Введение
Актуальность темы. Реальные процессы отражения внешнегомира выходят далеко за пределы наиболее элементарных форм. Человек живет не вмире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, онживет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций, т.е. что бычеловек ни воспринимал, он неизменно имеет дело не с отдельными ощущениями, а сцелыми образами. Отражение этих образов выходит за пределы изолированныхощущений, опираясь на совместную работу органов чувств, синтез отдельныхощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как впределах одной модальности (рассматривая картину, мы объединяем отдельныезрительные впечатления в целый образ), так и в пределах нескольких модальностей(воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные,вкусовые впечатления, присоединяем к ним и наши знания о нем). Лишь врезультате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостноевосприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметовили ситуаций.
При восприятии знакомых предметов (стакан, стол) узнавание ихпроисходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемыхпризнака, чтобы прийти к нужному решению. При восприятии новых или незнакомыхпредметов узнавание их гораздо сложнее и протекает в гораздо более развернутыхформах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложнойаналитико-синтетической работы, выделяющей одни существенные признаки,тормозящей другие, несущественные и комбинирующей воспринимаемые детали в одноосмысленное целое.
Восприятие является очень сложным и активным процессом,требующим значительной аналитико-синтетической работы. Этот сложный, активныйхарактер восприятия проявляется в целом ряде признаков, требующих специальногорассмотрения. Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не являетсярезультатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозгавозбуждений от периферически воспринимающих органов. В процесс восприятиявсегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз,выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговариваниесоответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболеесущественных особенностей звукового потока). Поэтому восприятие правильнеевсего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.
Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлогоопыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимисяпредставлениями; сравниванием с ними актуальных воздействий; выделениемсущественных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящейдо него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы«принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.Иначе говоря, воспринимаемая (перцептивная) деятельность субъекта близка кпроцессам наглядного мышления, причем эта близость тем нагляднее, чем новее исложнее воспринимаемый объект.
Естественно поэтому, что воспринимающая деятельность почтиникогда не ограничивается пределами одной модальности, но складывается всовместной работе нескольких органов чувств (анализаторов), результатом которойявляются представления, сформировавшиеся у субъекта. Наконец, важно и тообстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется наэлементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, вчастности речь. Человек не просто смотрит на предметы и пассивно реагирует наих признаки. Выделяя и объединяя наиболее существенные из них, он всегдаобозначает воспринимаемые предметы словом, тем самым глубже познавая ихсвойства, и относит их к определенным категориям. Воспринимая часы, и мысленноназывая их этим именем, он отвлекается от таких несущественных признаков, каких цвет, размеры, форма, и выделяет основной признак — функцию указаниявремени. Одновременно он относит воспринимаемый предмет к определеннойкатегорий, отделяет от других, близких по внешнему виду предметов, ноотносящихся к другим категориям (например, барометр). Все это еще разподтверждает, что воспринимающая деятельность субъекта по своемупсихологическому строению может приближаться к наглядному мышлению. Сложный иактивный характер воспринимающей деятельности человека определяет рядособенностей его, в одинаковой степени относящихся ко всем его формам.
Итак, восприятие — этонаглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувствпредметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств ичастей.
Цель работы: изучение такого познавательногопроцесса, как восприятие и его особенности в дошкольном возрасте.
Предмет изучения: изучение восприятия у дошкольников.
Объект изучения: дети в возрасте 5-6 лет.
Гипотеза: Дети старшего дошкольного возраставыполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур, хотяиногда допускают небольшую асимметрию.
Задачи:
1. Проведениетеоретического анализа восприятия в психологии.
2. Выявление способностейребенка к целостному восприятию формы предметов, состояния его графическихнавыков, способности осуществлять асимметричные изображения.
3. Проверка поставленнойгипотезы на выбранных испытуемых.
4. Качественный иколичественный анализ полученных данных.
Методика исследования: Исследование способности кцелостному восприятию формы предметов и соотнесению частей геометрических фигури предметных изображений (Методика Т.Н. Головиной).
