Введение
Проведение реформы,отсутствие стабильности, национальных идей, дали свои негативные результаты. Всознании людей происходят значительные изменения. Если раньше общество жило внадежде на «светлое будущее», пытались достичь благополучия, не жилиодним днем, то в настоящее время происходит все наоборот. Люди не представляютсвоего будущего, не имеют цели, не верят в успех, деградируют, семья теряетсвои ценности. И, если взрослым справиться со своими проблемами легче, то естьу них имеется жизненный опыт, сформировалась личность, то ребенок остается сосвоими проблемами наедине.
Негативное отношение ксвоей жизни, своему будущему чаще всего свойственно детям и подросткам «группыриска» (дети и подростки из неблагополучных семей, дети, оставшиеся безпопечения родителей, дети с асоциальным и девиантным поведением). Им оченьтрудно усваивать положительный жизненный опыт поведения и действий, так как ониего в своей жизни не имели, и он не представляет для них никакой ценности, онине верят в успех, живут сегодняшним днем, в котором нет идеалов, целей, социальнойактивности.
Дети и подростки «группыриска» часто находятся в атмосфере враждебности, когда ребенок считает,что его не ценят, что он ничего не значит, где его не замечают.
Главную роль встановлении ребенка как личности, формировании у него различных качеств играетего семья. Несовершеннолетние «группы риска» проживают в семьях, гдепьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываютсяпревалирующими факторами влияния на ребенка.[28, с. 97] Дети, не получаядолжного внимания со стороны своих родителей, ищут его в кругу своихсверстников, друзей, одноклассников. Их мнение становиться главным и важным. Чтобыбыть похожим на своих друзей, несовершеннолетним «группы риска»приходится перенимать их поведение.
Кроме этого, на поведениеи эмоциональное состояние подростков огромное влияние оказывают средствамассовой информации, где очень много выдается информации негативного характера.
Разочарованность в жизни,нежелание добиться счастья, радости зависит и от таких характеристик человекакак темперамент, эмоциональное состояние, интересы и потребности. Энергичный,жизнерадостный вряд ли будет постоянно думать о несложившемся будущем.
Несовершеннолетние «группыриска» проживают в таких условиях, что у них нет возможности приобретатьположительный жизненный опыт. Они видят вокруг себя столько соблазнов, нопонимают, что им вряд ли удастся добиться чего в жизни: получить хорошееобразование, сделать карьеру, позволять себе красиво одеваться и т.п.Разочарование, пассивность, замкнутость, негативное отношение к окружающим –формируются у них и с возрастом усиливаются. Все это приводит подростков кформам поведения, которые отрицаются обществом: к алкоголизации, наркомании,токсикомании, правонарушениям, преступлениям.
Работа по исследованиюпессимизма в истории и практике социальной работы не имеется. Но на основаниитого, что социальная работа — это междисциплинарная наука, объединяющая методыпсихологии, педагогики, социологии [27, с. 64], права, мы считаем возможнымиспользовать теории и методики других дисциплин, для применения их в нашемисследовании.
Из всего вышесказанногомы определили тему нашего исследования «Причины возникновения пессимизма унесовершеннолетних „группы риска“, проблема которого следующая:каковы возможности реабилитационного процесса для снижения пессимизма у детей иподростков „группы риска“. Мы предположили, что для снижения уровняпессимизма у несовершеннолетних „группы риска“ можно использоватьразличные формы работы.
Цель исследования: анализ причин возникновенияпессимизма у детей и подростков „группы риска“.
Для достижения настоящейцели необходимо решение следующих задач:
· Датьхарактеристику понятия „пессимизм“ и показать его значение.
· Выявит качестваличности несовершеннолетних, формирующие пессимизм.
· Определить формыи методы.
Объектом исследования являютсянесовершеннолетние „группы риска“.
Предметом исследования является процессформирования пессимизма, как качества личности у детей и подростков „группыриска“.
Теоретическая значимость:исследование состоит в уточнении и боле полном раскрытии сущности пессимизма,особенностей его проявления у детей и подростков „группы риска“.
Практическая значимость:исследование указывает реальные положительные сдвиги в формировании оптимизма,которые могут быть достигнуты в результате использования различных форм иметодов.
Новизна нашегоисследования состоит в том, что никто раньше не рассматривал данное качество(пессимизм) у несовершеннолетних „группы риска“.
пессимизмэмоциональный воспитание оптимизм несовершеннолетний
I. Теоретическиеосновы возникновения пессимизма у детей и подростков „группы риска“
1. Сущность пессимизмакак качества личности и причины его возникновения
Состояние современногообщества сложилось таким образом, что немалая часть населения испытываетнеудовлетворенность своих потребностей, дискомфорт. В результате этого у людейразвивается такое человеческое качество как пессимизм.
Под влиянием различныхфакторов на личность оно может приобрести как положительное, так иотрицательное значение. Для того, чтобы выяснить должен ли человек обладатьтаким качеством как пессимизм, в первую очередь важно четко представлять себеего сущность. В интересах исследования важно выявить, как шло и идет познаниетого, что обозначено словом пессимизм, какие подходы и способы применяютразличные исследователи для установления его сущностных характеристик, какоезнание о пессимизме имеется на сегодняшний день и как оно используется людьми.
Изучение различнойлитературы привело нас к выводу, что мало кто из ученых специальнорассматривали понятие пессимизма как качества личности.
В середине XVII века вырабатывается множествоподходов к определению сущности пессимизма: под ним понимались типымировоззрений, мировоззренческие принципы, качества личности, настроения,теории добра и зла, ценностные суждения о настоящем и прогнозы будущего.[30,с.165]
Родоначальникомпессимизма считают Артура Шопенгауэра, чьи идеи далеко не сразу нашли своихпоследователей.
Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспировдают такое определение:
пессимизм – это системапредставлений о мире, связанная с неверием в лучшее будущее, прогресс;состояние разочарованности в настоящем, неверия в будущее, в свои силы для достиженияжизненно важных целей.
