Реферат по предмету "Психология"


Профессионально значимые качества психолога и их исследование

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ,СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра возрастной и педагогическойпсихологии
Самостоятельная работа
 «Профессионально значимые качествапсихолога и их исследование»
Выполнил: Елина Е.В.,
3 курс, 2968 гр.
Проверил: Соловьёва Е.А.
к.пс.н., доцент
Тюмень 2009

Профессионально значимые качествапсихолога
Профессиональная деятельностьчеловека состоит в том, что она предполагает обязательную рефлексию насодержание предмета профессиональной деятельности. Предметом профессиональнойдеятельности психолога является психическая реальность человека, котораяпорождается и существует только по свойственным ей законам.
В настоящее время психолог призванооказывать профессиональную помощь жизненных проблем человека. Используярекомендации специалистов — психологов, многие проблемы человек может решатьсамостоятельно, то есть способен быть сам для себя интуитивным психологом,оценивать свои психические состояния, особенности поведения и проявлениеэмоций. Однако бывают такие ситуации, в которых самостоятельно справиться сосложными проблемами человек не в силах и нуждается в психофизиологическойпомощи.
Таким образом, психолог — специалистс базовым высшим психофизиологическим образованием, который владеет методамиоценки психических явлений и умением их корректировать.
Выраженная ориентация на ценностьдругого человека в профессиональной деятельности психолога предполагаетадекватное восприятие им своих возможностей для воздействия на этого другогочеловека. Это делает профессию психолога, по мнению Г.Н. Абрамова, одним изнемногих видов социальной активности, где обобщенные идеи о ценности человекапредельно конкретизируются и персонифицируются в его словах и действиях,направленных на другого человека.
Следовательно, в первую очередьпрофессии психолога предъявляются требования к интеллектуальным качествам,эмоционально-волевым, психомоторным. Это такие требования, как быстротамыслительных процессов, высокая продуктивность умственной деятельности,эмоциональная устойчивость, хорошая волевая регуляция.
Требования к восприятию: психологдолжен обладать активным восприятием для того, чтобы сформировать адекватныйобраз предмета; на первом месте — зрительное и слуховое восприятие, а такжевосприятие времени, которое зависит от эмоционального состояния.
Важна произвольность внимания, большойобъем, направленность понимания на чувства, эмоции субъекта, с которымвзаимодействует психолог, хорошая распределяемость внимания.
Память должна быть преимущественнопроизвольная, долговременная, зрительная, слуховая.
Преимущественные способы переработкиинформации: анализ и синтез, обобщение, характер мышления должен бытьцеленаправленным для успешного разрешения профессиональных проблем и задач.Хорошо развито должно быть словесно-логическое и образное мышление; важныгибкость, быстрота мышления; конкретность и абстрактность мышления, так какзадачи перед психологом зачастую стоят сложные и требуют ответственности припринятии решения.
Нагрузка на эмоционально-волевуюсферу идет большая, так как в работе психолога большинство ситуаций, вызывающихэмоциональную напряженность, требующих больших волевых усилий.
Требования к личности и чертамхарактера: эмпатические способности, рефлексивность мышления, умениеидентифицировать себя с субъектом взаимодействия и его проблемами;доброжелательность, стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию,тактичность и дипломатичность.
ТестКетелла
Инструкция.
Перед Вами ряд вопросов,которые помогут определить некоторые свойства Вашей личности. Здесь не можетбыть ответов «правильных» или «ошибочных». Люди различны, икаждый может высказать свое мнение. Старайтесь отвечать искренне и точно.
Напишите свою фамилию ипрочие данные о себе в верхней части листка для ответов.
Отвечая на каждый вопрос,Вы должны выбрать один из трех предлагаемых Вам ответов — тот, который внаибольшей степени соответствует Вашим взглядам, Вашему мнению о себе. Отвечатьнадо следующим образом: в соответствующей клеточке на бланке для ответовпоставьте отчетливый крестик (левая клеточка соответствует ответу«а», средняя — ответу «в», а клеточка справа — ответу«с»).
В САМОМ ВОПРОСНИКЕ НИЧЕГОНЕ ПИШИТЕ И НЕ ПОДЧЕРКИВАЙТЕ!
Если Вам что-нибудьнеясно, спросите экспериментатора. Когда будете отвечать на вопросы, все времяпомните четыре следующих правила:
1. НЕ НУЖНО МНОГО ВРЕМЕНИТРАТИТЬ НА ОБДУМЫВАНИЕ ОТВЕТОВ. ДАВАЙТЕ ТОТ ОТВЕТ, КОТОРЫЙ ПЕРВЫЙ ПРИХОДИТ ВАМВ ГОЛОВУ.
