Реферат по предмету "Психология"


Психическое заражение и подражание

Содержание
 
Введение. 3
1. Заражение. 4
2. Подражание. 11
Заключение. 18
Список литературы… 19
Введение
Если исходить изтого, что социальная психология,прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения идеятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирическийфакт, с которым сталкивается этанаука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам складываются эти процессы, чемдетерминированы их различные формы, какова их структура; наконец, какоеместо они занимают по всей сложной системе человеческих отношений[1]?
Одними из важных механизмов общения ивзаимодействия людей являются процессы психического подражания и заражения.
Тему контрольной работы считаюактуальной, так как проблемы и механизмы человеческого взаимодействиянеразрывно связаны как профессиональной, так и в общественной жизни индивида.
Цель контрольной работы – раскрытьтему Психическое заражение и подражание.
Задачи самостоятельной работы:
-    Раскрыть сущностьпонятий психического заражения и подражания;
-    Раскрыть значениезаражения и подражания для общественной и социальной жизни;
-    Привести примерыпроявления психического заражения и подражания в общественной и личной жизничеловека.
1. Заражение
В энциклопедии социологии даноследующее определение психического заражения. Заражение психическое – собирательное наименование рядаявлений и феноменов индивидуально-психического и социально-психологическогопорядка в поведении людей, предпосылками которых являются механизмы суггестии иподражания. Определяющим для психического заражения выступает явная доминацияэмоциональной компоненты ее осуществления и проявления. Психическое заражениетесно связано с таким феноменом, как «мода», а также с прецедентамитаких явлений, как коллективные фобии (страхи) различного вида. Первую попыткусобственно социологического объяснения феноменов психического зараженияосуществил Г. Лебон в своем проекте реконструкции поведения человеческих«толп»[2].
Согласно Андреевой, заражение сдавних пор исследовалось как особый способ воздействия, определенным образом интегрирующий большие массы людей, особенно в связи с возникновением таких явлений, какрелигиозные экстазы, массовые психозыи т.д. Феномен заражения был известен, по-видимому, на самых раннихэтапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний,возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники ипр.
Заражение можноопределить как бессознательную невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям.Она проявляется не через более или менееосознанное принятие какой-то информацииили образцов поведения, а через передачу определенного эмоционального состояния, или «психическогонастроя»[3].Поскольку это эмоциональное состояние возникает в массе, действует механизммногократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся людей. Индивид здесь не испытывает организованногопреднамеренного давления, но простобессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, лишь подчиняясьему. Многие исследователи констатируют наличие особой «реакции заражения», возникающей особенно в больших открытыхаудиториях, когда эмоциональноесостояние усиливается путем многократного отражения по моделям обычнойцепной реакции. Эффект имеет место прежде всего в неорганизованной общности,чаще всего в толпе, выступающей своеобразным ускорителем,который «разгоняет» определенное эмоциональное состояние[4].
Психологическая трактовкапсихического заражения мною найдена следующая. Заражение – бессознательная невольнаяподверженность индивида определенных психическим состояниям. При этомпроисходит не осознанная передача/принятие какой-то информации или образцаповедения, а передача определенного эмоционального состояния (психическогонастроя). Так как все это имеет место в массе, наблюдается многократноевзаимное усиление эмоциональных состояний общающихся людей.
Примеры:
— религиозные экстазы;
— массовые психозы;
— паника (следствие дефицита илиизбытка информации о пугающей или непонятной новости). Но если в ситуациипаники находится человек, способный предложить образец поведения, котороевосстановит нормальное эмоциональное состояние толпы|, панику можно прекратить;
— эмоциональные заражения в ситуациимассовых зрелищ. Установлено, что для возникновения заражения необходимоустановление общности оценок (популярного артиста, фашистского лидера и т.д.),чему очень способствуют предварительные аплодисменты.
