Введение
Психологическоеконсультирование – этонепосредственная работа с людьми через особым образом построенную беседу, иглавная цельэтой работы– помощь клиентув понимании иосознании им себя, происходящий с ним изменений, умении делать выбор,ставить цели, а также в разрешении проблем эмоционального и межличностногохарактера.
Основные принципыпсихологического консультирования:
безоценочность идоброжелательность;
ориентация на системуценностей клиента;
осторожность с советами;
анонимность;
разграничение личных ипрофессиональных сторон в работе;
активная позиция клиента.
Безоценочностьконсультантапо отношению к своему клиенту означает такое поведениеконсультанта,которое обеспечило быу клиента ощущение принятия его таким, какой онесть, со всеми его недостатками и достоинствами. В частности,консультант не должен демонстрировать осуждение или свое личное отношениектому или иному аспекту поведения клиента, некоторым чертам его личности,особенностям характера, взглядам, ценностям и установкам.
Доброжелательностьконсультантапо отношению к клиенту также обеспечиваетнеобходимый терапевтическийклимати означает только элементарное следование общепринятым нормамповедения (отсутствие у консультанта скрытой агрессии по отношению к клиенту,хамства и т.п.), но и использование консультантом специальных профессиональныхнавыков:
умения слушать и слышатьсвоего клиента и понимать его проблемы;
оказывать ему необходимуюэмоциональную и психологическую поддержку;
Ориентация на системуценностей клиентаозначает опору на систему жизненных ценностей инорм клиента и некритичное отношениеконсультанта к ней, что во многомобеспечивает эффективность психологического воздействия. Консультант не долженпривносить в консультативное поле и навязывать клиенту свою собственнуюсистему ценностей, а также не должен подвергать сомнениюценностныеориентации клиента.
Принцип осторожности ссоветамиконсультанту необходимо соблюдать, так как в противномслучае, давая клиенту советпо тому или иному решению его проблемы (ачасто сам клиент ожидает получить от консультанта совет), консультант полностьюберет на себя ответственностьза исход проблемыинеформирует у клиента чувства ответственности за свою жизньи поступки,что противоречит целям консультирования и сильно вредит клиенту, оставляя его взависимой и инфантильной позиции и не расширяя границ его опыта и умения.
Анонимность иконфиденциальностьозначает, что информация, полученнаяконсультантом от клиента во время сессий (сеансов психологическогоконсультирования), не должна разглашатьсяим без ведома и разрешениясамого клиента. Консультант не должен сообщать ни частным, ни государственным иобщественным лицам ничего из того, что может как-то навредитьданномуконкретному клиенту.
Исключениемизэтогоправила являются ситуации, когда клиент намерен совершить или уже совершилкакие-либо противоправные поступки, и эти ситуации четко прописаны взаконодательстве. На основании этого консультант должен заранее, то есть передначалом совместной работы, проговорить с клиентом все свои полномочияиобязанности с юридической и моральной точек зрения и определить меруответственности каждогоиз участников консультационного процесса.
Разграничение личных ипрофессиональных сторонв пространстве консультирования означает,что консультант не должен использовать клиентаи работу с егопроблематикой в целях удовлетворения своих личных потребностей, проработкисвоих проблем и внутриличностных конфликтов, в также на протяжении всейконсультативной работы вступать с клиентом в какие-либо иные, крометерапевтических, отношения(дружеские, сексуальные) и т.п.
Принцип активностипозиции клиентабазируется на подходе психологическомуконсультированию как к взаимодействию консультанта и клиента в позициях«личность – личность». Это означает, что в процессе консультированияпсихолог должен стимулировать клиента к тому, чтобы он проявлял активнуюпозицию в их взаимодействии, а не молча слушал все, что говорит емуконсультант.
