Оглавление
Введение
1. Понятие Я – концепции
1.1 Общееопределение
1.2 Структура
1.3 Я –концепция в различных психологических теориях
2. Развитие Я – концепции
2.1 Факторы, влияющие наразвитие Я – концепции
2.2 Источники развития иформирования Я – концепции
3. Значение Я – концепции
Заключение
Список литературы
Введение
Я – концепция – это ощущение постоянной определенности самогосебя, самоотождествленности, своего Я. Я – концепция, в сущности, определяет непросто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, каксмотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем. Я –концепция формируется в человеке в процессе взаимного (настоящего) общения.Личность становится для себя тем, что она есть в себе через то, что она естьдля других.
Человек все больше и больше контактирует с обществом, строитразличные социальные связи, становится взаимозависимым с окружающими, и поэтомусамоопределение и самореализация чрезвычайно важны в жизни каждого человека.Что личность из себя переставляет, какова она в восприятии окружающих, какой быей хотелось быть на самом деле? Эти и многие другие вопросы освещает «Я –концепция».
Поэтому, целью данной работы является рассмотрение общего понятия,структуры, различных психологических теорий Я – концепции, факторов ее развитияи значения, для чего стоит обратиться к научным трудам известных психологов.
1. Понятие Я – концепции
1.1 Общее определение
Итак, В. Джемс выдвинул 2 аспекта осознания человеком самогосебя:
1) Я –содержание (совокупность качеств, умение описать себя),
2) Я –процесс (описание себя в данный момент).
На основе этого Р. Бернс дал свое определение Я – концепции иразработал ее структуру. Я– концепция – это совокупность всех представителей индивида о себе, сопряженнаяс их оценкой. Описательную составляющую Я – концепции часто называют образом Яили картиной Я. Составляющую, связанную с отношением к себе или котдельным своим качествам, называют самооценкой или принятием себя. Я – концепция,в сущности, определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то,что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможностиразвития в будущем [1].
1.2 Структура
Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности,стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество другихличностных проявлений, вклад которых в Я – концепцию мы рассмотрим вдальнейшем. А сейчас сосредоточимся на трех основных составляющих Я – концепции.
/>1) Когнитивная составляющая Я – концепции
Представления индивида о самом себе, как правило, кажутся емуубедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании илисубъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Конкретные способысамовосприятия, ведущего к формированию образа Я., могут быть самымиразнообразными.
Описывая какого-то человека, мы обычно прибегаем к помощиприлагательных: «надежный», «общительный», «сильный», «совестливый» и т.д. Весэто – абстрактные характеристики, которые никак не связаны с конкретнымсобытием или ситуацией. Как элементы обобщенного образа индивида они отражают,с одной стороны, устойчивые тенденции в его поведении, а с другой – избирательностьнашего восприятия. То же самое происходит, когда мы описываем самих себя: мы всловах пытаемся выразить основные характеристики нашего привычного само – восприятия.Их можно перечислять до бесконечности, ибо к ним относятся любые атрибутивные,ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание егоимущества, жизненных целей и т.п. Все они входят в образ Я с различным удельнымвесом – одни представляются индивиду более значимыми, другие – менее. Причемзначимость элементов самоописания и соответственно их иерархия могут меняться взависимости от контекста, жизненного опыта индивида или просто под влияниеммомента. Такого рода самоописания – это способ охарактеризовать неповторимостькаждой личности через сочетания ее отдельных черт.
Когнитивная составляющая включает:
Я – реальное – установки, связанные с тем, как индивидвоспринимает свои актуальные способности, роли, свой актуальный статус; его представлениямио том, каков он на самом деле.
Я – зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, какего видят другие.
Я – идеальное – установки,связанные с представлениями индивида о том, каким он хотел бы стать.
Причем каждая может включать эмоциональную, когнитивную, волевую,соматическую составляющую.
/>2) Оценочная составляющая Я – концепции.
Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко невсегда являются объективными, и, вероятно, с ними не всегда готовы согласитьсядругие люди. Быть может, лишь возраст, пол, рост, профессия и некоторые другиеданные, обладающие достаточной неоспоримостью, не вызовут разногласий. Восновном же в попытках себя охарактеризовать, как правило, присутствует сильныйличностный, оценочный момент. Иными словами, Я – концепция – это не толькоконстатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочныххарактеристик и связанных с ними переживаний. Даже такие на первый взглядобъективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметьразное значение, обусловленное общей структурой их Я – концепции. Человекусвойственна тенденция экстраполировать даже внешнюю дефектность собственного Яна свою личность в целом.
