Реферат по предмету "Психология"


Потребности, чувства и эмоции. Виды лидеров

1. Потребности каксоциально-психологическая характеристика личности
 
Потребности – субъективные явления, побуждающиек деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Всемногообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
¨  биологические(витальные)
¨  информационные(лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстронасыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, таккак они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течениекоторых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человекдействовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была быочень ограниченной.
Информационные потребности (к ним относятся ипознавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менеенасыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующаяфункция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Биологические потребностиимеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь вконкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационныепотребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений междулюдьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объектаникак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону:поделиться информацией с другими людьми.
Иерархия фундаментальныхпотребностей (по А. Маслоу)
¨  физиологическиепотребности (пища, вода, сон и т. п.);
¨  потребность вбезопасности (стабильность, порядок);
¨  потребности влюбви и принадлежности (семья, дружба);
¨  потребность вуважении (самоуважение, признание);
¨  потребность всамоактуализации (развитие способностей).
Иерархическая пирамида потребностей (по А. Маслоу)
/>
 
2. Социальная функциячувств и их типология
 
Чувство переживаетсяиногда лишь как приятный, неприятный или смешанный оттенок любого психическогопроцесса. Оно при этом осознается не само по себе, а как свойство предметов илидействий, и мы говорим: приятный человек, неприятный привкус, страшный бык,смешное выражение, нежная листва, веселая прогулка и т.д. Нередко этотчувственный тон оказывается следствием прежних сильных переживаний, отголосковпрошлого опыта. Иногда он служит показателем того, удовлетворяет или неудовлетворяет предмет человека, успешно или неуспешно протекает деятельность. Например,одна и та же геометрическая задача может сопровождаться разными чувствами взависимости от успешности ее решения.
Удовлетворение илинеудовлетворение потребностей порождает у человека специфические переживания,приобретающие различные формы: эмоций, аффектов, настроений, стрессовыхсостояний и собственно чувств (в узком значении слова).
Эмоции. Нередко слова «эмоция» и «чувство»употребляются как синонимы. В более узком значении эмоция — этонепосредственное, временное переживание какого-нибудь более постоянногочувства. В точном переводе на русский язык «эмоция» — это душевное волнение,душевное движение. Эмоцией называется, например, не само чувство любви к музыкекак укоренившаяся особенность человека, а состояние наслаждения, восхищения, котороеон переживает, испытывает, слушая на концерте хорошую музыку в хорошемисполнении. То же чувство переживается в форме отрицательной эмоции возмущенияпри слушании музыкального произведения в плохом исполнении. Боязнь или страхкак чувство, т.е. сложившееся своеобразное отношение к определенным объектам,их сочетаниям или жизненным положениям, может переживаться в отличающихся другот друга эмоциональных процессах: иногда человек бежит от страшного, а иногдацепенеет и замирает от страха, наконец, может от страха и отчаяния броситьсянавстречу опасности.
В одних случаях эмоцииотличаются действенностью. Они становятся побуждениями к поступкам, квысказываниям, увеличивают напряжение сил и называются стеническими. От радостичеловек готов «горы перевернуть». Переживая сочувствие к товарищу, он ищетспособа помочь ему. При действенной эмоции человеку трудно молчать, трудно недействовать активно. В других случаях эмоции (называемые астеническими)характеризуются пассивностью или созерцательностью переживание чувстврасслабляет человека.
Аффекты. Аффектами называются эмоциональныепроцессы, быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Онихарактеризуются значительными изменениями сознания, нарушением контроля задействиями, утратой самообладания, а также изменением всей жизнедеятельностиорганизма. Аффекты кратковременны, так как сразу вызывают громадную затратусил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если обычнаяэмоция — это душевное волнение, то аффект — буря.
Развитие аффектахарактеризуется различными стадиями, сменяющими друг друга. Охваченныйаффективной вспышкой ярости, ужаса, растерянности, дикого восторга, отчаяниячеловек в разные моменты неодинаково отражает мир, различным образом выражаетсвои переживания, в разной мере владеет собой и регулирует свои движения.
В начале аффективногосостояния человек не может не думать о предмете своего чувства и о том, чтосвязано с ним, невольно отвлекаясь от всего постороннего, даже практическиважного. Выразительные движения становятся все более и более безотчетными.Слезы и рыдания, хохот и выкрики, характерная жестикуляция и мимика лица, учащенноеили затрудненное дыхание создают обычную картину нарастающего аффекта. Отсильного напряжения расстраиваются мелкие движения. Индуктивное торможение всеболее охватывает кору полушарий, что ведет к дезорганизации мышления;возбуждение нарастает в подкорковых узлах. Человек испытывает упорноепобуждение поддаться переживаемому чувству: страху, гневу, отчаянию и т.д.Сдержаться, не потерять власти над собой на этой стадии может каждый нормальныйчеловек. Здесь важно отсрочить наступление аффекта, затормозить его развитие.Общеизвестно народное средство: если хочешь сдержаться, попробуй посчитать просебя хотя бы до десяти.
Следует отметить, чтолюбое чувство может в некоторых случаях переживаться в аффективной форме.Например, наблюдаются случаи аффективного восторга на стадионах или взрительном зале при выступлении какого-нибудь вокально-инструментальногоансамбля. Нередки случаи эксцессов в таких ситуациях, имеющих драматическиепоследствия (истерические припадки, драки и т.д.). Хорошо изучены в психологиии еще лучше описаны в художественной литературе аффективные переживания«безумной» любви. Даже научные открытия после многолетних упорных исканийиногда сопровождаются бурной вспышкой торжества и радости. Можно сказать, что аффектплох или хорош в зависимости от того, какое чувство переживается человеком инасколько человек владеет собой при аффективном состоянии.
Настроения. Настроение представляет собой общееэмоциональное состояние, окрашивающее в течение значительного времени всеповедение человека. Настроение бывает радостное или печальное, бодрое иливялое, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительноеили добродушное и т.д. Находясь в плохом настроении, человек реагирует на шуткуили замечание товарища совсем не так, как при веселом настроении.
Обычно настроенияхарактеризуются безотчетностью и слабой выраженностью. Человек даже не замечаетих. Но иногда настроение, например веселое и бодрое или, наоборот, тоскливое,приобретает значительную интенсивность. Тогда оно накладывает свой отпечаток ина умственную деятельность (на ход мыслей, легкость соображения), и наособенности движений и действий человека, влияя даже на продуктивностьвыполняемой работы.
На настроение влияютвесьма различные причины, например удовлетворенность или неудовлетворенностьвсем ходом жизни, в частности тем, как складываются отношения на работе, всемье, в школе, как разрешаются всяческие противоречия, возникающие нажизненном пути человека.
Настроение человека вбольшой степени зависит от общего состояния здоровья, в особенности отсостояния нервной системы и желез внутренней секреции, регулирующих обменвеществ. Занятия физкультурой и спортом очень полезны для улучшения настроения,но особенно важны содержательность деятельности, удовлетворенность ею иморальная поддержка близких людей.
Причины того или иногонастроения не всегда ясны переживающему его человеку. Так, дурное настроениеможет быть связано с невыполненным обещанием, не написанным, хотя и обещаннымписьмом, незаконченным делом. Хотя человек может не осознавать этого иговорить, что у него «просто», «неизвестно почему» плохое настроение. Все этоисподволь гнетет человека, поэтому важно уметь разбираться в своих настроениях,чтобы по возможности устранять объективные причины подобных состояний.
Стресс. Особую форму переживания чувств,близкую по своим психологическим характеристикам к аффекту, но по длительностипротекания приближающуюся к настроениям, представляют стрессовые состояния илиэмоциональный стресс.
Эмоциональный стресс являетсякомплексным процессом, включающим физиологические и психологические компоненты.Стрессорами могут быть как неожиданные, неблагоприятные воздействия (опасность,боль, страх, угроза, холод, унижение, перегрузки), так и сложные ситуации: необходимостьбыстро принять ответственное решение, резко изменить стратегию поведения,сделать неожиданный выбор, ответить обидчикам.
При физиологическомстрессе организм человека не только отвечает защитной реакцией (изменениемадаптивной активности), но и дает комплексную обобщенную реакцию, часто малозависящую от специфики воздействующего раздражителя. При этом значимойоказывается не столько интенсивность стрессора, сколько его личностнаязначимость для человека.
Действие стресса можетбыть усиливающимся или ослабляющимся, положительным или отрицательным,последний встречается чаще. Стресс может дать улучшение ряда психологических ифизиологических показателей: интенсифицировать соматические возможности человека,улучшить его познавательные процессы (внимание, память, мышление), повыситьмотивацию, резко изменить психологические установки. Он может сопровождатьвосторгом и эйфорией процесс выполнения необходимого задания, способствоватьконцентрации сил на решении поставленных задач и т.д.
Стрессорами могут быть нетолько сильные реально действующие раздражители, но и представляемые,воображаемые, напоминающие о горе, угрозе, страхе, страсти, а также другиеэмоциональные состояния. Стресс как бы перераспределяет и усиливает физическиеи психические резервы человека. Однако различные перенапряжения не проходят длячеловека бесследно: снижаются адаптационные резервы, возникает опасностьпоявления ряда заболеваний. Вслед за стрессом возникает общее чувствоусталости, безразличия, а иногда и депрессии.
Обычно в стрессе выделяюттри фазы: реакция тревоги, фаза стабилизации и фаза истощения. На первой фазеорганизм функционирует с большим напряжением. К концу этой фазы повышаетсяработоспособность и устойчивость по отношению к конкретному травмирующемустрессору. На второй фазе все параметры, выведенные из равновесия в первойфазе, стабилизируются и закрепляются на новом уровне. Организм начинаетработать в относительно нормальном режиме. Но если стресс долго продолжается,то в связи с ограниченностью резервов организма, третья фаза — истощение — становится неизбежной. Последняя фаза может и не наступить, если адаптационныхрезервов оказывается достаточно.
У одних людей при стрессеактивность деятельности продолжает расти, наблюдается повышение общего тонуса ижизнедеятельности, уверенности в себе, собранности и целеустремленности.
У других стресссопровождается падением эффективности деятельности, растерянностью, неумениемсосредоточить внимание и удержать его на нужном уровне концентрации, появляютсясуетливость, речевая несдержанность, агрессия, признаки психологической глухотыпо отношению к другим.
Ситуация экзамена обычнохорошо выявляет устойчивое человека к порождающим эмоциональный стрессвоздействия. Одни из экзаменующихся теряются, обнаруживают провалы памяти, немогут сосредоточиться на содержании вопроса, другие оказываются болеесобранными и активными, чем в повседневных обстоятельствах.
Наиболее разрушительнымстрессором признано психическое напряжение, результатом которого являютсяневротические состояния. Их основной источник — информационный дефицит,ситуация неопределенности, неумение найти выход из критической ситуации,внутренний конфликт, ощущение своей вины, приписывание себе ответственностидаже за те действия, которые от человека не зависели и которые он не совершал.
Для снятия состояниянапряженности необходим тщательный анализ всех компонентов стрессовой ситуации,перемещение внимания на внешние обстоятельства, принятие ситуации как ужесвершившегося факта.
Переживание чувств невсегда имеют однозначный характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себяв своеобразном сочетании два противоположных чувства: например, любовь иненависть совмещаются при переживании ревности (явление амбивалентностичувств).
3. Виды лидеров
 