Глава 1. Понятие «жизненный стиль» впсихологическом консультировании
1.1 Методытерапевтического воздействия в психологическом консультировании
В психологическомконсультировании наиболее часто встречаются следующие методы терапевтическоговоздействия:
работа со снами, образами и символами клиента,что включает в себяанализ и проигрывание отдельных эпизодов изснов, а также их исследование; анализ образов исимволов,которые продуцирует клиент;
работа с метафорами,притчами, сказкотерапшя— метафорическая репрезентация действительности, ориентированная набессознательный уровень личности клиента, может использоваться в работенадтекущей проблемой клиента или с расширением осознания себя и картины мира вцелом;
работа с жизненным стилемличности:исследованиеи анализ определенных схем и сценариев жизни, которые избрал для себя индивид; исследованиеих влияния на личностьи возникающие внутренние и внешние конфликты;коррекция и формирование более приемлемых жизненных сценариев и стилей;
метод исследования раннихвоспоминаний — изучение и анализ: картины детстваклиента; значимых,травмирующих, а также ресурсных воспоминаний;
телесно-ориентарованные методыработы— рядметодов, направленных: на осознаваниесвоей телесности; снятие блоков изажимов; формированиеу клиента умения быть в контакте со своимтелом;
психодраматические методыработы— методики.направленные: на проигрывание;
эмоциональное реагирование; завершениеситуаций и конфликтов, содержащихся в опыте клиента и отражающихся в его настоящем;
работа с модальностями— системамивосприятия органами чувств: зрением, слухом, осязанием, кинестетикой(телом, движением);
творческие методы— обширный набор терапевтическихметодов и техник, ориентированных на проработку проблематики, а также диагностикупроблемы, общего состояния клиента через творческое самовыражение.Кэтим методам могут быть отнесены:
• арт-терапия(рисунок, скульптура и т. п.);
• танцевальная терапия;
• музыкотерапия
• фототерапия;
• библиотерапияи т. п.
1.2 Понятие«жизненный стиль» в психологическом консультировании
Понятие индивидуальногожизненного стилябыловведено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.
Жизненный стильопределяется как значение, которое человек придает миру и самому себе, егоцели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует прирешении жизненных проблем. Жизненный стиль имеет следующие характеристики:
формируется в раннемдетстве, но неявляется врожденным личности;
часто носит ошибочныйхарактер, то естьне соответствует реальности;
устойчив, то есть установки, которыедемонстрирует клиент, имеют глубоко укоренившиеся в его бессознательном корни;
формируется под влияниемтворческих способностей личности, ее креативного Я;
ответственность заформирование и, следовательно, изменение жизненного стиля лежит на самомчеловеке, а это означает, что клиент в состоянии изменить свой жизненный стиль;
в зависимости от того,как человеком решается та или иная жизненно важная проблема, у него формируетсяопределенный жизненный стиль, который в дальнейшем служит основной дляразрешения различных жизненных проблем и ситуаций.
Жизненный стиль личностиформируется на основе специфики решения человеком следующих жизненно важныхпроблем:
профессиональногосамоопределения, предполагающейнахождение такого занятия, которое обеспечило бы выживание индивида вокружающей средесо всеми ее ограничениями и изменяющимися условиями;
сотрудничества и дружбы,вынуждающей индивидак поиску такого места и стиля взаимодействия с окружающими людьми, при которомон сможет сотрудничатьс окружающими и одновременно получать пользу отэтого сотрудничества;
любви и супружества, предполагающейпонимание и принятие факта существования двух полов и зависимость развитиячеловечества от эмоционального и физического взаимодействия людей.
Итак, Адлер говорил, чтожизненный стиль — уникальный способ, выбранный каждым индивидуумом дляследования своей жизненной цели. Он называет три основные жизненные задачи: работа(действие, которое полезно обществу), дружба и любовь. Работа создаетудовлетворение и чувство собственной значимости. Дружба — выражение нашейпричастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться кдругим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Эти три задачи всегдавзаимосвязаны.
А Мозак перечислилследующие основные составляющие жизненного стиля:
1. Я-концепция —представление человека о себе, кто он есть.
2. Идеал себя — мнение отом, каким он должен быть.
3. Образ мира —представления о таких вещах, как мир, люди и природа, а также о том, что миртребует от человека.
4. Этические убеждения —личный этический кодекс.
Мозак выделил основныеутверждения адлеровского направления в психологии. Их можно свести кследующему:
1. Все действия человекапроисходят в социальном контексте. Нельзя изучать людей изолированно.
2. Упор делается намежличностной психологии. Самым важным для индивидуума является развитие у негочувства включенности его в некое более крупное социальное целое в качественеотъемлемой части.
3. Чтобы понять человека,надо понять его или ее стиль жизни, или когнитивную организацию. Это линза,через которую люди видят себя и свою жизнь.
4. Хотя поведение можетменяться, стиль жизни и долговременные цели индивидуума остаются относительнопостоянными, пока не изменятся его основные убеждения. Достижение такойтрансформации является одной из важнейших задач терапии.
