Реферат по предмету "Психология"


Психодиагностика и психокоррекция

СОДЕРЖАНИЕ
1.        Неязыковыетесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры.
2.        Психологическийдиагноз: принцип и уровни построения.
3.        ТестХолланда «мечты о профессиях».

 
1.Неязыковыетесты, тесты действия и тесты, свободные от влияния культуры
Особо рассмотрим тесты интеллекта, разработанные для испытания людей,которых невозможно адекватно оценить с помощью вербальных тестов. Речь идет омладенцах, о детях с дефектами речи, с некоторыми психическими и физическиминедостатками, о говорящих на иностранном языке, неграмотных, а также о лицах изнеблагоприятной культурной среды и некоторых других. Для исследования этихгрупп испытуемых применяются либо тесты действия, либо неязыковые тесты, либотесты, свободные от влияния культуры.
Одним из первых тестов действия, разработанных для испытания умственноотсталых детей, является тест воспроизведения прежнего порядка на доске.Созданный Э. Сегеном еще в 1866 г., он применяется и в настоящее время. Тестсостоит в следующем. На доске расположены от 2 до 5 предметов; экспериментаторснимает их и складывает в определенном порядке. Испытуемый должен как можнобыстрее вернуть предметы на прежнее место. Допускается три пробы; показателемпо тесту является самое короткое время, необходимое для выполнения задания.Тесты, подобные этому, но большей трудности, применяются для испытанияиностранцев. Широко применяется Лабиринтный тест Портеуса, разработанный в 1914 г. и усовершенствованный в 1959 г. Он состоит из серии изображенных линиями лабиринтов возрастающейтрудности. От испытуемого требуется, не отрывая карандаша от бумаги, провестикратчайший путь от входа до выхода из лабиринта. Этот тест используется дляисследования самых разных групп людей, включая умственно отсталых,правонарушителей и др. Подобные тесты действия были объединены в шкалу тестовисполнения Артура в 1930 г., стандартизированную на единой выборке иединообразную по методу оценки каждого теста. Вторая форма этой шкалы былавыпущена в 1947 г. Она состоит из 4 модифицированных старых тестов и одногонового, стандартизирована на новой выборке и применяется в качестве заменыпервой формы при повторном тестировании. Несколько слов о тестированиимладенцев и дошкольников (до 5 лет). Тестирование этого контингента испытуемыхпроходит индивидуально. Большинство тестов являются либо тестами действия, либоустными тестами; некоторые включают элементарные действия с карандашами ибумагой; часть тестов измеряет сенсорное и моторное развитие. Наиболее частодля тестирования младенцев применяется разработанная Р. Б. Кеттеллом Шкалаинтеллекта ребенка, охватывающая возрастные уровни от 2 до 30 месяцев. Н. Бейлибыла подготовлена. Шкала развития ребенка, предназначенная для детей отрождения до 15 месяцев. Шкала состоит из 3 частей: Умственная шкала направленана оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатковразвития речи; Моторная шкала измеряет уровень развития мышечной координации иманипулирования; Запись о поведении ребенка предназначена для регистрацииэмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивостии т д.
Культурно свободные тесты
И хотя технически невозможно разработать тест, полностью лишенный систематическихошибок, обусловленных культурными факторами, существует множество примеровтаких тестов, которые, по мнению авторов, могут называться «культурносвободными» по природе. Тест является культурно смещенным, когда члены однойкультурной группы дискриминируются по их способности отвечать на вопросыисключительно, на основе той культуры, в которой они выросли. Например, еслизадания теста содержит слова или фразы, которые обычно используют представителисреднего класса белых американцев, но редко — малоимущие чернокожие американцы,то этот тест будет давать систематическую ошибку по отношению к последним.Согласно утверждению У. Джеймса Пофама в работе «Совр. пед. измерения» (Moderneducationalmeasurement), необъективность втестировании появляется всякий раз, когда члены к.-л. подгруппы несправедливонаказываются или, напротив, получают преимущества вследствие принадлежности кданной подгруппе. Эта необъективность может принимать разные формы иобнаруживаться: а) в качествах теста, таких как стиль формулировок; б) в манеретестирования; в) в манере интерпретации результатов.