Если человек обладает непривлекательной внешностью, физическиминедостатками, является социально неадекватным (даже если ему это толькокажется), то он ощущает негативные реакции окружающих (часто тоже толькокажущиеся), сопровождающие его при любом взаимодействии с социальной средой. Вэтом случае на пути развития позитивной Я – концепции могут возникать серьезныезатруднения. Даже эмоционально нейтральные на первый взгляд характеристикисобственной личности обычно содержат в себе скрытую оценку. Скажем, такоймалозначимый элемент Я – концепции, как местожительством может в некоторыхслучаях приобретать оценочное звучание, связанное, например, с «престижностью» данногорайона в глазах определенной социальной группы. Задумавшись над любой изхарактеристик вашего самоописания, вы, скорее всего, в каждой из них сможетеобнаружить хотя бы легкий оценочный оттенок, существующий иногда лишь напериферии сознания. Аффективная составляющая установки существует в силу того,что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, апробуждает в нем оценки эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и отсамого когнитивного содержания.
Термины «образ Я» или «картина Я», которые нередко употребляются влитературе как синонимы Я – концепции, недостаточно передают динамический,оценочный, эмоциональный характер представлений индивида о себе
Куперсмит (1967) называет самооценкой отношение индивида к себе,которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; онопроявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденностьиндивида в своей самоценности, значимости. То есть, самооценка – это личностноесуждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственныхиндивиду. Приблизительно так же определяет самооценку и Розенберг (1965); длянего это – позитивная или негативная установка, направленная на специфическийобъект, называемый Я. Таким образом, самооценка отражает степень развитияу индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивногоотношения ко всему тому, что входит в сферу его Я. Поэтому низкаясамооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение ксвоей личности.
Самооценка проявляется в сознательных суждениях индивида, вкоторых он пытается сформулировать свою значимость. Однако, как было показано,она скрыто или явно присутствует в любом самоописании. Всякая попытка себяохарактеризовать содержит оценочный элемент, определяемый общепризнанныминормами, критериями и целями, представлениями об уровнях достижений, моральнымипринципами, правилами поведения и т.д.
Есть три момента, существенных для понимания самооценки.Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реальногоЯ с образом идеального Я, то есть с представлением о том, каким человек хотелбы быть. В классической концепции Джемса (1890) представление об актуализацииидеального Я положено с основу понятия самооценки, которое определяется какматематическое отношение – реальных достижений индивида к его притязаниям.Итак, кто достигает в реальности характеристик, определяющих для него идеальныйобраз Я, тот должен иметь высокую самооценку. Если же человек ощущает разрывмежду этими характеристиками и реальностью своих достижении, его самооценка, повсей вероятности, будет низкой.
Второй фактор, важный для формирования самооценки, связан синтериоризацией социальных реакций на данного индивида. Иными словами, человексклонен оценивать себя так, как, по его мнению, его оценивают другие. Такойподход к пониманию самооценки был сформулирован и развит в работах Кули (1912)и Мида (1934).
Наконец, еще один взгляд на природу и формирование самооценкизаключается в том, что индивид оценивает успешность своих действий и проявленийчерез призму своей идентичности. Индивид испытывает удовлетворение не от того,что он просто что-то делает хорошо, а от того, что он избрал определенное делои именно его делает хорошо. В целом картина выглядит таким образом, что людиприлагают большие усилия для того, чтобы с наибольшим успехом «вписаться»» вструктуру общества.
Следует особо подчеркнуть, что самооценка, независимо от того,лежат ли в ее основе собственные суждения индивида о себе или интерпретациисуждений других людей, индивидуальные идеалы или культура но заданныестандарты, всегда носит субъективный характер.
Данные конкретных исследований убеждают нас в том, чтомотивационные и установочные структуры являются для человеческого Я поистиневездесущими. Поэтому можно фиксировать в Я – концепции не только ее когнитивнуюсоставляющую, но и эмоционально-оценочную и потенциальную поведенческую. Итак, Я– концепция будет рассматриваться как динамическая совокупность свойственныхкаждой личности установок, направленных на саму личность.
Позитивную Я – концепцию можно приравнять к позитивному отношениюк себе, к самоуважению, принятию себя, ощущению собственной ценности;синонимами негативной Я – концепции становятся в этом случае негативноеотношение к себе, неприятие себя, ощущение своей неполноценности. Эти терминыиспользуются как взаимозаменяемые во многих работах, посвященных Я – концепции.