5. Поведение определяетсяне прошлым, а наследственностью и окружением. Люди движимы целями, выбраннымиими самими, которые, по их ощущению, принесут им счастье и успех.
6. Главная движущая силаличности — стремление к совершенству или к превосходству.
7. Человеку предоставленширокий выбор различных вариантов жизни. Он или она могут выбрать здоровые,общественно полезные цели или невротические, бесполезные для общества.
Глава 2. Методы исследования жизненногостиля личности
2.1 Формированиеи типы жизненного стиля
Формирование жизненного стиля, по Адлеру, и его типызависятот следующих факторов:
соотношения в человекедвух движущих сил развития личности — стремления к превосходству и социальногоинтереса, то есть уровень развития этих сил: высокий (низкий) уровеньстремления к превосходству и высокий (низкий) уровень социального интереса;
преобладанияположительных или отрицательных сторонв каждой из этих движущих сил, например сценарий,сформированный на основе преобладанья отрицательных сторон стремления кпревосходству и положительных сторон социального интереса.
Каждый жизненный стильимеет свои характеристики и отличительные особенности, обусловленные сочетаниемдвух движущих сил развития, и демонстрирует специфику разрешения трех основныхжизненных проблем.
2.2 Типыжизненных стилей личности
А. Адлер предложилследующую классификацию жизненных стилей:
Управляющий тип. Самоуверенные, напористые, с незначительнымсоциальным интересом. Они активны, но не в социальном плане. Установка — превосходства (пример — юные правонарушители, наркоманы).
Берущий тип. Личность относится ко всему мирупаразитически. Нет социального интереса. Главное — получить от других как можнобольше.
Избегающий тип. Нет ни достаточного социальногоинтереса, ни активности, необходимой для решения своих проблем. Они большеопасаются неудачи, чем стремятся к успеху.
Социально-полезныйтип. Это воплощениезрелости. (высшая степень социального интереса — это высший уровеньактивности). Заботлив о других и заинтересован в общении с ними. Воспринимает 3основные жизненные задачи — работу, дружбу, любовь.
Адлер проводит различиемежду психотерапией и консультированием. Он считает, что психотерапия — имеетцелью изменение стиля жизни, а психологическое консультирование– изменениеповедения при существующем стиле жизни.
Итак, жизненный стильличности складывается из того каким образом сочетаются в человеческой личностидве движущие силы – стремление к превосходству и социальный интерес. Представимсебе две оси координат. Пусть осью Y будет величина стремления к превосходству,а осью Х — величина социального интереса. Таким образом, образуются 4 квадрата.
Первый из них — верхнийправый – соответствует реальной компенсации: высокое стремление к превосходствуи высокий социальный интерес. Это в высшем понимании этого слова “нормальные”люди. Они успешно справляются со всеми задачами жизни. “Представим себечеловека, — пишет А. Адлер, — чья любовная жизнь – это интимное имногостороннее взаимодействие, чья работа приводит к полезным результатам, укого много друзей, а контакты с другими обширны и плодотворны”.
/>
Противоположный этомуквадрат – нижний, левый – это так называемые “ненужные, никчёмные люди”. У этихлюдей на низком уровне находится и стремление к превосходству и социальныйинтерес. Это абсолютные аутсайдеры. Такие люди задают миру только один вопрос:“Что я могу получить от жизни”? и они совершенно не понимают, что значитдружить и сотрудничать с другими людьми.
Третий квадрат — нижний,правый – это так называемые «пустые делатели добрых дел». Люди с высокимсоциальным интересом, но с неразвитым стремлением к превосходству. Они незаботятся о собственном развитии, а поэтому не знают, что является благом длядругого, иными словами, что будет способствовать развитию ближнего, а что,наоборот, мешать ему. «Они не понимают, как творить добро, поэтому ихсоциальный интерес бесплоден», а часто и вреден окружающим. И наконец,последний, квадрат — верхний, левый. Это типичная псевдокомпенсация. Сюда относятсялюди с сильным стремлением к превосходству, но с нулевым или отрицательнымсоциальным интересом. «Это те люди, которые стремятся к превосходству, но покаким-то причинам не могу идти по пути прямой борьбы с трудностями, а посемувыбирают пути окольные». Такой человек чувствует себя слабым, но вместо того,чтобы становится реально сильнее – он пытается создать вокруг себяобстоятельства, в которых он только лишь почувствует себя сильным.
