Реферат по предмету "Психология"


Проблема адаптации ребенка в школе

Федеральноеагентство по образованию
Омскийгосударственный педагогический университет
Факультетспециальной педагогический и психологии
Кафедраспециальной психологии
Контрольнаяработа по учебной дисциплине
«Организация исодержание специальной психологической помощи»
Тема: «Проблемаадаптации ребенка в школе»
Выполнила студентка
344 группы
Жукова АннаАлександровна
Омск-2010

Содержание
 
Введение
1.Адаптация ребенка кшколе
2.Психологическиетрудности собственно младшего школьного возраста
3.Схема обследованияребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
4.Адаптацияпервоклассника к школьному обучению
Заключение
Списоклитературы

Введение
Проблемапсихофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определенияее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определениецелей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а такжеуспешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализлитературы показал, что готовность к школе в современных условияхрассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности.Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовностик школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороныадаптации к школе — того процесса и результата, который имеет место в первомклассе.
Феноменадаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности,социальной ролью, изменением социального окружения.
Адаптацияв первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новуюсоциальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяетсясоциальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большаясоциальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.
Периодадаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависитот многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характервзаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровеньсложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка кшкольной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы,папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этомпроцессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.
Поступлениеребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломкустарых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимостьосвоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями.Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошуюпредварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцеви сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровнятревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьнойадаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если жепроцесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформацияего личностного развития.
Свидетельствомадаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующейдеятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональноесамочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.
Традиционнаясистема образования не способна сегодня в полной мере обеспечитьсоответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими иинтеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровнесложности.
Ребенок,поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальномотношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевогоразвития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний обокружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владетьмыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явленияокружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлятьсамоконтроль.
Впоследнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотностьродителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка,его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучениюи адаптации к школе.

