Реферат по предмету "Психология"


Профориентация

Содержание
Введение. 2
Духовная культура личности. 6
Выбор профессии как показательдуховной культуры личности. 8
Элементы духовной культуры, которыевозможно формировать в процессе профессиональной ориентации. 11
Заключение. 15
Приложение № 1. 17
Приложение № 2. 19
Приложение №3. 21
Литература 23

Профориентацияучащихся на современном этапе.
 
Введение .
На современном этапеопределены основные требования к общеобразовательной школе. Это развитиеиндивидуальных способностей учащихся,
Расширение дифференцированногообучения в соответствии с их запросами и склонностями, развитие сетиспециализированных школ и классов с углубленным изучением различных предметов,обеспечение соответствия уровня среднего образования требованиямнаучно-технического прогресса.
Реализация современныхтребований, предъявляемых       к общеобразовательной школе, значительноактивизировала разработку научных и практических проблем профориентации. Можновыделить ряд направлений, способствующих решению практических вопросовпрофессионального самоопределения подрастающего поколения. К ним относятся: системапрофориентации, вооружающая школьников необходимыми знаниями для ориентации вмире профессий, умениями объективно оценивать свои индивидуальные особенности;диагностические методики изучения личности школьников в целях оказанияиндивидуальной помощи в выборе профессии; теоретические и методические основыпроф. консультации молодежи; системный подход к профориентации школьников;общественно-значимые мотивы выбора профессии; формирование элементов духовнойкультуры в процессе подготовки учащихся к сознательному выбору профессии.
Однако, несмотря на некоторыеположительные результаты, профориентация в современных условиях всё ещё недостигает своих главных целей – формирования у учащихся профессиональногосамоопределения, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности изапросам общества в кадрах, его требованиям к современному труженику. Существеннымтормозом развития профориентации являлось до последнего времени то, что она,как правило, была рассчитана на некоторого усредненного ученика; отсутствовалиндивидуальный, дифференцированный подход к личности выбирающего профессию; использовалисьв основном словесные, декларативные методы, без предоставления возможностикаждому попробовать себя в различных видах деятельности, в том числе и в избираемой.Многие города и районы не обеспечены текущей информацией о потребностях вкадрах; слабо осуществляется подготовка квалифицированных специалистов — профориентаторов.
О низкой результативностипрофориентационной работы со школьниками свидетельствуют и противоречия, связанныес профессиональным самоопределением учащихся: между их склонностями,способностями и требованиями избираемой профессии; осознанием уровня своегообщего развития и возможностью менее квалифицированной работы; их притязаниямии реальными возможностями заполнения вакантных мест; склонностью и представлениямо престиже профессии; желанием заранее попробовать себя в избираемойпрофессиональной деятельности и отсутствием таковой возможности в школе иближайшем её окружении; несоответствием здоровья, характера, привычектребованиям, предъявляемым профессией и др. Данные противоречия можно отнести кгруппе внутренних, личностно-психологических.
Но не менее значимы ипротиворечия социально – экономические.
Система профориентацииявляется подсистемой общей системы трудовой подготовки школьников, непрерывногообразования и воспитания, цель которых – всестороннее развитие личности,гармоническое раскрытие всех творческих сил и способностей, формированиедуховной культуры подрастающего поколения. Она реализуется решением комплексавышеназванных задач, обеспечивающих профессиональное самоопределение учащихся.
Профориентация, являясьцелостной системой, состоит из взаимосвязанных подсистем (компонентов),объединенных общностью целей, задач и единством функций.
Организационно–функциональнаяподсистема — деятельность различных социальных институтов, ответственных заподготовку школьников к сознательному выбору профессии, выполняющих свои задачии функциональные обязанности на основе принципа координации.
Логико-содержательнаяподсистема – профессиональное просвещение учащихся, развитие их интересов исклонностей, максимально приближенных к профессиональным; профессиональнаяконсультация, профессиональный подбор, социально–профессиональная адаптация.
Личностная подсистема –личность школьника рассматривается в качестве субъекта развитияпрофессионального самоопределения. Последнее характеризуется активной позицией,т.е. устойчивой доминирующей системой мотивов, убеждений, интересов, отношениемк усваиваемым знаниям и умениям, социальным нормам и ценностям; уровнем нравственнойи эстетической культуры; развитием самосознания; представлением о себе, своихспособностях, особенностях характера.
