--PAGE_BREAK--
Критические значения при n= 25, при р 0,05 rs >0,42; при р 0,01 rs >0,51
Сотрудники охранно — конвойной службы
1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью.
Результат
rs = -0.103
Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости.
2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью.
rs = 0.003
Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.
3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством.
rs = 0,327
Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.
4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я.
rs = 0,309
Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.
5.Корреляционная связь между Ив и самоценностью.
rs = 0,176
Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.
6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием.
rs = 0,396
Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.
7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью.
rs = — 0,006
Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.
8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью.
rs = 0,394
Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.
9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением.
rs = -0,373
Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.
10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением.
rs = 0,112
Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.
11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией.
rs = — 0,012
Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.
12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью.
rs = — 0,06
Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.
13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью.
rs = 0.342
Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости.
14… Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью
rs = 0,009
Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.
15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством.
rs = 0,218
Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.
16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я.
rs = 0,139
Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.
17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью.
rs = 0,33
Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.
18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием.
rs = — 0, 833
Корреляция между Иа и самопринятием статистически значима.
Чем выше уровень агрессии, тем ниже уровень самопринятия.
19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью.
rs = — 0,206
Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.
20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью.
rs = 0,879
Корреляция между Иа и конфликтностью статистически значима.
Чем выше уровень агрессии, тем выше конфликтность.
21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением.
rs = — 0.001
Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.
22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением.
rs = — 0,055
Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.
23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией.
rs = — 0.718
Корреляция между Иа и аутосимпатией статистически значима.
Чем выше уровень агрессии, тем меньше уровень аутосимпатии.
12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью.
rs = 0 ,515
Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью статистически значима.
Чем выше уровень агрессии, тем больше выражена внутренняя неустроенность.
Таким образом, математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы.
Лица, не являющиеся сотрудниками охранно — конвойной службы
1. Корреляционная связь между индексом враждебности и открытостью.
Результат:
rs = 0,161
Корреляция между Ив и открытостью не достигает уровня статистической значимости.
2. Корреляционная связь между индексом враждебности и самоуверенностью.
rs = 0.079
Корреляция между Ив и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.
3. Корреляционная связь между Ив и саморуководством.
rs = 0. 209
Корреляция между Ив и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.
4. Корреляционная связь между Ив и Зеркальным Я.
rs = 0,09
Корреляция между Ив и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.
5.Корреляционная связь между Ив и самоценностью.
rs = 0,197
Корреляция между Ив и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.
6. Корреляционная связь между Ив и самопринятием.
rs = 0,396
Корреляция между Ив и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.
7. Корреляционная связь между Ив и самопривязанностью.
rs = 0,297
Корреляция между Ив и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.
8. Корреляционная связь между Ив и конфликтностью.
rs = — 0,167
Корреляция между Ив и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.
9. Корреляционная связь между Ив и самообвинением.
rs = — 0 ,398
Корреляция между Ив и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.
10. Корреляционная связь между Ив и самоуважением.
rs = 0,321
Корреляция между Ив и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.
11. Корреляционная связь между Ив и аутосимпатией.
rs = 0, 396
Корреляция между Ив и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.
12. Корреляционная связь между Ив и внутренней неустроенностью.
rs = — 0,137
Корреляция между Ив и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.
13. Корреляционная связь между Индексом агрессивности и открытостью.
rs = 0,214
Корреляция между Иа и открытостью не достигает уровня статистической значимости.
14. Корреляционная связь между Иа и самоуверенностью
rs = 0,117
Корреляция между Иа и самоуверенностью не достигает уровня статистической значимости.
15.Корреляционная связь между Иа и саморуководством.
rs = — 0, 185
Корреляция между Иа и саморуководством не достигает уровня статистической значимости.
16. Корреляционная связь между Иа и Зеркальным Я.
rs = 0,009
Корреляция между Иа и Зеркальным Я не достигает уровня статистической значимости.
17.Корреляционная связь между Иа и самоценностью.
rs = 0,111
Корреляция между Иа и самоценностью не достигает уровня статистической значимости.
18. Корреляционная связь между Иа и самопринятием.
rs = 0,198
Корреляция между Иа и самопринятием не достигает уровня статистической значимости.
19.Корреляционная связь между Иа и самопривязанностью.
rs = 0,283
Корреляция между Иа и самопривязанностью не достигает уровня статистической значимости.
