Реферат по предмету "Психология"


Понятие индивидуальной личности человека

Министерство транспорта и святиУкраины
Одесская национальная академия связиим. О.С. Попова
Институт экономики и менеджменту
Реферат
по дисциплине: Психология управления
на тему: «Личность»

Содержание
Введение
1. Понятие личности в психологии
2. Понятие личности в философии
3. Современные взгляды на личность вфилософии
4. Атрибуты личности
Литература

Введение
Личность— общежитейский инаучный термин, обозначающий: 1) человеческого индивида как субъекта отношенийи сознательной деятельности (лицо, в широком смысле слова) или 2) устойчивуюсистему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того илииного общества или общности. Хотя эти два понятия— лицо как целостностьчеловека (лат. persona) и личность как его социальный и психологический облик(лат. регsonalitas)— терминологически вполне различимы, они употребляютсяиногда как синонимы.
Сущностнаяхарактеристика личности и её основные особенности определяются:
· содержаниеммировоззрения человека, его психологической сущностью;
· степеньюцелостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в нихпротиворечий, отражающих противоположные интересы разных слоёв общества;
· степеньюосознанности человеком своего места в обществе;
· содержанием ихарактером потребностей и интересов, устойчивостью и лёгкостью ихпереключаемости, их узостью и многогранностью;
· спецификойсоотношения и проявления различных личностных качеств.
Личностьнастолько многогранна в своих индивидуально-психологических проявлениях, чтосоотношение её разнообразных качеств может сказываться и на проявленияхмировоззрения, и на поведении.
С конца1930-х гг. в психологии личности началась активная дифференциация направленийисследований. В результате ко второй половине прошлого века сложилось многоразличных подходов и теорий личности. Если подходить к подсчёту количествасовременных теорий личности формально, то существует, по меньшей мере, 48 ихвариантов, и каждый из них может быть, в свою очередь, оценен по пятипараметрам.
индивидатрибут личность
1. Понятиеличности в психологии
Личность является базовойкатегорией и предметом изучения психологии личности. Личность— это совокупностьвыработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус,социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт иособенностей человека, его архетип, определяющие повседневное поведение и связьс обществом и природой. Также личность наблюдается как проявления«поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных группвзаимодействия.Личность, индивид ииндивидуальность
· Индивид выражаетобщие свойства человека, как организма.
· Индивидуальностьвыражает специфику отдельного человека, причем специфика эта может носитьнаследственный или случайный характер.
· Личность—результат процесса воспитания и самовоспитания. «Личностью не рождаются, астановятся» А.Н.Леонтьев. Дети не обладают личностью, поскольку ответственностьза их поступки вменяется их родителям. По мнению Л.И.Божович, можно выделитьдва критерия сформировавшейся личности:
1. Человека можносчитать личностью, если в его мотивах существует иерархия в одном определённомсмысле, а именно если он способен преодолевать собственные побуждения радичего-то другого. В таких случаях говорят, что субъект способен копосредованному поведению. При этом предполагается, что мотивы, по которымпреодолеваются непосредственные побуждения, социально значимы.
2. Способность ксознательному руководству собственным поведением. Это руководствоосуществляется на основе осознанных мотивов-целей и принципов. От первогокритерия второй отличается тем, что предполагает именно сознательноесоподчинение мотивов. Просто опосредованное поведение (первый критерий) можетиметь в своей основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийнуюнравственность»: человек может не отдавать себе отчёта в том, что заставило егопоступить именно таким образом, и тем не менее поступить нравственно. Такимобразом, хотя во втором признаке также имеется в виду опосредованное поведение,подчёркивается сознательное опосредование. Оно предполагает наличиесамосознания как особой инстанции личности./>2. Понятие личности в философииИстория взглядов наличность
· Враннехристианский период великие каппадокийцы (прежде всего Григорий Нисский и ГригорийБогослов) отождествили понятия «ипостась» и «лицо» (до них понятие «лицо» вбогословии и философии было описательным, им могли называть маску актера илиюридическую роль, которую выполнял человек). Следствием этого отождествлениястало возникновение нового понятия «личность», неизвестного ранее в античноммире.
