Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Прокурорский надзор 3

--PAGE_BREAK--Порядок производства расследования преступлений определяется Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Помимо этого работники органов дознания и предварительного следствия руководствуются приказами и указаниями Генерального прокурора Российской Федерации по вопросам следственной работы, обязательными для исполнения всеми следственными органами. Также обязательны к исполнению этими органами и постановления Пленума верховного Суда РФ по вопросам применения уголовного и уголовно-процессуального закона, имеющие руководящий характер. Осуществляя свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства, прокуроры следят за тем, чтобы следователи, работники органов дознания и сотрудники оперативно-розыскной службы строго руководствовались требованиями, содержащимися в этих нормативных актах.
Уголовное судопроизводство ставит перед собой двуединую задачу: быстрое и полное раскрытие и расследование каждого преступления, изобличение виновных и обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден; с другой стороны, оно должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению и искоренению преступлений, охране интересов общества, прав и свобод граждан, воспитанию граждан в духе неуклонного соблюдения законов и уважения правил общежития. При производстве по любому уголовному делу независимо от характера совершенного преступления и тяжести наступивших последствий необходимо учитывать единство этих задач, их нельзя отрывать друг от друга, они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.
Задачи, стоящие перед прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, сформулированы в Законе «О прокуратуре РФ», в УПК и приказах Генерального прокурора РФ.
Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры осуществляют надзор в этой стадии процесса с тем, чтобы:
-ни одно преступление не осталось нераскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
-задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе как в порядке и по основаниям, установленным законом;
-никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному незаконному ограничению в правах;
никто не подвергался аресту без судебного решения или санкции прокурора;
соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников уголовного судопроизводства и других граждан;
-при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
выявлялись причины совершения преступлений и способствующие им условия, принимались меры к их устранению.
Стоящие перед органами прокуратуры задачи будут успешно выполнены лишь при том условии, если сами прокуроры и следователи будут строго придерживаться требований закона и норм уголовного процесса. Принцип законности в уголовном судопроизводстве является одним из основополагающих принципов в организации и деятельности органов дознания и предварительного следствия. Некоторые следователи, да и прокуроры считают, что при раскрытии преступлений и их расследовании любые средства пригодны, лишь бы раскрыть преступление и установить виновное лицо. Излишне говорить о порочности такой позиции: не любые, а только те из них, которые основаны на законе, исходят из закона, опираются на закон. Уголовно-процессуальный закон (ст. 4 УПК) провозглашает важное правило в связи с этим: никто не может быть привлечен в качестве обвиняемого иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Установленный законом порядок возбуждения уголовного дела, предъявления обвинения, избрания меры пресечения, производства отдельных процессуальных действий вовсе не лишает их исполнителей инициативы, проявления творческого отношения к делу, иначе говоря, не «формализует» производство по делу. Правильное применение закона обеспечивает успешное производство по делу и вместе с тем гарантирует исполнителей от ошибок, которые затем оборачиваются грубыми нарушениями законности и приводят к существенному лишению или ограничению прав и законных интересов участников процесса.
Практике известны неединичные случаи, когда из-за пренебрежительного отношения следователей органов внутренних дел и прокуратуры к закону по уголовным делам об убийствах, изнасилованиях и других опасных преступлениях привлекались невиновные лица, а виновные в это время безнаказанно совершали новые тяжкие преступления. Это происходило, прежде всего, из-за стремления любыми средствами раскрыть преступление, когда заявляемые подозреваемыми и обвиняемыми ходатайства о выполнении процессуальных действий, которые бы подтверждали их непричастность к совершенному преступлению, полностью игнорировались, нарушались требования закона о полноте, всесторонности и объективности расследования совершенного преступления.
Многие прокуроры и следователи трудятся весьма напряженно, с полной отдачей моральных и физических возможностей и с сознанием высокой ответственности за порученное дело.
Успех в работе заключается, в частности, и в том, что они каждый свой шаг, каждое процессуальное действие сверяют с законом, требованиями, изложенными в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ и других нормативных актах. Ни один закон, ни одна из норм уголовного процесса не является препятствием для проявления следователем и прокурором инициативы и творческого мастерства при раскрытии и расследовании преступления.
Наоборот, строгое соблюдение требований закона и норм создает условия для полного, быстрого и всестороннего исследования обстоятельств совершенного преступления и привлечения виновного к законной ответственности. Более того, строгое следование курсу, обозначенному в Уголовно-процессуальном кодексе является верным компасом для следователя и прокурора при раскрытии и расследовании преступлений.
С другой стороны, практика подтверждает, что там, где укоренилось пренебрежение к законам, нормам и правилам судопроизводства, где стало правилом добиваться любой ценой видимого благополучия в борьбе с преступностью, в раскрытии преступлений, где принижена личная ответственность следователя и прокурора за порученное дело, там процветают произвол и беззаконие.
Известны многочисленные факты, когда вследствие утраты некоторыми работниками органов внутренних дел и прокуратуры личной ответственности за выполнение служебного долга, пренебрежительного отношения к сбору, закреплению и проверке доказательств и доводам подозреваемых, обвиняемых и потерпевших, игнорирования обстоятельств, опровергающих или ставящих под сомнение обвинение, допускаются нарушения конституционных гарантий неприкосновенности личности, жилища, тайны переписки, телефонных и иных переговоров и другие.
Генеральный прокурор РФ предлагает руководителям органов прокуратуры обеспечить действенный надзор за соблюдением требований закона и норм уголовного процесса в период: расследования преступления и проведения оперативно-розыскных мероприятий. Имеется в виду соблюдение законности, момента возбуждения уголовного дела и заканчивая сое обвинительного заключения. Особо важное значение приобретает строгое исполнение законов при выполнении тех процессуальных действий, которые обеспечивают движение уголовного судопроизводства от стадии к стадии. Речь идет о соблюдении норм процесса при выполнении таких процессуальных действий, как то: прием, регистрация и проверка заявлений и сообщений о совершенных преступлениях; возбуждение уголовного дела; задержание подозреваемого и избрание в отношении его меры пресечения, в особенности содержания под стражей; производство выемки, обыска и наложения ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию; предъявление обвинения; отстранение обвиняемого от занимаемой должности; ознакомление обвиняемого с материалами уголовного дела; составление и утверждение обвинительного заключения.
Разумеется, каждое процессуальное действие, выполненное работником органов дознания и следователем, относящееся к выявлению любого обстоятельства по делу, имеет существенное значение, но когда речь идет о процессуальных действиях, выше, при их выполнении нeoбходимо предъявлять повышенные требования к их исполнителям, так как здесь малейшее отступление от установленного порядка может повлечь и нередко влечет за собой грубые нарушения законности в уголовном судопроизводстве.
Организация прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия
Соблюдение законности и норм уголовного процесса органами дознания и предварительного следствия в существенной мере определяется уровнем прокурорского надзора, его эффективностью и результативностью, правильной его организацией. Необходимо отметить, что качество предварительного следствия и дознания, а также состояние прокурорского надзора за исполнением законов в этой стадии уголовного судопроизводства, как было сказано выше, за последнее время заметно ухудшилось. По значительной части уголовных дел не обеспечивается надлежащего расследования, по многим делам нарушается закон и допускается волокита, многократно, нередко без достаточных оснований, продлеваются сроки расследования. Отмечаются профессиональные просчеты в работе следователей, неудовлетворительная раскрываемость преступлений, низкий уровень оперативно-розыскной работы, ослабление прокурорского надзора за следствием и дознанием. Из-за роста организованной преступности участились случаи уклонения должностных лиц правоохранительных органов от решений по совершенным правонарушениям, послабления опасным преступникам и особо опасным рецидивистам.
Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 7 от 11 марта 1992 г. «О задачах органов прокуратуры, вытекающих из Закона Российской Федерации „О прокуратуре Российской Федерации“ обоснованно отмечает, что за последнее время ослаблен надзор за исполнением законов о предупреждении и пресечении преступных проявлений. Некоторые прокуроры не смогли сконцентрировать свои действия на конкретных надзорных участках: неотвратимости ответственности лиц, совершивших преступления, оперативном и квалифицированном расследовании уголовных дел. Нет должной отдачи от деятельности ряда транспортных прокуратур, в серьезных изменениях нуждается работа военных прокуратур. В этой связи предложено отработать четкую систему прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия. Оценивать деятельность прокуроров не по статистическим показателям, а по тому, насколько конкретно и своевременно обеспечивается устранение нарушений порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлений, выполнение оперативно-розыскных мероприятий и производство расследования преступлений.
В приказе № 20 от 28 мая 1992 г. „Об организации надзора и управления в органах прокуратуры Российской Федерации“ Генеральный прокурор ставит перед подчиненными ему прокурорами задачу организовать надзор за законностью производства дознания и предварительного следствия так, чтобы ни одно действие или принятое решение органов дознания и предварительного следствия не расходилось с законом.