В краткой философскойэнциклопедии пессимизм – это мироощущение, проникнутое унынием, безнадежностью,неверием в лучшее будущее; изображение всего в мрачном свете.[9, с.341]
Каждый автор по своемуопределяет термин „пессимизм“. Но можно сказать, что пессимизм – этоотрицательное восприятие личностью самого себя, окружающих, общества в целом,недовольство своей жизнью.
По словам В. Соловьевапессимисты предъявляют к жизни свои произвольные и противоречивые требования и,не найдя им удовлетворения объявляют жизнь бессмысленной.[26, с. 355]
В социальной психологиипессимизм личности рассматривается главным образом как ее „врожденное“свойство или как результат первых этапов социализации.
Рассматривая сущностьпессимизма с разных позиций и точек зрения мы не можем рассматривать пессимизмбез сравнения с его противоположностью – оптимизмом. Изучение сущностныхпризнаков оптимизма чрезвычайно важно, так как позволяет нам выявить то, чтодолжно воспитываться в человеке.
Л.И. Рувинский, С.И.Хохлов относят оптимизм к эмоциональным чертам характера человека, а так же кволевому состоянию, то есть временному психическому состоянию, способствующемууспешному преодолению трудностей.[22, с. 143]
Оптимистом считаетсяличность, у которой положительные эмоции преобладают над отрицательными. Каждыйстремиться по — своему достичь счастья, используя при этом свои индивидуальныесвойства с наибольшей для себя выгодой. Человек, которому свойственен оптимизмдобивается в жизни большего, чем пессимист. От наличия такого важного качествакак оптимизм зависит так же и социальное благополучие общества.
Важным и интересным дляпонимания сущности пессимизма является рассмотрение его классификации,предложенной С.Грузенбергом. Он выделяет пять типов пессимизма:
1 тип – нравственныйпессимизм, в котором выделяется пессимизм интуитивный и космический.Интуитивный пессимизм имеет в свою очередь следующие разновидности:религиозный, поэтический, пессимизм как настроение.
2 тип – смешанный типпессимизма и оптимизма:
а) мелиоризм – проповедьпротивления злу добром, постулат приумножения активного добра;
б) квиетизм – проповедьнепротивления злу злом, постулат приумножения пассивного добра;
3 тип – агностицизм илиинтеллектуальный пессимизм:
а) теоретическийагностицизм;
б) моральный агностицизм;
4 тип – патологическийпессимизм или интеллектуальный нигилизм, проповедь самоубийства и пресечениямира по гносеологическим основаниям.
5 тип – социальныйпессимизм, проповедь усовершенствования социального типа человечества. [16, с.209-210]
Пессимизм личности связанне столько с предвидимым ею будущим, сколько с уровнем удовлетворенностичеловека актуальным благополучием и его общим позитивным или негативнымвосприятием жизни. Можно отметить и тот факт, что характеристики пессимизма вразные возрастные периоды различаются по содержанию, по форме, по уровню отношенияк действительности.
Подростки обладают нестолько самим пессимизмом, сколько его основами, так как их жизненный опыт ещеслишком мал и они не могут достаточно серьезно оценивать ситуацию. Среди тех,кто моложе 25 лет опасаются за свое будущее 8%. В возрастной группе 25-35 –летних таких пессимистов уже 12%, а в группе людей среднего возраста (35-45лет) их 23%. В следующей группе (45-60) численность „индивидуальныхпессимистов“ достигает трети (32%), а среди наиболее пожилых (старше 60лет) их уже 40%. [13, с. 104]
Пессимистическое видениенастоящего и будущего часто сочетается с идеализацией прошлого, которое кажетсяпривлекательным потому, что минувшее зло теряет свою актуальность для людей, вто время как трудности, проблемы настоящего вызывают чувство постояннойозабоченности или страдании, а неопределенность будущего вселяет в человека сомненияи тревогу. Пессимизм может стать нравственно-психологической основойотклоняющегося поведения.
Проявленияпессимистического настроения большей частью связаны с проблемами, такназываемых, критических периодов в возрастном развитии и проходят по меревзросления. В ряде случаев стойкое пессимистическое отношение к миру у детейсвидетельствует об отклонениях в психическом и нравственном здоровье и требуетконсультаций с педагогом, психологом, специалистом по социальной работе.
Одна из задач социальнойработы является максимальное развитие индивидуальных способностей инравственно-волевых качеств клиентов, а также побуждение их к самостоятельнымдействиям и принятию ответственности за все происходящее в их жизни.
1.1 Социальные причины
Ближайшим окружениемребенка является семья. Ее влияние на развитие ребенка несравнимо ни с чем.Именно семья удовлетворяет его потребность в признании, уважении, оказываетэмоциональную поддержку, заботу. Ребенок идентифицирует себя с конкретнымичленами семьи, подражает им.
Однако далеко не всегда ине каждая семья оказывается способной выполнить свои функции по воспитаниюребенка. Семейные конфликты и насилие в семье, эмоциональный расклад идезорганизация, рассогласование семейных ролей и несправедливое распределениесемейных обязанностей, пьянство и многие другие проблемы накладывают большойотпечаток на поведение и сознание ребенка. Он, проживая в таких условиях, незная, что такое настоящая семья, не чувствуя любви и ласки со стороны родителейиспытывает чувство одиночества и ненужности.
Большинство проблем всемье возникает из-за материального неблагополучия. Бедность значительноограничивает полноценную реализацию семьей своих функций. Американскиепсихологи доказали, что чаще всего в благополучных в финансовом отношениисемьях вырастают более развитые и способные дети. Им передаются ощущениеспокойствия, защищенности и стабильности, что прибавляет уверенности в себе, аэто так необходимо в дальнейшей, самостоятельной жизни.[21, с. 13]
Неуверенность родителей взавтрашнем дне передается и их детям. Чаще всего она проявляется вэмоциональных расстройствах, изменении поведения. Уже с детского возрастаребенок начинает негативно относиться к жизни.
Но необходимо отметить ито, что ребенок почти половину своего времени проводит вне семьи, а точнеесказать со сверстниками, друзьями, одноклассниками. Они так же вносят свойвклад в развитие ребенка как личности. В компании подростков идет усвоениеопределенных ценностей, норм, которые иногда преломляет ценности и нормыобщества.