· В средневековойфилософии личность понималась как сущность Бога
· В новоевропейскойфилософии личность понималась как гражданин
· В философии романтизмаличность понималась как герой.3. Современные взгляды на личность вфилософии
Согласнологике персонализма, существование индивида, вплетенное в сложную сетьобщественных отношений, подчиненное социальным изменениям, исключает для неговозможность утвердить своё собственное, неповторимое «Я». Поэтому необходиморазличать понятия индивида и личности. Человек как часть рода (Homo Sapiens),как часть общества есть индивид. О таком человеке— биологическом или социальноматоме— ничего не известно. Он аноним (по выражению Кьеркегора)— лишь элемент,часть, определяемая соотношением с целым. Человек как личность может утвердитьсебя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, котораяпреодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как быизнутри человека. В сфере идей персонализма развивается тенденция, котораязатем станет заповедью экзистенциализма— утверждение о принципиальнойвраждебности общества и личности.4. Атрибуты личностиВоля
Воля— свойствочеловека, заключающееся в его способности сознательно управлять своей психикойи поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на путидостижения сознательно поставленной цели. Положительные качества воли,проявления ее силы обеспечивают успешность деятельности. К волевым качествамчасто относят мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладаниеи другие. Понятие во́ля очень тесно связано с понятием свобода.
Воля—сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершениицеленаправленных действий и поступков.
Воля— этоспособность человека управлять своим поведением, мобилизовывать все свои силына достижение поставленных целей.
Воля — этоосознанные действия человека, основанные на его личном мировоззрении.
Воля — этоспособность человека действовать в направлении сознательно поставленой цели,преодолевая внутренние препятствия (т.е. свои непосредственные желания истремления).Развитие воли происходит в направлениях
· Преобразованиенепроизвольных психических процессов в произвольные.
· Обретениечеловеком контроля над своим поведением.
· Выработка волевыхкачеств личности.
· Человексознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все болееотдаленные цели, требующие приложения значительных волевых усилий в течениедостаточно длительного времени. С этим можно встретиться при отсутствиизадатков к определенной деятельности, но через труд человек добивается хорошихрезультатов.Свойства, принадлежащие волевому человекуСила воли
Это внутренняя силаличности. Она проявляется на всех этапах волевого акта, но ярче всего в том,какие препятствия были преодолены с помощью волевых действий и какие результатыбыли получены. Именно препятствия являются показателем силы воли.Целеустремленность
Сознательная и активнаянаправленность личности на определенный результат деятельности. Такой человекточно знает чего хочет, куда идет и за что борется. Стратегическаяцелеустремленность — Умение личности руководствоваться во всей своейдеятельности определенными принципами и идеалами. То есть существуют твердые идеалы,от которых человек не отступает. Оперативная целеустремленность — Умениеставить ясные цели для отдельных действий и не отключаться от них в процессеисполнения. Люди легко меняют средства достижения цели.Инициативность
Качество, позволяющеечеловеку начать любое дело. Очень часто такие люди становятся лидерами.Инициативность основывается на обилии и яркости новых идей, планов, богатомвоображении.Самостоятельность
Умение не поддаватьсявлиянию различных факторов, критически оценивать советы и предложения другихлюдей, действовать на основании своих взглядов и убеждений. Такие люди активноотстаивают свою точку зрения, свое понимание задачи.Выдержка
Качество, позволяющееприостановить спонтанно возникающие под влиянием внешних факторов действия, чувства,мысли, возможно неадекватные данной ситуации, и способные ее усугубить илипривести к дальнейшим нежелательным последствиям.Решительность
Умение принимать ипретворять в жизнь быстрые, обоснованные и твердые решения. Внешне данноекачество проявляется в отсутствии колебаний при принятии решения.Противоположными качествами являются: импульсивность, торопливость при принятиирешений, нерешительность.Вера
Ве́ра — признаниечего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки,единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, котороене нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда иподыскивает их. Слово «вера» также употребляется в смысле «религия»,«религиозное учение» — например, христианская вера, мусульманская вера и др.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D1%80%D0%B0 — cite_note-0Этимология
Предположительно восходитк древнему индоевропейскому слову «варатра» (верёвка, канат; то, что связывает,соединяет).Религиозная вера
Религииобычно считают веру одной из главных добродетелей. В христианстве вераопределяется как соединение человека с Богом. Само соединение возникает изреального опыта.
Вхристианской традиции, вера — это ожидание того, на что надеются, уверенность втом, чего до конца не знают и не видели.
В библеистикеНового завета, вера — основной и необходимый фактор, который позволяет человекупреодолеть законы земного естества (например, якобы хождение апостола Петра поводам).
