Реферат по предмету "Психология"


Преодоление иждивенческой позиции воспитанников детского дома

Введение
 
Историясоздания и развития учебных заведений интернатного типа в России и за рубежомдает основание для различных мнений о целесообразности воспитания детей вотрыве от семьи и порождает вопрос об особенностях формирования личности иповедения ребёнка в таких условиях. Нами были использована следующаясовокупность методов исследования: анализ научной литературы по проблеме,включенное и внешнее наблюдение за подростками в разных видах деятельности, беседа,биографический метод и ряд стандартизированных методик: авторская анкета навыявление иждивенческой позиции, опросник «Оценка отношений подростка склассом», методика диагностики социально-психологических установок личности вмотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потёмкиной, тест на оценку ассертивности,тест-опросник субъективной локализации контроля (СЛК) С.Р. Пантилеева и В.В.Столина, методика изучения самооценки по Дембо-Рубинштейн.

Использованиерезультатов корреляционного анализа в преодолении иждивенческой позициивоспитанников детского дома
Отечественныеисследования 60-х годов, когда коллективному воспитанию в нашей странеотдавалось предпочтение, раскрывали преимущества воспитания в школе-интернате вплане организации режима занятий (Б.Е. Ширвинд), общественно-полезного труда(Д.М. Фельдштейн) в вопросах воспитательной работы (В.Е. Гмурман).
Именно вшколах-интернатах и создавались благоприятные условия для целенаправленногопедагогического воздействия. Однако большинство зарубежных и отечественныхисследователей подчеркивают необратимое негативное действие закрытых детскихучреждений на психику детей и отмечают ряд нежелательных последствий воспитанияв указанной среде. В частности, ряд авторов (Н.И. Алпатов, М.П. Аралова, М.И.Божович, В.С. Мухина, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, И.В. Дубровина, А.Г.Рузская, Н.Н. Денисевич, Н.Г. Травникова и др.) указывают что, одним изнедостатков подобного воспитания является формирование у многих воспитанников,живущих на полном государственном обеспечении, иждивенческой позиции, установки«нам должны», «нам обязаны», «дайте». Иждивенчество является одним изхарактерных качеств воспитанников детского дома, однако проблеме преодоленияиждивенческой позиции, ее психологической структуре в специфических условияхвоспитания ребёнка вне семьи не достаточно уделено внимания, как вотечественной, так и в зарубежной литературе.
Экспериментальнойбазой исследования были избраны детские дома №1 и №2 г. Липецка и детскийдом-школа среднего (полного) образования с углубленным трудовым обучением МОУг. Грязи Липецкой области, в исследовании приняли участие подростки вколичестве 221 человека.