Жизненный стиль «реальнаякомпенсация» предполагает:
нахождение позитивныхспособов удовлетворениясвоего стремления к превосходству;
выраженный социальныйинтерес в его положительной окраске, то есть стремление к контакту ссебе подобными и получение пользы и удовлетворения от этого контакта;
успешное решениеиндивидом всех трех жизненно важныхпроблем;
Жизненный стиль«ненужные, никчемные» предполагает:
неразвитый социальныйинтерес;
отсутствие стремления кпревосходству;
сниженные стремления в отношенииокружающих людей, себя,своей реализации;
нечеткие жизненные цели,ориентация на общиеправила и жизненные установки.
Жизненный стиль «пустыеделатели добрых дел»предполагает:
развитый социальныйинтерес;
отсутствие стремления к превосходству,как в положительном, таки в отрицательном ключе;
не сформированостремление к изменению себя, развитию своих способностей и компенсации своих слабостей;
решение проблемыкоммуникации и взаимодействия с другими часто носит негативный оттенок, так как люди не умеют реализоватьсебя на благо окружающих и, как следствие, не получают отдачи;
та же негативнаятенденция наблюдается и в решении двух других жизненно важных проблем: не использование своего потенциалаприводит к негативным результатам.
Жизненный стиль«псевдокомпенсация»имеет следующие характерные особенности:
выраженное стремление кпревосходству;
социальный интерес либоне выражен вовсе, либо имеет негативный оттенок:
— при невыраженном или нулевом,социальном интересечеловек ориентирован на поддержание собственного“нарциссического” комплекса;
— в случае негативновыраженного социального интересаиспользует стратегию манипуляции привзаимодействии с окружающими;
— в преодолении жизненныхтрудностейстремитсяне обучаться смелости и адекватности поведения и своих проявлений, а формируету себя иллюзию того, кем или чем хочет казаться.
Описание этого стиляжизни наиболее разработано Адлером. Способы псевдокомпенсации могут быть самымиразными. Адлером было выделено семь их типов:
«Уход в болезнь», предполагающий:
— нахождение человеком оправданий своимнеудачам;
— увеличение возможностейконтролировать окружающих и управлять ими;
— гарантию полученияэмоциональной поддержки со стороны окружающих
“Уход в слабость”, предполагающий
— стремление к избеганиюнеудачи, а не к достижению успеха;
— использование своейморальной или иной слабости как инструмента управления другими людьми;
— охотное признание своейслабости и неспособности к самоконтролю, но отрицание у себя стремления кпревосходству во всем;
“Леность “, характеризующийся:
— оправданием собственныхнеудач;
— отсутствием инициативыи активности в решении жизненных проблем;
“Лживость”, предполагающий:
— использование хитростии обмана для привлечения внимания окружающих к своей персоне;
— использование своихдостижений для манипуляции другими;
— наличие суровогородителя, сформировавшего у ребенка установку «ложь безопаснее правды»;
«Жестокий тиран»,характеризующийся:
— столкновениемчеловека с ярко выраженной чертой избалованностис ограничениями жизнии невозможностью удовлетворения любых своихпотребностей;
— проявлениемнепримиримости, педантичности, “домашней тирании” и т. п., то есть неярко выраженными проявлениями жестокости в прямом смысле этого слова;
«Комплекспревосходства»предполагающий:
— снижение ощущения собственнойнеполноценностиинедостаточности;
- оказаниепозитивногои негативного влияния на окружающих;
— использованиесобственных достиженийдля управления окружающими и поддержания иллюзииизбранности
«Самореклама», характеризующийся:
— стремлением завоеватьодобрение и привязанность окружающих через признание факта своегосуществования;
— формированием на основеоценочных суждений родителей о качествах и поведении ребенка;
— отсутствием собственнойсистемы оцениваная себя, зависимостью от оценок окружающих, как в детстве, таки во взрослом возрасте;
— потребностью впостоянном одобрении, поддержке и защите со стороны окружающих, зависимостью отокружающих.
А вот А.М.Демидовым предлагаетследующие пять основных жизненных стилей:
— «победители» — образлидера, сильной, волевой личности;
— «новаторы» — двигателипрогресса;
— «ретрограды» — образчеловека из прошлых веков;
— «традиционалисты» — исключает экстремальное самовыражение;
— «истеблишмент» — людиправящей элиты.
