Реферат по предмету "Психология"


Причины возникновения отрицательных эмоций и меры их профилактики

Содержание
Введение
1. Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях
1.1 Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний
1.2 Возникновение эмоций
2. Причины возникновения отрицательных эмоций
2.1 Общее понятие стресса
2.2 Стадии стресса
2.3 Причины возникновения стресса
3. Меры профилактики стресса
Заключение
Список использованных источников
Введение
Жизнь и деятельность человека в социально-экономических ипроизводственных условиях современного общества неразрывно связана с периодическим,иногда довольно длительным и интенсивным воздействием на него неблагоприятныхэкологических, социальных, профессиональных и других факторов, котороесопровождается возникновением, развитием негативных эмоций, сильныхпереживаний, а так же перенапряжением физических и психических функций. Особенновыражены эффекты воздействия на психику человека в психологически трудныхситуациях в связи с природными и техногенными бедствиями, авариями икатастрофами, социальными и профессиональными конфликтами, сложными,ответственными и опасными задачами трудовой деятельности. В большинстве случаевэти воздействия приводят к ухудшению функционального состояния, изменениюличностного статуса, нарушению профессиональной эффективности и безопасноститруда, развитию психосоматических заболеваний.
Наиболее характерным психическим состоянием, развивающемсяпод влиянием экстремальных условий жизнедеятельности, является стресс. Этоттермин широко используется в ряде областей знаний, — именно потому в неговкладывается несколько различающийся смысл с точки зрения причин возникновениятакого состояния, механизмом его развития, особенностей проявления ипоследствий.
Термин «стресс» объединяют большой круг вопросов,связанных с зарождением, проявлениями и последствиями экстремальных воздействийвнешней среды, конфликтами, сложной и отечественной производственной задачей,опасной ситуацией и т.д. Различные системы стресса являются предметомисследований в области психологии, физиологии, медицины и спорта. Содержаниюэтого понятия уделено довольно большое внимание. Проблема стресса приобрела нетолько исключительное научное значение, но стала популярным житейским понятием,объединяющим широкий круг проявлений измененного психического состояния,возникающего под влиянием чрезвычайных внешних обстоятельств. [1]
Возрастающая интенсивность и напряженность современной жизнипроявляются на психологическом уровне в увеличении частоты возникновениянегативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций. Накапливаясь, онивызывают выраженные и длительные стрессовые состояния. В свою очередь это ведетк увеличению риска развития целого ряда заболеваний — так называемых «болезнейстресса». Если раньше к традиционным «болезням стресса» относилинекоторые сердечно-сосудистые заболевания, язвенную болезнь желудка идвенадцатиперстной кишки, а также невротические состояния, то в настоящее времядаже высказывается мнение, что до 90% всех заболеваний современного человекамогут быть в той или иной степени вызваны стрессом.
По оценкам многочисленных экспертов в настоящее времязначительная часть населения страдает психическими расстройствами, вызваннымиострым или хроническим психологическим стрессом. Он приобретает масштабыэпидемии и представляет собой основную социальную проблему современногообщества. [2]
1. Понятие об эмоциях и эмоциональных состояниях1.1 Общее понятие эмоций и эмоциональных состояний
Эмоции — это особый класс психических процессов и состояний,которые в форме непосредственно-чувственного переживания отражают значимостьобъектов и событий во внешнем и внутреннем мире человека для егожизнедеятельности. Они как бы изнутри регулируют поведение и деятельность,непрерывно соотнося их ход и промежуточные результаты с потребностями и мотивамии выполняя таким образом функцию текущей оценки.
Возникшие в процессе общения и деятельности положительные эмоциональныесостояния (восторга, удовольствия и т.п.) свидетельствуют о благоприятномпротекании процесса удовлетворения потребностей. Неудовлетворенные потребностисопровождаются отрицательными эмоциями (стыда, раскаяния, тоски и т.п.).
