МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ФЕДЕРАЦИЯ Процесс становления местного самоуправления обретает сейчас нормальный характер, несмотря на то, что субъекты Федерации сдерживают его всеми мерами: с помощью законода¬тельства, которое противоречит федеральному, чисто кадровыми назначениями, методами власт¬ного неформального воздействия на деятелей ме¬стного самоуправления - политических активис¬тов. Тем не менее, процесс оформления местного самоуправления все равно идет, потому что ему объективно
и субъективно содействует феде¬ральный уровень власти. Это положитель¬ная часть явления. Пора кончать с правовым сепаратизмом, который раз¬вивается на уровне субъектов федерации, разди¬рая единое правовое пространство России на час¬ти, в том числе и по вопросам местного самоуправления. Остается психологическая проблема: мы не можем вытравить из сознания старую систему организации власти
- подчинение сверху донизу. Важно понять, что население само о себе может позаботиться. Надо отказаться от стереотипа, что чиновник может побеспокоиться, а сам человек о себе - не может. Ранее в структуре исполнительной власти не существовало никаких исполнительных подраз¬делений, которые занимались бы вопросами ме¬стного самоуправления. Департамент по вопросам местного самоуправления Министер¬ства по делам национальностей и федеративным отношениям явля¬ется первой такой структурой,
и первая его зада¬ча - каким образом организовать управление регионами на основе самоуправления. Такой подход оказался правильным: часть со¬трудников Департамента параллельно занималась разработкой федеральной программы государ¬ственной поддержки местного самоуправления. В законе принятие федеральной програм¬мы государственной поддержки местного самоуправления проставлено отдельным пунктом. Таким образом, существует документ, кото¬рый является первоначальной
программой дейст¬вий исполнительной власти в части поддержки местного самоуправления. Эта программа состоит из пяти основных бло¬ков: Первая часть федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления, ее первые три приложения посвящены разработке нормативных актов и методических рекомендаций, как для органов государственной власти, так и для органов местного самоуправления. Федерация не обязана регулировать данные вопросы.
Если вопросы находятся в совместном ведении Российской федерации и ее субъектов, и если Российская Федерация сама тот или иной вопрос своим законодательством не регламентирует, то субъект Федерации вправе регулировать подоб¬ные отношения своим Законом. Следовательно, препятствия для развития законодательства, обеспечивающего реализацию федерального за¬кона, на самом деле нет. Необходимо также создание систе¬мы подготовки кадров для муниципальной служ¬бы
и системы информационного обеспечения ор¬ганов местного самоуправления, так как от¬сутствует необходимая информация и для ученых, и для управленцев, так же как для политиков и самого самоуправления. Отсутствие полноцен¬ной и достоверной информации тормозит работу. Все проблемы можно поделить на несколько уровней: Уровень федеральный - это принятие законо¬дательства в финансовой и налоговой сфере.
Уровень субъектов Федерации - это в основном законодательные и организационные вопросы. Все в России очень беспокоятся о сохранении власти, о ее единстве. И очень многие почему-то думают, что единство власти и управляемость - это обязательно соподчиненность одного другому. На самом то деле, единство власти не в иерархии, а в четком и понятном, логическом, ясном разделении функций по уровням власти. Каждый уровень должен точно знать, чем он занимается, свои
обязанности и свои возможности и работать действительно в едином правовом поле - в этом единство власти. Если говорить о возможностях местного управления по укреплению Российского государства, то опыт самой России, многовековой опыт разных стран мира подтвердил, что развитая сис¬тема местной власти объективно работает на ин¬теграцию государства, и это действительно явля¬ется объективным, сдерживающим фактором стремления любых регионов к излишней суверенизации.
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ Сложность реформирования местного самоуправления в нашей стране в значительной степени обусловлена рядом особенностей: Масштабность задачи – в настоящее время в Российской Федерации юридически оформлено 11090 различных муниципальных образований. Отсутствие необходимой правовой базы – ее потребовалось создать в кратчайшие сроки.
Отсутствие нормального законодательства о собственности на землю, о налогах, об основах местных приводит к тому, что субъекты Федерации вынуждены сами разрабатывать основополагающие юридические документы, что, естественно, вызывает немало трудностей. Многообразие форм территориальной организации местного самоуправления – в нашей стране данными формами признаются города, поселки (станицы), районы (уезды), сельские округа (сельсоветы), иные населенные пункты и территории.
В этот пункт можно также включить многообразие способов избрания органов местного самоуправления и их должностных лиц. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, а наименования данных органов отражают национальные, исторические и иные местные традиции: в городах это думы, советы; в районах, улусах, аймаках, волостях, сомонах, селах и иных муниципальных образованиях – собрания представителей, собрание депутатов, хуралы, комитеты самоуправления, муниципальные либо земские
собрания и так далее. Стала ясна необходимость принятия на федеральном уровне, как отдельных политических решений, так и жестких админист¬ративных мер в случаях откровенного противо¬действия реализации прав населения на местное самоуправление. В обеспечение этого процесса Государственная Дума 23 октября 1996 г. приняла Федеральный закон "Об обеспечении конститу¬ционных прав граждан Российской
Федерации из¬бирать и быть избранными в органы местного са¬моуправления" в едином пакете с рядом других федеральных законов (“О внесении дополнений в Федеральный закон "Об основных гарантиях из¬бирательных прав граждан Российской Федера¬ции"”, "О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР", “О внесении дополнения в
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного са¬моуправления в Российской Федерации"”, "О вне¬сении дополнений в Кодекс РСФСР об админист¬ративных правонарушениях"), разработанных Комитетом Государственной Думы по вопросам местного самоуправления и призванных создать правовую базу для завершения процесса форми¬рования выборных органов местного самоуправ¬ления в
Российской федерации. Необходимо расши¬рить гласность процесса формирования местного самоуправления. Сегодня добыть сколько-нибудь обобщенную информацию, какую-то муници¬пальную статистику просто невозможно. Коми¬тет по местному самоуправлению Государственной Думы мог бы взять на себя инициативу проработать этот вопрос и добиться того, чтобы у нас была какая-то более или менее последовательная, регуляр¬ная статистика процессов, связанных с формиро¬ванием местного
самоуправления. Это очень важ¬но для того, чтобы могла осуществляться сравни¬мость результатов этих процессов на различных территориях, можно было бы сделать научную оценку, представить весь этот процесс в более или менее полном объеме. Помимо систематических информационных статистических сборни¬ков надо выпускать ежегодник местного само¬управления, где бы такая статистика обобщалась. Необходимо организовать юри¬дические консультации по всем вопросам, в первую очередь по подготовке
и написанию законов. Один из главных вопросов - это несоответст¬вие законов субъектов Федерации федеральным законам. Список литературы Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |