Реферат по предмету "Психология"


Психологическая структура личности

МосковскийГосударственный Технический Университет
ГражданскойАвиации
Кафедрагуманитарных и социально-политических наук
Контрольнаяработа № 1
по дисциплине«Психология и педагогика»
Психологическаяструктура личности
студента 3 курса заочного факультета
Храпова Владимира Алексеевича
Москва 2009

План
 
Введение
1.   Что же такое личность?
2.   Психологическая структураличности
Заключение
Литература и источники, используемые для выполненияконтрольной работы

Введение
В нашей обыденной жизнимы достаточно широко используем слова “психология”, “психолог”,“психологический” и им родственные, не всегда задумываясь над их содержанием.Не всякий задумывается об этом, и с этим трудно не согласиться. А между тем,можно значительно «облегчить» жизнь себе и другим окружающим людям, поняв иусвоив некоторые теоретические давно установленные истины психологии, которыепомогут разобраться в причинах того или иного своего состояния.
Само слово “психология”,возникшее в XVIII веке (его создателем был знаменитыйнемецкий ученый, учитель М. В. Ломоносова Христиан Вольф) в собственном смыслеозначает “учение о душе”. Понятие “душа” в науке теперь используетсясравнительно редко; более научным считается понятие “психика”. Таким образом, встрогом смысле слова психология понимается как наука о психике, апсихолог – это человек, профессионально занимающийся этой наукой втеоретическом и практическом плане, в том числе используя ее достижения,осуществляя разнообразную помощь людям.
Несколько слов обособенностях психологии как науки. Это наука о самом сложном, что пока известночеловечеству. Ведь психика – это “свойство высокоорганизованной материи”. Еслиже иметь в виду психику человека, то к словам “высокоорганизованная материя”нужно прибавить слово “самая”: ведь мозг человека – это самаявысокоорганизованная материя, известная нам.
Истории исследования вобласти психологии личности уже более ста лет. Более ста лет ученые ищут ответына вопросы о природе личности, внутреннем мире человека, о факторах,определяющих развитие личности и поведение человека, его отдельные поступки ижизненный путь в целом. Этот поиск имеет отнюдь не только теоретическуюценность. С самого начала изучение личности было теснейшим образом связано снеобходимостью решения практических задач.
Психология без практикилишена своего главного смысла и цели – познания и служения человеку.Практическая ориентация, однако, не только не уменьшает значимость развитияпсихологической теории, но, напротив, усиливает ее: представление о том, чтодля успешной практической работы необходимо, прежде всего, овладение рядомпрактических навыков и накопление опыта, а теоретическое образование играетскорее второстепенную роль, в корне неверно. Так, в западной психологии именноинтенсивное развитие практики вызвало к жизни вопросы, которые относятся кобщим проблемам психологии личности. В частности, дискуссионным остается вопросо ведущем начале в развитии личности: рассматривать ли его, как предлагают многиепредставители гуманистического направления в психологии, как постепенноеразворачивание заложенного в человеке потенциала, который толкает человека насамореализацию, или же процесс развития определяется чередой жизненных выборовсамого человека.