Процесс профессиональногосамоопределения обусловлен расширением и углублением творческой,общественно–значимой (трудовой, познавательной, игровой, коммуникативной)деятельности учащихся, формированием нравственной, эстетической и экологическойкультуры.
Управленческая подсистемапредполагает сбор и обработку информации о процессах, явлениях или состояниисистемы профориентации, выработку программы действий, регулирование процессареализации и разработку рекомендаций по её совершенствованию. Программауправления профориентацией школ является составной частью управления социально-экономическимразвитием района, города, региона.
Все подсистемыпрофориентации взаимосвязаны между собой и в этой взаимосвязи приобретаютновые, интегративные качества. Система профориентации выполняетдиагностическую, обучающую, формирующую и развивающую функции.
Профориентация являетсянепрерывным процессом и осуществляется целенаправленно на всех возрастныхэтапах.
Выдающиеся представителипедагогики А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский обращаливнимание на то, что в трудовом воспитании и профориентации молодежи должнаприсутствовать духовность, т.е. само представление о труде следует поднимать доуровня «духовной потребности», связанной с вдохновением, творчеством, моральнойчистотой, осознанностью социальной ценности его. На этой основе формируются чертыкак нравственного взросления, так и волевой целеустремленности.

Духовнаякультура личности.
Возрастание роли культурыв жизни общества, успехи, достигнутые в научно–теоретической мысли, во многомобусловили усиления внимания обществоведов к теоретико-методологическимвопросам духовной культуры.
Формирование духовногомира всесторонне гармонично развитой личности предполагает использованиекомплексного и системного подходов в процессе её воспитания. Комплексное ипланомерное воздействие на все факторы формирования духовной культуры – от социально–экономическихотношений до окружающей воспитуемого морально–психологической атмосферы –необходимо в процессе профессиональной ориентации школьников.
Формирование культурыличности, включающее в себя действие как объективных так и субъективныхфакторов, взаимодействующих между собой, происходит не только в результатесознательного и целенаправленного на неё воздействия, но и стихийно, подвлиянием объективных условий жизни людей.
Мир материальныхпредметов, отражаясь в сознании ребёнка, рождает определённое к ним отношение,создаёт потребность в них, критерии их оценки. Это обуславливает объективноевключение его в социальную жизнь помимо своих желаний и устремлений. Казалосьбы, данная особенность человеческого существования не даёт оснований говорить овозможности формирования духовного мира по заданной модели. Однако люди впроцессе создания материальных благ опредмечивают в них свои цели и волю,вступают в отношения с другими людьми, т.е. действуют в соответствии сустановившимися нормами социальной коммуникации. Учёт этого является одним изважных условий разработки концепции формирования личности, её духовного мира.
Объективные условияформирования культуры подрастающего поколения не всегда достаточно точно иполно отражают особенности его возрастного, профессионального и индивидуально–типологическогохарактера. Только органическая связь воздействий объективных условий исубъективного фактора может обеспечить целенаправленное формирование духовногомира личности согласно заданной модели.
Этим объясняется значениекомплексного, системного характера формирования духовной культуры учащихся.Данный процесс должен строго отвечать требованиям социальной жизни,представляющей собой целостную систему.
Выступая качественнымпоказателем духовной жизни общества, духовная культура по своей структуреидентична структуре духовной сферы общественной жизни, которая в качествесистемы представляет собой единство таких компонентов, как духовнаядеятельность, духовные потребности, духовное потребление, социальные институты,духовные отношения и общение.
По содержанию духовноевосприятие в процессе профориентации учащихся есть единство, прежде всего,морально-нравственного, экологического и трудового воспитания.
Одно из преимуществсистемного подхода заключается в том, что он даёт возможность исследовать вединстве и взаимосвязи все компоненты духовной культуры, проанализироватьпроцессы, обуславливающие формирование духовного мира школьников в условияхстраны, перестройки всех сфер общественной жизни, раскрыть закономерности становлениягармонически развитой, общественно активной личности.
Выборпрофессии как показатель духовной культуры личности.
Цели профориентациипродиктованы обществом, его задачами, потребностями. Ведущей целью вдеятельности учителя является подготовка школьников к сознательному выборупрофессии. На основе общей стратегической цели и главных задач профориентацииучитель ставит перед собой задачу и более близкие, конкретные цели: вооружениеучащихся определёнными знаниями, формирование умений и навыков, раскрытиетворческих возможностей и потребностей, воспитание эстетического сознания,нравственности и т.д. В результате это определит уровень развития личностныхкачеств школьников. В зависимости от степени воспитанности учеников их целимогут быть направлены на решение близких и более отдалённых, как социальнозначимых, так и личных целей. Деятельность, ограниченная постановкой и реализациейэгоистических целей, приобретает потребительский характер, а не созидательный,тем самым, ограничивая развитие полноценной личности.
