Реферат по предмету "Психология"


Проблемы адаптации личности в группе

ДИПЛОМНАЯРАБОТА
Проблемыадаптации личности в группе

Содержание
Введение
ГЛАВА 1.Социальная адаптация личности
1.1 Изучениесоциальной адаптации личности в психологии
1.2 Процесссоциальной адаптации личности
1.3 Адаптивныехарактеристики личности
ГЛАВА 2.Анализ и интерпретация результатов экспериментально – психологическогоисследования
2.1 Методы иорганизация исследования
2.2 Методикиисследования адаптационного потенциала личности
2.3 Результатыисследования и их психологическая интерпретация
Заключение
Библиография
Приложение №1.График
 

Введение
Повышение интереса к проблемесоциальной адаптации и все более активное изучение данной темы в руслесоциальной психологии обусловлено интенсивными изменениями, происходящими всовременном обществе. Неустойчивость и часто непредсказуемость социальныхпроцессов предъявляет повышенные требования к личности, которой необходимо, содной стороны, соответствовать социальным требованиям, с другой, — сохранятьвнутреннюю стабильность и равновесие.
Актуальность проблемы определяется значением,которое приобретает в настоящее время исследование целостного развития человекав единой жизненной среде и его социальном пространстве, недостаточностьразработки вопросов социальных взаимодействий, истоков и причин плохойсоциальной адаптации личности в группе.
Различными теоретическимиаспектами проблемы социальной адаптации личности занимались: Г. Селье, Ю.А.Александровский, X. Хартман, Л. Филипс, Ж. Пиаже и др.
Достаточно четко ставиттеоретические вопросы и проблемы понятия социальной адаптации личности в своихработах Д.А. Андреева. Вопросы классификации социальной адаптации личностихорошо рассмотрены в работах A.A. Налчаджян, в которых представлены ее основныевиды и типы. Теоретическая модель социальной адаптации личности в рамкахсистемно-деятельностного подхода описана в работах М.В. Ромма. Процесссоциальной адаптации личности исследовали: Ф.З. Меерсон, Л.Д. Столяренко.Вопросы факторов социальной адаптации личности в своих работах рассматривали:Л.В. Корель, Б.Г. Ананьев, И.К. Кряжева. Вопросы критериев эффективностипроцесса социальной адаптации личности изучали: О.И. Зотова, И.К. Кряжева, Т.А.Немчин, В.А. Лабунская, Ф.Б. Березин.
Но, несмотря на то, что в последнеевремя к вопросу о приспособлении человека к окружающей среде прикованопристальное внимание, анализ литературы свидетельствует о недостаточнойизученности проблемы адаптации. Так, до сих пор нет четкого и однозначногоопределения понятия «социальной адаптации», которое бы учитывало всюсложность и противоречивость этого явления. Чаще всего специфика «социальнойадаптации» связывается лишь с социальным характером факторов,воздействующих на человека. Мы считаем, что нельзя однозначно решить этупроблему, необходимо изучить какие именно личностные качества влияют науспешную адаптацию в группе и как меняется уровень адаптированности напротяжении проффесиональной жизнедеятельности личности.
Исходя из этого, целями нашегоисследования явилось:
1. Определитьвлияние индивидуально – личностных характеристик на уровень адаптированностиличности в группе.
2. Выявить временнуюдинамику адаптационного потенциала личности в группе.
Задачи нашего исследования:
1.        Выявитьвзаимосвязь психологических характеристик (локус контроль, коммуникативныйконтроль) и уровня адаптированности личности.
2.        Выявитьвлияние эмоциональной устойчивости личности на уровень ее социальной адаптации.
3.        Выявитьуровень адаптационного потенциала личности на разных этапах профессиональнойдеятельности.
4.        Выявитьзависимость адаптационного потенциала личности в группе от возраста испытуемых.
Предметом исследования выступает адаптационныйпотенциал личности в группе.
Объектом исследования является выявлениеуровня адаптации у людей из разных возрастных групп.
Гипотезы:
1.        Адаптированностьличности в группе может быть связана с такими индивидуально – личностными характеристикамикак локус контроль, коммуникативный контроль и уровнем эмоциональнойустойчивости.
2.        Адаптационныйпотенциал личности претерпевает изменения с течением времени и может бытьобусловлен такими факторами как возраст и профессиональный стаж.
Методы нашего исследования:
1.        Изучениенаучной литературы
2.        Наблюдение
3.        Сборанкетных данных
4.        Проведениеконстатирующих экспериментов
5.        Сравнительныйанализ полученных данных
Теоретическая значимость дипломной работызаключается в рассмотрении возможных причин как успешной, так и плохойсоциальной адаптации личности в группе. А так же в рассмотрении и сравненииадаптационных особенностей различных социальных и возрастных групп.
Практическая значимость данной работыопределяется тем, что материал исследования положен в основу создания социально– психологического тренинга, направленного улучшение социальной адаптацииучителей внутри данной группы.

Глава 1. Социальнаяадаптация личности
 
1.1 Изучение социальной адаптации личности в психологии
Адаптациякак явление свойственно всему живому, поэтому приспособление организма кусловиям существования издавна привлекало к себе внимание человечества.Разработка понятия «адаптация» и его сущности принадлежит биологии ив большей мере связанно с эволюционной идеей. В общей форме явление адаптации вживой природе рассматривалось как выражение целесообразности в устройстве ифункционировании организмов, как прямое (адекватное) приспособление (Ж.Бюфорон, Ж.Б. Ломарк, Ж. Сент-Имер). Дальнейшее развитие проблемы адаптациисвязано с концепцией Ч. Дарвина. Он показал, что адаптация, как и любое другоесредство выживания животного, формируется исторически, то есть являетсяопосредованным во времени и пространстве. Приспособление, полезное в однихусловиях, станет бесполезным или вредным в других. Изучение адаптации вроссийской науке связано с именами таких ученных как: И.М. Сеченов, И.П.Павлов, А.Н. Ухтомский. Основой в понимании явления адаптации стало положение оединстве организма и среды, выдвинутое И.М. Сеченовым. В результатеисследований А.Н. Ухтомский дал понятие организма, как целостности егоактивности во взаимоотношениях со средой в процессе адаптации, что дало толчокк поиску психологических механизмов адаптации. М.Г. Ярошевский (1971)указывает, что проблема социальной адаптации возникла в западной психологии нарубеже 30-40х годов XX столетия на базе необихевиоризма и психоанализа
Необихевиористскоеопределение адаптации. В зарубежной психологии значительное распространениеполучило необихевиористское определение адаптации, которое используется,например, в работах Г. Айзенка и его последователей.
Адаптацию (adjustment)они определяют двояко: а) как состояние, в котором потребности индивида, содной стороны, и требования среды – с другой полностью удовлетворены. Этосостояние гармонии между индивидом и природной или социальной средой; б)процесс, посредством которого это гармоничное состояние достигается.
Такое состояние адаптацииможно описать только в общих теоретических понятиях, поскольку на практикедостижима только относительная гармония между средой и индивидом. Адаптация какпроцесс, согласно Р. Хэнки, принимает форму изменения среды и изменений ворганизме путём применения действий (реакций, ответов), соответствующих даннойситуации. Эти изменения являются биологическими. Об изменениях психики ииспользования собственно психических механизмов адаптации в этом сугубобихевиористском определении нет речи. Это обстоятельство является основнымнедостатком бихевиористского подхода к проблеме адаптации личности.
Социальную адаптациюбихевиористы понимают как процесс физических, социально-экономических илиорганизационных изменений в специфически-групповом поведении, социальныхотношениях или в культуре. Следует отметить, что в таком определении социальнойадаптации речь идет преимущественно об адаптации групп, а не индивида, оличностных изменениях, происходящих в процессе адаптации индивида, нет никакойречи.
Отмечается, что термин «социальнаяадаптация» используется также для обозначения процесса, посредствомкоторого индивид или группа достигают состояния социального равновесия в смыслеотсутствия переживания конфликта со средой
Таким образом, вбихевиористических определениях социальной адаптации имеются элементы, которыеможно использовать для выработки адекватного определения социально-психическойадаптации личности.
Интеракционистскоеопределение адаптации. Согласно интеракционистской концепции адаптации,которую развивает, в частности, Л. Филипс, все разновидности адаптацииобусловлены как внутрипсихическими, так и средовыми факторами
Согласно Л. Филипсу,адаптированность выражается двумя типами ответов на воздействия среды: а)принятие и эффективный ответ на те социальные ожидания, с которыми встречается каждыйв соответствии со своим возрастом и полом (посещение школы, овладение школьнымипредметами, установление дружеских отношений со сверстниками, ухаживание,брак). Такую адаптированность Л. Филипс считает выражением конформности к темтребованиям, которые общество предъявляет к поведению личности; б) в болееспецифическом смысле адаптация не сводится просто к принятию социальных норм:она означает гибкость и эффективность при встрече с новыми и потенциальноопасными условиями, а также способность придавать событиям желательное для себянаправление. В этом смысле адаптация означает, что человек успешно пользуетсясоздавшимися условиями для осуществления своих целей, ценностей и стремлений.Такая адаптированность может наблюдаться в любой сфере деятельности. Адаптивноеповедение характеризуется успешным принятием решений, проявлением инициативы иясным определением собственного будущего. Личность, которая осуществляетпреимущественно эту форму адаптации, не уходит от проблемных ситуаций, аиспользует эти ситуации для реализации своих стремлений, целей, основныхпритязаний
Основными признакамиэффективной адаптированности, согласно интеракционистам, являютсяследующие:
а) адаптированность в сфере«внеличностной» социально-экономической активности, где индивидприобретает знания, умения и навыки, добивается компетентности и мастерства;
б) адаптированность в сфереличных отношений, где устанавливаются интимные, эмоционально насыщенные связи сдругими людьми, а для успешной адаптации требуются чувствительность, знаниемотивов человеческого поведения, способность тонкого и точного отраженияизменений взаимоотношений.
Следует отметить еще однуважную особенность интеракционистского понимания адаптации: представители этогонаправления социальной психологии проводят различие между адаптацией (adaptation) и приспособлением (adjustment).Так, например, Т. Шибутани пишет: «Итак, каждая личность характеризуетсякомбинацией приемов, позволяющих справляться с затруднениями, и эти приемымогут рассматриваться как формы адаптации. В отличие от понятия „приспособление“,которое относится к тому, как организм приспосабливается к требованиямспецифических ситуаций, адаптация относится к более стабильным решениям –хорошо организованным способам справляться с типическими проблемами, к приемам,которые кристаллизируются путем последовательного ряда приспособлений»
Такой подход, во-первых,выгодно отличается от бихевиористского тем, что в нем проводится различие междуадаптацией и приспособлением, тогда как бихевиористы для всех случаевиспользуют термин «приспособление», что является выражением ихбиологизаторского подхода к психической активности человека. Это объединяетконцептуальный аппарат социальной психологии личности и теориисоциально-психической адаптации.
Во-вторых, подходинтеракционистов ясно указывает на то, что следует провести различие междуситуативной адаптацией и общей адаптацией к типичным проблемным ситуациям.Здесь просматривается также очень полезная идея, согласно которой общаяадаптация (и адаптированность) является результатом последовательного рядаситуативных адаптаций к повторяющимся ситуациям, имеющим общие определяющиечерты.
Психоаналитическаяконцепция адаптации личности специально разработана немецкимпсихоаналитиком Г. Гартманом, а механизмы и процессы защитной адаптациирассмотрены в работе Анны Фрейд.
Психоаналитическое пониманиеадаптации опирается на представления З. Фрейда о структуре психической сферыличности, в которой выделяются три инстанции: Id, Ego и Super-Ego.Id (Оно) включает инстинкты, Super-Ego представляет собой системуинтернализованной морали, а в Ego включаются в основном рациональныепознавательные процессы личности. Id руководствуется принципом удовольствия,Ego – принципом реальности. Ego «ведет войну» против Id, противSuper-Ego и внешней реальности
1.2 Процесс социальной адаптацииличности
 
