Реферат по предмету "Психология"


Предпосылки, типы и причины девиаций в подростковом возрасте

Введение
В настоящее время проблемадевиантного или отклоняющегося поведения, приобретает весьма актуальное значение.Это объясняется теми глубокими преобразованиями, которые происходят в современнойРоссии. Имеется немало проблем, особенно социального характера, которые способствуютросту негативных явлений, в том числе и отклонений от норм общественной жизни.Цельюданной работы является выявление предпосылок девиаций в подростковом возрасте, типовдевиаций и причин. Историю данного вопроса можно рассмотреть через призму концепцийдевиации. Основными научными концепциями и теориями девиации являются: биологическаятеория, психологическая и социологическая. Сторонники биологической теории девиациирассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связис биологическим складом индивида. В 19 веке итальянский врач Ч. Ломброзо обнаружилсвязь между криминальным поведением человека и определённым физиологическим строениемего организма. Известный американский психолог и врач У. Х. Шелдон позднее определилфизиологический тип человека, склонного к девиации (“Мезоморфный тип”, “мускулистый”,“атлетический”). В психологических и психиатрических концепциях акцент делаетсяна личностные факторы человека. В 1950 году Шуэсслер и Крессли пытались доказать,что преступникам присущи особенные психологические черты, которые не свойственнызаконопослушным гражданам, однако их попытки потерпели неудачу. Из этого был сделанвывод, что, вероятно, девиация возникает в результате сочетания психологическихи социальных факторов. Социологические концепции пытаются учесть в девиации социальныеи культурные факторы, влияющие и определяющие поведение человека в обществе. Впервыесоциологическое объяснение сущности девиации было предложено Э. Дюркгеймом, которыйразработал теорию аномии (от греч. аномос — беззаконный, безнормный, неуправляемый).Главная мысль Э. Дюркгейма сводилась к тому, что в основе стабильного функционированияобщества лежит феномен социальной солидарности, а всякие отклонения от него естьсоциальная дезорганизация, являющаяся причиной девиантного поведения. Р. Мертонв 1938 г. внёс некоторые изменения в теорию Э. Дюркгейма. По его мнению, возникновениедевиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социальноодобряемыми средствами достижения таких целей, как например, не все люди в силуопределённых социально – экономических причин могут получить высшее образованиеили престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированныхспециалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования,начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальнойсреде. Культурологические теории (Селлин, Миллер, Сутер – Ленд) считали, что причинадевиации — в конфликтах между нормами господствующей культуры и нормами субкультуры,складывающейся в той или иной социальной группе. Теория стигматизации (клеймения),представителем которой был Ч. Беккер, считали, что девиация — это “клеймо”, котороегруппы, обладающие властью, ставят на поведении менее защищённых групп или отдельногочеловека. Радикальная криминология (Турк, Квинни, Янг Тэйлор) отстаивали позицию,что девиация — это результат противодействия нормам капиталистического общества.Новейшие теории девиации делают акцент на характере общества и стремятся выявить,в какой мере оно заинтересовано в создании и сохранении девиации, делая акцент наисправлении не какого – то конкретного человека, а всего общества.

1. Предпосылки девиациив подростковом возрасте
Переходный период, как лакмусовая бумага, проявляет всепороки общества. Подростковый возраст — самый трудныйи сложный из всех детских возрастов.Его ещё называют переходным возрастом, потомучто в течение этого периодапроисходит своеобразный переход от детства к взрослости,от незрелости к зрелости, который пронизываетвсе стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие, а также разнообразныевиды его деятельности. В подростковом возрасте серьёзно изменяются условия жизни и деятельностиподростка, что, в свою очередь, приводит к перестройке психики, появлению новыхформ взаимодействия между сверстниками. У подростка меняется общественный статус,позиция, положение в коллективе, ему начинают предъявляться более серьёзные требованиясо стороны взрослых. Сведения из анатомии и физиологии, психологии и педагогики,которые характеризуют личность подростка. Анатомо – физиологические особенностиподростка характеризуются неравномерностью его физического развития, совершенствованиеммускульного аппарата, процессом окостенения скелета. Для подростка характерно несоответствиев развитии сердечно – сосудистой системы, когда сердце увеличивается в объёме, врезультате чего начинает работать более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаётв развитии, что приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, и т.