Реферат по предмету "Психология"


Примеры психологического тестирования

Введение
 
Исследованияроссийских (Андреева Г.М., Белинская Е.П., Стефаненко Т.Г., Тихомандрицкая О.А.и др.) и зарубежных (У.Джемс, Ч.Кули, Г.Мид, Э.Эриксон, А.Тэшфел и др.) ученыхпоказали, что существуют сложные и многозначные отношения между личностной исоциальной идентичностью, а их содержание во многом определяется содержанием испецификой знаковых систем, одной из которых выступает язык.
Наосновании этого, нами была выдвинута следующая гипотеза: свободное владениеиностранным языком обеспечивает не только скорость переключения с одногоязыкового кода на другой, но и обуславливает более широкий выбор терминологиидля самоопределения и расширяет группы самоидентификации.

Наше исследование
 
Общаявыборка испытуемыхсоставила 138 юношей и девушек в возрасте от 17-21 года – студенты 2 и 3 курсоввысших учебных заведений г. Москвы (МОСУ и МГИМО). Экспериментальная частьисследования представлена следующими направлениями и методиками. Идентичностьиспытуемых юношеского возраста исследовалась с помощью модифицированного тестаМ. Куна и Т. МакПартлэнда «Кто я?», характер и содержание их представлений особственном будущем — посредством качественного анализа написанных имисочинений на тему «Моё будущее». Проверка выдвинутой гипотезы обусловиланеобходимость осуществления анализа языковой компетентности испытуемых с цельюопределения уровня владения иностранным языком, в результате чего они былиподразделены на 3 группы: 1) не владеющие иностранным языком, 2) плоховладеющие иностранным языком и 3) свободно владеющие иностранным языком.
Сравнительный анализпорядка ответов студентов всех трех групп на вопрос «Кто Я?» подтвердил общуютенденцию возрастного развития содержания самоидентификации: в большинствеслучаев они склонны первоначально называть объективные характеристики (определенныесоциальным статусом и группой), а затем и субъективные (оценка себя иличностных качеств, интересы, увлечения, желания и т.п.).
Языковые детерминанты личности
Всеиспытуемые в среднем дают 11-12 высказываний субъективного и объективногохарактера относительно своего «Я». В их содержание входят параметры, которыеможно подразделить на основные категориальные группы: социальные параметры (социальныйи семейный статус, место проживания), возрастные параметры (возраст), гендерные(пол), отнесение себя к определенному роду или национальности (человеческийрод, национальность, гражданство, зодиакальный знак, вероисповедание, категория«живое существо»), физические признаки (внешность, здоровье), интеллектуальныекачества и личные (имя, интересы и увлечения, личностные оценки, чувства иотношения), параметры, касающиеся признаков непостоянства и будущих профессий,категории идеального (философские и мифологические), растения и явленияприроды.
В целомразличия самоидентификации связаны с качественными особенностямисамоопределений, самой многочисленной среди которых оказалась группа личностныхкачеств, с явным доминированием личностных оценок. Среди них не толькодобрый/злой, хороший/плохой, но и упорный/ленивый, оптимистичный, креативный,преданный. А также часто упоминается самоопределение типа самоотдача, «опора –надежда своей семьи, помощь» и т.п. Существенное различие было выявлено вкатегории «отнесение себя к определенному роду или национальности», чащеиспользуемой для самоопределения испытуемыми, владеющими иностранным языком.Так они чаще определяют себя по национальному признаку (1,3% против 0,3%),гражданству и проявлению патриотизма (1,6% против отсутствия таковых уиспытуемых, не владеющих иностранным языком), не смотря на то, что именно они вбольшей степени представляют себя в будущем работающими или живущими заграницей или много путешествующими (29% против 19%). Они же обозначиливероисповедание как параметр самоидентификации (0,5%). Тогда как испытуемые, невладеющие иностранным языком, доминируют по самоопределениям посредствомгендерных и физических признаков, будущих профессий. Процентное соотношениекатегориальных групп самоидентификации испытуемых с разным уровнем владенияиностранным языком представлено в гистограмме.
Чтокасается субъективных характеристик, то было выявлено появление абсолютно новыхкатегорий у юношей и девушек, свободно владеющих иностранным языком, таких как:растения, животные, философские параметры. Что ранее не было характерно дляроссийских испытуемых. Так они дают такие самоопределения, как цветок, дерево,вишня, природа, лёд, звезда, свет, стекло, ветер; утверждение, поиски,стремление, возрождение, потеря, движение, дело, слова, бесконечность, свежаяидея, мечтательная птица, охотник за крыльями; часть истории, история, жизнь,богиня, мир, лицо, судья и т.д. Кроме того, появляются и определения типа:благодетель, основатель фонда помощи голодающим детям Африки, будущее Земли ит.п. Что также нашло отражение в сочинениях «Мое будущее», т.к. именновладеющие иностранным языком испытуемые писали о планах альтруистическогохарактера: улучшение жизни в стране и мире своими усилиями посредствоммеценатства, благотворительности, участия в различных общественных движениях,помощи детским домам, фондам (18% против 6,3% у не владеющих языкомиспытуемых).
Такжеони доминируют в видении своего будущего только в контексте карьеры, карьерногороста (32% против 12,5%) и получения второго высшего образования,преимущественно у студентов 2 курса МГИМО (4,2%). Однако в целом по данномупараметру в количественном соотношении они уступают испытуемым, не владеющиминостранным языком, у которых он составил 19%. Можно также отметить идостаточно высокую степень уверенности в себе и своем будущем у испытуемых,владеющих иностранным языком. Что коррелирует со степенью активности и уверенностив том, что они в будущем сами все устроят, все зависит от них самих и т.п. Оничаще пишут о будущем как об уже свершившемся, т.е. в настоящем времени. Крометого, им свойственно расширение круга общения, в том числе отношение к друзьями родителям (близким). Не только в контексте самоописаний, но и впредставлениях о своем будущем.

