Оглавление
Введение
Глава I.Психология общения
1.1 Понятие общения
1.2 Функции общения
1.3 Виды общения
1.4 О формировании человека какличности и как объекта и субъекта общения
1.5 Стили педагогического общения иих технологическая характеристика
Глава II. Психические особенности общения в младшем школьном возрасте
2.1 Психическое развитие в младшем школьном возрасте
2.2 Формирование произвольногоповедения у младших школьников
2.3 Общение младших школьников сосверстниками и взрослыми
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Проблема общения младшихшкольников достаточно актуальна, т.к. общение выступает важной сторонойжизнедеятельности школьника. Они больше умеют. Знают, кроме того, меняется и ихотношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам. В сегодняшнее времяпедагоги, социологи и психологи отличают негативную тенденцию с появлением ирасширением коммуникативного пространства через компьютерную сеть, ухудшаетсяотношение детей к непосредственному общению.
Данная тема актуальна ещеи тем, что именно в младшем школьном возрасте происходит формирование личности.Насколько легко ребенок будет уметь общаться с окружающими его людьми,налаживать контакт, зависят его дальнейшие успехи в учебной, трудовойдеятельности и в какой-то степени определяется в жизни. И именно в этот периодформируется навык брать на себя ответственность за свою речь и правильно ееорганизовывать, чтобы устанавливать отношение с окружающими людьми. Такжезакладывается умение дисциплинировать себя, организовывать как личную, так игрупповую деятельность. Понимание ценности сотрудничества, общения и отношенийв совместной деятельности. Именно в этом возрасте усваиваются правила и нормыобщения, которыми он будет следовать всегда и везде независимо отскладывающихся обстоятельств. А характер речевого и экспрессивного общенияопределит меру самостоятельности и степень свободы ребенка среди других людей втечении его жизни. Поэтому необходимо знать причины затрудненного общения умладших школьников, чтобы вовремя провести коррекционную работу с ребенком.
Возникновение ситуацийтрудностей в общении обусловлено фактором формирования человеческой общности,особенностями развития личности в определенной социальной среде,социально-психологической природой общения, механизмами отражения и взаимодействия.
Проблема затрудненногообщения интенсивно разрабатывается в социальной психологии на протяжениипоследних 20 лет. Пристальное внимание ученых и практиков к этой сфереобъясняется сложностью феномена затрудненного общения, многогранностью его форми сфер проявления. Наиболее активным являются исследования педагогическогообщения. Нарушения, барьеры, возникшие в процессе педагогического общения,оказывают влияние на характер отношений между учителем и учеником, наособенности развития личности как школьника.
Данная проблемарассматривалась в работах таких ученых как Д. Кати, Л.Ли, Г. Лассвелл, М.Андерсен, В.Ф. Ломов, А.А. Климов.
Основная проблема – этоизучение психологических особенностей общения младших школьников.
Возникает противоречие –между ролью, которая играет общение в жизни ребенка и недостаточным вниманиемучителя начальных классов к развитию данного вида деятельности. Учительначальных классов ставит свои цели на знания, умения, навыки.
Ведущий вид деятельностимладшего школьника является учеба.
Целью является изучениепсихологических особенностей общения младших школьников.
Объект: младший школьник,как растущий индивид.
Предмет: психическиеособенности и характеристики общения младших школьников.
Задачи:
1. Изучениепсихолого-педагогической литературы.
2. Исследованиеособенностей общения.
3. Изучение проблемыобщения младших школьников.
Гипотеза: знаниепедагогом психических особенностей общения младших школьников позволит строитьработу с учащимися более эффективно, плодотворно, развивая недостающие стороны.
Глава I. Психология общения
1.1Понятие общения
Взаимодействие человека сокружающим его миром осуществляется в системе объективных отношений,которые складываются между людьми в их общественной жизни. Отражениемобъективных взаимоотношений между членами группы является субъективныемежличностные отношения, которые изучает социальная психология.
Всякое производствопредполагает объединение людей. Но никакая человеческая общность не можетосуществлять полноценную совместную деятельность, если не будет установленконтакт между людьми, в нее включенными, и не будет достигнуто между нимидолжное взаимопонимание. Так, например, для того, чтобы учитель мог обучитьчему-либо учеников он должен вступить с ними в общение.
Общение – это многоплановый процесс развитияконтактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности.
Общение включает в себяобмен информацией между участниками совместной деятельности, который может бытьохарактеризован как коммуникативная сторона общения. Общаясь, людиобращаются к языку, одному из важнейших средств общения.