Изучая становлениеличности в процессе взаимодействия человека и его окружения, его социализацию,психологи обращают все больше внимания на те аспекты активности личности,которые направлены на ее адаптацию к той социальной среде (группа, организация,общество в целом), в которой протекает эта активность.
Задача адаптации к другим людямвстает перед человеком со дня его рождения. Адаптация к группе является однимиз важнейших условий успешного становления личности. Социально-психическуюадаптированность можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношенийличности и группы, когда личность без длительных внешних и внутреннихконфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет своиосновные социальные потребности, в полной мере идет навстречу тем ролевыможиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояниесамоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.
Традиционно процесс социальнойадаптации рассматривался психологами как два противоположных уровня: адаптациямаксимальная и дезадаптация. Но недостаточность такого подхода явилась шагом куглублению понимания даннойпроблемы, следствием чего был поиск промежуточных вариантов степениадаптированности.
Процесс адаптацииразворачивается во времени, проходя несколько этапов и затрагивая практическивсе компоненты личности.
Изменения, происходящие вличности, можно отследить на трёх уровнях: эмоциональном, когнитивном иповеденческом.
Эмоциональный компонент,включающий в себя различные моральные чувства и эмоциональные состояния. Онописывает общее эмоциональное состояние человека и его отношение к изменившейсяситуации.
Когнитивный компонентопределяет степень информированности личности о ситуации, степень ориентировкив возникающих проблемных ситуациях. Он включает в себя все психическиепроцессы, связанные с познанием: ощущения, восприятие, представление, память,мышление, воображение и т.д.
Поведенческий илипрактический компонент, предлагающий определенную направленную деятельностьчеловека в социальной практике. На этом уровне рассматривается активность индивида, направленнаяна преобразование ситуации. При этом активность может выражаться в виде внешнего поведения, а можетвыступать в форме внутренней активности, направленной на преобразованиесобственной личности.
В процессе социальнойадаптации, при последовательном переходе с одного этапа на другой различные компоненты(эмоциональный, когнитивный и поведенческий) приобретают неодинаковуюзначимость. Нагрузка как бы переносится с одного уровня на другой в зависимостиот тех задач, которые приходится решать личности в процессе построения новойсистемы взаимодействия со средой. Хотя грани между последовательными стадиями процессамогут быть достаточно размыты, однако компонент, который несет наибольшую нагрузкуна определённом этапе, как правило, более ярко выражен. По распределению внутреннихресурсов личности между эмоциональным, когнитивным и поведенческим компонентамиможно определить этап процесса адаптации личности в конкретный момент.
В едином процессесоциальной адаптации выделяются пять взаимосвязанных этапов:
1) первичная реакция наизменения;
2)ориентировка;
3) внутренняя переработкаи осмысление;
4) действия, направленныена изменение;
5) продуктивноевзаимодействие.
Остановимся на краткомописании названных этапов.
1. Первичная реакция наизменения
Необходимость в адаптациивозникает в том случае, когда в жизненной ситуации личности происходятдостаточно существенные изменения. Новая ситуация часто предъявляет к личноститакие требования, к которым она ещё не готова:
требования кпрофессиональным качествам, умениям и навыкам, необходимость применения новыхмоделей поведения, требования изменить ранее сформировавшееся отношение кизвестным явлениям или объектам. Если человек не имеет ресурсов справиться свновь возникшими проблемными ситуациями, он переживает более или менеевыраженное состояние фрустрации.
Обычно первый этаппроцесса адаптации к новым требованиям среды эмоционально насыщен. Как правило,преобладают отрицательные эмоции, хотя в отдельных случаях изменения могутсопровождаться и положительными, даже эйфорическими переживаниями. Ориентация вситуации слабая, новые требования незнакомы, не хватает знаний и опыта длятого, чтобы справиться с возникшей проблемной ситуацией. Поведенческаяактивность может быть достаточно бурной, может проявляться слабо. Но в любомслучае поведение характеризуется спонтанностью и, скорее, реактивностью, чемцеленаправленной произвольной активностью. Действия направлены, прежде всего,на восстановление былого равновесия, на возвращение системы взаимодействия впрежнее состояние.
Основная нагрузка напервом этапе ложится на эмоциональный компонент, который выражен наиболее ярко.Эмоциональная реакция на этом этапе является своеобразным сигналом, сообщающимо нарушении равновесия, об изменениях, произошедших в системе организм-среда.Если изменения кратковременны и поверхностны, индивиду скоро удаётсявосстановить потерянное равновесие, и система возвращается к своемупервоначальному состоянию, В этом случае адаптивный процесс не разворачивается,а действия, производимые индивидом, можно, скорее, назвать координационными,чем адаптационными. Если же изменения необратимы, реактивное поведениеиндивида, как правило, не приводит к желаемому результату, прежнее состояние неудается восстановить. Чтобы достичь равновесия, должны произойти определенныекачественные изменения, для чего необходимо строить новую системувзаимодействия. Тогда начинает разворачиваться собственно процесс адаптации,который может идти в двух направлениях. Обычно выделяют защитную и незащитнуюадаптации. Если нарушения взаимодействия слишком болезненны, могут включитьсяпсихологические защитные механизмы, когда произошедшие изменения будут искаженыили игнорированы. В этом случае процесс адаптации запускается набессознательном уровне, становится неконтролируемым и не чувствительным кдальнейшим изменениям ситуации, что, обеспечивая временный положительныйэффект, часто приводит к еще большему нарушению взаимодействия.
Условием нормальногопротекания процесса адаптации является принятие изменившейся ситуации, точнее,самого факта изменений. Тогда интенсивность эмоциональной реакции снижается ипроисходит переход ко второму этапу процесса,
2.Ориентировка
На втором этапе ещёостается общее состояние дискомфорта, часто отмечаются проявления тревоги.Отношение к происходящему обычно неоднозначное, амбивалентное, подверженоколебаниям. Такое состояние побуждает индивида к активному целенаправленномупоиску, сканированию и анализу ситуации. Значение поисковой активности дляадаптации общепризнано и отражено в ряде работ. Наличие этапа ориентировкидает преимущество живым системам, способным к активным поведенческим проявлениями обладающимнеким запасом поведенческих реакций, которые могутцеленаправленно отбираться в зависимости от особенностей ситуации.
Основной задачей второгоэтапа процесса адаптации является адекватная ориентация в ситуации. Человекначинает активно собирать информацию, позволяющую прояснить ситуацию. Резкоповышается чувствительность к релевантной информации. Человек пытается выяснитьтребования, предъявляемые к нему со стороны среды, способы поведения иреагирования, адекватные ситуации, анализирует свои возможности сквозь призмувозникших требований. На этом этапе информированность, осведомленность личностипрогрессивно возрастают. Если этап пройден удачно, человек становитсяобладателем знаний, которые дают возможность подойти к решению возникших проблемныхситуаций.
При нормальном течениипроцесса общая преобразующая активность на втором этапе существенно снижается.Спонтанное реактивное поведение, не приведшее к положительным результатам напервом этапе, приостановлено, для планомерной активности ещё не хватаетготовности и знаний: человек как бы «затаился».
Таким образом, основнаянагрузка на втором этапе ложится на когнитивный компонент, который призванобеспечить личности запас знаний, необходимых для налаживания взаимодействия.Когда собрано достаточное количество информации, ситуация прояснилась, изученытребования среды и собственные возможности, индивид вступает на третий этаппроцесса адаптации.
3. Внутренняя переработкаи осмысление
Третий этан приобретаетособое значение именно для процесса социальной адаптации человека. Этоопределяется спецификой самой социальной среды, а также особенностямисоциального взаимодействия.
Социальная среда болееподвижна и неустойчива, чем биологическая. Чтобы взаимодействовать с такойсредой, индивид должен быть способен так же быстро изменять свое поведение.Неустойчивость происходящих социальных изменений определяет следующеетребование: приспособительные реакции индивида не должны жёстко фиксироваться,оставляя возможность для последующей перестройки поведения. Интенсивностьсоциальных изменений делает непродуктивным поиск способов взаимодействияметодом проб и ошибок, закрепляя полезные приобретения с помощью естественногоотбора, как и в биологических системах. Еще одной особенностью социальноговзаимодействия является большая ценность отдельного индивида по сравнению сбиологическими системами. Существование социума невозможно без человека, и самихарактеристики взаимодействия во многом определяются особенностями личности,контактирующей с социальной средой. В последнее время считается общепризнанным,что динамика социального прогресса зависит от успешной реализации внутреннегопотенциала каждой личности. Проблема социальной адаптации все чаще связываетсяс проблемой самореализации личности. В данном контексте заметим, что цельюсоциальной адаптации является не слепое приспособление к изменениям среды илиизменение среды в соответствии со своими потребностями, а поиск такого пути,который позволил бы сохранить индивидуальное «Я» и целостностьличности, реализовать внутренний потенциал, не разрушая окружающей реальности,а, наоборот, содействуя её прогрессу.
Следовательно, третийэтап — этап внутренней переработки и осмысления — можно назвать центральнымзвеном процесса социальной адаптации личности, отражающим именно спецификувзаимодействия сознательной личности и социальной среды (Характерно, что впроцессе биологической адаптации подобный (аналогичный) этап полностьюотсутствует).
Данный этап служитсвязующим звеном между этапом ориентировки, который играет подготовительнуюроль и этапом собственно преобразующих действий. Основная задача личностисостоит в том, чтобы, проанализировав собранную информацию, сознательно выбратьправильную стратегию поведения, позволяющую создать новую системувзаимодействия. Именно серьезные изменения во внутриличностном планеобеспечивают быструю перестройку внешнего поведения. Часто это связано спереоценкой ценностей, определением своего места во взаимодействующей системе.На третьем этапе должно произойти окончательное принятие изменившейся ситуации.
Для данного этапа характеренвысокий уровень внутренней активности: устанавливается внутренняя позицияличности, определяется стратегия поведения, начинают формироваться новыеповеденческие стереотипы. Это тот момент духовного и личностногоразвития, когда человек временно стремится ограничить контакт со средой, концентрируяусилия на внутренней работе, та стадия, которая не раз отмечалась втерапевтической практике, как необходимый этап для разрешения личностногокризиса и как толчок к изменению всей системы взаимоотношений с миром. Взависимости от характера и степени первоначального изменения ситуациивзаимодействия внутренняя работа может быть более или менее глубокой иинтенсивной
Говоря о роли сознания исамосознания на третьем этапе социальной адаптации, следует отметить, чтоименно при условии сознательного контроля изменения сохраняют вариативность идопускаютсмену стратегии поведения, именно сознательный анализпозволяет избежать лишних неудачных проб при столкновении с действительностью иизбавляет личностьот случайных ошибок .