Своеобразными оказываютсярезультаты деятельности педагогов и воспитанников в процессе профориентации.Продукт деятельности педагога воплощается в психическом облике школьников – вих знаниях, умениях, навыках, чертах личности, мировоззрении, духовныхпотребностях. Создание ценностей предметного и идеального характера, осознаниесобственного роста (интеллектуального, нравственного, эстетического,творческого и т.д.), стремление к более сложной и совершенной деятельности –результат деятельности ребенка.
Продукт деятельностишкольников – конкретный выбор профессии, в котором реализуются их знания,умения, познавательные возможности. Они должны осознавать вместе с учителем,что выполняемая трудовая подготовка в школе должна быть не имитационной внеличностного участия и заинтересованности, не формальной, а именно общественно-полезной, воспитывающей нравственно, физически и духовно здорового человека.Обэтом говорилось ещё в учениях выдающихся педагогов – мыслителей прошлыхстолетий.
Необходимо помочь школьникувыбрать именно такую профессию, чтобы требования, которые она предъявляетработающему, совпадали с его личностными качествами и возможностями. Неоценимуюпомощь человеку ответить на важнейшие вопросы: кто я? чего я хочу? что я могу?окажет психодиагностика – одно из самых молодых направлений в психологии.
Вот главные принципы этойобласти знаний.
1.Всеобщая талантливость.Бесталанных нет, а есть занятые не своим делом.
2.Взаимное превосходство.Если у вас что-то получается хуже, чем у других,- значит, что-то должнополучиться лучше.
3.Неизбежность перемен.Ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным. Хотя бы потому,что если сегодня у вас есть возможность узнать что-то новое, то завтра вы ужебудете чуточку другим.
Методы психодиагностикипозволяют делать выводы с помощью тестов. «Тест» по-английски значит «проба»,их применяют для определения способностей человека и прогнозирования егоповедения очень давно.
В прошлом веке английскийучёный Ф.Гальтон впервые использовал тесты для измерения умственныхспособностей человека. С тех пор было создано около 10 тысяч тестов, с помощьюкоторых их авторы надеялись выяснить все что угодно – от профессиональнойпригодности работника до степени его искренности.
«Жизнь отчетливоуказывает на две категории людей – художников и мыслителей – писал И.П.Павлов.– Между ними резкая разница. Одни – художники во всех их родах: писатели,музыканты, живописцы и т.д. – захватывают действительность целиком, сплошь,сполна, живую действительность, без всякого дробления, без всякогоразъединения. Другие – мыслители – именно дробят её и тем самым как быумерщвляют её, делая из неё какой-то временный скелет, и затем толькопостепенно как бы снова собирают её на части и стараются таким образом оживить,что вполне им всё-таки и не удаётся».
Выяснить своюпринадлежность к художникам или мыслителям по биологическим признакам поможетнесложный экспресс анализ (см.приложение 1).
По мнению авторов этоготеста, совпадающие результаты тестирования разных людей говорят опсихологической совместимости личностей, в то время как полные антиподысовместимы очень редко.
Сочетание ЛЛЛЛсоответствует художественному типу, а ПППП присуще мыслителям. Но поскольку вчистом виде эти типы встречаются нечасто, то остальные сочетания в какой-томере отражают существующее многообразие психологических структур. Предложенная классификация– лишь первый шаг к познанию самого себя.
Ответив на вопросы(приложение 2), пользуясь одиннадцатибальной системой, можно также определить,к какому типу относиться ребёнок.
Говорить, кто из нихумнее, нет смысла, поскольку речь идёт лишь о двух специфических особенностяхчеловеческого восприятия мира. Мыслитель со слабыми художественными задаткамивряд ли добьётся успехов в искусстве. Верно и другое: если художественный типзаметно преобладает над мыслительным, то прежде чем посвятить себя точнымнаукам, стоит серьёзно подумать. Не следует, конечно, делать вывод, будточеловеку на роду написано быть художником, если у него на первом месте этот типмышления. Зато небесполезно знать, что подавляющее большинство художников,скульпторов, музыкантов, актеров имеют более или менее выраженные черты этоготипа.
Элементы духовнойкультуры, которые возможно формировать в процессе профессиональной ориентации.
Всестороннее развитиеличности, формирование эстетических, экологических, нравственных и творческихэлементов духовной культуры у школьников – одна из задач профориентационнойработы в школе. И задача педагогических работников – воспитать будущих молодыхрабочих и специалистов так, чтобы, выйдя из школы они были способны вносить красотув жизнь, в труд, в отношения людей. Основные элементы духовной культурыневозможно формировать каждый в отдельности. Они тесно взаимосвязаны междусобой. Говоря об экологии, отношении человека к окружающей среде, нельзя неупомянуть о красоте живого и неживого мира, о чести и долге людей передприродой. И сразу же возникает творческий аспект. Необходимо научиться жить наЗемле, не мешая другим обитателям, не калеча, не разрушая сотворённое нашейпланетой и великим космосом, а разумно и гармонично дополнять своими творениямии облагораживать её.
Экологическая культура –ёмкое понятие, но главное содержание фиксирует особенность современного этапавзаимодействия общества и природы, когда противоречие между ними достиглонебывалой остроты.
Установка на улучшениеприродопользования должна стать общей чертой всех социальных групп и поколений,но особенно молодёжи. И не случайно во время международной конференции учёных«Охрана окружающей среды и защита всеобщего мира» (1986 г) был проведен«круглый стол» «Молодёжь и борьба за охрану природы и мира».
Подрастающее поколениеолицетворяет не только ближайшее будущее, но и более отдалённое будущее, ипоэтому особенно заинтересовано, чтобы будущее было мирным и экологическибезопасным. Поколение, вступающее в самостоятельную жизнь наиболее восприимчивок новым принципам и нормам взаимоотношений с природой, отличается духом новаторства,энергии и другими качествами, столь необходимыми для реализации этих принципови норм. Наконец, сегодняшние дети в перспективе — весьма близкой – возьмут насебя всю полноту ответственности за судьбу планеты – колыбели и обителичеловечества.
Огромное значениенравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавалось впедагогике с древних времён. Многие выдающиеся педагоги прошлого отмечали, чтоподготовка доброжелательного человека не может сводиться только к его образованиюи умственному развитию, и на первый план в воспитании выдвигали нравственноеформирование.
Из педагогов – классиковпрошлого наиболее полно и ярко характеризовал преобразующую роль нравственноговоспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. Он писал: «…Нет одного ума иодних познаний ещё не достаточно для укоренения в нас того нравственногочувства, того общественного цемента, который иногда согласно с рассудком, ачасто и в противоречие с ним, связывает людей в честное, дружное общество». (УшинскийК.Д. О нравственном элементе в воспитании.)
На огромную роль нравственноговоспитания в процессе обучения и формирования личности указывал В.Г. Белинский.Он отмечал, что образование и приобретаемые человеком знания и умения принесутбольшую или меньшую пользу в зависимости от того, какую нравственность онусвоит.
Ребёнок находится в состоянии тихой,скрытой от посторонних глаз душевной работы – работы роста и развития. Ребёнкувредны для нормального развития постоянные эмоциональные встряски, в том числе окрикии неумеренные похвалы.
Лишь единство интеллектуального,эмоционального, нравственного развития делает человека способным к прекрасным,возвышенным формам душевного состояния, которые нужно сохранять в ребёнке илелеять, это чувства патриотизма, любви к природе, людям.          
Нравственное воспитание начинается супражнений в нравственных поступках, с проявлений чувств любви, благодарности, ане путём обучения нравственным истинам. Разговоры о долге, поучения, если онипредшествуют нравственным поступкам, — как тени, появляющиеся при закате солнцараньше действительных вещей, утверждал Песталоцци.
Развитые нравственные и умственныезапросы побуждают ребёнка к прилежанию в труде.
Негармоничность развития Белинскийоценивал как скрытое от глаз уродство. У одного человека, отмечал он, ум едвазаметен из-за сердца, у другого сердце как будто поместилось в мозгу; Этот страшноумён и способен на дело, да ничего сделать не может, потому что у него нетволи: а у того страшная воля, да слабая голова, и из его деятельности выходитили вздор, или зло.
Исключительно важная задача учителя –волевое развитие каждого школьника. Не будет сформирована воля – человеквырастет пустоцветом, ни к чему не пригодным существом. Все его благие порывыбудут разбиваться об его же собственное малодушие, трусость и лень.