Глава 1. Общеепредставление о восприятии
Восприятие - целостное отражение предметов и явлений объективного мирапри их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятиепредполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных инаиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Онотребует объединения основных существенных признаков и сопоставлениявоспринятого с прошлым опытом. Всякое восприятие включает активный двигательныйкомпонент (ощупывание предметов рукой, движения глаз при рассматривании и т.п.) и сложную аналитико-синтетическую деятельность мозга по синтезу целостногообраза.
Закономерностьсубъективности восприятия — одну и ту же информацию люди воспринимаютпо-разному, субъективно, в зависимости от своих интересов, потребностей,способностей и т. п. Зависимость восприятия от содержания психической жизничеловека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Влияниепрошлого опыта личности на процесс восприятия проявляется в опытах сискажающими очками: в первые дни опыта, когда испытуемые видели все окружающиепредметы перевернутыми, исключение составляли те предметы, перевернутоеизображение которых, как знали люди, физически невозможно[1].
1.1 Восприятие, еговиды и свойства
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызываютсубъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречнойактивности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способностьощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, срождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены толькочеловек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется вжизненном опыте.
В отличие от ощущений, которые не воспринимаются как свойствапредметов, конкретных явлений или процессов, происходящих вне и независимо отнас, восприятие всегда выступает как субъективно соотносимое с оформленной ввиде предметов, вне нас существующей действительностью, причем даже в томслучае, когда мы имеем дело с иллюзиями или когда воспринимаемое свойствосравнительно элементарно, вызывает простое ощущение (в данном случае этоощущение обязательно относится к какому-либо явлению или объекту, ассоциируетсяс ним).
Ощущения находятся в нас самих, воспринимаемые же свойствапредметов, их образы локализованы в пространстве. Этот процесс, характерный длявосприятия в его отличии от ощущений, называется объективацией.
Еще одно отличие восприятия в его развитых формах от ощущенийсостоит в том, что итогом возникновения ощущения является некоторое чувство(например, ощущения яркости, громкости, соленого, высоты звука, равновесия ит.п.), в то время как в результате восприятия складывается образ, включающийкомплекс различных взаимосвязанных ощущений, приписываемых человеческимсознанием предмету, явлению, процессу. Для того чтобы некоторый предмет былвоспринят, необходимо совершить в отношении его какую-либо встречнуюактивность, направленную на его исследование, построение и уточнение образа.Для появления ощущения этого, как правило, не требуется.
Отдельные ощущения как бы«привязаны» к специфическим анализаторам, и достаточно бывает воздействиястимула на их периферические органы — рецепторы, чтобы ощущение возникло.Образ, складывающийся в результате процесса восприятия, предполагаетвзаимодействие, скоординированную работу сразу нескольких анализаторов. Взависимости от того, какой из них работает активнее, перерабатывает большеинформации, получает наиболее значимые признаки, свидетельствующие о свойствахвоспринимаемого объекта, различают и виды восприятия. Соответственно выделяютзрительное, слуховое, осязательное восприятие. Четыре анализатора — зрительный,слуховой, кожный и мышечный — чаще всего выступают как ведущие в процессевосприятия.
Восприятие, таким образом, выступает как осмысленный (включающийпринятие решения) и означенный (связанный с речью) синтез разнообразныхощущений, получаемых от целостных предметов или сложных, воспринимаемых какцелое явлений. Этот синтез выступает в виде образа данного предмета илиявления, который складывается в ходе активного их отражения.
Предметность, целостность, константность и категориальность(осмысленность и означенность) — это основные свойства образа, складывающиеся впроцессе и результате восприятия. Предметность - этоспособность человека воспринимать мир не в виде набора не связанных друг сдругом ощущений, а в форме отделенных друг от друга предметов, обладающихсвойствами, вызывающими данные ощущения. Целостность восприятиявыражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дан в полностью готовомвиде со всеми необходимыми элементами, а как бы мысленно достраивается донекоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходити в том случае, если некоторые детали предмета человеком непосредственно вданный момент времени не воспринимаются. Константностьопределяется,как способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цветуи величине, ряду других параметров независимо от меняющихся физических условийвосприятия. Категориальностьчеловеческого восприятияпроявляется в том, что оно носит обобщенный характер, и каждый воспринимаемыйпредмет мы обозначаем словом-понятием, относим к определенному классу. Всоответствии с этим классом нами в воспринимаемом предмете ищутся и видятсяпризнаки, свойственные всем предметам данного класса и выраженные в объеме исодержании этого понятия.
