Реферат по предмету "Психология"


Предмет и система юридической психологии

Тема: «Предмет и система юридической психологии»

План
Введение
1. Юридическая психология — отрасль психологической науки
2. Предмет юридической психологии
3. Задачи юридической психологии
4. Методы юридической психологии
5. Система юридической психологии
Заключение
Контрольное тестирование
Список использованной литературы
/>Введение
История психологическогоисследования проблем правоохранительной деятельности насчитывает около сотнилет. Она началась с проблем судопроизводства и с названия «Судебнаяпсихология». Такое положение сохранялось до 70-х годов, когда официальнобыла зарегистрирована наука «Юридическая психология».
Смена названия была вызванарадикальными изменениями в понимании того, что психологические проблемыукрепления законности и правопорядка не сводятся к расследованию преступлений. Кновому подходу вынуждало и реальное состояние психологических исследований,развернувшихся в правоохранительных органах и вышедших далеко за рамкитрадиционной проблематики. Начались исследования психологических проблемправового воспитания населения, укрепления законности, работы с кадрамиправоохранительных органов, профессиональной деформации и психологической подготовкисотрудников, психологических причин совершения преступлений и их профилактики,управления в правоохранительных органах и оперативно розыскной работы,исправления осужденных и социальной реабилитации освобожденных из мест лишениясвободы и др. Тенденция расширения юридико-психологических исследованийпродолжала укрепляться и развиваться в 80-е годы в связи со все обостряющейсяпотребностью общества в укреплении законности и правопорядка и комплексногоподхода в этой работе.
Особенную остроту актуальностьрешения всего комплекса психологических проблем деятельности правоохранительныхорганов приобрела в 90-х годах, когда задача создания правового государствабыла объявлена задачей обновления нашего общества, а уровень преступности резкоповысился, став поистине государственной проблемой. Ширились, отвечаяпотребностям практики, и исследования проблем юридической психологии,накапливались их результаты, представляющие несомненный практический интерес. Однаковсе это не находило достаточного отражения в публикациях по юридическойпсихологии, доступных широкой студенческой аудитории и корпусу сотрудниковправоохранительных органов.
Для нашего времени характернозначительное развитие психологической науки, проникновение ее во все сферы человеческойдеятельности, использование данных психологии в решении проблем хозяйственногои культурного строительства, а также и вопросов совершенствования работыправоохранительных органов и должностных лиц, например создание профессиограммыюридических профессий. Глубокое исследование указанных вопросов требуетпсихологического анализа личности и юридической деятельности, опирающегося наизучение основных психологических явлений, процессов, состояний, ихособенностей в правовой сфере (потребности, мотивы, цели, темперамент, установка,социальная направленность и другие характеристики личности).
Психологическая культура юристапредполагает наличие у всех работников юридических органов развитой системыпсихологических знаний, а также навыков и приемов, которые обеспечивают высокуюкультуру общения. Психологическая культура повышает эффективность юридическойдеятельности, способствует ее гуманизации.
Изучение юридической психологиив значительной степени затрудняется отсутствием научно-методической литературыпо данной дисциплине.
Для раскрытия данной работыставятся следующие цели:
рассмотреть юридическуюпсихологию как отрасль психологической науки;
раскрыть предмет, методы, задачии систему юридической психологии;
выполнить контрольноетестирование по данной дисциплине.
/>/>1. Юридическая психология — отрасльпсихологической науки
Психология — это наука,изучающая закономерности и механизмы психической деятельности людей. Названиенауки «психология» происходит от греческих слов: «психе» (душа),«логос» (учение), то есть наука о душе, точнее, о внутреннем,субъективном мире человека[1].Термин «психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом вконце XVI века.
Долгое время психологияразвивалась как составная часть философии, и только в середине XIX века она выделилась в самостоятельную науку. Это сталовозможно потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной внауку экспериментальную настоящее время психология представляет собой довольносложную и разветвленную систему дисциплин. Кроме общей психологии, изучающейобщие закономерности психической деятельности, существуют и быстро развиваютсячастные, прикладные отрасли психологии. Так, группу прикладных отраслей,которые изучают закономерности и механизмы психики людей, занятых конкретнымивидами деятельности, составляют: психология труда и ее относительносамостоятельные разделы — инженерная, авиационная и космическая психология; психологияпознания; педагогическая, военная, юридическая психология и др.
