Реферат по предмету "Психология"


Перцептивные закономерности делового общения

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Новосибирский филиал
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Контрольная работа
По дисциплине: «Деловые и общественные отношения „
На тему: Перцептивные закономерности делового общения
Студентки 4 курса гр. № — 43
БОНДАРЬ Ольга Николаевна
Научный руководитель:
к. ф. н., доцент зав. каф.
Квита Галина Николаевна
г. Новосибирск 2008

Содержание
Введение
1. Перцептивная сторона общения
1.1 Первое впечатление
2. Длительное общение
2.1 Наши поступки в общении
3. Самоподача в общении
3.1 Самоподача превосходства
3.2 Самоподача привлекательности
3.3 Самоподача отношения
Заключение
Список литературы
Введение
Общение — сложный многоплановый процесс установленияи развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместнойдеятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегиивзаимодействия, восприятия и понимание другого человека*.
На практике часто путают или отождествляют два понятия“общение» и «отношение». Эти понятия не совпадают. Общениеесть процесс реализации тех или иных отношений.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятиядруг друга партнерами по общению и установление на этой почве взаимопонимания.
Объектом исследования данной контрольной работы является перцептивнаясторона общения.
Предметом исследования — процесс познания человека человекомв общении.
Целью данной контрольной работы является рассмотрение всехсторон общения.
Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:
рассмотреть формирование первого впечатления.
проанализировать, как происходит восприятие и пониманиедругого в длительном общении.
изучить, как мы понимаем действие партнера.
рассмотреть проявления самоподачи в общении.
* Краткий психологический словарь. — М., 1985. — С.213.
1. Перцептивная сторона общения
Рассматривая процесс познания человека человеком в общении,С.Л. Рубинштейн писал:
«В повседневной жизни, общаясь с людьми, мыориентируемся в их поведении, поскольку мы как бы „читаем “ его, тоесть, расшифровываем значение его внешних данных и раскрываем смыслполучающегося таким образом текста в контексте, имеющем свой внутреннийпсихологический план. Это „чтение“ проистекает бегло, поскольку впроцессе общения с окружающими нас людьми вырабатывается определенный, функционирующийподтекст к их поведению»*.
Вопросы о том, как происходит это «беглое чтение» другогочеловека, что позволяет нам понимать его поведение, встают перед каждым из нас.Очень часто важно не только само по себе понимание того или иного поведения, нои его основ, истоков, движущих сил и механизмов. Именно поэтому необходимопонимать, что стоит для нас за словами «восприятие и понимание другого вобщении».1.1 Первое впечатление
Не следует судить о человеке по лицу — оно позволяет лишьстроить предположения. Лабрюйер
Психологами было обнаружено несколько типовых схем, покоторым строится образ другого человека и которые в той или иной степенииспользуются всеми людьми. Построение образа партнера по этим схемам иногда приводитк так называемым эффектам первого впечатления или
* Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии.- М., 1959. — С.180.
систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этихсхем может способствовать пониманию того, как формируется первое впечатление очеловеке.
Наиболее часто применяется схема восприятия, котораясрабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. Ошибкинеравенства проявляются в том, что люди склонны систематически переоцениватьразличные психологические качества тех людей, которые превосходят их покакому-то параметру, существенному для них. Интересно отметить следующее. Вопытах А.А. Бодалева группам испытуемых предлагали описать человека пофотографии. Перед показом одной и той же фотографии одной группе дали понять,что это фото героя, а другой — преступника. В зависимости от предлагаемогостатуса человека изменялись описания. Вот описания преступника: «Человекопустившийся, очень озлобленный, неопрятно одетый, непричесанный. Можноподумать, что до того, как стать преступником, он был служащим илиинтеллигентом. Очень злой взгляд». А вот описание героя: «Оченьволевое лицо. Ничего не боящиеся глаза смотрят исподлобья. Губы сжаты,чувствуется душевная сила и стойкость. Выражение лица гордое»*.