Лидерство можно назватьодним из уникальных феноменов политической и общественной жизни, связанным сосуществлением властных функций. Оно является неизбежным в любом цивилизованномобществе и пронизывает все сферы жизнедеятельности.
Концепции лидерства могутбыть разделены в зависимости от их теоретических оснований на три группы:
1. Исходящие из того, чтолидерство — универсальный феномен человеческой деятельности, что изакономерности его функционирования едины во всех сферах общества.
2. Отождествляющиелидерство с руководством и управлением, при этом формальное обладание властьюрассматривается как необходимое и достаточное условие лидерства; деятельностьлидера предстает как необходимое и достаточное условие лидерства, какадминистративная специфика явления сводится преимущественно к правовым регулятивамповедения должностного лица. Лидерство как социальный институт отождествляетсяс органами государственной власти.
3. Рассматривающиелидерство как специфическое явление общественной жизни, не сводимое кпсихологическим, экономическим или правовым принципам. Лидерство осуществляетсячерез функционирование конкретного механизма — одного из необходимых политическихинститутов.
Лидерство по своейприроде способно сплотить людей в совместных усилиях, причем осуществлять этузадачу в течение длительного времени, постепенно решая задачи, подчиненные общейцели.
Существуют различныеклассификации феномена лидерства.
В соответствии с учениемМ. Вебера о способах легитимации власти лидеров подразделяют на:
-традиционных лидеров,которыми обычно являются вожди племен, монархи и т.д. Их авторитет основан натрадиции, обычае;
— рационально-легальных,или рутинных — это лидеры, избранные демократическим путем;
— харизматических — лидеров, наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами,необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальныхспособностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи.Примером харизматических лидеров были Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Ф.Кастро.
В основе первого типалидерства лежит привычка, второго — разум, третьего — вера и эмоции.
“Харизмой” следуетназывать качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому онаоценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особымисилами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловленомагически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно”правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения,абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оцениваетсяподчиненными харизме, “приверженцами”.
Дж.Мак-Грегор Бернс разделяетлидеров на две категории: преобразователи и дельцы. Лидеры — преобразователи,имеющие определенные взгляды на общество, начинают что-то предпринимать во имяреализации своих воззрений. Лидеры — дельцы, напротив, действуют по принципу“здесь и сейчас”, фокусируя свое внимание на деталях, без формированияглобального взгляда на то, каким должно быть общество в конечном итоге.
Ранее Парето разделяллидеров примерно по тем же признакам, что и Бернс, на “львов” и “лис”.
Анализ Бернса являетсобой значительный шаг вперед по разграничению между лидерами, но все же оностается ограниченным, поскольку ясно, что реальность гораздо богаче и еенельзя “комфортно разместить” в двух категориях.[3]
Существует также делениелидеров на обычных (“реальных”) и великих (как великих “героев, так и великих“злодеев” ). Реальные лидеры не оставляют след в истории, не изменяют обычногохода событий. Считается, что только лидеры — герои (либо злодеи) определяют ходистории.
На основе характералидеров разделяют на “активно — позитивных” и “активно — негативных”, а такжена “пассивно — позитивных” и “пассивно-негативных”.
В современной политологиинередко называются четыре собирательных образа лидера:
1. Лидера — знаменосцаотличает собственное видение действительности, наличие идеи, увлекающей массы.
2. Лидер — служительстремится выступать в роли выразителя интересов своих сторонников,ориентируется на их мнение и действует от их имени.
3. Лидер — торговецспособен привлекательно преподнести свои идеи и убедить людей в ихпреимуществе.
4. Лидер — пожарныйориентируется на решение наиболее актуальных проблем в обществе, насущные требованиямомента.
В реальной жизни этичетыре образа лидерства обычно встречаются в сочетании у различных людей вразных пропорциях.
Американский социологВ.Стоун отметил, что политическое лидерство высокого уровня по сравнению слидерством в небольшой группе имеет ряд отличий, что позволило ему выделить двасамостоятельных типа лидерства.[4]
1. Лидерство “лицом клицу” осуществляется в небольших группах, где все участники процесса имеютвозможность взаимодействовать между собой.
2. “Отдаленное” лидерство- это лидерство вождей, за которыми идут многочисленные массы.
При анализе лидерстваважным фактором является природа лидерства. Общая концепция лидерства включаетряд факторов, которые, сочетаясь различным образом, позволяют определить природулидерства в любой данный момент времени.
1. Личность ипроисхождение лидера, а также тот процесс, благодаря которому он стал лидером.
2. Характерные чертыгрупп и индивидов, которыми руководит данный лидер.
3. Характервзаимоотношений между лидером и теми, кем он руководит.
4. Контекст или условия,в которых осуществляется его руководящая роль.
5. Результатывзаимодействия между лидером и теми, кем он руководит.
Какого рода лидерство мыполучим при этом, зависит от характера и сочетания всех этих пяти факторов.
В социально-психологическойлитературе существует также классификация типов лидерства по стилямруководства. Здесь допускается существование трех основных типов лидеров:
— авторитарный;
— демократический;
— нейтральный (анархический).
Для лидера авторитарноготипа характерно жесткое, единоличное принятие решений, касающихся группы,слабый интерес к работнику как к личности. Лидер демократического типастремится к выработке конкретных решений, демонстрируя при этом интерес кнеформальному человеческому аспекту отношений. Для нейтрального типа лидерахарактерна полная отстраненность от дел коллектива.

Список литературы
 
1.        Джидарьян И.А. Оместе потребностей, эмоций, чувств в мотивации личности. // Теоретическиепроблемы психологии личности. /Под ред. Е.В. Шороховой. – М.: Наука, 1974. С.145-169.
2.        Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии. – М., 1940.
3.        Имидж лидера:психологическое пособие для политиков. — М., 1994
4.        Кричевский Р.Л.Если вы — руководитель. — М., 1993
5.        Кунц Г., О ДоннелС… Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т.2. — М., 1982
6.        Лоутон А., РоузЭ. Организация и управление в государственных учреждениях. — М., 1993
7.        Парыгин Б.Д.Основы социально-психологических теорий. — М, 1971
8.        Херманн М.Г.Составные части лидерства. — М., 1992


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :