Реферат по предмету "Психология"


Особенности внимания детей занимающихся в секции бокса

--PAGE_BREAK--Под распределением внимания мы понимаем способность боксера направлять свое внимание одновременно на несколько разнородных объектов, объединенных в одно целое, или способность выполнять деятельность, состоящую из многих одновременно выполняемых разнородных операций, элементов, действий. Боксер, выполняя физическое упражнение, должен следить за движениями своих рук, ног, корпуса и одновременно следить за теми же движениями соперника, командами тренера и выполнять его команды.
Переключение – это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другое, это перестройка внимания, переход его с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Существенной стороной внимания является его переключение, т.е. Способность быстро переходить от одной деятельности к другой.
Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит «трудно» и наоборот.
Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, выражающееся в волевом усилии. Боксерам именно поэтому бывает трудно начинать новую работу, особенно если она не очень нравится, а предыдущая деятельность наоборот была более интересной.
Если отвлекаясь, человек меняет объем внимания, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым.
Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому.
В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека – одни люди могут быстро переходить к новой деятельности, а другие медленно, с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания.
Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. Рассеянность может быть результатом неустойчивости. Слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться долгое время, его внимание непрерывно перескакивает с одного на другое. Такое внимание характерно для детей. Но рассеянность может иметь и совершенно другую причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, деятельности, что не способен замечать ничего другого, поэтому и рассеян.
1.3 Виды внимания
В зависимости от причин, его вызывающих, внимание может быть произвольным или преднамеренным, и непроизвольным или непреднамеренным.
Непреднамеренное внимание называется внешними причинами – теми или другими особенностями объектов, действующих на человека в данный момент. Ими могут быть интенсивность раздражения, новизна, необычность объекта, его динамичность.
Интенсивность раздражения заключается в более сильном действии объекта, привлекающего к себе внимание. Однако это свое свойство объекты охраняют лишь до тех пор, пока человек не привык к данной степени интенсивности.
Новизна, необычность объекта, даже если он и не выделяется интенсивностью своего действия, также становится стимулом внимания.
Резкая смена, динамичность объекта, наблюдающиеся при сложных и длительных действиях, всегда вызывают особое внимание.
По своим физиологическим механизмам непреднамеренное внимание является ориентирным рефлексом в его различных видах. Во всех случаях непреднамеренное внимание возникает в результате внешних раздражении, которые на основании постоянных врожденных или предварительно выработанных условных связей вызывают оптимальное возбуждение в определенных условиях коры головного мозга и соответственно ориентированные реакции.
Для непреднамеренного внимания характерно то, что:
1.                 человек предварительно не готовится к данному восприятию или действию,
2.                 оно наступает внезапно, сразу же после воздействия раздражения и в своей интенсивности обусловливается его особенностями,
3.                 оно является скоропреходящим: длится, пока действуют соответствующие раздражители и, если не принять необходимых мер к его закрытию в форме преднамеренного, прекращается.
Преднамеренное (произвольное) внимание возникает в результате сознательных усилий человека, направленных на лучшее выполнение той или иной деятельности. Оно характеризуется целенаправленностью, организованностью, повышенной устойчивостью.
Целенаправленность. Произвольное внимание определяется задачами стоящими перед человеком в той или иной деятельности. Преднамеренное внимание вызывают не все объекты, а только те, которые связаны с задачей, выполняемой в данный момент.
Организованность. При преднамеренном внимании мы заранее направляем на него свое внимание, проявляем умение организовать необходимые для данной деятельности психологические процессы.
Повышенная устойчивость. Преднамеренное внимание позволяет организовать работу на протяжении более и менее долгого времени, оно связано с планированием этой работы.
По своим физиологическим механизмам преднамеренное внимание связано с оптимальными нервными возбудителями определенных условий коры больших полушарий головного мозга, вызывающиеся и поддерживающиеся раздражениями 2-й сигнальной системы.
Преднамеренное внимание связано всегда со словами, в которых мы выражаем наше намерение или внутренний инструктаж, как надо поступать, на что обращать внимание. Эти слова – видимые, слышимые или……
1.                 Интересы человека, побуждающие его к занятию данным видом деятельности.
2.                 Сознание долга и своих обязанностей, способствующих выполнению данного вида деятельности.
