ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙТРЕНИНГ И ЕГО РОЛЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХДЕЛ
1. Психологические особенностидеятельности сотрудников органов внутренних дел
Любая профессиональнаядеятельность предъявляет к человеку определенные требования и накладывает своеобразныйотпечаток на его личность и весь образ жизни. И для того, чтобы определить,какими личностными качествами, обусловливающими эффективность профессиональнойдеятельности должен обладать сотрудник органов внутренних дел, необходимоподвергнуть психологическому анализу саму эту деятельность, выявить ееспецифические особенности, раскрыть ее структуру. Выяснение закономерностейпрофессиональной деятельности позволяет не только изучить ее, но и разработатьсистему организационных мероприятий, направленных на ее совершенствование.
Психологическиеособенности деятельности сотрудников органов внутренних дел в настоящее времядовольно подробно исследованы в юридической психологии. При этом разработкаданной проблемы шла как в плане психологического анализа структурыпрофессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел, так и в планепсихологической характеристики присущего ей комплекса психологическихособенностей.
По мнению авторов,проводивших эти исследования (Васильев В.Л., Дулов А.В., Коновалова В.Е.,Ратинов А.Р., Столяренко А.М. и др.), деятельность сотрудника органоввнутренних дел характеризуется следующими специфическими психологическимиособенностями.
Во-первых, это правоваярегламентация деятельности сотрудников органов внутренних дел — одна изнаиболее специфических особенностей профессиональной деятельности в органахвнутренних дел. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыминормами (законодательными актами, нормативными документами МВД и т.п.). Этаособенность отличает работу сотрудников органов внутренних дел отмногочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работопределяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность длясвободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективнойорганизации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудникапорядку, строго установленному нормами закона. Неисполнение или ненадлежащееисполнение сотрудником своих служебных обязанностей всегда является нарушениемтого или иного закона. Все это в конечном итоге порождает повышеннуюответственность сотрудника за свои решения и действия.
Это, однако, неозначает, что сотрудник не свободен в своих волеизъявлениях, в выборе средствосуществления деятельности, ее наиболее рациональной и эффективной организации.К числу психологических особенностей профессиональной деятельности сотрудниковорганов внутренних дел следует отнести и наличие широкого тактическогопростора, который дается им в рамках норм закона и профессиональной морали.
Другой психологическойособенностью деятельности сотрудников органов внутренних дел является наличиевластных полномочий. В интересах дела сотрудникам предоставлено право внеобходимых случаях вторгаться в личную жизнь людей, выяснять обстоятельства,которые нередко стараются скрыть от окружающих, входить в жилище граждан,ограничивать в необходимых случаях свободу отдельных граждан и даже лишать ее.Психологическое состояние сотрудника, облаченного данной властью, определяетсяпрежде всего высокой степенью ответственности, а применение им своих полномочийпредполагает решение ряда мыслительных задач, позволяющих определитьнеобходимость и разумность действий, их законную основу. Нередко это связано снеобходимостью остановиться на одном из вариантов и поэтому характеризуетсяособой напряженностью. Умение разумно, законно пользоваться предоставленнойвластью — одно из важнейших профессиональных требований к сотрудникам органоввнутренних дел. В значительной степени правомерность и целесообразностьиспользования власти зависит от личностных качеств сотрудника.
Важной психологическойособенностью профессиональной деятельности сотрудников является постоянноепротивоборство и противодействие заинтересованных лиц. Это придает деятельностисотрудника по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений характерборьбы, принимающей иногда очень острые формы. Необходимость преодоленияопасных ситуаций, устранение препятствий, которые специально создаются на путисотрудника, вызывают у него различные эмоциональные реакции, требуетпостоянного волевого напряжения и активной умственной деятельности. В условияхактивного противоборства возникает необходимость постоянной сложнойинтеллектуальной работы, зашифровки своих целей, маскировки действительныхсоциальных ролей.
