Государственноеобразовательное учреждение
Высшегопрофессионального образования
«Новосибирскийгосударственный педагогический университет»
Институтфилологии, массовой информации и психологии
Кафедраспециальной психологии
Реферат подисциплине
«Историяпсихологии»
Практический путь развития души в учении киников
Выполнил студент группы 201
Помыткина Валентина Евгеньевна
Проверил: к. пс. н., доцент В.П. Трусов
Новосибирск2010
Школа Киников –последователи сократической философской школы, основанная учениками Сократа.
Первоначальнооснователь школы киников – Антисфен Афинский. Изначально ученик софистаГеоргия, который повлиял на философию Анистфена. Затем философучится у Сократа, становится его последователем и, опираясь на его ученияорганизовывает свою школу киников.
Анистфен называл себяаппокион(от гр. Истинный пес). Но эта первая версия, другая же заключается вназвании места, в котором Философ проводил беседы с учениками – Киносарг, что впереводе «Зоркий пес». Но мне кажется, что обе версии верны,Возможно, изначально на Антисфена повлияло название их места, а в последствиион и стал себя называть «Истинным псом».ХотяАнтисфен был довольно жесток со своими учениками, порой бил их палкойприговаривая: " врачи тоже бывают грубыми с больными", людейпривлекало сюда то, что Антисфен не требовал знания математики(какк примеру Платон), а принципы киников были доступны всем. Кроме того, броситьсвоё материальное благополучие для того, чтобы стать мудрецом начало дажевходить в моду.
Антисфен не верил вгреческих богов и не признавал народную религию. Философ говорил чтоцивилизация отделяет человека от Бога и поэтому не признавал ее. Главной целью,по его мнению, является духовная свобода и личная независимость.
Антисфен следовалучениям Сократа и считал что основная цель философии – изучение внутреннегомира человека, а благо для человека – быть добродетелем, по сравнению с которымдругие блага ничего не стоят. Чтобы достичь эти блага Антисфен говорил, чтонужно жить подобно собаке, то есть:
1. Отказ от любыхматериальных благ;
2. Умение отстаиватьсвою точку зрения;
3. Обладать такимикачествами как Верность, храбрость;
Антисфен говорил, чтоэтим благом добродетели можно научить любого, независимо от пола, то естьдобродетель может быть как у мужчины, так и у женщины. Добродетель иблагородство – тождество. По его мнению, чтобы быть счастливым нужно всего лишьбыть добродетельным и для этого ничего не нужно кроме сократовской силы. Добродетельпроявляется в поступках человека, а не в красноречивости слов, овладениямизнаний, отсюда, кстати, и проявляется их принцип «Отказ от любого знания».Антисфен первым из философов назвал определение понятия: " Понятие естьто, что раскрывает, что есть или с чем бывает тот или иной предмет"
Антисфен уделял большоезначение понятию «мудрец». Диоген Лаэртский в своей книге " Ожизни, учениях и изречениях знаменитых философов" ясно выделяет этипонятия.
Во-первых, Антисфен считал,что мудрец не в ком и не в чем не нуждается, потому что то, что есть у другихпринадлежит ему.
Во-вторых, в жизнимудрец соблюдает не те законы, которые установлены в обществе, а по законыДобродетели.
В-третьих, для мудрецанет ничего недоступного.
В-четвертых, мудрецвправе выбирать себе самую красивую женщину в жены, причем, не избегая любовныхсвязей, ведь он мудрец и ему лучше знать, кого любить.
Киники отличаютсяматериализмом. Антисфен считал, что души сходны по форме с телом и имеютматериальную основу. Не признавал бессмертия души, религию, не верил вразличные суеверия. Его преставления о душе сопоставимы с философиейдревнегреческих атомистов, которые в свою очередь тоже относились кматериалистам.
Между тем Антисфеннаписал тракт «О любви, рождение детей и браке», но любовь называлзлом природы и делом бездельников. Киники считали, что любовь мешает их главноймиссии быть наставниками, освободителями человечества, потому что любовь,семья, дети накладывают свои обязательства, а у настоящего киника, по ихфилософии, обязательств быть не должно.
Но большую известностьв невозмутимости поведения проявил ученик Антисфена – Диоген Синопский. Егопрозвали «собака» или «сумасшедший Сократ» за его грубостьи невозмутимость к окружающим.
Диоген учил получатьудовольствие от презрения к наслаждению. Не верил в судьбу, призывалдовольствоваться малым. Философ жил в бочке, не реагируя на насмешкиокружающих, считал собак братьями.