В целом, характеризуяособенности третьего этапа, можно отметить, что наличие полезной информацииснижает эмоциональную напряженность, обычно общее состояние характеризуетсяумеренной комфортностью. Отношение достаточно устойчиво, хорошодифференцированы положительные и отрицательные стороны ситуации. Имеющаясяинформация также характеризуется детальностью и дифференцированностыо. Натретьем этапе когнитивная обработка заключается в интерпретации собраннойинформации, в результате которой она укладывается в систему внутреннего опыта.Основная нагрузка как бы распределена между двумя уровнями, позитивным иповеденческим:на основе когнитивной обработки и внутреннего осмысленияформируются стратегии будущего адаптивного поведения.
Когда позиция определена,стратегия сформирована, происходит переход на четвертый этап.
4. Действия, направленныена изменение
На четвертом этапеиндивид приступает к реальным действиям, направленным на преобразованиеситуации. Анализ способов поведения, которые использует индивид в процессеадаптации, не раз становился предметом исследований. Еще 3. Фрейд выделил дватипа адаптивного поведения личности, поведение, направленное на преобразованиесреды (партнера) или на изменение себя самого. Эти противоположные стратегииполучили названия аллопластической и аутопластической адаптации. Позже к двумназванным была добавлена стратегия избегания травмирующей среды, особоизучалось адаптивное значение конформного типа поведения. Установлено, чтовыбор адаптивной стратегии зависит как от индивидуальных особенностей личности,так и от характеристик среды. Не ставя цели в данной работе подробноостанавливаться на классификации возможных поведенческих стратегий, отметимтолько, что наиболее успешной является такая стратегия, которая способствуетвзаимоизменениям: человек одновременно меняется сам и способствует изменениям,происходящим в среде.
Таким образом, наибольшийвес на четвёртом этапе приобретает поведенческий компонент, и основное значениездесь отводится активным преобразовательным действиям. Успешность прохожденияэтапа во многом зависит как отадекватности избранной стратегииповедения, так и от самой способности личности к произвольной целенаправленнойактивности.
Для данного этапахарактерно избирательное восприятие информации: информация, не соответствующаясложившемуся ранее представлению о ситуации, преимущественно игнорируется.Закрепляются стереотипы восприятия и поведения. Общее состояние можетколебаться, окрашиваясь то в позитивные, то в негативные тона в зависимости отуспешности предпринимаемых действий.
Если стратегия выбранаправильно и ее удалось реализовать, ситуация взаимодействия уравновешивается,приобретая новые качества, и процесс адаптации переходит на свой завершающий,пятый этап.
5.Продуктивное взаимодействие
Пятый этапхарактеризуется собственно состоянием адаптированности индивида. Для негохарактерно состояние комфорта, эмоциональной стабильности и уравновешенности.Общий тон эмоциональных переживаний положительный и не отличается экстремальнымхарактером. Отношение к ситуации также устойчиво и позитивно. Адаптационныйпроцесс завершает свой цикл, и основной вес опять переносится на эмоциональныйкомпонент. Действительно, чаще всего состояние адаптированности связывают собщим позитивным состоянием индивида: ощущением комфорта и удовлетворенности.
Однако эмоциональноеблагополучие является не единственным критерием адаптированности. Называяданный этап этапом продуктивного взаимодействия, необходимо отметить, что насамом деле процесс адаптации может иметь два отличающихся друг от друга исхода.Мы выходим на одну из самых острых проблем теории адаптации: проблемупротиворечия между гомеостатическим идеалом адаптированной системы, стремлениемк покою и равновесию и идеалом вечного движения как условия жизни, стремлениемживой системы к новой информации, изменению и развитию. Широко распространённаягомеостатическая модель ставит целью адаптации оптимальное приспособление ксреде и состояние покоя для индивида; модель развития (или системная социальнаяадаптация,) — построение новой, более совершенной системы взаимодействия сосредой и самореализация для индивида в продуктивной творческой деятельности.
На пятом, заключительномэтапе социальной адаптации могут реализоваться обе модели взаимодействия. Итогво многом зависит от первоначальной установки индивида на приспособление(равноценно индивида к среде или среды к индивиду) или установки на оптимизациюсамого взаимодействия, достижение более высокого уровня функционирования вконтакте со средой
Охарактеризуемособенности заключительного этапа адаптации для той и другой модели.
Несмотря на общийположительный эмоциональный фон, характерный для заключительного этапапроцесса, при реализации разных моделей имеют место существенные различия науровне когнитивных и поведенческих характеристик. В первом случае достижениесостояния покоя и умиротворенности приводит к общему снижению степенифункционирования личности. Внешняя поведенческая активность, как правило,умеренная и направлена преимущественно на поддержание достигнутого равновесия.То есть опять, как и на первом этапе, характеризуется реактивностью. Хотя общаяинформированность хорошая, однако, чувствительность к новой информацииснижается, возникает риск формирования жестких стереотипов восприятия иповедения.
Несмотря на комфортность,индивид не застрахован от риска новой дезадаптации. Это может произойти вслучае жёсткого фиксирования стереотипов и потери контакта с реальностью,которая непрерывно меняется. Если активность индивида будет направлена толькона поддержание достигнутого равновесия, а поведение будет лишь реактивнымответом на колебания среды, то новая дезадаптация возникнет неизбежно, так какв этом случае игнорируется сам процесс дальнейшего развития личности иестественного изменения среды. Риск новой дезадаптации особенно высок в такойподвижной среде, как социальная. Новые изменения вызовут реакцию отторжения,которая поменяет положительное эмоциональное состояние на противоположное,имеющаяся информация станет неактуальной, и человек вновь окажется на первомэтапе процесса. Таким образом, гомеостатическая модель адаптации, котораядостаточно успешно работает в малоподвижных системах, таких как физическая и,частично, биологическая, приводит процесс социальной адаптации к замкнутомукругу, а личность — к постоянно возобновляющимся дезадаптациям.
При реализации второймодели удаётся так преобразовать изначальную неудовлетворительную ситуациювзаимодействия, что индивид и среда (или партнер) образуют теперь новуюсистему, где каждый занимаем свое место, и общее функционирование системы имеетнекоторый положительный эффект ни сравнению с изолированным функционированиеминдивида и противостоящей ему среды. При оптимальном построении системывзаимодействия человек реализуется в продуктивной деятельности, котораяодновременно приветствуется средой (или партнером). Как правило, этот процесссопровождается усложнением организации обеих сторон. Все приобретения,актуализированные на предыдущих этапах, закрепляются в активном арсеналеличности, повышая её общую адаптивность. Характерно, что идея постепенногонакопления адаптивных ресурсов в результате последовательного ряда адаптацииуже не раз излагалась в контексте теории адаптации.
Поддержание активностиличности на достаточно высоком уровне дает возможность адекватного исвоевременного реагирования на новые изменения. Поведенческая гибкость иоткрытость опыту являются необходимыми качествами, способными поддерживатьсостояние адаптированности, несмотря на определенные колебания среды.Творческая продуктивная активность предполагает постоянный приток новойинформации. Поэтому в отличие от предыдущей модели у индивида сохраняетсячувствительность к новой информации. Установка на оптимальное взаимодействие исамореализацию в продуктивной деятельности обеспечивает непрерывной развитие исамосовершенствование личности, которое только стимулируется новымиизменениями, происходящими во внешней среде или во внутреннем мире человека. Вэтом случае изменения ситуации взаимодействия служат не фрустрирующим фактором,а толчком к дальнейшему развитию. (Не случайно адаптация историческирассматривалась в связи с теорией эволюции. Однако в случае социальнойадаптации движущей силой развития служит не естественный отбор, а прогрессивныеизменения в результате построения новых систем взаимодействия).
При оптимальномразрешении каждый новый адаптивный процесс повышает общий уровеньфункционирования личности и, совершенствуя ее внутреннюю организацию, делаетличность всё более независимой от колебаний внешней среды. Если итогомадаптивного процесса является лишь подстройка к новым условиям среды,обусловленная тенденцией к покою, человек обречен на постоянные реадаптации.Таким образом, гомеостатическая модель способна обеспечить лишь ситуативнуюадаптацию к ограниченной среде, в то время как системная повышает адаптивныйпотенциал личности, способствуя общей адаптации .
В целом особенностипротекания и длительность каждого этапа могут быть различными и зависят:
1) от характеристик среды,с которой необходимо взаимодействовать;
2) от интенсивностиизменений,
3) от общей адаптивностиличности;
4) от особенностейличности, позволяющих наиболее успешно функционировать на определённых этапахпроцесса.
А так протекание процессасоциальной адаптации зависит от того, какой тип адаптационного процессабудет использовать человек. Выделяют четыре основных типа:
1. направленности вектораактивности «наружу» соответствует один тип адаптации. Онхарактеризуется активным влиянием личности на среду, ее освоение иприспособление к себе.
2. Направленности вектораактивности «внутрь» соответствует другой тип адаптационного процесса.Он связан с активным изменением личностью себя, коррекцией своих социальныхустановок и привычных инструментальных, поведенческих стереотипов. Это типактивного самоизменения и активного самоприспособления к среде.
И, в общем-то,неизвестно, какой тип дается легче с энергетической (физической) и сэмоциональной (психологической) точки зрения: изменение среды или себя.
3. В случаенеприемлемости для личности, по каким – либо причинам двух рассмотренныхвариантов, адаптационный процесс протекает по типу активного поиска всоциальном пространстве новой среды с высоким адаптационным потенциалом дляданной личности. Последнее обстоятельство (для данной личности) являетсяпринципиально важным. Потому, что понятие «адаптационный потенциал среды»всегда должно рассматриваться в субъективном контексте.
4. В действительностисуществует еще один тип адаптационного процесса. Причем, он как раз и являетсянаиболее распространенным и наиболее эффективным с точки зрения адаптации. Этоттип называется вероятно-комбинированным. Он основан на использовании всехвариантов «чистых» типов.
Выбор того или иноговарианта осуществляется в результате оценки личности успешности адаптации приразных типах адаптационной стратегии. При выборе стратегии личностьюоцениваются:
1. требования социальнойсреды – их сила, степень враждебности, степень ограничения потребностейличности, степень дестабилизирующего влияния и т.п.
2. потенциал личности вплане изменения, приспособления среды к себе.
3. цена физических ипсихологических усилий при выборе стратегии изменения среды или изменения себя.
Оценка этих параметровчасто происходит в свернутом виде или даже на неосознанном, интуитивном уровне.
Типы адаптационногопроцесса формируются в зависимости от индивидуально – психологическихособенностей личности.
1.3 Адаптивныехарактеристики личности
 