1. Адаптация ребенка к школе
Социально-психологическаяадаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие отфизиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношениясо средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и онсам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходитсяне только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для нихвоспитанникам.
Детине одинаково «вживаются» в новые для них условия школьной жизни.Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе,являются следующие: адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены,число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация кклассному коллективу — проблемы приобретения социального статуса,взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в областивзаимоотношений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленныеизменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей кребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувствуответственности.
Привысоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требованияучителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебнойработе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусноеположение.
Присреднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживанийребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется большийконтроль со стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе вшколе. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, нососредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многимиодноклассниками.
Принизком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится кшколе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеютсянарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса кдомашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. При внимательномнаблюдении можно заметить, что у такого ребенка несколько улучшается внимание иработоспособность при удлинении пауз для отдыха.
Адаптационныетрудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в началешкольного обучения. Тяжелее и дольше привыкают к школьной жизни«домашние» дети, т.е. дети, которые никогда ранее не посещали детскиедошкольные учреждения и не имеют достаточного опыта общения в больших детскихколлективах.
Призатяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратитьвнимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрыватьсявозможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсациирезидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности (в анамнезетаких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности уматери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде).
2. Психологические трудности собственно младшегошкольного возраста
Психологическиетрудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности некритического, а литического периода, и связаны они с особенностями формированияи функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на местопроблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходятпроблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебнойдеятельности.
Началообучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. ондолжен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, атакже социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционнымшкольным требованиям. При определении школьной зрелости врачами и педагогамиоцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценкешкольной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовностьребенка к школьному обучению. К сожалению, социальной зрелости, которую к томуже не легко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школупоступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чемзаниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво ис предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они исоблюдать школьную дисциплину.
Когнитивныетеории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие другихсфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, помнению Ж. Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка,нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе изависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. Опираясь натруды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог ЛоуренсКольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающуювзаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития.
Всвоих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическимиморальными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ спросьбой его оценить: «В одном городе серьезно заболела женщина. Врачсказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способновылечить ее. Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать увсех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однакоаптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство заполцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря иукрал нужное лекарство».
Наосновании ответов на такого рода задачи Кольбергом выделено три уровня,включающие в себя шесть стадий нравственного (конвенционального) развития (цит.по Шевандрин Н.И., 1995):
Уровень1. Предконвенциональный (с 4 до 10 лет) — поступки определяются внешнимиобстоятельствами, точка зрения других в расчет не принимается.
Стадия1. Ориентация на наказания — «Я должен сделать то, что обещал, иначенакажут» (слушается, чтобы избежать наказания).
Стадия2. Ориентация на поощрения, однако — «Если ты меня обидел, то и я тебяобижу» (эгоистические соображения взвимной выгоды, послушание в обмен накакие-то блага и поощрения).
Уровень2. Конвенциональный (с 10 до 13 лет) — человек придерживается условий роли,ориентируясь при этом на принципы других людей.
Стадия3. Ориентация на образец «хорошего мальчика/девочки» — «Я хочуделать то, что приятно другим» (желание одобрения со стороны значимых другихлюдей и стыд перед их осуждением).
Стадия4. Ориентация на авторитет — «Я обязан соблюдать закон» (хорошо то,что соответствует правилам).
Уровень3. Постконвенциональный — «автономная мораль» (с 13 лет) — переноситморальное решение внутрь личности и начинается с понимания относительности инеустановленности нравственных правил с постепенным пониманием и признаниемсуществования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства.Заканчивается формированием устойчивых моральных принципов, диктуемыхсобственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочнымсоображениям.
Стадия5. Ориентация на общественный договор — «Я должен исполнять эти законы,так как их установило общество».
Стадия6. Ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы —«Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали стобой».
Слабоуспевающиеи беспокойные дети легко оказываются аутсайдерами в классе. Такая ситуациячасто ведет к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детейнередко становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом планевозможны проявления агрессии. Ситуация может усугубиться возможным неправильнымповедением родителей, когда они, испытывая серьезные опасения и даже разочарованиев своем ребенке, лишают его невольно эмоциональной поддержки. Трудностисоциально-психологической адаптации к школе и отсутствие эмоциональнойзащищенности в родном доме открывают дорогу к различным вариантампатологического личностного развития таких детей.
Младшимшкольникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильноразвита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить этупотребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. По этойже причине на перемене дети бегают, дерутся и кричат. Особые трудности в школеиспытывают дети холерического темперамента, черты которого наиболее ярковыступают в критические периоды онтогенеза. Повышенная возбудимость,неусидчивость и моторная расторможен-ность могут иметь и другие причины. Влюбом случае такие дети требуют к себе внимательного отношения родителей,педагогов и врачей. Следует помнить, что волевая активность младших школьниковбазируется преимущественно на побуждении извне, самостоятельно они еще не могутпроявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому им необходимпостоянный контроль со стороны взрослых.
Другойтипичной причиной затруднений освоения учебной деятельности являетсянедостаточная сфорлшрованность у ребенка интеллекта пли отдельных его сторон.Такие дети имеют слабо выраженные нарушения памяти, внимания, мышления, речиили динамики психических процессов. Подобные нарушения возникают при различныхвариантах задержки и асинхронии психического развития. Они могут бытьследствием родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозгаили тяжелого заболевания. Эти дети нуждаются не только в педагогической помощи(в ряде случаев они требуют обучения в специально созданных условиях — классы«выравнивания»), но и должны находиться под наблюдением школьноговрача.
Большуюроль в формировании интеллектуальной деятельности играют и социальные факторы.Так, педагогически запущенные дети, чьи родители имеют более низкийобразовательный уровень, злоупотребляют алкоголем или конфликтуют между собой ипрактически воспитанием ребенка не занимаются, имеют очень бедный запас знаний,оказываются не подготовленными к школе и в силу этого испытывают трудности вобучении.
Совторого класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинаютболее болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими притоварищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важноезначение. Начинают выделяться «лидеры» и «отверженные»,меняются взаимоотношения детей. В ряде случаев проблемы межличностных отношенийсо сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на первый план итребуют анализа и коррекции. Родители таких детей часто говорят о них, чторебенок необщительный, у него нет друзей, «задразнили в школе»,«моего ребенка не понимает учитель» и тому подобное.
Антидисциплинарноеповедение (трудновоспитуемость) Трудновоспитуемыми называют детей, которые принормальных педагогических мероприятиях не объединяются с коллективомсверстников и к тому же, как правило, плохо учатся. Они нуждаются в специальномпедагогическом воздействии на протяжении многих лет, однако и в этом случаешансы на успех не очень велики. Трудновоспитуемость может быть обусловленарядом причин. В отдельных случаях это наследственно обусловленная абсолютнаяэмоциональная холодность, которая порой может отражать подобное поведение сотсутствием эмоциональной отзывчивости по крайней мере одного из родителей, чтоопределяет атмосферу в семье. Можно предположить, что и второй из родителей неслишком эмоционален, в противном случае их совместная жизнь едва ли была бывозможна. Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную деятельностьс внешне упорядоченными семейными отношениями.
3.Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе
1.Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методикна вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развитияречи, ручной праксис.
2.Проверяетсяобучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослых), сформированностьэлементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольнойрегуляции поведения.
3.Анализируютсяособенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.
4.Обязательнопроверяются учебные навыки ребенка, просматриваются тетради по математике,русскому языку, даются пробы на чтение, письмо и решение задач.
5.Выясняетсяэмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим(неудовлетворительным) оценкам; какова типичная обратная связь по этому поводусо стороны взрослых (родители, учителя); есть ли сферы деятельности,позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении; по возможностивоспроизводится вся система межличностных отношений ребенка.
6.Выясняютсятипичные виды помощи родителей ребенку в учебе: кто занимается с ним, какмного, какие приемы используют. Анализ стиля родительского воспитания в семье вцелом.
7.Собирается подробный анамнез развития ребенка, с чем родители связываюттрудности обучения в школе.
Результатомобследования является возрастно-психологическое заключение. Оно должно отражатьне только сам дефект, но сохранные психические структуры, на которые можноопереться при его компенсации, а также важно описать актуальную социальнуюситуацию ребенка и ее возможности для адаптации и реабилитации. В беседе сродителями стремятся раскрыть не только психологическую структуру дефекта, но иподчеркивают положительные качества ребенка. Консультирование базируется насоблюдении интересов ребенка и щадящей форме сообщения родителям диагноза.
Настораживающимив плане возможности дезадаптации поведения на последующих этапах возрастногоразвития являются следующие особенности поведения младших школьников(Лебединская К.С. и др., 1988):
— низкая познавательная активность и личностная незрелость, диссоциирующие свозрастающими требованиями к социальному статусу школьника;
— сохраняющиеся с дошкольного возраста элементы моторной расторможенности,сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой острых,бездумных впечатлений;
—усилениенекоторых элементов влечений типа интереса к ситуациям жестокости и агрессии;
— немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость идрачливость по мелким поводам (часто с заметными вегетативно-сосудистыми реакциями,завершающимися цереброастеническими явлениями);
— реакции протеста по поводу школьных занятий — прогулы уроков, невыполнениедомашних заданий «назло» педагогам и родителям;
—гиперкомпенсационныереакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формамиповедения: грубость, намеренное невыполнение требований и другие;
— трудности и даже невозможность усвоения дальнейших разделов школьной программыза счет как отсутствия интереса к учебе, так и слабых интеллектуальныхвозможностей;
— нарастание тяготения к асоциальности (мелкие кражи, попытки курения иалкоголизация), особенно при дефектах воспитания со стороны семьи (пьянствородителей, безнадзорность или грубая авторитарность в стиле воспитания).
4.Адаптацияпервоклассника к школьному обучению
Школьноеобучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены впонятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателемготовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это оченьответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизньребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – всеподчиняется школьным проблемам.
Многиеродители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100,они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будеттам никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу,родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти вшколу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… Привстрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять,почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.
Адаптацияпервоклассника включает два основных уровня готовности: физический ипсихологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает нетолько формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии.Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков идевочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. Ктаким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики,зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четыремоснованиям:
— уровень нервно-психического и физического развития;
— показатели функционирования основных систем организма;
— уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.
Наосновании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:
Перваягруппа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастнымнормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально.К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.
Втораягруппа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, ноболезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первомклассе примерно 30-35%.
Третьягруппа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детейсоставляет 30-35%.
Четвертаяи пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья,которые не позволяют обучаться в общей школе.
Посостоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптациион столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процессаобучения.
Родителям,необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска посостоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание вгруппе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по несколькимнаправлениям. Главная задача родителей — поддерживать здоровый баланс междуотдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Этопредполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат.Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессеадаптации и усвоении школьной программы.
Психологическаяготовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций(памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитиекоммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальныйкомпонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологическойготовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника»,что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенныхнамерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевойкомпонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можносчитать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее,прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовалперед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути кее достижению встречаются препятствия.
Какмогут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Привожунебольшой перечень основных проблем:
-потребностьв постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;
-сложностьв понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;
-частаяотвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;
-неспособностьуправлять своим поведением на уроках, переменах;
-трудностив общении с одноклассниками, учителями;
-сложностьв запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не можетрассказать часть содержания и т.д.);
-выполнениедомашнего задания занимает пол дня;
-самостоятельноечтение вызывает недовольство и нежелание;
-ребенокбыстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым,невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)
-ухудшаетсясамочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началомшкольного обучения.
Сподобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями ипсихологической помощью.
Ксожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут намедосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещалдошкольную подготовку — посетить кабинет психолога с целью диагностическогообследования к школе и получения необходимых рекомендаций.
Развитиекаждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальныеособенности, что является нормальным. Требования школьного обучения,предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтомупсихолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника,правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений инавыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо боятьсяуслышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Если выполучите информацию – сможете своевременно принять меры и помочь своемуребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьнойтревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьнойдезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнкудостаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точкизрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чащепроявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённыепредпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными имедицинскими аспектами.
Какпоказывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, недожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:
Провестидиагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьномуобучению;
Определитьфакторы риска школьной дезадаптации;
Получитьрекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителейи в случае необходимости — психолога.

Заключение
Адаптацияребенка к школе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новуюсоциальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяетсясоциальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большаясоциальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.Различают три уровня адаптации ребёнка к школе: высокий, средний, низкий.
Началообучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. ондолжен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, атакже социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционнымшкольным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудностиадаптации к школе.
Школьноеобучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены впонятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателемготовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это оченьответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизньребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – всеподчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основныхуровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность кшкольному обучению предполагает не только формирование определенных учебныхнавыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общеефизическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии снормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объемгруди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическаяготовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций(памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитиекоммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми);саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию;вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальныйкомпонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологическойготовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника»,что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенныхнамерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент,отвечающий за произвольность и саморегуляцию.
Развитиекаждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальныеособенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьногообучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Какпоказывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, недожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:
— провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьномуобучению;
— определить факторы риска школьной дезадаптации;
— получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороныродителей и в случае необходимости — психолога.

Список литературы
 
1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов — М.: Просвещение, 1986
2. А.С. Дмитриев Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе илиимеющим отклонения в поведении. Журнал «Начальная школа + до и после»№8 2006
3. С.Ю. Юдина Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа дои после №8 2004
4. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А.Сохина, М., Педагогика.
5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работапсихолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.
6. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: /А.А. Реан, С.Н. Костромина// — М.: «Питер.ком» 1998 — 160с.
7. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// — М.: ТЦ«Сфера», 1999 — 208с.1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учитьсятрудно? М.1996.
8. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Форпост российской океанологии на Черном море
Реферат Аннотация рабочей программы дисциплины (модуля) Физическая культура Очной формы обучения
Реферат Види і форми організації навчання
Реферат Superfund Recordkeeping Guidance Essay Research Paper A
Реферат Автоматизація розрахункових операцій в ПТК ОДБ
Реферат Литература - Инфекционные болезни ПРОТОЗОЙНЫЕ ИНВАЗИИ КИШЕЧНИКА
Реферат Отрасли Российской экономики, наиболее привлекательные для иностранных инвесторов. Отрасли, испы
Реферат Артур Шопенгауэр 4
Реферат Развитие личности главного героя в романе А .С. Пушкина "Евгений Онегин"
Реферат Корни религии – в бессилии человека
Реферат Religion In North American Towns Essay Research
Реферат Аналіз та узагальнення даних про особливості використання гранатометів в локальних війнах і регіональних конфліктах
Реферат Відповідність традиційного і нестандартного у логіці особистісно орієнтованого навчання на урока
Реферат Совершенствование полномочий Главы муниципального образования
Реферат Анализ изменений стандартных налоговых вычетов и их последствий