Описанные свойствапредметности, целостности, константности и категориальности восприятия срождения человеку не присущи; они постепенно складываются в жизненном опыте,частично являясь естественным следствием работы анализаторов, синтетическойдеятельности мозга[2].
Осмысленность восприятия.Хотя восприятие возникает при непосредственномдействии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеютопределенное смысловое значение. Восприятие у человека теснейшим образомсвязано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назватьего, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово. Даже привиде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство со знакомыми.
Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующихна органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования,имеющихся данных.
Апперцепция.Восприятиезависит не только от раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глази ухо, а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываютсяособенности личности человека. Зависимость восприятия от содержания психическойжизни человека, от особенностей его личности, называется апперцепцией.
Содержание восприятияопределяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами егодеятельности; в его процессе участвуют установки, эмоции, которые могутизменять содержание восприятия. Это необходимое условие ориентировки человека вокружающей среде[3].
1.2 Сложные формывосприятия
Восприятие пространства. Восприятие пространства во многом отличается отвосприятия формы предмета. Его отличие заключается в том, что оно опирается надругие системы совместно работающих анализаторов и может протекать на разныхуровнях. В течение длительного времени в философии обсуждался вопрос о том,является ли восприятие врожденным (как это считали представители направления,известного под названием нативизма) или результатом обучения (таксчитали представители другого направления — эмпиризма).Сейчасстало совершенно ясно, что хотя восприятие пространства и имеет в своей основеряд специальных аппаратов, его строение очень сложно и развитые формывосприятия пространства могут протекать на различных уровнях.
В основе восприятия трехмерного пространства лежит функцияспециального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этотаппарат имеет характер З изогнутых полукружных трубок, расположенных ввертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью.Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняетсвое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызываетизменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения). Этот аппарат,тонко реагирующий на отражение 3 основных плоскостей пространства, является егоспецифическим рецептором.
Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятиепространства и, прежде всего, глубины, является аппарат бинокулярногозрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз.
Третьим важным компонентом восприятия пространства являютсязаконы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К нимприсоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнегоопыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а внекоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.
Восприятие времени. Несмотря на важное значение этого раздела психологии, онразработан гораздо меньше, чем вопрос о восприятии пространства. Можно указать,что восприятие времени имеет различные аспекты и осуществляется на разныхуровнях. Наиболее элементарными формами являются процессы восприятиядлительности последовательности, в основе которых лежат элементарныеритмические явления, известные под названием «биологических часов». К нимотносятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковыхобразований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервнойдеятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления иослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклическиеявления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.п.
Все перечисленные условиялежат в основе наиболее простых непосредственных оценок времени. Они могутпроявляться у животных в выработке рефлексов «на время» и их можно изменятьпутем фармакологических воздействий, влияющих на вегетативную нервную систему.Последние воздействия могут быть проверены и на человеке. Так было показано,что под действием одних препаратов небольшие отрезки времени существенно«укорачиваются», в то время как воздействие других способствует «удлинению»этих временных интервалов при оценке их испытуемыми.
В собственно восприятии времени мы различаем: а) восприятиевременной длительности; б) восприятие временной последовательности.
Характерной особенностью времени является его необратимость.Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не можемвернуть то время, которое прошло. Установление объективного порядка илиоднозначной необратимой последовательности событий во времени предполагаетраскрытие причинной зависимости между ними. Именно на основе причинныхзависимостей мы обычно опосредованно решаем вопрос об объективнойпоследовательности события.