Детальное описаниепроцесса социальной адаптации позволяет внести некоторую определённость впроблему изучения адаптивных свойств личности. Понятие адаптивного потенциалашироко использовалось как в психоаналитических, так и в интеракционистскихконцепциях психической адаптации. Так Адлер связывает проблемы адаптациииндивида в обществе с «невротическим стилем жизни», который являетсяследствием «трудного» детства и характеризуется такими особенностямикак эгоцентризм, отсутствие сотрудничества, нереалестичность. Этот «невротический»стиль жизни постоянно сопровождается ощущением угрозы самооценки, неуверенностив себе, обостренной чувствительностью, что неизбежно приводит к проблемам вотношениях с окружающими.
В концепциифундаментальной ориентации межличностных отношений В. Шутца, социальнаяадаптация взрослого человека рассматривается как предопределенная опытомдетства, формирующим фундаментальные межличностные потребности исоответствующий личностный тип, который либо задает адекватную интеграцию вотношениях с другими, либо создает проблемы в сфере межличностных конфликтов.
В современной психологии проблемыадаптированности личности занимают немаловажное место. Под адаптивностью обычнопонимают наличие некоторых способностей, позволяющих личности наиболее быстро иадекватно разрешать проблемные ситуации и нормализовать свое взаимодействие сосредой. Существует огромное разнообразие мнений по поводу того, что именновходит в это понятие, и какие свойства следует считать адаптивными. Здесь можновстретить описание достаточно обобщённых личностных качеств, таких как осознанность,гибкость поведения, способность к внутриличностным изменениям,социально-психологическая терпимость. Наряду с этим используется простоеперечисление особенностей поведения, присущих достаточно адаптированныминдивидам: дружелюбность, ответственность, соответствие поведения этическимнормам. Если адаптивность рассматривается как система способов, позволяющихсправляться с типичнымипроблемными ситуациями, то отмечаютсятакиекачества, как способность принимать адекватные решения, наличие соответствующихзнаний, умений.
Так же об уровнеадаптированности личности в группе можно судить по характеристикамфрустрационных реакций. Фрустрация- это особое психическое состояние, выражающееся в характерных особенностяхпереживания и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективнотак воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижениюпоставленной цели. Важной характеристикой поведения в таких ситуациях являетсяфрустрационная толерантность, то есть способность противостоять различным жизненнымтрудностям, способность переживать неудачи.
Ответы людей навоздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных особенностей. В частности,есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченныеадаптивные ответы, механизмы и процессы. Для формирования, выработки такихответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например,сублимация. Отсроченныемеханизмы, по нашему мнению, генетически и вструктурно-функциональном отношении более сложны и служат для осуществленияболее фундаментальных адаптивных процессов.
Другие же реакции,например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями нафрустрирующую ситуацию.
Таким образом, любаязащитная реакция, особенно если она уже оформлена и автоматизирована, можетбыть как непосредственной, так и отсроченной. Но некоторые из них по природесвоей являются отсроченными (особенно когда первые формируются), а другиебольшой отсрочки для формирования и использованияне требуют.
Фрустрационные ситуациибывают двух видов: внешние и внутренние. По этому критерию различаются:
1) защитные механизмы,направленные против внешних фрустраторов;
2) защитные механизмы,используемые для защиты от внутренних фрустраторов.
Психология еще нераскрыла все защитные механизмы, используемые людьми с целью адаптации.Но в целом и тип защиты, и интенсивность, и длительность защитно-адаптивныхпроцессов зависят от смысла фрустрирующей ситуации для личности, аиндивидуализированное осмысление фрустраторов зависит от мотивационной структурыличности.
Мотивация иадаптация личности
Влияние мотивации на адаптационнуюдеятельность очень велико. Чем выше сила мотивации, тем успешнее проходитадаптация личности в группе. Однако мотив может характеризоваться не только какколичественная величина (сильный — слабый), но и как качественная. В этом планеобычно выделяют мотивы внутренние и внешние. Внутренние мотивы имеют прямоеотношение к деятельности, которой занимается человек. Это может бытьудовлетворение познавательной потребности, потребности в общении в процессеобучения, работы. Если же значение имеют другие потребности, такие каксоциальный престиж, заработная плата, то говорят о внешних мотивах.
Так же следуетотметить, что деление мотивов на внутренние и внешние является недостаточным.Сами внешние мотивы могут быть положительными, такими как мотивация успеха,достижения, и отрицательными. Очевидно, что внешние положительные мотивы болееэффективны для успешной адаптации личности, чем внешние отрицательные, дажеесли по силе они равны.
Анализируяэкспериментальные исследования можно создать обобщенный портрет личности,доминирующей мотивацией которой является надежда на успех, и личности,доминирующей мотивацией которой является боязнь и ожидание неудачи в процессеадаптации в группе.
Личности,мотивированные на успех в деятельности обычно активны, инициативны. Если встречают препятствия –ищут способы их преодоления. Отличаются настойчивостью в достижении цели.Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимыецели, а нереалистически высокие, отклоняют. То есть предпочитают рисковатьрасчетливо. Но такая расчетливость ведет к суммарному успеху, поскольку несвязана ни с незначительными успехами при заниженных целях, ни с вероятнымислучайными успехами при завышенных. В случае чередования успехов и неудач,склонны к переоцениванию своих неудач. Склонны к восприятию и переживаниювремени как «целенаправленно быстрого», а не бесцельно текущего.
Личности,мотивированные на неудачу в деятельности менее инициативны. При выполнении ответственных заданийищут причины отказа от них. Предпочитают выбирать крайние цели: либо заниженнолегкие, либо нереально сложные для выполнения. При выполнении деятельностипроблемного характера, в условиях дефицита времени, результативностьдеятельности снижается. Отличаются меньшей настойчивостью в достижении цели.Склонны к восприятию времени как «бесцельно текущего». Планируют своебудущее на менее отдаленный промежуток времени.
Наряду свышеперечисленными свойствами мы бы хотели выделить несколько индивидуально –личностных характеристик, которые, как мы полагаем, могут оказывать влияние на уровеньадаптации. Это локус контроль и коммуникативный контроль и эмоциональнаяустойчивость личности.
Локус контроль
Появление этого понятия впсихологической литературе связано с работами американского специалиста вобласти психодиагностики Дж. Роттера (1982). Роттер вывел идею локуса контроляиз своей концепции социального научения, в которой контроль определяется какстабильная склонность личности определенным образом оценивать причинностьжизненных событий.
Центральное место вконцепции Роттера отводится формированию в процессе социализации системыобобщенных ожиданий того, что определенное поведение приведет к вознаграждению иэто вознаграждение имеет психологическую ценность в конкретной ситуации. Всоответствии с особенностями ожиданий человек может формировать два типастратегий взаимодействия с окружением, два типа локализации, или локусаконтроля: интернальный и экстерналъный. В первом случае, планируясвою деятельность, принимая определенные решения, человек оценивает, насколькодостижение поставленных им целей зависит от него лично, от его усилий и уменийи являются закономерным результатом его собственной деятельности. Во второмслучае, человек убежден, что его успехи или неудачи являются результатом такихвнешних сил как везение, случайность, другие люди, то есть от неконтролируемыхим сил. Любой индивид занимает определенную позицию на континууме, задаваемомэтими полярными типами локуса контроля.
Необходимо отметить, чтотеория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля како характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которымиприходится сталкиваться человеку.
Коммуникативный контроль
Этотсоциально-психологический термин определяет поведение личности в ситуациисоциального взаимодействия. Высокий коммуникативный контроль, по Снайдеру,означает, что человек постоянно следит за собой, управляет выражением своихэмоций, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.
Средний коммуникативныйконтроль означает, что в общении человек непосредственен, искренне относится кдругим, но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции споведением окружающих его людей.
Низкий коммуникативныйконтроль означает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность,когда поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения ине всегда соотносится с поведением других людей.
Нейротизм.
Айзенк использовал нейротизмв качестве показателя одного из основных свойств личности. Это свойствогенетически детерминировано. Его выраженность связана со скорость выработкиусловных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения и торможенияв центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга состороны ретикулярной формации.
Нейротизм характеризуетэмоциональную устойчивость или неустойчивость личности. Эмоциональнаяустойчивость – черта, выражающая сохранение организованного поведения,ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях.
Нейротизм выражается вчрезвычайной нервности, неустойчивости, склонности к быстрой смене настроения,чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях,рассеянности внимания в стрессовых ситуациях.
Подводя итогтеоретическому обзору вопроса, необходимо отметить, что, несмотря на большоеколичество исследований в области социальной адаптации, взаимосвязьпсихологических характеристик и адаптационного потенциала личности в группенедостаточно изучена. Этому и посвящено наше исследование.

