Психодиагностическиеметоды в психологии
План
1.Понятие о методе в психологии
2. Психологическиетесты и их оценка
3. Видытестов
3.1Тесты-опросники
3.2Тесты-задания
3.3Проективные тесты
4.Условия научной разработки и применения тестов
Литература
1. Понятие о методе в психологии
Под методом в психологической науке понимают способпознания действительности, т.е. реальности, в которой мы существуем. Методикойназывают способ осуществления деятельности специалистом. Методология – наука ометодах и их использовании в различных отраслях научных знаний. Эти понятиятесно взаимосвязаны между собой и присутствуют в деятельности психолога.
В силу единства сознания и деятельности, различия впсихологической природе акта деятельности сказывается и во внешнем егопротекании. Поэтому всегда существует некоторое соотнесение между внешнимпротеканием процесса и его внутренней природой, которое не всегда адекватно.Общая задача всех методов – объективно выявить это соотношение и, такимобразом, по внешнему протеканию акта определить его внутреннюю психологическуюприроду. Поскольку каждый отдельно взятый акт поведения допускает различныепсихологические истолкования, необходимо, чтобы внутреннее психологическоесодержание действия раскрывалось не из взятого изолированного акта, а изсистемы деятельности.
Явления, изучаемые психологией настолько сложны имногообразны, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехинепосредственно зависели от системы совершенства применяемых методовисследования.
Все методы исследования имеют своей целью раскрытиезакономерностей психики и поведения человека. При этом каждый отдельно взятыйметод осуществляет это с присущими ему особенностями.
Говоря о классификации методов, нужно отметить, что насегодняшний день в психологической науке нет едино принятой и однозначной трактовкиэтому понятию.
Большая заслуга в работе по классификации методовисследования принадлежит Б.Г.Ананьеву. Он предложил многоплановую классификациюс выделением четырех групп методов (организационные, эмпирические, методыобработки данных, интерпритационные методы).
В.И.Дружинин предлагает классифицировать все методы какэмпирические, теоретические, интерпритационные.
Взяв за основу эти классификации удалось выработатьследующий вариант дифференциации методов:
Организационные методы (в эту группу входят методнаблюдения и метод эксперимента)
Вспомогательные методы (сюда относят метод экспертныхоценок, различные методы опроса, метод самонаблюдения, метод тестов, анализрезультатов деятельности)
Дополнительные методы (то есть методы, заимствованные издругих наук: электроэнцифолограмма, электроннограмма, кожно-гальваническаяреакция – из медицины, моделирование – из математики)
Методы обработки и интерпритации данных.
Каждый из этих методов научного исследования выступает впсихологии в различных более или менее специфичных формах.
2. Психологические тесты и их оценка
Тест –это фиксированное во времени испытание,предназначенное для установления количественных и качественных показателейиндивидуально-психологических различий.
Тест представляет собой серию заданий, ответы на которыеимеют однозначную интерпритацию. Суммарный балл по тесту сравнивается состандартной тестовой нормой. На основании результатов тестирования психологделает вывод о наличии уровня развития тех или иных свойств.
Тесты имеют как положительные, так и отрицательные сторонысвоего применения.Так, к положительным особенностям теста можно отнестиследующие:
Стандартизация условий и результатов тестирования (этозначит, что результаты тестирования не зависят от квалификации пользователя);
Оперативность и экономичность. Заключается в том, чтопсихолог, применяя метод тестов, может одновременно диагностировать большоеколичество испытуемых.
Количественный, дифференцированный характер оценки.
Оптимальная трудность.
Надежность.
Справедливость (обозначает равные условия для всехиспытуемых и защищенность от субъективности и предвзятости экспериментатора).
Учет психологического возраста.
Возможность компьютеризации.
Отрицательные особенности тестов можно выделить следующие:
Опасность автоматических ошибок при интерпритациирезультатов
Опасность профонации (т.е допускание ошибок приперепечатывании тестового материала). Сюда же можно отнести и неадекватноеиспользование тестов (использование тестов не по назначению).
Повышенная стрессогенность испытуемого в ходетестирования.
Репродуктивность (снижение достоверности диагностики примногократном предъявлении испытуемому одного и того же тестового материала).
Отсутствие доверительной обстановки (заключается в том,что во время тестирования отсутствует контакт с психологом, его поддержка иэмпатия).
Неадекватная сложность.
В зависимости от определенных критериев все тестовыеметодики можно классифицировать следующим образом:
По предмету исследования (интеллектуальные, личностные,межличностные)
По особенностям задач, которые ставит перед собой тест(практические (включает манипулирование предметами), образные (включаетманипулирование образами, рисунками, картинками), словесные (предполагаютоперирование словесной информацией)).
По характеру тестового материала (бланковые, аппаратурные,предметные, компьютерные).
