Реферат по предмету "Психология"


Предмет психологии, ее задачи и методы

Лекция 1.
Предмет психологии, ее задачи иметоды.
Вопросы :
1.   Историческое преобразованиеопределений предмета психологии
2.   Естественнонаучные основы психологии
3.   Методы исследования в психологии
4.   Общие и специальные отраслипсихологии
Введение
Эта лекция открываеткурс «психологии и педагогики». Задача курса — познакомить вас сосновными понятиями и проблемами общей психологии. Мы коснемся также немного ееистории, в той мере, в какой это будет необходимо для раскрытия некоторыхфундаментальных проблем, например, проблемы предмета и метода… Мы познакомимсятакже с именами некоторых выдающихся ученых далекого прошлого и настоящего, ихвкладами в развитие психологии.
            слово «психология» впереводе на русский язык буквально означает «наука о душе» .В нашевремя вместо понятия «душа» используется понятие «психика» и с лингвистическойточки зрения это — одно и тоже, но с развитием культуры и науки значения этихпонятий разошлись, хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений,производимых от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный,родство душ, задушевный разговор и т.д.
            чтобы составитьпредварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психическиеявления. Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннегосубъективного опыта.
            что такое внутренний,субъективный опыт? Вы сразу поймете, о чем идет речь, если обратите взор«внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства.
            вы видите эту аудиторию ивсе, что в ней находится, слышите, что я говорю, и пытаетесь это понять; вамможет быть сейчас радостно или скучно, вы что-то вспоминаете, переживаетекакие-то стремления или желания. Всё перечисленное —  элементы вашеговнутреннего опыта, субъективные или психические явления.
           
1.Историческое преобразованиеопределений предмета психологии
            психология как наука обладает особымикачествами, которые отличают ее от других дисциплин :
1.   Это наука о самом сложном, что покаизвестно человечеству — о психике как свойстве высокоорганизованной материимозга.
2.   В психологии как бы сливаются объекти субъект познания.                                                                   Чтобыпояснить это. Воспользуюсь одним сравнением. Человек рождается на свет.Сначала, пребывая в младенчестве, он не осознает и не помнит себя. Однако егоразвитие идет быстрыми темпами. Формируются его физические и психическиеспособности; он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этихспособностей он познает мир; он начинает действовать в нем; расширяется кругего общения. И вот постепенно из глубины детства, приходит к нему и постепеннонарастает совершенно особое ощущение — ощущение собственного «я». Тепсихические способности и функции, которые до сих пор служили ребенку средствомдля освоения внешнего мира — физического и социального — обращаются на познаниесамого себя; они сами становятся предметом осознания и осмысления (осознанныеформы «я» приобретает в подростковом возрасте).                                                                                                                        Такойже процесс можно проследить в масштабах всего человечества. В первобытномобществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоениевнешнего мира. Человечество того периода, подобно младенцу не помнит себя.Постепенно росли силы и возможности человечества. Благодаря своим психическимспособностям люди создали материальную и духовную культуру, появиласьписьменность, искусства, науки. И вот наступил момент, когда человек задал себевопросы: что это за силы, которые дают ему возможность творить и подчинять себемир, какова природа его разума, каким законам подчиняется его внутренняя,душевная жизнь? Этот момент и был рождением самосознания человечества,  т.е.рождением психологического знания.                                                                      Событие,которое когда-то произошло, можно коротко выразить так: если раньше мысльчеловека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя.Человек отважился на то, чтобы с помощью мышления начать исследовать самомышление. Т.о., только в психологии мысль человека совершает поворот насебя., только в ней научное сознание человека становится его научнымсамосознанием
3.   Особенность психологии заключается вее уникальных практических следствиях. И эти следствия качественно отличаютсяот результатов других наук. Ведь познать нечто — значит овладеть этим «нечто»,научиться им управлять. А в случае психологии это значит — научиться управлятьсвоими психическими процессами, функциями, способностями. При этом надоподчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять. Следовательно,психология — наука, не только познающая, но и конструирующая, созидающаячеловека.                                                                                                                            
 как систему проверенных знанийпсихологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается,решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явленийпсихология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственныхощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения,интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и много другого. Основныепсихические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвеннонаблюдать у других людей.
 