«Истинная»вера (то есть такая вера, которая по мнению христиан не основана напредрассудках) рассматривается христианами как практическое решение проблемыпризнания наличия принципиально непознаваемых сущностей, высшая из которых —Бог. При этом принципиальная конечность, ограниченность человеческого познания(например, не вызывает сомнения, что невозможно отыскать и зафиксировать наинформационных носителях все простые числа, поскольку их бесконечно много, иливычислить все цифры любого из иррациональных чисел и т.д.) считаетсядоказательство необходимости веры, которая трактуется как готовность человекадействовать, несмотря на неполноту имеющихся у него знаний. В применении к Богуэто означает, что хотя ни один человек никогда не сможет исчерпывающеописать/постичь природу Теофании, однако имеющиеся у верующего доказательстваистинности Пророка или Посланника Божиего достаточны для того, чтобы следоватьЕго заповедям.
Богословысчитают, что феномен веры в данном случае приобретает важнейшее значение дляпостроения цивилизации, поскольку (по крайней мере, с религиозной точки зрения)не существует никакой иной мотивации для морального поведения, кроме страхаБожиего суда — то есть вряд ли можно ожидать от человека, что он станетсознательно жертвовать своим благом ради блага ближнего, если не будет при этомвнутренне ссылаться на некий трансцендентный, абсолютный авторитет[источникнеуказан139дней].Для некоторых верующих мотивация морального поведения может опираться напредставления о загробном мире, то есть они надеются на награду после смертиили боятся наказания за совершённые грехи. Действительно верующий всуществование Бога имеет надежду, что следование Его заповедям принесёт большуюпользу, тогда как при уверенности в отсутствии Бога всё равно, какое поведениевыбрать, потому что смерть уничтожает личность и, следовательно, любыеличностные мотивации. Иными словами, нравственное поведение в любом случае неповредит, а если существование рая и ада окажется правдой, то и окажется весьмавыгодным (см. пари Паскаля).Атеистический подход к вере
Атеисты или материалистыдают свою интерпретацию понятия «вера». Особым случаем проявления феномена верыявляется религиозная вера, порождаемая специфическими условиями существования общества,прежде всего классового, а именно: бессилием людей в процессе их взаимодействияс природной и социальной средой и потребностью в компенсации этого бессилия, ввосполнении их отчуждённого бытия иллюзорным потусторонним миром,соответствующим их ценностным установкам. Теология признаёт религиозную верунеотъемлемым свойством человеческой души или же благодатью, даруемой Богом. Вэтом смысле вера отличается от разума и/или знания.
БертранРассел писал о вереТеории веры
В истории философиии психологии различают три теории веры.
· Эмоциональные.Рассматривают веру преимущественно как чувство (Юм. Джеме и другие);
· Интеллектуальные.Вера трактуется как феномен интеллекта (Дж. Ст. Милль, Брентано, Гегель идругие);
· Волевые. Признаютверу атрибутом воли (Декарт, Фихте и др.).Объекты и субъекты веры
Объекты верыобычно не даны субъекту чувственно и выступают лишь в виде возможности. При этомобъект веры представляется существующим в действительности, образно,эмоционально.
В качествесубъекта веры может выступать индивид, социальная группа и общество в целом.Вера отражает не только объект, но главным образом отношение к нему субъекта, атем самым и общественное бытие субъекта, его потребности и интересы.Свобода
Свобо́да—это наличие возможности выбора варианта и реализации (обеспечение) исхода события.Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы—несвободе. (см. также Степени свободы).
Свобода— этоотсутствие принуждения со стороны других людей. (см. также Либертарианство).
Свобода естьодин из видов проявления случайности, направляемое свободой воли (намеренностьволи, осознанная свобода) или стохастическим законом (непредсказуемость исходасобытия, неосознанная свобода). В этом смысле, понятие «свобода» противоположнопонятию «необходимость».
В этике«свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода воли налагает начеловека ответственность и вменяет в заслугу его слова и поступки. Поступоксчитается нравственным только в том случае, если он совершается свободнойволей, является свободным волеизъявлением субъекта. В этом смысле этиканаправлена на осознание человеком своей свободы и связанной с нейответственности.
Абсолютнаясвобода— течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица вэтих событиях не подвергалась насилию со стороны воли других действующих лицили обстоятельств.
В «Декларацииправ человека и гражданина» (1789, Франция) свобода трактуется как возможность«делать всё, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществлениеестественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которыеобеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы этимогут быть определены только законом».