Вторая сторона общения – взаимодействиеобщающихся – обмен в процессе речи не только словами, но и действиями,поступками.
Третья сторона общенияпредполагает восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например,воспринимает ни один из партнеров по общению другого как заслуживающегодоверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, чтотот ничего не поймет и не с чем сообщенным ему не разберется.
Таким образом, ведином процессе общения можно условно выделить три стороны: коммуникативную,интерактивную и перцептивную.
Знание закономерностейобщения и развитие навыков и способностей общения особенно важны для педагога,профессиональная задача которого может быть успешно решена только в том случае,если ему удастся продуктивно включить учащихся в совместную с ним деятельность,наладить взаимодействие и взаимопонимание, отвечающее целям и задачамвоспитания, т.е. осуществлять полноценное педагогическое общение.
Дидактические исобственно воспитательные задачи деятельности педагога невозможно достаточноплодотворно реализовать без организации продуктивного процесса общенияпреподавателя и ученического коллектива.
Общение в деятельностипедагога, таким образом, выступает:
Во-первых, как средство решения собственноучебных задач.
Во-вторых, как системасоциально-психологического обеспечения воспитательного процесса.
В-третьих, как способ организации определеннойсистемы взаимоотношений преподавателей и учащихся, обуславливающих успешностьвоспитания и обучения.
В-четвертых, как процесс, вне которогоневозможно воспитание индивидуальности школьника.
Под педагогическимобщением понимается система, приемы и навыки взаимодействияпедагога и ученического коллектива, содержанием которого является обменинформацией, оказание учебно-воспитательного воздействия и организациивзаимопонимания. Педагог – инициатор этого процесса, организует его и управляетим.
Педагогическое общение, содной стороны, создает эмоциональный фон учебно-воспитательного процесса, а сдругой – является его непосредственной содержательной характеристикой.
1.2Функции общения
Общение – это полифункциональный феномен.
Существует несколько классификацийего функций.
Б.Ф. Ломовым выделены трифункции:
— информационно-коммуникативная;
— регуляционно-коммуникативная;
— аффективно-коммуникативная.
Первая состоит в передаче информации. Онапредполагает наличие взаимодействующих субъектов, один из которых передаетинформацию, а другой ее получает.
Вторая функция относится к регуляции поведения.Человек в процессе общения регулирует не только свое собственное поведение, нои поведение других людей, а также испытывает воздействия с их стороны. Даннаяфункция в основном реализуется во взаимной подстройке действий партнеров. Сэтой функцией связаны также явления, как подражание, внушение и убеждение.
Третья функция относится к эмоциональной сферечеловека. Человеческие эмоции возникают и развиваются в условиях общения.Общением может определяться уровень эмоциональной напряженности и эмоциональнойразрядки. Зачастую сама потребность в общении у человека может возникнуть всвязи с необходимостью изменить свое эмоциональное состояние. В процессеобщения происходит изменение модальности интенсивности эмоциональных состояний,взаимное их усиление или ослабление, сближение состояний партнеров либо ихполяризация.
Выделяются также такиефункции, как:
— познание людьми другдруга;
— организация совместнойдеятельности и управление ею;
— формирование и развитиемежличностных отношений.
А.А. Брудным выделяется:
— инструментальнаяфункция общения (необходимая для обмена информацией в процессе управления исовместного труда);
— синдикативная(обеспечивает сплоченность групп);
— трансляционная(необходима для обучения) и самовыражения.
По цели общениявыделяются следующие функции:
· контактная (предполагается установление контактакак состояния готовности к поддержанию взаимосвязи, к приему и передачесообщения);
· информационная (обмен сообщениями, мнениями,решениями);
· побудительная (стимуляция активности партнера навыполнение каких-либо действий);
· координационная (взаимное ориентированиеисогласование действий в рамках совместной деятельности);
· понимания (понимания смысла сообщения, а такжепереживаний и состояний партнера);
· эмотивная (возбуждение в партнере нужныхэмоциональных переживаний, изменение собственных переживаний и состояний, тоесть обмен эмоциями);
· установленияотношений (осознаниеи фиксация своего места в системе отношений и межличностных связей);
· оказаниевлияния (изменениесостояния или поведения партнера, его решений и намерений).
1) Прагматическая(связующая).
2) Формирующая(витальная жизненная).
3) Организации иподдержания межличностных отношений.
4) Подтверждающая.
5) Внутриличностная(общение человека с самим собой).
1.3 Видыобщения
1) Прямое(непосредственное) – связано с естественным контактом при помощи слов и жестов.