В психологии сложилось представление, согласно которому эмоциональныесостояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребностииндивида и оценкой, которую он дает вероятности ее удовлетворения. Сознавая илине осознавая, человек сопоставляет информацию о том, что требуется дляудовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляютсяположительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются более или менееосознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребностиили же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давалранее.
Важнейшей характеристикой эмоциональных состояний является ихрегулятивная функция. Возникающие у человека переживания выступают вроли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворенияпотребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратитьвнимание, над чем необходимо задуматься, что изменить. Эмоция сигнализирует облагополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшейопределенности положения субъекта в системе его предметных и межличностных отношенийи обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условияхобщения и деятельности.
Могут быть выделены следующие основные эмоциональныесостояния, каждое из которых имеет свой спектр психологических характеристик ивнешних проявлений.
Интерес(как эмоция) — положительное эмоциональноесостояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний имотивирующее обучение;
Радость— положительное эмоциональное состояние,связанное с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность,вероятность чего до этого момента была невелика или во всяком случаенеопределенна;
Удивление— не имеющая четко выраженногоположительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапновозникшие обстоятельства;
Страдание— отрицательное эмоциональное состояние,связанное с полученной достоверной или кажущейся таковой информацией оневозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этогомомента представлялось более или менее вероятным, чаще всего протекает в формеэмоционального стресса;
Гнев— эмоциональное состояние, отрицательное познаку, как правило, протекающее в форме аффекта и вызываемое внезапнымвозникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительноважной для субъекта потребности;
Отвращение— отрицательное эмоциональное состояние,вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами и др.),соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, коммуникация в общении ипр) вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными илиэстетическими принципами и установками субъекта;
Презрение— отрицательное эмоциональное состояние,возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованиемжизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями,взглядами и поведением объекта чувства. Последние представляются субъекту какнизменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и эстетическимкритериям;
Страх— отрицательное эмоциональное состояние,появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для егожизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Вотличие от эмоции страдания, вызываемой прямым блокированием важнейших потребностей,человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможногонеблагополучия и действует на основе этого (часто недостаточно достоверного илипреувеличенного) прогноза;
Стыд— отрицательное состояние, выражающееся восознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиямокружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.
Приведенный перечень основных эмоциональных состояний (общеечисло эмоций, название которых фиксируют словари, огромно) не подчиненкакой-либо классификационной схеме. Каждая из перечисленных эмоций может быть представленакак градация состояний, возрастающих по степени выраженности: спокойноеудовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т.д., или застенчивость,смущение, стыд, вина и т.д., или неудовольствие, огорчение, страдание, горе. Неследует считать, что если из девяти основных эмоциональных состояний шестьимеют отрицательный характер, то это значит, что в общем реестре человеческих эмоцийположительные эмоциональные состояния имеют меньший удельный вес. Видимо,большее разнообразие отрицательных эмоций дает возможность более успешноосуществлять адаптацию к неблагоприятным обстоятельствам, о характере которыхуспешно и тонко сигнализируют отрицательные эмоциональные состояния. [3]1.2 Возникновение эмоций
Возникновение эмоций имеет своим началом изменения, которыесовершаются во внешнем мире. В последнее время физиологические исследованиявыявили значение некоторых узкоспециализированных мозговых структур длявозникновения эмоциональных состояний. Опыты проводились на животных, которымвживляли электроды в определенные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).При раздражении одних участков у подопытных возникали явно приятные, эмоциональноположительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Этиучастки получили название центров удовольствия. Когда же электротокомраздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывалоотрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на этиучастки, которые были названы поэтому центрами страдания. Установлено, чтосуществует связь между разными участками, отвечающими за возникновениеотрицательных эмоций, — центры страдания, расположенные в разных отделах мозга,образуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции переживаютсядовольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма.
Существенно важные данные для понимания природы эмоций былитакже получены при изучении функциональной асимметрии мозга. В частности,выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением иподдержанием положительных эмоций, а правое — с отрицательными эмоциями.
Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показываютих полярный характер: удовольствие — неудовольствие, наслаждение — страдание,приятное — неприятное и т.д.