Тест считается культурно смещенным тогда и только тогда, когда онизмеряет нечто разное в двух или более субкультурах, а вовсе не потому, чторазные культурные подгруппы получают различные оценки по этому тесту. Инымисловами, тест не обязательно дает смещенные относительно определенной культурырезультаты, когда дети меньшинства оцениваются ниже как группа, чем детибольшинства населения. Данное несоответствие может означать, что в процессеобучения детям, принадлежащим к этому меньшинству, просто не дали информации,необходимой для ответов на вопросы теста и, следовательно, для отражениянедостатков образовательного процесса.
Хотя большинство авторов тестов сознательно стараются снизить связанную сопределенной культурой пристрастность при выборе и формулировке заданий,составлении инструкций и интерпретации результатов тестирования,предпринималось немало попыток создать Культурно свободные тесты, специальноконструируемые т. о., чтобы получить одинаковые распределения оценок дляразличных подгрупп. Большинство таких тестов измеряют уровень умений в областиобщей невербальной способности. В результате одной из целенаправленных,широкомасштабных попыток создать тест, свободный от влияния культуры, появилсятест общего интеллекта Девиса — Иллса. Предполагалось, что он будет измерятьобщую способность к рассуждению, опираясь на действие с рисованными картинкамилюдей в знакомых ситуациях, а не с чисто словесным или абстрактным материалом.Тест предназначался для работы с детьми в возрасте от 5 до 12 лет. Испытуемыерассматривали каждую картинку и делали выбор из трех возможных объяснений,зачитываемых исследователем. Тем не менее исследования показали, что надежностьи валидность этого теста явно недостаточны и что он не сокращает различий междуподгруппами по показателям результативности, выявляемых с помощью других тестовинтеллекта.
Иной подход к свободному от влияния культуры тестированию был развитЛайонелом Пенроузом и Дж. К. Равеном, опубликовавшими серию тестов«Прогрессивные матрицы Равена». Эти тесты были разработаны для оценки единогообщего фактора интеллекта (фактора g)который, согласно теории Чарльза Э. Спирмена, проявляется вовсякой интеллектуальной деятельности и, следовательно, должен измеряться всемикогнитивными тестами. Существует три формы «Прогрессивных матриц Равена»:«Стандартные прогрессивные матрицы» для обследования лиц в возрасте от 6 лет истарше; «Цветные прогрессивные матрицы» для обследования детей в возрасте от 4до 10 лет; «Прогрессивные матрицы повышенной сложности» для обследования«незаурядных» подростков и взрослых. Задача испытуемого — выбрать один из шестивозможных вариантов вставок, подходящих для заполнения пустого места вматрице-шаблоне. Тесты проводятся индивидуально или в группах и без ограниченияво времени. Инструкции очень просты. Цветные прогрессивные матрицы легче длямаленьких детей, чем стандартные, и особенно полезны для обследования детей сзадержками психического развития. Любую из форм ПМР можно заполнить в течение 1часа или быстрее.
/>
/>
Образцы заданий из теста «Прогрессивные матрицы Равена»
Культурно свободные тесты интеллекта Кэттелла по большей части несодержат картинок и словесных заданий; их можно проводить как индивидуально,так и в группе, хотя частые и иногда слишком длинные словесные инструкции могутзатруднить проведение этого теста с большими группами. Исследования с помощьютеста Кэттелла показали, что различные культурные подгруппы не получаютодинаковых средних оценок. Эти результаты в совокупности с данными другимиисследованиями говорят о том, что различия в средних оценках подгрупп вряд лиможно объяснить только наличием словесных заданий в тестах.
Еще один подход к свободному от влияния культуры тестированию реализованДжейн Мерсер в Системе мультикультурного множественного оценивания (Systemofmulticulturalpluralisticassessment— SOMPA). Этот подход состоит виспользовании батареи измерительных инструментов и последующем сравненииполученных оценок не только с нормой в национальной группе, но и с оценкамидетей со сходным происхождением.
Дж. Г. Мак-МилланИнструкцияк тесту
«Отметьте,пожалуйста, то утверждение в каждом разделе, которое наилучшим образомописывает культурную ориентацию вашего народа. При этом постарайтесь вспомнить,чему вас учили ваша семья, школа, религия. Просьба при ответе неруководствоваться вашими современными взглядами в том случае, если ониотличаются от того, чему вас учили».Тестовыйматериал
1.        В моей культуреважнейшим фактором при принятии решений люди считают:
1.        прошлое;
2.        настоящее;
3.        будущее.
2.        В моей культурелюди обычно считают, что они:
1.        жертвы природныхсил;
2.        живут в гармониис природой;
3.        управляют многимиприродными силами.
3.        В моей культуресчитается, что если людьми не управлять, то они, вероятно, будут совершать:
1.        плохие поступки;
2.        как плохие, так ихорошие поступки;
3.        хорошие поступки.
4.        В моей культурелюди считают самым основным в своих взаимоотношениях:
1.        наследство ипроисхождение;
2.        большую семью;
3.        индивидуальность,самобытность личности.
5.        В моей культурелюди полагают, что:
1.        существованиесамо по себе достаточно для жизни;
2.        рост и развитиеличности является самой важной целью в жизни;
3.        практическаядеятельность и достижение совершенства – лучшая цель.

 Ключк тесту
Номер раздела
ТК
СК
ДРК
1 а b c
2 а b c
3 а b c
4 а b c
5 а b c Обработкарезультатов теста
Математическаяобработка теста предполагает определение процентного соотношения ответовреспондентов по разделам и средних показателей по типам культуры. На этойоснове делается вывод о тенденции в принадлежности изучаемой культуры к одномуиз трех типов. При проведении массовых опросов можно получить надежные ирепрезентативные данные.Интерпретациярезультатов теста
В основутеста заложено представление о трех типах культуры.
Первый тип – традиционнаякультура (ТК) – характеризуется ориентацией людей на прошлое,приверженностью традициям, интересом к истории. Люди этой культуры воспринимаютприроду как вечную тайну бытия, как неразрешимую загадку, отгадать которую онине стремятся. Человек рассматривается как существо, зависимое от ближайшего социальногоокружения. Большое значение придается семейным связям, традиционности родственныхролевых отношений, религиозным ориентациям. В такой культуре не допускаетсявнутренняя свобода человека. За его действиями, поступками и даже мыслямиосуществляется постоянный строгий надзор со стороны сообщества. Процедурапринятия решений проходит коллективно, а результат решения зависит от старшихпо возрасту. Деятельность человека строго регламентирована. За успехи в работеи творческое отношение к делу человека, как правило, вознаграждают не сразу, ачерез какое-то время.
Второй тип – современнаякультура (СК) – характеризуется ориентацией людей на настоящее, насовременные им события. Люди стараются жить в гармонии с природой, беречь ее,интересуются экологическими вопросами. Человеческая натура понимается какпротиворечивое явление. Ценности этой культуры сосредоточены на человеке, егоправах, призвании; развитии его способностей, самореализации исамоактуализации. Отношения между людьми обычно формализованы, четко определеныих статусом и ролью в социальной системе. Дружеские отношения складываютсямедленно и отличаются глубиной и преданностью друг другу. Общество стремитсярегулировать поведение человека посредством морали, этических норм и правил. Вмежличностном общении люди обычно сдержанны, стараются соблюдать социальнуюдистанцию и ролевые предписания. Принятие индивидуального решенияосуществляется в процессе согласования взаимных потребностей, интересов ипланов на будущее с группой, семьей, трудовым коллективом. За результаты своейдеятельности человек в основном стремится получить не материальное, а моральноевознаграждение (слава, признание, успех).
Третий тип – динамическиразвивающаяся культура (ДРК) – характеризуется ориентацией людей набудущее, на достижение быстрых значительных результатов. Люди строяткраткосрочные планы и стараются реализовать их как можно более энергично. Длялюдей данной культуры «время – это деньги». Природа не представляет собойзагадки. Поскольку жизнь – это проблема, которую необходимо быстро и успешнорешить, природа должна подчиниться человеку. Все ее тайны должны быть раскрыты,законы ее развития установлены и описаны. Предназначение человека состоит вуправлении природой. Человеческая натура свободолюбива. Культивируется индивидуальность,независимость, автономность от социального окружения. Процесс принятия решенияосуществляется самостоятельно. Признается значимость индивидуальных интересов иценностей. В общении люди откровенны, непосредственны, ориентированы не на иерархию,а на равенство ролевых взаимоотношений. Социально признанной ценностью являетсяпредоставление обществом равных возможностей для развития каждого члена. Основуобщественного контроля составляет не мораль, а законность, неотвратимостьнаказания и обязательность материального вознаграждения. Внимание людей этойкультуры сосредоточено наделе, задании, работе. Человек часто сознательно самприносит себя в жертву делу, успеху, процессу, материальному достатку. Успешнаядеятельность предполагает, прежде всего, быстрое материальное вознаграждение.