Состояние борьбы с преступностью, уровень деятельности правоохранительных органов вызывают необходимость дальнейшего совершенствования прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия, усиления контроля за исполнением принимаемых решений. Назовем некоторые кардинальные меры по улучшению организации прокурорского надзора в стадии дознания и предварительного следствия.
1. Генеральный прокурор Российской Федерации предлагает прокурорам республик в составе Российской Федерации, прокурорам краев и областей, городов и районов сосредоточить основное внимание на предупреждении и устранении нарушений закона, м первую очередь, связанных с незаконными задержаниями и арестами, обысками и наложением арестов на почтово-телеграфную корреспонденцию, необоснованным привлечением граждан к уголовной ответственности.
2. Обязанность прокурора состоит не только в том, чтобы осуществлять надзор за исполнением законов и требовать от органов дознания и следователей надлежащего исполнения своих обязанностей, но и в том, чтобы оказывать им необходимую помощь в расследовании больших по объему и сложных по доказательствам уголовных дел.
3. Прокуроры и следователи должны шире использовать предоставленные им законом (ст. 127 УПК) права давать органам дознания поручения и указания о производстве оперативно-розыскных действий, а также отдельных процессуальных действий при производстве расследования по делу. При этом следует обусловить срок выполнения этих действий, чтобы это не повлекло за собою нарушение сроков следствия и содержания обвиняемого под стражей. Меры оперативно-розыскного характера следователи и прокуроры должны применять при раскрытии и расследовании особо опасных преступлений, таких как умышленное убийство, бандитские или разбойные нападения, грабежи и другие, когда трудно, а то и невозможно иным путем установить виновных, а также лиц, причастных к преступлению.
4. При расследовании хозяйственных преступлений, а также преступлений, связанных с нарушением законов об охране труда и техники безопасности и других, где требуется применение специальных познаний, прокурорам и следователям рекомендуется шире привлекать специалистов, использовать научно-технические и криминалистические средства.
5. Деятельность следственного аппарата органов прокуратуры и внутренних дел с каждым годом все более осложняется. Лица, совершающие преступления, все чаще и чаще действуют изощренно, применяют при совершении преступлений способы, затрудняющие их раскрытие и расследование. В этой связи Генеральная прокуратура Российской Федерации рекомендует руководителям органов прокуратуры применять специализацию при расследовании уголовных дел об умышленных убийствах, хищениях общегосударственного имущества, взяточничестве и других сложных по доказательствам уголовных дел. Это означает, что одна группа следователей специализируется на раскрытии преступлений против личности, другая — по хозяйственным преступлениям, третья — по взяточничеству и т.д. При выборе категории уголовных дел должны учитываться опыт и степень квалификации следователей, их профессиональная ориентация, то есть склонность следователей к расследованию определенного вида преступлений. Прокурор не может навязывать следователям ту или иную специализацию, если то не отвечает их интересам. Практика убедительно подтверждает, что правильно организованная специализация способствует болеe успешному раскрытию и расследованию преступлении.
6. Одним из эффективных средств по предупреждению и устранению нарушений законности в уголовном судопроизводстве является использование материалов судебной практики для устранения недостатков и повышения качества дознания и предварительного следствия. С этой целью как в стадии подготовки уголовного дела к слушанию, так и в судебном заседании прокурору необходимо самым тщательным образом проверять всесторонность, полноту и объективность дознания и предварительного следствия, соблюдение требований закона и норм уголовного процесса.
7. В целях предупреждения нарушений закона и воспитания работников органов дознания и предварительного следствия в духе точного и неуклонного использования законов целесообразно рассматривать проблемы законности в уголовном судопроизводстве на оперативных и межведомственных совещаниях, заседаниях коллегий органов внутренних дел и прокуратуры. Весьма полезным бывает присутствие судей при обсуждении этих острых и злободневных вопросов.
8. При анализе причин и условий, способствовавших нарушениям закона, оказывается, что некоторая часть работников правоохранительных органов имеет низкую профессиональную подготовку, отдельные работники плохо знают действующее уголовное и уголовно-процессуальное законодательство и вследствие этого допускают нарушения закона при производстве по уголовному делу. Поэтому прокурорам надлежит постоянно повышать квалификацию и профессиональный уровень следственного аппарата, используя для этого как стационарные учебные заведения Генеральной прокуратуры Российской Федерации, так и обучение на местах.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.