Часто, если отношения всемье неудовлетворительные, имеет место конфликт, общение со сверстниками(друзьями) наполняется особым содержанием. Для подросткового возраста мнениесверстников имеет большое значение, чем мнение родителей – людей более зрелых,умных и обладающих жизненным опытом.
В большинстве случаевподростки бегут о бесконечных нравоучений родителей и попадают под влияниесверстников. То, что юный человек не встретил дома, он получает у них.Подросток думает, что именно в „своей компании“ он станет взрослым,но именно здесь окончательно теряет себя как личность и превращается в „перекати– поле“. [23, с. 43]
В каждой компаниинесовершеннолетних существуют свои интересы, ценности, правила, которыхнеобходимо придерживаться каждому кто в нее попадает. Причем, даже если кто-тоиз подростков имеет свое мнение, он не будет его высказывать, чтобы неотделяться от всех. Нередко, чтобы не стать осмеянным и отверженным, подростокдоказывает, что он все может. Так, нежный начинает играть роль грубого,скромный – развязного наглеца.[8, с.78]
Столкновение норм,принятых в группе сверстников, с требованиями взрослых нередко становитсяпричиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведетсебя так, как та ожидает от него, но при этом он не может огорчать взрослых илиже боится наказания, поэтому обманывает их.
Зачастую негативноеотношение сверстников, друзей приводит к тому, что подросток разочаровывается всебе, не видит себя в будущем как благополучную личность. У него складываетсямнение, что не только друзья, но и все его окружающие люди считают егонеудачником, „они все хорошие, а я плохой“.
Не только отношениесверстников, но и влияние средств массовой информации приводят к изменениям вповедении. Основная проблема детей как аудитории телевидения заключается всоблюдении баланса между ограничением и развитием (воспитанием). Все дискуссиио роли телевидения в формировании духовного мира ребенка характеризуютсяамбивалентностью и крайностью позиций, учитывая широкие возможностивоздействия, телевидение трактуется и как опасность „растления“неустойчивого внутреннего мира ребенка, который, следовательно, требует защитыот „телевизионного монстра“, и как эффективный инструмент и помощникродителей в воспитании, обучении и социализации ребенка.
Необходимо отметить то,что из всех средств массовой информации телевидение занимает ведущее место иесть форма популярной культуры конца XXв. Больше всего времени несовершеннолетние проводят за просмотромтелепередач. В среднем процент детей, охваченных телевидением, варьируется от68,6% среди дошкольников, до 77,1% — среди старших подростков.[12, с. 44][Приложение 1]
То, что телевидениепредлагает детям – лишь малая доля того, что реально потребляется ими. На самомделе более всего дети смотрят взрослые передачи, в первую очередь, кинофильмы ителесериалы. А, как известно, ни один такой фильм не обходится без насилия,лжи, ненависти. Более половины сцен связано с визуальным показом убийств, драки избиений; каждая десятая сцена связана с межгрупповой агрессией. Чаще всегонегативные эмоции возникают у подростков при показе сцен насилия над детьми –52,4%. На втором месте – насилие над животными (41,1%). Для маленьких детей,для подростков характерен навязчивый страх темноты, смерти, одиночества. [14,с. 101]
Не меньшее значение вформировании у несовершеннолетних внутренних переживаний играют журналы, газетыи т.п. Если раньше были „Пионер“ и „Мурзилка“, то сейчасбольшей популярностью пользуются „Cool“, „Yes“, „Лиза“, газеты „СпидИнфо“,»Экспресс газета" и др. Всякая похабщина в этих журналах содержитсявовсе не на первых страницах. На первых же станицах могут быть материалы опопулярных в молодежной среде рок-группах и рок-звездах. Это чтобы привлечьвнимание юных читателей с одной стороны, и чтобы усыпить бдительность взрослых,с другой. [14, с. 50] Из всей информации, которую содержат современныемолодежные журналы, лишь 20% можно считать полезной и необходимой.
В силу возрастныхособенностей дети, безусловно, восприимчивы к воздействию средств массовойинформации. Информация, полученная через средства массовой информации, частооказывается для подростков более значимой и усваивается лучше, чем информация,полученная в семье, школе, и других институтов социализации.
1.2 Психологическиепричины
Формирование личностныхкачеств несовершеннолетних происходит не только под воздействием внешнихфакторов (семья, родственники, друзья, одноклассники и др.), но так же зависитот внутренних. К ним можно отнести темперамент, эмоциональное состояние,интересы, потребности, характер и др.
Изучению темпераментауделяется много внимания, так как в психологии именно он считаетсябиологической основой личности, на которой формируется психологическаяиндивидуальность. Под темпераментом понимают динамические характеристикипсихической деятельности. [4, с. 48] Принято выделять четыре основных типатемперамента: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик.
Сангвиник быстро приспосабливаетсяк новым условиям, быстро сходится с людьми, общителен. Чувства легко возникаюти сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки. Нескольконепоседлив, нуждается в новых впечатлениях.
Холерик отличаетсяповышенной возбудимостью. Ему свойственны резкость и стремительность движений,сила, яркая выраженность эмоциональных переживаний.
Флегматик характеризуетсясравнительно низким уровнем активности поведения, медленным формированием новыхформ поведения, которые, однако, однажды выработавшись, являются стойкими. Водних случаях может характеризоваться выдержкой, постоянством, в других –вялостью, безучастностью к окружающему, безволием, слабостью эмоций.
Меланхолик застенчив,робок, нерешителен. При неблагоприятных условиях может превратиться взамкнутого, боязливого, тревожного. Ранимого человека, склонного к тяжелымвнутренним переживаниям таких жизненных обстоятельств, которые вовсе этого незаслуживают.[18, с. 266] По вышеизложенному описанию, можно сказать, такоекачество как пессимизм наиболее характерен для холериков и флегматиков.