20. Корреляционная связь между Иа и конфликтностью.
rs = — 0,105
Корреляция между Иа и конфликтностью не достигает уровня статистической значимости.
21.Корреляционная связь между Иа и самообвинением.
rs = 0,398
Корреляция между Иа и самообвинением не достигает уровня статистической значимости.
22.Корреляционная связь между Иа и самоуважением.
rs = 0, 156
Корреляция между Иа и самоуважением не достигает уровня статистической значимости.
23.Корреляционная связь между Иа и аутосимпатией.
rs = 0,363
Корреляция между Иа и аутосимпатией
Корреляция между Иа и аутосимпатией не достигает уровня статистической значимости.
12. Корреляционная связь между Иа и внутренней неустроенностью.
rs = 0, 359
Корреляция между Иа и внутренней неустроенностью не достигает уровня статистической значимости.
Таким образом, математическая обработка результатов исследования не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.
Выводы
1. У сотрудников охранно — конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность; средние показатели по шкалам" Открытость, Самоуверенность, «Саморуководство», "ЗеркальноеЯ", «Самообвинение»; высокие показатели по шкале "Конфликтность".
В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.
У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам «Открытость»,"Самоуверенность",«Саморуководство»,"Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале «Самоценность», "Самопривязанность", Самопринятие, «Самообвинение».
В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.
2. У сотрудников охранно — конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности.
У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.
3. Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.
Результаты исследования подтверждают гипотезуо наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.
Глава 4. Рекомендации
4.1 Рекомендации по развитию самосознания у сотрудников охранно — конвойной службы
Переход самосознания на более высокий уровень как условие профессионального развития.
Для развития самосознания у сотрудников охранно — конвойной службы рекомендуем тренинг, предложенный И. В. Вачковым [53; 126].
Тренинг развития профессионального самосознания включает помимо специальных психотерапевтических и психокоррекционных техник деловые и игры, дискуссионные методы группового принятия решений и т. д.
Поскольку большинство существующих видов тренингов направлено на снятие ограничений и преодоление трудностей, мешающих оптимальному развитию тех или иных сторон личности и ее эффективной жизнедеятельности, раскрытие внутренних потенциалов человека и расширение его самосознания, то именно тренинг позволяет реализовать все необходимые психологические условия развития профессионального и личностного самосознания участников.
Тренинговая программа ставит целью развитие профессионального самосознания (50 часов). В качестве базовых тренинговых методик используются техники и приемы, применяемые в различных психологических и психотерапевтических школах –в гештальттерапии, психодраме, нейролингвистическом программировании, трансакционном анализе и групп-анализе, телесно-ориентированной терапии и арт-терапии.
Основной задачей тренинга является развитие всех подструктур профессионального самосознания –когнитивной (уточнение, конкретизация и расширение системы знаний о себе, своего Я-образа как личности и профессионала), аффективной (выработка позитивного самоотношения, адекватное оценивание своих возможностей и потенциалов) и поведенческой (закрепление собственной Я-концепции в конкретных ситуациях взаимодействия и общения, отработка навыков эффективной саморегуляции).
Сами занятия лучше всего проводить в специально подготовленных помещениях, но ни в коем случае не на месте работы участников группы. Желательно в дни проведения тренинга снизить уровень контактов с внешним миром до минимума (даже избегать телефонных звонков на работу или домой) –это позволяет добиться более глубокого погружения в необычную «тренинговую реальность».
Помещение для занятий должно быть в достаточной степени звукоизолированным и располагаться в месте, обеспечивающем отсутствие случайного постороннего вмешательства и помех работе. Помимо удобных и легких кресел для участников, стоящих в кругу, в помещении для тренингов необходимо иметь планшет с большими листами бумаги, на которых ведущий может что-то записывать или зарисовывать фломастерами, видеомагнитофон и телевизор.
Перерывы в работе делаются в среднем через полтора часа на 10 минут. Возможен двухчасовой обеденный перерыв.
Тренинговая программа состояла из трех взаимосвязанных тематических блоков.