Заражение играет важную роль  вразличных социально-психологических феноменах. Особенно велика роль заражениядля возникновения «психических эпидемий» среди больших группнаселения. К ним можно отнести кликушество, пляски Святого Витта, бесчинствафанатизированной толпы, повальное увлечение модой, различными веяниями вискусстве, литературе, медицине и т. д. Содержание этих доминирующих эмоцийопределяет содержание психического заражения. Оно играет важную роль вобщественной жизни. Умелое использование психического заражения – важнейшийкомпонент работы педагога, руководителя и вообще любого воспитателя[5].
Заражение – не только асоциальныймеханизм. В качестве положительного примера может служить заражение личнымпримером на войне, при проведении спасательных работ в зонах катастроф и т.д.[6].Заразителен пример командира, поднимающего в атаку свое подразделение, призывпартийного вожака, направляющего действия больших масс людей, учителя,увлекающего своих учеников.
Особой ситуацией,по мнению Андреевой, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. Паникавозникает в массе людей как определенное эмоциональное состояние, являющеесяследствием либо дефицита информации окакой-либо пугающей или непонятной новости, либо избытка этой информации. Сам термин происходит от именигреческого бога Пана, покровителяпастухов, пастбищ и стад, вызывавшего своим гневом безумие стада,бросавшегося в огонь или пропасть по незначительной причине. Непосредственнымповодом к панике является появление какого-то известия, способного вызвать своеобразный шок. В дальнейшем паника наращиваетсилу, когда включается в действиерассмотренный механизм взаимного многократногоотражения. Заражение, возникающее при панике, нельзя недооценивать, в том числе и в современныхобществах. Широко известен пример возникновения массовой паники в США 30октября 1938 г. после передачи,организованной радиокомпанией Эн-би-си по книге Г. Уэллса «Война миров». Массы радиослушателей самых различныхвозрастных и образовательных слоев (по официальным данным, около 1 200000 человек) пережили состояние, близкое кмассовому психозу, поверив во вторжение марсиан на Землю. Хотя многие изних точно знали, что по радио передается инсценировкалитературного произведения (трижды это объяснялось диктором),приблизительно 400 тыс. человек «лично» засвидетельствовали «появление марсиан». Это явление было специальнопроанализировано американскимипсихологами.
Паника относитсяк таким явлениям, которые чрезвычайно трудно поддаются исследованию. Еенельзя непосредственно наблюдать, во-первых, потому, что никогда заранее не известны сроки еевозникновения, во- вторых, потому, что вситуации паники весьма сложно остаться наблюдателем: в том-то ее сила изаключается, что любой человек, оказавшись «внутри» системы паники, в той или иной степени поддается ей.
Исследованияпаники остаются на уровне описаний, сделанных после ее пика. Эти описанияпозволили выделить основные циклы, которые характерны для всего процесса в целом. Знаниеэтих циклов очень важно для прекращения паники.Это возможно при условии, что находятся силы, способные внести элементрациональности в ситуацию паники, определенным образом захватить руководство в этой ситуации. Кроме знания циклов,необходимо также и пониманиепсихологического механизма паники, в частности такой особенности заражения, как бессознательноепринятие определенных образцов поведения.Если в ситуации паники находится человек, который может предложить образец поведения, способствующийвосстановлению нормального эмоционального состояния толпы, естьвозможность панику прекратить[7].
Важным вопросом при исследованиизаражения является вопрос о той роли, которуюиграет уровень общности оценок и установок, свойственных массе людей, подверженных психическому заражению.Хотя вопрос этот недостаточно изучен в науке, в практике найдены формыиспользования этих характеристик в ситуациизаражения. Так, в условиях массовых зрелищ стимулом, включающим предшествующую заражению общность оценок, например,популярного актера, являются аплодисменты. Они могут сыграть роль импульса,вслед за которым ситуация будет развиваться по законам заражения. Знание такого механизма использовалось,в частности, в фашистской пропаганде, где была разработана особаяконцепция повышения эффективности воздействия на открытую аудиторию путемдоведения ее до открытого возбуждения: досостояния экстаза. Нередко к этим приемам прибегают и другие политические лидеры.
Мера, в которой различные аудиторииподдаются заражению, зависит, конечно, и от общего уровня развития личностей,составляющих аудиторию, и — более конкретно — от уровня развития ихсамосознания. В этом смысле справедливо утверждение, что в современныхобществах заражение играет значительно меньшую роль, чем на начальных этапахчеловеческой истории. Поршневым (1968) справедливоотмечено, что чем выше уровень развития общества, тем критичнее отношение индивидов к силам,автоматически увлекающим их на путьтех или иных действий или переживаний, тем, следовательно, слабее действие механизма заражения.
Традиция,сложившаяся в социальной психологии, обычно рассматривает феномен заражения вусловиях антисоциального и неорганизованного поведения (различные стихийныебедствия и пр.), однако этот тип поведения может иметь проявления и в массовыхсознательных, социальных действиях. Интерпретация их с точки зрения лишьпроцессов заражения снижает значимость этих действий, но учет фактора заражения, например, в ходе различных митингов иманифестаций необходим. Задача социальнойпсихологии состоит в том, чтобы дать конкретный анализ механизма заражения, его форм в ситуацияхразличной социальной значимости. В частности, до сих пор практическинеисследованным остается вопрос о роли заражения в организованном, социальноодобряемом поведении, например заражениеличным примером в различных массовых производственных ситуациях, при проведении спасательных работ вситуации различных катастроф и т.д. Возможно, что в этих случаяхоткроются какие-то новые стороны феноменазаражения, например его компенсаторная функция в условиях недостаточной организации и т.п.
Важно отметить, что рост самосознанияне отменяет таких форм психическогозаражения, которые проявляются в массовых социальных движениях, особенно в периоды нестабильностиобщества, например в условиях радикальных социальных преобразований.
Имеет смысл рассмотреть, так скажем,потребительскую сторону психического заражения. Механизм заражения наиболеечасто проявляется в условиях случайных, незапланированных покупок и очередей.Здесь реклама распространяется и действует мгновенно. Однако роль заражения врекламной деятельности изучена недостаточно, его часто отождествляют сподражанием.
Г. Лебон, анализируя такойпсихический механизм социального влияния как заражение, писал о том, чтопсихическое заражение или, как он называл его «психическая зараза»,наиболее характерен для толпы и способствует образованию у нее специальныхсвойств. «Зараза представляет собой такое явление, – пишет Г. Лебон, – котороелегко указать, но не объяснить; ее надо причислить к разряду гипнотическихявлений… В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно – пишет автор,– и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву своиличные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако,противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него лишьтогда, когда он составляет частицу толпы»[8].
На практике феномен психическогозаражения как метод рекламного воздействия проявляется при проведении массовыхмероприятий, особенно среди молодежи, собираемой в дискотеках «дляотдыха», где в качестве особого стимулирующего эмоционального фонаиспользуется специфическая музыка и световые эффекты (стробоскопы и пр.). Такоевоздействие вместе с большими физическими нагрузками обеспечивает увеличениеколичества потребляемой жидкости, тонизирующих напитков, пива, слабоалкогольныхнапитков и пр. Молодой человек в этом случае часто делает покупку потому, чточувствует жажду, которую также испытывают окружающие. На дискотеках продаютсясувениры, одежда, пластинки и прочие атрибуты «участника тусовки»,принадлежащей к определенной категории поклонников того или иного музыкальногонаправления. Да и само «общение» в кругу своих единомышленниковпредставляет собой некое совместно переживаемое эмоциональное состояние,которое рекламируется как «дискотечное шоу» и за которое организаторыполучают немалые деньги. Иногда для усиления эффекта «психическогозаражения» на дискотеках криминальным путем распространяются наркотическиевещества, например популярный наркотик «экстази», который не толькоактивизирует физические возможности танцующего человека и повышает потребностьв жидкости, но и усиливает эффект психического заражения, вызывает желаниемолодых людей делать то, что делают все, и тем самым нравиться друг другу.
/>2. Подражание
Согласно психологической трактовки, подражание – воспроизведение индивидом черт иобразцов демонстрируемого поведения.