Следующей характернойособенностью профессиональной деятельности является широкая коммуникативность,как способность общения с широкой по своему диапазону средой. Она носитмногосторонний и исключительный характер. Многосторонность коммуникативностисотрудника состоит в том, что он общается с представителями различныхвозрастных категорий, с людьми различных профессий, занимающих различноеправовое положение. Это требует знания психологии человека вообще ипсихологических основ общения в частности. Коммуникативность сотрудника — черта, необходимая для правильной организации производства различныхследственных, оперативно-розыскных и профилактических мероприятий.
Отличительной чертойкоммуникативности сотрудника является то, что она требует перевоплощения. Необходимостьэтого объясняется важностью установления психологического контакта со всемилицами, попадающими в сферу его деятельности.
К специфическимособенностям профессиональной деятельности сотрудника необходимо отнести дефицитвремени и наличие перегрузок в его работе. Оперативность и быстрота входят вчисло основных принципов раскрытия и расследования преступлений. Чем большепреступник находится на свободе, тем больше у него возможностей для того, чтобыуйти от ответственности, уничтожить следы своей преступной деятельностискрыться от следствия. На его стороне всегда выигрыш во времени. Промедлениевсегда ведет к неудаче.
С другой стороны,дефицит времени проявляется в необходимости соблюдения процессуальных и другихсроков, которые отводятся на расследование уголовного дела, рассмотрениезаявлений граждан и пр. Сотрудник постоянно находится из-за этого в напряженномсостоянии. То, что в других видах деятельности свойственно лишь «аварийнымситуациям», является обычным в работе сотрудника органов внутренних дел.
Напряженность связана ис большими физическими и психическими нагрузками, которые испытывает сотрудникиз-за высокой экстремальности его деятельности, действиями в условияхконфликтной ситуации, воздействие различного рода стрессфакторов, ненормированнымрабочим днем, наличием отрицательной эмоциональной окраски деятельности, таккак сотруднику приходится сталкиваться с проявлениями человеческого горя,сложными условиями его служебной деятельности.
Ну и конечнопрофессиональную деятельность сотрудника отличает ярко выраженныйпознавательный характер, что требует не только многообразного решениямыслительных задач различного плана и трудности, но и организации практическогоих осуществления. При этом деятельность чисто мыслительная, имеющая целью построениеразличных версий, составление планов осуществления оперативно-служебныхмероприятий и планов работы в целом, соединяется с практической организациейработы, реализующей мысленные схемы и решения.
В профессиональнойдеятельности сотрудников органов внутренних дел можно выделить следующиеосновные элементы: познавательную деятельность, конструктивную, организаторскуюи коммуникативную1. Разумеется, в реальной деятельности сотрудниковкаждый из этих структурных компонентов не встречается в чистом виде: все онифункционируют в органическом единстве.
Познавательнаядеятельность. Трудно переоценить ее значение длявсей деятельности сотрудника. Без осуществления познавательной деятельностиневозможно достичь ни одной цели борьбы с преступностью, без познания не можетреализоваться ни деятельность в целом, ни один из указанных выше еекомпонентов. Только в результате процесса познания появляется возможностьцеленаправленного осуществления других действий сотрудника.
Чтобы решать задачиборьбы с преступностью, познавательная деятельность сотрудника должнаобеспечить установление фактов, обстоятельств, причинных зависимостей,относящихся как к событиям настоящего, прошлого, так и будущего времени.Например, на сборе, анализе, обобщении информации по выявлению лиц,представляющих оперативный интерес, и предвосхищении их незаконных действий вбудущем зиждется вся работа по предотвращению преступлений, а также работа пораскрытию совершенных преступлений.
Учитывая сложность,многоплановость, разнообразие задач, решаемых сотрудником, недостаточность, азачастую противоречивость их условий, изменчивость исходных данных, наличиеэлементов внезапности и т.п., можно с полным основанием отнести познавательнуюдеятельность сотрудника к разряду творческих, а основной формой обеспеченияпознания в ней назвать практическое творческое мышление.