Первый блок посвящен осознанию участниками некоторых своих личностных особенностей и оптимизации отношения к себе, к своей личности. Он содержит упражнения, ориентированные на то, чтобы сфокусировать внимание участников тренинга на собственной личности, на своих переживаниях, мыслях, привычных способах поведения, на своих представлениях о самом себе. На этом этапе ведущий ставит перед собой задачу создать в тренинге такие условия и такие ситуации, которые могли бы обеспечить каждому человеку возможность наиболее ярко, отчетливо увидеть себя ив зеркале собственных представлений и самооценок, и в зеркале мнений других людей –участников группы, оценить свои личные качества, прислушаться к своим переживаниям. Этому в огромной степени способствует необходимость постоянной вербализованной рефлексии своих мыслей и переживаний, которая тут же обогащается процессами обратной связи от других участников группы. Уже в этот период начинают разрушаться привычные стереотипы неадекватного самовосприятия, ставятся под сомнение укоренившиеся системы оценок и самооценок, открываются неожиданные стороны человеческого Я. «Возбуждение и подъем (или скованность и подавленность), характерные для человека в учебной ролевой игре, связаны прежде всего с претворением своего Я в иную социальную форму, нарушением привычной самотождественности (личной определенности), необходимостью проявить активное воображение в конструировании нового варианта своей личности, подкрепив его открытыми для наблюдения действиями» [53; 129].
Второй блок направлен на осознание участниками себя в системе профессионального и личностного общения и оптимизацию межличностных, отношений с коллегами, начальством и членами семьи. Особое внимание уделяется развитию психологических возможностей личности, ее социально-перцептивных и коммуникативных способностей, осознанию привычных способов общения, анализу ошибок в межличностном взаимодействии. Большое значение в этом блоке придается системе приемов невербальной коммуникации, тренингу сензитивности, отработке навыков оптимального общения. Участники группы знакомятся с приемами налаживания взаимодействия и общения с коллегами на работе, со старшими по званию, с правонарушителями. Этим целям служит использование большого количества невербальных техник, а также ролевых и организационно-деятельностных игр. Участники группы знакомятся со способами психологической «пристройки» к партнеру по общению и методиками эффективного использования метамодели в языках общения, применяемыми в нейролингвистическом программировании. Очень способствуют развитию аффективной подструктуры самосознания техники телесной и арт-терапии.
Третий блок ориентирован на осознание участниками себя в системе профессиональной деятельности и оптимизацию отношений к этой системе. На этом этапе основной упор делается на закрепление новых поведенческих паттернов, отработку умений самоанализа профессиональной деятельности, а также способы высвобождения своего творческого потенциала. Участникам тренинга даются задания, например, «снять» фильм или поставить «немой» спектакль и т. п. Выполнение подобного рода заданий является не только действенным средством сплочения группы и реализации творческих возможностей каждого участника, но и своего рода диагностическим приемом, позволяющим судить о происшедших изменениях в поведении участников.
Во всех блоках участники тренинга знакомятся с короткими и эффективными способами снятия внутреннего напряжения, приемами саморегуляции (релаксационные и медитативные техники, аутотренинг и т. п.).
4.2 Рекомендации по понижению уровня агрессии у сотрудников охранно — конвойной службы
Для коррекции агрессивного поведения у сотрудников охранно — конвойной службы предлагается использовать модель изменений агрессивного поведения и “Тренинг модификации поведения”, предложенную И. А. Фурмановой.
Цель тренинга заключается в поиске альтернативных (социально приемлемых) способов удовлетворения собственных потребностей сотрудников и взаимодействия с окружающими.
В ходе тренинга решаются следующие задачи:
–осознание собственных потребностей;
–отреагирование негативных эмоций и обучение приемам регулирования своего эмоционального состояния;
–формирование адекватной самооценки;
–обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля и сдерживания негативных импульсов;
–формирование позитивных моральной позиции, жизненных перспектив и планирования будущего.
Предметом коррекции является не столько собственно агрессивное поведение сотрудников, сколько мотивационный, эмоциональный, волевой и нравственный компоненты его регуляции. Поэтому техники, используемые в тренинге, в основном направлены на: обучение использованию прямого отказа от нежелательного поведения вместо привычных способов агрессивного реагирования; обучение оценке социальных ситуаций; подкрепление торможения и угашение агрессивных стереотипов поведения; неподкрепление отклоняющегося поведения и формирование более адаптивных поведенческих паттернов; усиление и расширение продуктивных поведенческих реакций; минимизацию тревожности.