Перед оперативными,следственными, прокурорскими и судебными работниками постоянно возникаетмножество вопросов, решение которых требует не только широкого кругозора,юридической культуры, специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошегознания юридической психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношенияхлюдей, их переживаниях и поступках, в запутанных ситуациях, которые находятсвое отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.
Юридическая психология включаетв себя различные области научных знаний, является прикладной наукой и в равноймере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественныхотношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность людейприобретает своеобразные черты, которые обусловлены спецификой человеческойдеятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука,способная обеспечить не только познание психической деятельности, но иуправление ею[2].С развитием общества ее значение будет все более возрастать.
Потребность обращении кпсихологии, ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука,смежная с психологией или тесно связанная с ней, включается в решениепрактических задач. Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическаядеятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях конкретных людей,и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их психологическихособенностей. Только необходимость решения практических задач привела к тому,что на границе с обществоведением возникли и развиваются социальная,этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы, однако,приуменьшением роли естественного в жизни и развитии личности обращениеисключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно, изучениебиологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно связано сисследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, психофизики и другихнаук, пограничных с психологией и естествознанием. — Вся система научногознания ощущает потребность в использовании психологического знания, оностановится связующим звеном различных областей науки. Психология связываетобщественные науки и естественные, биологию и историю, медицину и педагогику,управление и юриспруденцию и др. Этим определяется ее место в системе научногознания.
Теоретической базой дляюридической психологии является общая психология, поскольку используется еепонятийный и категориальный аппарат, знания об общих закономерностях и законахпсихической деятельности человека.
Большинство ученых правоведов,психологов, работающих в этой области, сходятся во мнении, что если психологияв качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общиезакономерности психической деятельности людей в целом, то юридическаяпсихология изучает те же закономерности психики человека, различные психическиеявления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых,гражданско-правовых и пр.) правоотношений или, как ещеиногда говорят, в системе «человек — право».
/> 2. Предмет юридической психологии
Современное развитие наукихарактеризуется, с одной стороны, дифференциацией научных знаний, а с другойстороны — интеграцией, взаимопроникновением одних отраслей в другие. Этотпроцесс приводит к созданию новых отраслей научного знания, связывающих междусобой ранее обособленные друг от друга науки.
С этой точки зрения выделениетакой науки, как юридическая психология, которая оказывается связующим звеноммежду психологической и правовой науками, представляет собой закономерноеявление.
Юридическая психология — прикладнаянаука, включающая в себя как психологию, так и юриспруденцию[3].Психическая сфера лиц, связанных с судопроизводством и правовой деятельностью,обладает рядом психологических особенностей, характер которых обусловленвыполнением ими множества разнообразных социальных и правовых функций. Спецификупсихической деятельности лиц, вовлеченных в орбиту правоотношений, и призванаизучать юридическая психология.
Таким образом, предметомюридической психологии является изучение психических явлений, механизмов,закономерностей, проявляющихся в сфере действия права.
/> 3. Задачи юридической психологии
Юридическая психология как наукаставит перед собой определенные задачи, которые можно разделить на общие ичастные.
Общей задачей юридическойпсихологии является научный синтез юридических и психологических знаний,раскрытие психологической сущности фундаментальных категорий права.
Частные задачи юридическойпсихологии относятся к разработке рекомендаций по наиболее эффективномуосуществлению правоприменительной деятельности. К ним можно отнести:
1) исследование психологическихпредпосылок (условий) эффективности правовых норм;
2) психологическое исследованиеличности преступника, раскрытие мотивации преступного поведения, спецификимотивации отдельных видов преступного поведения;
3) разработкасоциально-психологических основ профилактики преступлений;
4) исследование психологическихзакономерностей различных видов правоохранительной деятельности (следователя,прокурора, адвоката, судьи);
5) исследование психологическихзакономерностей деятельности исправительных учреждений в целях разработкисистемы мер по исправлению и перевоспитанию осужденных;
6) разработка рекомендаций посовершенствованию профессионального мастерства работников правоохранительныхорганов, по профориентации, профотбору, профконсультации кандидатов, желающихработать в указанных органах[4].