Сюжетно-ролевыеигры детей в ДОУ и детском доме: общее и отличное
Проблемавоспитание детей сирот актуальна для современной России. Личность ребенкасироты имеет ряд специфических особенностей, затрудняющих его полноценнуюсоциализацию и создание им семьи в дальнейшем семьи. Потому чтосоциально-приемлемая модель семейных отношений оказывается не сформированной.Управление сюжетно- ролевой игрой может способствовать преодолению негативныхособенностей становление личности ребенка- сироты, помочь формированиюпросоциального образа семьи. Данное исследование является первым этапом вработе по формированию образа семьи у детей из детского дома и посвященоизучению особенностей сюжетно- ролевых игр детей сирот и механизмов,обуславливающих эти особенности.
Объектом являласьсюжетно-ролевая игра старших дошкольников. Предметом — особенностисюжетно-ролевой игры у детей- сирот.
В исследованиибыла принята следующая гипотеза: ролевая игра дошкольников – сирот качественноотлична от ролевой игры детей, проживающих в семьях по критериям выбора сюжета,оптимальности отношений, уровня самостоятельности в игре.
Дляпроверки гипотезы нами использовались организационный метод поперечного среза:включенное наблюдение по схеме Р.Р. Калининой, беседа с педагогами, формирующийэксперимент.
Намибыли исследованы108 детей в возрасте от 3,5 до 7 лет. 71 ребенок посещает ДОУ.27 воспитанники детского дома
Мысравнили результаты наблюдения по схеме Р. Р. Калининой в двух группах детей покритерию Манна-Уитни.Выявлены значимые различия по всем показателям,присутствующим в схеме наблюдения Р.Р. Калининой: Самостоятельность враспределении ролей, управление поведением, ролью, богатство игровых действий,использование атрибутики и ролевой речи, стремление к выполнению правил. Так женами были выявлены различия по ряду дополнительных показателей: Время игр,сюжеты, влияние взрослого на игру.
Говоря опричинах выделенных отличий, мы предполагаем следующее:
·         Бедностькругозора воспитанников детского дома.
·         Отсутствиев их мире « мира взрослых», дети из детского дома не наблюдают, как взрослыеотносятся к друг другу, как общаются.
·         Безусловностьсверстника. Сверстник есть всегда, по этому не воспринимается, как нечтозначимое.
Наоснове результатов диагностического исследования нами была разработанаразвивающая программа по формированию у детей игры по новому для них сюжету«общественный транспорт». Данный сюжет был выбран потому, что с одной стороныпозволяет опробовать методику формирования у детей нового понятия, с другойстороны, не несет яркой эмоциональной окраски, такой, как например, образсемьи. При построений развивающей программы был использован метод комплексногоруководства игрой, применялись различные формы работы: занятия по ознакомлениюс окружающим миром, изо-деятельности, конструированию, социально- нравственномувоспитанию, экскурсия, организация и управление сюжетно- ролевыми играми детей.
Улучшениеролевых игр детей в ходе проведения развивающей работы доказано статистически(с помощью критериев Вилкоксона и Манн Уитни). Дети экспериментальной группынаучились обговаривать, кто какую роль на себя взял до начала игры, и именноролью, а не личными желаниями начало направляться поведение. У них расширилосьмногообразие игровых действий. Они более грамотно использовали атрибутику ипредметы заместители.
Исследованиепоказало:
•Сюжетно-ролевая игра детей сирот, воспитывающихся в специальных учрежденияхбеднее, качественно отлична от игр их обычных сверстников, воспитывающихся всемьях. Отличия наблюдаются в сфере времени, сюжетов игр, ролевой речи иповедении, использования атрибутики, игровых действий, отношений к правилам.
•Разработанная нами развивающая программа позволила качественно улучшить сюжетно– ролевую игру детей – сирот экспериментальной группы за счет обогащениявпечатлений детей, увеличение круга их социальных ролей.
Становлениеличностных новообразований младших школьников из детского дома в условияхразвивающего курса «Сказка»
Известнымиположениями в отечественной психологии являются положения о влиянии взрослых наход психического развития детей в целом и на становление ведущих направленийпсихического развития. Большое значение приобретает изучение особенностейразвития детей, воспитывающихся в условиях дефицита продуктивных взаимодействийс взрослыми, например, в условиях детского дома. Однако, нарушения в личностномразвитии обнаруживаются не только у этого контингента детей, но и у детей изродительских семей. Это обусловлено тем, что, несмотря на наличиевзаимодействий взрослых с детьми, они могут оставаться психологическиповерхностными, не выполнять важнейших развивающих функций, не опосредовать развитиеотношений с ровесниками.
Цельюисследования выступило выявление психологических ресурсов преодолениянедостатков развития личностных новообразований младших школьников из детскогодома в условиях развивающего курса «Сказка», направленного на обогащение форм ифункций взаимодействий детей со значимым взрослым и ровесниками.
Объектисследования: личностные новообразования младших школьников (самооценка,тревожность, ценностности) в их связи с качеством взаимодействий со значимымивзрослыми и ровесниками.
Предметисследования: преодоление недостатков в развитии личностных новообразованиймладших школьников (неадекватная самооценка, тревожность, низкие уровниучебно-познавательных ценностностей) в условиях совместной продуктивнойдеятельности с взрослым и ровесниками при сочинении и драматизации волшебныхсказок.
Гипотезы:
1) Такиенедостатки в развитии личности младших школьников как тревожность, неадекватноеразвитие самооценки, несформированность позитивных ценностей правомерно связатьс дефицитом продуктивных взаимодействий со значимыми взрослыми.
2)Преодоление недостатков в развитии личностных новообразований младшихшкольников, возможно в условиях обогащения форм и функций их продуктивногосотрудничества с взрослым.
3)Системное влияние на преодоление недостатков в развитии личностныхновообразований в условиях развивающего курса «Сказка» могут оказывать двегруппы условий: а) смысловая интерпретация содержания волшебных сказок иличностная идентификация с героями; б) участие в специально организованных формахвзаимодействия со взрослым и ровесниками.
4)Сочетание этих условий в ходе проведения курса «Сказка» может обеспечитьпреодоление недостатков в развитии личностных новообразований младшихшкольников как воспитывающихся в детском доме, так и в родительских семьях свыраженным дефицитом форм и функций продуктивных взаимодействий с взрослыми.
Методы
Висследовании принимали участие две группы испытуемых – контрольная группа (КГ)состояла из 10 детей, принадлежащих к семьям, где детям оказывалась помощь в выполненииучебных заданий, проявлялась забота в области профилактики учебнойнеуспешности. Экспериментальная группа (ЭГ) состояла из 7 детей,воспитывающихся в условиях детского дома. В качестве основного метода былвыбран развивающий курс «Сказка».
Полученныерезультаты были проанализированы по нескольким основаниям: 1) особенностиовладения приемами сочинения сказок как целостной деятельности; 2) особенностиорганизации работы с детьми, направленной на коррекцию и развитие личностныхновообразований; 3) особенности организации включения детей в групповую работу.
Намибыли отмечены следующие особенности овладения приемами сочинения сказок. В КГдети были готовы к овладению приемами и способами сочинения сказок. По меревведения приемов сочинения сказок, отмечается определенная репродуктивностьсюжетов и приемов развертывания композиции сказок. Задание выполняется какучебное, а не как личностно-значимое. Проявлялся своеобразный дефицит личныхпроекций на сказочные сюжеты и переживания героев.
В ЭГ приовладении приемами сказкосочинительства, сложности в написании сказки былисвязаны с отсутствием у детей средств интерпретации сюжета, необходимой длясоотнесения с личным опытом. Отставание проявилось в областиоперационально-технической стороны деятельности. Когда оно преодолевалось,актуализировались глубокие личностные проекции детей на негативные переживаниягероев. В процессе реализации курса «Сказка» нами анализировалисьнаправления позитивной динамики самооценки детей, а также основывающихся на ней- тревожности и недостатки в развитии ценностей детей (А.М. Прихожан, Н.И.Непомнящая). В ходе преэкспериментальной диагностики у детей из родительскихсемей была выявлена повышенная тревожность, выражавшаяся в тревожно-зависимыхформах (В.М. Астапов). У воспитанников детского дома тревожность выражаласьпреимущественно в агрессивных, деструктивных формах поведения. В ходе занятийпрослеживалась позитивная динамика проявлений тревожности. В ЭГ поведенческиепроявления сменились словесными высказываниями. Наблюдалась динамикапреодоления неадекватных форм самооценки. При исследовании динамики ценностейотмечалось следующее. В начале курса в ЭГ преобладающей являлась ценностностьреально-привычного функционирования. В процессе курса наблюдалась динамика внаправлении к деятельностной ценностности, которая характеризуется ситуативнымиформами взаимодействия с ровесниками и взрослым. У детей из родительских семей(КГ) в начале курса преобладали ценностности деятельности. К концу курсаотмечалась динамика к ценностностям общения, а также к проявлениям учебно-познавательнойценностности.
Намибыло проведено сопоставление приемов организации деятельности детей в КГ и ЭГ.Особенно тщательно нами было проведено сравнение этапа вхождения детей взанятия. В начале курса у детей ЭГ отмечалось преимущественно негативное, либопассивное отношение как к работе со взрослым и с ровесниками, так и ксодержанию деятельности сочинения сказок. Дети из КГ изначально проявлялизаинтересованность к новой деятельности. Первичное взаимодействие сосверстниками в обеих группах осуществлялось с помощью взрослого. Анализпозволяет отметить, что в группах преобладают имитируемые действия.