При ошибках неравенства схема восприятия такова. При встречес/> человеком, превосходящимнас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько положительно,чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком,которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем. Очень важно помнить,что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (илинедооценка) происходит по многим параметрам. Эти ошибки можно назвать факторомпревосходства.
Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с тем,
*Бодалев А.А. Личность и общество. — М., 1983.- С.12.
нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Этиошибки заключаются в том, что если человек нам нравится, то одновременно мысклонны считать его более хорошим, умным, интересным.
Подобные примеры мы можем найти у многих писателей. Например,у Л.Н. Толстого в «Крейцеровой сонате» говорится:
«Удивительное дело, какая полная бывает иллюзия того,что красота есть добро. Красивая женщина говорит глупости, ты слушаешь и неслышишь глупости, а слышишь умное. Она говорит, делает гадости, а ты видишьчто-то милое. Когда же она не говорит ни глупостей, ни гадостей, а красива, тосейчас уверяешься, что она чудо как умна и нравственна»**.
В данном случае под влиянием одного фактора переоцениваютсяили недооцениваются свойства человека. Здесь мы имеем дело с факторомпривлекательности — чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучшеон во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качестванедооцениваются.
Следующая схема также хорошо известна. Те люди, которые к намотносятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо.Это проявление так называемого фактора «отношения к нам».
Американские психологи Р. Нисбет и Т. Вильсон проводилиследующий эксперимент. Студенты в течение получаса общались с новымпреподавателем, который с одними испытуемыми вел себя доброжелательно, сдругими — отстраненно, подчеркивая социальную дистанцию. После этого студентовпросили дать оценку ряду характеристик преподавателя. Результаты оказались однозначными.Оценки доброжелательного преподавателя оказались значительно выше, чем оценки«отстраненного».
* * Толстой Л… Н. Собр. соч. — Т.12. — С.148.
Отсюда можно сделать заключение, что позитивное отношение кнам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и «отбрасыванию»отрицательных, и наоборот, — негативное отношение вызывает тенденцию незамечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные. Таководействие рассматриваемого фактора.
Рассмотренные нами три вида ошибок при формировании первоговпечатления называются эффектом ореола. Эффект ореола проявляется в том, чтопри формировании первого впечатления общее позитивное впечатление о человекеприводит к переоценке неизвестного человека. Механизм ошибок похож во всех трехслучаях, но источником ореола являются разные причины, что и позволило выделитьтри основные ошибки — превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Очень важно отметить, что все эти три фактора охватываютпрактически все возможные ситуации общения. Из этого следует, что первичноевосприятие другого человека всегда ошибочно. Однако это не совсем так. Специальныеисследования показывают, что почти каждый взрослый человек, имеющий достаточныйопыт общения, способен точно определить почти все характеристики партнера. Ноэта точность бывает только в нейтральных ситуациях. Причем в этих жеэкспериментах было обнаружено, что в реальной жизни всегда присутствует тот илииной процент ошибок. Почему это происходит? Вероятно, потому, что передчеловеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образпартнера, который создается при знакомстве, — это регулятор последующегоповедения, он необходим для того, чтобы правильно и эффективно построитьобщение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кеммы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.
Особенно хорошо это видно на примере общения взрослых смаленькими детьми. Как часто многие взрослые не умеют разговаривать с малышамии как часто маленькие дети испытывают трудности в общении с незнакомымивзрослыми! Причина этих неудач — отсутствие у тех и других адекватной техникиобщения при таком огромном и явном превосходстве по всем параметрам у взрослых.
В каждой ситуации в «фокусе» восприятияоказываются те признаки другого человека, которые позволяют определить его принадлежностьк той или иной группе в соответствии с особенностями ситуации и требованиями кпостроению дальнейшего поведения. Все же остальные черты и особенности,оказавшиеся «не в фокусе», просто достраиваются по определеннымсхемам, и именно здесь появляется вероятность ошибки. Таким образом, восприятиелюбого другого человека одновременно и верное и неверное, и правильное инеправильное.
Однако важно знать не только схему восприятия, но также и тезнаки во внешности другого человека или в ситуации, которые «запускают»восприятие по этой схеме.
Исследования показывают, что для определения параметра превосходствав нашем распоряжении имеются два основных источника информации:
одежда человека, весь его имидж;
манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает,куда смотрит и так далее).
Кроме этих двух признаков, других у нас нет. Но этиисточники реально
значимы лишь потому, что информация заложена в них в соответствиис исторически сложившимися стереотипами.
Выделить превосходство с помощью каких-то внешних, то есть видимыхсредств, всегда очень существенно.
В прежние времена это было настолько важно, что определеннаяодежда не только могла носиться людьми определенного статуса или общественногоположения, но и должна была носиться ими. Например, в средние века церковьдиктовала в одежде практически все, вплоть до малейших деталей. Этот диктатзакреплялся определенными эдиктами, которые высекались на камне,устанавливавшемся посреди города. Понятно, что любой житель средневековойЕвропы, только взглянув на человека, сразу понимал, кто (в социальном плане) передним. Существовали периоды, когда система подобных предписаний разрабатываласьдо мельчайших подробностей.
В Китае, например, вплоть до XX в.,самой распространенной одеждой был халат, причем мужские и женские халатыотличались лишь деталями. Социальное положение определялось лишь фасоном (ихбыло всего два) и цветом. Так, халат желтого цвета мог носить только император,коричневого и белого — престарелые сановники, красного и синего — герои. Студентыносили халаты голубого цвета, крестьяне — белого, бедняки — черного*.
Вместе с демократизацией общества официальная роль одеждыменяется. Сейчас, например, нет запретов или правил, каждый может надеть все,что захочет. Тем не менее, связь одежды с социальным положением остаетсядостаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые люди могутпо одежде определить социальный статус человека, а также примерно указать родзанятий.
В манере поведения, как и в одежде, всегда присутствуют элементы,позволяющие судить о статусе человека. Именно поэтому все мы по манереповедения можем определить наше равенство или неравенство с другим человеком. Вчем проявляется превосходство в манере поведения? Скорее всего, его можно определитькак независимость в различных ситуациях и обстоятельствах.
* См.: Козлова В.Г. Костюм как знаковая система.- М., 1980.
Сюда относится, прежде всего, независимость от партнера:человек показывает, что ему неинтересен тот, с кем он общается, его реакция, настроение,состояние или то, о чем он говорит. Такая внешняя независимость может выглядетьтак же, как высокомерие, наглость, уверенность в себе. Независимость отситуации общения обнаруживается в следующем: человек как бы не замечаетнекоторых ее аспектов — наличия свидетелей, неудачно выбранного момента,различных помех и так далее.
Такое поведение почти всегда свидетельствует об определенномпревосходстве. Слишком расслабленная поза (например, развалившись в кресле) приважном разговоре может означать превосходство в ситуации, власть. Также бывает,что человек смотрит в сторону, в окно, рассматривает свои ногти — это явнаядемонстрация превосходства, власти (кстати, люди зависимые обычно внимательносмотрят на собеседника, «заглядывают в глаза»). Если человек говорит непонятнодля собеседника, употребляет много специальных терминов, иностранных слов, тоесть не стремится к тому, чтобы его поняли, то такое поведение фиксируетсяиногда как интеллектуальное превосходство*.
/>Манера поведенияможет содержать в себе признаки превосходства по разным причинам: вследствиедействительного превосходства, объективного или только субъективного, а такжевследствие превосходства ситуативного. Безусловно, на восприятие превосходствавлияет весь опыт человека и его внутренняя позиция. Отметим, что действиефактора превосходства начинается тогда, когда человек фиксирует превосходстводругого над собой по знакам в одежде и манере поведения.
/>/>/>Еслис определением знаков превосходства особых затруднений не возникает, тоотносительно знаков привлекательности все обстоит иначе. Все привыкли считатьпривлекательность только индивидуальным впечатлением.
* См.: ВыгодскийЯ.С. Исторический смысл психологического кризиса. — Соч. — Т.1. — М.,1982.