1.Что же такое личность?
Для более глубокогопонимания сути рассматриваемой в контрольной работе темы выясним, что же такое «личность».Рассмотрим некоторые определения понятия «личности»:
“Личность — это человек, взятый всистеме таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являютсяустойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенноезначение для него самого и окружающих.” (Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения.Учебник. — М.: ЮНИТИ, 2001, с.64-87)
“Личность — многомерная имногоуровневая система психологических характеристик, которые обеспечивают индивидуальноесвоеобразие, временную и ситуативную устойчивость поведения человека.” (Дружинин В.Н. Психология. Учебникдля технических вузов. — СПб.: Питер, 2000, с.263).
“Личностьюв психологии обозначаетсясистемное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметнойдеятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленностиобщественных отношений в индивиде.” (Петровский А.В. Общая психология. — М.: Просвещение, 1986).
“Личность — это такая системапсихических регуляторов, которая обеспечивает ориентировку и поведение человекав надситуативных целостностях социальной среды (таких, как идеалы, мораль,истина и подобные всечеловеческие ценности).” (Климов Е.А. Основы психологии. Учебник для студентоввысших учебных заведений непсихологических специальностей. — М.: ЮНИТИ, 1997).
“Под личностью психология понимает конкретного человека с его неповторимымиморфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделённого своейпсихической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.” (Васильев И.С., Агафонов А.В.Психология и педагогика. Курс лекций для студентов всех специальностей. — М.:МГТУ ГА,1999).
"Личность — это человек, взятый всистеме таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены,проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являютсяустойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенноезначение для него самого и окружающих.” (Немов Р.С. Общие основы психологии. В 2 книгах. Книга 1. — М: Просвещение, ВЛАДОС, 1994)
Сложно выбрать однозначноверное во всех отношениях определение такого сложного и многогранного понятия,как «личность». Но всё же однозначно можно утверждать, что все из всехопределений теоретиков психологии можно выделить нечто общее и свести к одномуопределению:
Чащевсего под «личностью» понимают человека в совокупности его социальных ижизненно важных качеств, приобретенных им в процессе социального развития — подличностью психология понимает конкретного человека с его неповторимымиморфофизиологическими качествами (рост, телосложение и т.д.), наделенного своейпсихической организацией и занимающегося какой-нибудь деятельностью.
Личностьвыступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальнымявлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического,социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зренияего психической, духовной жизнедеятельности.
Вшироком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных,социогенных и психогенных элементов.
Биологическаяоснова личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обменавеществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомическиеособенности, процессы созревания и развития организма.
Социальное“измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, вкоторых человек был воспитан и в которых он участвует.
Важнейшимисоциогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею вразличных общностях (семье, школе, группе ровесников), а также субъективное“Я”, то есть созданное под влиянием воздействия других представление особственной особе, и отраженное “Я”, то есть комплекс представлений о себе,созданных из представлений других людей о нас самих.
Такимобразом, понятие «личность»характеризуетособенности развития человека как социального существа.
2.  Психологическаяструктура личности
«Структура –совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта,обеспечивающих его целостность и самотождественность. Представление о структурепредполагает рассмотрение объекта как системы...».(Словарь практическогопсихолога)
Проблема структурыличности в психологии еще более запутана, чем само понятие«личность». В рамках данной работы невозможно охватить все теории опсихологической структуре личности. Все они основаны на тех или иных разнящихсямежду собой взглядах отечественных и зарубежных психологов. Выделить среди нихчто-то общее и обобщить все теории я не считаю возможным.
В связи со сказаннымхотелось бы процитировать авторов известного во всем мире современного учебникапо психологии личности Л. Хьелла и Д. Зиглера: «…чтобы не потерять своейнаучной значимости, теории личности должны корректироваться по мере сбора новыхэмпирических данных» (Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.).
В настоящее время, сучетом современных данных психологии личности, нейропсихологии, нейрофизиологиии психогенетики крайне актуальным является построение целостнойбиопсихологической, природно-культурной модели личности. В такой модели должныобъединяться как функциональные, так и структурно-материальные характеристикипсихики и личности.
Психологическимиэлементами структуры личности являются ее психологические свойства иособенности. Их очень много. Некоторые из них можно отобразить в подструктуре. Наземле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру.Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще,которая состоит из четырех сторон:
1.     Блокпсихических явлений (мотивационный) — направленность (устойчивая система мотивов):
·          влечения — одна из форм направленностиличности, выражающаяся в недостаточно полно осознанном стремлении к достижениючего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности.
·          желания — переживание, одна из формпроявления направленности личности, характеризующаяся стремлением личности кдостижению какой-то цели, но порой — недостаточной осознанностью причин такогостремления.
·          интересы -  одна из форм направленностиличности, заключающаяся в ее направленной познавательной активности, окрашеннойположительными эмоциями и вниманием к объекту. Интерес личности обычно являетсясоциально обусловленным.
·          идеалы — образ, являющийся воплощениемсовершенства, образец, высшая цель стремлений человека.
·          мировоззрение — система взглядов на мир в целом,на отношение человека к обществу, природе, самому себе; основная форманаправленности личности.
·          убеждения — форма направленности личности,выражающаяся в глубоко осмысленной потребности действовать в соответствии сосвоими ценностными ориентациями, органически сливающейся с чувствами и волейчеловека и получившей для него личностный смысл. Система убеждений человекаотражает его мировоззрение.
·          потребности — объективная испытываемая субъектомнужда в чем-то, которая отражается и субъективно, являющаяся источникомактивности, развития личности, социальной общности. Между объективной нуждой иее субъективным отражением нередки противоречия, которые существенно влияют наразвитие личности.
2.   Опыт личности — обретение человеком общественногоопыта (социализация). Этот опыт включает необходимые для его жизнедеятельностизнания, умения, навыки:
·          знания — система научных понятий озакономерностях природы, общества, становления и развития человека и его сознания;
·          умения — способность человека на основезнаний и навыков продуктивно, качественно и своевременно выполнять работу вновых условиях;
·          навыки — автоматизированные компонентыцеленаправленной сознательной деятельности;
3.   Блок регулирования поведения личности (система самоконтроля) включаетформы психических познавательных процессов, в частности:
·          ощущения — это простейший из психическихпроцессов, с помощью которого мы получаем информацию об окружающем мире. Онивозникают в рецепторах — особо чувствительных нервных клетках человеческоготела, при этом рецепторы каждого вида отвечают за чувствительность копределенным раздражителям.
·          восприятие — психический процесс отраженияпредметов и явлений в действительности в совокупности их различных свойств ичастей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Возникает в результатенепосредственного воздействия физических раздражителей на рецепторныеповерхности анализаторов.
·          внимание — психический познавательныйпроцесс, заключающийся в преимущественной устремленности сознания человека наопределенный объект или явление, в результате чего они отражаются полнее,отчетливее, глубже.
·          память — психофизиологический процесс,выполняющий функции закрепления, сохранения и воспроизведения прошлого опыта.Обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основойприобретения знаний, навыков и умений и их последующего использования.
·          наблюдательность — качество личности, заключающееся ввысоком уровне развития способности концентрации внимания на том или иномобъекте; способность замечать и воспринимать детали, явления малозаметные, носущественные для анализа.
·          воображение — психический процесс, заключающийсяв создании новых представлений и мыслей на основе имеющегося опыта. Выражается:1) в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности;2) в создании программы поведения, когда проблемная ситуация характеризуетсянеопределенностью; 3) в продуцировании образов, которые не программируют, азаменяют, симулируют действительность: 4) в создании образов, соответствующихописанию объекта.
·          мышление — процесс опосредованного отраженияв человеческом сознании сложных связей и отношений между предметами и явлениямисубъективного мира; познавательная деятельность личности, характеризующаясяобобщенным и опосредованным отражением действительности. Выделяют мышлениетеоретическое и практическое; интуитивное и словесно-логическое;наглядно-действенное и наглядно-образное; формально-логическое и творческое ит. д.
·          речь — исторически сложившаяся формаобщения людей посредством языка, который представляет собой системуфонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правилобщения.
·          эмоции – особая форма отражения психикойокружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленныхпереживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих или тормозящихдеятельность.
·          чувства — особая форма отражения психикойокружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социальнообусловленных переживаниях, активизирующих или тормозящих деятельность.
4.   Биологически обусловленные свойства икачества личности:
·          антропологическиепризнаки — расовые,половые, возрастные и др.;
·          физическиеособенности —размеры тела и его структурно-механические свойства;
·          внешняяанатомия тела;
·          функционально-анатомическиеособенности;
·          биохимическиеособенности и патологиивыделенных элементов;
·          свойства итипы темперамента — устойчивое соотношение особенностей человека, характеризующих различные стороныего психической деятельности. Представляет собой общую характеристику высшейнервной деятельности человека и выражает основные природные свойства нервнойсистемы.
Производными от этихосновных подструктур являются:
·         Характер – это совокупность наиболее ярковыраженных и относительно устойчивых черт, типичных для данного человека исистематически проявляющихся в его поведении. Тесно связан с темпераментом,который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывает своеобразныйотпечаток на те или иные его проявления. Но темперамент определяетсяврожденными свойствами высшей нервной деятельности и практически не подверженизменениям на протяжении всей жизни человека. Характер складывается в процессевоспитания; он отражает условия жизни человека и способен изменяться приизменении этих условий.
·         Способности – психическое свойство личности,проявляющееся в соответствии психофизиологических, психических особенностейчеловека требованиям, предъявляемым к нему одним или несколькими видамидеятельности, что дает ему возможность более быстро и качественно овладеватьими.
·         Воля и волевыекачества личности — форма психического отражения действительности, позволяющая личностипреодолевать препятствия, достигать субъективно поставленной цели, дающая человекурегулировать свои действия и психические процессы, реализовать способность кволевой регуляции, сознательное и целенаправленное регулирование человекомсвоей деятельности.