2) Косвенное(опосредованное) – связано с неполным психологическим контактом при помощитехнических или письменных устройств, отдаляющих или затрудняющих получениеобратной связи.
Невербальное общение –это общение без использования речевых и языковых средств, единственныминструментом которого становится тело человека.
Основными средстваминевербального общения являются поза, движения и жесты, мимика, взгляд,характеристики голоса и пространственное поведение. Невербальные способыобщения имеют как биологическое происхождение, так и формируются в культуре.
Невербальная коммуникацияимеет принципиальные отличия от вербального общения и характеризуетсяследующим:
· реализуетсяодновременно через разные органы чувств (полисенсорная природа);
· эволюционно-историческойдревностью (существовала задолго до появления речи);
· непроизвольностьюи подсознательностью;
· независимостью отязыковых барьеров;
· особенностямипсихофизиологических механизмов восприятия;
· особенностямиакустических средств кодирования.
Невербальное общениепозволяет передать обширный спектр информации. Так, с помощью невербальныхсредств можно получить представление о расовой, национальной и социальнойпринадлежности человека о физическом и психологическом состоянии, обэмоциональном отношении человека, о психологическом климате в группе.
Невербальное поведениедает возможность получить глубокую информацию о темпераменте человека, егоэнергичности, склонности к даминантности, самооценке.
Вербальное общение. Речь – это вербальная коммуникация,т.е. процесс общения с помощью языка. Средством вербальной коммуникацииявляется слова с закрепленными за ними в общественном опыте значениями. Словамогут быть произнесены вслух, про себя, написаны.
Речь бывает письменная иустная, последняя, в свою очередь, подразумевается на диалогическую и монологическую.
Наиболее простойразновидностью устной речи является диалог, т.е. разговор,поддерживаемый собеседниками, совместно обсуждающими и разрешающими какие-либовопросы.
Вторая разновидностьустной речи – монолог, который произносит один человек, обращаясь кдругому или многим лицам, слушающим его: это рассказ учителя, развернутый ответученика, доклад.
Письменная речь появилась в истории человечествамного позднее устной. Она возникла как результат потребности общения междулюдьми, разделенными пространством и временем, и развилась от пиктографии,когда мысль передавалась условными схематическими рисунками, до современногописьма, когда тысячи слов записываются с помощью нескольких десятков букв.
Развитие речи.
Удовлетворениепотребностей человека оказывается изначально возможным лишь в том случае, еслион вступает в общение, взаимодействуя с другими людьми. Это порождаетпотребность субъекта сказать им о том, что для него важно и значимо. Ребеноковладевает членораздельной речью, первые зачатки которой появляются в концепервого года жизни. Это созвучия «ма-ма», «па-па», «ба-ба», не требующиесложной артикуляции и легко произносимые.
В дальнейшем каждое изэтих созвучий превращается для ребенка в слово, которое он использует дляорганизации своего взаимодействия со взрослыми. Слово становится средствомобщения. Обогащение языка ребенка продолжается на протяжении всего школьногодетства.
Одновременно развиваетсяи невербальная коммуникация: мимика, пантомимика, интонационное разнообразиеречи.
В школе на уроках чтенияи письма, а в дальнейшем – языка и литературы осуществляется формирование удетей сознательного отношения к языку как средству и к речи как процессуобщения. Построенные на основе исследований психологов современные методикиобучения грамоте способствуют формированию у школьников умения производить сознательныйзвуковой анализ речи, что существенно облегчает переход к продуктивномуовладению грамотным письмом. Значительные трудности возникают у школьника приосвоении синтаксиса.
Исключительно велика рольпедагога в формировании умений речевого общения дошкольников и школьников.Важнейшим условием развития речи и мышления учащихся является свободная иточная речь педагога.
В.А. Сухомлинскийподчеркивал, что «культура речи учителя в решающей степени определяетэффективность умственного труда учеников на уроке», и намечал пути ееформирования: преодоление неясности в толковании поянтий, расплывчатостипредставлений, которые учитель стремится создать посредством слова и безкоторых невозможен переход от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретногок общему; углубленный анализ текста учебников, с которыми имеют дело учащиеся,появление в тексте логической последовательности и причинно-следственныхсвязе1.
Высокая культура речи –важное условие рационального использования времени учителем. В.А. Сухомлинскийписал – «Сколько времени теряет на бесчисленные повторения, необходимость вкоторых возникает тогда, когда предмет, явление, понятие не находит в речиучителя яркой, доступной пониманию ребенка словесной оболочки».