В правесвобода связана не просто с ответственностью субъекта за свои деяния, котораяподразумевает его свободу воли, но и с мерой ответственности— вменяемости илиневменяемости личности в момент совершения поступка. Выработка этой мерыответственности за деяние вызвано требованием справедливости, справедливоговоздаяния— меры наказания.
В праве—закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможностьопределённого поведения человека (например, свобода слова, свободавероисповедания ит.д.). Категория «свобода» близка к понятию «право» всубъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее четкогоюридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанностигосударства или другого субъекта совершить какое-либо действие (например,предоставить работу в случае права на труд). Напротив, юридическая свобода неимеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживатьсяот совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий. Как ни странно,распространённой ошибкой является мнение о том что свобода слова является однимиз составляющих свободы (с политической точки зрения), но тем не менее это нетак. [1]
Свобода—средство для достижения цели и смысла жизни человека. У язычников идеалысвободы послужили основой создания демократического общества, классическимпримером которого стали Афины в Древней Греции. В последние столетия к этимидеалам вернулось и современное общество.
Свобода— этоосознанные действия человека, основанные на этике окружающего его общества.Представления о свободе в различных философских системах
В историиразвития понятия свободы понятие творческой свободы постепенно вытесняетпонятие свободы от препятствий (принуждения, казуальности, судьбы). В древнейфилософии (у Сократа и Платона) речь идет прежде всего о свободе в судьбе,затем о свободе от политического деспотизма (у Аристотеля и Эпикура) и обедствиях человеческого существования (у Эпикура, стоиков, в неоплатонизме). Всредние века подразумевалась свобода от греха и проклятие церкви, причемвозникал разлад между нравственно требуемой свободой человека и требуемымрелигией всемогуществом Бога. В эпоху Ренессанса и последующий период подсвободой понимали беспрепятственное всестороннее развертывание человеческойличности.
Со времениПросвещения возникает понятие свободы, заимствованное у либерализма и философииестественного права (Альтузий, Гоббс, Гроций, Пуфендорф; в 1689 в Англии— Билльо правах), сдерживаемое все углубляющимся научным взглядом, признающимгосподство всемогущей естественной причинности и закономерности. В нем. религиии философии, начиная от Мейстера Экхарта, включая Лейбница, Канта, Гёте и Шиллера,а также нем. идеализм до Шопенгауэра и Ницше, ставит вопрос о свободе каквопрос о постулате нравственно-творческого соответствия сущности и её развития.Марксизм считает свободу фикцией[источникнеуказан121день]: человек мыслит ипоступает в зависимости от побуждений и среды (см. Ситуация), причем основнуюроль в его среде играют экономические отношения и классовая борьба. Но вовнимание не принимаются способности человека к анализу, самоанализу,моделированию представлению результатов своих действий и дальнейшихпоследствий. В зависимости от побуждений и среды делают поступки животные, ачеловек есть нечто высшее по определению. Спиноза определяет свободу какосознанную необходимость.
Согласно экзистенциализмуХайдеггера, основным состоянием бытия является страх— страх перед возможностьюнебытия, страх, который освобождает человека от всех условностейдействительности и, т.о., позволяет ему достигнуть в некоторой степени свободы,основанной на ничто, выбрать самого себя в своем неизбежном возлаганииответственности на себя самого (см. Заброшенность), то есть выбрать себя каксобственное, имеющее ценность существование. Согласно экзистенциализму Ясперса,человек свободен преодолеть бытие мира в выборе самого себя и достигнутьтрансценденции Всеобъемлющего (см. Охватывающее, Окружающее).
Согласно Р.Мэю, «…Способность трансцендировать из сиюминутной ситуации является основойчеловеческой свободы. Уникальное качество человеческого существа— широкийспектр возможностей в любой ситуации, которые, в свою очередь, зависят отсамоосознания, от его способности в воображении перебирать различные способыреагирования в данной ситуации» [2]. Такое понимание свободы обходит проблемудетерминизма в принятии решения. Как бы решение не было принято, человек егоосознаёт, причём осознаёт не причины и цели решения, а значение самого решения.Человек способен выйти за рамки непосредственной задачи (как бы мы не называлиобъективные условия: необходимость, стимул, или же психологическое поле), он всостоянии иметь какое-то отношение к самому себе, и уже в соответствии с этимпринимать решение.