3) Поведенческая составляющая Я – концепции.
Тот факт, что люди не всегда ведут себя в соответствии со своимиубеждениями, хорошо известен. Нередко прямое, непосредственное выражениеустановки в поведении модифицируется или вовсе сдерживается в силу егосоциальной неприемлемости, нравственных сомнений индивида или его страха передвозможными последствиями. Например, подросток, считающий себя человеком твердыми суровым, не может проявлять подобные качества характера по отношению к своемушкольному учителю.
Всякая установка – это эмоционально окрашенное убеждение,связанное с определенным объектом. Особенность Я – концепции как комплексаустановок заключается лишь в том, что объектом в данном случае является самноситель установки. Благодаря этой самонаправленности все эмоции и оценки,связанные с образом Я, являются очень сильными и устойчивыми. Не придаватьзначения отношению к тебе другого человека достаточно просто; для этогосуществует богатый арсенал средств психологической защиты [1].
1.3 Я-концепция в различных психологических теориях
Уильям Джемс первым из психологов начал разрабатыватьпроблематику Я – концепции. Глобальное, личностное Я он рассматривал какдвойственное образование, в котором соединяются Я – сознающее и Я – как – объект.Это – две стороны одной целостности, всегда существующие одновременно. Одна изних являет собой чистый опыт (Я – сознающее), а другая – содержание этого опыта(Я – как – объект). Это различие ясно зафиксировано в языке, поэтому говорить,что человек, с одной стороны, обладает сознанием, а с другой – осознает самогосебя как один из элементов действительности, – значит сложно объяснитьочевидную вещь Яд подобное различение но так просто учесть в психологическойтеории, поскольку всякий рефлексивный акт предполагает идентификацию Я – как – объектаи в то же самое время устанавливает нерасторжимую связь познаваемого ипознающего: одно без другого в данном случае немыслимо. Поэтому личностное Я – этовсегда одновременно и Я – сознающее, и Я – как – объект [2].
В первые десятилетия нашего века изучение Я – концепциивременно переместилось из традиционного русла психологии в облает?, социологии.Главными теоретиками здесь стали Кули и Мид – представители символическогоинтеракционизма. Ими был предложен новый взгляд на индивида – рассмотрение егов рамках социального взаимодействия.
Первоначально точка зрения Кули заключалась в том, чтоиндивид первичен по отношению к обществу. Однако позже он пересмотрел этотвзгляд и в большей степени акцентировал роль общества, утверждая, что личностьи общество имеют общий генезис и, следовательно, представление об изолированноми независимом эго – иллюзия (1912). Действия индивидов и социальное давлениеоказывают взаимное модифицирующее влияние. Позже произошел дальнейший сдвиг восновах этой теории, когда Мид пришел к выводу о том, что личность фактическиопределяется социальными условиями.
Экспериментально можно показать, что главным ориентиром для Я– концепции является Я другого человека, то есть представление индивида о том,что думают о нем другие. Кули первым подчеркнул значение субъективноинтерпретируемой обратной связи, получаемой нами от других людей, как главногоисточника данных о собственном Я. В 1912 году Кули предложил теорию «зеркальногоЯ», утверждая, что представления Индивида о том, как его оценивают другие,существенно влияют на его Я – концепцию.
Зеркальное Я возникает на основе символическоговзаимодействия индивида с разнообразными первичными группами, членом которых онявляется. Такая группам характеризующаяся непосредственным общением ее членовмежду собой, относительным постоянством и высокой степенью тесных контактовмежду небольшим количеством членов группы, приводит к взаимной интеграциииндивида и группы. Непосредственные отношения между членами группы предоставляютиндивиду обратную связь для самооценки. Таким образом, Я – концепцияформируется в осуществляющемся методом проб и ошибок процессе, в ходе которогоусваиваются ценности, установки и роли.
В соответствии с концепцией «зеркального Я» Кули Мид считал,что становление человеческого Я как целостного психического явления, всущности, есть не что иное, как происходящий «внутри» индивида социальныйпроцесс, в рамках которого возникают впервые выделенные Джемсом Я – сознающее иЯ – как – объект. Далее Мид предположил, что через усвоение культуры (каксложной совокупности символов, обладающих общими значениями для всех членовобщества) человек способен предсказывать как поведение другого человекам так ито, как этот другой человек предсказывает наше собственное поведение. Мидполагал, что самоопределение человека как носителя тон или иной ролиосуществляется путем осознания и принятия тех представлений, которые существуюту других людей относительно этого человека. В результате в сознании человекавозникает то, что Мид называл термином Me,понимая под этим обобщенную оценку индивида другими людьми, то есть «обобщенным(генерализованным) другим», иными словами, то, как выглядит в глазах других «Я– как – объект».