Эта полярность эмоциональных состояний находит основание вспециализации мозговых структур и закономерностях протекания физиологическихпроцессов. [4]
2. Причины возникновения отрицательных эмоций2.1 Общее понятие стресса
Термин «стресс», получивший в наши дни стольширокое распространение, впервые был введен в научное употреблениеприменительно к техническим объектам. В XVII в. английский ученый Роберт Гукприменил этот термин для характеристики объектов (например, мостов),испытывающих нагрузку и сопротивляющихся ей. Эта историческая аналогияинтересна тем, что понятие «стресс» в современной физиологии,психологии, медицине (базирующейся на клинических исследованиях Г. Селье) включаетв себя представления о связях стресса с нагрузкой на сложные системы (биологические,психологические, социально-психологические) и с сопротивлением этой нагрузке. Всоответствии с этими представлениями стресс рассматривается как физиологическийсиндром, слагающийся из совокупности неспецифически вызванных изменений, какнеспецифическая реакция организма на предъявляемые к нему требования. Характерэтого синдрома относительно независим от вызвавших его факторов (стрессоров),что позволило Селье говорить об общем адаптационном синдроме.
Представления об эмоциональном (психическом) стрессесформировались благодаря тому, что в междисциплинарных исследованиях былаустановлена роль психических факторов в развитии состояния стресса. Многолетниеисследования психического стресса подтвердили общность физиологическихизменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то жевремя, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах ихформирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственнымфизическим воздействием, то при эмоциональном стрессе влияние психическихстрессоров (или комплексной стрессогенной ситуации) опосредуется через сложныепсихические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставлениеего с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, если врезультате такой психологической переработки стимула возникает ощущение угрозы.Обычно это имеет место в том случае, если психологическая оценка обнаруживаеточевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, егопсихическими и физическими ресурсами, которые необходимы для удовлетворенияэтих потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимогоиндивидуального опыта (в значительной мере восходящего к периоду раннегодетства), личностных особенностей, характера когнитивных процессов ипсихического состояния, представляет собой важный психологический механизм иопределяет индивидуальную значимость стрессора.
Эмоциональный стресс является комплексным процессом, включающимфизиологические и психологические компоненты.
Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия:опасность, боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки, так и сложныеситуации: необходимость быстро принять ответственное решение, резко изменитьстратегию поведения, сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.
При физиологическом стрессе организм человека не только отвечаетзащитной реакцией (изменением адаптивной активности), но и дает комплекснуюобобщенную реакцию, часто мало зависящую от специфики воздействующегораздражителя. При этом значимой оказывается не столько интенсивность стрессора,сколько его личностная значимость для человека.
Действие стресса может быть усиливающимся или ослабляющимся,положительным или отрицательным, последний встречается чаще. Стрессможет дать улучшение ряда психологических и физиологических показателей: интенсифицироватьсоматические возможности человека, улучшить его познавательные процессы (внимание,память, мышление), повысить мотивацию, резко изменить психологические установки.Он может сопровождать восторгом и эйфорией процесс выполнения необходимогозадания, способствовать концентрации сил на решении поставленных задач и т.д.
Создатель теории стресса Ганс Селъеопределяет егокак совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифическихреакций организма, которые подготавливают его к физической активности, т.е. ксопротивлению, борьбе, бегству. Стресс обеспечивает человеку условия наибольшегоблагоприятствования в борьбе с опасностью.
Стрессорами могут быть не только сильные реально действующиепсихические и физические раздражители, но и представляемые, воображаемые,напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другие эмоциональныесостояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физические ипсихические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят для человекабесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасность появления рядазаболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувство усталости, безразличия,а иногда и депрессии.2.2 Стадии стресса
Обычно в стрессе выделяют три фазы: реакция тревоги, фаза стабилизациии фаза истощения. На первой фазе организм функционирует с большимнапряжением. К концу этой фазы повышается работоспособность и устойчивость поотношению к конкретному травмирующему стрессору. На второй фазе все параметры, выведенныеиз равновесия в первой фазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организмначинает работать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долгопродолжается, то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза — истощение- становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, еслиадаптационных резервов оказывается достаточно.