/> 4. Методы юридической психологии
В юридической психологиисуществует система методов психологического изучения личности, а такжеразличных психологических явлений, возникающих в процессе правоприменительнойдеятельности.
К ним относят следующие[5]:
Метод наблюдения. Под методомнаблюдения в психологии понимается специально организованное, преднамеренное,целенаправленное восприятие исследователем разнообразных внешних проявленийпсихики непосредственно в жизни, в ходе расследования, судебногоразбирательства и в других сферах правоприменительной деятельности.
Метод наблюдения исключаетиспользование каких-либо приемов, которые могли бы внести изменения илинарушения в естественный ход изучаемых явлений. Благодаря этому методнаблюдения позволяет познать изучаемое явление во всей полноте и достоверностиего качественных особенностей.
Предметом наблюдения впсихологии являются не непосредственные субъективные психические переживания, аих проявления в поступках и в поведении человека, в его речи и деятельности.
Наблюдение бывает: непосредственноеи опосредствованное, невключенное и включенное.
При непосредственном наблюденииизучение осуществляет само лицо, которое делает выводы по результатам этогонаблюдения. Такое наблюдение осуществляют следователь и судья при проведенииследственных и судебных действий, воспитатель исправительного учреждения и др.
Опосредствованное наблюдениевстречается в тех случаях, когда получают сведения о наблюдении, произведенномдругими лицами. Данный вид наблюдения имеет особенность: результаты его всегдазакрепляются в документах дела — в протоколах допросов других лиц, взаключениях экспертов (судебно-психологической, судебно-психиатрическойэкспертизах) и т.д.
Невключенное наблюдение — этонаблюдение со стороны, в котором исследователь — постороннее для исследуемогочеловека или группы лицо.
Включенное наблюдение характеризуетсятем, что исследователь входит в социальную ситуацию в качестве его участника,не раскрывая при этом истинные мотивы своего поведения (исследования). Так,например, при исследовании института народных заседателей был использован методвключенного наблюдения. Оно проводилось выпускником юридического факультетаСанкт-Петербургского университета, проходившим практику в суде. Исследовательполучил разработанный учеными подробный опросник, относящийся к ходу процесса ик совещанию судей, который заполнял после окончания каждого дела. Вопросник быланонимным. Официальное разрешение на проведение наблюдения было получено, носудей не информировали об исследовании.
Преимущество включенногонаблюдения — непосредственный контакт с объектом изучения, регистрация событий,которые при невключенном наблюдении могли быть скрыты от глаз исследователя.
Все сказанное относится к методуобъективного наблюдения. Кроме него, в психологических исследованияхприменяется также метод субъективного наблюдения — интроспекции (самонаблюдения).Он заключается как в наблюдении за своей внешне выраженной деятельностью,психологически значимыми фактами из жизни, так и в наблюдении за своейвнутренней жизнью, за своим психическим состоянием.
Метод беседы. Цельюпсихологического исследования является как можно более глубокое познаниеличности, ее внутреннего мира, убеждений, стремлений, интересов, отношения кразличным явлениям социальной жизни. В подобных случаях метод простогонаблюдения оказывается малопригодным.
В таких случаях с успехомприменяется метод беседы. Суть этого метода состоит в непринужденной беседе слюдьми по интересующим исследователя вопросам (беседа не должна превращаться ванкетирование).
Метод беседы в значительнойстепени напоминает допрос, поэтому к нему предъявляются некоторые сходныетребования. В частности, предпосылкой его успешности является созданиеобстановки непринужденности, дающей возможность естественно сочетать свободныйрассказ с ответами на конкретные вопросы, которые уточняют, дополняют иконтролируют изложение.