Мид считал, что Me образуют усвоенные человеком установки(значения и ценности), а I – это то, как человек в качестве субъектапсихической деятельности спонтанно воспринимает ту часть своего Я, котораяобозначена как Me. Совокупность I и Me образует собственноличностное, или интегральное, Я (Self).
Мид объяснял развитие взаимной, межличностной перспективы уребенка игрой, причем такой, когда ребенок сначала играет один, непосредственноимитируя других, а затем, когда им усвоены правила групповой игры, проигрываяроли участников воображаемого взаимодействия. Происходит постепеннаяинтериоризация социальных санкций, требований, норм и моделей поведения,которые преобразуются в индивидуальные ценности и включаются в Я – концепцию.
Так у индивида развивается способность реагировать на самогосебя, формируется установка на себя, соотносимая с отношением к немуокружающих. Человек ценит себя в той мере, в какой его ценят другие; онутрачивает свое достоинство в той мере, в какой испытывает отрицательное ипренебрежительное отношение к себе со стороны окружающих. Остается сделатьвывод, к которому уже пришел в своей теории Кули: индивид воспринимает себя всоответствии с томи характеристиками и ценностями, которые приписывают емуДругие.
Человек для Мида – не изолированное существо, не «одинокийостров», и психология дает многочисленные подтверждения тому, что именнообщество обусловливает форму и содержание процесса формирования Я – концепции[2].
Подход Эриксона, по существу являющийся развитием концепцииФрейда, обращен к социокультурному контексту становления сознательного Яиндивида – эго. Проблематика Я – концепции рассматривается Эриксоном сквозьпризму эго-идентичности, понимаемой как возникающий на биологической основепродукт определенной культуры. Ее характер определяется особенностями даннойкультуры и возможностями данного индивида. Источником эго-идентичностиявляется, по Эриксону, «культурно значимое достижение». Идентичностьэго-индивида возникает в процессе интеграции его отдельных идентификаций;поэтому важно, чтобы ребенок общался со взрослыми, с которыми он мог быидентифицироваться. В теории Эриксона описаны восемь стадий личностногоразвития и соответствующих изменений эго-идентичности, охарактеризованыприсущие каждой из этих стадии кризисные поворотные пункты и указаны личностныекачества, возникающие при разрешении этих внутренних конфликтов. Особенносложным является процесс развития эго-идентичности в пору юности. ПоэтомуЭриксон уделяет особое внимание юношескому кризису развития и «размытости» эго-идентичностив этот период. Эриксон определяет эго-идентичность как заряжающее человекапсихической энергией «субъективное чувство непрерывной самотождественности» (1968).Более развернутого определения он нигде не приводит, хотя и указывает, чтоэго-идентичность – это не просто сумма принятых индивидом ролей, но также иопределенные сочетания идентификаций и возможностей индивида, как онивоспринимаются им на основе опыта взаимодействия с окружающим миром, а такжезнание о том, как реагируют на него другие. Поскольку эго-идентичностьформируется в процессе взаимодействия индивида с его социокультурнымокружением, она имеет психосоциальную природу.
Механизм формирования эго-идентичности, по Эриксону, во многомсхож с описанным Кули и Милом действием «генерализованного другого». ОднакоЭриксон считает, что этот процесс протекает в основном в сферебессознательного. Он критикует такие понятия, как «самоконцептуализация», «самооценка»,«образ Я», считая их статическими, в то время как, по его мнению, главнойчертой этих образований является динамизм, ибо идентичность никогда недостигает завершенности, не является чем-то неизменным, что может быть затемиспользовано как готовый инструмент личности (1968). Формирование идентичностиЯ – процесс, напоминающий скорее самоактуализацию по Роджерсу, он характеризуетсядинамизмом кристаллизующихся представлений о себе, которые служат основойпостоянного расширения самосознания и самопознания. Внезапное осознаниенеадекватности существующей идентичности Я, вызванное этим замешательство ипоследующее исследование, направленное на поиск новой идентичности, новыхусловий личностного существования, – вот характерные черты динамическогопроцесса развития эго-идентичности. Эриксон считает, что чувствоэго-идентичности является оптимальным, когда человек имеет внутреннюю уверенностьв направлении своего жизненного пути. В процессе формирования идентичностиважно не столько конкретное содержание индивидуального опыта, сколькоспособность воспринимать различные ситуации как отдельные звенья единого,непрерывного в своей преемственности опыта индивида [2].
2. Развитие Я – концепции
2.1 Факторы, влияющие на развитие Я – концепции
Все теории развития Я – концепции сосредоточены на особенностях,свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно,проходят через весь процесс развития Я – концепции независимо от возраста. Это –роль семейных отношений и роль значимых других [1].
Поведение родителей
Тип взаимоотношений, который складывается в семье между ребенком иродителями, является чрезвычайно важным фактором развития Я – концепции. Этообъясняется следующими причинами: во-первых, основы Я – концепции закладываютсяв раннем детстве, когда главными значимыми другими для ребенка являютсяродители, взаимодействие с которыми обеспечивает обратную связь, необходимуюдля возникновения и развития представлений о себе; во-вторых, родители имеютуникальную возможность влиять на развитие Я – концепции ребенка, поскольку онзависит от них физически, эмоционально и социально.
Значимые другие
Под термином «значимые другие» понимаются люди, которые важны илизначимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказыватьнепосредственное влияние на его жизнь (Бернс Р., 1986, с. 226).
Значимые другие – это те, кто играет в жизни личности большуюроль. Они влиятельны, и их мнение имеет большой вес. Уровень воздействиязначимых других на индивида зависит от степени их участия в его жизни, близостиотношений, социальной поддержки, которую они оказывают, а также от власти иавторитета, которыми они пользуются у окружающих [5].
В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении ребенкаявляются родители. Позже к ним присоединяются учителя и группа сверстников. Впоисках образа «Я» человек выбирает значимого другого и высоко оцениваетсозданное им изображение своего «Я». Точность этого образа зависит отиндивидуальных особенностей значимого другого. Одобрение значимого другогосоздает у ребенка позитивный образ «Я», в то время как постоянное порицаниеспособствует возникновению у него негативной самооценки. В любом случае,созданный образ становится главным источником психологического опыта,необходимого для формирования Я – концепции [1].
2.2 Источники развития и формирования Я – концепции
Из многочисленных источников формирования «Я – концепции» человека,по-видимому, наиболее важными являются следующие, хотя их значимость, какпоказывают исследования, меняется в различные периоды жизни человека:
1) представление о своем теле (телесное «Я»);
2) язык как развивающаяся способность выражать словами и формироватьпредставления о себе и других людях;
3) субъективная интерпретация обратной связи от значимых других осебе;
4) идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоениесвязанных с этой ролью стереотипов (мужчина – женщина);
5) практика воспитания детей в семье [1].
Телесное «Я» и образ тела – рост, вес, телосложение, цвет глаз, пропорциитела тесно связаны с установками индивида к себе, самочувствием и переживаниямисвоей адекватности и принятия себя. Образ своего тела, подобно другимкомпонентам «Я – концепции», субъективен, но ни один другой элемент так неоткрыт для внешнего обозрения и социальных оценок, как тело человека. (разноеотношение к атлету и толстяку) Так же, как для каждого из нас существуетидеальная «Я – концепция» себя, существует, по-видимому, и идеальный образтела. Этот идеальный образ формируется на основе усвоения индивидом культурныхнорм и стереотипов. Чем ближе образ тела к идеалу, тем вероятнее наличие уиндивида высокой «Я – концепции» в целом. Эти идеальные представления меняютсясо временем и между культурами.
Язык и развитие «Я – концепции». Значение языка дляразвития «Я – концепции» очевидно, поскольку развитие способности ребенка ксимволическому отражению мира помогает ему выделить себя из этого мира («Я»,«мое», и т.д.) и дает первый толчок к развитию «Я – концепции». Обратная связьот значимых других. Приобретение опыта принятия себя другими (в любви,уважении, привязанности, защите и т.п.) – другой важный источник формирования«Я – концепции». Чтобы переживать и осознавать это, ребенок (человек) долженвоспринимать лицо, жесты, вербальные высказывания и другие знаки от значимыхдругих, особенно родителей, которые сигнализировали бы ему о его принятии этимидругими. Большинство теоретиков и исследователей по проблемам личности согласныс тем, что стандарты, устанавливаемые значимыми другими (родителями, учителями,ближайшим социальным окружением) жизненно важны для развития «Я – концепции». Спомощью этих стандартов индивид удостоверяется, в какой мере другие заинтересованыв нем, принимают его или отвергают. Существует много исследований, посвященныхэтому вопросу, результаты которых позволяют выделить общую закономерность. Еслидругие люди принимают, то у него, вероятнее всего, развивается положительная «Я– концепция». Если другие отвергают, у него будет развиваться отрицательная «Я –концепция». Не подлежит сомнению, что первичная группа сверстников (школьныегруппы и др.) имеет огромное значение для «оформления» центральных «Я – установок»в подростковом возрасте.
