Реферат по предмету "Психология"


Предмет и задачи инженерной психологии

Содержание
Введение
1.Определение, объект и предмет инженерной психологии
2.История возникновения и развития инженерной психологии
Заключение
Списокиспользованных источников

Введение
Современнаянаучно-техническая революция характеризуется чрезвычайно глубокими изменениямитехники, захватывающими как субстанциональную ее сторону (т. е. связанную сприменяемыми материалами и используемыми процессами природы), так иструктурно-функциональную (т. е. связанную с дифференциацией и систематизациейсредств труда, с усложнением и интеграцией техники на пути к автоматизации).Одно из следствий единства научной и технической революций заключается в том,что современное общественное производство определяется не только уровнемразвития техники, но и уровнем развития науки. Конкретная научная дисциплина можетиметь управляющее воздействие не на все, а, например, лишь на один из элементовпроизводительных сил. Однако по мере развития производительных сил возникаетобъективная необходимость в науках, способных оказывать непосредственноеуправляющее воздействие на все элементы системы производительных сил. К такимобщим наукам может быть отнесена современная психологическая наука.
Управляющее воздействиепсихологической науки в целом осуществляется в ходе решения следующих задач:
1)инженерно-психологическое проектирование техники и производственных условийдеятельности человека;
2) разработкапсихолого-педагогических методов и средств формирования личности ипрофессиональной подготовки трудящихся для сферы материального производства;
3) разработкапсихологических основ научной организации труда и управления трудовымиколлективами и производством.
Таким образом, задачипсихологической науки как непосредственной производительной силы имеютвыраженную направленность в область психологии труда и инженерной психологии.Психология труда и инженерная психология, осуществляя управляющие функции впроцессе создания современной техники, систем «человек — техника», необходимыхусловий труда и подготовки человека к трудовой деятельности в сферематериального производства, обеспечивают реальную базу для проявленияуправляющих функций других психологических дисциплин.
Осуществлениеуправляющих функций всегда требует определенных условий. Анализ современногосостояния системы психологических знаний позволяет сделать вывод, что в настоящеевремя успешно выполняется первое необходимое условие, связанное с преодолением«барьера описательности», когда наука в своем развитии накапливает потенциал,необходимый для выполнения управляющих функций.
Существует и второеусловие — уровень техники и современного производства и уровень подготовкикадров для производства, обусловливающий объективную необходимость примененияпсихологии.
В таких условиях, когдачеловек и машина на производстве находятся в тесном контакте (в настоящее времяв информационном), становится необходимым комплексное изучение системы«человек-машина». Этим и занимается инженерная психология.
В данном рефератепредусмотрено рассмотреть объект и предмет инженерной психологии для того,чтобы более полно понять, чем она занимается, а так же пронаблюдать историю иразвитие инженерной психологии.

1. Определение, объекти предмет инженерной психологии
Как и любая другаянаучная дисциплина, инженерная психология имеет объект и предмет своегоисследования. Объектом науки признается та сторона действительности, наизучение которой и направлена данная наука. Предмет же представляет собой тусторону объекта науки, какой он представлен в ней.
Инженерная психология –это отрасль психологии, использующая знания психологической науки в практическойдеятельности.
Инженерная психология —наука, изучающая системы «человек — техника» с целью достижения их высокойэффективности и разрабатывающая психологические основы:
— конструированиятехники и организации управления технологическим процессом;
— подбора людей,обладающих необходимым уровнем индивидуально-психологическихпрофессионально-важных качеств для работы с определенной техникой;
— профессиональнойподготовки людей, использующих в своей трудовой деятельности сложныетехнические устройства.
Главным объектомисследования всей системы психологических дисциплин является человек, егопсихические процессы состояния и свойства.
Объектом инженернойпсихологии является «человек оператор, человек, осуществляющий трудовуюдеятельность, основу которой составляет взаимодействие с машиной, предметомтруда и внешней средой посредством дистанционного управления». (М. А. Котик)
Инженерная психологиятесно связана с психологией труда. Психология труда изучает психологическиезакономерности, психические процессы и свойства личности в их взаимосвязи спредметам и орудиями труда, с физической и социальной средой.
Описывая процессывзаимодействия человека и техники, инженерная психология в своем развитиипрошла несколько этапов: 1) приспособление техники к человеку; 2)приспособление условий труда к человеку; 3) передача трудовых функций человекатехнике.
Техническоеперевооружение производства приводит к изменению функций и роли человека впроизводственной деятельности. Человек передает машине ряд трудовых функций иполучает новые возможности: он начинает регулировать и контролировать огромныепотоки энергии и информации, сложные технологические процессы.
Следовательно,возрастает уровень ответственности человека за ошибку управления и значениечеловеческого фактора при разработке новой техники и эксплуатации и организациисовременных технологических процессов.
При организациивзаимосвязи человека и машины основная роль принадлежит уже не столькоанатомическим и физиологическим, сколько психологическим свойствам человека,обеспечивающим информационное взаимодействие человека и техники. Такоевзаимодействие и является предметом инженерной психологии.
Инженерная психология –научная дисциплина, системно изучающая взаимодействие человека и техники.
Комплексный подход приизучении взаимодействия человека и машины был заложен исторически (1921 г.) внаучных идеях В.М. Бехтерева и его учеников.
Эта методология в итогепривела к формированию понятия системы «человек-машина» (СЧМ). Под СЧМпонимается система, включающая человека-оператора и машину. Под машинойпонимается совокупность технических средств, используемых в деятельности.
В рамках этой системыфункционирование технических устройств и деятельность человека рассматриваютсяво взаимосвязи, комплексно.
Система «человек-машина»представляет собой частный случай управляющих систем. При организациивзаимосвязи человека и машины в СЧМ основная роль принадлежит психологическимсвойствам человека. От психологических свойств человека во многом зависит егоинформационное взаимодействие с машиной. Необходимость изучения этих свойств вСЧМ привела к появлению инженерной психологии.
Инженерная психологияизучает психологические закономерности, психические процессы и свойстваличности в их взаимосвязи с предметам и орудиями труда, с физической исоциальной средой.
Инженерная психологияесть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессовинформационного взаимодействия человека и техники с целью использования их впрактике проектирования, создания и эксплуатации СЧМ.
 
2. Историявозникновения и развития инженерной психологии
Веками психологияразвивалась в тесной связи с естественными, общественными и философскиминауками и почти не касалась техники. Поворот психологии к промышленномупроизводству совершился под давлением требований экономики.
В основе инженернойпсихологии лежит психология труда, зарождение которой связано с именем И. М.Сеченова. Заинтересовавшись рефлекторной природой психических процессов, И. М.Сеченов обратился к изучению роли этих процессов (прежде всего ощущений ивосприятий) в трудовых актах. Он поставил «вопрос о формировании трудовыхнавыков («заученных движений») и впервые показал, что в процессе обученияизменяется характер регуляции (функция регулятора переходит от зрения ккинестезии). И. М. Сеченов ввел новое понятие активного отдыха как лучшегосредства повышения и сохранения работоспособности. Работы И. М. Сеченова исегодня не утратили своего значения для теории и практики.
Научные истокиинженерной психологии можно отнести к 1900 г., когда немецкий психолог В. Штернввел в научный оборот термин «психотехника». Предпосылкой ее развития явилсязапас накопившихся в психологии и физиологии экспериментальных данных и научныхфактов, которые находили практическое приложение в разных сферах производства,медицины, педагогики, экономической жизни. Так, изучение чувствительностианализаторов обнаружило индивидуальные различия, наводившие на мысль о том, чтонеобходим подбор людей с более низкими порогами чувствительности для техпрофессий, где требуется высокая острота зрения, слуха или других органовчувств. Наблюдения, свидетельствовавшие о различном воздействии разных цветовна психику, привели к попыткам применить цвет в качестве стимуляторапроизводственной активности рабочих, для лечения некоторых психическихзаболеваний и т. п.