Восприятие движения. Восприятие движения — очень сложный вопрос, природакоторого еще не вполне выяснена. Если предмет объективно движется в пространстве,то мы воспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из областинаилучшего видения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобывновь фиксировать на нем взгляд. Смещение же точки по отношению к положениюнашего тела указывает нам на ее передвижение в объективном пространстве.Восприятие движения в глубину пространства, которое экспериментально еще почтине исследовалось, возникает вследствие смещения соответствующих точек насетчатке глаза влево и вправо. Таким образом, некоторую роль в восприятиидвижения играет движение глаз, следящих за движущимся предметом.
В восприятии движениязначительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающиеопосредованное впечатление движения. Впечатление движения может вызвать необычайноедля покоящегося тела положение частей фигуры. Впечатление движения можетвозникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения на самом деле нет. Мы, такимобразом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его[4].
1.3 Развитиевосприятия в дошкольном возрасте
восприятиедошкольный объективация развитие
Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрастебыл детально исследован Л. А. Венгером[5] и описан следующимобразом. Во время перехода от раннего к дошкольному возрасту, т. е. в периодвремени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной, конструкторской ихудожественной деятельности у ребенка складываются сложные виды перцептивнойаналитико-синтетической деятельности, в частности способность мысленно расчленятьвидимый предмет на части и затем объединять их в единое целое, прежде чемподобного рода операции будут выполнены в практическом плане. Новое содержаниеприобретают и перцептивные образы, относящиеся к форме предметов. Помимоконтура выделяется и структура предметов, пространственные особенности исоотношения его частей.
Перцептивные действия формируются в обучении, и их развитиепроходит ряд этапов. На первом этапе процесс их формирования начинается спрактических, материальных действий, выполняемых с незнакомыми предметами. Наэтом этапе, который ставит перед ребенком новые перцептивные задачи,непосредственно в материальные действия вносятся необходимые исправления,которые должны быть сделаны для формирования адекватного образа. Лучшиерезультаты восприятия получаются тогда, когда ребенку для сравненияпредлагаются так называемые сенсорные эталоны, которые также выступают вовнешней, материальной форме. С ними ребенок имеет возможность сравниватьвоспринимаемый объект в процессе работы с ним.
На втором этапе перцептивными действиями становятся самисенсорные процессы, перестроившиеся под влиянием практической деятельности. Этидействия осуществляются теперь при помощи соответствующих движений рецепторныхаппаратов и предвосхищают выполнение практических действий с воспринимаемымипредметами. На данном этапе, пишет Л. А. Венгер, дети знакомятся спространственными свойствами предметов с помощью развернутыхориентировочно-исследовательских движений руки и глаза.
На третьем этапеперцептивные действия становятся еще более скрытыми, свернутыми, сокращенными,их внешние, эффекторные звенья исчезают, а восприятие извне начинает казатьсяпассивным процессом. На самом деле этот процесс по-прежнему активен, нопротекает внутренне, в основном только в сознании и на подсознательном уровне уребенка. Дети получают возможность довольно быстро узнавать интересующие ихсвойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующиемежду ними связи и отношения. В результате всего этого внешнее перцептивноедействие превращается в умственное.[6]
1.4 Наблюдения иусловия эффективности восприятия
Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) ипреднамеренное (произвольное). При непреднамеренном восприятии мы неруководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринять данныйпредмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренноевосприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей — воспринять тот илииной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие можетбыть включено в какую-либо деятельность, и осуществляться по ходу еевыполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительносамостоятельная деятельность.
Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясновыступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерноеи более или менее длительное (хотя бы и с промежутками во времени) восприятие сцелью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которыепроисходят в объекте восприятия.
Наблюдение — это активная форма чувственного познания человекомдействительности.
При наблюдении как самостоятельной целенаправленнойдействительности уже с самого начала предполагается словесная формулировкацелей и задач, направляющих наблюдение на определенные объекты. Успехнаблюдения зависит, прежде всего, от того, насколько ясна задача, которая стоитперед ними. Являясь преднамеренным планомерным относительно длительнымвосприятием, и осуществляясь с той или иной познавательной целью, наблюдениетребует специальной подготовки (предварительное ознакомление с материалами,относящимися к объектам будущего наблюдения, с рисунками, словесным описаниемпредметов и т.п.). Важнейшее место в подготовке наблюдений должно заниматьуяснение задач наблюдения, требований, которым оно должно удовлетворять,предварительная разработка плана и способов наблюдения.