д. У подростков ярко выражена неустойчивость нервной системы, которая не всегдаспособна выдержать сильные или длительные раздражители, что вызывает состояние крайнеговозбуждения или торможения, ведёт к вспыльчивости, апатии и т. д. Активное половоесозревание подростка происходит при заметном отставании в социальном становленииподростка, что влечёт за собой социально – психологические проблемы полового воспитания.В подростковом возрасте у ребёнка проявляется потребность в познании самого себя.Ответ на вопрос “Кто я?” часто мучает подростка. Он проявляет интерес к самому себе,у него формируются собственные взгляды и суждения; появляются собственные оценкина те или иные события и факты; он пытается оценить свои возможности и поступки,сопоставляя себя со сверстниками и их действиями. В этом возрасте происходит временноепсихологическое отдаление подростка от семьи и школы, их значение в становленииличности подростка снижается, тогда как влияние сверстников усиливается. Зачастуюон стоит перед выбором между официальным коллективом и неформальной группой общения.предпочтение подросток отдаёт той семье и группе, в которой он чувствует себя комфортно,где относятся к нему с уважением. Это может быть и спортивная секция, и техническийкружок, но может быть и подвал дома, где собираются подростки, общаются, курят,выпивают и др. Как правило, в этом возрасте у подростков возникают проблемы со взрослыми,в частности с родителями. Родители продолжают смотреть на своего ребёнка как намаленького, а он пытается вырваться из этой опеки. Поэтому взаимоотношения со взрослымиобычно характеризуются повышенной конфликтностью, усиливается критичность по отношениюк мнениям взрослых, но при этом становится более значимым мнение сверстников. Изменяетсяхарактер отношений со старшими: из позиции подчинения подросток пытается перейтив позицию равенства. Одновременно изменяется и характер взаимоотношений со сверстниками,появляется потребность в общении с целью самоутверждения, что в неблагоприятныхусловиях может привести к различным формам отклоняющегося поведения; повышенныйинтерес к вопросам интимной жизни человека, что может приводить к асоциальным нарушениямсексуальной жизни подростка. У подростка формируется чувство взрослости, котороепроявляется через стремление к независимости и самостоятельности, протест противжелания взрослых “поучить” его. Подросток в этом возрасте нередко выбирает для себякумира (герой фильма, сильный взрослый, герой передачи, выдающийся спортсмен и др.),которому он пытается подражать: его внешнему облику, манере поведения. Внешностьдля подростка имеет очень большое значение. Необычная причёска, серьга, а то двеи три в ушах, рваные джинсы, яркая косметика и другие атрибуты дают подростку возможностьотделить себя от других, утвердиться в группе детей. Всё это происходит на фонеизменения эмоционально – волевой сферы. У подростка проявляется эмоционально выраженноестремление познания окружающей действительности, стремление к общению со сверстниками,потребность в дружбе на основе общих интересов и увлечений. У подростка формируютсяумения самообладания, самоуправления своими мыслями и поступками, развиваются настойчивость,упорство, выдержка, терпение, выносливость и другие волевые качества. Значительноизменяются интересы подростка по сравнению с ребёнком младшего возраста. Нарядус любознательностью и стремлением к творческой деятельности, для него характернаразбросанность и неустойчивость интересов. Таким образом, можно выделить характерныеособенности подросткового возраста: эмоциональная незрелость, недостаточно развитоеумение контролировать собственное поведение, соразмерять желания и возможности вудовлетворении своих потребностей, повышенная внушаемость, желание самоутвердитьсяи стать взрослым. Подросток — это ещё недостаточно зрелый и недостаточно социальновозмужалый человек, это личность, находящаяся на особой стадии формирования её важнейшихчерт и качеств. Стадия эта пограничная между детством и взрослостью. Личность ещёнедостаточно развита, чтобы считаться взрослой, и в то же время настолько развита,что в состоянии сознательно вступить в отношения с окружающими и следовать в своихпоступках и действиях требованиям общественных норм и правил. Подросток способен принимать продуманные решения, совершать разумные поступки и нести заних нравственную и правовую ответственность. Следуетособо выделить, что подросток — лицо,вступившее в период правовойответственности за свои действия и поступки. И хотя закон,учитывая особенности социально – психологического развития несовершеннолетних, устанавливает для него ограниченную ответственность,можно считать старший подростковый и юношеский возраст какхарактеризующийся личностной ответственностью.