2.3 ВлияниеСМИ на жизненный стиль личности
Влияние средств массовойинформации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории являетсябезусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах иправилах поведения, которые индивидуально формирует, например, определенноепериодическое издание, им же и старается соответствовать. Читатель простодолжен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях образцыповедения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому что глянцевыежурналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир сбывшихсянадежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.
В современных словаряхпод «стилем жизни» понимают определенный тип, стандарт, отличительную черту,характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческойдеятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков,повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя.«Жизненный стиль» (или «стиль жизни») – исторически изменчивая и историческиобусловленная категория, прошедшая путь от единого стиля жизни примитивныхсообществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельностилюдей, к множеству стилей современного общества.
Понятия «стиль жизни» и«образ жизни» не тождественны друг другу. Образ жизни – это типичные формыжизнедеятельности людей, навязанные социокультурным полем. возможно и иноеопределение: образ жизни – это социальная структура как совокупностьнеобходимых, типичных индивидуальных практик. Образ жизни обычно ассоциируетсяс более или менее стабильной общностью. Он проявляется в таких характеристикахкак общие для нее нормы, ритуалы, формы социального порядка и, вероятно, особыйдиалект или речь. Поэтому образ жизни близок к определению культуры какфеномену жизни и опирается на такие социоструктурные формы как профессия, пол,этничность и возраст.
Иными словами, индивид вобществе осознанно не выбирает своего собственного образа жизни, поскольку этоформирование этой составляющей человеческого самосознания порою предопределеноне личностными, а социокультурными характеристиками.
Стиль жизни включает всебя несколько компонентов – разнообразных сфер деятельности человека и егопредпочтений:
1) работа,взаимоотношения с коллегами;
2) отдых (активный,физический или интеллектуальный);
3) хобби, увлечения;
4) личная жизнь,включающая взаимоотношения с противоположным полом, родственниками, друзьями,поведение в семье;
5) предпочтения водежде, аксессуарах;
6) предпочтения ввыборе классовых объектов: автомобили, рестораны, курорты и др.
В современном обществеможно выделить несколько образцов поведения, которые будут определятьсяжизненной позицией, а значит, формировать стиль жизни:
1. гедонистическаяпозиция. Характеризуется следующими образцами поведения – «наслаждаюсь жизнью»,«удовлетворяю все свои потребности», «веду веселую жизнь», «живу сегодняшнимднем».
2. активная жизненнаяпозиция. «Интересы общества ставлю выше своих собственных», «служу благу другихлюдей», «активно участвую в общественной жизни», «занимаюсь самообразованием»,«занимаюсь спортом», «интересуюсь политикой».
3. экстравагантнаяпозиция. «У меня необычная прическа, украшения», «одеваюсь со вкусом», «имеюсвои оригинальные манеры, привычки», «увлекаюсь редкими хобби, видами спорта»,«слежу за внешним видом» (соответственно мотивация на возможность «быть такимкак все» минимальная).
4. пассивная позиция.«Такой же как все», «если бы была возможность, то не работал», «не загадываювперед» (в этом факторе самая незначительная роль отводится «самообразованию»,и «не жалею своего личного времени для дела»).
5. традиционная позиция.«Веду здоровый образ жизни», «семья», «спокойная размеренная жизнь»(определенную важность имеет «возможность использования личного времени длядела», наименьшая степень важности приписывается «редким хобби, видам спорта»,хотя подчеркивается «здоровый образ жизни»).
Определенного стиля жизнив чистом виде может и не существовать. Человек, выбирая, например, издание длячтения исходя из собственных запросов, может также и сочетать в себе некоторыесоставляющие разнообразных, но не противоречащих друг другу стилей жизни.
Таким образом, средствамассовой информации является одним из основных факторов формирования стиляжизни человека. Личностно это проявляется в манере одеваться, говорить, вестисебя, мыслить «как» и «о чем», быть ориентированными на потреблениеопределенного рода информации.
Действует обратная связь:спрос рождает потребление. Если существует какое либо средство массовойинформации, значит, какая-либо часть массовой аудитории в нем нуждается.Поэтому конкретный читатель конкретного издания будет стараться вписываться видеалы, предлагаемые журналом или газетой.
Так у него будетсформирована определенная жизненная позиция и характерный стиль жизни.
