Реферат по предмету "Психология"


Перцептивная функция общения. Формы трансакций

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Деловое общение»
Перцептивнаяфункция общения.
Формытрансакций

Содержание
 
Введение
Глава 1. Перцептивная функция общения
1.1 Классификация общения
1.2 Перцетивная сторона общения
Глава 2. Формы трансакций
2.1 Понятие трансакций
2.2 Формы трансакта
Заключение
Список литературы

Введение
 
Управлениебытовыми и трудовыми ситуациями, взаимодействие с другими людьми желательноосуществлять компетентно, грамотно.
Испокон веков людиобменивались между собой информацией, общались. Поэтому общение – сложныйпроцесс взаимодействия между людьми, а также в восприятии и пониманиипартнерами друг друга.
Умение продуктивно ибесконфликтно общаться – не только важное профессиональное качество любогоработника, но и необходимый элемент культуры человека. Общечеловеческие нормыповедения тесно связаны с признанием ценности, неповторимости, единственностикаждой личности. Важная форма проявления уважения к человеку – этодоброжелательное отношение к нему как к собеседнику: на работе, дома, втранспорте, в очереди.
Предметом науки “деловоеобщение” является изучение социально-психологических, ценностных иорганизационно-технических проблем общения людей в профессиональной ипредпринимательской деятельности.
Основополагающий принциппредложен две тысячи лет назад, и с тех пор человечество не придумало ничеголучшего:
“Итак, во всем, какхотите, чтобы с вами
поступалилюди, так поступайте и Вы с ними”.
(Евангелияот Матфея, 7,12)

Глава1. Перцептивная функция общения
 
2.1 Классификацияобщения
 
Деловое общение как наукасформировалось к середине XXвека. Её становление было подготовлено объективными социально-экономическимиусловиями и развитием философско-этического и психологического знания.
Любое взаимодействие людей начинаетсяс установления контакта между ними. Если собеседники встречаются впервые,решающее значение для дальнейшего общения имеет их первая эмоциональнаяреакция. Если они уже знакомы, для инициатора беседы важно уловит состояниепартнера, расположенность к разговору. В любом случае умения грамотно войти вконтакт создает основу успеха беседы и, кроме того, является ценнымположительным качеством человека в глазах окружающих. Передающий информацию человек,называется коммуникатором, а получающий ее – реципиентом.
Общение – это, во-первых,особая форма проявления активности субъекта; во-вторых – особый вид реальностимежличностных отношений; в-третьих – общение всегда предполагает определенныеформы совместной деятельности людей. Общение и деятельность тесновзаимосвязаны.
Структуру общения можнорассматривать в двух вариантах. Один из них выделяет три уровня рассмотренияобщения: макроуровень (общение рассматривается как значимая часть дляпсихического развития индивида системы его взаимосвязей с другими людьми),мезауровень (общение анализируется как динамическая система контактов,ситуаций, этапов общения) и микроуровень (общение рассматривается каксовокупность элементарных единиц общения, под которыми понимаетсявзаимодействие субъектов общения в каком-либо поведенческом акте).
Второй вариант опираетсяна выделение в общении трех взаимосвязанных сторон: коммуникативной,интерактивной и перцептивной.
Коммуникативная сторонаобщения с её информационно-коммуникативной функцией предполагает обменинформацией между коммуникаторами посредством двух знаковых систем, вербальнойи невербальной, и единой или сходной системой кодификации и декодификациисообщений.
Интерактивная сторонаобщения предполагает реализацию регуляционно–коммуникативной функции,нацеленной на поведенческую сферу и организацию совместной деятельностисубъектов общения.
Перцептивная сторонаобщения связана с перцептивно-коммуникативной функцией, которая реализуется вмежличностном восприятии друг друга субъектами общения.
В настоящее времяклассификация общения расширена до пяти составляющих, включив ещё два:
когнитивную составляющую,связанную с реализацией когнитивно-коммуникативной функции и характеризующуюпроцессы межличностного познания и понимания субъектов общения;
аффективную составляющую,которая выполняет аффективно-коммуникативную функцию и связана с регуляциейэмоциональных состояний субъектов общения.
2.2 Перцептивная сторона общения
 