2. Типы девиаций
Подростков, чьё поведениеотклоняется от принятых в обществе правил, норм поведения, называют трудными илитрудновоспитуемыми. Под трудновоспитуемостью понимается сопротивление педагогическимвоздействиям, которое может быть обусловлено самыми разнообразными причинами, связаннымис усвоением некоторых социальных программ, знаний, навыков, требований и норм впроцессе целенаправленного обучения воспитания. Трудновоспитуемость подростка, несоблюдениеим норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление,которое называется девиация. Девиация (отклонение) является одной из сторон явленияизменчивости, которое присуще как человеку, так и окружающему его миру. Изменчивостьв социальной сфере всегда связана с деятельностью и выражается в поведении человека,которое представляет взаимодействие его с окружающей средой, опосредованное внешнейи внутренней активностью подростка. Как уже было сказано ранее, поведение можетбыть нормальное и отклоняющееся. Нормальное поведение подростка полагает взаимодействиеего с микросоциумом, адекватно отвечающее потребностям и возможностям его развитияи социализации. Если окружение ребёнка способно своевременно и адекватно реагироватьна те или иные особенности подростка, то его поведение всегда (или почти всегда)будет нормальным. Отсюда отклоняющееся поведение может быть охарактеризовано каквзаимодействие ребёнка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию вследствиеотсутствия адекватного учёта средой особенностей его индивидуальности и проявляющеесяв поведенческом противодействии установленным нравственным и правовым общественнымнормам. Очевидно, что отклоняющееся поведение является одним из проявлений социальнойдезадаптации. Говоря о детско-подростковой дезадаптации, необходимо уточнить категориидетей, которые подвержены этому процессу:
- дети школьного возраста,не посещающие школу (в нашей стране их около 7 %, т. е. примерно 1,5 миллиона);
- дети – сироты, общеечисло которых превысило 500 000;
- социальные сироты;действительность такова, что в силу ограниченности мест в детских домах, дети месяцамиждут очереди для помещения их в детский дом, живя с родителями, лишёнными родительскихправ, не имея нормальной еды, одежды, подвергаясь физическому, психическому, сексуальномунасилию;
- подростки, употребляющиенаркотики и токсические средства;
- подростки сексуальнораспущенного поведения;
подростки, совершившие противоправныедействия; по официальным данным, их число среди детей и подростков растёт в двараза быстрее, чем среди взрослых. Девиации включают в себя девиантное, делинквентноеи криминальное поведение. Девиантное поведение — один из видов отклоняющегося поведения,связанный с нарушением соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения,характерных для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половозрастныхсоциальных групп. То есть этот тип поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичнымипроявлениями девиантного поведения являются ситуационно обусловленные детские иподростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольноеи систематическое отклонение от учёбы или трудовой деятельности; систематическиеуходы из дома и бродяжничество, пьянство и алкоголизм детей и подростков; ранняянаркотизация и связанные с ней асоциальные действия; антиобщественные действия сексуальногохарактера; попытки суицида. Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуетсякак повторяющиеся асоциальные поступки детей и подростков, которые складываютсяв определённый устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущихуголовной ответственности из – за их ограниченной общественной опасности или недостиженияребёнком возраста, с которого начинается уголовная ответственность. Выделяются следующиетипы делинквентного поведения:
- агрессивно – насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги,садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;
- корыстное поведение,включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественныепосягательства, связанные со стремлением получить материальную выгоду;
распространение и продажанаркотиков. Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческойстороне, но и во внутренней, личностной, когда у подростка происходит деформацияценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.Криминальное поведение определяется как противоправный поступок, который по достижениювозраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовногодела и квалифицируется по определённым статьям уголовного кодекса. Криминальномуповедению, как правило, предшествуют различные формы девиантного и делинквентногоповедения. Негативные формы девиаций являются социальной патологией: пьянство иалкоголизм, токсикомания и наркомания, проституция, суицид, правонарушения и преступность.Они дезорганизуют систему, подрывают её основы и наносят значительный ущерб, в первуюочередь, личности самого подростка. Необходимость в регулировании поведения людейвсегда будет оставаться актуальной, так как существует неразрешимое противоречиемежду потребностями человека и возможностями их удовлетворения. Стремление к удовлетворениюматериальных или духовных потребностей является тем внутренним мотивом, которыйпобуждает людей с недостаточно развитой социальной ориентацией к поступкам и действиям,не соответствующим общепринятым нормам поведения. Также факторами отклоняющегосяповедения могут стать психологическая невосприимчивость личности к установленнымобществом социальным нормам или генетическая предопределённость отклонения. В зависимостиот типа нарушаемой нормы отклоняющееся поведение классифицируется по следующим характеристикам:
- видам преступления(уголовные, административные) и аморальных поступков (пьянство, проституция);
- уровню или масштабностиотклонения, когда принято говорить об индивидуальном или массовом отклонении;
- внутренней структуреотклонения, когда отклонение связывают с принадлежностью к той или иной социальнойгруппе, половозрастными особенностями;
ориентированности отклоненияна внешнюю среду (семейные ссоры, насильственные преступления и др.) или на самогосебя (суицид, алкоголизм и др.).