В программе тренинга применяется модель пошагового изменения агрессивного поведения:
1 шаг –«Сознавание»: расширение информации о собственной личности и проблеме агрессивного поведения;
2 шаг –«Переоценка собственной личности»: оценка того, что сотрудник чувствует и думает о себе и собственном поведении; продолжение
--PAGE_BREAK--
3 шаг –«Переоценка окружения»: оценка того, как агрессивное поведение сотрудника влияет на окружение;
4 шаг –«Внутригрупповая поддержка»: открытость, доверие и сочувствие группы при обсуждении проблемы агрессивного поведения и его последствий;
5 шаг –«Катарсис»: ощущение и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения;
6 шаг –«Укрепление Я»: поиск, выбор и принятие решения действовать, формирование уверенности в способности изменить поведение;
7 шаг –«Поиск альтернативы»: обсуждение возможных замен агрессивному поведению;
8 шаг –«Контроль за стимулами»: избегание стимулов, провоцирующих агрессивное поведение, или противостояние им;
9 шаг –«Подкрепление»: самопоощрение или поощрение со стороны окружающих за измененное поведение;
10 шаг –«Социализация»: расширение возможностей в социальной жизни в связи с отказом от агрессивного поведения.
Процедура знакомства. Руководитель и члены группы делятся информацией о себе: называют имя и возраст, рассказывают о семье, родителях, друзьях, своих интересах. Тогда же оговаривается способ обращения друг к другу.
Установление правил группы. В этой части работы определяются:
а) регламент встреч (время начала и конца занятий, продолжительность, частота, режим работы группы);
б) групповые нормы;
в) групповые ритуалы (способ приветствия и прощания, ограничения, санкции за опоздание и нарушение групповых норм и пр.).
Сбор проблематики. Для того, чтобы получить первоначальное представление об ограничениях, затруднениях и проблемах сотрудников, возможно обсуждение по трем основным направлениям:
а) что не нравится и что нравится в жизни;
б) что не нравится и что нравится дома;
в) что не нравится и что нравится на службе.
При этом очень важно соблюдать последовательность обсуждения –вначале негативный опыт, а затем позитивный. Обсуждение опыта дает возможность рассказать о собственных переживаниях с одной стороны, и отреагировать негативные эмоции, с другой.
Корректирующие психологические упражнения. Суть этих упражнений состоит в направленной стимуляции изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой сферах. Целевая направленность состоит в следующем:
· актуализация “Я–состояний”в прошлом, настоящем и будущем, активизация самосознания;
· актуализация “Я–мотиваций”, усиление динамических процессов мотивации, активизация процессов мотивации, активизация процессов волевой регуляции;
· проигрывание внутриличностных конфликтов, изучение самоотношения, обучение позитивной оценке и принятие собственных негативных качеств;
· ознакомление с эмоциями, вербальное и невербальное общение с чувствами, отреагирование негативного опыта;
· сознавание и выражение собственного отношения к проблеме агрессивного поведения, научение распознаванию направленности собственных агрессивных импульсов;
· выбор наиболее приемлемого способа разрядки гнева и агрессивности, отреагирование негативных эмоций;
· распознавание мотивов собственного агрессивного поведения, выражение негативных эмоций через вербализацию чувств;
· реконструкция позитивного опыта в прошлом через детские воспоминания и интеграция его с настоящим;
· “построение”будущего через планирование и фантазирование, интеграция его с настоящим.
Психотехнические упражнения. стимулирующие групповую динамику. Суть этих упражнений состоит в оптимизации внутригрупповых связей, структуры группы, взаимоотношений с руководителем. Целевая направленность состоит в следующем:
· включение участников тренинга в групповой процесс, “включение”интеграционных процессов, изучение структуры группы;
· формирование навыков оказания друг другу эмоциональной поддержки, стабилизация самооценки в эмоционально напряженных ситуациях личностноролевой дифференциации, оптимизация структуры группы;
· прояснение отношений между участниками группы и тренером;
· расширение информации о членах группы, формирование групповой сплоченности;
· расширение информации о руководителе, интеграция его в групповые процессы, оптимизация взаимоотношений в системе “тренер –группа”.