Полоролевая идентификация. Различают два процесса формирования половойпринадлежности индивида: половая идентификация и половая типизация.Идентификация – это более ранний процесс (в основном бессознательный)отождествления себя с ролью другого человека (родителя или его заместителя) иподражание его поведению. Половая типизация, следующая за идентификацией, – болееосознанный процесс овладения культурно одобряемыми нормами поведения, типичнымидля роли женщины или мужчины в данной культуре. Формирование представлений ополовой роли и их освоение – важнейший и универсальный компонент «Я – концепции».
Воспитание детей в семье. Не подлежит сомнению, что практика воспитаниядетей в семье оказывает огромное и во многих семьях преобладающее влияние наразвитие «Я – концепции» личности. Большинство психологов считают, что первыепять лет жизни являются периодом, когда закладывается базовая основа личности и«Я – концепции» человека. Первые человеческие отношения, которые ребенокпознает в семье, выступают для него прототипом будущих отношений с другимилюдьми. Психологи предпринимали многочисленные попытки категоризации различныхтипов воспитания с формированием различных типов личности. Но в реальной жизнивоспитание трудно подогнать под чистые категории, в чем каждый из нас можетубедиться на собственном опыте. Вместе с тем, как показали исследования,определенные корреляции и тенденции в формировании типов личности вполнеочевидны в отношении таких установок воспитания, как авторитарность,безразличие, отвержение, вседозволенность и теплота, забота, уважение детей,разумный контроль со стороны родителей за их воспитанием. В целом результатыисследований позволяют утверждать, что нет общей модели воспитания, позволяющейребенку развить высокую самооценку. Но в целом, по-видимому, следующие условиявоспитания в семье способствуют развитию здоровой высокой самооценки личности:
1) положительная расположенность к ребенку, сердечное, теплое,уважительное принятие родителями своих детей;
2) четкое установление социальных норм, границ и правил поведениядетей; целенаправленное и согласованное поддержание этих норм родителями;
3) уважение со стороны родителей индивидуальной инициативы ребенкав установленных пределах;
4) минимум агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенностив общении с детьми [3].
3. Значение Я – концепции
Я – концепция формируется под воздействием различных внешнихвлияний, которые испытывает индивид. Особенно важными являются для негоконтакты со значимыми другими, которые, в сущности, и определяют представленияиндивида о самом себе. Но на первых порах практически любые социальные контактыоказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я– концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта.Таким образом, Я – концепция играет, по существу, троякую роль: онаспособствует достижению внутренней согласованности личности, определяетинтерпретацию опыта и является источником ожиданий [1]./>1) Я – концепция как средство обеспечения внутреннейсогласованности.
Ряд исследований по теории личности основывается наконцепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальнойвнутренней согласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие впротиворечие с другими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводятк дисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытываяпотребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предприниматьразличные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченногоравновесия.
Существенным фактором внутренней согласованности является то,что индивид думает о самом себе. Поэтому в своих действиях он, так или иначе,руководствуется самовосприятием.
Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется ссуществующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрьнекой условной оболочки, в которую заключена Я – концепция. Если же новый опытне вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся Я – концепции,то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрьэтого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта отуже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он можетвнедряться в структуру Я – концепции, насколько это позволяют адаптационныевозможности составляющих ее самоустановок.
