Реферат по предмету "Психология"


Психотерапия, основные методы

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
ГОУ ВПО
 
ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

КАФЕДРА ПСИХИАТРИИ

МЕДИЦИНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
 
Р е ф е р а т
Тема: Психотерапия,основные методы

Реферат подготовил
                                                                подполковникв отставке
                                                            Овечкин Александр Васильевич
Реферат проверил:
преподаватель Деев М.Н.

г. ПЕРМЬ – 2003 г.

Психотерапия(от психо… и греч.therapéia — лечение), система психических воздействий, направленных налечение больного. Цель П. — устранить болезненные отклонения, изменитьотношение больного к себе, своему состоянию и окружающей среде. Возможностьоказывать влияние на психику человека была замечена ещё в древности. Формированиенаучной началось в 40-х гг. 19 в. (работы английского врача Дж. Брэда, которыйобъяснил действенность психического влияния функциональными особенностями нервнойсистемы человека). Теоретическое обоснование и практическая разработка специальныхметодов П. связаны с деятельностью Ж. М. Шарко, В. М. Бехтерева и многие др.Определенное влияние на развитие П. оказал метод психоанализа, усиливший вниманиек миру внутренних человеческих переживаний, к той роли, которую они играют впроисхождении и развитии болезней; однако фрейдизму (а ранее — в 1-й половине19в. — школе «психиков» рассматривавшей психические болезни как результат «гнетагреха») присущ иррациональный подход к пониманию природы психическихзаболеваний. П. в СССР основывается на данных медицинской психологии ифизиологии высшей нервной деятельности, клинико-экспериментальном методеисследования.
Различают общую и частную, или специальную, П. Под общей П.понимают комплекс психологических воздействий, укрепляющих силы больного вборьбе с заболеванием (взаимоотношения врача и больного, оптимальныйпсихологический климат в учреждении, исключающий психическую травматизацию и ятрогенныезаболевания, предупреждение и своевременное устранение вторичных невротическихнаслоений, которые могут вызываться основным заболеванием). Общая П. — необходимыйкомпонент лечебного процесса при всех формах заболеваний. Частная П. — методлечения больных с так называемыми пограничными формами нервно-психическихрасстройств (неврозы, психопатии и др.), использующий специальные способыпсихотерапевтического воздействия: рациональную (разъясняющую) П., внушение всостоянии бодрствования и в гипнозе, отвлекающую П., аутогенную тренировку,коллективную П. и др. (в сочетании с медикаментозным и др. методами лечения).П. неосуществима без положительного эмоционального контакта с больным.
Внушение (медицинское), метод лечения, заключающийся в том, что врачубеждает больного, находящегося в бодрствующем состоянии или под гипнозом, вблагоприятном течении болезни, которой страдает больной, в благополучном еёисходе (выздоровлении) и в возможности преодоления тех или иных проявлений этойболезни.
В. может служить самостоятельным методом или сочетаться смедикаментозными и другими методами лечения. Применяется при неврозах,некоторых формах психопатии, наркоманиях, неврозе внутренних органов и другихзаболеваниях. Эффект лечения В. зависит от склада личности больного иособенностей его заболевания. Научные физиологические основы лечения В. вгипнотическом состоянии разработаны И. П. Павловым и его школой. Сущностьметода состоит в том, что, используя зависимость работы внутренних органов исистем от функции центральной нервной системы, можно при нарушении функции этихорганов и систем добиваться В. известной их нормализации. Кроме того, В.возможно изменить отношение больного к своему заболеванию и тем или иным его проявлениям.Элементы В. содержатся в любом методе лечения — вера больного в благоприятныйисход болезни, в назначения врача увеличивает эффективность и сокращает срокилечения. Однако при большинстве заболеваний внутренних органов, органическихболезнях мозга, психозах и т.д. В. не может служить самостоятельнымметодом лечения, а входит в комплекс лечения наряду с медикаментозным,физиотерапевтическим и другими методами, применяемыми при том или иномзаболевании.
Как особый метод психотерапии существует самовнушение; онолежит также в основе некоторых других психотерапевтических методик, например аутогеннойтренировки.
Лечение В., как и всяким другим методом, проводит тольковрач, который устанавливает объём и показания к той или иной методике В.
В. может оказывать и отрицательное влияние на течениеболезни. Разговоры окружающих о болезни и её проявлениях, детали описаниязаболеваний в медицинской литературе, неосторожное употребление терминов иформулировок врачом могут порождать у больного мысли и тревоги о наличии у негосимптомов тяжёлого и даже неизлечимого заболевания (такие, как ятрогенныезаболевания). И положительное, и отрицательное влияние В. реализуетсясамовнушением — убеждённостью больного в действенности, правоте, точностисведений, полученных от врача, медицинского персонала, окружающих больного, изпрочитанной литературы и пр.