Конструктивнаядеятельность. Под ней понимается мыслительнаядеятельность, направленная на планирование действий по раскрытию,расследованию, предупреждению преступлений, розыску скрывшихся преступников ит.д. Если при реализации познавательной деятельности мышление стремится, восновном, дать ответ на вопросы, что еще неизвестно, что нужно дополнительнообнаружить, найти для решения конкретной задачи, то в конструктивнойдеятельности осуществляется планирование самих этапов познавательнойдеятельности, т.е. в ней дается ответ на вопрос, в какой последовательности мыбудем искать неизвестное. Иными словами, поисковая и конструктивнаядеятельности сотрудника есть две стороны единого процесса мышления,характеризующие разные его этапы.
Организаторскаядеятельность. Она имеет своей целью обеспечениеоптимальных условий для осуществления всех остальных видов профессиональнойдеятельности сотрудника. Ее содержанием является управление процессамираскрытия, расследования, предупреждения преступлений, что проявляется воперативном руководстве, учете и контроле, поддержании взаимодействия междуучастниками этих процессов. Она состоит как из передачи и обмена информацией,так и организации действий других лиц, которые должны по роду своихобязанностей выполнять указания сотрудника.
Коммуникативнаядеятельность. Как отмечалось выше,профессиональная деятельность сотрудника отличается широкой коммуникативностью.Его коммуникативная деятельность заключается в получении необходимой информациипосредством общения, т.е. непосредственного речевого контакта с окружающими вцелях решения практических оперативно-служебных задач. Чтобы оказывать влияниена людей в процессе общения, в личности сотрудника должны гармоническисочетаться достаточно высокий интеллект и эрудиция с сильной волей, а такжекомплексом личных свойств, определяющих его человеческую привлекательность.
Даже беглый обзоросновных психологических особенностей и структурных элементов профессиональнойдеятельности сотрудника показывает, насколько сложна и многогранна егодеятельность. Она предъявляет к нему множество различных требований, средикоторых одно из самых важных — обладание развитыми профессионально значимымикачествами личности.
В первую очередь к нимотносят:
— профессионально-психологическую ориентированность его личности;
— психологическуюустойчивость;
— развитые волевыекачества: умение владеть собой в сложных ситуациях, смелость, мужество,разумную склонность к риску;
— хорошо развитыекоммуникативные качества: умение быстро устанавливать контакт с различнымикатегориями людей, устанавливать и поддерживать доверительные отношения;
— способность оказыватьпсихологическое воздействие на людей при решении различного рода оперативно-служебныхзадач;
— ролевые умения,способность к перевоплощению;
— развитыепрофессионально-значимые познавательные качества: профессиональнуюнаблюдательность и внимательность, профессионально развитую память, творческоевоображение;
— профессиональноразвитое мышление, склонность к напряженной умственной работе,сообразительность, развитую интуицию;
— быстроту реакции,умение ориентироваться в сложной обстановке.
Данные качества неприсущи человеку изначально. Их формирование и развитие — длительный и напряженныйпроцесс, но это является необходимым условием профессионального становлениясотрудника органов внутренних дел. Отсутствие или недостаточное развитие этихкачеств личности сотрудника препятствуют нормальному осуществлению им своихфункциональных обязанностей, порождают ошибки в его деятельности, вызываютпроцессы профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации личности.В этой связи большое значение приобретает профессионально-психологическаяподготовка сотрудников, одно из предназначений которой — формирование усотрудников данных качеств.
2.Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел
Однимиз ведущих направлений совершенствования деятельности органов внутренних делявляется психологическая подготовка сотрудников.
Цельюпсихологической подготовки сотрудников органов внутренних дел является формирование у нихготовности действовать профессионально грамотно, четко, с высокойработоспособностью в любых сложных условиях служебной деятельности.
Оперативно-служебнаядеятельность предъявляет особые требования к личностным качествам сотрудников,в первую очередь к профессионально важным. Особенности этой деятельноститребуют развития эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников, формированияу них психологической надежности при воздействии стрессовых факторов.
Основныезадачи психологической подготовки заключаются в том, чтобы:
· повыситьпсихологическую устойчивость сотрудников органов внутренних дел к действиюстресс-факторов и их сочетаний, типичных для органов внутренних дел;
· развить усотрудников психологические качества, сформировать особые характеристикинавыков и умений, способствующих высокоэффективному выполнению всехпрофессиональных действий в любых сложных и опасных условияхоперативно-служебной деятельности.