Взаимодействие невозможно без взаимопонимания.Перцепция – процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участниковобщения. Перцептивная сторона общения –это процесс восприятия и понимания людьми друг друга. Перцептивная фазаделового общения связана с процессом межличностной перцепции – восприятиемделовыми партнерами друг друга. Будучи необходимой фазой делового общения, межличностнаяперцепция связана с созданием целостного образа делового партнера,фиксированием его внешних (соматических), психологических и профессиональныххарактеристик. На восприятие деловыми партнерами друг друга большое влияниеоказывают накопленный ими предшествующий познавательный опыт, синтезированныепрофессиональные знания, а также склонности, интересы, потребности, мотивы,эмоциональные состояния.
Воздействие этих факторов создаёт характерную длякаждого из деловых партнеров апперцию (от лат. ad — к и perceptio – воспринимаю), которая обуславливает их значительныерасхождения в создании целостных образов друг друга и в восприятии самойделовой ситуации.
Таким образом, перцетивная фаза делового общениянаиболее тесно связана с процессом межличностной апперции.
Процесс восприятия одним человеком другого выступает какобязательная составная часть общения. В процесс общения как минимум включеныдва человека, и каждый из них является активным субъектом. Человек вступает вобщение всегда как личность, постольку он и другим человеком по общению такжевоспринимается как личность. Человек осознает себя через другого человекапосредством определенных механизмов межличностной перцепции.
Были выделены четыре психологическихмеханизма: идентификация, эмпатия, рефлексия, аттракция. Все они участвуют вделовом общении.
К ним относятся: познание и понимание людьми друг друга (идентификация,эмпатия, аттракция);
познание самого себя впроцессе общения (рефлексия);
прогнозирование поведенияпартнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация – способ познания другого человека, прикотором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попытокпоставить себя на место партнера по общению.
Эмпатия – эмоциональноесопереживание другому.
Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивогопозитивного чувства к нему.
Рефлексия – механизмсамопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человекапредставлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция –механизм интерпретации поступков и чувств другого человека (выяснение причинповедения объекта).
При изучении процессакаузальной атрибуции выявлены различные закономерности. Например, причинууспеха люди приписывают себе, а неудачи — обстоятельствам. Общая закономерностьсостоит в том, что по мере роста значимости люди склонны искать причинуслучившегося в осознанных действиях личности.
Успешное общениепредполагает обратную связь – получение субъектом информации о результатахвзаимодействия.
Перцептивная функцияобщения в совместной деятельности направлена на решение следующих задач:
— формирования содержаниямежличностного восприятия;
— содействия установлениювзаимопонимания;
— обеспечения влиянияучастников совместной деятельности друг на друга.
Важным аспектомперцептивной функции является обеспечение влияния людей друг на друга, врезультате чего меняются поведение, установки, намерения и оценки. Влияниебывает направленным (с помощью механизмов внушения и убеждения) иненаправленным (механизмы заражения и подражания), существуют также прямое(требования предъявляются открыто) и косвенное (направленное на окружающуюсреду, а не на объект) влияния.
На основаниивышеизложенного можно сделать вывод о том, что общение представляется тремясторонами.
Перцептивная сторона(восприятие, познание и взаимопонимание) включает:
познание себя в процессеобщения;
познание и пониманиесобеседника;
прогнозирование поведенияпартнера по общению.
Таким образом, общение –это многомерный социально-психологический феномен, который включает в себя иопределенные психологические механизмы познания и понимания субъектов общения.
В целом спецификуперцептивной фазы делового общения можно свести к трем моментам: онаформируется на основе процесса межличностной апперции и корреляциипсихологических пространств деловых партнеров; её сопровождает возникновениявозникновение перцептивных барьеров; она способствует формированию у деловых партнеровцелостных образов друг друга и выделению в этих образах социально значимыхпсихологических характеристик. Динамика формирования перцептивного образа вделовом общении связана с особым типом восприятия – преднамеренным восприятием.В отличие от непреднамеренного, формирующегося спонтанно и крайне редко вделовом общении, преднамеренное восприятие характеризуется целенаправленностью,систематичностью и планомерностью. И потому это одновременно и возникновениенового уровня развития социально-психологических процессов делового общения,который связан со сменой перцептивной фазы делового общения когнитивной.