Воспитание преднамеренного внимания связывается с формированием мировоззрения, моральных убеждений и принципов, сознания общественной значимости и необходимости данной деятельности. По существу непреднамеренное внимание является волевым процессом и должно быть связано с воспитанием воли.
Статическое и динамическое внимание. Эти 2 вида внимания обнаруживают себя в процессе длительной работы, требующей на свое выполнение длительного времени.
Статическим называется такое внимание, высокая интенсивность которого легко возникает в самом начале работы и сохраняется на протяжении всего времени ее выполнения. Такое внимание не требует особого «разгона», постепенного накапливания. Оно с самого начала работы отличается максимальной степенью интенсивности.
Динамическим называется такое внимание, которое в начале работы характеризуется малой интенсивностью и только с помощью больших усилий повышает свою интенсивность. В начале работы оно неинтенсивное.
Для динамического внимания характерно также затрудненное переключение с одного вида работы на другое. При динамическом внимании достигнутая степень сосредоточенности в отношении данной работы сохраняется длительное время, даже тогда, когда наступило время перейти к новому виду деятельности. Подобная затрудненность переключения связана с тем, что переход к новому виду работы опять требует разгона, раскачки, постепенного вхождения в эту работу. Динамическое внимание связано с неумением планировать работу и правильно распределять свои силы. Человек не видит отдаленных перспектив своей работы, не представляет себе достаточно ясно тех операций, их объема и последовательности, которые он должен совершить, не умеет правильно распределить свои усилия.
В целях воспитания статического внимания можно с успехом применять метод коротких заданий, лишь постепенно переходя к более длительным и объемным.
Сосредоточенное и распределенное внимание.
Сосредоточенным называется внимание, направленное на какой-либо один объект или вид деятельности.
Сосредоточенное внимание выражается в соответствующей позе, мимике, заторможенности минимальных движений. Все эти внешние особенности имеют большое приспособленное значение. Облегчая концентрацию вниманию на том или ином объекте.
Сосредоточенное внимание отмечается высокой степенью интенсивности, что необходимо для успешного выполнения важных видов деятельности; оно необходимо спортсмену боксеру в течение поединка, т. к. только при сосредоточенном внимании технико-тактические действия могут быть выполнены успешно. Физиологической основой сосредоточенного внимания является оптимальная интенсивность возбудимых процессов в тех или иных участках коры головного мозга, связанных с данным видом деятельности при одновременном развитии сильных тормозных процессов в остальные части коры.
Распределенным называется внимание, направленное одновременно на несколько объектов или видов деятельности.
Успешное выполнение деятельности зависит от способности человека направить свое внимание одновременно на несколько разнородных объектов или действий.
При распределенном внимании каждый из охватываемых им видов деятельности протекает при относительно меньшей интенсивности внимания, чем тогда, когда оно сосредоточено только на одном каком-либо объекте или действии. Однако в целом распределенное внимание требует от человека значительно больших усилий и затрат нервной энергии, чем сосредоточенное. Распределенное внимание – необходимое условие успешного выполнения многих сложных видов деятельности, требующей по своей структуре одновременного участия разнородных функций и операций.
Физиологической основой распределенного внимания являются нервные процессы, одновременно и с достаточной интенсивностью протекающие в функционально различных участках коры головного мозга.
Педагогически важно воспитывать и развивать у боксеров оба указанных вида внимания, т. к. они в равной степени необходимы при занятии боксом. Воспитание способности к преднамеренному сосредоточенному вниманию имеет в своей основе формирование временных связей, важнейшую часть которых составляют соответствующие тормозные процессы в участках коры головного мозга, не связанных с данным видом деятельности.
Распределенное внимание требует совершенствования навыков в тех видах деятельности, между которыми распространяется внимание.
Для развития способности к распространенному вниманию необходимо предварительно в совершенстве овладеть приемами тех видов деятельности, на которые распространяется внимание.
1.4 Особенности внимания боксеров 7–9 лет
Внимание у детей начинает проявляться довольно рано, уже в первые месяцы жизни. Сначала можно говорить о непроизвольном внимании. С возрастом ребенка оно развивается, увеличивается круг объектов, вызывающих непроизвольное внимание, и само это внимание становится более сильным и более устойчивым.
На основе непроизвольного внимания у детей постепенно развивается произвольное внимание. Однако на протяжении дошкольного возраста, а иногда и в начале школьного ребенок еще в недостаточной степени владеет своим вниманием.