Краткий исторический очерк
            в научном у потреблениитермин «психология» появился впервые в 16 веке. Первоначально он относился кособой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или (какпринято говорить теперь) психических явлений, т.е. таких, которые каждыйчеловек легко обнаруживает в собственном сознании в результате самонаблюдения.Позднее, в 17 — 19 веках, сфера исследований психологов значительнорасширилась, включив в себя неосознаваемые психические процессы(бессознательное) и деятельность человека.
            в 20 веке психологическиеисследования вышли за рамки тех явлений, вокруг которых они на протяжении вековконцентрировались. В этой связи название «психология» отчасти утратило свойпервоначальный, достаточно узкий смысл, когда оно относилось только ксубъективным, непосредственно воспринимаемым и переживаемым человеком явлениямсознания. Однако, до сих пор по сложившейся векам традиции, за этой наукойсохраняется ее прежнее название.
            с 19 века психологиястановится самостоятельной и экспериментальной областью научных знаний.
            таким образом,психология  в своем развитии прошла несколько этапов :
·   1 этап — психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад.Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.
·   2 этап — психология как наука о сознании. Возникает в xvii в. В связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать,желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдениечеловека за самим собой и описание фактов.
·   3 этап — психология как наука о поведении.  Возникает в xxвеке. Задача психологии — ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можнонепосредственно увидеть, — а именно, поведение, поступки и реакции человека(мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).  
·   4 этап — психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления имеханизмы психики.
            история психологии какэкспериментальной науки начинается в 1879 году основанием в Лейпциге немецкимпсихологом Вильгельмом Вундтом первой в мире экспериментальной психологическойлаборатории. В 1885 году в.м. Бехтерев организовал подобную лабораторию вРоссии.
           
Что же является предметомизучения психологии?
Прежде всего,
1.   Психика человека и животных, включающая всебя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущенияи восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человекпознает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют  его общение с другими людьми, непосредственноуправляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами исостояниями личности, включают в их число потребности, мотивы,  цели,интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание.                                                                                                   Крометого, психология изучает
2.   Человеческое общение и поведение, ихзависимость от психических явлений, и в свою очередь,
3.   Зависимость формирования и развитияпсихических явлений от общения и поведения. Человек не просто проникает в мир с помощью своихпознавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себяс целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей,совершает определенные поступки. Для того, чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как
4.   «личность». В свою очередь, психическиепроцессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, врядли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости отусловий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природойи обществом (деятельность и общение).
5.   Деятельность и общение также поэтому составляютпредмет современных психологических исследований.
            психические процессы,свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются иисследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом исоставляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.
            кроме индивидуальной психологииповедения в круг явлений, изучаемых психологией, входят отношения между людьмив различных человеческих объединениях — больших и малых группах, коллективах.
            подводя итог сказанному,представим в виде схемы основные типы явлений, которые изучает современнаяпсихология.
            процессы                               состояния                              свойства
 
                        индивидуальные                             групповые
 
                             внутренние                                               внешние
                            (психические)                                 (поведенческие)
 