Свободноебытие означает возможность осуществлять добрую или злую волю. Добрая воляобладает достоверностью безусловного, божественного; она ограничиваетсябессознательным жизненным упрямством простого определённого бытия и подлинногобытия. Согласно экзистенциализму Сартра, свобода не свойство человека, а егосубстанция. Человек не может отличаться от своей свободы, свобода не можетотличаться от её проявлений. Человек, так как он свободен, может проецироватьсебя на свободно выбранную цель, и эта цель определит, кем он является. Вместес целеполаганием возникают и все ценности, вещи выступают из своейнедифференцированности и организуются в ситуацию, которая завершает человека ик которой принадлежит он сам. Следовательно, человек всегда достоин того, что сним случается. У него нет оснований для оправдания.
Тесно связаныпонятия анархизма и свободы. Основой идеологии анархистов является утверждение,что государство— тюрьма для народа. Против этого утверждения можно поставитьтот факт, что государство обеспечивает безопасность и другие общие интересысвоих граждан, ограничивая их свободу. Иными словами, государство играет рольмонополии на ограничение свободы человека. В контексте следует отметить трудытаких фантастов как Шекли и Брэдбери, особенно повесть «Билет на планету Транай»,описывающую общество с радикально иной моралью.
Распространенноепонимание свободы как «осознанной необходимости» является единственнымлогически не противоречивым определением свободы.Разум
Разум— этоспособность материальной системы осознавать своё существование в окружающейсреде и отображать, передавать в форме (виде) знаков и знаковых систем; этоспособность соизмерять взаимозависимости и взаимодействия материальных систем,определяя закономерности; это способность, используя определённые закономерности,действовать и изменять окружающую среду в соответствии со своимипотребностями.(Сергей Речка)
· основасинтезирующей творческой деятельности, создающая новые идеи, выходящие запределы сложившихся систем, дающая способность открывать и целеполагать[2](способность комбинировать полученные знания и создавать новые знания)
· высшая,существенная для человека, как такового, способность мыслить всеобще,способность отвлечения и обобщения, включающая в себя и рассудок[3]
Разум,сознание, мышление, ум, помимо своих значений в лексике, имеют одно значение—определение. И они в этом значении являются синонимами.
Дляобразования мышления необходимо присутствие одновременно четырёх факторов:
1. Мозг.
2. Органы чувств(глаза— для зрения, нос— для определения запаха, уши— для слуха, кожа— дляосязания, язык— для определения вкуса).
3. Внешняядействительность(объект, с которым взаимодействуют индивиды способом,определённым обществом, стоящим на определённой ступени развития).
4. Общество, находящеесяна определённом уровне развития. Этот уровень и будет в среднем определятьуровень мышления каждого индивида этого общества.
Перечисленныефакторы создают модель разума (сознания). Без участия хотя бы одного изперечисленных факторов, мышление (разум, сознание…) не образуется. Такимобразом, мышление представляет собой процесс соединения чувственного восприятия(ощущения вещей или явлений), переданного органами чувств мозгу, спредварительной информацией об этих вещах, посредством чего и осуществляетсяосознание (понимание) той или иной вещи или явления.
Разумчеловека— это его способность как биологического вида живого организмасуществовать в качестве социального организма. Обязательным условиемвозникновения, существования и развития разума является непрерывнаяколлективная (совместная) производительная деятельность человека по обеспечениюсвоих материальных потребностей. Разум присущ сообществу человеческихиндивидов. Ум, сознание, мышление— это определения, относящиеся к отдельномуиндивиду сообщества. Они показывают, насколько данный конкретный индивидсоотносится с уровнем развития разума сообщества, которому он принадлежит. См.«О разуме человека», Гециу И. И., СПб, Алетейя, 2010
Разумнеотделим от сознания, как свойства высокоорганизованной материи отражатьокружающий мир и себя, и является функцией-свойством сознания анализироватьвоспринятые идеи и синтезировать из полученных компонентов новые идеи. Разумуприсуща направленность познания истины, как порядка вещей, соответствующегодействительности. Разуму присуще стремление к справедливости-разумностиустройства мира, как равному праву на существование всех явлений мира, внутрисобственного класса— уровня организации явлений мира, с приоритетностьюсложности— совершенства организации. То есть— всё, что существует, имеет правона существование, но преимущество такого права всегда на стороне явления,имеющего более высокую организацию. Например, человечность, как концепцияразумного общества, предполагает одинаковое право каждого человека на безопасноесуществование в обществе людей, и уже после обеспечения такого права— защитуживотных, употребляемых в пищу человеком.