Конечно, вопросы частобудут сформулированы не так подробно, как Вам хотелось бы. В таком случае,отвечая, старайтесь представить «среднюю», наиболее типичнуюситуацию, которая соответствует смыслу вопроса, и на основе этого выбирайтеответ.
Отвечать надо как можноточнее, но не слишком медленно, приблизительно на 5-6 вопросов за минуту. Выдолжны затратить на все ответы не более 30 минут.
2. СТАРАЙТЕСЬ НЕПРИБЕГАТЬ СЛИШКОМ ЧАСТО К ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, НЕОПРЕДЕЛЕННЫМ ОТВЕТАМ, ТИПА «НЕЗНАЮ», «НЕЧТО СРЕДНЕЕ» И Т.П.
3. ОБЯЗАТЕЛЬНО ОТВЕЧАЙТЕНА ВСЕ ВОПРОСЫ ПОДРЯД, НИЧЕГО НЕ ПРОПУСКАЯ.
Возможно некоторыевопросы окажутся для Вас не очень подходящими, но и в этом случае постарайтесьнайти наилучший ответ, наиболее точный. Некоторые вопросы могут показаться личными,но Вы можете быть уверены, что Ваши ответы не будут разглашены. Ответы могут бытьрасшифрованы только с помощью специального «ключа», который находитсяу экспериментатора. Причем ответы на каждый отдельный вопрос вообще не будутпросматриваться: нас интересуют только обобщенные показатели.
4. ОТВЕЧАЙТЕ ЧЕСТНО ИИСКРЕННЕ.
Не старайтесь произвестихорошее впечатление своими ответами, они должны соответствоватьдействительности. В этом случае:
1) Вы сможете лучшеузнать себя;
2) очень поможете нам внашей работе — заранее благодарим Вас за помощь в отработке методики.
ПРОСИМ: непереворачивайте страницу, пока не получите разрешения.
Тестовый материал
1. Я думаю, что мояпамять сейчас лучше, чем была раньше.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
2. Я бы вполне мог житьодин, вдали от людей.
а) да
в) иногда
с) нет
3. Если бы я сказал, чтонебо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был быназвать преступника:
а) бандитом
в) святым
с) тучей
4. Когда я ложусь спать,я:
а) засыпаю быстро
в) нечто среднее
с) засыпаю с трудом
5. Если бы я вел машинупо дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
а) пропустить впередбольшинство машин
в) не знаю
с) обогнать все идущеевпереди машины.
6. В компании япредоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории.
а) да
в) иногда
с) нет
7. Мне важно, чтобы вовсем, что меня окружает, не было беспорядка.
а) верно
в) трудно сказать
с) неверно
8. Большинство людей, скоторыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
а) да
в) иногда
с) нет
9. Я бы скорее занимался:
а) фехтованием и танцами
в) затрудняюсь сказать
с) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, чтото, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают обэтом.
а) да
в) иногда
Бланк “16PF” Стр. 2
с) нет
11. Читая о каком-либопроисшествии, я интересуюсь всеми подробностями.
а) всегда
в) иногда
с) редко
12. Когда друзьяподшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и вовсе не обижаюсь.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
13. Если мне кто-нибудьнагрубит, я могу быстро забыть об этом.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
14. Мне больше нравитсяпридумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживатьсяиспытанных приемов.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
15. Когда я планируючто-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи.
а) верно
в) иногда
с) нет 16.
16. Я думаю, что я менеечувствительный и легко возбуждаемый, чем большинство людей.
а) верно
в) затрудняюсь ответить
с) неверно
17. Меня раздражают люди,которые не могут быстро принимать решения.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
18. Иногда, хотя икратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моимродителям.
а) да
в) не знаю
с) нет
19. Я скорее раскрыл бысвои сокровенные мысли:
а) моим хорошим друзьям
в) не знаю
с) в своем дневнике
Бланк “16PF” Стр. 3
20. Я думаю, что слово,противоположное по смыслу «неточный», — это:
а) небрежный
в) тщательный
с) приблизительный
21. У меня всегда хватаетэнергии, когда мне это необходимо.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
22. Меня большераздражают люди, которые:
а) своими грубыми шуткамивгоняют людей в краску
в) Затрудняюсь ответить
с) создают неудобства дляменя, опаздывая на условленную встречу.