У одних людей при стрессе активность деятельности продолжаетрасти, наблюдается повышение общего тонусаи жизнедеятельности, уверенностив себе, собранности и целеустремленности. У других стресс сопровождается падениемэффективности деятельности, растерянностью, неумением сосредоточитьвнимание
и удержать его на нужном уровне концентрации, появляются суетливость,речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухоты по отношениюк другим.
Наиболее разрушительным стрессоромпризнано психическоенапряжение, результатом которого являются невротические состояния. Ихосновной источник — информационный дефицит, ситуация неопределенности, неумениенайти выход из критической ситуации, внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписываниесебе ответственности даже за те действия, которые от человека не зависели икоторые он не совершал. Для снятия состояния напряженности необходим тщательныйанализ всех компонентов стрессовой ситуации, перемещение внимания на внешниеобстоятельства, принятие ситуации как уже свершившегося факта. [5]2.3 Причины возникновения стресса
Индивидуальная оценка и индивидуальная интерпретациявоздействия обусловливают роль психических факторов и в формировании стресса,вызванного физическим стимулом, поскольку такое воздействие обычносопровождается психической переработкой. Таким образом, круг стрессоров, существенныхдля развития психического (эмоционального) стресса, весьма широк. В их числовходят физические стрессоры (благодаря процессу психологической переработки ихвоздействия), психические стрессоры, имеющие индивидуальную значимость, иситуации, в которых ощущение угрозы связано с прогнозированием будущих, в томчисле и маловероятных, стрессогенных событий. Уже то обстоятельство, что стрессвозникает при взаимодействии субъекта с широким кругом стрессоров,индивидуальная значимость которых существенно варьирует и развивается как ответне только на реальные, но и на гипотетические ситуации, исключает возможностьустанавливать непосредственную зависимость психического стресса отхарактеристик среды. Каждый раздражитель при определенных условиях приобретает рольпсихологического стрессора и, вместе с тем, ни одна ситуация не вызывает стрессу всех без исключения индивидов. Значение индивидуальной предрасположенностиуменьшается при чрезвычайных, экстремальных условиях, природных илиантропогенных катастрофах, войнах, криминальном насилии, но даже в этих случаяхпосттравматический стресс возникает далеко не у всех перенесших травматическоесобытие. С другой стороны, повседневные жизненные события (такие как, изменениясемейных взаимоотношений, состояния собственного здоровья или здоровья близких,характера деятельности или материального положения) в силу их индивидуальнойзначимости могут оказаться существенными для развития эмоционального стресса,приводящего к расстройствам здоровья. Среди таких жизненных событий выделяютсяситуации, непосредственно воспринимаемые как угрожающие (болезни, конфликты,угроза социальному статусу); ситуации потери (смерть близких, разрыв значимыхотношений), которые представляют собой угрозу системе социальной поддержки; ситуациинапряжения, «испытания», требующие новых усилий или использованияновых ресурсов. В последнем случае события могут даже выступать как желательные(новая ответственная работа, вступление в брак, поступление в ВУЗ), а угрозабудет связана с разрушением сложившихся стереотипов и возможнойнесостоятельностью в новых условиях.
Важную роль в формировании стресса играют особенностисоциализации в детском возрасте, когда в существенной мере определяетсяиндивидуальная значимость жизненных событий и формируются стереотипыреагирования. Вероятность возникновения связанных со стрессом психических (особенноневротических) расстройств зависит от соотношения стрессоров, которыевоздействовали на человека в детстве и зрелом возрасте. Для лиц, у которых взрелом возрасте под влиянием различных жизненных событий возникали такиерасстройства, в детстве были характерны стрессовые ситуации, обусловленныенеадекватным поведением матери: ее упрямство, нетерпимость к чужому мнению,завышенные притязания, авторитарность, властность, чрезмерные требования кребенку, или, напротив, обидчивость, сниженный фон настроения, пессимизм,неуверенность в себе. Выделялся также комплекс негативного воздействия состороны отца: его поведение, снижающее самооценку ребенка, недостаток вниманияи понимания, агрессивность или отчуждение, затрудняющее идентификацию с ним. Приэтом особенности взаимодействия с матерью не позволяли компенсироватьстрессогенные ситуации, связанные с отцом.