Глава 2. Анализ иинтерпретация результатов экспериментально – психологического исследования
 
2.1 Методы и организацияисследования
 
Исследовательскиеинтересы данной дипломной работы направлены на изучение потенциальнойадаптированности личности в группе. Которая в течение жизнедеятельности играетнемаловажную роль и наряду с профессионально важными качествами определяетуспешность личности.
Для проверки гипотез намибыл проведен констатирующий эксперимент с использованием следующих методик:
1. Методика рисуночнойфрустрации С. Розенцвейга.
2. Методика определениялокуса контроля поведения.
3. Тест — опросниккоммуникативного контроля М. Снайдера.
4. Опросник EPQ – методика Айзенка.
Для сравнительногоанализа данных были использованы методы прикладной статистики:
1.        F– критерий Фишера
2.        Коэффициентранговой корреляции Спирмена.
В эксперименте принялиучастие 60 человек. Из них 30 – учителя средней школы № 46 (с различным стажемработы) и 30 – студенты КТУ им. Раззакова (в возрасте 18 – 19 лет)
Исследование проводилосьв группах и индивидуально. Студенты получали бланк для ответов, в которых былонеобходимо указать анкетные данные (пол, возраст, образование). Далееэкспериментатор зачитывал инструкцию к методикам, давая пояснения и убедившись,что инструкция понята верно, приступая к зачитыванию вопросов или утверждений,поясняя то, что вызывает затруднения. Так проводились методики определениялокуса контроля, тест — опросник коммуникативного контроля М. Снайдера иметодика Айзенка.
Затем каждому испытуемомувыдавалась брошюра с рисунками (методика рисуночной фрустрации С. Розенцвейга)и давалась устная инструкция экспериментатором и разъяснялись возникающиевопросы, в том числе и возникающие по ходу выполнения методики. Ответыиспытуемые фиксировали в бланке ответов.
Испытуемые из группы учителейпроходили исследование индивидуально. Как и в группе студентов были разъясненыинструкции и уточнялись вопросы в процессе исследования. Результатыфиксировались на бланке ответов, по желанию испытуемого, либо самим испытуемым,либо экспериментатором. Также были собраны анкетные данные (пол, возраст,образование, стаж) и проводилась беседа с целью выяснения частоты и характераконфликтов, происходящих с испытуемым.
2.2      Методики исследования адаптационного потенциала личности
 