Здесь обозначены основные понятия,через которые определяются явления, изучаемые в психологии. С помощью этихпонятий формулируются названия 12 классов явлений, изучаемых в психологии (ониперечислены в левой части таблицы, в правой части приведены примеры конкретныхпонятий, характеризующих соответствующие явления)
Примеры общих понятий и частныхявлений,
Изучаемых в современной психологии
№        явление                                  понятия,характеризующие эти явления
1.           процессы:                             воображение,восприятие, забывание, запоминание,             индивидуальные                   идеомоторика,инсайт, интроспекция, мотивация,                внутренние                            мышление,научение, обобщение, ощущение, память,           (психические)                        персонализация,повторение, представление, привыкание                                                   принятиерешений, рефлексия, речь, самоактуализация,                                                                   самовнушение,самонаблюдение, самоконтроль,                                                                                самоопределение,творчество, узнавание умозаключение                                                          усвоение
2.          состояния :                            адаптация,аффект, влечение, внимание, возбуждение,         индивидуальные                   галлюцинация,гипноз, деперсонализация, диспозиция,                   внутренние                            желание,интерес, любовь, меланхолия, мотивация,               (психические)                        намерение,напряженность, настроение, образ,                                                                       отчуждение,переживание, понимание, потребность,                                                            рассеянность,самоактуализация, самообладание,                                                                   склонность,страсть, стремление, стыд, стресс,                                                                       темперамент,тревожность, убежденность, уровень                                                                            притязаний,усталость, установка, утомление, чувство,                                                         фрустрация,эйфория, эмоция
3.          свойства :                              иллюзии,константность, воля, индивидуальность,                индивидуальные                   задатки,комплекс неполноценности, личность,                     внутренние                            одаренность,предрассудок, работоспособность,                     (психические)                        решительность,ригидность, совесть, упрямство,                                                                    флегматичность,характер, эгоцентризм                            ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
4.           процессы: инд.                   Действие,деятельность, жест, игра, импринтинг, мимика,               внешние (поведен.)  Навык,подражание, поступок, реакция, упражнение
5.           сост.: инд.Внеш.(пов.)      Готовность, интерес, установка
6.           свойства :                             авторитетность,внушаемость, гениальность,                          индивидуальные                   настойчивость,обучаемость, одаренность,                       внешние                            организованность,темперамент, трудолюбие, фанатизм,                       (поведенческие)               характер,честолюбие, эгоизм                                                         ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
7.           процессы :                            идентификация,коммуникация, конформность, общение          групповые                               межличностноевосприятие, межличностные отношения           внутренние                       формированиегрупповых норм
8.           состояния :                           конфликт,сплоченность, групповая поляризация,                             групповыевнутренние        психологический климат
9.           свойства :                             совместимость,стиль лидерства, соперничество,                               групповыевнутренние        сотрудничество, эффективность деятельности группы   ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
10.         процессы: груп. Внеш.       Межгрупповые отношения
11.         состояния: груп. Внеш.      Паника, открытость группы, закрытость группы
12.         свойства:  груп. Внеш.       Организованность                                                                                        ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Вопрос 2.       Естественнонаучныеосновы психологии
Отличие  научного знания отобыденного
1.   Научное знание обобщенно, обыденное — конкретно
2.   Житейские психологические знанияносят интуитивный характер, научные — рациональны и вполне осознанны
3.   Обыденное знание — синкретично, несистемно. Научное знание — системно. Благодаря системности возможна передачазнаний от поколения к поколению
4.   Методы получения житейских знаний — наблюдения и размышления, научных — еще и эксперимент
5.   Научная психология располагаетобширным, разнообразным, часто уникальным фактическим материалом, недоступнымво всем своем объеме житейской психологии
Психология изучает субъектно — объектные, субъектно — субъектные, внутрисубъектные отношения  .
 
Методологические принципы изученияпсихической реальности :
1.   (философия) :
 любоеизучаемое явление необходимо рассматривать как изменчивое, ставшее, имеющееисторию своего развития (историзма и детерминизма)
2.   (общенаучные принципы):
·   Принципсистемности — любое изучаемое психологическое явление — система, (система — многое, мыслимое как целое со всей структурой, иерархией, внутреннейорганизацией)
·   Принципдеятельности (любой психологический факт, любое психологическое явление  естьрезультат превращенной формы деятельности субъекта. Деятельность, в отличие отактивности, всегда имеет свой предмет, то, на что она направлена)
·   Ведущий принципсовременной психологии — единства (не тождества) сознания и деятельности.
·   Личностныйпринцип: все психические процессы — принадлежность личности (личности, а несознания)
 