Хотя темперамент неиграет определяющей роли в развитии личности несовершеннолетнего, тем не менее,проявления темперамента в определенных ситуациях могут оказаться решающими вразвитии той или иной формы поведения. Свойства темперамента способны какблагоприятствовать, так и противодействовать формированию определенных чертхарактера. Дисгармония темперамента ребенка и семейной обстановки, какуказывают психологи А.Томас и С.Чесс, являются важным фактором в развитии удетей проблем, связанных с поведением.[3, с. 96]
Все действия человека, аособенно детей, сопровождаются эмоциями, отражающих в форме непосредственныхпереживаний, ощущений приятного и неприятного отношения к миру и людям, процесси результаты их практической деятельности.
У человека главнаяфункции эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга,можем, пользуясь речью, судить о состоянии друг друга и лучше настраиваться насовместную деятельность и общение. Эмоции, какими бы разными они не казались,неотделимы от личности. То, что радует человека, что его интересует, повергаетв уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризуетего личность, его характер, индивидуальность. [24, с. 86]
Значение интересовчрезвычайно велико: по их содержанию, по анализу того, что увлекаетнесовершеннолетнего и что оставляет его безразличным, во многом можно судить оразвитии личности. В большинстве случаев дети интересуются тем, чеминтересуются его друзья.
Иногда может наблюдатьсясложный и крайне серьезный по своим последствиям феномен полного отсутствияинтересов. Необходимо иметь в виду, что часто отсутствие интересов отличается унесовершеннолетнего с ярко выраженной тенденцией «отказа от усилия». Онилегко поддаются чужому влиянию и готовы пойти за любым, кто покажет им какможно без особого труда преодолеть скуку и чем-нибудь занять себя.[6, с. 64]
Интересы теснопереплетаются с потребностями. Человек постоянно в чем-то нуждается, в первуюочередь в еде, сне, одежде, общении и т.п. Для несовершеннолетних характерното, что чаще всего у них нет возможности реализовать свои потребностисамостоятельно. Они ищут другие занятия, которые бы их удовлетворили. И оченьчасто эти дети становятся на преступный мир, так как не имеют опытаудовлетворения своих потребностей социально-приемлемым способом.
2. Возрастные ипсихологические особенности несовершеннолетних «группы риска»
«Группой риска»принято называть категорию людей, чье социальное положение по тем или инымкритериям не имеет стабильности, которым практически невозможно в одиночкупреодолеть трудности, возникшие в их жизни, способные в результате привести кпотере ими социальной значимости, духовности, морального облика, биологическойгибели. [25, с. 196]
К несовершеннолетним «группыриска» относятся:
· дети с проблемамив развитии, не имеющие резко выраженной клинико-патологической характеристики;
· дети изнеблагополучных семей;
· дети, оставшиесябез попечения родителей по разным причинам, в силу разных обстоятельств;
· дети из семей,нуждающихся в социально-психологической поддержке и защите своих прав.
Несовершеннолетние «группыриска» проживают совершенно другой путь развития, чем дети изблагополучных семей; они переносят множество травмирующих ситуаций, стрессов,насилия и т.д. Все пережитое детьми в любом возрасте не проходит бесследно, аоставляет свой след на психическом развитии ребенка.
Необходимо отметитьнекоторые искажения, свойственные данной категории несовершеннолетних,наблюдающиеся у них в различных сферах.
В поведенческой сфере приобщении: избегание решения проблем, нестабильность отношений с окружающими,высокий уровень претензий при отсутствии критической оценки свои возможностей,склонность к обвинениям, эгоцентризм, агрессивное или неуверенное поведение,ориентация на слишком жесткие нормы и требования, нетерпимость инетерпеливость, не позволяющие отношениям личности обрести устойчивость.
В аффективной сфере:эмоциональная лабильность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженнаяили нестабильная самооценка, преувеличение негативных событий и минимизацияпозитивных, что приводит к еще большему снижению самооценки, неприятию «обратныхсвязей» и способствует закрытости личности.
Вмотивационно-потребностной сфере: блокировка потребности в защищенности,самоутверждении, свободе. [11, с. 102]
Социально-психологическиепоследствия проявляются в нарастании отчуждения, следствием чего являютсяразличные формы бегства от действительности (алкоголизм, наркомания,бездомность, суициды). [17, с. 57]
Говоря онесовершеннолетних «группы риска», нельзя не сказать о социальнойдезадаптации, которая проявляется в нарушении норм морали, в асоциальных формахповедения. По сути дела, при социальной дезадаптации речь идет о нарушениипроцесса социального развития, социализации индивида.
Большая частьнесовершеннолетних «группы риска» имеют социальную запущенность, длякоторой характерны различные серьезные социальные отклонения. Отклоненияподразделяются на три группы: корыстной, агрессивной ориентации и социально-пассивноготипа.
К социальным отклонениямкорыстной направленности относят правонарушения, связанные со стремлениемполучить материальную выгоду.
Социальные отклоненияагрессивной ориентации проявляются в таких действиях как хулиганство, побои,изнасилования, убийства. [2, с. 29] Подростки пытаются самоутвердиться,избавиться от комплексов неполноценности, удовлетворить свои потребности, бытьпризнанными в кругу сверстников. И, если этого не происходит законными путями,то вступают в конфликт с законом.
Третья группа отклонений — отклонения социально-пассивного типа: уклонение от учебы, бродяжничество,употребление алкоголя, наркотиков, токсических средств, погружающих в мирискусственных иллюзий и разрушающих психику. Все искажения, отклонения в развитиинесовершеннолетних «группы риска» усиливаются по мере взросления.Каждый ребенок, достигнув определенного возраста, попадает в системуопределенных прав и обязанностей. Для каждого возраста существует свояспецифическая «социальная ситуация развития», то есть определенноесоотношение условий социальной среды и внутренних условий формированияличности. [17, с. 79 ] В дошкольном возрасте дети «группы риска»проявляют значительно меньший интерес к сверстникам, что свидетельствует оменее напряженной потребности в общении с ними. При этом контакты детей весьмаоднообразны и малоэмоциональны и сводятся лишь к простым обращениям иуказаниям. Стремление разделить свои переживания, выражено менее ярко. Интереск предметам сочетается с опаской, робостью, отчего действия с предметаминеуверенны и скованны. Бросаются в глаза их агрессивность, стремление обвинитьокружающих, неумение и нежелание признать свою вину. У детей наблюдаетсядоминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях. Они не умеютсамостоятельно планировать и контролировать свои действия.[18, с. 47] Вшкольном возрасте у несовершеннолетних «группы риска» складываетсяустойчивая заниженная самооценка. Они нуждаются в дружеской поддержке, теплых иэмоционально насыщенных отношениях с окружающими, уважении и поддержке состороны взрослых и особенно родителей, стремятся к первенству и популярности.Все это они вряд ли получат в тех условиях, в которых им приходится жить. В товремя как дети из обычных семей, где хорошие взаимоотношения со всеми членамисемьи, стремятся в этом возрасте к духовному совершенствованию, развлечениям иавтономии. Возраст между 12 и 18 годами называют трудным, переходным, опасным.Подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых.Подростки «группы риска» не получают от взрослых, особенно отродителей, той помощи, поддержки и защиты, в которой нуждаются. В результатечего контакты подростков поверхностны, нервозны и поспешны. Неправильный опытобщения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативнуюпозицию.