Особенностиречевого поведения и структуры характера у инвалидов
Висследованиях инвалидов по зрению показана значительная роль речи в их жизни. Вработах предшественников основной акцент делался на значении речи длявосприятия незрячими окружающего мира. Отражение в речевой продукции лиц,лишившихся зрения, процессов совладания с этой психотравмирующей ситуацией неизучалось. Не обнаружено также исследований по выявлению взаимосвязей междуособенностями речевого поведения незрячих и структурой их темперамента ихарактера. Знание этих взаимосвязей будет способствовать более углубленному иполному пониманию процессов адаптации у инвалидов по зрению. Это знание можетспособствовать повышению эффективности реабилитационной работы с ними.
Всего висследовании приняло участие 102 человека, 57 мужчин и 45 женщин. В даннойработе применялся метод контент-анализа автобиографической речевой продукцииинвалидов по зрению. Так же применялся опросник структуры характера итемперамента Клонинджера (TCI -140) адаптированный на русской выборке. Незрячимдавалась инструкция рассказать о самом запомнившемся событии в их жизни. Всерассказы записывались на диктофон, затем, транскрибировались. Далее проводилсяконтент-анализ автобиографических текстов. Регистрировались речевые единицыупоминания о травме. Испытуемые были разделены на четыре группы по критериям:наличие или отсутствие упоминания о травме; тотально слепые или с остаточнымзрением; потерявшие зрение с рождения или потерявшие его в процессе жизни.Подсчет частоты упоминаний делался с учетом объема текстов по формуле Л. Готтшалкаи Г. Глезер.
Полученпсихологический портрет инвалида по зрению. Это, в основном, сентиментальныелюди, не стесняющиеся проявлять свои эмоции, эмпатичны и часто воспринимаютчужие переживания, как свои собственные. Им свойственно обостренное чувствоединства со вселенной и всем, что ее составляет: природой, людьми.
Люди,потерявшие зрение в процессе жизни, легче адаптируются к окружающей среде,нежели люди, не видящие с рождения. У них сильнее выражены такие качества каксамостоятельность, собранность, уверенность в себе. Они с большей готовностьюставят перед собой цели и добиваются их.
Тотальнослепые, в отличие от незрячих с остаточным зрением, более тревожны, неинициативны, пассивны, с трудом приспосабливаются к новым условиям, неуверенныев себе люди. Они застенчивы и стеснительны, с осторожностью идут на контакт сдругими людьми. Субъективно воспринимают себя, как хрупкая и слабая личность.Те, у кого остаточное зрение, наоборот, обладают более низким уровнемтревожности. Им присущи такие черты, как практичность и твердость. Эмоциональноустойчивы.
Незрячим,находящимся в процессе совладания со стрессовыми последствиями своей травмы иеще не справившимся с ними, свойственно в своих рассказах упоминать о травме.Уход в поглощающую деятельность выступает у них в качестве компенсаторногомеханизма, который помогает им справиться с тяжелыми переживаниями, вызваннымипотерей зрения. Незрячие, не упоминающие в своих рассказах о травме, — люди,которые уже прошли процесс адаптации и справились со стрессом, вызваннымпотерей зрения.
 
Влияниедетско-родительских отношений на личностные характеристики сиблингов
Сиблинговыеисследования являются одним из самых информативных методов изучения влияниясредовых компонент на вариативность личностных характеристик в генетикеповедения. Показано, что особо мощное воздействие на вариативность личностныхчерт оказывает индивидуальная среда. При этом общая среда играет незначительнуюроль в детерминации изменчивости характеристик личностной сферы.
Вкачестве составляющих уникального индивидуального опыта можно рассматриватьтакие факторы, как различия в детско-родительских отношениях, субъективноевосприятие сиблинговых отношений, внесемейные факторы, и т.д.
Основнойцелью данного исследования является анализ связей между показателями личностнойсферы сиблингов и характеристиками детско-родительских отношений. Данная работаявляется частью Московского сиблингового исследования; проводится при поддержкегранта РГНФ 06-06-00227а.
1.Значимых внутрипарных корреляций между сиблингами по таким личностнымхарактеристикам, как экстраверсия, невротизм и уровень субъективного контроля,обнаружено не было. Были получены значимые внутрипарные корреляции между сиблингамипо шкале поиска ощущений.
2. Былавыявлена связь между показателями отцовского невротизма и невротизма старшегосиблинга, а также между материнским уровнем субъективного контроля и уровнемсубъективного контроля старшего сиблинга. В то время как значимых корреляциймежду родительскими личностными показателями и показателями младшего сиблингаобнаружено не было.
3. Шкала«Принятие – отвержение» в материнской версии ВРР значимо коррелирует споказателями невротизма у обоих сиблингов. Более высокий уровень принятияребенка матерью связан с низким уровнем показателей по шкале невротизма у обоихсиблингов. Уровень экстраверсии старшего сиблинга связан с материнской шкалой «Строгость-мягкость».Чем более мать строга по отношению к старшему сиблингу, тем легче он включаетсяв социальные отношения. Показатели материнского контроля значимо коррелируют суровнем невротизма младшего сиблинга. Уровень субъективного контроля младшегосиблинга тесно связан со шкалами «Принятие-отвержение»,«Согласие-несогласие» и «Сотрудничество-отсутствиесотрудничества» в материнской версии ВРР. В то время как уровеньсубъективного контроля старшего сиблинга испытывает на себе влияние лишьматеринской шкалы «Последовательность-непоследовательность». Уровеньневротизма младшего сиблинга связан с отцовской требовательностью, в то времякак уровень невротизма старшего сиблинга значимо коррелирует с показателемотцовского контроля. В целом, личностные характеристики обоих сиблинговиспытывают на себе меньшее влияние показателей отцовского стиля взаимодействияс ребенком по сравнению с показателями материнского стиля.
Влияниеличностных особенностей испытуемых на восприятие результатов тестирования
 
В ходенашего исследования 183 испытуемых прошли тест «Стиль вождения» и по 8критериям оценили качество компьютерной тестовой интерпретации (далее ТИ),которую они получили по окончании тестирования. Результаты тестированияпредставляли собой профиль по 4 шкалам (стилям вождения) – агрессивный стиль,суетливый стиль, надежный стиль и тревожный стиль. Данные стили мыинтерпретировали как проявление более «широких» личностных стилей илиустойчивых паттернов поведения (например, личностных черт Большой пятерки). Так,мы считаем, что агрессивный и надежный стили связаны с таким качеством каксогласие/независимость, суетливый стиль – с самоконтролем/импульсивностью,тревожный стиль – с эмоциональной стабильностью/тревожностью.
Полученныенами экспериментальные данные показали, что существуют статистически значимыеразличия между оценками качества ТИ, проставленными людьми, характеризующимисяразличными индивидуальными стилями. (1) Импульсивные (гибкие, легкоадаптирующие) испытуемые оценили простоту и структурированность ТИ выше, чемиспытуемые с сильным самоконтролем (рациональные, ригидные). (2)Дисциплинированные (надежные) испытуемые оценили полезность и новизну ТИ выше,чем недисциплинированные. Обращает на себя внимание то, что простота иструктурированность – формальные характеристики ТИ, а полезность и новизна –содержательные, причем определяющие субъективную значимость и принятие ТИреспондентом.
Выявленныеразличия можно интерпретировать следующим образом. (1) Импульсивным людям легкоудается адаптироваться к происходящим вокруг них изменениям, людям болееорганизованным, рациональным и ригидным на это требуется больше времени.Вероятно, форма представления данных была непривычна для респондентов, редкоили практически никогда не имеющих дела с тестированием (а предположительноименно «неискушенными испытуемыми» и являлось большинство участниковэксперимента). В этой ситуации импульсивные респонденты смогли приспособиться кновой форме представления информации быстрее, чем ригидные испытуемые, ивосприняли ее как более простую и хорошо структурированную. С этим объяснениемв целом согласуются полученные нами данные о том, что импульсивные респондентыоценили структурированность ТИ выше, чем испытуемые с низкой агрессией, апростоту ТИ – выше, чем испытуемые, которым свойственна высокая надежность.
Людиответственные, дисциплинированные и аккуратные (надежный стиль) болеевнимательно и, вероятно, вдумчиво относятся к поступающей извне информации, онискорее готовы принять ее на веру и следовать ей. Недисциплинированные субъектысклонны к отрицанию общепризнанных и общепринятых правил, а также всего того,что придумали не они сами, отсюда более низкие оценки полезности и новизныполученной ТИ. С этим объяснением достаточно хорошо согласуются полученные намиданные о том, что недисциплинированные респонденты оценивают полезность ТИтакже ниже, чем респонденты с низким уровнем агрессии и испытуемые с низкимуровнем импульсивности, а новизну ТИ – ниже, чем респонденты с низким уровнемагрессии.
Помимоуже обсужденных, мы получили данные о том, что испытуемые с низким уровнемагрессии оценивают полезность обратной связи значимо выше, чем испытуемые снизкой надежностью и низкой тревожностью, а новизну – значимо выше, чемиспытуемые с низкой надежностью. Можно предположить, что для испытуемых снизким уровнем агрессии характерно в целом весьма позитивное отношение кпоступающей извне информации (и в частности к обратной связи по результатамтестирования), поэтому они демонстрируют к ТИ отношение, несколько менее выраженное,но в целом сходное с дисциплинированными респондентами.
Вообще вмировой психологической литературе существует сравнительно мало исследований,посвященных изучению восприятия ТИ. Ретроспективные литературные обзорызарубежных авторов Р. Гуд’йиа, Х. Тинсли и С. Чу, У. Хэнсона и Ч. Клэйборнанасчитывают, начиная с 50-х годов ХХ века, соответственно по 44, 65 и 75исследований, посвященных представлению результатов тестирования. К сожалению,за исключением собственных, нам неизвестно ни одного исследования, проведенногопо данной тематике российскими авторами. Это означает, что хотя данный вопростребует дальнейшего изучения, однако уже полученные нами результаты могут иметьпрактическое значение и применение в психотерапии и психологической консультации.Зная об индивидуальных различиях в восприятии обратной связи, консультант можетбыть лучше подготовлен к тому, чтобы помочь клиенту понять и осознать обратнуюсвязь, которую он не готов воспринять.