К числу других стрессовых ситуаций детства следует отнестиконфликтность и нестабильность семьи и положение «обойденного» ребенка(предпочтение ему братьев или сестер). Описанные стрессогенные воздействиямогут непосредственно приводить к клинически выраженным расстройствам уже вдетстве, но они оказывают влияние и на возникновение стресса в зрелом возрасте,порождая отсутствие чувства базисной безопасности (что расширяет кругиндивидуально значимых стрессоров и снижает устойчивость к ним) и формированиенеадекватных моделей поведения (что способствует созданию стрессогенныхситуаций и препятствует их эффективному преодолению).
Однако центр тяжести при оценке психического стресса неможет переноситься на характеристики среды. Стресс представляет собой несовокупность средовых воздействий, а внутреннее состояние организма, прикотором осложняется осуществление его интегративных функций. Как первичноезвено в развитии психического стресса выступает фрустрация— психическоесостояние, которое возникает при блокаде удовлетворения значимых потребностей ипроявляется ощущением неудовлетворенности и психического напряжения,возникающего из-за невозможности реализовать те или иные цели. Клиническаяоценка такого состояния нередко сопряжена со значительными трудностями, чтосвязано с рядом обстоятельств. Во-первых, диапазон потребностей, блокадакоторых вызывает состояние фрустрации, весьма широк и никогда не осознается вовсей своей полноте. Это может быть обусловлено сопротивлением осознаниюпотребностей, которые противоречат представлению человека о себе. Во-вторых,блокада удовлетворения потребностей чаще определяется не видимым внешнимпрепятствием, а существованием конкурирующих и разнонаправленных потребностей. Такиесостояния представляют собой интрапсихический конфликт, который также нередконе осознается. Простым примером интрапсихического конфликта может бытьподдержание отношений или продолжение деятельности, которые не удовлетворяютчеловека в силу того, что они вызывают чрезмерное напряжение или нарушаютсложившуюся самооценку, но осуществляются, поскольку удовлетворяют симбиотическуютенденцию или потребность в повышении социального статуса. В-третьих, вреальной ситуации происходит взаимодействие комплекса потребностей исовокупности фрустрирующих ситуаций. При этом очень сложно выявить значениеконкретной потребности, а развитие психического стресса связывается содновременным или последовательным возникновением ряда фрустраций, снарастанием суммарной фрустрационной напряженности. [6]
Перечень причин стрессов необъятен. В качестве агрессоровмогут выступать и международные конфликты, и нестабильность политическойобстановки в стране, и социально-экономические кризисы. Значительная частьпровоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональныхобязанностей.
Организационные факторы:
а) перезагрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
б) конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляютпротиворечивые требования);
в) неопределенность ролей (работник не уверен в том, что отнего ожидают);
г) неинтересная работа (научные исследования показывают, чтоте, кто имеют более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менееподвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для нихработой);
д) плохие физические условия (шум, холод и пр);
е) неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
ж) плохие каналы обмена информацией в организации и т.д.
Организационно-личностные факторы:
а) страх не справиться с работой;
б) страх допустить ошибку;
в) страх быть обойденным другими;
г) страх потерять работу и т.д.
Организационно-производственные факторы:
а) неблагоприятный морально-психологический климат вколлективе;
б) неразрешенные конфликты;
в) отсутствие социальной поддержки.
Все перечисленные причины обычно остро переживаютсячеловеком и наносят существенный урон его стрессоустойчивости.
Стремление избежать стрессов вообще — неверная стратегияповедения, значительно важнее закалять организм не только физически, но иэмоционально. [7]
3. Меры профилактики стресса
В последние годы усилился интерес к организации профилактическойработы по предотвращению стрессов уже на основе использования способовсаморегуляции и самоуправления состоянием. Формирование таких качеств, какэмоциональная устойчивость, выносливость, усидчивость, открытость,доброжелательность вряд ли можно рассматривать только как развитие природныхзадатков или прямого социального воздействия. В немалой степени это результатцеленаправленной тренировки, специального обучения, направленного осознанно илиподсознательно на выработку адекватных внутренних средств преодоления трудныхситуаций и сопутствующих им состояний.
Главной особенностью методов саморегуляции состоянийявляется их направленность на формирование адекватных внутренних средств,позволяющих человеку осуществить специальную деятельность по изменению своегосостояния.
Люди часто интуитивно используют выработанные виндивидуальном опыте наборы таких приемов, позволяющих им справиться сволнением, побыстрее войти в рабочий ритм, максимально расслабиться и отдохнуть.Этот опыт нашел отражение практически в любой многовековой культуре разныхнародов, внутри которой создавались целые системы приемов и средствсаморегуляции состояний, имеющих отчетливо выраженный обучающий ивоспитательный характер. Типичной задачей для прикладной работы по профилактикенеблагоприятных функциональных состояний является снятие выраженных степенейэмоциональной напряженности и различных стрессовых реакций, а такжепредотвращение их нежелательных последствий. Кроме того, часто возникаетнеобходимость на фоне нормализации состояний (главным образом за счетуспокоения, расслабления) активизировать протекание восстановительныхпроцессов, усилить мобилизацию ресурсов, тем самым создавая предпосылки дляформирования иного типа состояний — состояния высокой работоспособности.
Существует множество занятий по психопрофилактике стрессов иоптимизации функциональных состояний человека:
Релаксация. Находясь в состоянии релаксации человек способенускорять перестройку некоторых биоритмов, быстро вызывать анестезию некоторыхучастков тела, быстро засыпать, улучшать способность концентрации внимания,обеспечивать лучшую мобилизацию преднастроечных реакций и др.
В целом переживание состояния релаксации и аутогенногопогружения существенно повышает возможности профилактики выраженных неблагоприятныхсостояний снятия стрессовых реакций, а также формирования состояний повышеннойработоспособности. Использование данных техник обладает терапевтическимэффектом при бессоннице, гипертонической болезни, мигренях, невротическихсостояниях;
Аутотренинг. Наиболее распространенный метод психологическойсаморегуляции состояний. Основанием для этого метода служит использованиеприемов самовнушения. Аутогенная тренировка является более эффективнымсредством достижения глубинных степеней аутогенного погружения и реализациисамоуправляющих воздействий;
Медитация. Большинство людей начинают медитировать по психологическимпричинам. Они не чувствуют великого стремления, они просто каким-то образомнесчастливы. Или чувствуют, что обладая спокойным умом, они будут болеепродуктивны
Медитативное осознание приносит ясность, которая открываетдействия ума и других сил, влияющих на ситуацию. Эта ясность позволяет видетьфакторы, определяющие сиюминутный выбор. Однако чтобы ухватить все это, ненужно об этом думать. В этом спокойствии и ясности человек полностью осознаетвсе происходящее;
Мотивация. Множество людей компетентны в мотивировании себяна выполнение приятных дел. Они просто рисуют образы делания приятных вещей, иэти картины настолько их привлекают, что они начинают делать эти вещи. Однакоэтот процесс не работает для тех дел, которые человек хочет сделать, но нелюбит делать их. Современные психологические методы позволяют разобраться свнутренними сопротивлениями и разработать такую систему мотивации, котораяпозволит легко и быстро достигать желаемого результата.
Как биологический вид человек формировался тысячелетиями. Постоянноеизменение условий жизни и в частности, век информационных технологий,воздействует на человека потоком сверхсильных раздражителей. Люди на стрессыотвечают повышенной психической возбудимостью, раздражительностью и нарушениемсна.
Постоянная громкая музыка в помещении настоящая угрозапсихическому здоровью. Избыток зрительных раздражений, многочасовой просмотртелевизионных программ. Утомительная поездка на работу и домой. Все этиперегрузки негативно влияют на общее состояние человека.