При помощи средствмассовой информации современный человек удовлетворяет одну из основных своихпотребностей – потребность в информации. СМИ различного рода влияют на сознаниечеловека и, через переработанную и отредактированную ими информацию, уаудитории формируется не только своеобразная картина мира и мировосприятие в целом,но и устанавливаются определенные нормы и правила поведения человека вобществе.
2.4 Методыисследования жизненного стиля личности
Одна из первых задач приисследовании жизненного стиля — обратиться к целям и ожиданиям каждогопациента. Пациенты часто ждут от терапевта той же ответной реакции, какую ониполучали от всех остальных. Пациент может чувствовать, что его не понимают, нелюбят или несправедливо с ним обращаются. Терапевт должен тщательно избегатьдействий, которые подтвердили бы эти бессознательные ожидания.
Поскольку жизненный стильв основе своей есть единое целое, терапевт ищет темы, которые проходят черезвсе поведение человека. Чтобы определить жизненный стиль пациентов, Адлеррасспрашивал об их ранних воспоминаниях, наиболее ярких событиях детства: «Нет„случайных воспоминаний“, из бесчисленного множества впечатлений человеквыборочно запоминает только те, которые, как он чувствует, хотя и смутно, имеютотношение к его ситуации».
«Даже ложь пациентапредставляет для меня ценность… Ведь это его ложь и ничья больше!». Адлерподчеркивал также важность выразительного поведения, включая позу и интонацию:«Я нахожу, что очень полезно вести себя как во время пантомимы, то есть иногдая не обращаю внимания на слова пациента, а вместо этого угадываю его болееглубокие намерения по его реакциям и его движениям в данной ситуаций». Адлерпредполагал, что жизненный план пациента развивался под влиянием негативныхусловий, поэтому терапевт должен внимательно искать органическуюнеполноценность, избалованность или заброшенность в детстве пациента.
Одна из важнейших задачтерапевта — помочь пациентам понять свой собственный жизненный стиль, включаяосновной подход к жизни. Только когда человек начнет понимать самого себя, онсможет исправить свой неадаптивный стиль жизни: «Пациента нужно привести втакое состояние чувств, в котором он захочет слушать и захочет понимать. Толькотогда на него можно повлиять, чтобы он стал жить так, как он понял». Пониманиесебя означает умение видеть ошибки, которые человек делает, постояннопреодолевая обычные ежедневно возникающие трудности. Понимание себя помогаетлучше понять мир и свое место в нем.
Согласно Адлеру, успехтерапии всегда зависит от пациента. «Реальные изменения в состоянии пациентамогут быть достигнуты только его собственным трудом… На лечение ивыздоровление всегда следует смотреть не как на успех консультанта, но как науспех пациента. Консультант может только указать на ошибки, пациент сам долженвыбрать правильную жизнь».
В работе с жизненными стилямиклиента консультант преследует две цели – исследование и коррекциюиндивидуального стиля жизни, в соответствии с которыми консультативный процессможет носить характер исследовательской или коррекционной работы:
— поиск и исследованиежизненного стиля клиента, изучение его особенностей, обстановки, в которойпроисходило его формирование, а также изучение и анализ влияния жизненногостеля личности на проблематику и затруднения, с которыми обратился клиент;
— коррекция,терапевтическое воздействие на клиента с целью изменить привычный жизненный стиль.
В коррекционной работе сжизненным стилем личности существуют свои правила и особенности.Терапевтическое, коррекционное воздействие на клиента с целью изменения егоиндивидуального стиля жизни‚предполагает следующие практические шаги:
осознание клиентом своегожизненного стиля и его конструктивного и деструктивного влияния на нынешнююжизнь клиента и проблемы, с которыми он обратился к консультанту
проживание определенныхмоментов и событий из прошлого, способствовавших формированию стиля жизни;
коррекцию существующихстилевых особенностей поведения и функционирования клиента;
обучение более адаптивными гибким формам взаимодействия, которые могли бы позволить клиенту адекватноиспользовать свой жизненный стиль.
