Реферат по предмету "Психология"


Потребности как движущий фактор активности

Федеральноеагентство по образованиюДальневосточныйГосударственный   университетИнститутпсихологии и социальных наукФакультетчеловековеденияКафедрасоциальной работы
Потребностикак движущий фактор активности
Владивосток
2009

Оглавление:
Введение
Побудительные механизмыактивности человека
Исторический экскурс висторию изучения детерминации активности человека
Иерархия потребностей
Направленность и мотивыдеятельности личности
Понятие о направленностиличности и мотивации деятельности
Управление потребностями
Заключение
Список литературы

Введение
Каксамостоятельная научная проблема вопрос о потребностях стал обсуждаться впсихологии сравнительно недавно, в первой четверти ХХ века. При этомпотребность как переживание нужды рассматривалась среди различных эмоциональныхпроявлений, а порой – и как инстинкты. Очевидно, первой работой, специальнопосвященной потребностям, является книга экономиста и ученого Луйо Брентано.Он определил потребность как «всякое отрицательное чувство, соединенное состремлением устранить его при помощи удаления вызывающей егонеудовлетворённости». С тех пор появилось много различных точек зрения на еёсущность – от чисто биологических до социально – экономических и философских.Так к первым можно отнести представления З.Фрейда о влечении и рассужденияГ.Холла (G.Hall, 1961) о «драйве». Существует точка зрения о потребностяхкак отсутствии блага у психолога Д.А.Леонтьева[1] – какотношении между личностью и окружающим миром.
Потребности являются одним из важных факторов,побуждающих субъектов к активной деятельности. Благодаря потребностям жизньприобретает целенаправленность, что происходит при удовлетворении потребности, либо предотвращении неприятного столкновения со средой. Удовлетворение потребностей – этопроцесс освоения определённой формы деятельности, обусловленной общественнымразвитием. Поскольку процесс удовлетворения выступает как целенаправленнаядеятельность, потребности являются источником активности личности. Осознаваяцель субъективно как потребность, человек убеждается, что удовлетворениепоследней возможно лишь через достижение цели. Изучениепотребностной сферы личности, соотнесение своих субъективных представлений о потребностис её объективным содержанием, поиск средств овладения целью как объектомопределяет актуальность выбранной темы курсовой работы.
Методологическойосновой исследования послужили взгляды на феноменологию потребностей А.Маслоу. В настоящее время они являются основными. Он выделяет пятьгрупп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу,обществу), признания и самореализации (самовыражения). Эти группы составляютиерархическую структуру, т.е. предполагается, что потребности удовлетворяютсяпоследовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычноизображают в виде пирамиды или лестницы потребностей.
В работе также использована литератураизвестныхзарубежных и отечественных ученых, занимающихся проблемами двигательной активности деятельности, в том числемотивации и потребности. В частности, таких авторов, как Х.Хекхаузен,С.Л.Рубинштейн, Л.И.Божович, Д.А.Леонтьев, А.Г.Маклаков, Е.П.Ильин, Корин Свит.
Целью данной  работы являетсявыявление особенностей потребностикак движущего  фактора активности.
Объектисследования – потребности.
Предметисследования –движущийфактор активности.
Задачи курсовой работы:
1.      Осуществитьлитературный обзор основных научныхподходов к изучениюпотребностной сферы личности и выявить степень разработанности проблемы.
2.      Изучить иерархиюи структуру потребностей.
3.      Выявить направленность и мотивы деятельности личности.
4.      Рассмотретьуправлениепотребностями.

Глава 1 Побудительные механизмы активности человека
 
1.1 Исторический экскурс в историю изучения детерминацииактивности человека
Научному изучению причинактивности человека, ее детерминации, положили начало великие мыслителидревности – Аристотель, Гераклит, Демокрит, Лукреций, Платон, Сократ,упоминавшие о «нужде» как учительнице жизни. Демокрит, например, рассматривалнужду (потребность) как основную движущую силу, которая не только привела вдействие эмоциональные переживания, но сделала ум человека изощрённым,позволила приобрести язык, речь и привычку к труду. Вне потребностей человек несмог бы выйти из дикого состояния.