2. Психологический диагноз: принципы и уровни построения
 
Психологический диагноз — результат психодиагностического обследования,выраженный в простейшем случае в форме отнесения испытуемого к определеннойпсиходиагностической категории. В общем случае ПД носит комплексный и системныйхарактер и содержит описание структуры выявленных психических свойств (в видепрофиля, в частности), возможное причинное объяснение текущего психическогосостояния индивида, а также прогноз его будущего поведения или возможныхсобытий в его жизни.
Психологический диагноз — конечный результат деятельностипсихолога, направленной на описание и выяснение сущностииндивидуально-психологических особенностей личности с целью оценки их актуальногосостояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемыхцелью исследования.
Порой не всегда достигаемая в психологическом диагнозе однозначность,определенность, а также ошибки считаются следствием несовершенства психодиагностическихметодик. Эти ошибки могут возникнуть в любом акте познания. Психодиагностическуюспецифичность они приобретают при соотнесении с используемыми в каждомконкретном случае методиками, тестами, теоретическими предпочтениями исследователя.
УРОВНИ ДИАГНОЗА:
·          симптоматический(или эмпирический) диагноз, ограничивающийся констатацией определенных особенностей илисимптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.
·          этиологическаядиагностика, учитывающаяне только определенные симптомы, но и причины, их вызывающие.
·          типологическаядиагностика, заключающаясяв определении типа лПсихологическоезаключение и психологический диагноз
По характерупроработанности психологическое заключение подразделяется на два вида:первичное и итоговое, уточненное. По аналогии с медицинскими вариантамипервичного и уточненного диагноза вначале формулируется только первичноезаключение, после обработки всего комплекса данных – итоговое.
Итоговоепсихологическое заключение является либо конечным этапом диагностическогопроцесса деятельности психолога, либо только составной частью общего заключения«диагноза» в том, например, случае, когда психологическое исследованиепроведено для уточнения клинико-психологической структуры нарушения. Диагнозвыставляется врачом (детским психиатром или невропатологом) при совместномобсуждении полученных результатов с психологом.
Выделениевариантов психологического заключения в известной степени условно, посколькуитоговое психологическое заключение при любом повторном обследовании илиобращении клиента переходит в разряд первичного уточненного. Психологическаяреальность не является в полном объеме стабильной и неизменной. Даже приолигофрении, благодаря правильной коррекционно-воспитательной работе сребенком, имеют место положительные сдвиги.
Психологическоезаключение должно быть кратким, но по возможности наиболее полно отражатьхарактер выявленных нарушений применительно к целям обследования:
—   клиническаяпрактика – объективизация психологической структуры психопатологическогосостояния для его квалификации или дифференциальной диагностики;
—   экспертизаэффективности лечебного или учебного процесса – фиксация состояния ребенка наданный момент;
—   школьная практика– определение основных параметров психологической структуры нарушения развитияприменительно к учебному процессу.
Психологическоезаключение может быть написано и в свободной форме, однако использованиеразличных схем заключения, как показывает практика, объективирует и унифицируетработу психолога, помогая выделять ключевые факты среди полученных,дифференцировать существенное и второстепенное. Варианты схемы заключенияразработаны различными авторами. Рассмотрим схему, предложенную М.М. и Н.Я.Семаго.
—   А. Общая частьзаключения
1.        Основные паспортныеданные ребенка.
2.        Основные жалобыродителей, педагогов, других лиц, сопровождавших ребенка на консультацию.
3.        Наиболее важныеанамнестические данные.
4.        Спецификавнешности и поведения ребенка в процессе обследования, в том числе егоэмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию(критичность и адекватность).
5.        Сформированностьрегуляторных функций.
6.        Общая оценкаоперациональных характеристик деятельности в различные моменты обследования (втом числе и ее динамический аспект).
7.        Особенностиразвития различных компонентов когнитивной сферы.
8.        Характеристикиэмоционально-личностной сферы, включая межличностные отношения.
—   Б. Специальнаячасть
1.        Психологическийдиагноз.
2.        Вероятностныйпрогноз развития.
3.        Рекомендации подальнейшему сопровождению ребенка.
Общая частьзаключения ориентирована не только на специалистов, но и на тех педагогов, ктоимеет непосредственный контакт с ребенком. В этой части раскрываются не толькотрудности и особенности развития ребенка, но и методы, благоприятные дляобучения: особые формы работы, передачи материала и т.д. Желательно по меревозможности отметить выявившиеся в ходе диагностики «сильные» стороны ребенка,способные стать дополнительными средствами компенсации имеющихся трудностей.
Только приусловии, что все специалисты полностью осведомлены об особенностях развитияребенка и используют эти знания в своей работе, можно построить действительноэффективную коррекционно-развивающую работу, основанную на целостноминтегративном подходе. Однако «открытость» информации о ребенке должна бытьподчинена деонтологическому принципу ее неразглашения, учитывая интересыребенка и его близких.
Психологическоезаключение и комплексный клинико-психологический диагноз состояния являются«дефинициями внутреннего пользования». Варианты комплексного (коллегиального)заключения, предназначенные для неспециалистов, формулируются и оформляются всоответствии с принятыми рекомендациями. Специальная часть заключения адресовананепосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана»,участвующим в сопровождении ребенка, оказании ему специальной помощи. В связи сее особой важностью рассмотрим эту часть подробнее.
Понятиепсихологического диагноза нельзя считать достаточно разработанным в современнойпсихологии. В практике этот термин применяется часто в очень широком инеопределенном смысле как констатация количественной и качественнойхарактеристики того или иного признака. В психометрии диагноз являетсяпроизводным от процедур тестового измерения, а психодиагностика определяетсякак идентификация психологических характеристик индивида с помощью специальныхметодов. Предпосылки содержательного подхода к определению психологическогодиагноза были намечены Л.С. Выготским и развивались позднее Д.Б. Элькониным,Л.А. Венгером, Н.Ф. Талызиной и др.
Цельдиагностического процесса – ответить на психологические вопросы и подготовитьфундамент для решения проблемы. Целостность процесса оказания психологическойпомощи отражает принцип единства диагностики и коррекции. В этом планесохраняют свою актуальность мысли Выготского о том, что качество постановкидиагноза определяется не только качеством диагностической методики, но ипрофессиональными знаниями, способностями и навыками психодиагноста: умениеинтерпретировать, расшифровывать иероглифы – основное условие для того, чтобыперед исследователем открылась осмысленная картина личности и поведенияребенка.
Выготскийнеоднократно отмечал, что тщательное обследование должно вестись специалистом,осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Онподчеркивал, что конечной целевой установкой педологического изучения ребенкадолжно быть педологическое или лечебно-педагогическое назначение – т.е. всясистема коррекционных индивидуально-педагогических мероприятий как важнейшаяпрактическая часть исследования одна только и может доказать его истинность,сообщит ему смысл.
Чтобы болееглубоко и тонко определить причины того или иного психологического явления,психолог должен уметь сочетать данные наблюдения и свои собственные впечатленияс заключениями, полученными в результате применения тестовых и другихобъективных методик. При этом ему следует творчески истолковывать симптомы.Начало научного знания — в точном наблюдении, тщательном и творческом мышленииа не в накоплении только лабораторных данных, подчеркивает позднее К. Роджерс.
Единственнонаучный путь построения психологического диагноза – квалификация данного этапаразвития ребенка в контексте этапов и закономерностей всего психологическогоонтогенеза, исследование механизмов формирования установленных трудностей.Никоим образом в центре психологического диагноза не должны оказыватьсянегативные или болезненные проявления, он всегда должен иметь в виду сложнуюструктуру личности. В плане изучения конкретного случая это означает применениедвустороннего анализа: с одной стороны, «расчленение психологических функций» свыяснением их качественного своеобразия; с другой – установление структурных ифункциональных связей между развитием отдельных сторон личности.