Существует множествометодов исследования жизненного стиля личности. Можно выделить следующие методыисследования:
метод первичногоинтервью, включающий в себя сбор информации о следующих сферах жизни клиента:
•жалобы клиента;
•состояние клиента в прошломи настоящем;
•сфера профессиональнойдеятельности;
•информация о родителях:характер, привычки, отношения клиента с родителями;
•наличие братьев, сестер,порядок рождения клиента, его отношения с ними;
•характер воспитанияклиента, приоритеты родителей по отношению ко всем детям семьи
• болезни клиента вдетстве, отношение клиента к этим болезням, какие болезни были в роду клиента;
• отношения клиента спротивоположным полом в детстве;
• страхи, ранниевоспоминания, мечты, желания клиента в детстве;
анализ поведенческихустановок клиента, демонстрируемых им в группе или на индивидуальнойконсультации в процессе взаимодействия с консультантом;
анализ типавзаимодействия и способов построения клиентом отношений с окружающим людьми напримере его реальной жизни;
метод ассоциаций,предполагающий работу с определенными ассоциациями нынешней проблематикиклиента и его прошлого опыта и влияния на него окружения;
изучение и анализсемейного сценария, семейных стереотипов и мифов;
изучение и анализособенностей культуры и субкультуры, к которым принадлежит клиент;
проективные методы работы— рисование семьи, детства и т. п.;
анализ переноса клиента;
психодраматическийподход, позволяющий пронаблюдать и проанализировать стереотипы и поведенческиеустановки клиента в реальном (групповая психодраматическая сессия) иливиртуальном (методика горячего стула, использование психодраматических техник впространстве индивидуального консультирования) взаимодействии с другими людьми;
анализ сновидений,фантазий, грез и т. п.;
метод анализа раннихдетских воспоминаний, позволяющий исследовать и проанализировать основу, накоторой был сформирован жизненный сталь клиента.
Узнать о стиле жизниличности и о тех событиях детства, которые его определили, можно на основанииметода анализа ранних воспоминаний, который является особой техникой,предложенной А.Адлером. Этот метод дает ключ к пониманию поставленных индивидомцелей и способов их достижения с помощью, казалось бы, косвенного опроса осамых ранних воспоминаниях, которые тот может рассказать. В индивидуальнойпсихологии А.Адлера подчеркивается, что ранние воспоминания человека могутобъяснять особенности стиля жизни данной личности, так как они хранятся впамяти именно потому, что содержат в себе ключевые для его образования событиядетства.
Итак, метод “анализаранних детских воспоминаний” был разработан в рамках адлерианской концепциипсихотерапии. В психотерапии и психологическом консультировании данный методможет использоваться в следующих целях:
исследовательской, позволяющей изучить спецификужизненного стиля личности;
диагностической, помогающей консультанту понятьвлияние индивидуального стиля жизни на проблематику и затруднения клиента иизучить и понять актуальное состояние клиента;
психотерапевтической,коррекционной, делающей возможным изменение и формирование более адаптивногостиля жизни.
Метод анализаранних детских воспоминаний имеет следующие преимущества:
позволяет клиентунейтральным или содержащим минимум тревожности и иных негативных эмоцийспособом осветить и сообщить консультанту свои жизненные цели, специфику своегоотношения к окружающим и свой взгляд на мир, свою картину мира;
ориентирован не только нареальные воспоминания детства, но и на такие воспоминая, которые клиент считаеттаковыми, но которые не являются реальными на самом деле, то есть позволяетработать с фантазиями клиента;
может использоваться какдля групповых, так и для индивидуальных консультаций.
Метод анализаранних детских воспоминаний имеет следующие недостатки и ограничения:
часто отражает актуальноесостояние клиента, то есть при определенном актуальном состоянии человеквыбирает и озвучивает соответствующие воспоминания. Например, если актуальноесостояние клиента предполагает тревогу и грусть, то воспоминания, которые онвыберет и озвучит, будут носить тот же самый характер, но это не означает, чтовесь жизненный стиль клиента основан на этих чувствах, и консультант долженпомнить и учитывать это при анализе индивидуального стиля жизни клиента;
у клиента можетвозникнуть нежелание или отказ воспроизводить свои ранние воспоминания,обусловленные различными факторами:
травмирующими событиямидетства (инцест, насилие, и т. п.);
изменением жизненногостиля в процессе развития и роста и отсутствием реального детскоговоспоминания, которое подходило бы под новый жизненный стиль;
различными мозговыми иневрологическими нарушениями;
отсутствием доверия кконсультанту и консультированию вообще или не достаточным ощущениембезопасности;
субъективностьинтерпретаций, как и в любом другом проективном методе, отсутствие четкой иподробной системы получения, оценивания и интерпретации ранних детскихвоспоминаний.