1.4 Оформировании человека как личности и как объекта и субъекта общения
Общение и формированиеличности.
Вступая в общение друг сдругом, люди тоже, как правило, преследуют какую-то цель: сделать другогочеловека единомышленником, добиться от него признания, удержать от неправильногопоступка, поправится и т.д. Чтобы осуществить ее, они более или менеесознательно используют свою речь, всю свою экспрессию, а побуждают их поступатьв подобных случаях именно так, а не иначе имеющиеся у них потребности,интересы, убеждения, ценностные ориентации.
Вместе с тем,характеризуя общение как особый вид деятельности, необходимо также видеть, чтобез него не может происходить полноценное развитие человека и как личности, икак субъекта деятельности, и как индивидуальности.
Играя, ребенок общается.Длящееся многие годы учение обязательно предполагает общение. Наконец, труд,как известно, в подавляющем числе случаев требует постоянного взаимодействиялюдей в форме общения.
На формирование ряда устойчивыххарактеристик психических процессов, состояний и свойств личности каждогочеловека, а также и на образование структуры этих свойств и предметнаядеятельность общения воздействуют совокупно и с разным эффектом в зависимостиот их соотношения.
Воспитательное значениеобщения заключается не только в том, что оно расширяет общий кругозор человекаи способствует развитию, психических образований, которые необходимы ему дляуспешного выполнения деятельности, носящей предметный характер. Воспитательноезначение общения заключается еще и в том, что оно является обязательнымусловием формирования общего интеллекта человека и прежде всего многих егоаттенционных, перцептивных, мнемических и мыслительных характеристик.
Не меньшее значениеобщение как деятельность имеет и для развития эмоциональной сферы человека, дляформирования его чувств.
Столь же значимое влияниеоказывает общение и на волевое развитие человека.
Организация общения всоответствии с принципами подлинного гуманизма предполагает как в труде во всехего проявлениях, так и в быту сочетание высокой требовательности к человеку сбольшим уважением к нему, и в больших и малых делах, доброжелательность поотношению к людям.
Для того, чтобы каждыйчеловек был способен к отвечающему высоким принципам действительного гуманизмаобщению с другими людьми, он должен обязательно обладать и определеннойпсихологической культурой, основные положения которой можно попытаться свести ктрем элементам: разбираться в других людях и верно оценивать их психологию,адекватно эмоционально откликаться на их поведение и состояние и выбирать поотношению к каждому из них такой способ обращения, который не расходясь стребованиями морали и будучи направлен на утверждение идеалов, в то же времянаилучшим образом отвечал бы индивидуальным особенностям тех, с кем приходитсяобщаться.
1.5 Стилипедагогического общения и их технологическая характеристика
Одним из важнейшихтребований, которые предъявляет педагогическая профессия к личности учителя,является четкость его социальной и профессиональной позиции.
Позиция педагога – этосистема интеллектуальных и эмоционально-оценочных отношений к миру,педагогической действительности и педагогической деятельности. Социальная и профессиональнаяпозиции педагога не могут не отразиться на стиле его педагогического общения,под которым понимаются индивидуально-типологические особенностивзаимодействия педагога с учащимися.
Общепринятойклассификацией стилей педагогического общения является их деление наавторитарный, демократический и попустительский (А.В. Петровский, Я.Л. Коломинский,В.В, Шпалинский, М.Ю. Кондратьев и др.).
При авторитарномстиле общения педагог единолично решает все вопросы, касающиесяжизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого учащегося. Онопределяет положение и цели взаимодействия, субъективно оценивает результатыдеятельности. Этот стиль реализуется с помощью тактики диктата и опеки.
Попустительский (анархический, игнорирующий) стильобщения характеризуется стремлением педагога минимально включаться вдеятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты.
Этот стиль реализуеттактику невмешательства, основу которой составляют равнодушие инезаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся. Общими особенностямиобщения, несмотря на кажущуюся противоположность, является дистантныеотношения, отсутствие доверия, явная обособленность, отчужденность,демонстративное подчеркивание своего доминирующего положения.
Альтернативой этим стилямобщения является стиль сотрудничества участников педагогическоговзаимодействия, чаще называемый демократическим. При таком стилеобщения педагог ориентирован на повышение субъективной роли учащего вовзаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. Основнаяособенность этого стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Демократическийстиль общения педагога с учащимися – единственный реальный способ организацииих сотрудничества. Для педагогов, придерживающихся этого стиля, характерныактивно-положительное отношение к учащимся, адекватная оценка их возможностей,успехов и неудач.