В процессе профориентации школьникамможно предложить ответить на анкету, позволяющую оценить уровень развитияволевых качеств.
Именно достижение цели, преодолениепрепятствий на пути к ней свидетельствуют о сильной воле. Однако следует различатьволю и упрямство. Бывает, что стремление добиться чего-либо, настоять на своём«я» приобретает болезненный характер и становиться более важным, чем конечныйрезультат задуманной деятельности. Упрямство – нецелесообразная настойчивость –отрицательное качество личности. Развивая волю, надо обязательно помнить ободном из самых важных законов жизни – законе целесообразности.
Необходимо учащимся знать, что придяв трудовой коллектив, первое впечатление о его характере у коллег сложиться поманере общения с окружающими. Для этого нужно научить школьников организовыватьсвоё общение.
Всё это и многое другое формируетдетский характер.
Анализ вышесказанного показывает, чтос социально – эстетической точки зрения содержание воспитания нравственной культурыдолжно прежде всего включать в себя вовлечение учащихся в такие виды деятельности,как общественно- политическая, патриотическая, трудовая, материальная,природоохранительная и общение.
У человека важно выработать привычкуприподниматься с «четверенек» текущих дел, оглядываться, смотреть на деласверху, связывать их с глобальными делами, задумываться, продумывать ивыдумывать. Для этого в обычных вещах постараться увидеть необычное: резкоизменить масштаб (как это проделал Свифт), наделить необычными свойствами,поместить в необычную обстановку, сделать их таинственными и смешными.
Главная задача трудового воспитания ипрофессиональной ориентации в частности – сформировать у каждого школьникаобщую направленность на добросовестный творческий труд, подвести его к рубежудуховного выбора профессии.
Ещё до того, как подросток илистаршеклассник вплотную приступит к решению вопроса: «Кем быть?», у него должнобыть сформировано прочное убеждение относительно того, каким надлежит быть влюбой профессии (добросовестным, дисциплинированным, неустанно совершенствующимсвоё мастерство).

Заключение
Проблема профориентации для меня этоне только тема для реферата. Это моя ежедневная работа, т.к. я – школьныйпсихолог. С одной стороны, школьный психолог – узкий специалист: он детскийпсихолог. С другой стороны, он специалист широкого профиля: также социальныйпсихолог, социолог, специалист по научной организации ученического иучительского труда и профориентации.
С этого учебного года в нашей школеввели новую дисциплину с длинным названием «Информационная работа,профконсультирование и профориентационная работа для 9-х классов». Проведениесоответствующих уроков поручили мне. Т.к. ни плана, ни рекомендацийпредоставлено не было, пришлось самой продумывать программу. Теперь уже всестабилизировалось. Дети поняли, что это за предмет, и я тоже. Мы проводимвсевозможные исследования свойств личности, пишем творческие работы на темы,помогающие самопознанию. Я думаю, что этот предмет был необходим для того,чтобы школьники уже сейчас задали себе вопросы: «Кто я? Что я могу? Что я хочу?Как мне стать, кем хочу?» В этом им помогают также элективные курсы, введенныес этого года. По итогам 1-го полугодия мною было проведено анонимноеанкетирование на тему «Мое отношение к предпрофильной и профильной подготовке».(Приложение 3) Вывод можно сделать следующий – профориентация нужнасовременному школьнику.
Кроме работы с 9-ми классами, язанимаюсь допрофессиональным обучением 10-ти и 11-тиклассников по курсу«Психология». Но эта дисциплина уже для тех, кто определился в выборе профессиипсихолог или, по крайней мере, кто заинтересовался этим предметом.
Профориентация сейчас превращается в самостоятельнуюпрофессию, и настанет время, когда вместе будут работать и психолог и профориентатор.При подготовке реформ в педагогике проблеме подготовки преподавательских кадровне уделялось должного внимания. Необходимо подчеркнуть, что без решительныхперемен в этом отношении государственное решение проблем эстетическоговоспитания и художественного образования школьников абсолютно неосуществимо.Кардинальное изменение эстетического сознания и профессионального уровняпедагогов – единственная прочная возможность прорвать порочный круг, когда одноэстетически неразвитое поколение «воспитывает» другие.

Приложение№ 1.
Экспресс-анализ.
А. Переплетите пальцы рук. Сверхуоказался большой палец левой руки ( Л) или правой (П)? Запишите результат.
Б. Сделайте в листе бумаги небольшоеотверстие и посмотрите сквозь него двумя глазами на какой-либо предмет.Поочерёдно закрывайте то один, то другой глаз. Предмет смещается, если вызакрываете правый глаз или левый?
В. Встаньте в «позу Наполеона»,скрестив руки на груди. Какая рука оказалась сверху?
Г. Попробуйте изобразить «бурные аплодисменты».Какая ладонь сверху?
Теперь посмотрите, что у васполучилось.
ПППП – обладатель такойхарактеристики консервативен, предпочитает общепринятые нормы поведения.
ПППЛ – темперамент слабый,преобладает нерешительность.
ППЛП – характер сильный, энергичный,артистический. При общении с таким человеком не мешают решительность и чувствоюмора.
ППЛЛ – характер близок к предыдущемутипу, но более мягок, контактен, медленнее привыкает к новой обстановке.Встречается довольно редко.
ПЛПП- аналитический склад ума,основная черта – мягкость, осторожность. Избегает конфликтов, терпим ирасчётлив, в отношениях предпочитает дистанцию.
ПЛПЛ – слабый тип, встречается толькосреди женщин. Характерны подверженность различным влияниям, беззащитность, новместе с тем способность идти на конфликт.
ПЛЛП – артистизм, некоторое непостоянство,склонность к новым впечатлениям. В общении смел, умеет избегать конфликтов ипереключаться на новый тип поведения. Среди женщин встречается примерно вдвоечаще, чем среди мужчин.
ПЛЛЛ – а этот тип, наоборот, болеехарактерен для мужчин. Отличается независимостью, непостоянством ианалитическим складом ума.
ЛППП – один из наиболеераспространённых типов. Он эмоционален, легко контактирует практически совсеми. Однако недостаточно настойчив, подвержен чужому влиянию.
ЛППЛ – похож на предыдущий тип, ноещё менее настойчив. Мягок и наивен. Требует особо бережного отношения к себе.
ЛПЛП – это самый сильный типхарактера. Настойчив, энергичен, трудно поддаётся убеждению. Несколькоконсервативен из-за того, что нередко пренебрегает чужим мнением.
ЛПЛЛ – характер сильный, ноненавязчивый. Внутренняя агрессивность прикрыта внешней мягкостью. Способен кбыстрому взаимодействию, но взаимопонимание при этом отстаёт.
ЛЛПП – характерны дружелюбие,простота, некоторая разбросанность интересов.
ЛЛПЛ – простодушие, мягкость,доверчивость – вот его основные черты. Очень редкий тип, у мужчин практическине встречается.
ЛЛЛП – эмоциональность в сочетании срешительностью приводит к непродуманным поступкам. Энергичен.
ЛЛЛЛ – обладает способностьюпо-новому взглянуть на вещи. Ярко выраженная эмоциональность сочетается синдивидуализмом, упорством и некоторой замкнутостью.

Приложение№ 2.
Художник или мыслитель.
Ответьте на следующие вопросы. Категорическомуотрицанию соответствует 0 баллов, безоговорочному согласию – 10. Но если, например,первый же вопрос поставит вас в тупик, поскольку вы не относите себя к мрачнымличностям, но в тоже время не торопитесь пополнить ряды счастливых оптимистов,то в вашем распоряжении все остальные баллы – от 1 до 9. Постарайтесь поставитьсебе справедливую оценку “ за настроение”.
1.У меня преобладает хорошеенастроение.
2.Я помню то, чему учился нескольколет назад.
3.Прослушав раз-другой мелодию, ямогу правильно воспроизвести её.
4.Когда я слушаю рассказ, топредставляю его в образах.
5.Я считаю, что эмоции в разговоретолько мешают.
6. Мне трудно даётся алгебра.
7.Я легко запоминаю незнакомые лица.
8.В группе приятелей я первым начинаюразговор.
9. Если обсуждают чьи-то идеи, то ятребую аргументов.
10. У меня преобладает плохоенастроение.
Подсчитайте отдельно сумму баллов построкам 1,2,5,8,9 (левое полушарие) и 3,4,6,7,10 (правое полушарие).
1.        Если ваш “левополушарный“ (Л) результат более, чем на 5 баллов превышает “правополушарный” (П), тозначит, вы принадлежите к логическому типу мышления. Вы в общем-то, оптимист исчитаете, что большую часть своих проблем решите самостоятельно.
Как правило, вы без особого трудавступаете в контакт с людьми. В работе и житейских делах больше полагаетесь нарасчёт, чем на интуицию. Испытываете больше доверия к информации, полученной изпечати, чем к собственным впечатлениям.
Вам легче даются виды деятельности, требующиелогического мышления. Если профессия, к которой вы стремитесь, требует именнологических способностей, то вам повезло. Вы можете стать хорошим математиком,преподавателем точных наук, конструктором, организатором производства,программистом ЭВМ, пилотом, водителем, чертёжником…
2.        П больше Л.Этоозначает, что вы человек художественного склада. Представитель этого типасклонен к некоторому пессимизму. Предпочитает полагаться больше на собственныечувства, чем на логический анализ событий, и при этом зачастую не обманывается.Не очень общителен, но зато может продуктивно работать даже в неблагоприятныхусловиях (шум, различные помехи и т.п.). Его ожидает успех в таких областяхдеятельности, где требуются способности к образному мышлению: художник, актёр,архитектор, врач, воспитатель.
3.        Перед человеком,в равной степени сочетающим в себе признаки логического и художественногомышления, открывается широкое поле деятельности. Зоны его успеха там, гдетребуется умение быть последовательным в работе и одновременно образно, цельновоспринимать события, быстро и тщательно продумывать свои поступки даже вэкстремальной ситуации. Управленец и испытатель сложных технических систем,лектор и полководец – все эти профессии требуют гармоничного взаимодействияпротивоположных типов мышления.

Приложение№ 3.
В 9 «А» классе принималоучастие в анкетировании 20 человек.
Из них:
·          Положительноотносятся к предпрофильной и профильной подготовке, признавая ее необходимость:16 человек (80%).
·          Считают пустойтратой времени: 4 человека (20%).
·          В следующем годухотели бы учиться в классе:
— с гуманитарным уклоном:3 человека (15%);
— с биологическим: 4человекат (20%);
— сфизико-математическим: 11 человек (55%);
— не определились илижелают уйти из школы: 2 человека (10%).
·          Считают, чтоэлективные курсы помогают в самоопределении: 11 человек (55%).
·          Были высказаныпредложения по проведению элективных курсов:
— свободное посещение: 2человека (10%);
— увеличение количествапрактических работ: 11 человек (55%);
— увеличение нагрузки иусложнение материала: 4 человека (20%);
— возможностьсамостоятельного выбора элективного курса: 1 человек (5%).
·          Самым интереснымэлективным курсом считают:
— биологию: 5 человек(25%);
— экологию: 3 человека(15%);
— химию: 5 человек (25%);
— физику: 7 человек(35%).
В 9 «Б» классе ванкетировании поучаствовали 24 человека.
Из них:
·          Положительноотносятся к предпрофильной и профильной подготовке: 21 человек (88%).
·          В следующем годухотели бы учиться в классе:
— с гуманитарным уклоном:3 человека (13%);
— с биологическим: 4человека (17%);
— сфизико-математическим: 7 человек (29%);
— не определились илижелают уйти из школы: 10 человек (42%).
·          Считают, чтоэлективные курсы помогают в самоопределении: 15 человек (63%).
·          Были высказаныпредложения по проведению элективных курсов:
— свободное посещение: 3человека (13%);
— увеличение количествапрактических работ: 1 человек (4%);
— увеличение нагрузки иусложнение материала: 2 человека (8%);
— расширениезанимательной стороны урока (игры, дискуссии): 9 человек (38%).
·          Самым интереснымэлективным курсом считают:
— иностранный язык: 6человек (25%);
— биологию: 5 человек(21%);
— историю: 7 человек(29%);
— физику: 3 человека(13%).
В 9 «В» классе ванкетировании поучаствовали 8 человек.
Из них:
·          Положительноотносятся к предпрофильной и профильной подготовке: 6 человек (75%).
·          В следующем годухотели бы учиться в классе:
— с гуманитарным уклоном:4 человека (50%);
— с биологическим: 1человек (13%);
— сфизико-математическим: 3 человека (38%).
·          Считают, чтоэлективные курсы помогают в самоопределении: 7 человек (88%).
·          Были высказаныпредложения по проведению элективных курсов:
— увеличение количествапрактических работ: 6 человек (75%);
— увеличение нагрузки иусложнение материала: 2 человека (26%).
·          Самым интереснымэлективным курсом считают:
— русский язык: 1 человек(13%);
— историю: 7 человек(88%).
Итого принимало участие ванкетировании 52 человека.
Из них:
·          Положительноотносятся к предпрофильной и профильной подготовке: 43 человека (83%).
·          В следующем годухотели бы учиться в классе:
— с гуманитарным уклоном:10 человек (19%);
— с биологическим: 9человек (17%);
— сфизико-математическим: 21 человек (41%);
— не определились свыбором или желают уйти из школы: 12 человек (23%).
·          Считают, чтоэлективные курсы помогают в самоопределении: 33 человека (63%).
·          Были высказаныпредложения:
— свободное посещение: 5человек (10%);
— увеличение количествапрактических занятий: 27 человек (52%);
— увеличение нагрузки иусложнение материала: 8 человек (15%);
— самостоятельный выборэлективного курса: 1 человек (2%).
·          Самым интереснымкурсом считают:
— биологию: 10 человек(20%);
— экологию: 3 человека(6%);
— химию: 5 человек (10%);
— физику: 10 человек(20%);
— иностранный язык: 6человек (12%);
— историю: 14 человек(27%);
— русский язык: 1 человек(2%).

Литература
1.        Бачинин В.А.Духовная культура личности.М.Политиздат.1986 .
2.        Белинский В.Г. Соб.соч.в 3 томах. т.2. М.Художественная литература.1948.
3.        БондаревВ.П.Выбор профессии: Из опыта работы центра профориентации молодёжиЛенинграда., М.Педагогика,1989.
4.        Бондаревский В.,Формирование нравственного сознания старшеклассников. М., Просвещение,1978.
5.        ВоробьёвГ.Г.Школа будущего начинается сегодня. М., Просвещение,1991.
6.        Выпускник передвыбором пути: социально-нравственный облик. Под редакцией Бабосова, Минск,Народная Асвета,1988.
7.        Гусейнов А.Золотое правило нравственности. М., Молодая гвардия,1979.
8.        Единство обученияи воспитания в процессе подготовки к труду молодёжи. Под ред. ВарнаковойЕ.Д.М.,1972.
9.        Йовайша Л.А. Проблемыпрофориентации школьников. М., Педагогика, 1983.
10.      Кузнецова Л.В.Гармоничное развитие личности младшего школьника. М., Просвещение ,1988.
11.      Нравственноевоспитание школьников в труде. М., Просвещение,
12.      Опытпрофориентации школ в условиях дифференцированного обучения. Школа и производство№ 1,1991.
13.      Профориентациямолодёжи. М., Высшая школа,1978,
14.      Профориентациястарших школьников в процессе трудового обучения. М.Просвещение,1972.
15.      Павлютенкова Е.Профориентация учащихся.К., Рад.школа, 1983.
16.      Прошицкая Е.Н.Выбирайте профессию. М., Просвещение,1991.
17.      Пекелис В. Какнайти себя. М., Детская литература,1989.
18.      Способности исклонности. Под ред. Голубевой Э.А. М., Просвещение,1991.
19.      Техническоемоделирование на занятиях в учебных мастерских. М., Просвещение, 1968.
20.      Уледов А.К.Духовная жизнь общества. М. Просвещение, 1986.
21.      Ушинский К.Д. Онравственном элементе в воспитании. М.
22.      Просвещение,1978.
23.      Федоришин Б.А.Профконсультационная работа со старшеклассниками.
24.      М.,Просвещение,1987.
25.      Школа и производство.М. Педагогика .,№ 1-12 1991 год,1-3,92.
26.      Экология – заботаобщая, М. Профиздат.,1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Контрольная работа по Экологии 2
Реферат Задачі сигналів та критерії оптимальності рішень
Реферат Анализ основных подходов к определению качества образования
Реферат Структурное программирование
Реферат Joey Essay Research Paper The sense of
Реферат Человеческий капитал и его роль в современной экономике 4
Реферат Смешанная задача для уравнения гиперболического типа
Реферат Александр Грин. Романы, повести, рассказы
Реферат Математический факультатив в средней школе
Реферат Формы государственного устройства. Дипломная
Реферат Difficulty In Devising Defence For Syria Essay
Реферат Обучение трудоустройство и другие услуги по английскому языку для жителей г Саратова и области
Реферат Дом-особняк в архитектуре русского модерна
Реферат Обгрунтування товарного портфелю торговельного підприємства ЗАТ Вентиляційні системи
Реферат Проблемма коллаборационизма в годы ВОВ