Возрастными особенностями внимания боксеров 7–9 лет является сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Боксеры этого возраста еще не умеют длительно сосредотачиваться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна, их внимание легко отвлекается. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в 7–9 лет весьма ограниченные.
Значительно лучше у боксеров 7–9 лет развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание спортсменов без всяких усилий с их стороны.
Самый процесс учения способствует развитию произвольного внимания, его устойчивости и сосредоточенности. По мере того, как расширяется круг интересов ребенка и он приучается к систематическому усидчивому труду, его внимание, как непроизвольное, так и произвольное, интенсивно развивается.
Педагогический процесс предполагает учение:
1.                 использовать непроизвольное внимание,
2.                 содействовать развитию произвольного.
Л.С. Выготский высказал интересную мысль о том, что следует проявлять заботу как к вниманию, так и к рассеянности: «Секрет превращения рассеянности во внимание есть в сущности говоря секрет перевода внимания с одного направления на другое, и достигается он общим воспитательным приемом, перенос интереса с одного предмета на другой, путем связывания их обоих. В этом и заключается основная работа по развитию внимания и по превращению непроизвольного внимания во внимание произвольное».4
Развитие произвольного внимания младших школьников является одним из важнейших приобретений личности на данном этапе онтогенеза. Оно связано с формированием у ребенка волевых качеств и находящихся в теснейшем взаимодействии с общим развитием ребенка.
Подчеркивая педагогическое значение внимания, Л.С. Выготский указывал на его интегральный целостный характер. От рабочего внимания зависит вся картина воспринимаемого нами мира и самих себя. «Управляя вниманием, мы берем в свои руки ключ к образованию, формированию личности и характера». «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще более сосредотачивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимно переплетаясь, создает крепкую связь с объектом»
В боксе соблюдение дистанции имеет особенно большое значение, при этом необходимо постоянная концентрация внимания. Уже в начале поединка требуется максимальная сосредоточенность внимания, что связано с необходимостью проявить наибольшую скорость реакции.
Чтобы не пропустить удар, боксер сосредотачивается на его ожидании. Он ни на что больше не обращает внимания, он думает только о начале действия соперника.
Максимальную сосредоточенность внимания хороший боксер сохраняет на протяжении всего поединка. Боксеры должны внимательно относиться к окружающей обстановке, к действиям соперника и судьи.
Во время боя особенно большую роль играет произвольное внимание, т.е. преднамеренная направленность сознания на выполняемое действие. Это не означает, что внимание должно быть направлено только на собственные действия. Напротив, такая направленность может только нарушить слаженность движений и сказаться наконечном результате поединка, если упустить из поля внимания действия противоборствующей стороны – соперника.

2. Методы и организация исследования
Объект исследования: боксеры группы начальной подготовки 7–9 лет.
Предмет исследования: свойства внимания у боксеров. 7–9 лет ДЮСШ №17 г. Новосибирска.
Методы исследования:
-                      Беседа.
-                      Наблюдение.
-                      Экспериментальный.
-                      Тестирование.
В настоящей работе мы поставили перед собой цель – изучить особенности распределения и объема внимания у боксеров группы начальной подготовки 7–9 лет на тренировочных занятиях. Эти свойства внимания оказывают влияние на успешность усвоения физических упражнений, техники движений. Чем больше деталей замечает боксер при показе упражнений тренером, чем больше собственных движений одновременно контролирует он при выполнении движений, тем скорее он учится правильно выполнять движения, меньше делает ошибок, успешнее действует в поединке.
Исследование проводилось в ДЮСШ №17 города Новосибирска с боксерами группы начальной подготовки 7–9 лет. Всего в исследовании приняли участие 35 человек. Распределение внимания мы изучали при выполнении боксерами таких подобранных нами из программы физических упражнений, как различные гимнастические упражнения, игры «Кошка и мышка», «Два Мороза», «Зайцы в огороде», и другие. Было проведено 15 наблюдений за выполнением юными спортсменами гимнастических упражнений, 19 наблюдений за играми.
Для исследования внимания были проведены эксперименты:
1.                 Изучение объема внимания.
2.                 Изучение концентрации внимания. Тест «Перепутанные линии».
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.                 Исследование устойчивости внимания.