По объекту оценки (процессуальные, тесты достижений, тестысостояний и свойств)
По характеру стимульного материала (вербальные –предполагают операции с понятиями, мыслительными действиями, невербальные –предполагают операции с наглядным материалом с опорой на перспективные ипсихомоторные функции)
По количеству участников (индивидуальные, групповые).
По форме ответов (устные, письменные).
3. Виды тестов
3.1 Тесты-опросники
Опросники — обширная группа психодиагностических методик,задания в которых представлены в виде вопросов или утверждений. Эти вопросы илиутверждения не имеют правильных вариантов ответа и характеризуются только ихчастотой и направленностью. Эта группа методик предоставлена для полученияобъективных и субъективных данных об испытуемых. Показатели, полученные врезультате использования опросников имеют вероятностно-ориентирующий характер итребуют сопоставления с данными, полученными с помощью других методик.
В зависимости от количества измеряемых качеств опросникиделятся:
Одномерные (изучают только одну черту);
Многомерные ( изучают несколько черт одновременно);
В соответствии с принципом, который был положен в основуконструирования опросника выделяют
Факторные (производят изучение с помощью факторногоанализа);
Эмпирические (в основу положен критериально-ключевойпринцип).
В зависимости от характера изучаемого явления выделяют:
Опросники-анкеты (группа опросников, предназначенная дляполучения какой-либо информации о человеке, не имеющей отношения к еголичностным особенностям)
Опросники настроений и состояний (предназначены дляизмерения переходящих состояний в отличии от стабильных показателей);
Личностные опросники ( изучают стабильные показателиличности и различные ее особенности)
Личностные опросники имеют свою классификацию:
Опросники черт личности – изучают степень выраженности тойили иной черты и имеют в своём основании ту или иную теорию личности
Типологические – изучают личность как целостноеобразование не сводимое к набору черт.
Опросники мотивов – предназначены для диагностикимотивационно-потребностной сферы.
Опросники интересов.
Опросники ценностей
Опросники установок
У опросников существуют свои достоинства и недостатки. Кдостоинствам опросников, безусловно, следует отнести простоту их применения,легкость обработки и интерпритации полученных данных, наглядность полученныхданных, обоснованность полученных схем.
К недостаткам опросников в первую очередь относитсяпроблема достоверности, которая связана с несколькими явлениями:
Фальсификация данных (сознательное стремление испытуемогодать ложные сведения о себе, существует неосознанная фальсификация, котораявыступает как тенденция выдвигать на первый план только хорошие качестваличности.)
Феномен социальной желательности. Заключается в желаниииспытуемого поступать и выглядеть в соответствии с общепринятыми нормами,предьявлять желаемые и социально-одобряемые качества и стороны личности).
Для избежания недостоверности опросники имеют системузащиты. Способы защиты у опросников следующие:
Различные формулировки вопросов (т.е. «маскирующие»,дублирующие, буферные вопросы)
Введение различных шкал (шкалы лжи и шкалы социальнойжелательности)
Факторы детерминирующие ответы (предшествующий опыт,социальное одобрение, интеллектуальная оценка испытуемым вопросов и ответов).
3.2 Тесты-задания
Тест-задание — предполагает получение информации ипсихологической характеристики человека на основании анализа успешностивыполнения определенных заданий. В тестах этого типа испытуемому предлагаетсяопределенный перечень заданий. Количество выполненных заданий являетсяоснованием для суждения о наличии либо отсутствии, а также степени развитости унего определенных психологических качеств. Нужно сказать, что большинствотестов по определению уровня умственного развития принадлежат именно к этомутипу тестов.
3.3 Проективные тесты
Проективные тесты – методики, основанные на полученииинформации о человеке с помощью механизма проекции.
Проекция – не вполне осознанное приписывание другим людям,событиям, вещам и явлениям собственных мыслей, чувств и состояний. В методетестов проекция используется как не вполне осознанное отображение на нечеткомстимульном материале внутреннего мира испытуемого. Такое понимание частичносовпадает с определением проекции развившегося в психоанализе (защитныймеханизм, заключающийся в приписывании собственных чувств и побуждений другомуобъекту).
Проективные тесты предлагают для обследуемого достаточнонеопределенные ситуации, оставляющие ему свободу действий. Материал,предоставляемый для работы, может использоваться разнообразными способами.Главное здесь не объективное содержание, а субъективный смысл, то отношение,которое он вызывает у обследуемого.
Существуют так называемые принципы построения проективныхметодик:
Направленность на уникальное в структуре и организацииличности.
Личность – относительно устойчивая система динамическихпроцессов, организованных на основании потребностей, эмоций и индивидуальногоопыта.
Каждое действие, эмоциональное проявление индивида несет всебе отпечаток его личности (данное утверждение называется проективнойгипотезой).
Общим для всех проективных методик называютнеопределенность, неоднозначность используемых стимулов; отсутствие ограниченийв выборе ответа; отсутствие оценки ответа как правильного или ошибочного.
Выделяют 7 групп проективных методик:
Конститутивные (предполагают структурирование символов ипридание им смысла);
Конструктивные методики (создание из деталей осмысленногоцелого);
Катартические методики (предполагают осуществление игровойдеятельности в специально организованных условиях);
Интерпретативные методики (они предполагают истолкованиеиспытуемым какого-либо события)
Экспрессивные методики (рисование на свободную илизаданную тему).
Импрессивные методики (предполагает выбор испытуемогоодних стимулов другим).
Аддитивные методики – предлагает завершение предложений,рассказа либо истории.
Достоинства проективных методик заключается в том, что онишироко применяются при первых контактах с испытуемыми для установленияэмоционального контакта, данные методики не допускают симуляции т.к. ихназначение замаскировано и непонятно для испытуемого. К тому же, проективныеметодики удобны при работе с маленькими детьми, лицами с языковымиособенностями, неграмотными.
Наряду с достоинствами у проективных методик существует иряд недостатков. Особенностью работы с проективными методиками является то, чтоинтерпритация результатов во многом зависит от квалификации и опыта психолога.Существенным недостатком этих методик является недостаточная объективность процедурыисследования. При интерпритации результатов может иметь место феномен«вторичной проекции» (заключается в том, что полученные данные являются темматериалом, на который психолог проектирует свою собственную картину исубъективный профессиональный опыт). Такое перенесение называетсяинтериоризация.
4. Условия научной разработки и применения тестов
Для того, чтобы результаты тестов соответствовалиобъективной реальности, работа с ними были эффективной тесты и всепсиходиагнастические материалы должны соответствовать определенным требованиям.Эти требования предъявляются не только к разработке тестов, но и к ихприменению.
Одним из требований является надежность теста. Поднадежностью понимается помехоустойчивость теста, точность и независимость егорезультатов от действия случайных факторов (это могут быть разнообразныевнешние раздражители, динамичные внутренние факторы, информационно-социальныеобстоятельства). Надежность – достаточно важный показатель, т.к.онаустанавливает: измеряет тест какой-либо показатель, либо не измеряет его.
Также важным требованием является валидность теста.Валидность – комплексна характеристика теста, включающая сведения об областиисследуемого явления и репрезентативности диагностической процедуы по отношениюк нему. Другими словами, валидность говорит что именно мы измеряем с помощьюданного теста.Существуют следующие виды валидности:
Очевидная валидность (т.е. по заданиям и вопросам мы можемопределить область изучаемого явления
Содержательная валидность
Конструктная валидность (предназначена для более полногоописания переменной, которая диагностируется).
Следующим показателем является достоверность теста –особая разновидность валидности. Речь идет о сознательных или бессознателныхискажениях, которые вносят в тестовый состав сам испытуемый, руководствуясь входе теста особой мотивацией, отличающейся от той, которая присуща ему вреальном поведении. Т.о. достоверность теста – способность теста защищатьинформацию от мотивационных искажений.
Еще одним требование, предъявляемым к тесту являетсястандартизация. Она представляет собой унификацию, регламентацию, приведение кединым нормам процедур и оценок теста. Так, выделяют стандартизацию процедурытестирования и стандартизацию тестовых норм. Первая предполагает унификацию инструкции,бланка обследования, способа регистрации результатов, условий проведенияобследования.
Важным этапом стандартизации является установление норм,выбор критерия, по которому проводятся сравнение результатов. Таким критериемявляется статистическая норма, она всегда устанавливается на большойрепрезентативной выборке для которой она предназначена.
Говоря о применении тестов, нужно отметить необходимостьиспользования адаптированных для данного региона методик, а также соответствияданных методик возрасту, образованию и другим особенностям испытуемых.
Существуют определенные требования и к самой процедурепроведения исследования:
Инструкция сообщается всем испытуемым одинаковым образом(она как правило написана);
Никому из испытуемых не дается преимущество перед другими.
Никому из испытуемых не даются дополнительные пояснения иинструкции
Временные ограничения должны быть одинаковыми.
Исследования нужно проводить в одинаковое время и в схожихусловиях.
Литература
1. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. завед. –М.:ВЛАДОС, 1999. –Кн.1.-688 с.
2. Общая психология: Курс лекций / Сост. Е.И. Рогов. –М.: ВЛАДОС, 1998.-448 с.
3. Общая психология: учебное пособие / Л.А. Вайнштейн. – Мн.: Тесей, 2005.– 368 с.
4. А.Г. Шмелев Основы психодиагностики. – М.: «Феникс», 1996. – 544с.
5. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер,2002. – 688 с.