Гераклит подробнорассматривал побудительные силы, влечения, потребности. По его мнению,потребности определяются условиями жизни. Говоря о связи побудительных сил иразума, Гераклит отмечал, что всякое желание покупается ценою «психеи», поэтомузлоупотребление вожделением ведёт к её ослаблению. В то же время умеренность вудовлетворении потребностей способствует развитию и совершенствованиюинтеллектуальных способностей человека.
Сократ писал о том, чтокаждому человеку свойственны потребности, желания, стремления. При этом главноезаключается не в том, каковы стремления человека, а в том, какое место онизанимают в его жизни. Человек не может преодолеть свою природу и выйти из – подзависимости от других людей, если он не в состоянии управлять своимипотребностями, желаниями и поведением. Люди, не способные укрощать своипобуждения, являются рабами телесных страстей и внешней действительности.Поэтому человек должен стремиться к минимизации потребностей и удовлетворять ихтолько тогда, когда они становятся действительно насущными. Все это приблизилобы человека к богоподобному состоянию, и главные усилия воли и разума он смогбы направлять на поиск истины и смысла жизни.
У Платона потребности, влеченияи страсти образуют «вожделеющую», или «низшую», душу которая подобна стаду итребует руководства со стороны «разумной и благородной души».
Аристотель сделалзначительный шаг вперёд в объяснении механизмов поведения человека. Он полагал,что стремления всегда связаны с целью, в которой в форме образа или мыслипредставлен объект, имеющий для организма полезное или вредное значение. Сдругой стороны, стремления определяются потребностями и связанными с нимичувствами удовольствия и неудовольствия, функция которых состоит в том, чтобысообщать и оценивать пригодность или непригодность данного объекта для жизниорганизма. Таким образом, любое волевое движение и эмоциональное состояние,определяющие активность человека, имеют природные основания.
Близки к этим воззрениями взгляды Лукреция. Источниками воли, по его мнению, являются желания,вытекающие из потребностей.
Голландский философБ.Спиноза считал главной побудительной силой поведения аффекты, к которым онотносил в первую очередь влечения, связанные как с телом, так и с душой. Есливлечение осознается, то оно превращается в желание.
Особое значение придавалипотребностям, как основным источникам активности человека, французскиематериалисты конца XVIII века.Э.Кондильяк понимал потребности как беспокойство, вызываемое отсутствием чего –либо, ведущего к удовольствию. Благодаря потребностям, пологал он, возникаютвсе душевные и телесные привычки.
П.Гольбах такжеподчеркивал определенную роль потребностей в жизни человека, но делал этоглубже и последовательнее. Потребности, писал он, выступают движущим факторомнаших страстей, воли, умственной активности. Через мотивы, представляющие собойреальные или воображаемые предметы, с которыми связано благополучие организма,потребности приводят в действие наши ум, чувства и волю и направляют их к тому,чтобы предпринять определённые меры для поддержания существования организма.Потребности человека беспрерывны, и это обстоятельство служит источником егопостоянной активности. П.Гольбах в учении о потребностях утверждал, что дляобъяснения активности человека достаточно одних внешних причин, и полностьюотвергал, традиционное представление идеализма о спонтанной активностисознания, познавательной, эмоциональной и волевой деятельности.
К.Гельвеций источникомактивности человека считал страсти. Физические, или природные, страстивозникают из – за удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Последниеон отождествлял с ощущениями.
         В  ХIX веке большую роль потребностям в понимании поведения человекаотводил Н.Г.Чернышевский[2]. Только через них, считалон, можно понять отношение субъекта к объекту, определить роль материально –экономических условий для психического и нравственного развития личности. Сразвитием потребностей он связывал и развитие познавательных способностей.Первичными являются органические потребности, удовлетворение которых ведёт и к появлениюнравственно – эстетических потребностей.