Второе, не менее важноеобстоятельство, стимулировавшее развитие прикладной психологии, заключалось всоциально-экономических условиях, в том, что переход капитализма в его высшуюстадию — империализм сопровождался небывалым обострением конкурентной борьбы,усилением погони за сверхприбылью. В поисках средств для выжимания максимальныхприбылей капиталисты обратились к психологии, поставив перед ней задачуповышения коэффициента полезного действия рабочих. Эта позиция предпринимателейпозднее была сформулирована Робером Лаганом так: «Искусство лучше использоватьэнергию коллективов людей становится сейчас важнейшим фактором развитияпредприятий, так как в настоящее время все предприятия могут располагатьпрактически неограниченными и равными источниками капиталов, оборудования,энергии, сырья. Единственное, чем они отличаются друг от друга,— это подборкадров и руководство ими». Целям капиталистической эксплуатации трудящихсяслужил тейлоризм, исчерпывающая оценка которому дана В. И. Лениным. Целямэксплуатации служила и психотехника, что бы ни говорили ее теоретики о«надклассовое™» своей науки. Одним из центральных направлений в психотехникебыл профессиональный отбор, основанный на идее врожденных способностей и напринципе однозначного, фатального предназначения человека для какой-либо однойпрофессии. Обширнейший круг работ, направленных на изучение профессий, наразработку тестовых методик, с помощью которых стремились определитьпрофпригодность, затмил собой другие направления. Это привело к тому, что дажев наше время понятия психотехники и профотбора часто воспринимаются кактождественные. Между тем психотехники провели немало исследований, посвященныхраскрытию и устранению причин утомления рабочего, рационализации режима труда,формированию трудовых навыков, созданию необходимой трудовой мотивации,организации рабочего места. Зародышем будущего инженерно-психологическогонаправления можно считать такие работы, как выбор наиболее рациональногорасположения букв на клавиатуре пишущей машинки с учетом времени двигательнойреакции. Известны работы В. Штерна, посвященные критериям ценностисвидетельских показаний с учетом закономерностей внимания, памяти, влиянияаффекта; на них в свое время ссылался известный русский юрист Ф. Кони. Занималапсихотехников проблема рекламы: ее воздействие на сознание и подсознаниечеловека. Английский психотехник Дилль Скотт разработал систему хозяйственнойпедагогики — систему воспитания рабочих и объединения их в «единые коллективы»с предпринимателями. Но, безусловно, самое заметное место в психотехникезанимали профессиография и профессиональный отбор. Одна из ярких страницвписана в этот раздел известным психотехником Гуго Мюнстербергом. Он разработалсистемы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых,морских штурманов, предпослав своим рекомендациям тщательный анализ этихпрофессий. Особенный интерес представляет предложенная им установка для отборавожатых трамвая, позволявшая оценивать скорость действий, с одной стороны, иосторожность и бдительность — с другой. Эта установка представляла собойбарабан с бумажной лентой, который испытуемый вращал с удобной для негоскоростью. В прорезях барабана появлялись цифры, обозначающие те или иныеэлементы дорожной ситуации, и испытуемый должен был называть буквенный индексситуации, которую он считал опасной. Интегральный показатель успешностиобъединял как признак скорости, так и признак безошибочности. Мюнстербергписал, что он стремился воспроизвести психологическую сущность профессиивожатого, т. е., говоря современным языком, моделировать деятельность.Естественно, что такой подход 'позволил ему достичь значительной достоверностипрогнозов; количество несчастных случаев (и убытки трамвайной компании) резкоуменьшилось, а популярность психотехники заметно возросла. В последующем Г.Мюнстерберг назвал психотехникой всю совокупность идей о практическомприложении психологии к задачам культуры. Он впервые отчетливо ставит задачуиспользования выводов психологической науки в практической деятельности.