Подражание такжеотносится к механизмам, способам воздействия людей друг на друга, в том числе в условиях массовогоповедения, хотя его роль и в иных группах,особенно в специальных видах деятельности, также достаточно велика. Подражание имеет ряд общих черт с явлением заражения, однако его специфика состоит в том,что здесь осуществляется не простоепринятие внешних черт поведения другого человека или массовыхпсихических состояний, но воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения[9].
Выделяются подражание-мода иподражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражаниеодного класса другому. Сформулированы следующие законы массового подражания:
— внутренние образцы вызываютподражание раньше, чем внешние. Например, духу религии начинают подражатьраньше, чем обрядам;
— низшие по социальной лестницеподражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору и т.д.).
Все упомянутые механизмы воздействияна членов стихийной группы, конечно, не являются односторонними. Всегдасуществует и обратное движение — от личности к оказываемому на нее воздействию,причем его интенсивность зависит от степени критичности личностей, составляющихстихийную группу[10].
В историисоциальной психологии подражанию уделено большое место. Как уже отмечалось, разработка идейо роли подражания в обществе характерна для концепции Г. Тарда, которомупринадлежит так называемая теория подражания. В основных чертах этатеория сводится к следующему: фундаментальным принципом развития исуществования общества служит подражание. Именно в результате подражаниявозникают групповые нормы и ценности. Подражание выступает как частныйслучай более общего «мирового закона повторения». Если в животном миреэтот закон реализуется через наследственность, то в человеческом обществе— через подражание. Оно выступает источником прогресса: периодически в обществесовершаются изобретения, которым подражают массы. Эти открытия иизобретения входят впоследствии в структуру общества и вновь осваиваютсяпутем подражания. Оно непроизвольно, и может быть рассмотрено как «родгипнотизма», когда осуществляется «воспроизведение одного мозгового клишечувствительной пластинкойдругого мозга» (Тард, 1892).
Социальныеконфликты, происходящие в обществе, объясняются противоречиями между возможныминаправлениями подражания. Поэтому природа этих конфликтов подобна природеконфликтов в индивидуальном сознании, когда человек просто испытывает колебания, выбирая новыйобразец поведения. Различается нескольковидов подражания: логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее,подражание-мода и подражание-обычай, подражаниевнутри одного социального класса и подражание одного класса другому. Анализэтих различных видов подражания позволил сформулировать законы подражания, среди которых, например, имеютсяследующие: подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (т.е.внутренние образцы вызывают подражание раньше, чем внешние: духу религииподражают раньше, чем обрядам); низшие(имеются в виду низшие по социальной лестнице)подражают высшим (провинция — центру, дворянство — королевскому двору) и т.д.[11]
Легко видеть,что подобная концепция дает классический пример абсолютизации роли подражания вобществе, когда все общественные проблемы рассматриваются с точки зрениядействия некоторого психологическогомеханизма. По справедливому замечанию Э. Дюркгейма, при таком подходе смешиваются в кучу самые разнообразные общественные явления. Между тем подражание ребенка взрослому,например, развивается по совсем иным законам, чем взаимоотношениеклассов в обществе.
Однако, еслиотвлечься от абсолютизации идеи подражания, можно в анализе,предложенном Тар дом, выделить весьма полезные соображения: сегодня скореене только они, а довольно солидная практика экспериментальных исследований позволяет установитьдействительные характеристики этого специфического средства психологическоговоздействия. Особое значение, конечно,подражание имеет в процессе развития ребенка. Именно в детской психологии поэтому проводится основная масса экспериментальныхисследований подражания[12].Однако, коль скоро феномен включен в тканьобщения, исследования эти имеют определенныйсоциально-психологический интерес. Так, исследования механизмаподражания стали предметом специальной теории подражания, разработанной в рамках необихевиористскойориентации Н. Миллером, Д. Доллардом и А. Бандурой. Опираясь на понятие«подкрепление», А. Бандура описывает три способа следования подкрепленномуповедению «модели», т.е. образца дляподражания:
а) когдапосредством наблюдения модели могут возникать новые реакции,
б) когда наблюдение завознаграждением или наказанием модели можетусиливать или ослаблять сдерживание поведения,
в) когданаблюдение модели может способствовать актуализации тех образцов поведения,которые и ранее были известны наблюдающему.