Анкетный метод. Это опросбольшого круга лиц по строго установленной форме — анкете. Метод основываетсяна анонимности заполнения анкеты, что позволяет получить наиболее объективныеданные об изучаемых процессах, фактах, явлениях. Полученный материалподвергается статистической обработке и анализу. В области юридическойпсихологии анкетный метод применяется достаточно широко — отсудебно-следственной и исправительной сфер деятельности до областиправореализации.
Параллельно с анкетированием применяется«автомат общественного мнения» (телефонный опрос). Главное егодостоинство — полная анонимность. Благодаря этому на целый ряд «критических''вопросов испытуемые дают автомату иные ответы, нежели в анкетах.
Разновидностью опроса являетсяметод интервью. В ходе интервью человек высказывает свои суждения относительноопределенных явлений, обстоятельств, действий. Интервью должно проводиться почетко определенной программе. С его помощью можно получить самые разнообразныесведения об особенностях деятельности правоохранительных органов. Интервьюированиеследователей, оперативных сотрудников позволяет узнать об их профессионализме,трудностях, с которыми они сталкиваются, их мнение о причинах преступности ипутях ее снижения и т.д.
Для характеристики психологическихособенностей личности определенное значение имеет биографический метод. Сущностьэтого метода заключается в собирании и анализе материалов биографическогохарактера, проливающих свет на особенности человека и их развитие. Сюдаотносятся: установление конкретных биографических данных, анализ дневников,собирание и сопоставление воспоминаний других лиц и пр.
По своей сущности кбиографическому методу близок метод обобщения независимых характеристик, целькоторого — собирание данных о личности от различных, не зависимых друг от другаисточников. Этот метод дает богатый материал, позволяющий составить наиболееполное представление о личности благодаря анализу мнений, высказанных лицами, скоторыми исследуемый находился в тех или иных отношениях.
Экспериментальный метод — ведущийметод в психологической науке. Он направлен на изучение психических явлений вспециально созданных для этого условиях и по своей сущности и видамподразделяется на лабораторный и естественный эксперимент.
Существует также еще один видэкспериментального метода, который может быть использован в юридическойпсихологии — это формирующий (обучающий) эксперимент. Он направлен на изучениепсихических явлений в процессе обучения и профессиональной подготовки путемвнедрения наиболее активных методов обучения, в том числе проблемного, спомощью которых формируются профессионально важные качества будущегоспециалиста-юриста.
Наконец, можно отметить еще однуразновидность экспериментального метода — ассоциативный эксперимент, впервые предложенныйанглийским психологом Ф. Гальтоном и развитый австрийским ученым К. Юнгом. Сутьего в том, что испытуемому предлагается на каждое слово ответить первым словом,которое ему придет в голову. Во всех случаях учитывается время реакции, т.е. интервалмежду словом и ответом (определения причастности подозреваемого к совершениюпреступления).
Разновидностьюэкспериментального метода, применяемой в более узком диапазоне, является методтестов. Психологическая проба, именуемая испытанием (тестом), давно используетсядля решения различных вопросов: проверки уровня интеллектуального развития,определения степени одаренности детей, профессиональной пригодности, длявыявления личностных параметров.
Метод анализа продуктовдеятельности человека. Продукты человеческой деятельности являются ценнымобъективным материалом, позволяющим раскрыть многие особенности человеческойпсихики.
Анализ продуктов деятельностипозволяет охарактеризовать особенности умений и навыков, приемы и способыработы, черты личности, выражающиеся в отношении к труду и т.д.[6].
Метод психологического анализадокументов. Документ в широком значении этого слова (т.е. то, что записано,нарисовано или изображено каким-то иным образом), даже если он не имеетотношения к праву, может содержать сведения, интересующие юридическуюпсихологию. Анализ документа — метод, позволяющий добыть такие сведения. Различаютдокументы юридического значения и документы, не имеющие отношения к праву.
/>/>5. Система юридической психологии
Юридическая психология имеетсвою систему категорий, определенную структурную организацию. Можно выделитьследующие ее разделы: [7]
1) Методологический раздел,включающий в себя предмет, задачи, систему, методы и историю развитияюридической психологии.