Сложностьструктуры отклоняющегося развития ребенка любого варианта дизонтогенеза,определяемая взаимообусловленным сочетанием органических и психофизическихфакторов с приобретенными вторичными отклонениями, обусловливает необходимостькомплексного, мультимодального подхода и к изучению его развития, и кпостановке диагноза.
Клинический(нозологический) диагноз требует констатации, описания и сведения к той илииной диагностической формуле выявляемых у ребенка симптомов, которые структурируютсяв определенном синдроме. Клинический диагноз основной практической целью ставитоказание врачебной помощи в виде определенных медикаментозно-терапевтическихсхем. Задача комплексной психолого-педагогической коррекции выявляемых уребенка дефицитов и искажений развития определяет роль клинического диагнозакак первичного, ориентировочного, приблизительного знания, если, конечно, он нерассматривается лишь как средство селекции (И.А. Коробейников).
Оказаниенеобходимой ребенку с отклонениями или нарушениями развития помощи во многомвыходит за границы чисто врачебной компетенции, поэтому в клиническойпсихологии и психиатрии вводится понятие функционального диагноза. СогласноВ.В. Ковалеву, это диагноз индивидуальных особенностей заболевания, болезненныхизменений и сохранных свойств личности, реакции личности на болезнь,преморбидного (доболезненного) состояния социальной адаптации и ее возможностейв условиях болезни. Специалистами практически единодушно подчеркиваетсянеразрывная связь функционального и клинического диагнозов, отражающая единствобиологического и социального в диагностике.
Если диагнозпонимается как прежде всего основа оказания реальной помощи ребенку, то говорято динамическом соотношении нозологического и функционального диагноза,определяемого, с одной стороны, спецификой и выраженностью психическихрасстройств (клиническая составляющая), с другой – характером и индивидуальнымсодержанием проблем психического развития и социальной адаптации ребенка(социально-психологическая составляющая). В случаях, квалифицируемых какрезидуальные состояния, например психическое недоразвитие, функциональныйдиагноз является ведущим, так как только на его основе возможна своевременная иполноценная коррекция нарушений развития ребенка.
Отношениеспециалистов к понятию «психологический диагноз» неоднозначно. Отдельные авторысчитают, что прямое использование его в психологической практике не совсемкорректно, так как за ним стоит определенный клинический контекст, стереотипвосприятия, а как бы квалифицированно ни было проведено исследованиепсихологом, до уровня врачебного диагноза его результаты не поднимаются.Аналогичная ситуация имеет место в логопедии: учитель-логопед также занимаетсядиагностикой, формулируя «речевое заключение», но не ставит «диагноза».
В то же времяимеющиеся определения понятия «психологический диагноз» не дифференцируют егодостаточно четко от «психологического заключения», что видно из следующегоопределения: психологический диагноз – это формулировка заключения об основныххарактеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формированияличности.
Психологическийдиагноз является основной целью и конечным результатом психодиагностики.Психодиагностика отклоняющегося развития направлена на описание и выяснениесущности индивидуально-психологических особенностей личности с целями:
—   оценки ихактуального состояния,
—   прогнозадальнейшего развития,
—   разработкирекомендаций, определяемых задачами обследования.
Такимобразом, предметом психологического диагноза является установлениеиндивидуально-психологических различий как в норме, так и патологии. Важнейшийэлемент диагноза – необходимость выяснения в каждом случае того, почему данныепроявления обнаруживаются в поведении обследуемого, каковы их причины иследствия.
В целомпсихологический диагноз может быть определен как отнесение состояния ребенка кустойчивой совокупности психологических переменных, обусловливающихопределенные параметры его деятельности или состояния (А.Ф. Ануфриев).
Психологическийдиагноз может устанавливаться на разных уровнях.
1.        Симптоматическийили эмпирический диагноз ограничивается констатацией особенностей илисимптомов, на основании которых непосредственно строятся практические выводы.Такой диагноз не является собственно научным (и профессиональным), поскольку,как было сказано выше, установление симптомов никогда автоматически не приводитк диагнозу.