Внутригрупповая дискуссия. Представляет собой групповое обсуждение какой-либо проблемы, сопоставление мнений, оценок членов группы по поводу самой проблемы и возможных вариантов ее разрешения. Целевая направленность внутригрупповой дискуссии состоит в следующем:
· установление соотношения позитивного и негативного в поведении;
· определение нравственной позиции членов группы;
· формирование способностей к альтернативному взгляду и оценки проблемы;
· эмоциональный и ролевой обмен.
Межгрупповая дискуссия. Представляет собой обсуждение какой-либо проблемы между микрогруппами, высказывающими различные, порой полярные, точки зрения. Обычно для этого используются конфронтационные техники. Суть их сводиться к научению членов группы анализировать и ставить под сомнение свое поведение. Что осуществимо через осознание себя и рефлексию собственного и чужого, а также собственного опыта. Целевая направленность межгрупповой дискуссии состоит в следующем:
· стимуляция изучения самого себя, способствование поведенческим изменениям;
· формирование способности отстаивать собственную точку зрения (через выражение протеста и возражения собеседнику);
· прояснение внутренней позиции, формирование навыков высказывание собственного мнения и принятия обратных связей;
· стимуляция поведенческих изменений.
Проективное рисование. Использовалось с целью восстановления позитивного эмоционального состояния в тех случаях, когда группа сопротивлялась эмоциональному отреагированию, через вербализацию чувств.
Ролевое проигрывание жизненных ситуаций. Банк жизненных ситуаций, разрешение которых актуально для сотрудников, накапливается в процессе работы группы и обсуждения различных проблем. Использование техники “ролевого обмена”в работе группы чрезвычайно важно для участников тренинга, т.к. не только позволяет “проиграть”, расширить репертуар собственного опыта, но и познакомиться с различными моделями поведения, ассимилировать опыт других. Кроме того, участие в разыгрывании ситуаций предоставляет возможность членам группы моделировать, а, следовательно, и модифицировать собственное поведение.
Заключение
В дипломной работе мы исследовали особенности связи компонентов самоотношения с агрессивностью у сотрудников охранно-конвойной службы.
В результате мы пришли к следующим выводам:
В психологии существует три разных подхода к пониманию отношения человека к себе:
1) понимание самоотношения как аффективного компонента самосознания (самоотношение в структуре самосознания);
2) как черты личности (самоотношение в структуре личности);
3) как компонента саморегуляции (самоотношение в системе саморегуляции).
Самоотношение личности является сложноструктурированным психическим образованием. На наиболее общем уровне анализа в самоотношении можно выделить две подсистемы: оценочную и эмоционально-ценностную.
При более детальном анализе в структуре самоотношения можно выделить три фактора: самоуважение, аутосимпатию и самоуничижение, которые в свою очередь включают в себя целый ряд специфических по своему содержанию модальностей.
Самоотношение как смысловое образование имеет для субъекта непреложную значимость. Всякое его изменение сопряжено с внутриличностными конфликтами, сопровождается переживанием угрозы разрушения самоидентичности. Поэтому оно активно защищается, поддерживается субъектом.
Способом защиты личностью её самоотношения на уровне социальной активности может быть агрессивность. Отрицательное отношение к себе, низкое самоуважение может компенсироваться человеком благодаря совершению им асоциальных поступков, актов агрессии. Человек, защищающий отношение к себе с помощью агрессии, не способен включиться во взаимодействие на «равных». Объяснением этому служит отсутствие у него устойчивой личностной позиции, поглощенность «ущербностью» собственного «Я».
Следует различать агрессию и агрессивность. Агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту; а агрессивность обеспечивает готовность личности, на которую направлена агрессия, воспринимать и интерпретировать поведение другого соответствующим образом.
Существующие на сегодняшний день теории агрессии по-разному объясняют причины и механизмы агрессивного поведения человека. экспериментально наиболее подтверждены фрустрационная теория агрессии и теория социального научения.
Агрессивность личности может быть способом защиты её самоотношения на уровне ее социальной активности.
Специфика охранно-конвойной деятельности, в том числе необходимость вступать во взаимодействие с правонарушителями, а также факторы внутрисистемного взаимодействия (отношения с руководителем и сослуживцами, совместное выполнение служебных задач и т. д) нередко содержит в себе элементы отрицательного воздействия на личность, в частности, к развитию у сотрудников конвойной службы агрессивности как черты личности, которая, в свою очередь, оказывает влияние на процесс их профессиональной социализации.
Исследование связи компонентов самоотношения с уровнем агрессивности выявило у сотрудников охранно — конвойной службы в среднем низкие показатели по шкалам "Самопринятие", "Самоценность", Самопривязанность средние показатели по шкалам«Открытость», Самоуверенность, «Саморуководство», "ЗеркальноеЯ", Самообвинение; высокие показатели по шкале "Конфликтность".
В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.
У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, в среднем низкие показатели по шкале "Конфликтность"; средние показатели по шкалам «Открытость»,"Самоуверенность",«Саморуководство»,"Зеркальное Я"; высокие показатели по шкале «Самоценность», "Самопривязанность", Самопринятие, «Самообвинение».
В целом у сотрудников охранно — конвойной службы выявлен средний уровень самоуважения, аутосимпатии и внутренней неустроенности.
У сотрудников охранно — конвойной службы нормальный индекс враждебности и высокий индекс агрессивности.
У лиц, не являющихся сотрудников охранно — конвойной службы, нормальные индекс враждебности и индекс агрессивности.
Математическая обработка результатов исследования выявила наличие корреляционной связи между высоким уровнем агрессии и низкими самопринятием и аутосимпатией и высокими конфликтностью и внутренней неустроенностью у сотрудников охранно — конвойной службы и не подтвердила наличие корреляционной связи между индексами враждебности и агрессивности и компонентами соотношения у лиц, не являющихся сотрудниками охранно — конвойной службы.
Результаты исследования подтверждают гипотезуо наличии связи компонентов самоотношения с уровнем агрессии у сотрудников охранно-конвойной службы.
Список литературы
1. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. С.С. Бородина. — СПб.: Издательство Фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. — 148 с.
2. Алексеева А.Н. Влияние самооценки на способ разрешения конфликтной ситуации: Автореф. дис… канд. псих, наук. — Л., 1983. -15 с.
3. Анисимова О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. дис. канд. псих, наук. — М., 1984. -17 с.
4. Ахмедханов A.M. Влияние самооценки на характер межличностных отношений в студенческой группе: Автореф. дис… канд. псих, наук. -М. 1983. -15 с.
5. Белобрыкина О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших школьников // Вопросы психологии. –2001. –№4. С. 31-38.
6. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. –М.: Прогресс, 1986.-422 с.
7. Братусь Б.С, Павленко В.Н. Соотношение структуры самооценки и целевой регуляции деятельности в норме и при аномалии развития // Вопросы психологии. -1986. -№4. С. 146-154.
8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 330 с.
9. Вилицкас Г. К., Гиппенрейтер Ю. Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей //Вопросы психологии. –1989. -№1. С. 45-62.
10. Джемс У. Психология. -М: Педагогика, 1991. –368 с.
11. Емельянов Ю.Н. Стремление к самотождественности как социальная потребность индивида // Проблемы формирования социогенных потребностей. –Тбилиси: Мицниереба, 1981. С. 97-100.
12. Запорожец А.В. Особенности агрессивного поведения. — М.: Просвещение, 1991. — 317 с.
13. Захарова А. В. Генезис самооценки: Автореф. дис.… д-ра псих, наук. — М., 1989. — 44 с.
14. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. — Мн.: РБПК «Белинкоммаш», 1993. –99 с.
15. Карпова А.П. Диагностика регулятивной функции самосознания // Психологических журнал. –1995.- Т. 16. — №1. С. 107-114.
16. Кириллов Л.А. Особенности самосознания лиц с акцентуацией характера: Автореф. дис… канд. псих, наук. — М., 1992.- 22 с.
17. Колышко А.М. Психология самоотношения. — Гродно: ГрГУ, 2004. –102 с.
18. Комарова Т. К. Агрессия и агрессивность. — СПб: Питер, 2007. — 1148 с.
19. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. –367 с.
20. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. –М: Политиздат, 1984. –335 с.
21. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. 1981. — Т. 2. — №3.С. 25 — 38.
22. Коновальчук И. С. Развитие отношения к себе как субъекту учебной деятельности в младшем школьном возрасте. — Киев, 1992. — 125 с.
23. Лалаянц И. Энергия агрессии // Семья и школа. 1995. — №3. С. 74 — 87.