Исключительно большую роль играет отношение человека кнаблюдению. Длительные упражнения в наблюдении приводят к развитиюнаблюдательности, т.е. умения подмечать характерные, но малозаметные, на первыйвзгляд, кажущиеся малосущественными особенности предметов. Итак, чтобы бытьнаблюдательным, надо упражняться в наблюдении: сравнивать и сопоставлятьразличные предметы, их различные стороны, замечать их связь и взаимодействиедруг с другом; ставить перед собой задачу — быстро замечать, возможно, большеособенностей предмета или явления; подмечать самые ничтожные изменения в них,учиться выделять наиболее существенное в том, что воспринимается.
Чтобы развитьнаблюдательность, нужна такая организация восприятия, которая соответствовалабы всем необходимым условиям его успешности: ясность задачи, предварительнаяподготовка, активность наблюдения, его систематичность, планомерность и т.д.Наблюдательность необходима во всех областях жизни и деятельности человека.Развитию наблюдательности, точности и многогранности восприятия необходимоуделять серьезное внимание уже в детском возрасте, особенно в процессе игры иобучения[7].
Изучив теоретическийматериал по заданной теме, можно сделать следующие выводы:
1. Восприятие- целостное отражение предметов и явлений объективного мирапри их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.Восприятие — результат деятельности системы анализаторов. Восприятие предполагаетвыделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболеесущественных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требуетобъединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого спрошлым опытом.
2. Предметность, целостность, константность икатегориальность (осмысленность и означенность) — это основные свойства образа,складывающиеся в процессе и результате восприятия.
3. Сложными видами восприятия являются: восприятиепространства, времени, движения.
4. Процесс развития детского восприятия в дошкольном возрастеможно представить следующим образом. Во время перехода от раннего к дошкольномувозрасту, т. е. в период времени от 3 до 7 лет, под влиянием продуктивной,конструкторской и художественной деятельности у ребенка складываются сложныевиды перцептивной аналитико-синтетической деятельности, в частности способностьмысленно расчленять видимый предмет на части и затем объединять их в единоецелое, прежде чем подобного рода операции будут выполнены в практическом плане.Новое содержание приобретают и перцептивные образы, относящиеся к формепредметов. Помимо контура выделяется и структура предметов, пространственныеособенности и соотношения его частей.
Глава 2. Изучениевосприятия и его особенности в дошкольном возрасте
2.1 Описание методики,используемой в работе
Методика: Т.Н. Головиной. Исследованиеспособности к целостному восприятию формы предметов и соотнесению частейгеометрических фигур и предметных изображений.
Цель: Исследование способности кцелостному восприятию формы предметов.
Описание:
Для исследования восприятия необходимы таблицы, на которыхизображены геометрические фигуры (треугольники, круги, рис. 1 а. 1 б) снеполными контурами и незаконченные контуры двух предметных изображений(бабочки и жука, рис. 1 в). Экспериментатор дает детям задание дорисовать этипредметы («Дорисуй треугольники» и т. п.). Подчеркивается, что все шестьтреугольников одинаковой величины. Ребенку дают для работы копия таблиц,предварительно выполненные на листах бумаги размером 21 ∙ 30 см.
Обработка результатов:
Наблюдение за действиямиребенка во время его работы с таблицами этою типа дает возможность составитьпредставление о способности ребенка к целостному восприятию формы предметов, осостоянии его графических навыков, способности осуществлять симметричноеизображение. Эти данные важны при определении готовности ребенка к школьномуобучению. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом хорошовыполняют задания по восстановлению целостности геометрических фигур; придорисовывании предметов они понимают принцип работы, хотя иногда допускаютнебольшую асимметрию.