2.        Этиологическийдиагноз учитывает не только наличие определенных характеристик и симптомов, нои причины их появления.
3.        Типологическийдиагноз (высший уровень) состоит в определении места и значения выявленныххарактеристик в целостной, динамической картине личности, в общей картинепсихической жизни клиента. Диагноз не просто ставится по результатамобследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных данных с тем,как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях.Большое значение имеет возрастной анализ полученных данных с учетом зоныближайшего развития ребенка.
Недопустимоупотребление в психологическом диагнозе медицинских (нозологических) понятий,таких как «ЗПР», «психопатия», «невротические состояния» и др. Этим психолог нетолько нарушает деонтологические принципы, но и выходит за пределы содержаниясвоего профессионального поля.
Какподчеркивал К. Роджерс, необходимо понимать, что получаемые психологическиеданные отличаются и должны отличаться определенной, допустимой степеньюнеточности. Выводы всегда относительны, поскольку делаются на основанииэкспериментов или наблюдений, проведенных по одной или нескольким из возможныхметодик и с использованием одного из возможных способов интерпретации данных.
В.И.Лубовский замечает, что при квалификации отклонения в развитии ребенка лучшенедооценить, чем переоценить степень тяжести нарушения.
Значительныетрудности в постановке диагноза могут быть связаны с недостаточно четкимпредставлением психолога о границах своей профессиональной компетенции. Важно,чтобы в тех случаях, когда возникают сомнения в характере выявленных нарушений,психолог не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям обратитьсяк соответствующим специалистам. То же относится и к проблеме социальныхфакторов, обусловивших ту или иную психологическую характеристику ребенка(например, в случаях наркотической зависимости). Психологический диагноз долженставиться психологом в строгом соответствии с профессиональной компетенцией ина том уровне, на котором может осуществиться конкретнаяпсихолого-педагогическая коррекция или другая психологическая помощь.
Формулировкадиагноза обязательно должна содержать и психологический прогноз – предсказаниена основе всех пройденных до сих пор этапов исследования пути и характерадальнейшего развития ребенка. Прогноз должен учитывать: а) условия проведения сребенком своевременной необходимой работы и б) условия отсутствия такойсвоевременной работы. Рекомендуется разбивать прогноз на отдельные периоды иприбегать к длительным повторным наблюдениям. Одним из важнейших аспектовсоставления прогноза развития является понимание общей динамики развитияребенка, представление о его компенсаторных возможностях.
3.Тест Холланда «Мечты о профессиях»
 
Каждый годмиллионы людей приходят к пониманию важности точного определения круга своихпрофессиональных интересов. Уже более 10 млн. человек воспользовались даннойметодикой для изучения данных о себе. Она была изучена исследователями вомногих странах и показала прекрасные результаты. Она дает не толькоскрупулезное описание типов индивидуумов и профессий, но и дает возможность определитьсоответствующую рабочую среду.
Тестизучает Ваши склонности, стремления и умения и, в отличие от других тестов,которые вы можете найти, выдает не абстрактные рекомендации, а конкретныйсписок профессий из более чем 1600, имеющихся в базе данных.
Как и многиеосновательные теории, теория Холланда сравнительно проста. В ее основе лежит 5основных принципов.
1. Люди могутбыть классифицированы по 6-ти основными типам: РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ,ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ, АРТИСТИЧЕСКИЙ, СОЦИАЛЬНЫЙ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ иТРАДИЦИОННЫЙ. Каждый тип характеризуется определенными интересами, оценками и отношениями.
2. Тип,которому, в основном, соответствует индивидуум формируется под воздействиеммногих факторов: влияние семьи и других значимых людей, возможности полученияобразования и квалификации, опыт предыдущей работы, социокультурное влияние имножество других детерминант, которые формируют интересы, оценки и отношения.
3. Профессиимогут быть расклассифицированы по наличию в них элементов 6-ти базисных типов.
4. Рабочаясреда, которая определяется совокупностью взаимодействующих относительноразличных профессий, также может классифицироваться как имеющая признаки этих6-ти базисных типов.