Значительную роль впсихической активности человека потребностям также отводил и американскийпсихолог Р.Вудвортс. Благодаря им организм оказывается чувствительным к однимстимулам и безразличным к другим, что таким образом не только определяетхарактер двигательных реакций, но и влияет на восприятие окружающего мира(здесь смыкаются взгляды Р.Вудвортса и русскогофизиолога А.А.Ухтомскогона доминанту и, по существу, рассматривается потребность как доминантный очагвозбуждения).
Таким образом, каждая новая «теория», внося что-то новое, отвергаетпредставления предыдущих, однако большинство психологов признают запотребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности) человека.[3]
1.2 Иерархияпотребностей
АбрахамМаслоу [Maslow, 1968, 1987] полагал, что люди мотивированы для поиска личныхцелей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Он описал человека как«желающее существо», который редко достигает состояние полного, завершенногоудовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, когда (и если) оносуществует, в лучшем случае недолговечно.
Маслоупредположил, что все потребности человека врождённые, или инстинктоидные, и чтоони организованы в иерархическую систему приоритета или доминирования.
Потребности в порядке ихочерёдности:
·       Физиологическиепотребности;
·       Потребностибесопасности и защиты;
·       Потребностипринадлежности и любви;
·       Потребностисамоуважения;
·       Потребностисамоактуализации, или потребности личного совершенствования.
Всоответствии с рисунком 1.

/>
Рисунок 1
В основе этойсхемы лежит допущение, что доминирующие потребности, расположенные внизу,должны быть более или менее удовлетворены до того, как человек может осознатьналичие и быть мотивированным потребностями, расположенными вверху.Следовательно, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностьюпрежде, чем другая, расположенная выше, потребность проявится и станетдействующей. Удовлетворение потребностей, расположенных внизу иерархии, делаетвозможным осознание потребностей, расположенных выше в иерархии, и их участие вмотивации. Таким образом, физиологические потребности должны быть в достаточнойстепени удовлетворены прежде, чем возникнут потребности безопасности;физиологические потребности и потребности безопасности и защиты должны бытьудовлетворены до некоторой степени прежде, чем возникнут и будут требоватьудовлетворения потребности принадлежности и любви. По А.Маслоу, этопоследовательное расположение основных нужд в иерархии является главнымпринципом, лежащим в основе организации мотивации человека. Он исходил из того,что иерархия потребностей распространяется на всех людей и что чем выше человекможет подняться в этой иерархии, тем большую индивидуальность, человеческиекачества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоудопускал, что могут быть исключения из этого иерархического расположениямотивов. Он признавал, что какие – то творческие люди могут развивать ивыражать свой талант, несмотря на серьёзные трудности и социальные проблемы.Также есть люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы скореепереносить голод и жажду или даже умереть, чем отказаться от них. Например,общественные и политические активисты в Южной Африке, Балтийских государствах ивосточноевропейских странах продолжали свою борьбу, несмотря на усталость, тюремноенаказание, физические лишения и угрозу смерти. Голодовка, организованнаясотнями китайских студентов на площади Тяньанмынь, — ещё один пример. Наконец,Маслоу предполагал, что некоторые люди могут создавать собственную иерархиюпотребностей благодаря особенностям своей биографии. Наприер, люди могутотдавать больший приоритет потребностям уважения, а не потребностям любви ипринадлежности. Таких людей больше интересует престиж и повышение по службе, ане интимные отношения или семья. В целом, однако, чем ниже расположенапотребность в иерархии, тем она сильнее и приоритетнее.
Ключевыммоментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребностиникогда не бывают удовлетворены по принципу «всё или ничего». Потребностичастично совпадают, и человек одновременно может быть мотивирован на двух иболее уровнях потребностей. А.Маслоу сделал предположение. Что средний человекудовлетворяет свои потребности примерно в следующей степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита, 50% — любовь и принадлежность,40% — самоуважение и 10% — самоактуализация [Maslow, 1970]. К тому жепотребности, появляющиеся в иерархии, возникают постепенно. Люди не простоудовлетворяют одну потребность за другой, но одновременно частичноудовлетворяют и частично не удовлетворяют их. Следует также отметить, чтоневажно, насколько высоко продвинулся человек в иерархии потребностей: еслипотребности более низкого уровня перестанут удолвлетворяться, человек вернётсяна данный уровень и останется там, пока эти потребности не будут в достаточноймере удовлетворены.