Процедура полученияматериала ранних детских воспоминаний может осуществляться:
через письменноеизложение клиентом нескольких (например, шести) воспоминаний с расстановкойопределенных акцентов;
ответ на ряд специальныхвопросов, ориентированных на ситуации из детства.
В использовании методаанализа ранних детских воспоминаний существует следующая специфика:
предпочтительно (вклассическим адлерианском методе) записывание клиентом своих воспоминаний сфиксированием мельчайших деталей;
основное вниманиеконсультанту необходимо обратить на первое воспоминание клиента, а затем, еслипо разным причинам на его основе не удалось получить и проанализировать
необходимый материал,работать со следующими воспоминаниями; необходимо обратить внимание наопределенные содержательные категории воспоминания клиента, то есть анализтого, что присутствует в воспоминании по определенному порядку и в соответствиис определенной принадлежностью, а также понять, каким образом и что именно вжизненном стиле личности отражают эти категории;
консультант должен уметьпонять знаки и символы, а также общее содержание предлагаемого клиентомвоспоминания и проинтерпретировать их для себя и выдвинуть по каждой категориирабочие гипотезы, с тем чтобы впоследствии проверить эти гипотезы всравнительном анализе стиля жизни клиента, его мнения о себе и мненияконсультанта;
после сбора материала оранних детских воспоминаниях консультанту в беседе в клиентом следует обсудить,проанализировать полученную информацию, и это может стать темойконсультативного процесса.
Выделяются следующиекатегории анализа ранних детских воспоминаний:
— люди присутствующие илиотсутствующие в воспоминаниях:
— мать и отец;
— родные и двоюродныебратья и сестры;
— бабушки, дедушки идругие родственники;
— посторонние люди(гости, друзья, соседи и т. п.);
— тип событий, которыеприсутствуют в воспоминаниях:
— опасности, несчастныеслучаи, телесные и другие наказания;
— болезни и смерть;
— проступки, кражи,сексуальные эксперименты и т. п.;
— новые жизненныеситуации;
— способ восприятияситуации клиентом, когда он находится в той детской ситуации, которуювоспроизводит:
— ощущениепринадлежности, то есть какое местоимение — “Я” или “МЫ” употребляет клиент вописании ситуации из воспоминания;
— чувства и эмоции,которые испытывал клиент в предлагаемом воспоминании.
Заключение
Итак, в данной курсовойработе мы рассматривали понятие «жизненного стиля» в психологическомконсультировании и методы его исследования.
Понятие индивидуальногожизненного стилябыловведено в психологию А. Адлером — основателем индивидуальной психологии.
Жизненный стильопределяетсякак значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели,направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решениижизненных проблем.
Стиль жизни [греч. stylos— стержень для письма] — индивидуально своеобразная целостная системаустойчивых способов и форм опосредования личностью объективных условийжизнедеятельности. Понятие «стиль жизни» А. Адлер определил как«целостность индивидуальности». Он видел природу внутреннегопостоянства личности в выборе ею на основе фактов и событий жизни своейуникальной конечной жизненной цели. Эта высшая цель определяется тем смыслом,который человек придает жизни. Смысл жизни воплощается в стиле жизни и«проходит далее через всю жизнь подобно странной и своеобразной мелодиисобственного сочинения». Каждое проявление личности должно, по Адлеру,рассматриваться в контексте всей индивидуальности, так как все происходящееесть ни что иное, как борьба за реализацию жизненной цели индивидуальности.Каждый индивид имеет тенденцию к сохранению собственной уникальности. Онотличается характерными способами поведения, мышления, реагирования и развития,в отличие от других, и стремится это отличие сохранить. Он накладывает свойиндивидуальный отпечаток на каждую роль, которую он играет, на каждую ситуацию,с которой сталкивается, причем делает это в соответствии с собственнойЯ-концепцией. Согласно Адлеру, жизненный стиль определяет всеиндивидуально-существенные функции человека, и особенно явственно проявляется,когда человек стоит перед важными решениями в критических ситуациях. Послеработ Адлера понятие «стиль жизни» ни в одной психологической теории незанимало столь заметного места.
Из всего вышесказанногопонятно насколько важным для человека является сформировать свой собственныйжизненный стиль. И насколько значимым является изучение стиля жизни личности врамках психологического консультирования.
В общем, владениеметодами изучения психологических особенностей человека, а в частностижизненного стиля, и умение использовать их на практике — важнейшие условиятворческой и результативной работы консультанта.