Заключение
 
Исследованиепоказало, что условиями, позволяющими преодолеть низкую готовность детей ксочинению сказок в групповой деятельности, влияющие на коррекцию тревожности,обусловленной дефектами самооценки, выступили следующие: реализация взрослымспектра функций «мудреца», «умельца», дополняющих привычные для детей функцииконтролера и оценщика; смена форм сотрудничества взрослого с детьми внаправлении от поддержанных ко все более самоорганизуемым действиям;организации взрослым работы в группе детей, поддерживающей принятие имиактивной субъектной позиции в решении задач сочинения сказок как личностно значимойдеятельности. Можно заключить, ролевая игра дошкольников – сирот качественноотлична от ролевой игры детей, проживающих в семьях по критериям выбора сюжета,оптимальности отношений, уровня самостоятельности в игре, но улучшение еевозможно теми же методами, что и для детей, посещающих ДОУ. Данные исследованияпозволяют нам предположить, что формирования просоциального образа семьи уребенка сироты посредством сюжетно- ролевой игры возможно. Данное предположениеи будет проверенно в ходе дальнейших исследований.

Список литературы
1.        ЛангмейерИ., Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте.- Прага; Авиценум,2004.
2.        МухинаВ.С. Лишенные родительского попечительства – М., 2007.
3.        Психическоеразвитие воспитанников детского дома. / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г.Рузской.- М.: Педагогика, 2009.
4.        Психологическоеизучение детей в школе- интернате. / АПН СССР, НИИ общ. и пед. психологии: Подред. Л.И. Божович.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 2006.
5.        АстоянцМ.С. Дети- сироты в России: Личностные характеристики ребенка в условияхдепривации//Вестник Евразии 2007. — №3 (26).
6.        КалининаР.Р. Психолого–педагогическая диагностика в детском саду Спб.: Речь 2007.
7.        ПрихожанА.М. Толстых Н.Н. Дети без семьи М.: Педагогика. — 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.