СогласноМаслоу, истина, добро и красота у среднего человека нашей культуры лишь слабокорригируют друг с другом, а у невротика еще слабее. Только у развитого изрелого человека, у самоактуализирующейся, полностью функционирующей личностиони корригируют столь сильно, что по отношению ко всем практическим целям какбы сливаются. «Этот результат, если он правилен, находится, — отмечает Маслоу,— в прямом противоречии с одной из исходных аксиом, руководящих всем научныммышлением. Согласно ей, чем более объективным становится восприятие, темудаленнее оно от ценностей факт и ценность почти всегда рассматривалисьинтеллектуалами как антиномичные и взаимоисключающие».
В качествееще одной специфической характеристики организма, подчиненного единственнойпотребности — специфическое изменение личной философии будущего. Человек,измученный голодом, жизнь он мыслит в терминах еды, все остальное, не имеющееотношения к предмету его вожделений, воспринимается им как несущественное,второстепенное. Он считает бессмыслицей такие вещи как любовь, свобода,братство, уважение, его философия предельно проста и выражается присказкой:«Любовью сыт не будешь». Но когда он сыт, обнаруживаются другие (более высокие)потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая местофизического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут жезанимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности.
Послеудовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизнииндивидуума занимают потребности безопасности (в стабильности; в зависимости; взащите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке,законе, ограничениях; другие потребности). Подобно физиологическимпотребностям, эти желания также могут доминировать в организме, узурпироватьправо на организацию поведения, подчинив своей воле все возможности организма инацелив их на достижение безопасности, и в этом случае организм рассматриваетсякак инструмент обеспечения безопасности. Так же, как в случае с физиологическимпозывом, рецепторы, эффекторы, ум, память и все прочие способности индивидуумав данной ситуации превращаются в орудие обеспечения безопасности.
Потребность вбезопасности здорового и удачливого представителя нашей культуры, как правило,удовлетворена. Люди, живущие в мирном, стабильном, отлажено функционирующем,хорошем обществе, могут не бояться хищников, жары, морозов, преступников, им неугрожает ни хаос, ни притеснения тиранов. В такой обстановке потребность вбезопасности не оказывает существенного влияния на мотивацию. Точно так же, какнасытившийся человек уже не испытывает голода, человек, живущий в безопасномобществе, не чувствует угрозы.
Для того,чтобы наблюдать потребности данного уровня в их активном состоянии, намприходится обращаться к проблемам невротиков и невротизированных индивидуумов,к представителям социально и экономически обездоленных классов; массовыепроявления активной работы этих потребностей наблюдаются в периоды социальныхпотрясений, революционных перемен. В нормальном же обществе, у здоровых людейпотребность в безопасности проявляется только в мягких формах, например, в видежелания устроиться на работу в компанию, которая предоставляет своим работникамсоциальные гарантии, в попытках откладывать деньги на «черный день»,в самом существовании различных видов страхования (медицинское, страхование отпотери работы или утраты трудоспособности, пенсионное страхование).
Тягой кбезопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческаяпотребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципымироздания и определить свое место в универсуме. Можно предположить, что наукаи философия как таковые в какой-то степени мотивированы потребностью вбезопасности. Потребность в безопасности редко выступает как активная сила, онадоминирует только в ситуациях критических, экстремальных, побуждая организммобилизовать все силы для борьбы с угрозой. Критическими или экстремальными ситуациямимы называем войны, болезни, стихийные бедствия, вспышки преступности,социальные кризисы, неврозы, поражения мозга, а также ситуации, отличающиесяхронически неблагоприятными, угрожающими условиями.