трудновоспитуемостьдевиантный поведение подросток
3. Причины девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение имеетсложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложномвзаимодействии и взаимовлиянии. Известно, что человеческое развитие обусловленовзаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственнойпрактической деятельности человека. Можно выделить основные факторы, обусловливающиедевиантное поведение несовершеннолетних.
1. Биологические факторывыражаются в существовании неблагоприятных физиологических или анатомических особенностейорганизма ребёнка, затрудняющих его социальную адаптацию. Причём здесь речь идёт,конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение,а лишь о тех факторах, которые наряду с социально – педагогической коррекцией требуюттакже и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушенияумственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервнойсистемы. Данные поражения дети приобретают, как правило, ещё во время беременностиматери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольныхнапитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во времябеременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговыеи психические травмы, венерические заболевания); влияния наследственных заболеваний,а особенно наследственности, отягощённой алкоголизмом;
- психофизиологические,связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтныхситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящихк различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающиев себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно –соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативноеотношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностныхотношений ребёнка в среде сверстников, коллективе.
Психологические факторы, вкоторые включаются наличие у ребёнка психопатологии или акцентуации (чрезмерноеусиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно –психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающихвозбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка. Детис явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психическогоздоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Дети с акцентуированными чертами характера, чтоявляется крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различныхпсихологических воздействий и нуждаются, как правило,в социально – медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательногохарактера. В каждый период развития ребёнка, формируютсянекоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка наблюдаетсядва процесса развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живёт,либо приобщение. Если в семье ребёнок чувствует недостаток родительской ласки, любви,внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениямитакого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими,эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленныепсихическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием илизадержкой психического развития, разными психическими патологиями. Характерологическиеподростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило,следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений. В случае несформированностисистемы нравственных ценностей подростка сфера его интересов начинает приниматьпреимущественно корыстную, насильственную, паразитическую или потребительскую направленность.Для таких подростков характерен инфантилизм, примитивность в суждениях, преобладаниеразвлекательных интересов. Эгоцентрическая позиция подростка с демонстрацией пренебрежительногоотношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к “отрицательномулидерству”, навязыванию физически более слабым сверстникам системы их “порабощения”,браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами,низкой ответственности за своё поведение.
Социально –педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественноговоспитания, в основе которых лежат половозрастные и индивидуальные особенности развитиядетей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребёнка в период детства снакоплением негативного опыта; в стойкой школьной неуспешности ребёнка с разрывомсвязей со школой (педагогическая запущенность), ведущей к несформированности у подросткапознавательных мотивов, интересов и школьных навыков. Такие дети, как правило, изначальнобывают плохо подготовлены к школе, негативно относятся к домашним заданиям, выражаютбезразличие к школьным оценкам, что говорит о их учебной дезадаптации. Учебная дезадаптацияшкольника в своём развитии проходит следующие стадии:
- учебной декомпенсации- состояния ребёнка, характеризующееся возникновением затруднений в изучении одногоили нескольких предметов при сохранении общего интереса к школе;
- школьной дезадаптации- состояния ребёнка, когда наряду с возрастающими трудностями в обучении на первыйплан выступают нарушения поведения, выраженные в виде конфликтов с педагогами, одноклассниками,пропусков занятий;
- социальной дезадаптации- состояния ребёнка, когда отмечается полная утрата интереса к учёбе, пребываниюв школьном коллективе, уход в асоциальные компании, увлечение спиртными напитками,наркотиками;
криминализация среды свободноговремяпрепровождения. Так, например, отчисление из школы детей 15 – летнего возраста,что позволяется законом “Об образовании”, выбрасывает детей на улицу, где они немогут легально трудоустроиться. Принимая во внимание, что такие дети, как правило,из малообеспеченных семей, можно с уверенностью утверждать, что основные и реальныеспособы добывания средств существования у них будут носить криминальный характер.Важным фактором отклонений в психосоциальном развитии ребёнка является неблагополучиесемьи. Следует выделить определённые стили семейных взаимоотношений, ведущих к формированиюасоциального поведения несовершеннолетних:
- дисгармоничный стильвоспитательных и внутрисемейных отношений, сочетающий в себе, с одной стороны, потворствожеланиям ребёнка, гиперопеку, а с другой — провоцирование ребёнка на конфликтныеситуации; или характеризующийся утверждением в семье двойной морали: для семьи — одни правила поведения, для общества — совершенно другие;
- нестабильный, конфликтныйстиль воспитательных влияний в неполной семье, в ситуации развода, длительного раздельногопроживания детей и родителей;
асоциальный стиль отношенийв дезорганизованной семье с систематическим употреблением алкоголя, наркотиков,аморальным образом жизни, криминальным поведением родителей, проявлениями маломотивированной“семейной жестокости” и насилия. Жестоким обращением (оскорблением, пренебрежением)называют широкий спектр действий, наносящих вред ребёнку со стороны людей, которыеего опекают или заботятся о нём. Эти действия включают мучения, физическое, эмоциональное,сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущиефизический ущерб для ребёнка. Жестокому обращению дети подвергаются в семье, наулице, в школе, детских домах, больницах и других детских учреждениях. Дети, которыеподверглись таким действиям, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормальногоразвития. Это приводит к осознанию ребёнком того, что он плохой, ненужный, нелюбимый.Любой вид жестокого обращения с детьми ведёт к самым разнообразным последствиям,но их объединяет одно — ущерб для здоровья ребёнка или опасность для его жизни исоциальной адаптации. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращениезависит от возраста ребёнка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическимиреакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушенияповедения: повышение агрессивности, выраженная драчливость, жестокость или неуверенностьв себе, робость, нарушение общения со сверстниками, снижение самооценки. Для детейи подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), характернотакже и нарушение сексуального поведения: нарушение полоролевой идентификации, страхперед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, чтобольшинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склоннывоспроизводить его, выступая уже в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и еёвоздействий на психосоциальное развитие ребёнка показывает, что у большой группыдетей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условияхстрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различнымформам девиации; другие — вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивыхформ делинквентного или криминального поведения.
2. Социально –экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатыхи бедных; обнищание значительной массы населения, ограничение социально приемлемыхспособов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию и, как следствие,социальную напряжённость.
Морально –этические факторы проявляются, с одной стороны, в низком морально –нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередьдуховных, в утверждении психологии “вещизма”, падения нравов; с другой — в нейтральномотношении общества к проявлениям девиантного поведения. Не удивительно, что следствиемравнодушия общества, например, к проблемам детского алкоголизма или проституции,являются пренебрежительное отношение ребёнка к семье, школе, государству, безделье,бродяжничество, формирование молодёжных банд, агрессивное отношение к другим людям,употребление спиртных напитков, наркотиков, кражи, драки, убийства, попытки суицида.Таким образом, девиантное поведение предстаёт как нормальная реакция на ненормальныедля ребёнка или группы подростков условия (социальные или микросоциальные), в которыхони оказались, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социальноприемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

Заключение
Таким образом,в заключение можно подвести выводы и составить резюме на данную тему.
1. Девиантным считается поведение, которое не соответствует принятым социальнымнормам и ожиданиям. Одним из психологических механизмов формирования девиации выступаетаддиктивная модель поведения (пагубное пристрастие к чему – либо).
2. Основными видами девиантного поведения являются:
- преступность;
- алкоголизм;
- наркомания;
- суицид;
- проституция.
3. К типам девиации можно отнести:
· девиантное,
· делинквентное,
· криминальное поведение.
4. К факторам, обуславливающим девиантное поведение несовершеннолетних относятся:
- биологические (генетические, психофизиологические, физиологические);
- психологические;
- социально – педагогические;
- социально – экономические;
Таким образом, изучение механизмов социальных отклонений показывает, что факторами, предопределяющими отклонение от социальныхнорм является: уровень сознания, нравственности, развитость в обществе системы социальныхрегуляторов поведения человека и сформированное отношение общества к людям, нарушающим нормы моралии права.

Список использованной литературы
1. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И. А. Каирова, О.С. Богдановой, — М., 1979.
2. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних.- Свердловск, 1986.
3. Баженов В. Г. Воспитание педагогически запущенных подростков.- Киев, 1986.
4. Бестужев – Лада И. В. Факторы риска. — М., 1989.
5. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курслекций. — М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
6. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.- М., 1986.
7. Наш проблемный подросток: Учебное пособие. — СПб.: Союз, 1998.
8. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. — М.: ВЛАДОС, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.