Умственно отсталые детисправляются с этими заданиями в значительно более позднем возрасте. Наибольшиетрудности возникают у них при необходимости дорисовать круг. Они замыкают егоконтур, не производя при этом необходимых кругообразных движений, поэтомуплощадь «дорисованной» фигуры оказывается, как правило, уменьшенной. Придорисовывании треугольников умственно отсталые дети изменяют их площадь и форму,причем имеют место случаи распространения принципа дополнения трех верхнихтреугольников на нижний ряд подобных фигур; дети забывают, что все треугольникиодного размера или «не узнают» равенства. При дорисовывании предметныхизображений (бабочки, жука) эти дети испытывают трудности в понимании принциповработы, допускают выраженную асимметрию и несоответствие заданному изображению,резкое увеличение или уменьшение дополняемой части, искажение формы
/>
2.2 Характеристикавыборки
Количество: 15 человек. Дети старшей группы.
Возраст: 5-6 лет.
2.3 Ход исследования
1. Анализ научной и психологическойлитературы по данной теме.
2. Выбор методики.
3. Опрос испытуемых:
Нахождение детей старшего дошкольноговозраста (5-6 лет);
Выяснение есть ли желание работатьнад методикой.
2.4 Получениерезультатов и их анализ
По данной методике былоопрошено 15 человек, из них 7 девочек и 8 мальчиков.
Детей опрашивали поодному в спокойной, дружеской обстановке.
Каждому ребенкувыдавались таблицы, на которых изображены геометрические фигуры (треугольники,круги – рис. 1.а, 1.б) с неполными контурами, и незаконченные контуры двухпредметных изображений (бабочки и жука – рис. 1.в) и было дано задание дорисоватьэти предметы.
За всеми действиями детейво время их работы с таблицами велось наблюдение.
В основном затруднение удетей вызвала таблица, где нужно было дорисовывать бабочку и жука. Детипонимали принцип работы, но допускали асимметрию при дорисовывании предметов.
У троих детей (Костя,Никита, Егор) вызвала затруднение таблица с изображением треугольников. Они вначале работы забыли, что треугольники должны быть одинаковой величины, нозатем исправились и выполнили правильно.
Две девочки Саша и Алинавыполняли работу самостоятельно, т.е. они не смотрели в копию таблицы, где этозадание уже выполнено. Остальные дети пользовались примером.
Семь человек из 15 детейвыполнили работу быстрее по времени, чем остальные дети. Другим детямпотребовалось больше времени на работу.
Таким образом, былоопрошено 15 детей. Дети старшего дошкольного возраста с нормальным интеллектом,выполняли задания по восстановлению целостности геометрических и предметныхфигур. При дорисовывании предметов они понимают принцип работы, но допускаютнебольшую асимметрию.
При выполнении заданиянекоторым детям потребовалось больше времени, чем другим. Кому-то заданиепоказалось легким и интересным, а у других вызвало затруднение в выполненииэтих заданий.
В работе была поставлена гипотеза,которая звучит так: дети старшего дошкольного возраста выполняют задания повосстановлению целостности геометрических фигур; при дорисовывании допускаютнебольшую асимметрию. Отсюда следует, что наша гипотеза подтвердилась,благодаря исследованию с помощью методики.
Рекомендации
С детьми Настей, Никитой,Егором, у которых вызвало затруднение таблицы с треугольниками, следуетпозаниматься индивидуально. Давать такие упражнения, где развивается целостноевосприятие формы предметов, задание дорисовывать какой-нибудь предмет.
С другими детьми, укоторых вызвала затруднение таблица, где нужно дорисовывать бабочку и жука,давать упражнения, в которых нужно что-нибудь дорисовывать.
Через некоторое времяследует еще раз проверить детей по этой методике.
Список литературы
1. Венгер Л. А. О формировании познавательныхспособностей в процессе обучения дошкольников//Хрестоматия по возрастной ипедагогической психологии.- Ч. II.- М.,1981.
2. Немов Р.С. Учеб.для студентов высших. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психологияобразования.-2-е изд.-М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.- 496с
3. Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн.- 4-еизд.-М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000.- Кн.1: Общие основы психологии.- 688с.
4. Общая психология:Курс лекций для первой ступени пед.образования / Сост. Е.И. Рогов.- М.: ВЛАДОС,1995.- 448с.
5. Л.Д.Столяренко.Основы психологии.-Ростов н/Д.: Издательство «Феникс», 1997г.- 736с.