Заключение
 
В заключении можносделать некий общий вывод. Итак, формирование личности – это очень сложныйпроцесс, длящийся всю нашу жизнь. Некоторые особенности личности в нас ужезаложены при рождении, то есть которые обусловлены биологическим факторомразвития личности, другие мы вырабатываем в процессе нашей жизни. И в этом нампомогает окружающая среда. Ведь среда играет очень важную роль в формированииличности.
Стать личностью – этозначит, во-первых, занять определенную жизненную, нравственную позицию;во-вторых, в достаточной степени осознавать ее и нести за нее ответственность;в-третьих, утверждать ее своими поступками, делами, всей своей жизнью. Ведьистоки личности, ее ценность, наконец, добрая или дурная о ней слава в конечномитоге определяются тем общественным, нравственным значением, которое онадействительно являет своей жизнью.

Литература и источники, используемые для выполнения контрольной работы
1. Агафонов А.В.,Психология и педагогика: Часть I. Психология. Тексты лекций. — М.: МГТУ ГА,2004г.
2. Краткий психологический словарь вформате HTML
3. А.П.Тихонов, Опубликовано:«Соционика, ментология и психология личности», 2000, № 6.
4. www.psychologist.ru/dictionary_of_terms/index.htm?id=1004 – «Мир вашего я» — психологический центр
5. www.psychology.tu1.ru/?page=12


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.