2) Правовая психология — разделюридической психологии, изучающий психологические аспекты правореализации,психологические закономерности правовой социализации личности, а такжепсихологические изъяны, приводящие к дефектам правовой социализации.
3) Криминальная психология — раздел,изучающий психологические особенности личности преступника, мотивацию как вцелом преступного поведения, так и отдельных видов преступного поведения (насильственнаяпреступность, корыстная преступность, преступность несовершеннолетних лиц), атакже психологию преступных групп.
4) Следственно-оперативнаяпсихология — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспектыраскрытия и расследования преступлений.
5) Судебная психология — раздел,изучающий психологические аспекты судебного разбирательства, проблемысудебно-психологической экспертизы.
6) Психология исправительнойдеятельности — раздел юридической психологии, изучающий психологические аспектыэффективности уголовного наказания, психологические проблемы исполненияуголовного наказания, психологию осужденных и психологические основы ихресоциализации и реадаптации после отбытия наказания.
/>Заключение
Современное состояниепсихологической науки можно оценить как период значительного подъема в ееразвитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологическихисследований, появились новые научные направления и дисциплины. Разрастаетсякруг разрабатываемых в психологии проблем, изменяется ее понятийный аппарат. Совершенствуютсяметодология и методы исследования.
Психология непрерывнообогащается новыми данными, интересными гипотезами и концепциями, относящимисяко всем основным областям ее проблематики. Психологическая наука все болееактивно включается в решение различных задач, возникающих в разных сферахобщественной практики.
Сложный и многоплановый курсюридической психологии призван обеспечить понимание юристамисоциально-психологической сущности правового регулирования, психологическихособенностей поведения человека в сфере отношений, регулируемых правом. Правовоерегулирование объективно обусловлено социальными и социально-психологическимизакономерностями. Лишь синтезировав правовые знания со знанием психологиичеловеческого поведения, юрист может стать компетентным специалистом.
Изучая юридическую психологию,юрист познает закономерности взаимодействия человека со средой, особенности иусловия формирования социально адаптированного и девиантного поведенияличности, психологические факторы криминализации личности. Юридическая психологиявооружает юриста системным анализом поведения преступника, структурным подходомк организации следственной и судебной деятельности.
Возникнув как самостоятельнаяотрасль знаний в конце XIX в., юридическая психология внастоящее время становится составной частью юридического образования,интегрируя все отрасли права на их единой основе — на основе „человеческогофактора“.
/>/>/>/>Контрольное тестирование
1. Предмет юридическойпсихологии:
А — закономерностивозникновения, особенности протекания психических процессов у человека;
Б — закономерности и механизмыпсихики людей, включенных в сферу отношений, регулируемых правом;
В — пограничные психическиерасстройства личности;
2. К задачам юридическойпсихологии относятся:
А — синтез психологических июридических знаний; обеспечение морально психологической закалки юристов; раскрытиепсихических особенностей различных субъектов правоотношений;
Б — раскрытие особенностейпротекание нейрофизиологических процессов в мозге; установление психологическихконтактов с больными людьми;
В — синтез психологических июридических знаний; научная организация труда педагогов; морально-политическаязакалка личности.
3. Раздел юридическойпсихологии, изучающий проблемы психического отражения правозначимых явлений,психологические аспекты правотворчества, правосознания — это:
А — криминальная психология;
Б — возрастная психология;
В — правовая психология.
4. Раздел юридическойпсихологии, изучающий психологические аспекты имущественных, экономических иличных отношений, регулируемых гражданским правом — это:
А — судебная психология;
Б — психологиягражданско-правового регулирования;
В — криминальная психология.
5. Раздел, изучающий психологиюдесоциализации личности, психологические механизмы делинквентного и преступногоповедения,, психологию личности преступника и преступных групп — это:
А судебная психология;
Б — криминальная психология;
В — психология исправительнойдеятельности;
6. Психология исправительнойдеятельности решает проблемы:
А — установления вменяемости — невменяемости;установление формы вины; изучения социального окружения;
Б — ресоциализации и реадаптацииосужденных после отбывания наказания; проблемы исполнения уголовного наказания;
В — проблемы исполненияуголовного наказания; проблемы эстетического воспитания.