4.                 Исследование распределения и переключения внимания. Тест «Отыскивание чисел».
Методика наблюдения
При наблюдении за обследуемыми во время выполнения упражнений учитываются свойства их произвольного внимания – наблюдательность и быстрота психомоторного реагирования на различные стимулы (с 1-го, со 2-го или 3-го обращения экспериментатор вступает в контакт с испытуемым).
Во время наблюдения преподавателя-тренера за испытуемым учитываются их поведенческие реакции, наличие растерянности, недоумения на лице при выполнении заданий по оценке внимания (что характеризует для них субъективную трудность выполнения именно этих заданий). При наблюдении за испытуемым в процессе выполнения предлагаемых ниже упражнений учитываются внимательность обследуемого к командам тренера, выполнения упражнения по показу, способность видеть подсказки жестами и реагировать на замечания тренера
Упражнение №1. «Запомни свое место в строю»
Всем обучаемым предлагается запомнить свое место в строю во время исходного построения и быть готовыми встать на это место по соответствующему сигналу после того, как спортсмены разойдутся кто и куда по залу (например, при команде «встать на свое место в строй!» при подаче тренером двух длинных свистков или поднятых вверх красного и белого флажков). Затем упражнение можно усложнить, соединив 2 команды вместе. При выполнении команды отмечаются те испытуемые, кто последними занимают свои места в строю и делают ошибки перебежками с места на место. При этом иногда даются ложные сигналы и отмечаются лица, реагирующие на ложный сигнал.
Упражнение №2. «Запомни много команд»
Обучаемые делятся на 2 группы. Одни выполняют предлагаемые действия, другие следят за ошибками. Подается несколько команд: «Шаг вперед, поворот налево, поворот кругом!». Все в играющей шеренге их выполняют. Допустившие ошибку, делают 2 шага вперед. Выигрывает группа, совершившая меньше ошибок после выполнения команд на 6 действий.
Упражнение №3. «Запрещенное движение»
При выполнении ряда движений поточным способом по командам или показу заранее уславливаются не выполнять 1–2 движения. Кто ошибается и выполнит «запрещенное» движение вслед за тренером, делает шаг вперед. При повторной ошибке – еще шаг. В конце упражнения отмечаются самые невнимательные.
Упражнение №4. «Делай как я!»
Тренер на месте или в движении выполняет быстро ряд последовательных упражнений, а обучаемые повторяют их и следят друг за другом (кто делает ошибки, кто медленно переключается с одного упражнения на другое) экспериментатор наблюдает за испытуемыми и фиксирует их движения и ошибки в заранее заготовленном протоколе.
Изучения объема внимания
Смысл исследования в предъявлении на короткое время (около 1 сек.) карточки с изображенными на ней фигурами, например, кружков или крестиков. Каждая карточкапредъявляется дважды. Сначала берутся карточки с двумя фигурами, затем – с тремя. После предъявления изображения испытуемый в течение 10–15 сек. Должен нанести на своем бланке точки в соответствии с тем, что он увидел. На воспроизведение 2–5 фигур дается по 10 секунд, 6–7 фигур – по 15 секунд, 8–9 – по 20 секунд. Обследование проводится групповым способом. Важно исключить списывание друг у друга. Оценка результатов по таблице (см. приложение 2).
1.1.          Испытуемым предъявлялись на 0,07 секунд карточки с написанными на них цифрами первого десятка. Каждому испытуемому предъявлялось 10 карточек с различным расположением цифр. Всего с 35 испытуемыми было проведено 35 измерений объема внимания.
С каждым испытуемым перед основным экспериментом проводился подготовительный эксперимент. Целью его было познакомить ребят с условиями опыта. В процессе этого эксперимента они должны были хорошо уяснить, что от них требуется, как они должны себя вести во время опыта, какие карточки им будут показываться, где они будут показываться и на какое время, на какие вопросы после каждого опыта нужно дать ответы.
Перед подготовительным экспериментом боксерам давалась следующая инструкция: «Видишь карточку с цифрами? Вот такие карточки я буду тебе показывать. Посмотри. Ты должен внимательно смотреть. После того, как я скажу «внимание», ты должен называть цифры, которые видел».