24.Левитов Н.Д. Психиатрический состав агрессии // Вопросы психологии. 1992. — №6. С.37 — 48.
25.Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии 1987. — №6. С. 53 -74.
26. Леонтьев А. Н. Деятельность Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. 304 с.
27. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. –М.: Смысл, 1999. — 487 с.
28. Липкина А.И. Самооценка школьника. -М.: Знания, 1986.-64 с.
29. Липкина А.И., Рыбак Л. А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. -М.: Просвещение, 1998. -142 с.
30. Лоренц К. Агрессия. — М.: Прогресс, 1994. — 276 с.
31. Лукин М.В. Динамика отношения к себе в процессе организаторской деятельности руководителя. — Л., 1986. — 120 с.
32. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды / Под ред. А. А.Бодалева –М.: «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. –356 с.
33. Налчаджян А. А. Я-концепция / /Психология самосознания: Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М», 2000. С. 270-332.
34. Пантилеев С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. –119 с.
35. Пантилеев С. Р. Методика исследования самоотношения. –М.: Смысл, 1993. — 32 с.
36. Психологическая диагностика / Под ред. К.М. Гуревича. — М.: Наука, 2001. 646 с.
37. Психологический словарь // Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. — М.: Инфра-М, 1996. — 312 с.
38. Раусте В. Образ «Я» как подструктура личности / Проблемы психологии личности. — М, 1982.С. 104-111.
39. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности.// Психологический журнал. — 1996. — №5. С.3-18.
40. Роберт Б. Дебора Р. Агрессия. — СПб.: Питер, 2001. — 352 с.
41. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. –М.: Прогресс, 1994.-480 с.
42. Романова И. А. Основные направления исследования самопознания в зарубежной психологии // Психологический журнал. –2001. –№1. С. 102-112.
43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. –СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
44. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. –Тбилиси: «Мецниереба», 1989. –206 с.
45. Соколова Е. Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. — М: МГУ, 1989. -215 с.
46. Соколова Е.Т. Особенности самосознания при невротическом развитии личности. — М, 1991. -107 с.
47. Столин В.В. Самосознание личности. -М: МГУ, 1983.-284 с.
48. Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности. — М., 1985.
49. Таборов Ю. П. Юридическая психология.- М.,2007. — 459 с.
50. Туманов П. Конвой выходит из тени // Карелия. — 2003. — 26 апр. С.6.
51. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. — М., 1999. — 367 с.
52. Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. –М.: Наука, 1977.-144 с.
53. Шапарь В. Б. Практическая психология. — СПб: Питер, 2009. — 427 с.
Приложения.
Приложение 1
Методика многостороннего изучения самоотношения (МИС) Р. С. Пантилеева
Сотрудники охранно — конвойной службы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
3
6
4
4
4
6
2
6
6
2
8
3
3
5
3
2
4
9
4
3
4
7
5
5
4
8
3
5
5
4
5
2
3
7
3
8
6
4
4
5
9
7
7
3
4
6
4
4
4
6
5
9
8
5
6
5
2
5
5
7
6
12
5
3
3
3
4
7
7
8
2
5
6
7
5
2
3
9
9
9
7
6
8
4
3
6
5
5
5
10
10
4
7
7
4
7
6
4
4
11
8
8
6
8
2
8
8
3
4
12
3
4
7
5
4
2
3
9
3
13
6
8
7
6
2
4
5
7
5
14
4
11
6
8
4
2
4
8
4
15
6
2
8
9
4
4
5
4
4
16
9
3
5
4
4
2
6
9
3
17
5
7
8
8
3
4
2
6
6
18
7
3
3
7
5
3
4
7
4
19
5
6
6
9
4
2
5
9
3
20
8
2
7
6
3
2
2
9
4
21
3
7
8
3
5
5
4
6
3
22
7
8
8
6
2
5
5
7
6
23
4
2
4
3
2
2
4
9
4
24
7
4
7
5
6
6
5
7
4
25
3
4
6
7
5
2
2
9
5
5,7
5,68
6
5,84
3, 72
4,24
4, 12
6,68
4,6
№
Самоуважение
Аутосимпатия.