Психологическаяподготовленность является комплексным слагаемым профессионального мастерствасотрудников. Это совокупность сформированных и развитых психологическиххарактеристик сотрудника, отвечающих специфичным и важным психологическимособенностям оперативно-служебной деятельности и выступающих одной изнеобходимых предпосылок ее осуществления. Она складывается из четырех группкомпонентов:
· профессионально-психологическойориентированности и чувствительности сотрудника (стремление, интерес и умениепонимать психологические аспекты ситуаций и людей, с которыми он имеет дело,умение разобраться в них);
· подготовленностисотрудника по психологическим аспектам эффективности профессиональных действийи тактики, проявляющейся в понимании психологических условий эффективностипрофессиональных действий и умении обеспечивать их создание; умеломиспользовании психологических средств реализации профессиональных действийречевых и неречевых, в умелом применении всего комплекса психологическихприемов, обеспечивающих более высокую эффективность решенияоперативно-служебных задач;
· развитойпрофессиональной наблюдательности и памяти сотрудника (включает умениеприменять психологически обоснованные приемы и правила для повышенияэффективности профессионального наблюдения, развитой профессиональнойвнимательности, натренированности органов чувств и восприятий,натренированности в быстром, полном и точном запоминании, хорошем сохранении впамяти и правильном воспроизведении значимой для решаемых задач информации);
· психологическойустойчивости (выражается в способности сотрудника действовать спокойно иуверенно в психологически сложных, эмоционально напряженных, опасных иответственных ситуациях оперативно-служебной деятельности).
Психологическаяподготовленность существенно повышает профессиональное мастерство сотрудника.Научные данные и имеющийся положительный опыт указывают на необходимостьвведения специальных задач, форм и методов целенаправленного повышенияпсихологической подготовленности в системе профессионального обучения.Психологическая подготовка ныне — важный вид профессиональной подготовки ворганах внутренних дел.
Психологическаяподготовка сотрудников органов внутренних дел — это специально организованный,целенаправленный процесс воздействия на сотрудников по формированию, развитию иактивизации необходимых качеств, обусловливающих успешное, эффективноевыполнение оперативно-служебных задач.
Самапсихологическая подготовка обусловлена особенностями служебной деятельностисотрудников. В соответствии с этим содержание психологической подготовки должнохарактеризоваться четко выраженной профессиональной направленностью.
Ксодержанию психологической подготовки сотрудников можно отнести следующее:
· формированиепсихологической готовности к борьбе с преступностью;
· развитиепсихологической ориентированности в различных аспектах специфическойоперативно-служебной деятельности;
· формирование иразвитие профессионально значимых познавательных качеств;
· совершенствованиеи развитие навыков и умений установления психологического контакта с различнымикатегориями граждан;
· формированиенавыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебнойдеятельности;
· совершенствованиеумений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных,конфликтных ситуациях общения с гражданами;
· формированиепсихологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуацияхоперативно-служебной деятельности;
· развитиеположительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудниковприемам саморегуляции и самоуправления;
· формированиеволевой активности и навыков волевых действий;
· подготовка кпсихическим перегрузкам в работе.
Формированиепсихологической готовности к борьбе с преступностью. По всей видимости, это является самымважным в психологической подготовке. Главное здесь — формированиепрофессиональной направленности сотрудников, развитие у них стойкихпрофессиональных интересов к профессиональной деятельности.
Этотакже предполагает формирование у сотрудников нетерпимости к всякого родаправонарушениям, стойкой привычки безоговорочного исполнения правовых норм,обостренного чувства правды, справедливости и законности.
Развитиепсихологической ориентированности в различных аспектах специфическойоперативно-служебной деятельности. Это предполагает ознакомление сотрудников с основамипсихологии, формирование у них навыков и привычек учитывать психологию людей,групп в своей работе. Ориентированность в психологических аспектахоперативно-служебной деятельности предполагает знание и учет сотрудникамипсихологических особенностей проводимых следственных, оперативно-розыскных ииных действий.