Эксперимент проводился с каждым спортсменом индивидуально. Во время эксперимента с каждым испытуемым проводилось 10 опытов. Каждый раз после того, как испытуемому показывалась карточка с изображением цифр, он должен был сказать, какие цифры видел. Спортсмен находился на расстоянии 0,5 м от экспериментатора. Ответ испытуемого после каждого опыта записывался в протокол.
Для протокола предварительно заготавливалась пустая карточка-схема, в которой точками были обозначены те места, где в показываемой испытуемому карточке стояли цифры. Когда испытуемый называл цифры, которые он видел, экспериментатор заносил их на те места пустой карточки, где они в действительности стояли. Если спортсмен называет такую цифру, которой не было в предъявляемой ему карточке, экспериментатор записывал ее слева за чертой. Каждому испытуемому предъявлялось 10 различных карточек в строго определенном порядке (все карточки были пронумерованы). После опытов подсчитывался средний объем внимания спортсмена.
Изучение концентрации внимания.
Тест «Перепутанные линии»
Исследование проводится как на индивидуальных бланках, так и с помощью плаката на стандартном листе ватмана. Испытуемые на своих бланках записывают номера начала линий по порядку и за ними номера их окончания. На выполнение задания дается 7 секунд. Оценка при выполнении задания с плаката по таблице (см. приложение 3).
Инструкция: «На бланке вы видите 25 перепутанных линий. Вам необходимо проследить каждую линию слева направо и определить, где она кончается. Начинаются линии слева, кончаются обязательно справа. Начинайте с линии, обозначенной слева №1. Найдите, где она заканчивается, там стоит соответствующий номер. Затем переходите к линии №2 и т.д. ответы записывайте по порядку, например, 1–17, 2–14, 3–22. Выполнять задание следует только путем зрительного контроля, не проводить линии карандашом или пальцем».
Исследование устойчивости внимания
Испытуемому дается бланк с различными буквами (или газетный текст) и предлагается вычеркивать несколько букв или буквосочетаний (например, О и К, К и Н). В другом варианте одну из букв предлагается подчеркивать, а другую – зачеркивать. Через каждую минуту подается команда отметить чертой, сколько знаков просмотрено. При этом может меняться задание: ту букву, что зачеркивал, подчеркнуть, а ту, что подчеркивал – зачеркнуть. Работа продолжается по заданию 5 или 10 минут.
При выполнении 10 минутной пробы по корректурному бланку со сменой задания оценка выставляется по таблице. За каждую ошибку (пропущенную или неверно зачеркнутую букву) вычитывается 20 знаков, за пропущенную строку – минус 60 знаков (см. приложение 4).
Особое внимание обращается на то, как снижается (ли увеличивается) продуктивность от минуты к минуте, растет ли число ошибок.
Инструкция: «На бланке написаны различные буквы. Просматривайте каждую строчку слева направо. При этом букву «а» подчеркивайте, а букву «о» зачеркивайте. Главное – не допустить ни одной ошибки. Это первый способ работы. При втором способе нужно делать наоборот: «а» зачеркивать, а «о» подчеркивать. Начинайте работать первым способом. Через 1 минуту последует команда: «черта» – второй способ». Это значит: нужно провести вертикальную черту на том месте, где застанет команда, и продолжать работу вторым способом. Затем через 1 минуту следует команда «черта – первый способ». Поставите черту и начнете работать первым способом»
Исследование распределения и переключения внимания
Тест «Отыскивание чисел»
Используется бланк с 25-ю клетками, на котором в случайном порядке нанесены числа от 1 до 40 (15 чисел пропущено). Перед обследуемым ставится задача – записывать на контрольном листе в порядке очередности числа, которых нет на бланке (пропуск отсутствующего числа считается ошибкой).
Для исследования распределения и переключения внимания успешно применялась методика «отыскивание чисел с переключением внимания» «по красно-черным таблицам». Исследование проводится с помощью специальных бланков, на которых 25 красных и 24 черных числа.
Испытуемые должны отыскивать попеременно красные числа в возрастающей степени (от 1 до 25), черные – в убывающем порядке (от 24 до 1) в течение 5 мин., записывая результат столбцами. Задание вначале опробуется по исходному бланку в течение 3–4 мин. Затем дважды повторяется по 5 мин., как два контрольных задания (по разным бланкам). Для оценки используется лучший результат из двух контрольных заданий (рис. 17). приближенная оценка может быть выставлена с помощью таблицы (см. приложение 5).
