изоляцию от общества. В последнее время родители саналогичными проблемами налаживают между собой контакты.
Родителистараются воспитывать своего ребенка, избегая его невротизации, эгоцентризма,социального и психического инфантилизма, давая ему соответствующее обучение,профориентацию на последующую трудовую деятельность. Это зависит от наличияпедагогических, психологических, медицинских знаний родителей, так как, чтобывыявить, оценить задатки ребенка, его отношение к своему дефекту, реакцию наотношение окружающих, помочь ему социально адаптироваться, максимальносамореализоваться, нужны специальные знания. Большинство родителей отмечают ихнедостаток в воспитании ребенка с ограниченными возможностями, отсутствуютдоступная литература, достаточная информация, медицинские и социальныеработники. Почти все семьи не имеют сведений о профессиональных ограничениях,связанных с болезнью ребенка, о выборе профессии, рекомендуемой больному стакой патологией. Дети с ограниченными возможностями обучаются в обычныхшколах, на дому, в специализированных школах-интернатах по разным программам(общеобразовательной школы, специализированной, рекомендованной для данногозаболевания, по вспомогательной), но все они требуют индивидуального подхода.
Получивинформацию о такой семье, составив план оказания ей помощи, педагог-психологсоставляет рекомендации родителям, как следует ухаживать за таким ребенком.План реабилитации ребенка-инвалида составляется на каждого ребенка отдельно.
Вцентре с детьми-инвалидами работают психолог, невропатолог, психоневролог,логопед, массажист, дефектолог, инструктор по лечебной физкультуре.
Учитывая,что эти дети плохо ориентируются в жизни, плохо знают то, что их окружает,социальный педагог выделяет ряд проблем, которые ребенок решает только с ним.Составляются программы, которые включили бы ребенка в окружающий мир. Часть изних относится к личности ребенка, его поведению и часть – к его поведению вобществе.
Работапедагога-психолога направлена на то, чтобы помочь ребенку приобрести умения инавыки общения в окружающей его среде.
Дляпреодоления трудностей общения детей-инвалидов со здоровыми детьмипедагог-психолог составляет программу, по которой ребенок подготавливается ктакому общению. Это может быть конкурс, обсуждение книг и фильмов, участие вднях рождения.
Включениедетей-инвалидов в трудовую деятельность (фото, швейное дело, ремонт обуви,работы по дереву) также ложится на плечи социального педагога-психолога. Здесьнужно не только подготовить и заключить договоры, но и научить ребят профессии,дать необходимые умения и навыки.
Долгродителей, а в частности матери – успокоить ребенка, облегчить его переживания,создать в семье атмосферу оптимизма. Поможет в этом только социальныйпедагог-психолог.
Пример:когда Анне, старшей из троих детей, в возрасте 8 лет было впервые назначенолечение, ее родители уже впали в отчаяние и ощущали вину из-за неспособностиконтролировать поведение дочери. Анна испытывала серьезные трудности в общениисо сверстниками, часто раздражалась дома, а некоторые специалисты попсихическим заболеваниям и работники школы, с которыми консультировалисьродители, видели причину в неправильном воспитании девочки. Поскольку родителиАнны были выходцами из семей, в которых было не принято обсуждать психическиезаболевания, семейный анамнез выяснить не удалось. Многие семьи живут попринципу «страусиной политики»: если не упоминать о семейных проблемах, они,возможно, исчезнут сами собой. Однако проблема существует и, мешает ребенкуполучить помощь.
Толькопосле того как у Анны начался эпизод выраженной депрессии с последующейманиакальной симптоматикой, родители по-новому взглянули на семейный анамнез.Теперь, когда симптомокомплекс дочери все больше походил на биполярноерасстройство, стало ясно, что родственники по материнской и отцовской линиитакже страдали теми или иными расстройствами настроения. Поняв истоки проблемы,родители стали более терпимо относится к поведению дочери. Вместо того чтобы вочередной раз обвинять друг друга в огрехах воспитания или реагировать навызывающее поведение девочки, они стали активно участвовать в ее лечении. Вроли тренера выступал психотерапевт Анны; с его помощью родители приступили кпланированию стратегий преодоления болезненной симптоматики дома. Родителитакже договорились с администрацией школы, чтобы обсудить, как помочь девочке.И что особенно важно, под руководством психотерапевта родители Анны такжеприложили все усилия, чтобы помочь дочери разобраться с возникшими у неепроблемами: неумение сдерживаться, возмутительное поведение, трудности сзасыпанием, громкий голос, навязчивая манера говорить были не столько ее виной,сколько проявлением расстройства настроения. Они также сообщили дочери, чторешение проблем зависит только от нее. Анна, ее родители, психиатр ипсихотерапевт действовали как одна команда, помогая девочке справиться сболезненными проявлениями.
Советматери, как справиться с проблемой инвалидности ребенка:
1.     Избавьтесь отчувства вины и начинайте действовать.
2.     Будьте реалистичны.
3.     Незлоупотребляйте, но и не пренебрегайте правилами.
4.     Будьте проще.
5.     Проявляйтегибкость.
6.     Тщательновыбирайте темы для споров.
7.     Станьтеспециалистом в решении проблем.
8.     Наладьте общение:
а)выслушивайте, не критикуя, ребенка с его чувствами и проблемами;
б)прежде чем давать советы, поинтересуйтесь у ребенка, хочет ли он их выслушать;
в)открыто обсуждайте с ребенком вопросы, вызывающие у вас беспокойство, но приэтом тщательно выбирайте темы для дискуссий;
г)старайтесь своевременно обсуждать и решать проблемы, не позволяя имнакапливаться и обостряться;
д)делайте акцент на хорошем;
е)делайте замечания спокойным тоном;
ж)высказывайте больше позитивных, чем негативных комментариев;
з)не забывайте о значении языка тела;
и)избегайте игры «Двадцать вопросов» (не следует постоянно мучить ребенка,расспрашивая о его самочувствии).
9.Назовите врага по имени.
10.Делите радость и боль.
Установитедоверительные отношения с людьми, которые непосредственно участвуют ввоспитании ребенка. Если ваш партнер имеет сходные представления о заболеванииребенка и важности лечения, это замечательно. Когда родители действуют сообща,им удается справиться даже с самыми трудными ситуациями. Если же родителипротивостоят друг другу, простейшая задача кажется неразрешимой. В однихслучаях родителям довольно легко договориться и найти выход из положения. Вдругих – лучше признать существующие разногласия и поручить решение проблемыодному из родителей. Налаженное общение служит основой эффективного сотрудничества.Чтобы улучшить взаимодействие с супругом, используйте те же стратегии, что и вобщении с ребенком. Деятельное участие в лечении ребенка принесет пользу ему,семье и лично вам.
Отличительнойособенностью сложившейся в настоящее время консультативной практики являетсяразличная частота обращений родителей по поводу детей инвалидов. Необходимым,хотя и недостаточным условием психического развития в онтогенезе являютсянормальное состояние здоровья ребенка в целом и полноценность его органическогосубстрата, обеспечивающего соответствующую нейрофизиологическую активностьмозга. Специфика онтогенетического развития в значительной мере определяетсятем, что оно происходит в условиях активного формирования морфофункциональныхмозговых систем, происходящего не только на протяжении внутриутробного развитияребенка и раннего детства, но и как показывают данные последних исследований,продолжающегося вплоть до 20 – 25-летнего возраста.
Впоследние годы заметное место среди разнообразных соматических болезней стали заниматьсостояния, основными причинами которых служат эмоциональные факторы.Показательно, что многие специалисты-медики признают первостепенную рольпсихологического исследования в ранней диагностики негрубых нарушений нервнойдеятельности у детей.
Основныезадачи психологического консультирования детей инвалидов.
Практика,таким образом, показывает, что современный этап развития нашего общества нестолько способствует снятию многообразных социально-психологических проблемдетства, сколько умножает и усугубляет их. Поэтому на данном этапе становленияпсихологической службы индивидуальная работа с населением по консультированиюматерей детей с ограниченными физическими и умственными возможностями должнабыть направлена на активную пропаганду психологических знаний среди матерей иучителей, на профилактику отклонений от нормального хода психического развитияребенка, а также на разработку рекомендаций по организациикоррекционно-педагогической работы с детьми-инвалидами. Однако потенциальныевозможности помощи детям с ограниченными физическими и умственнымивозможностями и их матерям со стороны социальных педагогов-психологов далеко неисчерпываются контролем и рекомендациями. Одним из наиболее действенныхнаправлений расширения работы является организация при консультацияхспециализированных психолого-коррекционных групп для детей-инвалидов и родителей– ведь по многим причинам родители далеко не всегда могут самостоятельнопроводить успешную коррекцию. Между тем, как подчеркивал Д. Б. Эльконин, «безпедагогической коррекции контроль бессмыслен».
Итак,какова же роль социальных педагогов-психологов в решении обозначенных вышепроблем? Вначале 30-х гг. ХХ века Л. С. Выготский утверждал, что «решительновсе практические мероприятия по охране развития ребенка, по его воспитанию иобучению, поскольку они связаны с особенностями того или иного возраста,необходимо нуждаются в диагностике развития». И хотя сегодняшняядействительность еще далека от «применения диагностики развития к решениюбесчисленных и бесконечно многообразных практических задач», и обществозачастую обходится интуитивным а не научным пониманием логики возрастногоразвития, тем не менее реальное участие психологов в решении проблем детскогоразвития заметно расширяется. Что же касается конкретных задач психологическогоконсультирования в областях жизни матери с ребенком-инвалидом, то они ужеобозначились достаточно четко. Кратко перечислим их.
Общуюзадачу психологического консультирования составляет психологическая помощьматери, имеющей ребенка с ограниченными физическими и умственнымивозможностями, контроль за ходом психического развития ребенка на основепредставлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этогопроцесса. Указанная общая задача на сегодняшний день включает в себя следующиеконкретные составляющие:
1.      ориентацияродителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных ииндивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2.      своевременноепервичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психическогоразвития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;
3.      предупреждениевторичных психологических осложнений у детей с ограниченными физическими иумственными возможностями, с ослабленным соматическим или нервно-психическимздоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно сдетскими патопсихологами и врачами);
4.      составлениерекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьномобучении для учителей, родителей, и других лиц;
5.      составление(совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций повоспитанию детей в семье;
6.      коррекционнаяработа индивидуально или(и) в специальных группах при консультации сдетьми-инвалидами и их родителями;
7.      психологическоепросвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.

Заключение
Взаключение хотелось бы подчеркнуть особое значение современной психологическойпомощи детям с ограниченными физическими и умственными возможностями и ихблизким, а также несводимость ее главных задач лишь к выявлению отклонений отнормы. Известно, что глубокий, нередко застарелый характер психологическихпроблем матерей детей-инвалидов, обращающихся за помощью в консультации, даетопределенные основания для пессимистической оценки возможностей современнойпсихологии в практике консультирования.
Однаков отношении детского возраста подобный пессимизм вряд ли уместен. Развитиеребенка-инвалида не может рассматриваться как фатально обусловленный процесс.Формирование личности детей с ограниченными физическими и умственнымивозможностями открыто влиянию всех благотворных перемен как в объективных, таки в субъективных условиях этого процесса. В определенном смысле это позволяет,на наш взгляд, говорить о приоритетном значении проблем детства в рамках службыпсихологической помощи.

Списокиспользованной литературы
1.      Абраменкова В.В.Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детскойсубкультуре. М., 2000
2.      Алешина Ю.Е.Семейное и индивидуальное психологическое консультирование. М., 1994
3.      Браун Дж.,Кристенсен Д. Семейная психотерапия и семейное консультирование. М., 2001
4.      Бурменская Г.В., ЗахароваЕ.И., Карабанова О.А… и др. Возрастно-психологический подход кконсультированию детей и подростков. М., 2003.
5.      Василькова Ю. В.,Василькова Т. А. Социальная педагогика: курс лекций: учебное пособие длястудентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр«Академия», 2000
6.      Возрастно-психологическийподход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е.И. Захарова.– М.: Издательский центр «Академия», 2002
7.      Гаврилова Т.П.Психология семьи. М., 2002
8.      Гарбузов В.И.,Захаров А.И., Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. Л., 1997
9.      Дружинин В.П.Психология семьи. М., 1996
10.   Игумнов, С.А.Основы психотерапии детей и подростков: справочное пособие / Под ред. В. Т.Кондрашенко. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2001
11.   Карабанова, О.А.Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебноепособие / О. А. Карабанова. – М.: Гардарики, 2006
12.   Клиническая исудебная подростковая психотерапия / Под ред. проф. В. А. Гурьевой. – М.:Генезис, 2001
13.   Фристад М.,Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером. – СПб.: Питер, 2004


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Процессы функционирования окказиональных лексических единиц в романе Р Кено Зази в метро
Реферат Отечественная война 1941-1945 г. Битва под Мосвой
Реферат Финансы России в дореволюционный период
Реферат Толстой О безумии
Реферат The Metamorphosis Essay Research Paper They were
Реферат Происхождение морали. Этика буддизма
Реферат Антон Павлович Чехов русский писатель, прозаик, драматург. Родился 17(29) января 1860 года в г. Таганроге. Умер 2(15) июля 1904 года в г. Баденвейлер, Германия; похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище
Реферат 4 Экологическое образование и просвещение, деятельность общественных организаций
Реферат Основные фонды предприятия 4
Реферат Проблема парникового эффекта
Реферат Сходство фазового поведения смесей ПАВ с полимерами и смешанными растворами полимеров
Реферат «Психологические и медицинские аспекты детского суицида, технологии профилактики»
Реферат Маркетинг предприятия. Управление платежеспособностью и финансовой устойчивостью предприятия
Реферат Трудовое воспитание младших школьников
Реферат Администрация муниципального образования городское поселение печенга печенгского района мурманской области постановление от 19. 07. 11 №63