Можно сказать, что знаками привлекательности являются усилиячеловека выглядеть социально одобряемым образом в некоторой группе.
Знаком, «запускающим» соответствующую схемуформирования впечатления, является все, что свидетельствует о согласии или несогласиипартнера с нами.
В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является несамо/> по себе построенное посхеме первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу вдлительном межличностном общении.
2. Длительное общение
Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности.
Ф. Ларошфуко
В постоянном общении продолжают действовать результатыпервого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может бытьнедостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении.В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное пониманиепартнера.
В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, чтопроисходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой моментобъяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочетпродолжать разговор. Однако это понимание существует, иначе мы не стали бывыяснять, что же произошло, или стараться закончить беседу. Значит, восприятиедругого человека в общении дает нам материал для выводов. Проблема состоит вследующем: мы иногда не знаем, что это за материал, что, собственно, мывосприняли и как это у нас вышло.
Общаясь с партнером, мы получаем большое количествоинформации о нем, его состоянии и переживаниях. Известно и то, что способностиадекватного восприятия других индивидов у разных людей различные. Некоторыеполагают, что это зависит от жизненного опыта. Тем не менее, каждый из наснаблюдал за людьми, имеющими большой жизненный опыт, но он им не помогал вобщении. В то же время есть молодые люди, прекрасно умеющие вовремя увидетьчто-то в партнере и понять, что с ним происходит. Маленькие дети у нихотсутствует жизненный опыт, но многие знают, насколько верно и тонко детивоспринимают взрослых, буквально чувствуют их. Вероятно, существуют способности,позволяющие за внешними признаками видеть внутреннее содержание.
Как понять своего партнера? Психологические исследованияпоказывают, что почти все детали внешнего облика человека могут нестиинформацию о его эмоциональных состояниях, об отношении к окружающим, а также оего отношении к себе.
Лицо человека, его жесты, мимика, общий стиль экспрессивногоповедения, походка, его манера стоять, сидеть, привычные позы и их изменение вовремя разговора, пространственная ориентацияпо отношению к партнерам — всеэто имеет определенное содержание и несет информацию о внутренних состоянияхчеловека. Конечно, то, что максимально привлекает наше внимание в обликедругого человека, — это его лицо.
/>Действительно,можно сделать «умное» лицо и тем самым воздействовать на мнение осебе. Кроме того, лицо часто бывает «одухотворенным», «смешным»,«просветленным», «угрюмым». Таким образом, первое, чтоотражается в лице человека, — это эмоции. Существуют семь основных выраженийлица: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение и интерес. Восприятиеэмоционального состояния человека по лицу происходит очень быстро и точно.
Важную роль при чтении информации «с лица» играетнаправление взгляда.
Например, очень неприятно говорить с человеком, который всевремя не смотрит на вас, «отводит глаза». Точно также не оченьприятно, когда на вас все время пристально смотрят. Что выражает направлениевзгляда? Зарубежные психологи считают, что взгляд связан с процессомформирования высказывания и трудностью этого процесса. Когда человек толькоформулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону; когда мысль полностьюсформулирована — на собеседника. Когда речь идет о сложных вещах, насобеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается — больше. Вообще жетот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера — он смотрит нанего только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. Слушающийже больше смотрит в сторону говорящего и «посылает » ему сигналыобратной связи.
Однако хотя лицо является главным источником психологическойинформации, тем не менее, во многих ситуациях оно гораздо менее информативно,чем нам кажется. Это связано с тем, что мимика лица хорошо контролируетсячеловеком, несмотря на расхожие представления о том, что лицо может выдаватьчеловека даже тогда, когда он этого не хочет («как на лице написано»).
При определенных обстоятельствах, когда человек хочет скрытьсвои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело — главным источникоминформации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом «утечкиинформации» о наших душевных состояниях.
Походка, также является одним из важнейших ключей кпониманию внутреннего состояния человека. Недаром походка так узнаваема — онастрого индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональноесостояние человека. Причем оказалось, что самая «тяжелая» походка — всостоянии гнева, самая большая длина шага — в состоянии гордости. Когда человекиспытывает страдание, он почти не размахивает руками, они «висят», аесли он счастлив, то он «летит», у него более частые и легкие шаги.
Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться вобщении, необходимы не только и не столько знания и опыт, сколько нечто другое- особое отношение к партнеру, особая направленность на него. Какими быопытными и умудренными жизнью и знаниями мы бы ни были, для того чтобы понятьчеловека, нужно этого хотеть: хотеть понять, о чем он думает, отчегопереживает, его точку зрения и образ мыслей.
Каждый может вспомнить ситуации, когда восприятие ипонимание в общении были ясными, легкими, наполненными. Это отношения слюбимыми, с близкими друзьями — все здесь происходит само собой, без труда ираздумий. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его,не сделать что-то не так.
Механизмом этого типа восприятия и понимания другогоявляется эмпатия. Эмпатия основана на умении поставить себя на место другого,взглянуть на всё его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учестьих в своем поведении.2.1 Наши поступки в общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Мы рассмотрели вопросы нашего видения и понимания людей. Понимаемих действия, и не только потому, что человек лучше виден через свои поступки, нои потому, что адекватное понимание действий человека может, в конечном счете,привести к успеху взаимодействия с ним.
К примеру, вы приходите на работу, а ваш руководительвстречает вас комплиментами. С чего бы это? Вы действительно так хорошовыглядите сегодня или ему что-то от вас нужно? А может быть, у него простохорошее настроение?
Вы рассказываете о своих проблемах другу, а он вдругпосередине разговора извиняется и просит отложить разговор на завтра. Почему? Унего какое-то срочное дело именно сейчас или вы ему просто надоели со своимипроблемами?
Для каждого из нас от понимания истоков действий и их причинво многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути имеханизмы такого понимания не могли не заинтересовать психологов, поэтомувозникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальнойатрибуции поведения.
Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Одиниз ожидающих считает, что это связано с плохой работой транспорта, другойпредполагает, что опоздание — результат легкомыслия того, кто опаздывает,третий начинает сомневаться, не сообщил ли он опаздывающему другое, неверноеместо встречи, а четвертый считает, что их специально заставляют ждать. Такимобразом, у каждого свои представления о причине опоздания. Первый видит ее вобстоятельствах, второй — в особенности личности опаздывающего, третий видитпричину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причиныопоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, чтоприятели по-разному проводят атрибуцию.
Когда происходит каузальная атрибуция? Необходимость в нейпоявляется в тех случаях, когда возникают неожиданные преграды и трудности напути совместной деятельности. При возникновении трудностей и конфликтов, атакже столкновении интересов или взглядов люди прибегают к каузальной атрибуциисвоего или чужого поведения и пытаются таким образом оказать влияние надальнейшие события. Причем чем большие затруднения встречаются нам привзаимодействии, тем более серьезно мы подходим к поиску причин этих затруднений.
3. Самоподача в общении
Обаяние — это тогда, когда тебе говорят «да», когдаты ничего не просил.
/>А. Камю
Вобщении участвуют как минимум два человека, икаждый из них может активно влиять на восприятие партнера. Именно этаспособность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера иназывается самоподачей (у некоторых авторов — самопредьявление, самопрезентация).По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.
Например, когда мы смотрим на дерево, наше внимание, в общеми целом зависит от нас самих: если у нас плохое настроение, то мы обращаемвнимание на уродливые наросты на стволе, а если хорошее — то на зеленую листву.Дерево не в состоянии само управлять нашим вниманием — оно не может «прикрыть»некрасивое место ветвями, не может успокаивающе пошелестеть листьями. Привосприятии конкретного человека все обстоит иначе. Каждый может управлятьвниманием партнера — надеть яркую одежду, что-то подчеркнуть в своем поведении,а что-то затенить и, таким образом, создать своеобразную иерархию признаковсвоего образа. Управление вниманием может производиться невольно и неосознанно,с тем же успехом, что и осознанно, хотя, конечно, целенаправленная самоподачаиногда может быть совершенно неотразимой.