23. Мне очень нравитсяприглашать гостей и развлекать их.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
24. Я думаю, что:
а) не все надо делатьодинаково тщательно
в) затрудняюсь сказать
с) любую работу следуетвыполнять тщательно, если Вы за нее взялись.
25. Мне всегда приходитсяпреодолевать смущение
а) да
в) возможно
с) дают мне советы
27. Если приятельобманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметилэтого чем разоблачить его.
а) да
в) иногда
с) нет
28. Мне нравится друг:
а) интересы которогоимеют деловой и практический характер
в) не знаю
с) который отличаетсяглубоко продуманными взглядами на жизнь.
29. Я не могу равнодушнослушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которыетвердо верю.
а) верно
в) затрудняюсь ответить
с) неверно
30. Меня волнуют моипрошлые поступки и ошибки.
а) да
в) не знаю
с) нет
Бланк “16PF” Стр. 4
31. Если бы я одинаковохорошо умел и то и другое, то я бы предпочел:
а) играть в шахматы
в) трудно сказать
с) играть в городки
32. Мне нравятсяобщительные, компанейские люди.
а) да
в) не знаю
с) нет
33. Я настолько осторожени практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем сдругими людьми.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
34. Я могу забыть о своихзаботах и обязанностях, когда мне необходимо.
а) да
в) иногда
с) нет
35. Мне бывает труднопризнать, что я неправ.
а) да
в) иногда
с) нет
36. На предприятии мнебыло бы интереснее:
а) работать с машинами имеханизмами и участвовать в основном производстве
в) трудно сказать
с) беседовать с людьми,занимаясь общественной работой.
37. Какое слово несвязано с двумя другими?
а) кошка
в) близко
с) солнце
38. То, что в некоторойстепени отвлекает мое внимание:
а) раздражает меня
в) нечто среднее
с) не беспокоит менясовершенно
39. Если бы у меня быломного денег, то я:
а) позаботился бы о том,чтобы не вызывать к себе зависти
в) не знаю
с) жил бы, не стесняясебя ни в чем
40. Худшее наказание дляменя:
а) тяжелая работа
в) не знаю
с) быть запертым водиночестве
Бланк “16PF” Стр. 5
41. Люди должны больше,чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали.
а) да
в) иногда
с) нет
42. Мне говорили, чторебенком я был:
а) спокойным и любилоставаться один
в) не знаю
с) живым и подвижным
43. Мне нравилась быпрактическая повседневная работа с различными установками и машинами.
а) да
в) не знаю
с) нет
44. Я думаю, чтобольшинство свидетелей говорят правду, даже если это нелегко для них.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
45. Иногда я не решаюсьпроводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми.
а) верно
в) затрудняюсь ответить
с) неверно
46. Я стараюсь смеятьсянад шутками не так громко, как это делает большинство людей.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
47. Я никогда не чувствуюсебя таким несчастным, что хочется плакать.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
48. В музыке янаслаждаюсь:
а) маршами в исполнениивоенных оркестров
в) не знаю
с) неверно
49. Я бы скорее предпочелпровести два летних месяца:
а) в деревне с одним илидвумя друзьями
в) затрудняюсь сказать
с) возглавляя группу втуристическом лагере
50. Усилия, затраченныена составление планов:
Бланк “16PF” Стр. 6
а) никогда не лишние
в) трудно сказать
с) не стоят этого
51. Необдуманные поступкии высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
52. Когда мне всеудается, я нахожу эти дела легкими.
а) всегда
в) иногда
с) редко
53. Я предпочел бы скорееработать:
а) в учреждении, где мнепришлось бы руководить людьми и все время быть среди них
в) затрудняюсь ответить
с) архитектором, которыйв тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится ккомнате, как дерево:
а) к лесу
в) к растению
с) к листу
55. То, что я делаю, уменя не получается:
а) редко
в) иногда
с) часто
56. В большинстве дел я:
а) предпочитаю рискнуть
в) не знаю
с) предпочитаю действоватьнаверняка
57. Вероятно, некоторыелюди считают, что я слишком много говорю.
а) скорее это так
в) не знаю
с) думаю, что нет
58. Мне больше нравитсячеловек:
а) большого ума, будь ондаже ненадежен и непостоянен
в) трудно сказать
с) со средними способностями,но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
а) быстрее, чем многиелюди
в) не знаю
с) медленнее, чембольшинство людей
Бланк “16PF” Стр. 7
60. На меня большеевпечатление производят: а) мастерство и изящество
в) трудно сказать
с) сила и мощь
61. Я считаю, что ячеловек склонный к сотрудничеству.