Потребность влюбви. После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровнябезопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви,привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток.Человек, как никогда, остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствиелюбимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужнасоциальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, котораяприняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самойважной для человека, он может уже не помнить о том, что когда-то, когда онтерпел нужду и был постоянно голоден, само понятие «любовь» невызывало у него ничего, кроме презрительной усмешки. Теперь же он терзаемчувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет своикорни, родственную душу, друга.
Невозможностьудовлетворить потребность в любви и принадлежности приводит к дезадаптации, апорой и к более серьезной патологии. В нашем обществе сложилось амбивалентноеотношение к любви и нежности, и особенно к сексуальным способам выражения этихчувств; почти всегда проявление любви и нежности наталкивается на то или иноетабу или ограничение. Практически все теоретики психопатологии сходятся вомнении, что в основе нарушений адаптации лежит неудовлетворенная потребность влюбви и привязанности.
Потребность впризнании. Каждый человек (за редкими исключениями, связанными с патологией)постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценкесобственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих наслюдей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровняподразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные спонятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества,адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости исвободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или впрестиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность взавоевании статуса, внимания, признания, славы.
Удовлетворениепотребности в оценке, уважении порождает у индивидуума чувство уверенности всебе, чувство собственной значимости, силы, адекватности, чувство, что онполезен и необходим в этом мире. Неудовлетворенная потребность, напротив,вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в своюочередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротическиемеханизмы. Исследования тяжелых случаев посттравматических неврозов помогаютнам понять, насколько необходимо человеку чувство уверенности в себе инасколько беспомощен человек, лишенный этого чувства.
Потребность всамоактуализации. Если все вышеперечисленные потребности человекаудовлетворены, он вскоре вновь почувствует неудовлетворенность оттого, чтозанимается совсем не тем, к чему предрасположен. Говоря о самоактуализации,имеется в виду стремление человека к самоосуществлению, к воплощению вдействительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можноназвать стремлением к самотождественности, самобытности. У разных людей этапотребность выражается по-разному. Один желает стать идеальным родителем.Другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить илиизобретать. Как правило, человек начинает ощущать потребность всамоактуализации только после того, как удовлетворит потребности нижележащихуровней.
Жизньчеловека характеризуется тем, что люди почти всегда чего – то желают. Если однапотребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляет вниманиеи усилия человека. Когда человек удовлетворяет и её, следующая требуетудовлетворения.
Таким образом, последовательность вудовлетворении потребностей существует, однако ее нельзя считать одинаковой длявсех людей. Иерархия потребностей являетсяпреимущественно индивидуальной или групповой. Общим можно считать лишь то, чтоудовлетворение потребностей существования на некотором базовом уровне являетсянеобходимым условием формирования всех остальных потребностей.

Глава 2 Направленность и мотивы деятельности личности
 
2.1 Понятиео направленности личности и мотивации деятельности
Направленностьличности всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания.Направленность – это установки, ставшие свойствами личности и проявляющиеся втаких формах, как влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал,мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личностилежат мотивы деятельности.
Краткоохарактеризуем каждую из выделеных форм направленности в порядке их иерархии.Прежде всего, следует остановиться на влечении.
Спсихологической точки зрения – это психическое состояние, выражающеенедифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Какправило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нёмпотребность либо угасает, либо осознаётся, превращаясь в желание.
Желание – этоосознанная потребность и влечение к чему – либо вполне определённому. Следуетотметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу.Оно обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Даннаяформа направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, нои возможных путей её удовлетворения.
Следующаяформа направленности – стремление. Стремление возникает тогда, когда вструктуру желания включается волевой компонент. Поэтому стремление часторассматривается в качестве вполне определённого побуждения к деятельности.
Наиболее яркохарактеризуют направленность личности её интересы. Интерес – это специфическаяформа проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленностьличности на осознание целей деятельности и тем самым способствующаяориентировке личности в окружающей действительности. Субъективно интересобнаруживается в эмоциональном тоне, сопровождающем процесс познания иливнимание к определённому объекту. Одной из наиболее существенных характеристикинтереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот,вызывает новые интересы, соответствующие более высокому уровню познавательнойдеятельности.
