Реферат по предмету "Психология"


Процесс восприятия

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
 
ТЕМА «ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ»
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.        ОЩУЩЕНИЕ ИВОСПРИЯТИЕ
2.        ВОСПРИЯТИЕ КАКПРОЦЕСС
3.        ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИИ ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
4.        ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Темаданной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведьвосприятие – это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальнуюкартину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признаниеразницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы дляпонимания организационного поведения.
Входе работы я ознакомилась и пользовалась материалами различных авторов, такжеуделяющих внимание изучению процесса восприятия, а именно: О.С. Виханского,А.И. Наумова, П.М. Дизеля, У.М. Раньяна и др. За основу я взяла материалы из«Хрестоматии по организационному поведению», где собраны воедино всевышеуказанные источники.
Цельнаписания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, егосоставляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.
Приэтом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия,рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, изчего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать навозможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотретьособенности восприятия человека, которое сильновлияет на многие важные организационные процессы.

1.ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
 
Отправнойточкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием иощущением.
Природарецепторных аппаратов у различных видов живот­ных весьма различна и позволяетвоспринимать звуковые или свето­вые волны более или менее высокой частоты:собака слышит ультра­звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторыеживотные не различают цветов...
Человекзанимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способенвоспринять, довольно широк, он улав­ливает далеко не все. Более того, дажевнутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорныхаппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой можетпохвастать­ся качеством и остротой обоняния.
ЗаконВернера—Фехтера сформулирован следующим образом:
абсолютныйпорог ощущения — этонаименьшая интенсивность сти­мула, достаточная для того, чтобы вызватьощущение;
дифференциальныйпорог ощущения — этоувеличение интенсивно­сти раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать усубъекта изменение ощущения.
Именно Фехтер сформулировал отношение, существующеемеж­ду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как лога­рифм раздражения.
Ощущениеназывается элементарным, если оно физиологически и анатомически точноопределено. Оно, следовательно, соответству­ет конкретному типу рецептора итипу системы передачи.
Ощущениеназывается сложным, если оно связано с различными сенсорными органами итребует их согласованного действия. Боль­шинство наших ощущений — сложные. Так,например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные изри­тельные ощущения.
Количествоосновных сообщений, которые получает кора голов­ного мозга в течение жизничеловека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остаетсяоткрытым вопрос, заре­гистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал ипроана­лизировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этогопринимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.
Науровне коры головного мозга ощущение перестает быть им­пульсомфизико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осу­ществляется переходот ощущения к восприятию.
Такимобразом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многомопределяются физиологическими функциями.
Восприятие– явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятияхарактеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации иинтерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает изкартины «реальность» чувственного мира.
Завершающимсобытием в процессе восприятия может быть реакция или поведение (явное илизавуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось какповеденческое событие, как важная составляющая организационного поведения.
2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС
Поведениечеловека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которойнаходится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения. К томуже, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек,можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия — одна изосновных задач психологии.
Вселюди различны. Эти различия проявляются во всем многооб­разии характеристикчеловека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языкахи по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал ивозможности орга­низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а такжепроблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци­онным окружением.
Создаваяроли, организация стремится к стандартизации и уни­фикации. Однако еслибольшинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей струдом вписывается в стандарти­зированные рамки. Для того чтобы определитьпротиворечия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а такжемеж­ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимопонимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е.необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом онреагирует на те или иные стиму­лирующие воздействия, чем мотивируются егопредпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремяосново­полагающими личностными началами поведения человека являются (здесьиспользуется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие,критериальная основа и мотивация. [1]
Восприятие может быть определено как процессполучения из окружения и обработки информации.Сам по себе этот процесс един для всех. На входе — получение ин­формации из внешней среды, далее обработка этой информациии приведение ее в определенный«порядок» и, наконец, на выхо­де — систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде иложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходнымматериалом для поведения человека. Несмотря на внешнее еди­нообразие процесса, восприятие каждым человекомдействитель­ности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления,на вы­ходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различныхиндиви­дов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.