Читать дополнительно: журнал «вопросыпсихологии» №3/97 г.(о методологических проблемах современной психологии)
Вопрос 3.       Методы исследования впсихологии
             методы  научных исследований — это те приемы м средства, с помощью которых получаютдостоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий ивыработки практических рекомендаций.
Валидность методов — качество метода психологическогоисследования, выражающееся в его соответствии тому, для изучения и оценки чегоон изначально был предназначен.
Надежность методов — качество научного методаисследования, позволяющее получать одни и те же результаты при повторное илимногократном использовании данного метода.
            явления психологиинастолько сложны и своеобразны, настолько труднодоступны для изучения, что напротяжении всей истории этой науки ее успехи непосредственно зависели отсовершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказалисьинтегрированные методы самых различных наук. Это — методы философии исоциологии, математики и физики, информатики и кибернетики, физиологии имедицины, биологии и истории, ряда других наук.
Методы изучения психологическихявлений
(по ананьеву б.г. « о проблемахсовременного человекознания» )
1.   Организационные методы :
·   Лонгитюд — изучение явления на протяжении того или иного времени
·   Метод поперечныхсрезов
·   Смешанный метод.
2.   Методы сбора первичных данных
Основной метод                                            вариантосновного метода                                      
Наблюдение                                                  внешнее(наблюдение со стороны)
                                                                        внутреннее(самонаблюдение)
                                                                        свободное,     стандартизированное
_________________________________________включенное,  стороннее______________________________
Опрос                                                             устный,письменный
__________________________________________свободный, стандартизированный_________________
Тесты                                                              тест- опросник, тест — задание,
_________________________________________проективный тест_____________________________________
Эксперимент                                     естественный,лабораторный                                              _
Моделирование                                             математическое,логическое
                                                                        техническое,кибернетическое_______________________
 
Наблюдениеимеет несколько вариантов.
Внешнее наблюдение — это способ сбора данных опсихологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внутреннеенаблюдение  илисамонаблюдение  применяется тогда, когда психолог — исследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в томвиде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании. Внутренневоспринимая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за ним(например, за своими образами, чувствами, мыслями, переживаниями) илипользуется аналогичными данными, сообщаемыми ему другими людьми, которые ведутинтроспектирование по его заданию. Свободное наблюдение не имеет заранееустановленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предметили объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости отпожелания наблюдателя. Стандартизированное наблюдение, напротив, заранееопределено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется поопределенной, заранее продуманной программе и строго следует ей, независимо оттого, что происходит в процессе наблюдения с объектом или наблюдателем. Привключенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственногоучастника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Стороннеенаблюдение не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе,который он изучает.
Достоинства и недостатки каждого извидов наблюдения — самостоятельно!
 
Опрос представляет собой метод, прииспользовании которого человек отвечает  на ряд задаваемых ему вопросов. Устныйопрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение заповедением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Письменный опрос позволяетохватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса,при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее неограничен определенными рамками.
Тесты являются специализированнымиметодами психодиагностического обследования, применяя которые можно получитьточную количественную и качественную характеристику изучаемого явления.
В эксперименте целенаправленно и продуманносоздается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется и оцениваетсялучше всего.
Моделирование как метод применяется в том случае,когда исследование интересующего явления путем простого наблюдения, опроса илиэксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности.Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена,повторяющего основные параметры и предполагаемые свойства. На этой моделидетально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.
Вопрос 4.       Общие и специальныеотрасли психологии
В настоящее время психологияпредставляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется многоотраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиесянаправления научных исследований. Их можно разделить на фундаментальные иприкладные, общие и специальные. Фундаментальные, или базовые, отрасли имеютобщее значение для понимания и объяснения психологии и поведения людей. Этиобласти  призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересуетпсихология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногдаобъединяют термином «общая психология».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.