Интересыявляются важнейшей побудительной силой к познанию окружающей действительности.Различают непосредственный интерес, вызываемый привлекательностью объекта, иопосредованный интерес к объекту как средству достижения целей деятельности.Косвенной характеристикой осознанности потребностей, отражающихся в интересах,является устойчивость интересов, которая выражается в длительности ихсохранения и в их интенсивности. Также следует подчеркнуть, что широта исодержание интересов могут служить одной из наиболее ярких характеристикличности.
Интерес вдинамике своего развития может превратиться в склонность. Это происходит тогда,когда в интерес включается волевой компонент. Склонность характеризуетнаправленность индивида на определённую деятельность. Основой склонностиявляется глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности,т. е. интерес к определённому виду деятельности. В качестве основы склонноститакже может выступать стремление совершенствовать умения и навыки, связанные сданной потребностью. Принято считать, что возникшая склонность можетрассматриваться в качестве предпосылки к развитию определённых способностей.
Следующаяформа проявления направленности личности – это идеал. Идеал – это конкретизируемаяв образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, кчему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека могут выступать вкачестве одной из наиболее значимых характеристик мировоззрения человека, т. е.его ситемы взглядов на объективный мир, на место в нём человека, на отношениечеловека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззренииотражаются не только идеалы, но и ценностные ориентации людей, их принципыпознания и деятельности, их убеждения.
Убеждение –высшая форма направленности – это система мотивов личности, побуждающих еёпоступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Воснове убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личностьдействовать, формируют её мотивацию к деятельности.
Поскольку мыподошли к проблеме мотивации, следует отметить, что в поведении человека естьдве функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная.Рассмотренные нами ранее психические процессы и состояния обеспечивают восновном регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждений,обеспечивающих активизацию и направленность поведения, то они связаны смотивами и мотивацией.
Мотив – этопобуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта.Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий ипоступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активностьсубъекта.
Термин«мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово«мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: какобозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, вчастности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), икак характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческуюактивность на определённом уровне. Чаще всего в научной литературе мотивациярассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющихповедение человека, его начало, направленность и активность.
Вопрос омотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причиныпоступков человека. Причём любая форма поведения может быть объяснена каквнутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного иконечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъектаповедения, а во втором – внешние условия и обстоятельства его деятельности. Впервом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях,интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации.Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человекаопределяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогдасоответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогахвнутренней и внешней детерминации поведения.
Внутренняя(диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозициимогут актуализироваться под влиянием определённой ситуации, а активизацияопределённых диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятиясубъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, исубъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальныхинтересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают какдвояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. Сиюминутное поведениечеловека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние иливнешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией.Таким образом, мотивация человека может быть представлена как циклическийпроцесс непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъектдействия и ситуация взаимно влияют друг на друга и результатом которогоявляется реально наблюдаемое поведение. С этой точки зрения мотивацияпредставляет собой процесс непрерывного выбора и принятия решений на основевзвешивания поведенческих альтернатив.
В своюочередь, мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому субъектуповедения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим ксовершению определённых действий. Мотивы могут быть осознанными илинеосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личностипринадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируютсяиз потребностей человека. Потребности есть у всех живых существ, и этим живаяприрода отличается от неживой. Другим её отличием, также связанным спотребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, чтосоставляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный моментвремени не хватает.