Значимость любого из аспектов нашего отношения к собственнойличности определяется окружающей средой и поэтому может изменяться. Как ужеотмечалось, личность стремится к достижению внутреннего единства.Сосуществование конфликтных самоустановок объясняется тем, что внутреннийдиссонанс возникает вследствие синхронности противоречивых проявлений Я – концепции,что и приводит к возникновению в сознании индивида явного конфликта. Так,строгий, авторитарный учитель может в домашней обстановке оказаться мягким исентиментальным отцом семейства. Эта перемена происходит в нем за порогомшколы, поэтому две совершенно различные грани его личности и соответственно двепротивоположные Я – концепции не конфликтуют между собой, не приводят кпоявлению диссонанса. Диссонанс может возникнуть лишь в том случае, если двеситуации – домашняя и школьная – как-то належатся одна на другую, например,если учитель приведет свою семью на школьный спортивный праздник и должен будетв одно и то же время выступать в роли учителя и отца собственных детей. Такимобразом, с одной стороны, личностная рассогласованность, возникающая вследствиепринятия нами различных социальных ролей и действия в различных обстоятельствах,сопровождает нас на протяжении веси жизни, а с другой, мы стремимся преодолетьэту рассогласованность, избавиться от нее в те моменты, когда она возникает сособой отчетливостью. Дифференциация Я – концепции в реальном жизненномпроявлении человека играет положительную роль, поскольку негативнаясамоустановка, сформировавшаяся в одной сфере нашей жизни, но может с легкостью«резонировать» в других сферах.
Когда Джемс определил самооценку с помощью оригинальнойформулы: САМООЦЕНКА = УСПЕХ / ПРИТЯЗАНИЯ он, фактически, указал на двапути повышения самооценки. В самом деле, индивид может улучшить представление осебе, либо увеличивая числитель этой дроби, либо уменьшая ее знаменатель,поскольку для самооценки важно лишь соотношение этих показателей. Как мудрозаметил Джемс, «наше самоощущение в этом мире зависит исключительно от того,кем мы вознамерились стать и что мы вознамерились совершить». Каждый индивидволен избирать стандарты и ценности, относительно которых он будет оцениватьуспешность своих достижений.
Наконец, человек, будучи существом социальным, просто неможет избежать принятия многих социальных и культурных ролей, стандартов иоценок, определяемых самими условиями его жизни в обществе. Он становитсяобъектом не только собственных оценок и суждений, но также оценок сужденийдругих людей, с которыми он сталкивается в ходе социальных взаимодействий. Еслион стремится получить одобрение окружающих, он должен соответствоватьобщепринятым стандартам. Ориентиры, однажды установленные индивидом в качествекритериев его самоценности, обладают силой инерции, и поэтому их реорганизациядля лучшего психологического приспособления часто оказывается делом нелегким; вто же время диапазон выбора этих ориентиров чрезвычайно широк, и в конечномсчете выбор этот осуществляется самим индивидом [1].
Именно в детстве, когда межличностное общение являетсяособенно важным для формирования самоустановок, и возникает целый рядограничений в выборе критериев собственной значимости. Ориентиры длясамооценки, заложенные в детстве, поддерживают сами себя в течение всей жизничеловека; отказаться от них чрезвычайно трудно. Это обстоятельство ставит подсомнение теоретическое допущение, что индивид может легко повысить самооценку,снизив уровень своих притязаний. Этим же, в частности, объясняется и то, чтонекоторые люди, провозглашающие на словах оптимистический лозунг «видеть вовсем только светлые стороны», отличаются негативными самоустановками [4]./>2) Я – концепция как интерпретация опыта.
Еще одна функция Я – концепции в поведении заключается в том,что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта. Два человека,столкнувшись с одним и тем же событием, могут воспринять его совершеннопо-разному. Когда в автобусе молодой человек уступает место женщине, она можетувидеть в этом поступке проявление доброты и хорошего воспитания, можетзаподозрить обидный намек на свой возраст, а может воспринять это как попыткуфлирта. Каждая из этих интерпретаций теснейшим образом связана с ее Я – концепцией.
У человека существует устойчивая тенденция строить на основесобственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретациюиндивидуального опыта. Поэтому, коль скоро Я – концепция сформировалась ивыступает как активное начало, изменить ее бывает чрезвычайно трудно.
Мы часто наивно полагаем, что можно легко повысить заниженныйуровень самооценки ребенка путем создания положительных подкреплений.Руководствуясь этой мыслью, мы щедро расточаем похвалы в адрес такого ребенка,стараемся сделать так, чтобы он занял в классе или в школе какую-нибудь «высокуюдолжность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы. Однако нет никакойгарантии, что ребенок воспринимает все это именно так, как мы рассчитываем. Егоинтерпретация наших действии может оказаться неожиданно негативной. Например,он может сказать себе: «Должно быть, я совсем неспособный, раз учитель всевремя старается внушить мне обратное» пли «Почему меня, такого толстого,назначили капитаном команды? Наверное, учитель хочет, чтобы все убедились,какой я безнадежно тупой».
Не существует практически такого действия, которое мог быпредпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не дастему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть этодействие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в негоискренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно. Вотпочему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительноепредставление о себе. Я – концепция действует как своего рода внутреннийфильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации.Проходя сквозь этот фильтра ситуация осмысливается, получает значение,соответствующее представлениям человека о себе./>3) Я – концепция как совокупность ожиданий.
Итак, Я – концепция определяет то, как будет действоватьиндивид в конкретной ситуации, и то, как он будет интерпретировать действиядругих. Третья функция Я – концепции заключается в том, что она определяеттакже ожидания индивида, то есть его представления о том, что должно произойти.Многие исследователи считают эту функцию центральной [1].
Дети, которым свойственно беспокоиться о своих успехах вшколе, часто говорят: «Я знаю, что окажусь полным дураком» или «Я знаю, чтоплохо напишу эту контрольную». Иногда с помощью таких суждений ребенок простопытается себя подбодрить, иногда они отражают его реальную неуверенность.Ожидания ребенка и отвечающее им поведение определяются в конечном счете егопредставлениями о себе [5].
Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что идругие будут относиться к ним таким же образом. Дети, испытавшие сильнуюматеринскую депривацию, обычно сомневаются в своей ценности; они заранееубеждены в невозможности установления тесных эмоциональных связей с матерью илис другим близким человеком. В результате они начинают избегать всякихсоциальных контактов, так как всегда ожидают, что будут отвергнуты. В основетаких отношений, складывающихся между ожиданиями и поведением, лежит механизм «самореализующегосяпророчества».
Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многомопределяющие и характер его действий. Дети, считающие, что они никому не могутнравиться, либо ведут себя исходя из этой предпосылки, либо интерпретируютсоответствующим образом реакции окружающих [1].
Заключение
В жизни каждого человека чрезвычайно важную роль играет осознаниесебя не только через самовосприятие, но и через восприятие других людей. Контактчеловека с социумом начинается еще в раннем детстве, при контакте с родителями.У ребенка уже начинают формироваться представления о себе, самооценка, образ, ккоторому он сознательно или неосознаваемо стремится. Он начинает анализироватьсвое поведение, ситуации, в которые попадает. В этом случае концепция действуеткак своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятиячеловеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается,получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.
Я – концепция включают в себя 3 составляющие: когнитивную(совокупность тех качеств, с помощью которых человек себя описывает), оценочную(единство знания к себе, самооценка, уровень притязаний) и поведенческую(комплекс установок человека, готовность действовать в определенной ситуацииопределенным образом). Существует 3 условия становления самооценки: отношениемежду Я – реальным и Я – идеальным, интериоризация социальных реакций иуспешность его деятельности.
В осознании себя играет роль множество аспектов, такие, какпредставление о своем теле (телесное «Я»), язык как развивающаяся способностьвыражать словами и формировать представления о себе и других людях,субъективная интерпретация обратной связи от значимых других о себе,идентификация с приемлемой моделью половой роли и усвоение связанных с этойролью стереотипов (мужчина – женщина);
Я – концепция играет, по существу, троякую роль: онаспособствует достижению внутренней согласованности личности, определяетинтерпретацию опыта и является источником ожиданий.
Человек всегда идет по пути достижения максимальной внутреннейсогласованности. Представлениям чувства или идеи, вступающие в противоречие сдругими представлениями, чувствами или идеями индивида, приводят кдисгармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытываяпотребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предприниматьразличные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченногоравновесия.
Также люди воспринимают одну и ту же ситуацию по-разному, иосмысляя ее, человек строит представление о себе. Каждому человеку свойственныкакие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Дети,считающие, что они никому не могут нравиться, либо ведут себя исходя из этойпредпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих.
Таким образом, становление Я – концепции играет важную роль вовсех аспектах жизни человека.
Список литературы
1. Бернс, Р. Развитие Я – концепции и воспитание/Р. Бернс.– М.: Прогресс, 1986, 367 с.
2. Дерябин, А.А. Я – концепция и теория когнитивного диссонанса:обзор зарубежной литературы/А.А. Дерябин. — М., 1994, 352 с.
3. Журавлёв, А.Л., Соснин, В.А. Социальная психология/ А.Л. Журавлев,В.А. Соснин. — М.: ФОРУМ – ИНФРА-М, 2008, 315 с.
4. Колесникова, С.С. Особенности Я – концепции подростков саддиктивным поведением/С.С. Колесникова. — М., 1998, 326 с.
5. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста/Ф. Райс.– СПб.: Питер, 2000, 291 с.