а) да
в) нечто среднее
с) нет
62. Мне больше нравитсяразговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными ипрямолинейными.
а) да
в)не знаю
с) нет
63. Я предпочитаю:
а) решать вопросы,касающиеся лично меня, сам
в) затрудняюсь ответить
с) Советоваться с моимидрузьями
64. Если человек неотвечает сразу же, после того, как я что-нибудь сказал ему, то я чувствую, что,должно быть, сказал какую-нибудь глупость.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
65. В школьные годы ябольше всего получил знаний
а) на уроках
в) трудно сказать
с) читая книги
66. Я избегаюобщественной работы и связанной с этим ответственности.
а) верно
в) иногда
с) неверно
67. Когда вопрос, которыйнадо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
а) заняться другимвопросом
в) затрудняюсь ответить
с) еще раз попытатьсярешить этот вопрос
68. У меня возникаютсильные эмоции: тревога, гнев, приступы смеха и т.д. – казалось бы безопределенной причины.
а) да
в) иногда
с) нет
69. Иногда я соображаюхуже, чем обычно.
а) верно
в) не знаю
Бланк “16PF” Стр. 8
с) неверно
70. Мне приятно сделатьчеловеку одолжение, согласившись назначить встречу с ним на время, удобное длянего, даже если это немного неудобно для меня.
а) да
в) иногда
с) нет
71. Я думаю, чтоправильное число, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 5, 6, — будет:
а) 10
в) 5
с) 7
72. Иногда у меня бываютнепродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины.
а) да
в) не знаю
с) нет
73. Я предпочитаю скорееотказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнеебеспокойство.
а) да
в) иногда
с) нет
74. Я живу сегодняшнимднем в большей степени, чем другие люди.
а) верно
в) трудно сказать
с) неверно
75. На вечеринке мненравится:
а) принимать участие винтересной беседе
в) затрудняюсь ответить
с) смотреть, как людиотдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю своемнение независимо от того, сколько людей могут его услышать.
а) да
в) иногда
с) нет
77. Если бы я могперенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
а) Колумбом
в) не знаю
с) Пушкиным
78. Я вынужден удерживатьсебя от того, чтобы не улаживать чужие дела.
а) да
в) иногда
с) нет
Бланк “16PF” Стр. 9
79. Работая в магазине, япредпочел бы:
а) оформлять витрины
в) не знаю
с) быть кассиром
80. Если люди плохо обомне думают, я не стараюсь переубедить их, и продолжаю поступать так, как считаюнужным.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
81. Если я вижу, что мойстарый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно
а) сразу же думаю:«У него плохое настроение»
в) не знаю
с) беспокоюсь о том,какой неверный поступок я совершил.
82. Все несчастьяпроисходят из-за людей:
а) которые стараются вовсе внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решенияэтих вопросов
в) не знаю
с) которые отвергаютновые, многообещающие предложения.
83. Я получаю большоеудовольствие, рассказывая местные новости.
а) да
в) иногда
с) нет
84. Аккуратные,требовательные люди не уживаются со мной.
а) верно
в) иногда
с) неверно
85. Мне кажется, что яменее раздражительный, чем большинство людей.
а) верно
в) не знаю
с) неверно
86. Я могу легче несчитаться с другими людьми, чем они со мной.
а) верно
в) иногда
с) неверно
87. Бывает, что все утроя не хочу ни с кем разговаривать.
а) часто
в) иногда
с) никогда
88. Если стрелки часоввстречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то этичасы:
а) отстают
в) идут правильно
Бланк “16PF” Стр. 10
с) спешат
89. Мне бывает скучно:
а) часто
в) иногда
с) редко
90. Люди говорят, что мненравится делать все своим оригинальным способом.
а) верно
в) иногда
с) неверно
91. Я считаю, что нужноизбегать излишних волнений, потому что они утомительны.
а) да
в) иногда
с) нет
92. Дома, в свободноевремя, я:
а) болтаю и отдыхаю
в) затрудняюсь ответить
с) занимаюсьинтересующими меня делами
93. Я робко и осторожноотношусь к завязыванию дружеских отношений с новыми людьми.
а) да
в) иногда
с) нет
94. Я считаю, что то, чтолюди говорят стихами, можно так же точно выразить прозой.
а) да
в) иногда
с) нет
95. Я подозреваю, чтолюди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь недрузьями за моей спиной.