Очевидно, чтовсе эти три способа подражания могут проявляться и в ситуации массовогоповедения. В данном случае механизм подражания выступает в тесной связи смеханизмами заражения ивнушения.
В каждом случаеосуществление воздействия при помощи указанных способов наталкивается на ту илииную степень критичности личностей, составляющих массу. Воздействие вообще не может бытьрассмотрено как однонаправленный процесс:всегда существует и обратное движение — от личности к оказываемому нанее воздействию. Особое значение все это приобретаетв стихийных группах. Стихийные группы и демонстрируемое в них массовоеповедение и массовое сознание являются существенным компонентом различныхсоциальных движений.
Рассматривая разные аспектыпсихологического подражания, считаю целесообразным упомянуть о«потребительском» подражании. 
Многие рекламисты обращают вниманиена то, что в рекламе метод создания условий для подражания наиболее эффективносрабатывает в тех случаях, когда рекламируется то, что для человека престижно,что покупается им с целью быть похожим на известную, популярную, авторитетнуюличность.
В работах Л.И. Божович, показано,что, например, развитие мотивации детей происходит от подражания к сознательнойпостановке цели. Таким образом, по ее мнению, есть основание полагать, чтоболее сильно механизм «слепого» подражания будет воздействовать надетей раннего возраста и подростков, чем на взрослых людей.
Г. Крайг считает, что у детейподражание играет важную роль в овладении языком. Свои первые слова ребеноквыучивает благодаря слуху и подражанию. По мнению Г. Крайга, так формируетсябольшая часть словарного запаса ребенка, так как он не может сам придумыватьслова и открывать их смысл самому себе. Однако «каким образом ребенок осваиваетсинтаксис, – пишет автор, – объяснить не так просто. Хотя некоторые фразыребенок строит, подражая другим, такая грамматическая форма, как «amn't I»(«это нет я»), безусловно, является его собственным изобретением. Такжесомнительно, чтобы ребенок мог где-нибудь услышать фразу «Баба спать». Дажекогда взрослые начинают имитировать детскую манеру речи или пытаются исправлятьошибки ребенка, дети все же продолжают использовать собственные конструкции,которые не могли быть усвоены посредством прямого копирования хотя бы потому,что речь взрослых не содержит таких образцов для подражания»[13].
Многие молодые мамы неоднократноотмечают, что их маленькие дети, которые еще не умеют толком разговаривать,очень любят смотреть рекламу и, при этом, совершенно равнодушны к другимтелевизионным программам. Очень часто они высказывают опасение в том, неиспользуют ли телевизионщики какие-либо специальные технологии воздействия намаленьких детей, которые вредят их психическому здоровью. Следует отметить, чтос точки зрения маркетинга такие технологии были бы бессмысленными, ведь неумеющие говорить дети никоим образом не смогут повлиять на своих родителей и,следовательно, стимулировать количество продаж рекламируемых товаров. Эффектвозникает скорее всего лишь на перцептивном уровне, то есть в результатепривлечения рекламой внимания детей. Скорость и смена кадров в рекламе, звук,разнообразие, яркость и контрастность цветов чаще всего отличаются от обычныхпередач. По-видимому, это и привлекает маленьких детей. Они реагируют нарекламные вставки так же, как и на звуки погремушки, с помощью которой взрослыестараются привлечь внимание ребенка.
Без всякого сомнения, подражаниеиграет значительную роль в сфере рекламного воздействия на потребителей исущественно различается по своей природе. В частности, подражание рекламеподростками и взрослыми людьми происходит на основе различных психологическихзакономерностей. У взрослых подражание рекламному персонажу чаще определяетсясовпадением увиденного с тем, что обусловлено их ценностными ориентациями, атакже мотивацией и потребностями, желанием быть похожим на преуспевающегоавторитетного человека. Тем не менее, если бы поведение взрослых людей привосприятии рекламы основывалось только на подражании, это должно было быпривести к противоречиям со сформировавшейся личностной мотивацией и непременноразрушило бы систему индивидуального целеполагания.