Во избежание таких перегрузок следует в свободное от работывремя создавать обстановку, лишенную чрезмерных раздражителей. Требуются покойв вечернее время и прогулки в парках. Необходимо ограничить застолья и просмотртелевизионных программ, особенно с остросюжетными кадрами.
Прежде всего, необходимо по возможности избегать любыхстрессовых ситуаций в жизни. [8]
Заключение
Основные выводы можно сформулировать таким образом. Стресс — это неизбежность, о которой человек должен знать и всегда помнить. Стресс можнопредвидеть. Нужно обязательно подготовиться к его приходу и постаратьсясправиться с ним как можно лучше. Нужно терпеливо, с желанием готовить себя ксложным жизненным ситуациям, которые обязательно встретятся и на работе, и вличной жизни.
Наша жизнь полна ситуаций, которые травмирующе действуют напсихику, поэтому не удивительно, что многие люди страдают от стресса. Большоеколичество стрессовых ситуаций отражается на физическом здоровье человека, ведьнекоторые люди испытывают стресс более чем один раз в день.
Психологи выделяют две формы стресса: положительную иотрицательную. Как та, так и другая форма может влиять и на эмоциональноесостояние человека, так и на его физическое благополучие. Однако следуетзаметить, что причины стресса и его симптомы сугубо индивидуальны. Одних людеймелкие конфликты могут “выбить из колеи", а других может побеспокоитьтолько известие о мировом финансовом кризисе. С симптомами происходит то жесамое: от усталости до возбуждения, со всеми переходными стадиями. Чтобыуберечь себя, необходим комплекс мер направленный и на устранение источникастресса и на общее укрепление организма. Приём витаминов и ведение здоровогообраза жизни помогут справиться с раздражающими воздействиями. Наличиестрессовых состояний может способствовать появлению депрессий, поэтому любомучеловеку, который заведомо знает, что незначительные негативные воздействиямогут повлиять на его самочувствие необходимо проконсультироваться с врачом поповоду риска возникновения депрессии на почве стрессов. Необходимо помнить, чтоздоровье человека (как психологическое, так и физическое) полностью зависиттолько от него. [9]
Список использованных источников
1.   Выготской Л.С. Психология [Текст]: учебное пособие / Л.С. Выготской — Москва: Изд-во Эксмо-пресс, 2000. — 1008с.
2.   Мир психологии [Электронный ресурс]: Мир Психологии. Научно-популярный информационныйпсихологический портал — Режим доступа: centercep.ru/content/view/263/
3.   Радугин А.А. Психология и педагогика [Текст]: учебное пособие / А.А. Радугин- Москва: Изд-во Центр, 2002. — 256с.
4.   Флогистон [Электронный ресурс]: книги, статьи, переводы, спискилитературы по психологии. Актуальная информация о последних исследованиях ианонсы текущих событий в мире психологии Соколова Е.Д., Березин Ф.Б., Барлас Т.В.Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия.MateriaMedica. 1996. N 1 (9). С.5-25 (с сокращ.). Режим доступа: flogiston.ru/library/sokolova-berezin
5.   Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология [Текст]: учебноепособие / Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. — Москва: Изд-во Гардарики, 2003.- 480 с.
6.   Петровский А.В. Введение в психологию [Текст]: учебное пособие /Петровский А.В. — Москва: Изд-во Академия, 1996. — 496 с.
7.   Корсини Р., Ауэрбах А. Психологическая энциклопедия [Текст]: Корсини Р.,Ауэрбах А. — СПб.: Изд-во Питер, 2006. — 1096 с.
8.   Cтоляренко А.М. Психология и педагогика [Текст]:учебное пособие / Столяренко А.М. — Москва: Изд-во Юнити-Дана, 2001. — 423 с.
9.   Щербатых Ю.В. Психология стресса [Текст] /Щербатых Ю.В. — Москва: Изд-воЭксмо-пресс, 2006. — 301 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.