Заключение
 
Такимобразом, психологическое тестирование широко используется сегодня в самыхразличных сферах – психологическом консультировании детей и взрослых,профориентации, оценке персонала при приеме на работу, аттестации, формированиикадрового резерва и т.д. Помимо оценочной составляющей (принятие решение о том,какую учебную программу выбрать школьнику, какого сотрудника повысить вдолжности), тесты имеют большой развивающий потенциал. Но для того, чтобырезультаты теста были восприняты максимально правильно и адекватно,консультанты, предоставляющие клиентам обратную связь, а, возможно, испециалисты, разрабатывающие компьютерные тестовые интерпретации, должныучитывать личностные особенности испытуемых. Ведь восприятиепсиходиагностической (равно как и любой другой) информации субъективно изависит от личностных особенностей человека, прошедшего тестирования.

Списоклитературы
 
1.        Hanson W.E., Claiborn C.D. (2008). Effectsof Test Interpretation Style and Favorability in the Counseling Process //Journal of Counseling and Development. Vol. 84. 349–357.
2.        Tinsley H.E.A., Chu S. (2009). Research on test and interestinventory interpretation outcomes // In Savickas M. L., Spokane R.A. (Eds.),Vocational interests: Meaning, measurement, and counseling use. Palo Alto, CA: Davies-Black.257–276.
3.        НауменкоА.С. (2006). Влияние формы тестовых интерпретаций на принятие решенийспециалистами по подбору персонала. Психология. Журнал Высшей школы экономики.№3.
4.        АлмаевН.А. Элементы психологической теории значения. М. Изд-во. ИП РАН, 2006.
5.        АлмаевН. А., Островская Л. Д. «Апробация краткой версии Опросника структуры характераи темперамента Клонинжера (TCI-140) на русскоязычной выборке // Психологическийжурнал №6 2005.
6.        БарашБ.А., Демьянов Ю.Г., Головина Т.П., Сорокин В.М. Шалагина Т.С. Трудности вобщении инвалидов по зрению и пути их устранения ». Москва, 2008.
7.        ЕрмаковВ.П ,. Якунин Г.А. «Основы тифлопедагогики», 2007.
8.        КондратовА.М. «Проблемы социальной реабилитации слепых». — Москва, 2005.
9.        ЛибманЕ.С., Мелкумянц Т.А. «Врачебно-трудовая экспертиза и социально-трудоваяреабилитация инвалидов с патологией органа зрения». — Москва, 2007.
10.      ОстровскаяЛ.Д., Алмаев Н.А. Апробация и эмпирическая валидизация сокращенной версииОпросника структуры характера и темперамента Клонинжера // Вестник МосковскогоУниверситета. Серия 14 психология, 2005. — №3.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.