Неумение, а чаще всегонежелание родителей позаботиться о своем ребенке, приводит к тому, что детиубегают из дома, надеясь, что там куда они бегут будет больше внимания к ихличности. Не получив должного воспитания, внимания, общения от своих родителейнесовершеннолетние «группы риска» пытаются как-то выжить в условиях,в которых оказались не по своей вине. Поэтому они перенимают опыт окружающегомира, который делает из ребенка холодного и бесчувственного человека.
Можно сделать вывод, чтопессимизм это качество, которое присутствует в человеке, но которое следуетизбегать. Изучением проблемы пессимизма занималось очень мало людей и впрошлом, и в настоящее время. Пессимизм формируется под влиянием различныхфакторов. Несовершеннолетние «группы риска» больше всего подверженывозникновению такого качества как пессимизм, так как их положительный опыточень мал.
II. Особенности проявления пессимизма ивозможные формы работы
1. Проявленияпессимизма у детей и подростков «группы риска»
Ребенок, проживающий вусловиях постоянного стресса, испытывает травмирующие переживания, которые нетолько доставляют страдание и боль, но и делают его озлобленным на обидчика.Общее физическое и психическое развитие детей и подростков «группы риска»отличается от их сверстников, растущих в обычных семьях. У них ниже уровеньинтеллектуального развития, затруднено понимание требований взрослых,проявляются инфантильность, неумение строить отношения с другими, иллюзиипростоты жизни, неуверенность в себе, обидчивость на весь мир и т.д.[18, с. 78]
Ихсоциально-психологическое и нравственное развитие, ценностные установки вомногом отличаются от остальных детей. От того, в каком социальном окружениипроживает ребенок, зависит многое.
Дети и подростки «группыриска» не могут реально оценивать самого себя и свои возможности, в силутого, что проживают в условиях, которые ставят их в определенные рамки.
Многие подросткиосознают, что не могут эффективно адаптироваться к социальным требованиям, ноне связывают это с образом жизни, неупорядоченным режимом дня, нерегулярнымпитанием, употреблением вредных для здоровья веществ. Причины своих жизненныхпроблем в первую очередь ищут в себе (низкая самооценка), в сфере общения(стремление самоутвердиться), часто – в материальной сфере, но не в образежизни и не в сфере деятельности. В современном обществе появилось огромноеколичество соблазнов. Естественно они не скрыты от общественных глаз и дети «группыриска» не исключение. Престижная профессия, высшее образование, богатаяодежда, шикарные автомобили остаются лишь в их мечтах.
Проживая в условияхпостоянной нехватки денег, с родителями алкоголиками, в условиях, где постоянноунижают, оскорбляют, у ребенка появляется лишь чувство ненужности и нежеланияизменить свою жизнь. Ребенок перенимает поведение своих родителей. А, если дажеу него есть цель в жизни добиться чего-либо, то ему мешает сложившееся сдетства убеждение своей несостоятельности. Чаще всего такие дети даже в своихудачах пытаются найти отрицательные стороны, «занизить» себя в глазахокружающих. Они не понимают или не хотят понимать того, что могут получитьпохвалу или быть в центре внимания, никогда не верят в успех.[11, с. 109]
Вот и растут эти детипсихологически ослабленными, боящимися реальной жизни. Притязания у нихзавышены, а волевой потенциал, необходимый для того, чтобы добиться желаемогорезультата, маловат. При малейшей трудности они пасуют, не доводят дело доконца и именно поэтому зачастую плохо учатся, не любят читать, не проявляютинтереса к творчеству. В результате несоответствия завышенных притязанийребенка его реальным возможностям в душе возникает внутренний конфликт,дискомфорт.[17, с. 19]
Зародившееся чувствопессимизма у детей и подростков отрицательно сказывается на их дальнейшейжизни. В большинстве случаев они повторяют судьбу своих родителей. Свое будущеепредставляют лишь в мрачных красках, так как за свою недолгую жизнь малоприходилось видеть доброе, светлое, веселое.
В своих неудачах винятсебя, либо своих родителей за то, что они не смогли им дать всего того, в чемих дети нуждаются. Глядя на сверстников, одноклассников дети и подростки «группыриска» завидуют им и в то же время «тихо» ненавидят. Каждый деньэто новое испытание, так как некоторые постоянно ожидают чего-то худшего, чтообязательно что-то должно произойти. Дети и подростки «группы риска»склонные к пессимизму в своих действиях и отношениях не проявляют инициативы,скованны и застенчивы и всегда выделяются среди других людей. Они похожи на «серыхмышек», которые делают все, лишь бы их не трогали и не приставали к ним.
Чувство одиночества дляних наилучшее состояние. Им тяжело вступать в контакт с новыми людьми, ведьперемены для них хуже катастрофы. Перемены это всегда что-то новое инеизвестное. В результате чего появляется еще больше неуверенности в себе.