Главным недостаткомпсихотехники было механистическое понимание способности к деятельности какнабора свойств, не связанных между собою и неизменных. Для диагностикиспособностей применялись наборы кратковременных испытаний — тестов, дававшихвесьма неполную информацию о тех или иных свойствах психики.
В условиях капитализма,где предложение труда всегда превышает спрос, цели профотбора и профориентациистали дополняться, а в ряде случаев и полностью извращаться целями политическими.Отбор осуществлялся не столько по критерию психологической пригодности человекак труду, сколько по принципу его политической благонадежности. Многочисленныеслужбы профотбора и кабинеты профконсультации стали своеобразным орудиемумиротворения рабочих, средством расовой и политической дискриминации.
Тем не менее,стремление психологии выйти за рамки научных лабораторий, связаться с практикойбыло в свое время явлением положительным, вызвавшим к ней интерес во всехстранах. Издавались специальные журналы, собирались международныепсихотехнические конгрессы. В нашей стране психотехника как средствопрактического применения психологических знаний пережила период интенсивногоразвития в 20-е годы. В Москве, Ленинграде, Казани, Харькове и в других городахвозникают психотехнические лаборатории. Широко развертывается работа поизучению профессий, ведется профессиональный отбор.
В 1927 г. создается Всероссийское психотехническое общество. Издается журнал «Психофизиология труда ипсихотехника» (с 1932 г. он стал называться «Советская психотехника»). Наряду сприменением традиционного профотбора, при котором некритически заимствовалисьтестовые методы буржуазной науки, советская психотехника добилась ряданесомненных достижений. Разработаны были схемы и методы профессиографии, непотерявшие своего значения до настоящего времени. Проводились исследованиядинамики работоспособности и утомления в зависимости от ряда факторов, изучалсяпроцесс овладения навыками. В работах передовых ученых высказывались мысли обизменчивости способностей, о возможности компенсации одних свойств другими.
Почти в это же время(1857 г.) появляется другое прикладное направление психологии – эргономика.Этот термин, который в переводе с греческого означает «закон работы», предложилВ. Ястшембовский, понимая под ним науку о труде.
Идеи психотехники иэргономики в России были поддержаны академиком В. М. Бехтеревым и профессоромВ. Н. Мясищевым. Профессиональную психологию В. Н. Мясищев рассматривал каквесьма существенный раздел психологии личности, так как считал, что«профессиональная деятельность есть важнейшее проявление личности человека».
Ученики академикаБехтерева В. Н. Мясищев и А. Л. Щеглов (1921 г.), относят область своихисследований к эргологии и эрготехники.
Важно отметить, что вчисле первых Бехтерев и его ученики при изучении работающего человека примениликомплексный подход.
Таким образом, еще впредреволюционный период в России сложился багаж научных идей, методов, опытизучения труда в прикладных целях. Этот опыт ученые пытались применять и вСоветской России.
Анализ развитияпсихотехники в СССР позволяет выделить ряд особенностей:
1) она с самого началабыла приписана к психологии труда и объектом рассмотрения оказалась система«человек-техника», где вопросы рационализации труда становятся приоритетными;2) в 20-е годы психотехника получает значительное развитие, а к середине 30-хгодов все направление директивно закрывается; 3) дальнейшие исследования врамках психологии приводят впоследствии к появлению инженерной психологии.
В 1957 году инженернаяпсихология была определена как самостоятельная область исследования.Значительная роль в организации и консолидации исследовательских работ поинженерной психологии принадлежит созданной в ЛГУ в 1959 г. лабораториииндустриальной (инженерной) психологии, которую возглавил Б. Ф. Ломов.
В своем развитииинженерная психология прошла 2 этапа:
1) на начальных этапахгосподствовал «машиноцентический» подход;
2) позже на первоеместо выходит «антропоцентрический» подход.