5. ЛЮДИ,занятые в профессии, соответствующей их типу, и попавшие в профессиональную(рабочую) среду, также соответствующую их виду, более удовлетворены своейкарьерой, ее процессом, работают с максимальной эффективностью и их ценят всвоих организациях.
ТИПЫХОЛЛАНДА
Проведенныеисследования обеспечили прекрасную информацию обо всех 6-ти типах. Описание,приводимое ниже, является кратким портретом каждого из них.
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ(Р)- люди такого типа предпочитают реальные профессии, такие какинженер-механик, плановик производства, инспектор по строительству, инженер потехнике безопасности и морской таможенный чиновник. У людей этого типа обычноразвиты технические и физические способности, они предпочитают работать синструментами на открытых площадках вне помещений. Этот тип людей предпочитаетработать скорее с предметами, чем с людьми. Такие люди подчиняемы(конформисты), откровенны, искренни, скромны, честны, практичны, естественны,настойчивы и экономны (бережливы).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ(И) — люди предпочитают исследовательские профессии, такие как биохимик,антрополог, экономист, исследователь, аналитик-администратор (управленец). Улюдей этого типа обычно математические и научные наклонности, они предпочитаютработать в одиночку, любят исследования и обожают решать проблемы. Им обычнолучше удается работа с идеями нежели, чем с людьми или предметами. Такие людиобладают аналитическим складом ума, они любопытны, методичны, рациональны, осторожны,независимы, аккуратны (педантичны), бережливы, интеллектуальны и честны.
АРТИСТИЧЕСКИЙ(А) — люди этого типа предпочитают профессии артистической направленности,такие как архитектор, писатель, технический редактор, художественный редактор,композитор, режиссер-постановщик, декоратор и дизайнер. У людей типа Аартистические наклонности, хорошее воображение, они любят творческий оригинальныйтруд, предпочитая работать больше с идеями, чем с людьми. Люди типа А, какправило, открытие, оригинальные, с богатым воображением и хорошей интуицией,эмоциональны, независимы, идеалистичны, с нестандартным мышлением.
СОЦИАЛЬНЫЙ(С) — люди этого типа предпочитают общественные профессии, такие как учитель,врач-психолог, работник психиатрической службы, управляющий кадрами. Этот типобычно наделен социальными наклонностями, его интересует человеческиеотношения, он любит разрешать чужие проблемы. Ему проще работать о людьми,нежели, чем с предметами. Люди этого типа бывают ответственными, всегдаприходящими на помощь, теплыми в общении, любящими сотрудничать (действоватьсогласованно), идеалистичными, общительными, тактичными, дружелюбными, добрыми,участливыми, великодушными, терпеливыми и понимающими.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЙ(П) — люди этого типа предпочитают профессии предпринимательского характера,такие как уполномоченный по общественным отношениям, экономист, торговец,биржевой брокер и адвокат. Люди этого типа обычно обладают лидерскими иораторскими качествами, они интересуются политикой и экономикой, а также любятбыть влиятельными. Они предпочитают работать с людьми и идеями, нежели, чем спредметами. Они раскованы, оптимистичны, энергичны, смелы, приятны в общении,экстравертны, доступны, общительны, самоуверенны и амбициозны.
ТРАДИЦИОННЫЙ(Т) — люди этого типа предпочитают традиционные профессии типа бухгалтер,счетовод, составитель бюджета, плановик. Такие люди обладают канцелярскими иарифметическими способностями, предпочитает работу в помещении, любяторганизаторское дело. Они предпочитают работать со словами, (бумагами) ицифрами. Эти люди обычно конформисты, практичны, аккуратны, послушны,бережливы, квалифицированны, дисциплинированы, сознательны и настойчивы.
Очень немноголюдей принадлежат к так называемому «чистому» типу в том смысле, чтоони имеют характеристики лишь одного из типов. Поэтому важно отметить, чтобольшинство людей имеют комбинации характеристик, соответствующие двум или болеетипам. Ваш код Холланда будет кратко описан с помощью выделенных типов, которымВы, в основном, соответствуете. Первая буква Вашего кода показывает Вашосновной тип, следующая — тип, которому Вы соответствует меньше, и третья буква- тип, которому Вы соответствуете еще меньше. Типы, которых нет в Вашем коде — это типы, характеристик которых, возможно нет у Вас вообще.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.