Наверно, каждый человек хоть раз интересовался тем, какоевпечатление он производит на других, то есть его волновало, какой результатдает его самоподача. Управление восприятием партнера происходит с помощьюпривлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своегоповедения или представления о ситуации, которые «запускают» соответствующиемеханизмы социального восприятия.
К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподачапревосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причинповедения.
/>
3.1 Самоподача превосходства
Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социальноговосприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знакипревосходства — одежду, манеру речи и поведения. Но поскольку самоподача — этоуправление вниманием партнера, очень важно к тому же, чтобы эти факторы приподобном механизме социального восприятия были действительно заметны,акцентированы, подчеркнуты и выделены.
Например, модная молодежная одежда одного человека будетвоздействовать на окружающих только в том случае, если она будетрассматриваться на фоне немодной одежды остальных. Когда все одеты одинаково,этот фактор не сработает.
Если же нам необходимо скрыть превосходство, то мы должныпозаботиться об обратном. Когда молоденькая девушка надевает строгийтемно-серый костюм, каждый понимает, что она идет не на танцы. Вероятно, длянее чрезвычайно важно подчеркнуть свой статус — ей нужно завуалироватьмолодость, акцентировать некоторую официальность.
/>Самоподачапревосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которыхподразумевает профессиональное общение, — руководителей, юристов и многихдругих. Они, как правило, знают об этом, но не всегда понимают, какие имеютсяконкретные пути для достижения успеха. Именно поэтому во многих странах мирасуществуют консультативные фирмы, которые помогают «поставить» нужнуюсамоподачу. Работа консультанта основана на тонком знании того, как вконкретных условиях определенной социальной группы воспринимаются представителидругих групп и как они должны выглядеть, чтобы их деятельность была эффективной.
Если показать превосходство при помощи одежды достаточнопросто, то акцентировать превосходство в манере поведения значительно сложнее. Признакомпревосходства здесь является независимость, за которой скрываются те или иныенарушения норм общения.
Например, вызывающее поведение молодежи — это способподчеркнуть такой манерой поведения свое превосходство. Кто не слышал вобщественном транспорте преувеличенно громкий смех, подчеркнутое употреблениелибо непонятных, либо нецензурных слов? Это своеобразный способ самоподачи — толькочерез независимость в поведении (в данном случае — в речи). Разумеется, такоеповедение — признак низкой культуры в общении.3.2 Самоподача привлекательности
Привлекательность также является предметом управления. Причемесли самоподача превосходства не всегда важна для человека, то самоподачапривлекательности важна для каждого.
Правило самоподачи привлекательности очень простое: неодежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затраченанами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.3.3 Самоподача отношения
Самоподача превосходства и самоподача привлекательности позначению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно,всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему — чащехорошее, но иногда и плохое.
Мы прекрасно осознаем, что хмурый вид, взгляд в сторону илимимо собеседника не располагают окружающих к подобному партнеру, в то время какулыбка, кивок согласия или открытый взгляд помогают наладить контакт. Но,конечно, и здесь наши знания и представления скорее интуитивны, чем точны. Обычнопрямой взгляд интерпретируется как выражение хороших чувств. Но имеется односущественное исключение. Если кто-то смотрит на нас прямо, пристально,непрерывно и упорно, то такой вызывающий взгляд часто интерпретируется скореекак знак враждебности, нежели дружелюбия.
Способы самоподачи отношения к нам можно разделить навербальные и невербальные. Вербальные способы мы хорошо знаем по приемам,используемым подхалимами. Если проанализировать подобные приемы, то мы увидим,что главное в них — это умение как можно скорее выразить согласие ссобеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Частотакие же приемы мы используем в ситуациях обыденного общения. /> Знакомимся с новымчеловеком наиболее приемлемая тактика найти общую тему для разговора. Причемважно найти именно такую тему, точки зрения по которой заведомо совпадают. Можетбыть, именно поэтому для начала общения так характерен разговор о погоде.
/>Арсеналневербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивкомголовы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела поотношению к собеседнику.