Таким образом, впроцессе развития инженерной психологии осуществляется переход от относительнопростых и частных вопросов к более сложным и общим, от исследования отдельныхэлементов деятельности – к изучению деятельности в целом. Эта логика быласвязана с развитием комплексного подхода, изучающего общие закономерностипроцессов управления в качественно различных системах. При комплексном подходечеловек и машина рассматриваются как составные части единой сложной системы.
Ломов (1966 г.) считал,что в схеме «человек-машина» человек рассматривается как звено особого рода:организующее систему, направляющее ее на достижение определенного, заранее имзаданного результата. Главное в человеке как в субъекте труда – готовность кнеординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своеготруда.
При таком подходестановится необходимым психологическое исследование структуры деятельностичеловека. В познании сущности психических явлений важнейшей задаче являетсявыявление объективных связей социальных и природных свойств человека,соотношение биологических и социальных оснований в его развитии.
В 70-х годах наметиласьразработка методов проектирования системы «человек-машина». Одновременно сталирешаться проблемы анализа деятельности людей, осуществляющих управление,проектирование и обобщение оценок функционирования систем «человек – машина».
Таким образом,инженерная психология как научная дисциплина решала одновременно 2 задачи: 1)приспособление человека к технике; 2) приспособление техники и условий труда кчеловеку.
В связи с техническимоснащением производства, а также вооруженных сил становится вопрос управлениячеловеком сложной техникой после качественного обучения и переобучениячеловека-оператора.
Все основные функцииуправления сложной техникой сводятся к преобразованию информации, циркулирующейв данной системе.
В этих условиях уже нефизические и физиологические функции человека стали основными ограничивающимифакторами успешности субъекта деятельности, а его когнитивные функции иэмоциональное состояние. Поэтому инженерная психология как научная дисциплинаначинает изучать объективные закономерности процессов информационноговзаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования,создания и эксплуатации систем «человек-машина» (СЧМ).
Бурное развитиеинженерной психологии, ставшей самостоятельным, чрезвычайно продуктивнымнаправлением психологии труда, привело к перестройке ее понятийного аппарата,ставшего благодаря обогащению технической терминологией не только болеешироким, но и более строгим.
Таким образом, развитиеинженерной психологии в России как самостоятельного научного направления ссамого начала было подчинено решению практических задач. Сегодня «Инженернаяпсихология» является одной из научных отраслей психологического знания.

Заключение
Система«Человек-Машина» постоянно находится в динамике, по этой и другим причинаминженерной психологии регулярно приходится развиваться.
В процессеразвития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельныхэлементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, отрассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению егокак сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.
В связи сприближением эры нанотехнологии формируется и новое направление впсихологии — нанопсихология, задачии проблемы которой были сформулированы Р.Р.Гарифуллиным. Поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи, и ееистория развития будет продолжаться.

Списокиспользованных источников
1. «Психология труда и инженернаяпсихология», Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтельев А.И.
2. «Основы инженерной психологии»,Алексеенко Т.Ф.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Внутренние и внешние скрытые установки, влияющие на поведение людей
Реферат Социализационный потенциал каникул подростков
Реферат Футбольный фанатизм в России: феномен, типология, структура
Реферат Социально-политическое развитие на Украине в XIX веке (Укр.)
Реферат Как менеджеру развить аналитическую наблюдательность
Реферат А. Е. Черноморец Экологическое предпринимательство: проблемы и перспективы
Реферат Вивчення пейзажного жанру на уроках образотворчого мистецтва у початковій школі
Реферат Любительские лингвистические концепции в современной России (на примере творчества М.Н. Задорнова)
Реферат Современные СМИ и их воздействие на мировоззрение современного чело
Реферат Ангольский фольклор
Реферат Гайморит
Реферат Основы экологии и охраны природы
Реферат Восприятие учителями личностных качеств учащихся
Реферат Геренук
Реферат Проектирование пневмогидросистемы первой ступени баллистической ракеты