а) да, в большинствеслучаев
в) иногда
с) нет, редко
96. Я думаю, что дажесамые драматические события через год уже не оставляют в моей душе никакихследов.
а) да
в) иногда
с) нет
97. Я думаю, что было быинтереснее быть:
а) натуралистом иработать с растениями
в) не знаю
с) страховым агентом
98.Я подверженбеспричинному страху и отвращению по отношению к некоторым вещам, например, копределенным животным, местам и т.д.
Бланк “16PF” Стр. 11
а) да
в) иногда
с) нет
99. Я люблю размышлять отом, как можно было бы улучшить мир.
а) да
в) трудно сказать
с) нет
100. Я предпочитаю игры:
а) где надо играть вкоманде или иметь партнера
в) не знаю
с) Где каждый играет засебя
101. Ночью мне снятсяфантастические или нелепые сны.
а) да
в) иногда
с) нет
102. Если я остаюсь вдоме один, то через некоторое время я ощущаю тревогу и страх.
а) да
в) иногда
с) нет
103. Я могу своимдружеским отношением ввести людей в заблуждение, хотя на самом деле они мне ненравятся.
а) да
в) иногда
с) нет
104. Какое слово неотносится к двум другим?
а) думать
в) видеть
с) слышать
105. Если мать Марииявляется сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцуМарии?
а) двоюродным братом
в) племянником
с) дядей
 
Тест «Смысложизненные ориентации»
 
Инструкция
Вам будутпредложены пары противоположных утверждений. Ваша задача – выбрать одно из двухутверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности,и отметить одну из двух цифр 1, 2, 3, в зависимости от того, насколько выуверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на ваш взгляд, одинаково верны).1. Обычно мне очень скучно 3 2 1 0 1 2 3 1. Обычно я полон сил 2. Жизнь кажется мне всегда волнующей и захватывающей 3 2 1 0 1 2 3 2. Жизнь кажется мне совершенно спокойной и рутинной 3. В жизни я не имею определенных целей и намерений 3 2 1 0 1 2 3 3. В жизни я имею очень явные цели и намерения 4. Моя жизнь представляется мне бессмысленной и бесцельной 3 2 1 0 1 2 3 4. Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной 5. Каждый день кажется мне всегда новым и непохожим на другие 3 2 1 0 1 2 3 5. Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие 6. Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными вещами, которыми всегда мечтал заняться 3 2 1 0 1 2 3 6. Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами 7. Моя жизнь сложилась именно так, как я мечтал 3 2 1 0 1 2 3 7. Моя жизнь сложилась совсем не так, как я мечтал 8. Я не добился успехов в осуществлении своих жизненных планов 3 2 1 0 1 2 3 8. Я осуществил многое из того, что было мною запланировано 9. Моя жизнь пуста и неинтересна 3 2 1 0 1 2 3 9. Моя жизнь наполнена интересными вещами 10. Если бы мне привилось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она была вполне осмыслена 3 2 1 0 1 2 3 10. Если бы мне привилось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она не имела смысла 11. Если бы я мог выбирать, то я бы построил свою жизнь совершенно иначе 3 2 1 0 1 2 3 11. Если бы я мог выбирать, то я бы прожил свою жизнь еще раз так же, как живу сейчас 12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство 3 2 1 0 1 2 3 12. Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности 13. Я человек очень обязательный 3 2 1 0 1 2 3 13. Я человек совсем не обязательный 14. Я полагаю, что человек имеет возможность осуществить свой жизненный выбор по своему желанию 3 2 1 0 1 2 3 14. Я полагаю, что человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств 15. Я определенно могу назвать себя целеустремленным человеком 3 2 1 0 1 2 3 15. Я не могу назвать себя целеустремленным человеком 16. В жизни я еще не нашел своего призвания и ясных целей 3 2 1 0 1 2 3 16. В жизни я нашел своего призвание и цели 17. Мои жизненные взгляды еще не определились 3 2 1 0 1 2 3 17. Мои жизненные взгляды вполне определились 18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 3 2 1 0 1 2 3 18. Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни 19. Моя жизнь в моих руках, и я сам управляю ею 3 2 1 0 1 2 3 19. Моя жизнь не подвластна мне, и она управляется внешними обстоятельствами 20. Мои повседневные дела приносят мне удовольствие и удовлетворение 3 2 1 0 1 2 3 20. Мои повседневные дела приносят мне сплошные неприятности и переживания
Несмотря намалый объем опросника (20 пунктов), при факторном анализе выделились шестьфакторов, пять из которых (за исключением второго) хорошо интерпретируются,включают с весом не менее 0,40 от 4 до 6 пунктов каждый, и значимо (
На основанииэтих результатов тест осмысленности жизни был преобразован в тестсмысложизненных ориентаций, включающий наряду с общим показателем осмысленностижизни также пять субшкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентациии два аспекта локуса контроля. В таблице приведены средние и стандартныеотклонения по общему показателю ОЖ и всем пяти субшкалам (отдельно для мужчин иженщин, полученные на выборке 200 человек в возрасте от 18 до 29 лет).

Средние значения субшкал и общегопоказателя ОЖ (N-200 чел.)№ Шкала Мужчина Женщина Средние значения Средние значения
1
2
3
4
5
6
Цели
Процесс
Результат
Локус контроль «Я»
Локус контроль «жизнь»
Общий показатель ОЖ
27 – 39
28 – 36
21 – 30
17 – 25
24 – 36
88 – 118
23 – 36
23 – 35
18 – 28
14 – 23
23 – 35
79 – 112
Обработкарезультатов. Ключ к опроснику. Для подсчета баллов следует перевестипомеченные обследуемым позиции на симметричной шкале (3 2 1 0 1 2 3) в оценкепо восходящей (1 2 3 4 5 6 7) или нисходящей (7 6 54 3 2 1) на асимметричнойшкале. Восходящую шкалу 1 2 3 4 5 6 7 переводят следующие пункты 1, 3, 4, 8, 9,11, 12, 16., 17. Нисходящую шкалу 7 6 5 4 3 2 1 —следующиепункты 2, 5, 6, 7, 10, 13, 14, 15, 18, 19, 20.
Ключ к тесту.
Субшкала 1(цели жизни) — по восходящей 3, 4, 16,17.
Субшкала 2 (процесс) —по восходящей 1, 9; по нисходящей 2, 5.
Субшкала 3(результат) — по восходящей 8, 11; по нисходящей 7, 10.
Субшкала 4(локус контроля — «Я») —по низходящей 6, 13, 14, 20.
Субшкала 5(локус контроля — жизни) —по восходящей 12; по нисходящей 15, 18, 19.
Общийпоказатель осмысленности жизни — сумма по 20 пунктам
1.Интерпретация субшкал Цели в жизни.
Баллы по этойшкале характеризуют наличие или отсутствие в жизни испытуемого целей в будущем,которые придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу.Низкие баллы по этой шкале даже при общем высоком уровне ОЖ будут присущи человеку,живущему сегодняшним или вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы по этойшкале могут характеризовать не только целеустремленного человека, но ипрожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и неподкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложноразличить, учитывая показатели по другим шкалам СЖО.
2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни.
Содержаниеэтой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизнисостоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемыйсам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненныйсмыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будутхарактеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы по этойшкале — признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако,ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность вбудущее.
3. Результативность жизни, или удовлетворенность самореализацией.
Баллы по этойшкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколькопродуктивна и осмысленна была прожитая ее часть. Высокие баллы по этой шкале инизкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает своюжизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остаткужизни. Низкие баллы — неудовлетворенность прожитой частью жизни.
4. Локус контроля — «Я» («Я» — хозяин жизни).
Высокиебаллы соответствуют представлению о себе как о сильной личности, обладающейдостаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии сосвоими целями и представлениями о её смысле. Низкие баллы — неверие в свои силыконтролировать события собственной жизни.
5. Локус контроля — жизни, или управляемость жизни.
При высокихбаллах — убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободнопринимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы — фатализм, убежденностьв том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свободавыбора иллюзорна и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Агропромышленная депутатская группа (АПГ)
Реферат Темперамент 22
Реферат Гидротермальные системы островодужных сред
Реферат Подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Реферат Экономика автомобильного транспорта
Реферат Японские сады. История ландшафтного дизайна.
Реферат Дослідження методів та інструментальних засобів проектування цифрових пристроїв на основі програмованих логічних інтегральних схем (ПЛІС)
Реферат Violence On Television Essay Research Paper To
Реферат Реализация алгоритма обработки данных
Реферат Оценка стоимости предприятия 3
Реферат Цивилизация и исторический процесс. Понятия сознания, познания, истины и науки. Антропосоциогенез
Реферат Исследование, анализ ассортимента и качества мебельных тканей
Реферат Роль лирических отступлений в одном из произведений русской литературы XIX века
Реферат Общая хирургия: асептика и антисептика
Реферат Расследование и учёт несчастных случаев на производстве