Формированиеи развитие профессионально значимых познавательных качеств. Эти качества обеспечиваютэффективность познавательной деятельности сотрудников. К ним относятпрофессиональную чувствительность, восприятие, наблюдательность, память,мышление, воображение. Специальные упражнения и тренировки по развитию этихкачеств предполагают овладение сотрудниками основными приемами и знаниями определенныхправил повышения эффективности запоминания, сохранения и воспроизведенияпрофессионально значимой информации, развития логического мышления итворческого воображения. Проведенные исследования (Столяренко А.М., ВолковА.А., Сапарин О.Е., наши собственные) показывают, что целеустремленное развитиеперечисленных качеств с помощью практических занятий и специальных тренировокпозволяет улучшить показатели их развития в 2-3 раза.
Совершенствованиеи развитие навыков и умений установления психологического контакта с различнымикатегориями граждан.Деятельность сотрудника органов внутренних дел немыслима без постоянногообщения с различными категориями граждан (потерпевшими, свидетелями,подозреваемыми, подучетными и т.д.). От умения сотрудников общаться с ними,устанавливать психологический контакт, доверительные отношения, зависиткачество получаемой оперативно значимой информации, что в свою очередь влияетна успешность деятельности в целом. В ходе психологической подготовкисотрудники должны овладеть системой методов и приемов установленияпсихологического контакта. У них должны быть сформированы умения быстроустанавливать контакт с незнакомыми людьми и располагать их к себе, умениевыслушивать людей, умение преодолевать психологические барьеры в процессеобщения. Психологическая подготовка предполагает усвоение сотрудникамиопределенных правил, которые позволяют облегчить процесс установленияпсихологического контакта.
Формированиенавыков ролевого поведения в различных ситуациях оперативно-служебнойдеятельности. Важнымкомпонентом профессионального мастерства сотрудника органов внутренних делявляются навыки ролевого поведения, которые используются с целью добываниянеобходимой для раскрытия или предупреждения преступлений информации. В этойсвязи, в ходе психологической подготовки сотрудники должны вырабатывать умениямаскировать свою принадлежность к органам внутренних дел, свои действительныекачества и состояния, цели общения.
Совершенствованиеумений применять психолого-педагогические приемы воздействия в сложных,конфликтных ситуациях общения с гражданами. Конфликтные ситуации в процессе общения с гражданамиявляются наиболее типичными для деятельности сотрудников органов внутреннихдел. Поэтому весьма важным является формирование у сотрудников умениянейтрализовать конфликтную ситуацию, обучение их способам разрешенияконфликтов. Эффективность деятельности сотрудников во многом зависит и отумелого использования определенных методов психолого-педагогическоговоздействия на людей, таких как убеждение, внушение, принуждение,стимулирование. У сотрудников должны вырабатываться и навыки использованияразличных тактических приемов поведения в ситуации конфликтного поведения, вчастности и использования конфликтной ситуации в оперативных целях.
Формированиепсихологической устойчивости умения владеть собой в напряженных ситуацияхоперативно-служебной деятельности. В повседневной практической работе сотрудники подвергаютсявоздействию многих неблагоприятных психологических обстоятельств, которые могутвлиять на качество выполнения профессиональных действий. И психологическаяустойчивость рассматривается как один из важнейших показателей психологическойподготовленности, которая проявляется в способности сотрудников не поддаватьсявоздействию негативных обстоятельств. Здесь важно формирование знаний и уменийпредвидеть эти трудности при решении оперативно-служебных задач. Формированиепсихологической устойчивости способствует натренированности сотрудников вбезукоризненном выполнении профессиональных действий в условиях максимальныхпсихологических трудностей, что может достигаться путем моделированиянапряженности в процессе тренировок и практических занятий.
Развитиеположительных эмоционально-волевых качеств личности, обучение сотрудниковприемам саморегуляции и самоуправления. Формирование психологической устойчивости и умения владетьсобой в напряженных ситуациях предполагает выработку у сотрудников определенныхэмоционально-волевых качеств личности, таких как ответственность, стойкость кнеудачам, склонность и устойчивость к риску, самообладание, выдержка и т.д.Сотрудник должен владеть приемами самоконтроля поведения, управлять своимповедением и эмоциями. В процессе занятий и тренировок сотрудники должныовладеть приемами саморегуляции, снятия нервного напряжения, активизациивнутренних ресурсов на выполнение поставленной задачи.
Формированиеволевой активности и навыков волевых действий. В практической деятельности сотрудникам органоввнутренних дел приходится сталкиваться с различными трудностями, препятствиями,которые затрудняют качественное выполнение работы, а порой и препятствуютдостижению поставленной цели. В этих ситуациях им приходится проявлять волевуюактивность, побуждающую их на преодоление этих трудностей и препятствий.Развитию навыков волевых действий способствует включение в процесс занятийопределенных элементов, помех, препятствующих реализации поставленной задачи.Опыт волевой активности, накопленный в процессе таких тренировок, будет влиятьна развитие воли, волевых качеств личности.
Подготовкак психическим перегрузкам в работе. Деятельность сотрудников органов внутренних делхарактеризуется также тем, что воздействующие на них различные факторы,зачастую носят стрессовый характер, приводят к чрезмерным нагрузкам иперегрузкам нервной системы. Это в свою очередь сказывается на эффективностиосуществляемой ими деятельности. Поэтому необходимо, чтобы сотрудники былиознакомлены с основными закономерностями протекания этих процессов и приемами(в частности, приемами психорегулирующей тренировки), которые позволяют вкороткое время восстановить работоспособность и снять излишнее психическоенапряжение.
3.Методы профессионально-психологического тренинга сотрудников органов внутреннихдел и принципы его организации
Центральнымзвеном, стержнем, определяющим специфику психологической подготовкисотрудников, являются методы ее проведения. Здесь имеются в виду приемы, спомощью которых развивается и достигается необходимый уровень психологическойподготовленности, позволяющий эффективно выполнять оперативно — служебныезадачи. В последнее время все большее значение в организации психологическойподготовки приобретает использование профессионально-психологического тренингасотрудников органов внутренних дел. Профессионально-психологический тренингпредставляет собой систему целенаправленных тренировок и упражнений,позволяющих эффективно развивать профессионально значимые качества личностисотрудника. Данный тренинг предполагает также овладение сотрудником системойсоответствующих психологических приемов, повышающих эффективность егопрофессиональной деятельности.
Дляпроведения психологической подготовки используются следующие основные методыпрофессионально-психологического тренинга:
· тренингпознавательных качеств;
· коммуникативныйтренинг;
· ролевой тренинг;
· психорегулирующиетренировки;
· психотехническиеигры.
Методыпрофессионально-психологического тренинга позволяют эффективно формировать иразвивать необходимые для оперативных работников качества, навыки и умения.
К тренингупознавательных качеств относят тренинги по развитию профессиональной памяти,профессиональной наблюдательности и накоплению опыта профессиональныхвосприятий, тренировки по развитию профессиональной чувствительности.
Коммуникативныйтренинг заключается вовладении навыками установления психологического контакта и доверительныхотношений, осуществления психологического воздействия на лиц, представляющихоперативный интерес.
Впроцессе решения оперативно-служебных задач сотрудникам приходится выполнятьразличные роли. Умение перевоплощаться, маскировать и мотивировать своеповедение — необходимые компоненты профессионального мастерства сотрудниковорганов внутренних дел и здесь большое значение играет ролевой тренинг длявыработки соответствующих качеств. Навыки ролевого поведения развиваются путемосуществления ролевой гимнастики — специальных упражнений в придании речи инеречевым средствам внешне выраженных признаков, соответствующих заданной роли,в развитии способности к импровизации при применении этих средств.
Дляовладения навыками саморегуляции эмоционально-волевых процессов используются психорегулирующиетренировки. Эти тренировки направлены на овладение навыками использованияпростейших методов саморегуляции, позволяющих регулировать эмоциональные состоянияличности, снимать излишнее напряжение, создавать определенный положительныйнастрой в деятельности сотрудника. В эту же группу относят и аутогеннуютренировку, овладение приемами волевой саморегуляции.