Восприятие человеком организационного окружения скла­дываетсяиз двух процессов: отбор информации и систематиза­ция информации, каждый изкоторых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и подвлиянием ин­дивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностьюотбора информацииявляется то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналыполучения информации, человек воспринимает зритель­ную, звуковую,осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к немуинформацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые «сигналы, а только те,которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информациивлияние оказывают не только физические возможности органов чувств восприниматьинфор­мацию, но и такие составляющие личности человека, как отно­шение кпроисходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е.информация как бы проходит через психо­логический фильтр. Отбор позволяетчеловеку отбросить неваж­ную или ненужную информацию. Например, не слышать разго­вора людей,стоящих рядом, в том случае, если он его не интере­сует. В то жевремя отбор информации может привести к потере важной информации, ксущественному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки,облегчая психологичес­кие нагрузки, давая „отдохнуть“ органам чувств,отбор инфор­мации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятиечеловеком наблюдаемой действительности, обязатель­но приводит кискаженному восприятию действительности и воз­никновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окруженияс помо­щью органов чувств: зрение,слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольшийобъем информации идет через органы зрения и че­рез органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств ин­формация всегда фактологична и всегда этоинформация данно­го момента времени.Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информа­ции,получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в це­лом она и неадекватна полностью отражаемой ею реальности.
Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности.Однако они не являются единственным источником — получения информации. Неменее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя вообра­жение какосновное средство получения информации, интуиция позволяет человеку»видеть" то, что ему не доступно с помощью органов чувств.Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана свозможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематиза­цияинформации предполагает обработку информации с целью приведения ее копределенному виду и интерпретацию информа­ции, позволяющую индивиду определеннымобразом отреагиро­вать на полученную информацию. Обработка информации рас­полагает ее вопределенном порядке, придает ей некие завер­шенные формы, что наполняетинформацию определенным смыс­лом и значением. Обработка информации создает образы,формы,которые человек может распознать, и которые понимаются им определеннымобразом. При этом происходит процесс сведе­ния комплекса информационных сигналов доупрощенных син­тезированных образов и категорий.
Выделяется три общих правила обработки информации,позволяющихсвести ее до образов:
•установление соотношения фигуры и фона;
•завершение образов;
•установление сходства и приблизительности.
В первом случае в общей «картине» информации выделяет­ся то, что является«фигурой», то есть смыслом «картины», ее образом.Соответственно то, что не является «фигурой», превра­щается в«фон». Часто «фигура» выделяется однозначно. Одна­ко бываютситуации, когда «фон» может быть воспринят как «фигура», а«фигура» рассматриваться «фоном». В этом случае обработаннаяинформация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другойсмысл.
Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельнымчастям, даже если для этого нет достаточной ин­формации. Часто данный процессобработки информации может приводить к созданию неверных образов и невернойинтерпрета­ции поведения других, а также порождать неверную интерпре­тацию индивидомвоздействий, поступающих в его адрес со сто­роны организационного окружения. Установлениесходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по от­дельным элементами характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельныеобразы и формы, име­ющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обра­ботки информациипроявляется в том, что различные образы и соответственно явлениягруппируются в некие обобщенные груп­пы путем сглаживания либоже игнорирования индивидуальных особенностей каждогоявления.
Систематизация информации человекомпроводится двумя способами. Первый способ — это логическаяобработка инфор­мации. Для данного способа характерно систематическое и пос­ледовательноепа основе логических операций преобразование информации. Этотак называемый научный способ обработки информации. Но человек не толькологически обрабатывает ин­формацию, доводя ее до состояния,позволяющего осуществлять действия в ответ па полученныевоздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства,предпоч­тения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обраба­тываетсяпо принципам «люблю – не люблю», «нравится — ненравится», «хорошо — плохо», «лучше — хуже»,«приемлемо -неприемлемо» и т.п. Восприятиеявляется очень сложным, мно­гогранным и быстротекущим процессом. Невернодумать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следу­ютодна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме.В действительности это практически одновременно и за­частую молниеносноразворачивающиеся процессы, составляю­щие вместе восприятиечеловеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизацияинформации в целом осуществляются в соответствии сопределенными принципами, для каждого чело­века характернаиндивидуальность в протекании этих процес­сов. Это всегда делаетвосприятие индивидуальным и субъектив­ным. Поэтому, чтобыэффективно взаимодействовать с челове­ком и управлять им,необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные чертывосприятия данным человеком дей­ствительности.
При всем разнообразии факторов, влияющих навосприятие человеком действительности, можно указать на несколько внут­реннихи внешних факторов, оказывающих стабильное влияние навосприятие человека. Среди внутренних по отношению кчеловеку факторов выделяются следующие:
•  людибыстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
•  людибыстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильноечувство, как позитивного, так и негативного характера;
•люди по-разномумогут воспринимать сигнал, в зависимости от того, что предшествовало этому восприятиюи какое со­стояние (потребности и ожидания) они имеют во время воспри­ятиясигнала.
Внешними факторами, влияющими навосприятие челове­ком действительности, являются следующие:
•интенсивность передаваемого сигнала (светлое и гром­коевоспринимается быстрее);
• подвижностьсигнала (движущиеся сигналы воспринима­ются в большей степени, чемнеподвижные);
• размер (большие объектывоспринимаются проще, чем маленькие);
• состояниеокружения, в котором находится человек (фор­мы, цвета, звуки и т.п.).
Так как восприятие является очень сложным и неоднознач­нымпроцессом, зависящим от влияния многих факторов, в час­тности предыдущегоопыта, текущего состояния человека, воз­действия внешней среды, оно зачастуюможет быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов вос­приятия, которыезатрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятииреальности человеком.

3.ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности.Путем сведения более сложного и ориги­нального явления к определенномустереотипу и, соответствен­но, упрощенному представлению об этом явлении онапомогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым об­легчить процесспознания. Но в то же время она зачастую при­водит к искаженному восприятию явления,приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенныечерты явления. Стереотипы часто не соответству­ют явлению уже потому, что ониотражают усредненное воспри­ятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую онине только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют ус­редненному явлению.В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам,создает неверные ожи­дания и порождает неадекватные действительности реакции и поведениечеловека.
Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организацииявляется априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения ихк определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации пополовому возрастному или национальному признаку, ущемляя права че­ловека и наносяущерб деятельности организации.
Часто впроцессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие егохаракте­ристики или же обобщениеоценки отдельной характеристики доуровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобще­ние может приводить в целом, как к позитивному,так и негатив­ному восприятиюявления, что может совершенно не соответ­ствовать реальности. Наиболее частоэто проявляется при вос­приятиилюдей, когда на основе оценки отдельных черт характе­ра или же отдельных умений и способностейчеловека делается обобщенный вывод онем как о личности в целом или же, как оработнике вообще.
Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека мо­жет игратьсильную негативную роль во взаимодействии челове­ка и организационного окружения. В частности, он можетока­зывать большое негативное влияние навыполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенноепредстав­ление о выполнении членоморганизации отдельных действий илиопераций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняетточно так же. Это приводит кстремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а толькотогда, когда это может заметитьруководитель. Часто данная особенность воспри­ятия приводит к тому, чточлены организации, которые в своей деятельностиближе к руководству и чаще с ним общаются, оце­ниваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся внеполя зре­ния руководства.
К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своихсобственных чувств, настроений, пе­реживаний, опасений, мотивовдеятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия другихв соот­ветствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные дей­ствия, и впадатьпри этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать своинегативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению.Нега­тивнымпроявлением проекции в организационном поведении является ложное представлениечеловека о том, что окружаю­щие хотят того же, чего хочет он. Это порождаетнеадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с орга­низационнымокружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненныетакже очень напряженно рабо­тают. Это же может быть далеким от реальности. Инаоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что ониотлынивают от работы.
Сильное влияние на восприятие человеком определеннойдействительности может оказывать первое впечатление. Зачас­тую бывает так,что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочноеего восприятие находит­ся в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатлениеможетоказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно можетспособствовать сохранению аналогичного восприя­тия, даже если оно и несоответствует действительности, но мо­жет приводить и к резкой смене восприятия,что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведениичеловека-первое впечатление может способствовать более быст­рому и легкомувхождению в организационное окружение и ус­коренному установлению нормальноговзаимодействия между человеком и «окружением. Поэтому для нового членаорганиза­ции очень важно правильно провести свой первый контакт с орга­низацией.Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильнополагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образи породить нео­правданные ожидания.
Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт,желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению итому подобные формы восприятия могут порож­дать множество проблем, трудностей иошибок в организацион­ном поведении и вызывать предубеждения, которые могутотри­цательносказываться на многих организационных процессах, и   в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобыкак мож­но большее количество людей ворганизации знало об этом и старалосьпо возможности учитывать это, критически расцени­вая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободногоот влияния  личностных черт человекавосприятия нет и, не может быть впринципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность,пытаться понять особенности ихарактерные черты присущего им восприятияокружения для того, чтобы сознательно корректировать  воспринятую ими информацию.

4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека иорганизационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То,каким мы видим человека,  какие черты характера мы ему приписываем, какрасцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем сэтим человеком. Восприятие человека сильновлияет на многие важные организационные процессы, такие, например, какотбор и назначение людей на должности наоснове интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, форми­рованиерабочих групп и т. п.
Восприятие человека состоит из двух стадий.Первая стадия — это первоевпечатление о человеке. Обычно оно бази­руется на очень небольшом количествеинформации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего.Например, если воспринимающий любит шутить и улыбаться, то первоевосприятие человека, обладаю­щего такими же качествами, обычно бывает завышено вположи­тельную сторону. Первое впечатление оказывает сильное воздействие надальнейшее восприятие человека. Однако, тем не менее, оно не является на стопроцентов определяющим. На вто­рой стадии восприятиячеловека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностнымихарактеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обя­занностей.Восприятие человека в различных ситуациях и при, различных обстоятельствахпозволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это можетпривести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.
Восприятие человека складывается под влиянием трехсоставляющих:
• воспринимаемыйчеловек,
• воспринимающийчеловек,
•ситуация,в которой происходит восприятие.
От того,как выглядит воспринимаемый человек, как он ве­дет себя в общении, каковы его „анкетные“ данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это можетпоказаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения спра­ведливого взгляда на каждого человека. Однако этореальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями,нормативными актами и распоряжениями, которую нужно при­знавать и с которой нужно считаться, как бы намни хотелось того, чтобы этогоразличия в восприятии человека не существовало.
Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека,которые влияют на его восприятие окружающими:
·  физические исоответствующие им характеристики;
·  социальныехарактеристики;
·  „анкетные“характеристики.
К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятиечеловека физических характеристик относятся его внешность,рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологическиеисследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенныеассоциацииу воспринимающего. Данные ассоциации могут несоответствовать реальности,создавать неверный образ вос­принимаемого. Однако они оказывают очень сильноевлияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различноетолкование этих характеристик человека, что может при­водить к ещеболее существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечаниеотносится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жестыили жеопределенное выражение лица могут иметь диаметрально про­тивоположныйсмысл.
Социальными характеристиками человека,оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера веденияразговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования,относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к опреде­леннымсоциальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стильведения беседы. Поэтому в зави­симости от того, как говорит человек, можетскладываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с вне­шним видом,стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей куниформизации, чаще всего отражающей их социальное положение илипрофессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень частоделается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Невсегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда эти выводыоказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. Всвязи с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.
Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование
национальность,религия, сфера деятельности и т.п., достаточно
сильновлияют на наше восприятие человека. Стереотипные пред­ставления, соответствующиеэтим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемогочеловека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление онем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетныхданных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт сокружением, человек
долженпредвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его
»анкетных"характеристик. Это может существенно помочь ему
реалистичнои более успешно построить свое взаимодействие
сокружающими.
Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, какимчеловек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении еговоспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками.Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разноепредставление о человеке. И это связано с тем, что восприятиечеловека зависит также и от характеристик восприни­мающего.
То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, находится под влиянием двухгрупп характеристик воспринимающего:
•уровень глубины видения ситуации;
•личностные и социальные характеристики.
В одном и том же явлении одни людиспособны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностныехарактери­стики. Другиевидят явление более глубоко, воспринимая его иописывая через более сложные характеристики. Например, при восприятиичеловека первые увидят его
внешниеданные (вне­шний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же  увидят отдельные черты характера (добрый,завистливый, самоуверенный и т.п.).Существует и более глубокая сте­пеньвосприятия, когда формируется картина из совокупности несколькиххарактеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный ит.п.). Лично­стные и социальные характеристики воспринимающего в основ­ном проявляютсяв терпимости к неопределенности, в готовнос­ти открыто и непредвзято восприниматьявления, априорно доб­рожелательномвосприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, болееспособны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом наявления вос­принимают других с трудоми неадекватно реальности. Они склон­ныприписывать им те черты и характеристики (преимуществен­но отрицательные), которых у них нет, и наоборот — не видеть многие черты, которые имеютпозитивный характер.
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, вкакой ситуациионо происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказываютзаметное влияние на восприятие.  Во-первых, — это место, в котором происходитвстреча. Напри­мер, неформальная обстановка и неформальные места встречибольшерасполагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию.Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого делаили в связи с чем состоя­лась встреча. Если событие, в рамкахкоторого состоялась встре­ча, имеет для воспринимающего большое положительноезначе­ние, то и его восприятие человека, с которым состоялась встре­ча, может бытьсоответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычнойпроизводственной ситуации. В третьих, большое влияние на восприятие оказываетто, оказывает то, кем и от чьего имениорганизована встреча. Например, восприя­тие человека, рекомендованного длявстречи уважаемым или вы­сокопоставленным лицом, может существенно отличаться отвос­приятияэтого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативемалознакомого или же неуважаемого лица.
Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы­шеперечисленныхфакторов, очень важно для установления хо­роших взаимоотношений между членоморганизации и органи­зационным окружением. Особенно важно это знать и использоватьданноезнание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальноеблагоприятное восприятие очень сильно зависит их возможность успешно вписаться ворганизационное окружение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходяиз всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги, сделать выводы иобобщения по всем вопросам:
1)        Ощущениеотносится к элементарным актам поведения, которые во многом определяютсяфизиологическими функциями.
2)        Восприятие –явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуетсякак сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. Вцелом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность»чувственного мира.
3)        Поведениечеловека во многом зависит от того, как он вос­принимает ситуацию, в которойнаходится. Восприятие является важ­ным источником объяснения поведения.
4)        Восприятие человеком организационного окружения скла­дывается из двухпроцессов: отбор информации и систематиза­ция информации, каждый изкоторых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влияниемин­дивидуальныхособенностей личности.
5)        На восприятиечеловеком действительности влияют различные внутренние и внешние факторы.
6)        Так как восприятие является очень сложным и неоднознач­ным процессом,зависящим от влияния многих факторов, оно зачастую может быть ошибочным.
7)        Можно указать на несколько распространенных способов вос­приятия, которыезатрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятииреальности человеком: стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желанийи настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и т.п.
8)        Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека иорганизационного окружения процессов восприятия является восприятие человека.
9)        Восприятие человека состоит из двух стадий:1) это первое впечатлениео человеке; 2)более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками,стилемповедения, квалификацией и подходом к выполнению обя­занностей.
10)       Восприятие человека складывается под влиянием трех                                                                                                  составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.
11)     Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы­шеперечисленныхфакторов, очень важно для установления хо­роших взаимоотношений между членоморганизации и органи­зационным окружением.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.        Виханский О.С.,Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003. – 528с.
2.        Организационноеповедение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических,экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах — М», 2006. –752с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социально–экономическое развитие республики Башкортостан
Реферат Pyotr Kapitsa
Реферат Courage Essay Research Paper Courage What does
Реферат Altering The Face Of Science Essay Research
Реферат Диагностика познавательных процессов
Реферат Учение римских юристов о праве
Реферат Антокольский ПГ
Реферат А. С. Яцковец методология научного познания санкт-Петербург 2008 Пономарёв Г. Н., Романенко Н. В., Яцковец А. С. Методология научного познания: Учебное пособие
Реферат Налоговая система Японии
Реферат Самостоятельное декларирование и декларирование на договорной основе: основные характеристики
Реферат Магомедов Султан
Реферат Российская империя и Кавказ в первой половине XIX в.
Реферат Способы и приемы управления мотивацией труда
Реферат Международно-правовая охрана прав на промышленную собственность
Реферат Хамас Харакат аль-мукавама аль-исламийя Исламское движение сопротивления