Количество икачество потребностей, которые имеют живые существа, зависит от уровня ихорганизации, от образа и условий жизни, от места, занимаемого соответствующиморганизмом на эволюциоонной лестнице. Меньше всего потребностей у растений,которые имеют нужду только в определенных биохимических и физических условияхсуществования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, которыйкроме физических и органических потребностей обладает ещё и духовными,социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человека жить вобществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основныехарактеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения испособ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной характеристикой,особенно когда речь идёт о личности, является предметное содержаниепотребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры,с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
Побуждающим кдеятельности фактором является цель. Целью называют осознаваемый результат, надостижение которого в данный момент направлено действие, связанное сдеятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферуосознанного поведения представить в виде своеобразной арены, на которойразворачивается красочный и многогранный спектакль человеческой жизни, идопустить, что наиболее ярко в данный момент на ней освещено то место, котороедолжно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то этои будет цель. Психологически цель есть то мотивационно – побудительноесодержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный иближайший ожидаемый результат его деятельности.
Цель являетсяосновным объектом внимания, который занимает определенный объем кратковременнойи оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент временимыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний.
Приняторазличать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человекуприходится выполнять в течении жизни множество разнообразных деятельностей, вкаждой из которых реализуется определённая цель. Но цель любой отдельнойдеятельности раскрывает лишь какую – то одну сторону направленности личности,проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель выступает в качествеобобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельными деятельностями.В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализацияобщей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достиженийличности. В жизненных целях личности находит выражение сознаваемая ею«концепция собственного будущего». Осознание человеком не только цели, но иреальности её осуществления рассматривается как перспектива личности.
Состояниерасстройства, подавленности, свойственное человеку, осознающему невозможностьосуществления перспективы, называется фрустрацией. Это состояние возникает втех случаях, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с реальнонепреодолимыми препятствиями, барьерами или когда они воспринимаются кактаковые.
Мотивационнуюсферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оценивать по следующимпараметрам: широта, гибкость и иерархизированность. Под широтой мотивационнойсферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций(мотивов), потребностей и целей. Чем больше у человека разнообразных мотивов,потребностей и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.
Гибкостьмотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационногопобуждения более общего характера (более высокого уровня) может бытьиспользовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкогоуровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который взависимости от обстоятельств удовлетворения одного  того же мотива можетиспользовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, дляодного индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощьютелевидения, радио и кино, а для другого средством её удовлетворения такжеявляются разнообразные книги, периодическая печать, общение с людьми. Упоследнего мотивационная сфера, по определению, будет более гибкой.
Следуетотметить, что широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу человека по –разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов, способныхслужить для данного человека средством удовлетворения актуальной потребности, агибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнямииерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями,мотивами и целями, потребностями и целями.
Такимобразом, выявлено, что направленность – это установки, ставшие свойствамиличности. Проявляются в таких формах, как влечение, желание, стремление,интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. В основе всех формнаправленности личности лежат мотивы деятельности.
 
2.2 Управление потребностями
Управление потребностямиесть не что иное, как управление  идеей потребности и ее образами. Тот, кто пытается проявлять силуволи путем подавления своих потребностей, всегда будет терпеть поражение.Конечно, до определенного момента он сможет их подавлять, но стоит потерятьбдительность или в состоянии внутреннего конфликта или кризиса ослабить волю,как потребности немедленно овладевают положением и начинают господствовать, каки прежде. Поэтому тот, кто с ужасными страданиям голодал три дня, может быть уверенв том, что его «человек привычки» наверстает упущенное с лихвой ивозьмет реванш. То же, можно сказать, происходит и со многими другимипотребностями. Кто-то решил просто запретить себе бессмысленно смотретьтелевизор. Этот запрет имеет силу, только пока воля не спит и сохраняетбдительность. Но стоит ей отпустить на время «вожжи», как потребностьвозьмет реванш. Энергия, направленная на подавление потребности, чаще всегорасходуется вхолостую, и приходится позднее расплачиваться за грубое насилие,которое применяем к собственным потребностям. Овладение своими желаниями ипостепенное восхождение к индивидуальности не может быть основано на всевозрастающем насилии над самим собой. Результаты насилия неустойчивы, и чтобыих сохранить, постоянно требуется сохранение бдительности, чтобы вовремясовершить акт насилия, чтобы подавить «человека привычки» в себе.Насилие сегодня потребует большего насилия завтра, и конца этому нет. Важно ненасильственноуправлять своими желаниями.