Психотехническиеигры — эффективный методпсихологической подготовки сотрудников, применяемый для формированияопределенных качеств средствами игрового поведения. Психотехнические игрыпредусматривают выполнение определенных ролей, взаимных действий, на основекоторых складываются ситуации, психологически близкие к практическим, имевшимместо в действительности.
Кметодам психологической подготовки относят и психологическое моделированиеусловий и трудностей оперативно-служебной деятельности — это комплекс приемов,способов и средств, позволяющих создать внешние и внутренние (психологические)условия, близкие к реальным условиям оперативно-служебной деятельности.
Средиметодов психологической подготовки можно выделить и метод психологическогоанализа и решения практических задач, достоинством которого является реальнаяпроверка уровня профессионально-психологической подготовленности сотрудников.Решение практических ситуаций позволяет сотрудникам применять полученныепрактические знания, навыки и умения в оперативно-служебной деятельности.
Сложностьи ответственность задач, а также содержания и путей осуществленияпрофессионально-психологического тренинга определяет высокие требования корганизации и методике его проведения.
Приосуществлении профессионально-психологического тренинга необходиморуководствоваться определенными принципами его организации. В качестве общихпринципов выступают:
· научнаяобоснованность и целесообразность тренинга;
· профессиональнаянаправленность тренинга;
· систематичность ипоследовательность в его проведении;
· сознательность иактивность обучаемых;
· доступностьподготовки.
Научнаяобоснованность и целесообразность применяемого комплекса средств и методовпрофессионально-психологического тренинга определяется необходимостью глубоко итонко разбираться в его психологических тонкостях и следовать рекомендациямюридической психологии и педагогики.
Профессиональнаянаправленность тренингавыражается в максимальной конкретизации задач и содержания подготовки, исходяиз особенностей профессиональной деятельности сотрудников и испытываемых имипсихологических трудностей. Необходимо выбирать также с учетом этого учебныезадания, методы, объекты, имитировать условия и действия.
Систематичностьи последовательность впроведении профессионально-психологического тренинга заключается в строгойлогической связи прохождения психологической подготовки, когда новые знания,навыки и умения приобретаются на основе предыдущих, а предыдущие требуютдальнейшего развития. Необходимо идти от простого к сложному, от отработанного- к неотработанному, создавать высокие, но всегда посильные трудности с полнымучетом реальной обученности тренирующегося и тех результатов, которые былидостигнуты на предыдущем занятии. Желательно, чтобы на данном занятии трудностьзаданий (задачи, темпа, условий и пр.) чуть-чуть превышала предшествующую. Еслиже тренирующийся, несмотря на старание, не справляется вообще с заданием,трудность следует уменьшить.
Трудностиво время тренировок мобилизуют возможности обучаемых, процесс обученияускоряется, растут и результаты. Когда же задания просты, легко выполнимы, тоинтерес к занятиям падает, темпы обучения замедляются.
Принципсознательности и активности обучаемых заключается в обеспечении сознательнойработы сотрудников по самоусовершенствованию, активизации их познавательнойдеятельности, формировании устойчивых интересов к занятиям по психологическойподготовке. Необходимо, чтобы тренирующийся отчетливо понимал, что и в какойпоследовательности делать. При этом повышаются темпы и уровень овладениядействием, и эффективность выполнения на практике.
Принципдоступности подготовки требует так организовать и проводить психологическуюподготовку, чтобы сотрудники могли сознательно усвоить необходимые знания итребуемые навыки и умения при определенном напряжении своих умственных ифизических сил.
Однимиз важных условий эффективной организации профессионально-психологическоготренинга является знание сотрудников своих собственных резервов, уровняразвития профессионально значимых качеств личности. Это позволяет ему правильноопределять программу подготовки, концентрировать свои усилия в нужномнаправлении. Существенную помощь здесь сотруднику может оказать использованиеопределенных простых психодиагностических методик, которые предоставляют емувозможность лучше познать свои психологические возможности. В приложении № 1 кпособию представлен ряд таких психодиагностических методик, которые можетиспользовать любой сотрудник.