/>Если мыповернулись к собеседнику лицом, то это демонстрирует одно отношение, спиной — другое.Очень хорошо это прослеживается у детей: если ребенок любит взрослого, то онстарается быть как можно ближе к нему, а если не любит, то убегает или прячется.Если у взрослых не принято поворачиваться спиной к собеседнику, то дети этоделают постоянно: когда они обижены — отворачиваются, стоят боком, смотрятисподлобья. Все это — знаки определенного отношения.
Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства непротиворечили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.
Самоподача актуального состояния и причин поведения. Огромноеколичество таких часто употребляемых оборотов, как «я не виноват, что…», «обстоятельства так сложились, что… », «я был вынужден...»и так далее, являются достаточно простыми и всем доступными, наивными, еслиможно так выразиться, средствами самоподачи, в которой внимание партнерапривлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболееприемлемой.
Самоподача влияет на общение всегда, совершенно независимоот того, насколько полно люди ее себе представляют и как они к ней относятся.
Если два приятеля собираются на важный разговор круководителю и один из них считает необходимым надеть лучший костюм, белуюрубашку и галстук, чтобы выглядеть «соответственно», а другойпрезирает такое подлаживание под ситуацию и поэтому идет в джинсах и старомсвитере, то, несмотря на разное отношение к ней, самоподачу производят оба: первый«подает » официальность, уважение, статус, респектабельность, другой«предъявляет» независимость, наивность, самостоятельность.
Таким образом, самоподача объективно присутствует в любомобщении, хочет того человек или нет. Это значит, что она в любой ситуации можетпослужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача играетважную роль в дружеских и деловых отношениях. Именно поэтому, если ее влияниенедоучитывается, то это является непростительной ошибкой.
Заключение
В ходе выполнения контрольной работы по теме «Перцептивныезакономерности делового общения» цель была достигнута. Рассмотренныеданные взаимосвязанные стороны общения играют огромную роль. Искусство общения,знание психологических особенностей и применение психологических методов крайненеобходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты. Умениестроить отношения с людьми, находить подход к ним, расположить их к себе нужнокаждому. Это умение составляет основу жизненного и профессионального успеха. Общениес людьми — это наука и искусство. Здесь важны и природные способности, иобразование. В зарубежных учебных заведениях проблеме общения уделяетсяогромное внимание. В обучающие программы обязательно включаются этика ипсихология делового общения.
Список литературы
1. Абрамова Г.С. Введение впрактическую психологию. — Брест, 1993.
2. Бодалев А.А. Личность и общение. — М., 1983.
3. Бороздина Г.В. Психологияделового общения: Учебник. — 2 — е изд. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 295с.
4. Брудный А.А. Понимание и общение.- М., 1989.
5. Выготский Я.С. Исторический смыслпсихологического кризиса. — Соч. — Т.1. — М., 1982.
6. Головаха Е.И., Панина Н.В. Психологиячеловеческого взаимопонимания. — Киров, 1989.
7. Дебольский М. Психология деловогообщения. — М., 1992.
8. Жолобов Ю.В. Путь к диалогу. Психологияделового общения. — Саратов, 1989.
9. Карандашев В.И. Основы психологииобщения. — Челябинск, 1990.
10. Козлова В.Г. Костюм как знаковаясистема. — М., 1980.
11. Кузин Ф.А. Культура деловогообщения. — М., 1997.
12. Лунева О.В., Хорошилова Е.А. Психологияделового общения. — М., 1987.
13. Методы практической психологииобщения. — Л., 1990.
14. Мишаткина Т.В., Бороздина Г.В. Культураделового общения: Учеб. пособие. — Мн., 1997.
15. Рубинштейн С.Л. Принципы и путиразвития психологии. — М. 1959. — С.180.
16. Смелкова З.С. Деловой человек: культураречевого общения: Пособие и словарь — справочник. — М., 1997.
17. Толстой Л.Н. Собр. Соч. — Т.12. — С.148.
18. Юсупов И.М. Психологиявзаимопонимания. — Казань, 1991.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.