Экспериментально — психологическая методика изучения фрустрационных реакций.
Для исследования даннаяметодика дает возможность определить «коэффициент групповойадаптации» (КГА), который является важным показателем методики. Так, еслииспытуемый имеет низкий процент КГА, то можно предполагать, что у него частобывают конфликты с окружающими его лицами, что он недостаточно адаптирован ксвоему социальному окружению и наоборот. Также методика позволяет выявить тип инаправление реакции испытуемых на фрустрационные ситуации. В целом, наосновании протокола обследования, можно сделать выводы относительно аспектовадаптации испытуемого к своей социальной группе и с большей долей вероятностипрогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности илипомехи, которые встают на пути к удовлетворению потребностей, к достижениюцели.
Настоящая методикавпервые описана в 1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методикарисуночной фрустрации» (PF — Study). Стимулирующая ситуация этого методазаключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены двачеловека и более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажимогут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всехрисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации. Намииспользовалась модификация методики С. Розенцвейга, разработанная в Научно — исследовательском институте им. В.М. Бехтерева. (Экспериментально — психологическая методика изучения фрустрационных реакций. Л., 1984.)
Методика состоит из 24рисунков, на которых изображены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Ситуации, представленныев тексте, можно разделить на две основные группы.
1. Ситуации«препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж илипредмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом.Сюда относятся 16 ситуаций — рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9,11,12,13, 14, 15,18,20,22, 23, 24.
2. Ситуации«обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь:рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19,21.
Между этими типамиимеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ейпредшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в своюочередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию«обвинения» как ситуацию «препятствия» или наоборот.
Оценка теста. Каждый ответ оцениваетсяс точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивныереакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в формеподчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причиныфрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить даннуюситуацию).
2.Интропунитивныереакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимаетфрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя илиберет на себя ответственность за исправление данной ситуации).
3.Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматриваетсяиспытуемым как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое,что может быть исправлено само собой, стоит только подождать или подумать).
Реакции различаются такжес точки зрения их типов:
1. Тип реакции «сфиксацией на препятствии » (в ответе испытуемого препятствие,вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается, щит интерпретируется как своегорода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезногозначения).
2. Тип реакции «сфиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемогоиграет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, илипризнает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никомуне может быть приписана).
3. Тип реакции «сфиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен наразрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лицдля решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или жесчитает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).
В соответствующей таблицесодержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся врегистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычислениепоказателя КГА, который может быть обозначен как «коэффициент групповойадаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответовконкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
Количественная величинаКГА (измеряется в %) может рассматриваться в качестве меры индивидуальнойадаптации субъекта к своему социальному окружению.
Методика определениялокуса контроля поведения.
Одной из важныхинтегральных характеристик готовности к социальной активности является качестволичности, получившее название локуса контроля. Появление этого понятия впсихологической литературе связано с работами американского специалиста вобласти психодиагностики Дж. Роттера (1982). Роттер вывел идею локуса контроляиз своей концепции социального научения, в которой контроль определяется какстабильная склонность личности определенным образом оценивать причинность жизненныхсобытий. Центральное место в концепции Роттера отводится формированию впроцессе социализации (социального научения) системы обобщенных ожиданий того,что определенное поведение приведет к вознаграждению и это вознаграждение имеетпсихологическую ценность в конкретной ситуации. В соответствии с особенностямиожиданий человек может формировать два типа стратегий взаимодействия сокружением, два типа локализации, или локуса контроля: интернальный и экстерналъный.В первом случае, планируя свою деятельность, принимая определенные решения,человек оценивает, насколько достижение поставленных им целей зависит от неголично, от его усилий и умений и являются закономерным результатом егособственной деятельности. Во втором случае, человек убежден, что его успехи илинеудачи являются результатом таких внешних сил как везение, случайность, другиелюди, то есть от неконтролируемых им сил. Любой индивид занимает определеннуюпозицию на континууме, задаваемом этими полярными типами локуса контроля.
Необходимо отметить, чтотеория локуса контроля позволила сформулировать положение о локусе контроля како характеристике независимой от конкретных событий и ситуаций, с которымиприходится сталкиваться человеку.
С целью определениялокуса контроля в исследовании использовался анкетный опросник определениялокуса контроля и самоконтроля поведения.
Для нашего исследованияданная методика позволяет дифференцировать испытуемых по уровню ихсубъективного контроля, т.е. выделить группу лиц с высоким уровнем локусаконтроля (интернальность) и с низким уровнем локуса контроля (экстернальность).
Инструкция. Вам предлагается рядвысказываний. Если Вы с ними согласны, ставьте знак " + ", если несогласны — знак " — ". Если у Вас нет определенного ответа ставьтезнак " 0 ".
В опроснике 26высказываний. Просуммировав все ответы, совпадающие с ключом, определяем локусконтроля испытуемых. Если сумма больше 14, можно говорить о высоком уровнесамоконтроля (интернальности). Такие люди считают, что большинство важныхсобытий в их жизни было результатом их собственных действий. Они могут имиуправлять и чувствуют свою ответственность за события и за то, как складываетсяих жизнь в целом. Если сумма меньше 12, то можно говорить о низком уровнесамоконтроля (экстернальности). Такие испытуемые не видят связи между своимидействиями и значимыми для них событиями их жизни. Не считают себя способнымиконтролировать их, считают, что они являются результатом случая или действиядругих людей.
Тест — опросниккоммуникативного контроля М. Снайдера.
Для исследования методикаМ. Снайдера дозволяет выявить способности испытуемых к контролю собственногоповедения и реакции на действия других людей непосредственно в ситуацииобщения, а именно выделить три группы лиц с высоким, средним и низкимкоммуникативным контролем.
Инструкция. Внимательно прочтите 10предложений, описывающих реакции на некоторые ситуации общения. Каждое из нихоцените как верное (В) или неверное (Н) применительно к себе, поставив рядом скаждым пунктом соответствующую букву.
Обработка данных. По 1баллу начисляется за ответ Н на 1, 5, 7 вопросы и за В на все остальные.Подсчитывайте сумму баллов.
0-3 балла — низкийкоммуникативный контроль;
4-6 баллов — среднийкоммуникативный контроль;
7-10 баллов — высокийкоммуникативный контроль.
Высокий коммуникативныйконтроль,по Снайдеру, означает, что человек постоянно следит за собой, управляетвыражением своих эмоции, гибко реагирует на изменение ситуации в общении.
Средний коммуникативныйконтрольозначает, что в общении человек непосредственен, искренне относится к другим,но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведениемокружающих его людей.
Низкий коммуникативныйконтрольозначает высокую импульсивность в общении, открытость, раскованность, когдаповедение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и невсегда соотносится с поведением других людей.
Методика Айзенка
Опросник предназначен дляизучения индивидуально – психологических черт личности с целью диагностикистепени выраженности свойств, выдвигаемых в качестве существенных компонентовличности: нейротизма, экстраверсии – интроверсии.
Использованный намиопросник содержит 57 вопросов, из которых 24 связаны со шкалой экстраверсии –интроверсии, еще 24 со шкалой нейротизма, а остальные 9 представляют шкалу лжи.
Согласно выдвинутой намигипотезе мы использовали только данные по шкале нейротизма., По одному баллуначисляется испытуемым за положительные ответы, на вопросы, относящиеся к этойшкале – 2, 4, 7, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 26, 28, 31, 33, 35,38, 40, 43, 45, 47,50, 52, 55, 57. Затем подсчитываем сумму баллов.
Низкие показателинейротизма (Конкордантность) – 1-7 баллов.
Средние показателинейротизма (Нормостения) – 8-16 баллов.
Высокие показателинейротизма (Дискордантность) – 17-24 балла.
Конкордантность характеризуетсяэмоциональной стабильностью, зрелостью, отсутствием большой напряженности,склонностью к лидерству, общительностью.
Дискордантность характеризуетсяэмоциональностью, импульсивностью, нервностью в контактах с людьми,изменчивостью интересов, склонностью к раздражительности. А так же неадекватносильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам.
2.3 Результаты исследованияи их психологическая интерпретация
С целью определенияуровня адаптированности личности нами был использован «коэффициентгрупповой адаптации», полученный по методике С. Розенцвейга.Количественная величина коэффициента групповой адаптации может рассматриватьсяв качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социальномуокружению. Так, если испытуемый имеет низкий процент коэффициента групповойадаптации (КГА) (ниже 30 %), это означает недостаточную адаптированность ксвоему социальному окружению. Высокий уровень коэффициента групповой адаптации(КГА) (выше 60 %) соответствует. хорошей адаптации в группе.
Результаты исследованияпредставлены в таблицах.
 
Табл. №1 Процентноесоотношение данных по уровню групповой адаптации.КГА Студенты Учителя F – критерий Фишера % % f p Высокий 30 10 1,99 P

Из полученных данных(Таблица №1) видно, что большинство испытуемых как из группы студентов(66,6%),так и из группы учителей (66,6%) показали средние показатели по уровнюгрупповой адаптации, что соответствует закону нормального распределения.
Значительное количествоиспытуемых в группе студентов(30%) обладают высоким коэффициентом групповойадаптации, то есть хорошо адаптированы к своему социальному окружению. Этоможет объясняться высокой социальной пластичностью, мобильностью личностиданных испытуемых. А так же сформированностью общих целей и интересов внутриданной группы, что способствует выработке поведения, отвечающего социальныможиданиям.
Преобладающий тип реакцииэтих испытуемых — «с фиксацией на удовлетворении потребности», т.е.их действия направлены на разрешение проблемы, что является признакомадекватного реагирования на фрустрационные ситуации. Это снижает возможностьвозникновения конфликтов в данной группе.
Всего 3,3% студентов показалинизкий коэффициент групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано сличностными особенностями этих испытуемых. Они могут проявлять определеннуюстепень враждебности. Данным испытуемым чаще присущи экстрапунитивные реакции,которые характеризуются агрессией, направленной во внешний мир и могут бытьпризнаком неадекватной самооценки.
В группе преподавателей23,3 % испытуемых показали низкий коэффициент групповой адаптации. Мы полагаем,это может быть связано с авторитарностью учителей, следствием которой являетсянежелание принимать чужую точку зрения. Это может приводить к частомувозникновению конфликтных ситуаций, что не может не влиять на уровеньадаптированности членов данной группы.
Учителям с низким коэффициентомгрупповой адаптации присущи экстрапунитивные направления реакции и тип реакции «сфиксацией на самозащите». Таким образом, эти испытуемые предъявляютповышенные требования к окружающим, и всячески защищая свое «Я»готовы всю ответственность за случившееся переложить на других.
При анализе результатовисследования, нами были получены данные, свидетельствующие о том, что уровеньгрупповой адаптации зависит от стажа работы педагога (таблица №2).
 
Табл. №2 Данные по уровнюгрупповой адаптации в зависимости от стажа работы.Стаж работы Уровень КГА в % Высокий Низкий 3 — 5 лет 17 40 6 — 10 лет 70 12 11 – 15 лет 13 48
Мы полагаем, что низкийуровень адаптации к группе у значительной части педагогов(40%) со стажем работы3 – 5 лет может быть связан с тем, что молодые учителя еще не обладаютдостаточным умением строить отношения в трудовом коллективе, решатьпедагогические задачи и разрешать возникающие проблемные ситуации.
Повышение коэффициентагрупповой адаптации у группы учителей (70%) со стажем работы 6 – 10 лет,возможно связано с началом продуктивной деятельности, где каждый из них можетмаксимально реализовать свои возможности.
Так же, мы можемконстатировать, что для большинства (48%) учителей со стажем 11 – 15 лет характереннизкий уровень групповой адаптации. На наш взгляд, это может быть связано сосформированностью определенных способов общения и устоявшихся норм поведения,которые не претерпевают изменений при изменяющихся ситуациях.
При сравнениикоэффициентов групповой адаптации группы студентов с теми же показателями вгруппе учителей с разным стажем работы было выявлено превосходство первыхиспытуемых (30% и 10% соответственно, при p
Анализируя полученныеданные, можно констатировать, что адаптационный потенциал личности имеетвременную динамику. Группа студентов демонстрирует высокие значения коэффициентагрупповой адаптации, затем в начале профессиональной деятельности припрохождении адаптации к социальному окружению, ее уровень снижается, ноприблизительно к 6 годам уровень адаптации к своему окружению возрастает иостается стабильным на протяжении еще 5 лет профессиональной деятельности. Уиспытуемых со стажем работы 11 — 15 лет, по данным исследования, происходитснижение адаптации в группе. Временная динамика адаптационного потенциалаличности представлена в графике. (см. приложение №2)
 
Табл.№3 Процентноесоотношение данных по уровню коммуникативного контроля
Коммуникативный
контроль Студенты Учителя F- критерий Фишера % % f p Высокий 56,6 3,3 2,75 PИз полученных данных,представленных в таблице №3, видно, что всего 3,3% учителей имеют высокийуровень коммуникативного контроля, заключающийся в гибком реагировании наизменение ситуации. Возможно, это связано с личностными особенностями этихиспытуемых.
Низкий коммуникативныйконтроль, то есть малая подверженность изменениям в зависимости от ситуацииобщения, выявлен у 33,3% учителей, что значительно больше по высокимпоказателям коммуникативного контроля (3,3%) в данной группе. Это даетоснование предположить, что у каждого третьего из педагогов сформированыопределенные приемы общения и поведения, не претерпевающие изменения в зависимостиот ситуации. Это подтверждается отрицательными ответами большинства испытуемыхна вопрос №6 (В разных ситуациях и в общении с разными людьми я часто веду себясовершенно по- разному)
В группе студентовзначительное количество испытуемых показали высокий (56,6%) и средний (36,6%)уровень коммуникативного контроля. Мы полагаем, это может объясняться высокойзначимостью общения для данной возрастной группы. А так же потребностью всамоутверждении в кругу значимых для них лиц. Поэтому студенты чутко реагируютна поведение окружающих и соотносят с ним свои действия. Примером могут служитьположительные ответы на вопросы №8 и №9.(№8 Что бы преуспеть в делах и вотношениях с людьми, я стараюсь быть таким, каким меня ожидают увидеть. №9 Ямогу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу.)
Наличие незначительногоколичества людей (6,6%) в группе студентов с низкими показателями по уровнюкоммуникативного контроля, на наш взгляд, объясняется тем, что некоторыереспонденты стремятся доказать свою правоту, не считаясь с мнением другихлюдей, отличным от собственного и могут проявлять излишнюю импульсивность инесдержанность в общении. Например, испытуемые В.Е. и А.П. которые далиположительный ответ на утверждение №7 (я могу отстаивать только то, в чем яискренне убежден)
C помощью F – критерия Фишера намибыли выявлены достоверные статистические различия между процентными долями двухвыборок.
Высокий уровенькоммуникативного контроля в группе студентов(56,6%) по сравнению с группойпреподавателей(56,6% и 3,3% соответственно, при p
Низким коммуникативнымконтролем обладают 33,3% учителей, в группе студентов этот показательзначительно ниже((6,6%) Причем, различия значимы на уровне p
Анализируя полученныерезультаты, мы видим, что в течение жизни человек вырабатывает определенныеспособы общения и реагирования на изменяющиеся обстоятельства, что приводит кснижению уровня коммуникативного контроля.
Табл. №4 Процентноесоотношение данных по уровню субъективного контроля.Локус контроль Студенты Учителя F – критерий Фишера % % f P Интернальный 96,6 50 4,29 PКак видно из полученныхданных (Таблица №4), в группе студентов большинство испытуемых (96,6%) показалиинтернальный локус контроля. Это значит, что они, планируя свою деятельность,принимая определенные решения, оценивают, насколько достижение поставленных имицелей зависит лично от них. Мы полагаем, это может быть связано с тем, что этииспытуемые, в силу данных им родителями и учителями социальных установок,верят, что все в их силах и многого в жизни можно добиться, стоит лишьприложить определенные усилия. Это может подтверждаться положительными ответамибольшинства испытуемых на высказывание №11 (Я верю, что сумею осуществить своипланы), а так же на высказывание №14 (Мои успехи зависят прежде всего от меня).
Очень небольшой процентиспытуемых с экстернальной локализацией(3,3%), возможно, объясняется тем, чтосреди студентов есть люди, которые не способны нести ответственность за своипоступки и готовы, в случае чего, переложить свою вину на других. Об этомговорят положительные ответы данных испытуемых на вопрос №10 (за поступки детей,прежде всего отвечают родители). А так же считают, что неблагоприятныеобстоятельства могут помешать осуществлению их планов и не прилагают усилий дляих устранения. Примером могут служить положительные ответы на вопрос №16 (Какправило, неудачное стечение обстоятельств мешает успеху).
В группе учителей процентс интернальной и экстернальной локализацией разделился поровну(50% и 50%).
То есть, половина людейиз числа педагогов, являются экстернантами, и полагают, что их успехи и неудачиявляются результатом действия внешних, неконтролируемых ими сил, таких каквезение, случайность и др. Подтверждением этому могут быть отрицательные ответы,которые дали испытуемые на вопрос №3 (То, что со стороны кажется удачей, естьрезультат усилий)
Учителя с экстернальнойлокализацией уверены, что большинство важных событий в жизни было результатомих собственных действий. Они чувствуют свою ответственность за то, какскладываются события и их жизнь в целом. Наша интерпретация можетподтверждаться положительными ответами этих испытуемых на вопрос №20 (Кто несмог ничего добиться, виноват прежде всего сам).
С помощью F – критерия Фишера, намибыли выявлены статистически достоверные различия между процентными долями двухвыборок.
В группе студентовпоказатель интернальности значительно выше, чем в группе учителей (96,6% и 50%соответственно, при p
Экстернальный локусконтроля больше присущ учителям, нежели студентам (50% и 3,3% соответственно; p
Опираясь на результатыисследования, можно предположить, что такая личностная характеристика как локусконтроль по мере того, как накапливается жизненный опыт личности, имееттенденцию к изменению в сторону экстернальности.
Табл. №5 Процентноесоотношение данных по уровню нейротизма. Уровень нейротизма Студенты Учителя F – Критерий Фишера % % f p Конкордантность 46,6 23,3 1,89 pКак видно из полученныхданных (Табл. №5), у большинства испытуемых как из группы студентов, так изгруппы учителей выявлены низкие (46,6% и 23,3% соответственно) и средние (50% и66,6%) показатели по уровню нейротизма.
С помощью F – критерия Фишера намибыло выявлено, что статистически достоверных различий между процентными долямидвух выборок нет.
Исходя из этого, мы можемзаключить, что большинство испытуемых из обеих групп имеют высокий и среднийуровень эмоциональной устойчивости. Они характеризуются отсутствием большойнапряженности, раздражительности, впечатлительности. Так же можно отметить ихуверенность в себе и сохранение организованного поведения в стрессовых иобычных ситуациях.
И лишь незначительноеколичество испытуемых являются дискордантами, то есть имеют высокие показателипо уровню нейротизма. Они эмоциональны, чувствительны, проявляют неровность вконтактах с людьми, а так же склонность к раздражительности.
Корреляционный анализданных
 
Табл. №6 Корреляционныйанализ между коэффициентом групповой адаптации и индивидуально – личностными характеристиками.
Индивидуально –
личностные характеристики Коэффициент групповой адаптации Студенты Учителя. Коммуникативный контроль
rs = 0,73; p
rs = 0,76; p Локус контроль ____________
rs = 0,78; p Нейротизм
rs = — 0,57; p
rs = — 0,32; p > 0,05
 