Особенно тяжело тем, укого прошлый опыт взаимоотношений потерпел неудачу, разочарование. Дети иподростки «группы риска» переживают и в последствии боятся доверятьлюдям, пытаются сократить контакты с ними. В результате чего могут вообщезамкнуться в себе, уйти в себя. Но есть и другой вариант; ребенок, подростокначинает всем и везде рассказывать о своих бедах, несчастьях, о том, как у неговсе плохо. Он пытается выговориться и возможно найти поддержку у окружающих.Это некий «крик души», ему от этого становиться намного легче. Авозможно такое поведение просто способ выражения своих взглядов на жизнь.
Зачастую желаниесамоутвердиться или добиться чего-либо приводит к тому, что дети и подросткисовершают необдуманные поступки, которые выходят за общепринятые нормы и рамкизакона. Они совершают кражи, идут на убийства, ведут себя агрессивно поотношению к другим людям.
Дети и подростки «группыриска» склонные к пессимизму вряд ли состоятся в жизни как преуспевающаяличность. Ведь для того, чтобы чего-то добиться необходимо не только желание,но и стремление, активность, уверенность в себе, умение находить выход из любыхсложных ситуаций. Но для этого необходимо время и помощь специалистов, которыесмогли бы направить подростка в правильно русло и воспитать в нем нужныекачества, или хотя бы откорректировать что есть.
2. Формы и методыформирования оптимизма
В главе I мы определили сущность пессимизма. Врезультате чего получили представление о том, что это качество играет большеотрицательную роль в становлении ребенка как личности. У детей и подростков «группыриска» необходимо воспитывать положительное отношение к жизни, к самомусебе, к окружающим.
В социально-реабилитационномцентре для несовершеннолетних работа педагогов, психологов и другихспециалистов направлена на то, чтобы сформировать у детей оптимизм. Реализацияэтого осуществляется разработкой соответствующей системы воспитательной работы,включающей комплекс методов и форм работы, а так же ее содержание. К каждомуребенку применяется индивидуальный подход.
Процесс воспитанияоптимизма более эффективен, если у детей и подростков, проходящих реабилитацию,будет формироваться положительный жизненный опыт в процессе разнообразнойдеятельности, обеспечивающей различные, как социально-реальные, так и игровыероли личности, ее положительное представление о себе и своих возможностях, атакже позитивные знания об окружающей действительности.
Для воспитателей ипсихологов Центра реабилитации определяются следующие задачи:
1. создать условиядля непрерывного поступления детям и подросткам «группам риска»понятной для них информации об окружающей действительности с преобладающимпоказом ее позитивных сторон.
2. организоватьжизнедеятельность ребенка в группе таким образом, чтобы положительный жизненныйопыт преобладал над отрицательным.
Под жизненным опытом мыпонимаем совокупность всевозможных знаний, впечатлений, чувств, психическихсостояний, а также умений и навыков. Положительный жизненный опыт предполагаетпреобладание у детей и подростков «группы риска», проходящих курсреабилитации в условиях Центра, положительных знаний, положительных знаний,положительных чувств над отрицательными, а также развитие разнообразных уменийи навыков, в том числе умение подавлять отрицательные чувства.
Для реализации этойзадачи используются основные приемы для работы с детьми и подростками «группыриска», представленные в форме методических рекомендаций:
1. Уделяйтепостоянное и целенаправленное внимание каждому ребенку. Общаясь с ним,старайтесь находиться на его уровне, чтобы ему не приходилось смотреть на васснизу вверх. Не повышайте голос, держитесь ближе к ребенку.
2. Запоминайте имякаждого ребенка и чаще используйте его в общении с ним. Обращение к ребенку поимени способствует формированию у него чувства собственного достоинства, ведьимя – это то, что выделяет ребенка из среды, помогает осознать себя и делаетего в собственных глазах значимой личностью.
3. Старайтесьразличать потребности ребенка и его поведение. Будьте определены ипоследовательны. Всегда помните: нет плохих детей, а есть неприемлемоеповедение. Общаясь с ребенком, оценивайте не его личность, а его поступки. Таккак в Центр попадают несовершеннолетние, которые имеют очень низкую самооценку,то в общении с ними очень важно фиксировать их малейшие достижения, успехи,хорошие слова и поступки, чтобы они поверили в себя и доброе отношение к нимвзрослых.
4. В общении сребенком избегайте сравнение его с какими-либо другими детьми. Так как дети,находящиеся в Центре, очень ревниво и болезненно относятся к похвале других ивоспринимают ее как проявление нелюбви к себе.
Лучше сравниватьповедение ребенка с его же поведением вчера, акцентируя внимание наположительных моментах.
5. Очень важно в общениис детьми использовать механизм «отраженного слушания». Он помогаетнайти истинные мотивы поведения ребенка и понять его чувства, причем, этоважно, как для взрослого, так и для самого ребенка.
6. Помогите детямсформировать самооценку, чтобы они не попадали в этом смысле в зависимость отвзрослых и других детей. Общаясь или играя с детьми, описывайте положительныерезультаты их действий, комментируя происходящее.
7. Не делайте за детейто, что они могут сделать сами. Надо стараться создавать для ребенкаблагоприятные условия с тем, чтобы он сам мог добиться успеха
8. В процесседеятельности подбадривайте ребенка и подкрепляйте его действия, чтобы он достигцели. Лучше сразу провести ребенка через успех, чем реагировать потом на егонеудачи и рассчитывать, что он научится на собственных ошибках.
9. Старайтесь почащеставить ребенка в ситуацию выбора. Он должен иметь возможность самостоятельноделать выбор и принимать решения настолько часто, насколько это возможно.
Первая задача —обеспечение воспитанников знаниями об окружающей действительности решаетсяподбором содержательной стороны передаваемой ребенку информации.
В основе содержаниязанятий разработки воспитателей Центра в рамках избранных ими программ «Стоп»,«Экология», «Хозяин дома», «Хозяюшка» и т.д. Программыпостроены на совмещении теоретических знаний и практического опыта.
Большое значение длявоспитания оптимизма воспитанников имеют музыкальные занятия и занятия поискусствознанию, где они знакомятся с различными видами искусств. Искусствосвоеобразными средствами передает отображение окружающей действительности,прославляя и утверждая прекрасное, а дети в процессе общения с ним получаютрадость и удовольствие. С другой стороны, эти занятия удовлетворяют интересы ипотребности воспитанников и позволяют им выбрать тот вид искусства, которым онимогли бы заниматься активно.