Глава 2. Формы трансакций
 
2.1 Понятие трансакций
 
Общение – качествоуниверсальное и составляет основу межличностных отношений. Кроме того,общительность, без сомнения, украшает любого и каждого, но для целого рядапрофессий умение контактировать с людьми больше, чем украшение личности, — прямая необходимость.
Трасакция – единицавзаимодействия партнеров по общению, сопровождающая заданием позиций каждого.
Трансакция — единицаобщения, т. е. взаимодействие двух или более людей. Единичным актомчеловеческих взаимоотношений является обмен ходами. Трансакция начинается странсакционного стимула, или побуждающего хода, — того или иного знака,свидетельствующего о том, что присутствие (или действие) одного человекавоспринято другим. Трансакция (трансакт) — обмен действиями. Ответ называетсятрансакционной реакцией или ответным ходом.
Обмен ходами оченьнапоминает торговую операцию, так как он осуществляется по принципу «ты — мне,я — тебе». Именно поэтому его часто называют сделкой (англ. transaction).
При трансакционнойреакции человек, к которому обращен стимул, отвечает каким-то действием,например, улыбкой, нахмуренным лицом, отведенными в сторону глазами и т.д.
Люди, как правило, чуткоулавливают трансакционные стимулы. Например: в трамвае господин А.предупредительно отодвигается, чтобы уступить место господину В. Понятно, чтоего присутствие замечено.
Трансакции могут быть какположительными, доброжелательными, так и отрицательными, недоброжелательными идаже агрессивными.
В анализе трансакцийопределились четыре возможные жизненные позиции, которые определяют отношение ксебе и к другим:
¾       я плохой, тыхороший;
¾       я плохой, тыплохой;
¾       я хороший, тыплохой;
¾       я хороший, тыхороший.
Трансакционный(трансакция – единица общения) анализ – его цель – выяснение, какое именно состояниеЯ ответственно за трансакционный стимул (показ осведомленности о присутствиидругого) и какое состояние человека осуществило трансакционную реакцию (ответна трансакционный стимул). При нормальных человеческих отношениях стимул влечетза собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию.
С помощью анализатрансакций можем получить навык определения, какого рода трансакция имеетместо, какое, состояние Я ответственно за трансакционный стимул и какоесостояние Я партнера откликнулось действием.
2.2 Формы трансакта
 
Формы трансакта:дополнительные (параллельные), перекрестные (пересекающиеся) и скрытые.
Самыми зрелыми издоровыми являются дополнительные трансакции, когда стимул, посланныйчеловеком, встречает адекватную, естественную в данной ситуации реакцию
Например, два человека(руководитель и подчиненный) взаимодействуют как Родитель—Родитель.
Пример 1. Диалог междуруководителем подразделения и подчиненным: «Это безобразие! На наш отдел опятьсвалилась дополнительная работа». Подчиненный: «Действительно безобразие. Иведь это не в первый раз!»
Пример 2. Руководитель:«Генеральное руководство поручило нашему подразделению разработку новогопродукта, поэтому с сегодняшнего дня вы будете работать без выходных».Подчиненный: «Ну, надо, так надо, только вы также будете работать с нами безвыходных». Это может быть взаимодействие Ребенок—Родитель, когда подчиненныйнуждается в сочувствии и понимании со стороны начальника и получает их, инаоборот
Пример 1. Подчиненный: «Уменя сегодня очень болит голова». Руководитель: «Идите домой, полежите, а вашуработу мы выполним сами».
Пример 2. Руководитель:«Не знаю, что и делать. Высшее руководство поручило слишком большой объемработ, а в нашем отделе недостаточно людей, чтобы это выполнить. Может,привлечь, людей из других подразделений?» Подчиненный: «Не беспокойтесь, мы всевыполним сами».
Также два человека могутвзаимодействовать как Взрослый-Взрослый. Такие взаимодействия благоприятны врабочей обстановке.
Руководительподчиненному: «Я прошу вас выполнить это поручение к завтрашнему дню, чтобы ямог подготовить отчет в министерство». Подчиненный: «Хорошо, я возьму материалдомой и вечером поработаю».
Основная особенностьдополнительных трансакций заключается в том, что векторы взаимодействияпараллельны, а, следовательно, никогда не пересекаются. Данное правило независит ни от природы трансакций, ни от их содержания. Пока трансакции будутсохранять дополнительный (параллельный) характер, правило будет выполнятьсянезависимо от того, заняты ли ее участники на производстве обсуждением домашнихдел (Родитель—Родитель), решают ли реальную производственную проблему(Взрослый—Взрослый) или просто играют вместе (Ребенок—Ребенок).
При нормальныхчеловеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественнуюреакцию.
Первым правиломкоммуникации Э. Берн считает что, пока трансакции дополнительны, процесскоммуникации будет протекать гладко. Результатом этого правила является то, чтопока трансакции дополнительны, процесс коммуникации может продолжатьсянеопределенно долго.
Обратное правило: процесскоммуникации прерывается, если происходит то, что, мы называем пересекающейсятрансакцией.
Пересекающиеся трансакциивозникают, когда на определенный стимул следует неадекватная реакция.
Пример 1. Подчиненныйруководителю: «Давайте начнем разработку нового направления деятельности».Руководитель: «Мне еще дополнительных хлопот не хватало! А кто будет выполнять?Не лезьте не в свои дела!» В этом случае подчиненный выполняет ход Взрослого,предлагающего серьезное дело, а руководитель выступает в ответ в роли Родителя.
Пример 2. Руководительподчиненному: «Вы не брали красную папку с отчетом с моего стола?» (ходВзрослого, интересующегося информацией). Подчиненный мог бы ограничитьсякратким ответом: «Нет, не видел» или более полным: «Нет, не видел. Давайте япомогу Вам ее найти», Но у подчиненного не все хорошо дома, и он грубоотвечает: «Вы вечно ее теряете. Возьмите там, где оставили» или «Почему Вывсегда все откладываете на последний момент, а потом придираетесь к нам?» Ответпоследовал от Родителя. Такой ответ может способствовать развитию конфликтнойситуации.
Простейшими являютсядополнительные и пересекающиеся трансакции. Кроме них существуют двухуровневыетрансакции — угловые и двойные, при которых один уровень видимый — то, чтопроизносится (Э. Берн называет его социальным), а второй — скрытый, илипсихологический, — то, что имеется в виду (подтекст). При угловой трансакциистимул направлен, к примеру, от Взрослого к Взрослому, а ответная реакция — отРебенка к Взрослому или от Ребенка к Ребенку. Скрытые трансакции требуютодновременного участия более чем двух состояний Я.
Пример 3. Вернемся кпервому примеру. В ответ на реплику руководителя подчиненный мог бы сказать: «Апочему Вы кричите на меня? Кто Вам дал такое право?» Такой поворот событийвлечет за собой конфликт, ссору.
В жизни аналогичныепересекающиеся трансакции возникают очень часто. Такие трансакции являютсяпостоянным источником семейных, служебных и бытовых конфликтов.
Она: «У меня как раз парасвободных часов. Я так люблю интересные книги».
На социальном уровнепроисходит разговор между взрослыми о книгах, в то время как на психологическомуровне — это разговор Ребенка с Взрослым, и его содержание — сексуальныевзаимоотношения. Э. Берн анализирует подобные игры: «На поверхности инициативапринадлежит Взрослому, но исход большинства подобных игр предопределяетРебенок, так что участников игры может ждать сюрприз».
Типичные скрытыетрансакции часто возникают в жизни алкоголиков. Придя на работу утром спохмелья, такой сообщает окружающим: “Ох, и врезал я вчера. Головараскалывается”. Начальник: “У каждого бывает”. Перед нами видимая трансакцияВзрослый—Взрослый. На самом деле, трансакция гораздо глубже. Детское состояниеалкоголика ищет снисхождения у родительского состояния начальника. Как правило,он и получает в ответ доброжелательный смешок и снисходительную реплику. Кто-томожет, рассмеявшись, сказать: «Да, ты человек пропащий», Этот смех над чужимнесчастьем, так часто встречающийся в жизни, иногда называют «трансакциейвиселицы».