Внутренняя неустроенность
1
17
11
12
2
20
10
13
3
22
13
10
4
17
18
8
5
26
12
10
6
26
13
14
7
22
10
18
8
23
10
10
9
25
13
8
10
24
19
7
11
30
18
12
12
19
9
18
13
27
11
12
14
28
10
12
15
25
14
8
16
21
12
12
17
28
9
12
18
20
11
11
19
29
7
12
20
23
14
13
21
21
14
9
22
29
12
13
23
13
8
13
24
23
17
11
25
20
9
14
сред.
23,12
12,16
11,68
продолжение
--PAGE_BREAK--
Лица, не являющиеся сотрудниками охранно — конвойной службы
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
3
3
6
5
7
8
6
2
7
2
3
2
7
4
8
9
9
5
5
3
3
4
4
3
6
7
8
4
7
4
4
6
7
7
9
9
7
8
6
5
7
6
7
4
6
11
9
4
8
6
4
8
4
5
5
12
6
3
5
7
4
5
8
6
7
9
8
6
9
8
5
7
3
7
6
9
9
3
7
9
3
4
6
4
5
8
8
5
6
10
5
7
8
5
8
9
8
3
4
11
4
7
4
7
8
8
7
3
8
12
6
5
4
3
9
8
9
3
9
13
8
5
6
7
10
9
8
2
8
14
4
6
7
6
12
11
9
4
6
15
3
3
3
7
8
9
7
5
8
16
6
7
8
6
5
10
9
4
9
17
4
3
5
8
9
8
5
6
6
18
5
4
7
8
6
9
8
4
9
19
4
6
4
6
8
6
9
5
7
20
6
7
8
5
9
9
6
4
8
21
4
6
4
7
8
9
9
6
6
22
3
5
6
5
9
8
6
3
8
23
5
6
6
7
9
9
9
3
7
24
3
3
4
5
10
8
7
5
5
25
5
6
8
7
11
9
9
4
9
сред.
4, 56
5,24
5,76
5,76
7,92
8,84
7,8
4,16
7,8
№
Самоуважение
Аутосимпатия.
Внутренняя неустроенность
1
17
21
9
2
20
26
10
3
14
21
11
4
22
25
14
5
26
26
12
6
20
23
8
7
22
24
15
8
22
24
10
9
25
21
11
10
25
25
7
11
22
23
11
12
18
26
12
13
26
27
10
14
23
32
10
15
16
24
13
16
27
24
13
17
20
22
12
18
24
23
13
19
20
23
12
20
26
24
12
21
21
26
12
22
19
23
11
23
24
27
10
24
15
25
10
25
26
29
13
сред.
21,6
24,56
11,24
продолжение
--PAGE_BREAK--
Приложение 2
Результаты исследования показателей и форм агрессии по методике Басса-Дарки
Сотрудники охранно — конвойной службы
№п/п
Фа
Ка
Р
Н
О
П
Ва
Чв
Ив
Иа
1
10
6
5
5
2
3
9
6
5
24
2
10
5
9
5
4
4
12
7
9
31
3
6
6
6
5
4
5
9
2
8
21
4
6
4
4
4
3
4
10
3
7
20
5
8
2
4
3
4
5
10
8
4
22
6
9
8
5
7
7
4
9
8
11
23
7
9
5
6
4
5
4
10
7
9
25
8
10
6
11
5
4
8
10
7
13
31
9
10
7
5
4
6
5
9
5
11
24
10
9
5
7
6
4
6
7
7
10
23
11
8
4
5
6
4
5
9
6
8
22
12
10
8
11
6
5
4
10
7
9
31
13
10
5
5
4
4
5
10
8
7
25
14
10
5
11
3
5
4
10
8
9
31
15
8
5
6
4
5
4
9
9
12
23
16
10
6
11
5
5
6
11
9
11
32
17
9
8
8
8
4
4
8
6
6
25
18
10
6
8
7
5
7
9
8
12
27
19
10
5
11
4
5
7
10
7
5
31
20
11
7
10
5
3
4
10
5
8
31
21
9
9
8
6
5
4
9
7
9
26
22
8
7
8
8
5
5
10
8
10
26
23
10
6
9
8
3
6
12
10
9
31
24
9
6
9
5
4
6
7
6
10
25
25
11
8
10
6
2
6
10
11
8
31
сред.знач.
9.2
5.96
7.68
5.52
4,3
5
9.56
7
8,8
26.4
продолжение
--PAGE_BREAK--