Глава II. Психические особенности общения вмладшем школьном возрасте
2.1Психическое развитие в младшем школьном возрасте
1. Физическое,психическое и психофизиологическое развитие ребенка.
Начало младшего школьноговозраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границымладшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе,устанавливаются в настоящее время с 6 – 7 до 9 – 10 лет.
В этот период происходитдальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающеевозможность систематического обучения в школе. Младшие школьники легкоотвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
Начало школьного обученияпрактически совпадает с периодом второго физиологического кризиса,приходящегося на возраст 7 лет (в организме ребенка происходит резкийэндокринный сдвиг, сопровождаемый бурным ростом тела, увеличением внутреннихорганов, вегетативной перестройкой).
В младшем школьномвозрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разныхдетей. Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочкипо-прежнему опережают мальчиков.
На протяжении младшегошкольного возраста происходят существенные изменения и в психическом развитииребенка: качественно преобразуется познавательная сфера, формируется личность,складывается сложная система отношений со сверстниками и взрослыми.
2. Своеобразиемладшего школьного возраста как этапа развития.
Младший школьный возрастсвязан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Онстановится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимыеобязанности, выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущей в младшемшкольном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшиеизменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. Врамках учебной деятельности складываются психологические новообразования,характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников иявляющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Усвоение в ходе учебнойдеятельности основ теоретического сознания и мышления ведет к возникновению иразвитию таких новых качественных образований, как рефлексия, анализ,внутренний план действий.
В этот период качественноизменяется способность к произвольной регуляции поведения.
На протяжении младшегошкольного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающимилюдьми.
Безусловный авторитетвзрослого постепенно утрачивается, все большее значение для ребенка начинаютприобретать сверстники, возрастает роль детского сообщества.
Центральными новообразованиямимладшего школьного возраста являются:
— качественно новыйуровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
— рефлексия, анализ,внутренний план действий;
— развитие новогопознавательного отношения к действительности;
— ориентация на группусверстников.
3. Ценностьмладшего школьного возраста.
Глубокие изменения,происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют ошироких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. Реализуетсяпотенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир исамого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Младший школьный возрастявляется сензитивным для:
— формирования мотивовучения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
— развития продуктивныхприемов и навыков учебной работы, умения учиться;
— раскрытияиндивидуальных особенностей и способностей;
-развития навыковсамоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
— становления адекватнойсамооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
— усвоение социальныхнорм, нравственного развития;
— развитие навыковобщения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Важнейшие новообразованиявозникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект,личность, социальные отношения. Младший школьник включен и в другие видыдеятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусствоми пр.), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достиженияребенка.
Младший школьный возраст– это период позитивных изменений и преобразований. Если в этом возрастеребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, ненаучится дружить, не обретет уверенность в себе, своих способностях ивозможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сенситивного периода) будетзначительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физическихзатрат.
2.2Формирование произвольного поведения у младших школьников
Младший школьный возрастсвязан со значительными изменениями в психологическом облике ребенка. Важнейшиммоментом этих преобразований является переход от непосредственного копосредствованному поведению, т.е. поведению осознанному и произвольному.Ребенок учится активно управлять собой, строить свою деятельность всоответствии с поставленными целями, сознательно принятыми намерениями ирешениями. Это свидетельствует о возникновении нового уровня организациимотивационно-потребностной сферы и является важным показателем развитияличности.
Способностьдействовать произвольно формируется постепенно, на протяжении всего младшегошкольного возраста.
Новое поведение возникаетсначала в совместной деятельности со взрослым, который дает ребенку средстваорганизации такого поведения, и только потом становится собственныминдивидуальным способом действия ребенка (Л.С. Выготский).
Что же должны знать ипонимать учителя и родители, чтобы разумно строить процесс воспитания,способствуя развитию ребенка как самостоятельной личности, умеющей сознательноуправлять своим поведением?
Специфика младшегошкольного возраста состоит в том, что цели деятельности задаются детямпреимущественно со стороны взрослых. Учителя и родители определяют, что можно ичто нельзя делать ребенку, наше задание выполнять, нашим правилам подчиняться ит.д.
Существенные условия,позволяющие взрослому формировать у ребенка способность самостоятельноуправлять своим поведением, такими условиями являются:
1) Наличие у ребенкадостаточно сильного и длительного действующего мотива поведения;
2) Введениеограничительных целей;
3) Расчленениеусваиваемой сложной формы поведения на относительно самостоятельные и небольшиедействия;
4) Наличие внешнихсредств, являющихся опорой при овладении поведением.
2.3Общение младших школьников со сверстниками и взрослыми
С первых дней пребыванияв школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия содноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста этавзаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития.
1. Отношение сосверстниками.
В период адаптации кшколе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников навторой план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой детиосуществляют посредством педагога.
Младший школьник – эточеловек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходитинтенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социальноговзаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной изважных задач развития на этом возрастном этапе.
Если у ребенка к 9 – 10летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем – либо из одноклассников.То значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником,поддерживать отношения продолжительное время, это значит также, что общение сним тоже кому-то важно и интересно.
Для детей 5 – 7 летдрузья – это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других.Выбор друга определяется, прежде всего, внешними причинами: дети сидят за однойпартой, живут в одном доме. В этом возрасте дети больше внимания обращают наповедение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны,они легко возникают и довольно быстро могут оборваться.
Между 8 и 11 годами детисчитают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет ихинтересы.
Для возникновениявзаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, какдоброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность.
Постепенно, по мереосвоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается системаличных отношений в классе.
Группа школьников, имеющихнеблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладаетнекоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении сосверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости,вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличаетябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны инеряшливы.
Первоклассники оцениваютсвоих сверстников прежде всего по тем качествам, которые легко проявляютсявнешне, а также по тем, на которые чаще всего обращает внимание учитель.
К концу младшегошкольного возраста критерии приемлемости несколько меняются. На первом местетакже стоит общественная активность и по-прежнему красивая внешность. В этомвозрасте для детей значимость приобретают и определенный личностные качества:самостоятельность, уверенность в себе, честность. С возрастом у детейповышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группесверстников.
Заключение
Ученые считают, чтопричинами трудностей общения являются: неблагополучные отношения в семье,которые проявляются в непоследовательности и противоречивости воспитания. Такжепричинами, по их мнению, могут стать психофизиологические нарушения,соматические и наследственные заболевания. Часто признаком заболевания являетсяотказ от контактов с людьми, избегание любого общения, уход в себя, замкнутостьи пассивность. Возможно проявление повышенной возбудимости с агрессивностью,драчливостью, повышенная склонность к конфликтам, мстительность, стремлениепричинить боль.
Трудности в общениииспытывают люди с двигательной расстрорможенностью, со склонностью к резкимколебаниям настроения, плаксивостью, мнительностью. На особенности общениявлияет тип нервной системы, который в темпераменте. Для сангвиников –повышенная активность, богатство мимики и движений, эмоциональность,впечатлительность, контактность с людьми, хотя не постоянства в своихпривязанностях.
А также считают, чтосамая распространенная трудность общения детей – это застенчивость.
Кон И.С. утверждает, чтоте, кто считает себя застенчивым, отличаются пониженным уровнем экстраверсии,они менее способны контролировать и направлять свое социальное поведение, болеетревожны, склонны к невротизму и переживают больше коммуникативных трудностей. Чтобыобщение протекало в нормальном русле, по мнению Кон И.С., школьника надоизбавляться от их застенчивости. Зимняя И.С. называет еще одну областькоммуникативных затруднений – это межличностные отношения. В их основе лежатсимпатия (антипатия), принятие (непринятие), совпадение ценностных ориентаций иих расхождение, совмещенность или различие когнитивных и в целом индивидуальныхтилей деятельности общения.
Все это и многое другоемогут облегчить или затруднить взаимодействие людей, вплоть до его прекращения.
Навыки адаптивногобесконфликтного поведения ребенок может получить только в ходе активногообщения. Поэтому важно создать для него возможность обрабатывать эти навыки вспециально организованной для этого обстановке. Для этого с ребенком необходимопроводить коррекционную работу.
Списокиспользуемой литературы
1. Бодалев А.А. — «Психология общения», «Москва – Воронеж», 2002 г.
2. Дубровина И.В.,Данилова Е.Е., Прихожан А.М. – Психология, «Москва»,2003 г.
3. Интернет.
4. Котова И.Б.,Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. – Основы психологии, «Феникс», 2002 г.
5. Матюхина М.В.,Михальчик Т.С. – Психология младшего школьника.
6. Петровский А.В.,Ярошевскй М.Г. – Психология «Москва», 2002 г.
7. РудольфВердербер, Кэтлин Вердербер – «Общение», 2005 г.
8. Сластенин В.А.,Исаев Н.Ф. – Педагогика, «Москва» Издательский центр «Академия», 2002 г.