Разум-состояние(созидательное)интеллекта(поисковой системы), присущего всем живым существам.Научная точность термина «состояние», в отличие от термина «способность»,заключается в том, что состояние легко определить как отдельный объект отмассы, так же как и глыбу льда плавающую в воде. Термин «состояние», врассмотрении природы разума, позволяет ввести понятие «вера в разум», что даств дальнейшем возможность построения одной культуры на фундаментах религии инауки. Святость тоже является состоянием, на основании этого можно сделатьследующий вывод: я верю в разум, и если возможный бог считает мою верунеправильной, то он сам является более каким либо, чем разумным; мне нетнеобходимости верить в возможного бога, так же как и человеку идущему по мостунет необходимости верить в мост, ему достаточно верить в прочность материала.Термин «способность» более подходит в рассмотрении возможностей вариантовобитания в среде и продолжения рода, процесса обучения.Разум в философии
Разум— одна из форм сознания,самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержаниесвоего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах.Разум следует отличать от других форм сознания— созерцания, рассудка, самосознанияи духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своимпринципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, торазум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание междусобой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум можетудерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец,истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единствопротивоположные характеристики.Чувство
Чувство— эмоциональныйпроцесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к материальнымили абстрактным объектам. Чувства отличают от аффектов, эмоций и настроений. [1]В просторечии и в некоторых словосочетаниях (например «орган чувств») чувствамитакже называют ощущения.
Чувстваминазывают процессы внутренней регуляции деятельности человека, отражающие смысл(значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют для него реальныеили абстрактные, конкретные или обобщённые объекты, или, иначе говоря,отношение субъекта к ним. Чувства обязательно имеют осознаваемую составляющую ввиде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своейсути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие,так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Чувстваотражают не объективную, а субъективную, обычно бессознательную оценку объекта.Возникновение и развитие чувств выражает формирование устойчивых эмоциональныхотношений (иначе говоря «эмоциональных констант») и основывается на опытевзаимодействия с объектом. В связи с тем, что этот опыт может бытьпротиворечивым (иметь как позитивные, так и негативные эпизоды), чувства поотношению к большинству объектов чаще всего амбивалентны.
Чувства могутиметь различные уровни конкретности— от непосредственных чувств к реальному объекту,до чувств, относящихся к социальным ценностям и идеалам. Эти различные уровнисвязаны с разными по форме обобщениями объекта чувств. Существенную роль вформировании и развитии наиболее обобщённых чувств имеют социальные институты, социальнаясимволика, поддерживающая их устойчивость, некоторые обряды и социальные акты.Как эмоции, чувства имеют свое развитие и, хотя имеют свои биологически детерменированыеоснования, являются продуктом жизни человека в обществе, общения и воспитания.[1]

Литература
1. Артемова О.Ю.Личность и социальныенормы в раннепервобытной общине. М., 1986.
2.  Асмолов А.Г.Психология личности.М.: МГУ, 1990.
3. Божович Л.И.Личность и ееформирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
4. Кон И. С. В поисках себя: Личностьи ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.
5. Мясищев В.Н.Личность и отношениячеловека // Проблемы личности: Материалы симпозиума. М., 1969.
6. Психология личности: Тексты / Подред. Ю.Б.Гиппенрейтер, А.А.Пузырея. М., 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Актуальные проблемы современного человека: психолого-педагогический аспект»
Реферат Быт и нравы дворян в XIX веке
Реферат Сетевой маркетинг 2
Реферат Значение зеленых насаждений
Реферат Экономическая реформа 1965 г., Косыгинская реформа в сельском хозяйстве 1966-1967 гг.
Реферат Умозрительные и деятельные главы выбранные из семисот глав Греческого Добротолюбия, Преподобный
Реферат Экономическая сущность налога на доходы физических лиц
Реферат Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого
Реферат Безопасность жизнедеятельности в фасонно-литейном цехе
Реферат Экспертиза технического решения и оформление патентных прав на изобретение 2
Реферат Dna Fingerprinting Essay Research Paper DNA FingerprintingDNA
Реферат Витославлицы
Реферат Работа с полноцветными, полутоновыми и бинарными изображениями
Реферат Аналіз фінансового стану підприємств 13
Реферат Николай Николаевич Миклухо- Маклай