Корреляционные связикоэффициента групповой адаптации и уровня коммуникативного контроля.
Как видно из полученныхданных, представленных в таблице №6, корреляционные связи коэффициентагрупповой адаптации с уровнем коммуникативного контроля статистически значимы.(В группе профессионалов rs = 0,76, в группе студентов rs = 0,73; прир
Выявленные взаимосвязимежду коэффициентом групповой адаптации и коммуникативным контролем можно интерпретироватьследующим образом:
поскольку коэффициентгрупповой адаптации взят нами как уровень индивидуальной адаптированности вгруппе, то, как мы полагаем, адаптационный потенциал личности зависит от того,насколько чутко реагирует испытуемый на действия и поведение окружающих,отвечая социальным ожиданиям группы. Если человек действует импульсивно,открыто, раскованно, что не всегда соответствует социальным ожиданиям, этоспособствует возникновению конфликтов, которые, в свою очередь, снижают уровеньадаптированности личности в группе. И, напротив, чем больше личностьконтролирует себя, свое поведение, выражение эмоций в ситуациях социального взаимодействия,тем выше уровень ее индивидуальной адаптации, как показывают наши исследования.
Следовательно, уровенькоммуникативного контроля и связанный с ним коэффициент групповой адаптациииграют важную роль в процессе адаптации личности. Таким образом, наличиевысокого коммуникативного контроля повышает адаптационный потенциал личности вгруппе.
Корреляционные связи коэффициентагрупповой адаптации и локуса контроля
Как показывают результаты(таблица №6) коэффициент групповой адаптации значимо коррелирует с локусомконтроля личности в группе учителей (rs = 0,78; р
В группе студентов этисвязи трудно проследить из-за локализации данных (95%) в области высокихзначений (интернальности) (см. табл.№4).
Испытуемые с высоким коэффициентомгрупповой адаптации, как правило, обнаруживают интернальный локус контроля.Возможно, это объясняется тем, что наряду с формирующимся в результате опытачеловека определенной системы ожиданий подкрепления или реакции окружающих наего действия, параллельно складываются определенные принципы поведения вгруппе. Если индивид считает и получает подтверждение тому, что его действиявлияют на события, происходящие с ним, т.е. чувствует ответственность за все иищет причины неудачи в себе, это ведет к чуткости по отношению к ситуацииобщения, снижению конфликтности. В противном случае, когда личность исходя изсобственного опыта, не видит связи между собственными действиями и событиямижизни (формируется экстернальный локус контроля), полагается на случай илисудьбу, то и не считает необходимым, возможно неосознанно, как-то следить засвоим поведением и соотносить его с ожиданиями группы. У таких испытуемыхснижен уровень индивидуальной адаптированности к своему социальному окружению.
Это прослеживается, поданным исследования, у испытуемых из группы педагогов. Что свидетельствует, понашему мнению, о сформированности в этой выборке и локуса контроля и приемовгрупповой адаптации. В выборке студентов значения локуса контроля сконцентрированыв области интернальности, как отмечалось ранее. Эти испытуемые надеются, чтовсе в их силах, и они всего смогут добиться в жизни, нужно лишь приложитьусилия и т.д. Но на этом этапе, на наш взгляд, у большинства студентов ещеформируются определенные способы поведения и регуляции своих реакций взависимости от ситуации общения. Поэтому экстерналъный локус контроля не всегдасоответствует низкому уровню адаптированности, как мы это видим у учителей.
Анализ результатовпоказывает, что наличие у испытуемых интернального локуса контроля оказываетвлияние на уровень групповой адаптации, повышая потенциальную адаптированностьличности к группе.
Но, как показываютрезультаты нашего исследования, в процессе профессиональной деятельности локусконтроля может обнаруживать тенденцию к изменению в сторону экстернальности. Следовательно,временная динамика такой индивидуально – личностной характеристики, как локусконтроль может менять уровень адаптированности человека к своему социальномуокружению на всех этапах его профессионального становления.
Корреляционные связикоэффициента групповой адаптации и нейротизма.
Из полученных данных,представленных в таблице №6, видно, что корреляционные связи междукоэффициентом групповой адаптации и уровнем нейротизма статистически значимытолько в группе студентов(rs = — 0,57; приp 0,05).
Интерпретируя полученные данные,можно сказать следующее:
Такие личностные свойства, какэмоциональная стабильность, целенаправленность, отсутствие напряженности,беспокойства, присущие людям с низким уровнем нейротизма помогают им хорошоадаптироваться к своему социальному окружению. Такие качества, какэмоциональная неустойчивость, импульсивность, изменчивость интересов,неуверенность в себе присущи дискордантам и могут служить показателями плохойадаптации личности в группе, но они не являются ее основной причиной.
Как показало наше исследование,гораздо большее влияние на уровень адаптированности личности влияют такиехарактеристики как локус контроль и коммуникативный контроль.

Заключение
 
Данная работа посвященарассмотрению причин хорошей и плохой адаптации личности в группе.
В ходе исследования быливыделены такие психологические характеристики личности, как коммуникативныйконтроль, локус контроль и эмоциональная стабильность – нестабильность(нейротизм) которые могут оказывать влияние на процесс ее социальной адаптации.
В результатеэкспериментального исследования установлены взаимосвязи между психологическимихарактеристиками и уровнем адаптации личности. Количественная величинакоэффициента групповой адаптации может рассматриваться в качестве мерыиндивидуальной адаптации субъекта к своему социальному окружению. Так, еслииспытуемый имеет низкий коэффициент групповой адаптации (ниже 30 %), этоозначает недостаточную адаптированность к своему социальному окружению. Высокийкоэффициент групповой адаптации (выше 60 %) свидетельствует о хорошейадаптированности личности к группе.
Нами были выявленывзаимосвязи между такими личностными характеристиками как локус контроль,коммуникативный контроль, нейротизм и индивидуальной адаптированностью личностик группе. А так же рассмотрены особенности адаптации у различных социальных ивозрастных групп.
На основе результатовпроведенного исследования можно сделать выводы:
1. В соответствии сполученными данными можно констатировать, что в каждой группе количествоиспытуемых с низким коэффициентом групповой адаптации различно, и группеучителей оно наибольшее, что дает возможность говорить о снижении адаптации ксоциальному окружению в процессе профессиональной деятельности.
2. Адаптационныйпотенциал личности значимо коррелирует с уровнем коммуникативного контроля. Привысоких значениях коммуникативного контроля уровень адаптации личностиповышается. Эта зависимость в нашем исследовании выявлена у всех групписпытуемых.
3.Значительнаявзаимосвязь коэффициента групповой адаптации личности и локуса контроляобнаружена только в группе педагогов. Для испытуемых этой группы, синтернальным локусом контроля, характерна хорошая адаптация к своемусоциальному окружению.
В группе студентов этусвязь сложно проследить из-за локализации данных в области интернальности.
4. Уровень нейротизмазначимо коррелирует с коэффициентом групповой адаптации в выборке студентов.Испытуемые этой группы с низким уровнем нейротизма хорошо адаптированы к своемусоциальному окружению.
В группе учителей этисвязи статистически не значимы.
Таким образом,адаптированность личности в группе связана с такими характеристиками как локусконтроль, коммуникативный контроль и уровень нейротизма. Следовательно, перваягипотеза нашего исследования подтверждена.
5. Обнаружена тенденция кизменению локуса контроля от интернальности к экстернальности. Следовательно,временная динамика такой индивидуально – личностной характеристики, как локусконтроль может менять уровень адаптированности человека к своему социальномуокружению на всех этапах его профессионального становления.
6. Выявлена временнаядинамика адаптационного потенциала личности. Группа студентов демонстрируетвысокие показатели коэффициента групповой адаптации, затем в началепрофессиональной деятельности при прохождении адаптации к социальномуокружению, ее уровень снижается, но приблизительно к 6 годам уровень адаптациик своему окружению возрастает и остается стабильным на протяжении еще 5 летпрофессиональной деятельности. У испытуемых со стажем работы 11 — 15 лет, поданным исследования, происходит снижение адаптации в группе.
Таким образом,адаптационный потенциал личности имеет временную динамику и может быть обусловлентакими факторами как возраст и профессиональный стаж. Следовательно, втораягипотеза нашего исследования подтверждена.

Библиография
1.        Абульханова К.А.,О субъекте психической деятельности. М., 1973
2.        Андреева Г.М.,Социальная психология. М., 2001.
3.        Андриенко Е.В.,Социальная психология. М. 2001
4.        Беккер Г. ИБосков А., Современная социологическая теория. М.,1961
5.        Белинская Е.П.,Тихомандрицкая О.А., Социальная психология личности. М. 2001
6.        БернеР., Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1986.
7.        Бехтерев В.М.Сознание и его границы, СПб., 1888
8.        Гришина Н. В.Психология конфликта, СПб.,2000
9.        Жмыриков А.И.,Диагностика социально – психологической адаптированности личности в новыхусловиях деятельности и общения. Автореф. Канд. дисс. М., 1989.
10.      Калайков И.,Цивилизация и адаптация. М.,1984
11.      Кон И.С.,Психология юношеского возраста. М., 1979
12.      Кон И.С.,Социология личности. М., 1967
13.      Краткийпсихологический словарь. Под общ.ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошенко. М., 1985
14.      Маркарян Э.С.Теория культуры и современная наука. М., 1983
15.      Налчаджян А.А.,Личность, групповая социализация и психическая адаптация. Ереван, 1986
16.      Налчаджян А.А.,Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988
17.      Петровский А.А., Личность,деятельность, коллектив. М.,1982
18.      Практическаяпсихология в тестах.        Сост. Р. Римская, С. Римский. М., 2005.
19.      Психологическиетесты. Под ред. А. А. Карелина. Том 2. М.,2003.
20.      Реан А. А.,Кудашев А. Р., Баранов А. А., Психология адаптации личности. СПб., 2006
21.      Реан А. А., Кпроблеме социальной адаптации личности. Вестник СпбГУ. Сер. 6-1995, — вып.3-№20
22.      Ротенберг В. С.,Аршавский В. В. Поисковая активность и адаптация. М., 1984.
23.      Философскаяэнциклопедия, М.,1970
24.      Философскийэнциклопедический словарь, М.,1983
25.      Философскиепроблемы теории адаптации. Под ред. Царегородцева. М., 1975
26.      Фрейд З.,Психопатология обыденной жизни. М., 1925
27.      Шибутани Т.,Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998
28.      Шорохова Е. В.,Проблема сознания в философии и естествознании. М., 1961.
 

Приложение № 1
 
Временная динамика КГА.
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.