Потребностиконтролируются путем определения отношения к идее потребности и повышениемспособности контролировать свое воображение и мышление путем формированияумений и привычек саногенного мышления[4]. Йоги установили, чтотот, кто начинает контролировать потребность в дыхании, приобретает силу ивласть над другими потребностями, так как дыхание символически связано с ними,например, с потребностью жизни, безопасности, с потребностью быть бессмертным. Овладевшийсвоей потребностью в достижениях устраняет страх неудачи, которая связана усовременного человека с огромным числом желаний.
Следовательно, тот, ктожелает управлять потребностями, должен стремиться своевременно переключитьэнергию потребности на что-то другое. А чтобы уметь это делать, надо знать, какпроисходит порождение желания, уметь наблюдать этот процесс в себе.

/>/>/>Заключение
Подводя итогипроведенной работы по изучению потребностей как движущего фактора активности,следует отметить, что каждая новая «теория», вносячто-то новое, отвергает представления предыдущих, однако большинство психологовпризнают за потребностью функцию побуждения активности (поведения, деятельности)человека.
Динамичностьклассификации потребностей заключается в том, что высшие потребности могутнаправлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его болеенизшие потребности. Т.е. без удовлетворения низших потребностей невозможнодостижение высшего уровня – самоактуализации. Что же касается самого высокогокласса способностей — самоактуализации, то, по А.Маслоу, самоактуализация какспособность может присутствовать у большинства людей, но лишь у небольшогоменьшинства она является в какой-то степени свершившейся. Хотя некоторая последовательность в удовлетворениипотребностей, несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой длявсех людей. Иерархия потребностей является преимущественно индивидуальной илигрупповой. Общим можно считать лишь то, что удовлетворение потребностейсуществования на некотором базовом уровне является необходимым условиемформирования всех остальных потребностей. Следовательно, при классификациипотребностей должны учитываться не только их виды, но и уровни удовлетворения.В зависимости от индивидуальных склонностей, способностей и притязаний у однихлюдей после достижения базового уровня удовлетворения потребностейсуществования будет доминировать стремление к максимизации потребления материальныхблаг; у других — к власти и славе; у третьих — к знаниям и творчеству; учетвертых — к духовному совершенствованию.
Жизньчеловека характеризуется тем, что люди почти всегда чего – то желают. Если однапотребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и направляетвнимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и её, следующая требуетудовлетворения. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение,направленное на поиск того, что требуется.

Списоклитературы:
1.         Божович Л.И.Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна. 2-изд. М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.352с.
2.         Брушлинский,В.П. Зинченко и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1986. -464с.
3.         Ершов П.М. Потребности человека. –М.: Мысль, 1990. – 364с.
4.         Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. — СПб., Питер, 2002. – 512 с.: ил. – (Серия «Мастерапсихологии).
5.         ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – Изд. 2-е. – М.: Политиздат,1977. — 304с.
6.         МаклаковА.Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2002. – 592 с.: ил. – (Серия «Учебникнового века).
7.         Немов,Р.С. Практическаяпсихология– М.:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. — 320с.
8.         ОрловЮ.М. Восхождение к индивидуальности. — М., 1991, с. 52-73.
9.         РубинштейнС. Л. Основы общей психологии. – СПб., Питер, 2002. 720 с.: ил. – (Серия«Мастера психологии»).
10.      Словарьпрактического психолога. / Сост. С. Ю. Головин. – Минск: Харвест, м.: ООО«Издательство АСТ», 2003. – 800 с.
11.      СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д.Столяренко.- Ростов – на – Дону:«Феникс», 1999. -576с.
12.      Хьелл Л.,Зиглер Д. Теории личности. 3 – е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. – 608 с.:ил. – (Серия «Мастера психологии»)
13.      ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность. 2 – е междунар. Изд. – СПб.: Питер, 2003. – 860 с.: ил. – (Серия «Мастера психологии»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.