Счастье Диоген определялкак душевное равновесие. Душа находится в покое, если человек справедлив, асправедливо может жить лишь тот человек, который никого не боится и никого нестыдится. «Жить никого не боясь и ничего не стыдясь, чтобы душа быласпокойной и веселой» — говорил Диоген. А если душа не спокойна, то и «золотоне принесет тут никакой пользы» Человек справедлив, если он добродеятелен.Кроме того, Диоген добродетельных людей называл подобиями богов.
Главным в его идеяхбыло жить в согласии с собственной природой. То, что требует от человекацивилизация не естесственно для человека, поэтому Диоген ее и отвергал. Этоможно заметить по его образу жизни, Диоген, как и Антисфен носил плащ, брал ссобой посох, сумку для еды и жил в бочке. Не признавал государства и называлсебя «Гражданином мира».
Важное место в жизнифилософа занимали так называемые упражнения, которые он разделял на две группы,одно для души, другое для тела. Благодаря упражнениям для тела, утверждалДиоген, развивается привычка, которая непременно ведет к Благодати. Тот, ктостремиться к Благодати должны быть сильны душой и телом, поэтому эти упражнениясвязаны и не могут быть отделимы друг от друга. Это были не пустые слова, Диогенприводил примеры, в частности он говорил, что в ремесле человек добиваетсяуспеху и навыкам с помощью труда и уже лучше выполняет работу благодаря опыту,а если бы этот ремесленник переносил заботу еще и на свою душу, то был бы болееценным и облегчил бы себе путь познания Добродетели.
Диоген был «острыйна язык», обладал даром упорно отстаивать свою точу зрения.
Несколько случаев изжизни философа.
· КогдаАфины готовились к войне и жители суетились, Диоген вдруг взял свою бочку иначал ее катать. На вопрос: «Зачем ты это делаешь?», Ответил: «Всезаняты делом, я тоже!»
· УДиогена был фонарь с которым он ходил днем приговаривая: «Ищу человека»
· Платон,дал определение человека, сказав: " Человек – это животное на двух ногах,лишенное перьев", тогда Диоген в ответ на эти слова принес ему ощипанногопетуха, сказав «Вот платовский человек»
· Когдаего спрашивали, какое вино ему больше нравиться он отвечал «Чужое»
· Когдакто – то читал своё длинное сочинение, Диоген увидел чистое место в косцесвитка и воскликнул: «мужайтесь други! Виден берег!»
· Просяв займы говорил не «Дайте денег», а «Дайте мои деньги!»
· Когдапри Диогене похвалили философа Александра Македонского, который был егофаворитом и поэтому обедал с ним, Диоген посочувствовал «Несчастный, онест лишь тогда, когда угодно Александру!»
· Просилмилостыню у статуи, на вопрос «зачем вы это делаете?», ответил: «привыкаюк отказам» Диоген считал, что если приучить себя к худшему, уже не нужнобудет страдать, когда это худшее случится, поэтому он летом сидел на солнце, азимой обнимал статуи со снегом.
Киники о свободе духа.
О свободе духа первым заговорил,как основатель киницизма, Анистфен Афинский. Истоки этой мысли он берет уСократа, ведь именно он был его учителем. Сократ разделял свободу духа исвободу тела. Свобода духа, по Сократу это разумное, целенаправленное улучшениежизни, при чем, эта свобода должна учитывать все реальные возможности жизни.Анистфен же считал, что дух свободен, когда оказывается без влияниясознательной регулировки. Получается, что жизнь представлена сама себе, естественныепотребности человека не безобразны, вполне приличны в обществе. Главная рольуделялась самому жизненному процессу нежели разуму и духовной деятельности. Всенизшие потребности человека выступали на первый план, абсолютно не сдерживаясь,и, тем самым проповедовали первобытный образ жизни.
Моним Сиракузкий былучеником Диогена. Изначально раб. Услышав о Диогене и его философии о добродетели,прикинулся психом и хозяин отпустил его на волю. Тот час же явился к Диогену истал следовать его учениям. Отличительной особенностью Монима было стремление кистинности, он был строг, презирал любое мнение.
На самом деле, укиников было много последователей. Это, кроме вышеперечисленных, Онесикрит, Кратет,Менипп и ряд других, что говорит о популярности кинической философии вобществе.
Список литературы
1. ДиогенЛаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / ДиогенЛаэртский. – М.: Мысль, 1979. – 620 с.
2. И.М. Нахов. Философия киников / Исай Михайлович Нахов. – М.:«Наука»,серия «Из истории мировой культуры», Москва 1982
3. www.wikipedia.org