За 10 лет существованияЦентра в нем пребывало большое количество несовершеннолетних. В контингентевоспитанников преобладают мальчики, для них наиболее интересными являютсяспортивные кружки, секции, занятия. В Государственном краевом учреждениисоциального обслуживания населения социально-реабилитационном центре длянесовершеннолетних г.Березники с 1999 года работает спортивный клуб «Спартанец».
Вторую задачу воспитателя— формирование положительного жизненного опыта ребенка можно подразделять наряд подзадач
1) воспитаниеположительных чувств;
2) развитие разнообразныхумений и навыков;
3) создание мажорногостиля отношений, устойчивого, бодрого, жизнерадостного настроениявоспитанников.
Для успешного решенияэтих подзадач воспитатели, педагоги-психологи Центра должны выполнить рядусловий:
1) организовать разнообразную деятельность воспитанников,обеспечивающую успех каждому ребенку, хотя бы в одном из ее видов, формироватьна этой основе у ребенка положительное представление о самом себе;
2) обеспечит ребенкаразнообразными, как социально-реальными ролями (воспитанник, товарищ, приятель,организатор), так и игровыми (учитель, врач, шофер, строитель и т.д.)
3) создать правильныеотношения между воспитанниками, основанные на принципах дружбы,взаимопонимания, взаимоуважения.
Перечисленные условия ивышеназванные задачи реализуются с помощью комплекса средств, методов и формработы. Это могут быть занятия. Но мы решили остановиться на такой форме какигра. Во-первых, потому что контингент детей и подростков «группы риска»,проходящих курс реабилитации в Центре, имеет самые разнообразные проблемы создоровьем.
Состояние здоровья детейявляется одной из главных причин, на которых основывается наш выбор формыработы — это игра. Знакомство с работами, посвященными изучению роли игры вжизни детей, помогло нам в определении тех ее особенностей, которыеспособствуют воспитанию оптимизма.
Чтобы охарактеризоватьигру, как ее понимают сами дети, проанализируем, какие ответы они дают навопрос: «Что такое игра?» По мнению воспитанников Центра, игра — это «радость,отдых, интерес», «интересное и веселое занятие, радость и настроение»,«это, где все делается с радостью и удовольствием». В характеристикеигры преобладающими являются слова «радость», «удовольствие»,«интерес».
Игровая деятельностьребенка под руководством педагогов, в конечном счете, является тем механизмомсоциального научения, который направлен на получение радости, удовольствия. Вигре дети готовятся к своей будущей взрослой жизни. Подбор содержательнойстороны игровой деятельности, показ разнообразных явлений окружающей жизни с преобладаниемпозитивных тенденций, проигрывание разных профессиональных ролей определяютформирование первичной жизненной перспективы личности.
В ходе игровойдеятельности, особенно если она протекает под педагогическим руководством,можно изменить статус личности в коллективе, опираясь на представления ребенкао самом себе. Для этого ребенку с низким статусом предлагаются такие роли, вкоторых он может проявить свои лучшие качества, предлагается тот вид игры где,его деятельность будет в глазах детей наиболее успешной.
Сотрудничество, взаимопомощь,доброжелательность самым активным образом влияют на формирование нравственногооптимизма. Рассматривая возможности игры как деятельности, можно сделать выводо том, что она воздействует на эмоционально-чувственную сферу личности воспитанникаи способствует формированию положительных чувств: радости, удовольствия, удовлетворения,которые являются составляющими оптимистического мироощущения.
Мы решили избегать ввоспитательной работе таких методов, как приказ, принуждение, муштра, наказание,критика, считая, что подобные методы неприменимы в работе с детьми иподростками «группы риска» и могут вызвать только отрицательныечувства: обиду, унижение, страх, беспокойство, тревогу.
К методам, которыенесомненно и однозначно вызывают положительные чувства у воспитанников,относятся поощрение. Поощряются как результаты деятельности учащихся, так ипроявления положительных нравственных качеств. Поощрение вызывает у ребенкачувство радости, удовольствия, удовлетворения. Поощрение может бытьиспользовано в виде одобрения какого-то поступка или результатов деятельности,в виде положительного отношения воспитателя, выраженного дружеской улыбкой,лаской. Метод поощрения формирует положительную Я-концепцию личности, реализуяодин из ее компонентов — убежденность в импонировании другим людям. Убеждениенельзя однозначно отнести к таким методам, которые вызывают положительныечувства и оптимизм. Преимущественное использование этого метода без учетаосновных особенностей младших школьников и дошкольников может вызвать скуку,апатию, пассивность. Правильное использование метода убеждения, главным инструментомкоторого является слово, формирует позитивные знания у подростков. Особое местов системе методов убеждения занимает пример. Рассказывая о жизни замечательныхлюдей: спортсменах, деятелях кино, музыки, искусства; воспитатель подчеркиваетнеограниченные возможности человека в собственном развитии, самоусовершенствованиии в улучшении окружающей жизни.[18, с. 146]
Таким образом, рассмотреввозможность использования комплекса методов для воспитания оптимизма у детей иподростков «группы риска», мы остановились на преимущественном учетепри этом следующих принципов воспитания в условиях Центра реабилитации:
1) воспитание с опорой наположительное;
2) соответствиевоспитательного процесса возрастным особенностям;
З) индивидуальный подход;
4) гуманное отношение квоспитанникам;
В системе воспитания оптимизмадетей и подростков «группы риска» важное место принадлежит личностивоспитателя. Если воспитатель угрюм, постоянно кем-то или чем-то недоволен, и видитв окружающем мире только отрицательное, он не сможет вызвать у детейположительные чувства, а, следовательно и желание что-либо делать или, вообще,находиться в Центре.
Наши наблюдения и опросывоспитанников показали, что они с удовольствием участвуют в играх, занятиях имероприятиях в том случае, если воспитатель бодр и энергичен, умеет передатьсвою энергию детям, верит в их силы и способности, уважает их человеческоедостоинство, может «заразить» и увлечь их новой идеей. Следовательно,оптимизм педагога является неотъемлемым условием воспитания оптимизма у детей иподростков «группы риска» в условиях Центра реабилитации.