Гипноз (от греч. hypnos — сон), особого рода сноподобное состояниечеловека и высших животных. Г. известен с глубокой древности. Однако вплоть досередины 19 в. представления о Г. основывались на спиритуалистическихдопущениях особых «флюидов» или магнетических волн — особых токов, якобыраспространяемых гипнотизёром. В конце 19 в. работами русских учёных В. М.Бехтерева, О. О. Мочутковского, А. А. Токарского, французских — Ш. Рише, Н.Бергейма, Ж. Шарко, английского— Дж. Брейда, швейцарского — А. Фореля начатанаучная разработка проблемы Г., установлено лечебное значение Г., а такжевыяснена роль внушения как метода психотерапии. Работы И. П. Павлова и егоучеников показали, что в основе Г. лежит процесс торможения, захватывающий корубольших полушарий головного мозга. Торможение это носит дробный характер,распространяясь на разных участках мозга на различную глубину и захватываяразные участки головного мозга. Между заторможенными участками лежат бодрствующиеучастки активной деятельности коры и подкорковых образований. Эти участки —«сторожевые пункты» — обеспечивают, в частности, возможность контакта(«раппорта») больного с гипнотизирующим его врачом и возможность лечебноговоздействия словом (внушением) при изоляции других раздражений из внешнего ивнутреннего мира больного, погруженного в гипнотическое состояние. Торможениепри Г. сходно с торможением при физиологическом сне.
В состоянии бодрствования сила возбуждения корковых клетоксоответствует силе раздражения. Различная глубина торможения в разных областяхголовного мозга сопряжена с наличием в них фазовых состояний, переходных от снак бодрствованию. Для фазовых состояний характерно изменение реакции клеток навоздействие раздражителя: при уравнительной фазе слабые и сильные раздражителидействуют одинаково (например, слово врача, произнесённое тихо или громко,вызывает одинаковый эффект). При более глубоком торможении наступаетпарадоксальная фаза, когда слабые раздражители (например, слово) действуютодинаково или даже эффективнее, чем сильные (например, боль), которые иногдадаже совсем не вызывают реакции. Отсюда возможность целебного воздействиявнушением словом в состоянии Г.
У человека Г. достигается воздействием ритмичных, монотонных,большей частью слабых раздражений на органы осязания (поглаживание), слуха(тихая успокаивающая музыка, монотонная речь врача) и длительного,ритмично-монотонного влияния на др. органы чувств. Эти ритмичные монотонныераздражители сопровождаются при Г. словесным внушением, создающим у больногопредставление об успокоенности, желании заснуть, нарастающем чувстве тяжести ввеках, оцепенении, засыпании и последующем углублении сна. Сочетанием этихраздражений и словесного внушения засыпания, сна обеспечивается возникновение вкоре головного мозга более или менее распространённого и различного по глубинеторможения, что проявляется в нарастающей сонливости (1-я стадия Г. — ощущениетяжести в теле, трудности открыть глаза, говорить, последовательно думать —гипотаксия). При продолжении сеанса появляется неглубокий сон со своеобразнойоцепенелостью мышц, когда рука, нога и т.п. застывают в приданном врачомположении (каталепсия). Понятия и явления, внушаемые при этом врачом, не тольковоспринимаются больным, но и хорошо запоминаются, усваиваются и воспроизводятсяим в дальнейшем. Возникающие при Г. повышенная внушаемость, гипотаксия,каталепсия, сомнамбулизм характеризуются понятием гипнотизм.
В стадии глубокого Г. (сомнамбулизм) больной полностьюотгорожен от каких-либо ощущений и представлений внешнего мира и собственногоорганизма и сохраняет контакт только с врачом. После сеанса он не можетсообщить, что было с ним во время Г., однако содержание внушенного врачом в последующемвыполняет. Эффект внушения и глубина (стадия) Г. не всегда равнозначны. Высокийэффект внушения возможен и в первой стадии Г. и даже вне гипнотическогосостояния (внушение наяву). В сомнамбулической фазе Г. условия восприятия ипоследующей реализации внушенного обычно наиболее благоприятны.
Развивающийся во время Г. сон служит сам по себе целебнымфактором (регуляция головным мозгом функции обмена веществ, внутренних органов,деятельности сердечно-сосудистой и др. систем организма). Г. может применятьсякак самостоятельный вид лечения или служить частью терапевтического комплекса(наряду с медикаментами, физиотерапевтическими процедурами, диетой и др.лечебными методами). Г. пользуются для лечения некоторых форм неврозов,психопатий, реактивных состояний. Воздействие Г. возможно для любого человека;быстрота и стадия достигаемой глубины Г. (гипнабельность) индивидуальны.Лечение Г. вопреки желанию больного проводить не целесообразно. Ошибочнопредставление об универсальной пользе лечения Г. любого больного с любымзаболеванием. Применение Г. за пределами лечебных целей недопустимо, а использованиеего не врачами (например, для зрелищных демонстраций) советским законодательствомзапрещено.
Аутогенная тренировка (греч. autogenes, от autos — сам и gennao — рождаю),психотерапевтический метод лечения, сочетающий элементы самовнушения и саморегуляциинарушенных функций внутренних органов, моторлки (движений), психики тренировкойэтих функций. Предложен немецким учёным И. Шульцем (опубл. в 1956); получил распространениетакже во Франции, США («метод прогрессивной релаксации»); в СССР модифицированМ. С. Лебединским и др. (1963). Больного обучают интенсивным сосредоточениемвнимания вызывать у себя чувство тепла в организме, расслабления конечностей,чувства спокойствия, уверенности в благоприятном исходе лечения и др. Метод эффективенв комплексе с другими методами психотерапии и самостоятельно, в сочетании смедикаментозным лечением, главным образом при неврозах, особенно протекающих снавязчивыми явлениями, расстройствами сна.

Литература
ДмитриевА. С., Физиология высшей нервной деятельности, М., 1964;
ЛебединскийМ. С., Очерки психотерапии, М., 1959 (библ.); Платонов К. И., Слово какфизиологический фактор, 3 изд., М., 1962 (библ.).
 
КлюмбиесГ., Техника релаксации, пер. с нем., М., 1965; Schultz J. Н., Das autogeneTraining, 11 Aufl., Stuttg., 1964.
ПлатоновК. И., Слово как физиологический лечебный фактор, 3 изд. М., 1962 (библ.).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.