7. Методологическую основуисследований по юридической психологии составляю:
А — системный подход,детерминизм, научная обоснованность;
Б — анкетирование, тестирование,системный подход;
В — детерминизм, эксперимент,включенное наблюдение.
8. Наиболее древним попроисхождению является раздел юридической психологии, изучающий:
А — психологию преступногоумысла;
Б — правовое мировоззрение;
В — психологию судебнойдеятельности.
9. Самый первый фундаментальныйтруд „Криминальная психология“ принадлежит:
А — Г. Гроссу,
Б — Ч. Ломброзо;
В — Пиаже.
10. Основатель антропологическойшколы, автор теории преступных типов:
А Фрейд;
Б — Юнг,
В — Ломброзо;
11. Русские судебные ораторы,впервые интегрировавшие в своей деятельности знания по праву, психологии исоциологии:
А Бехтерев, Плевако;
Б — Фрезе, Кони;
В — Кони, Плевако.
12. Автор научных концепций,пограничных между психологией и психиатрией, а также трудов по патопсихологии:
А — Сербский;
Б) Кони;
В) — Петражицкий.
13. Биологическую основу дляформирования личности составляют:
А — характер, темперамент, типнервной деятельности;
Б — темперамент, экстраверсия,нейротизм;
В — знания, умения, навыки.
14. Психологическое состояние,связанное с накоплением отрицательных эмоций в результате невозможностиудовлетворения желаний » конфликт желания " — это:
А — Фрустрация;
Б — апатия;
В — аффект.
15. Человек как носительсовокупности психических свойств и качеств, определяющих социально значимыеформы его деятельности и поведения — это:
А — индивид;
Б — личность;
В — индивидуальность.
16. Индивидуально-психологическиеособенности личности, в которых отражается сила, подвижность и уравновешенностьнервных процессов:
А — поведение;
Б — темперамент;
В — талант.
17. Крайний вариант нормы,который при определенных условиях может стать патологией:
А — адаптация;
Б — интеграция;
В — акцентуация.
18. Поведенческий подход кизучению личности, теория, на базе которой выделены аверсивные стимулы:
А — бихевиоризм;
Б — фрейдизм.
19. Выработка социального опыта,усвоение социальных норм личностью:
А. — ресоциализация;
Б — десоциализация;
В — социализация.
20. Система доминирующихличностных ценностных ориентации, ее интересы, установки, идеалы, желаниясоставляют:
А — направленность личности;
Б — характер личности;
В — способности личности.
21. Отклоняющееся от нормыповедение подростков, выражающееся в систематическом совершении незначительныхпроступков:
А — ситуативное поведение;
Б — дезадаптивное поведение;
В — делинквентное поведение.
22. Стремление подросткавысвободиться от опеки, самоутвердиться:
А — реакция группирования;
Б — реакция компенсации;
В — реакция эмансипации.
23. Качество психики,обеспечивающее человеку возможность сознательно регулировать свои действия ипоступки в соответствии с поставленной целью:
А — эмоции;
Б — воля.
24. Эмоциональное переживание,протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью, бурное проявление икратковременное:
А — стресс;
Б — прострация;
В — аффект.
/>/>Список использованной литературы
1. Васильев ВЛ. Юридическая психология: Учебник для вузов. — М.: Юрид.лит., 1991. — 464с.
2. Еникеев М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях) ЧастьII «Юридическая психология». Учебник. — М.: Юрид. лит., 1996. — 560 с.
3. Жалинский А.Э. Профессиональная деятельность юриста. Введение вспециальность. Учебное пособие. — М.: Издательство БЕК, 1997. — 330с.
4. Журбин В.И. Опыт изучения психологической защитыподследственного в ситуации допроса. М.: Изд-во МГУ, 1997. — 450с.
5. Розин В.М. Психология для юристов. Учебное пособие для высшейшколы. — М.: Издательский Дом «ФОРУМ», 1997. — 128 с.
6. Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. — М.: Юристъ, 1998- 488
7. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. Учебное пособие. — М. Правои Закон, 1997. — 320с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.