Заключение
Подводя итог проделаннойработе, можно отметить, что проблема пессимизма у несовершеннолетних «группыриска» является важной. Это связано с тем, что данное качество отрицательноеи приводит к появлению у детей и подростков неправильного отношения к себе иокружающим. Поэтому необходимо воспитывать у них такое качество как оптимизм.
В I главе нашего исследованиярассмотрено понятие пессимизма как качества личности и основные факторы,влияющие на его формирование. Оказалось, что данным вопросом мало кто из ученыхзанимались и уделяли этому какое-то внимание. Так же мы рассмотрели возрастныеи психологические особенности детей и подростков «группы риска». Поведениеподростка изменяется по мере его взросления.
Во II главе мы описали проявленияпессимизма у несовершеннолетних и пришли к выводу, что у них необходимовоспитывать такое качество как оптимизм. Также проанализировали формы и методыформирования данного качества.
Применение форм и методоввоспитания оптимизма позволит детям и подросткам правильно оценивать себя,научиться смотреть на мир в цветных красках.
Использованиевоспитателями методики формирования оптимизма у детей и подростков «группыриска» предполагает приобретение ими знаний о том, как организоватьдеятельность, какие методы воздействия использовать, а от каких отказаться, нарешение каких задач направить свои усилия и каким образом решать эти задачи,чтобы обеспечить эффективность процесса воспитания.
Особенности воспитанияоптимизма у детей и подростков «группы риска», как показалоисследование, заключается:
а) в обеспечениивоспитанников знаниями об окружающей действительности с преобладающим показомее позитивных сторон;
б) в организациижизнедеятельности ребенка, таким образом, чтобы его положительный жизненныйопыт преобладал над отрицательным.
Проведенная в ходеисследования работа показала, что наиболее эффективными в процессе воспитанияоптимизма у детей и подростков «группы риска» в условиях Центра реабилитациинесовершеннолетних является целесообразно организованная разнообразнаядеятельность воспитанников, в ходе которой удовлетворяются их интересы ипотребности, обеспечивается положительный настрой.
Эффективность данногопроцесса зависит от уровня психолого-педагогической подготовки воспитателя,оптимистического отношения к каждому из воспитанников.
Мы считаем, чтоиндивидуальный оптимизм личности, ее уверенность в собственных силах,проявляющаяся в связи с этим активность и инициатива способны в положительнуюсторону изменить существующую действительность.
Список используемойлитературы
1. Доктринаинформационной безопасности Российской Федерации от 09.09.2000 г. № Пр – 1895.
2. Беличева С.А.Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центрКонсорциума «Социальное здоровье России», 1993.
3. Бобынин Э.В.Генетические аспекты темперамента / Психологический журнал – 2003 — №5(сент. –окт.)
4. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт»,2000.
5. Деменев А.Г.Русские мыслители об оптимизме и пессмизме человека (последняя четверть XIX – начало XX в.в.)//Философские науки.- 2000. — №2.
6. Катаева Н.А.Социальная работа в микрорайоне, с подростками склонными к правонарушениям: Учебно-методическоепособие. – Киров.: «Вятское слово», 1997.
7. КоджаспироваГ.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
8. Коробкина З.В.,Попова В.А. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи:Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия»,2002.
9. Краткаяфилософская энциклопедия. – М., Издательская группа «Прогресс» — «Энциклопедия»,1994.
10. Крапивенский С.Э.Социальная философия: Учебное пособие для студентов гуманит. и эконом.факультетов. 2 – е изд., стереотипное. – Волгоград: Комитет по печати, 1995.
11. Кулаков С.А. Наприеме у психолога – подросток: Пособие для практических психологов. – СПб.:Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.
12. Лещук Н. Десятьмифов о «взаимоотношениях» детей и рекламы / Прикладная психология ипсихоанализ.- М.: Издательский дом МПА – Пресс, 2004.
13. Мацкевич М.,Кесельман Л Изменение политических ориентаций различных социальных групп (поматериалам исследований в Москве, Петербурге, Самаре и Кемерово) // Образмыслей и образ науки. – М.: Институт социологии РАН, 1996.
14. Медведева И.Я.,Шишова Т.Л. Иван Царевич Он же Серый Волк. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Изд-во«Модерн – А», 2003.
15. Молчанова Е.В.Как стать счастливым человеком. (Настольная книга пессимиста) / Под ред.доктора педагог. наук Сальцевой С.В., Кукиной Е.Г. – М., 1997.
16. Проблемысоциализации личности в период экономической нестабильности: материалы докладови сообщений Международной научно-практической конференции. – Березники, 1999.
17. Профилактикаагрессивных и террористических проявлений у подростков: Метод. пособие /С.Н.Ениколопов, Л.В.Ерофеева и др.; Под ред. И.Соковни. – М.: Просвещение,2002.
18. Психологическийтренинг с подростками / Л.Ф.Анн. – СПб.: Питер, 2003.
19. Российскаяпедагогическая энциклопедия: в 2 т.т./гл.ред. В.В.Давыдов. – М.: БольшаяРоссийская энциклопедия, 1998.
20. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога: Учебное пособие: в 2 кн. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – КН.1: Система работыпсихолога с детьми разного возраста.
21. Розин В.М. Образчеловека в контексте современности. От психологической личности к эзотерической/ / Философские науки. – 2001 — №1.
22. Рувинский Л.И.,Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. – М.: Просвещение, 1996.
23. Социальная защитамолодежи: вопросы теории и практики. – М.: Изд-во АСОПиР, 1994.
24. Социализациядетей, воспитывающихся без родителей. – Пермь.: Изд-во ПОИПКРО, 1997.
25. Тетерский С.В.Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический Проект,2000.
26. Философскийсловарь Владимира Соловьева. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997.
27. Фирсов Н.В.Студенова Е.Р. Теория социальной работы. – М., 2000.
28. Шульга Т.И., СлотВ., Спаниярд Х. Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд.,доп. – М.: Изд-во УРАО, 2001.