Примеры подражания можно наблюдать наразных возрастных этапах индивидуального развития человека. Еще Я.А.Коменскийписал в своих трудах «Великая дидактика» и «Материнская школа» о подражании како свойстве детей «…подражать всему тому, что на их глазах делают другие». Всвязи с тем, что «они учатся раньше подражать, чем познавать», великий педагогнастоятельно советовал родителям «постоянно показывать детям хорошие примеры»,а учителям в своей учебной и воспитательной деятельности использовать «примеры,как взятые из жизни, так и из истории». Механизм подражания продолжаетоставаться ведущим в формировании поведения на протяжении нескольких лет. Впервые годы жизни восприятие и мышление ребенка сугубо конкретны, ему гораздолегче копировать наглядный образец, нежели выполнять инструкцию. Со временеммышление становится все более отвлеченным, ребенок обретает способностьабстрагироваться от наглядных образцов и строить свое поведение на основе мысленныхпредставлений и понятий. Роль подражания в психическом развитии снижается, ноне сходит на нет. По сути дела, механизм подражания так никогда и не исчезает.Ведь и взрослые, к примеру, в большей или меньшей мере одеваются в соответствиис модой, то есть стараются подражать неким эталонам. А бывает, что инепосредственно (хотя часто и безотчетно) копируют поведение тех людей, чьидостижения желательны и для нас самих[14].
/>Заключение
В заключение работы можно отметить,что выделяют следующие виды психологического воздействия в процессе общения:заражение, внушение и подражание. В рамках данной контрольной работырассмотрены только заражение и подражание.
1.        Заражение можно определить как бессознательную невольную подверженность индивида определеннымпсихическим состояниям. Она проявляется нечерез более или менее осознанное принятие какой-то информации или образцов поведения, а черезпередачу определенного эмоциональногосостояния, или «психического настроя» (Парыгин Б.Д.).
Примеры:
-         религиозныеэкстазы;
-         массовые психозы;
-         паника;
-         эмоциональныезаражения в ситуации массовых зрелищ.
2.        Подражание. Егоспецифика, в отличие от заражения и внуше­ния, состоит в том, что здесьосуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека, авоспроизведение им черт и образов демонстрируемого поведения. Поскольку речьидет об усвоении предложенных образцов поведения, существуют два планаподражания: или конкретному человеку, или нормам поведе­ния, выработаннымгруппой.
Выделяются подражание-мода иподражание-обычай, подражание внутри одного социального класса и подражаниеодного класса другому.
/>Список литературы
1.        Андреева Г.М. М.:Издательство МГУ, 1988.
2.        Дилигенский Г.Г.Социально-политическая психология. М.: Наука, 1994.
3.        Московиси С.Общество и теории социальной психологии. Пер. с фр. // Современная зарубежнаясоциальная психология. Тексты. М., 1984.
4.        Парыгин Б.Д.Основы социально-психологической теории. М.: Наука, 1971.
5.        Социология: Энциклопедия/Сост. А.А.Грицанов,В.Л.Абушенко, Г.М.Евелькин, Г.Н.Соколова, О.В.Терещенко. — Мн.: Книжный Дом,2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
6.        Гусарова Н.Ф.Психология профессионального образования, электронный учебник, de.ifmo.ru/--books/0062/
7.        Г.Лебон.Психология толп. В кн. Психология толп М.: Институт Психологии РАН. Изд-во КСП,1998.
8.        Обухова Л.Ф.Детская психология: теории, факты, проблемы. М.,1995.
9.        Крайг Г.Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. — 992 с.: ил. — (Серия «Мастерапсихологии»)http://voluntary.ru/form/
10.      Российскаясоциологическая энциклопедия/ Под общей ред. академика РАН Г.В.Осипова, 1998.
11.      Степанов С.Большой мир маленьких детей. Мы и наши дети. Грамматика отношений, М.:Дрофа-Плюс, 2006 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.