Заключение
Общение имеетогромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии истановлении разумного, культурного поведения.
Современнаяделовая практика все более тяготеет не к спонтанным, случайно избранным моделямделового общения, а к продуманному применению таких техник и технологийобщения, которые рассчитаны на эффективный результат в размещении деловойпроблемы.
Разработкатаких технологий – одна из важнейших задач стремительно развивающейся сегоднянауки “деловое общение”. Становление этой науки, начавшееся во второй половине XX века, сейчаспереживает бурный период, так как российская деловая культура все большенуждается в утверждении цивилизованных форм делового общения. Общение составляетвнутренний механизм совместной деятельности людей, основу межличностныхотношений. Возрастание роли общения, важности его изучения связано с тем, что всовременном обществе гораздо чаще в прямом, непосредственном общении междулюдьми вырабатываются решения, которые прежде принимались, как правило,отдельными людьми.
Переход кцивилизованному рынку XXI века требует от современного человеканового стиля поведения, основанного на формуле
Преуспевание =Профессионализм + Порядочность.
Деловое общениевсегда носит межличностный характер. Поэтому эффективная психотехнологияделовой коммуникации включает в себя ориентацию на партнера, егопсихологическое диагностирование в целях “прочтения” психологическиххарактеристик партнера и составления его объективного психологическогопортрета.
Культурапоступков, речи, одежда, элегантность манер, умение вести себя в обществевысоко ценятся партнерами.

Список используемой литературы
 
1.        Деловоеобщение // Учебное пособие // Титова Л.Г – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
2.        Мозаикадля делового человека // Маркуша А.М. — М.: Педагогика-Пресс, 1992.
3.        Социальнаяпсихология // Учебник// Андреева Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2001.
4.        Технологияуспеха // Ксенчук Е.В., Киянова М.К. // М.: “Дело ЛТД”, 1993.
5.        Психологияи этика делового общения // Учебник // Под ред. проф. Лавриненко В.Н. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.