Второе контрольное задание предъявляется после эмоционального инструктирования, его результаты учитываются при оценке эмоциональной устойчивости.
Инструкция: «На Вашем бланке 25 красных и 24 черных чисел. Нужно отыскивать красные числа от 1 до 25 в возрастающей последовательности, а черные – от 24 до 1 в убывающем порядке. Числа отыскиваются поочередно: 1 – красное, 24 – черное, 2 – красное, 23 – черное, 3 – красное и т.д. сумма двух чисел красного и черного всегда равна 25 (1+24=25, 2+23=25). Возле каждого числа стоит какая-нибудь буква – символ этого числа. Когда найдете очередное число, пишите его и рядом соответствующую букву. Числа и буквы записываются столбиком парами.
Возьмите другой бланк. Сейчас выполняйте контрольное задание. Приготовились! Начали! Включить секундомер. Через 5 минут подать команду «Стоп! Закончить работу! Перевернуть бланки!». Второе контрольное задание: «Возьмите следующий бланк. Задание выполняйте также как и предыдущее, но необходимо обязательно улучшить результат. Если у Вас хорошие волевые качества, Вы сумеете его улучшить, если недостаточные, то чем больше будете стараться, тем будет хуже. Таким путем мы оцениваем вашу эмоциональную устойчивость. Приготовились! Начали! По ходу строгим голосом подавать команды: «Прошла минута! Еще минута! Еще минута! Осталось столько-то минут! Осталось 30 секунд. Через 5 минут подать команду «Стоп!». Закончить работу! Перевернуть бланки!
Время для работы с бланком 1–40 – 1,5 мин. (с бланками 1–70 – 4 мин.). Оценка результатов работы с бланками осуществляется по таблице (см. приложение 6)
Инструкция: (для бланка 1–40): «Перед вами бланк, на котором числа от 1 до 40. Всего в таблице 25 чисел, значит 15 (от 40) пропущено. Вам надо отыскивать по порядку числа на таблице в течение 1,5 мин. На контрольном месте перед вами ряд чисел от 1 до 40. Если Вы не найдете какое-либо число на таблице, вычеркните его в контрольном листе. Исправление не допускается».
Инструкция перед выполнением второго задания: «Будете выполнять точно такое же задание, только по другой таблице, и Вам ставится задача непременно улучшить результат. Если у Вас недостаточная эмоциональная устойчивость, то чем больше будете стараться, тем хуже получится. Постарайтесь взять себя в руки! Приготовиться! (Повесить новый плакат!) Начали! (Включить секундомер). Через 1,5 мин. Команда «Стоп!». (16а, 16б).

3. Результаты исследования
Эксперимент по исследованию объема внимания дал следующие результаты: средний объем внимания 35 испытуемых, вычисленный из 35 измерений, оказался 2,18 объекта. Частота отдельных показателей испытуемых представлена в таблице (см. приложение 7)
Как видно из таблицы, почти половина испытуемых (17 из 35) правильно воспринимала от 2 до 3 цифр. Из 35 испытуемых 17 воспринимали цифры точно, без ошибочных добавлений от себя. Средний объем внимания этих 17 ребят равен 1,6 объекта.
18 испытуемых называли такие цифры, которые им в опыте не предъявлялись. Их средний объем внимания равен 2,4 объекта. Из этих 18 ребят 10 дали более одного неправильного показания. По одному неправильному показанию дали 4 ребят.
Данные эксперимента говорят о том, что дети, дающие показания с добавлением от себя, т.е. с добавлением таких цифр, которые им в ответе не давались, имеют значительно больший объем внимания.
Объем внимания поддается упражнению и возрастает по мере ознакомления с деятельностью. Это можно проследить по таблице (см. приложение 8)
При исследовании объема внимания испытуемым предъявлялись карточки с 8-ю цифрами первого десятка. Располагались эти цифры на карточке следующим образом (приводим для примера одну из карточек):
2 1 7
9
6
5 4 3
Анализируя данные экспериментов, можно выделить следующие варианты расположения правильно воспринятых цифр:
1.                 Правильно воспринимались лишь цифры, расположенные на карточке рядом друг с другом.
2.                 Правильно воспринимались одиночно расположенные цифры.
3.                 Правильно воспринимались цифры, расположенные на расстоянии друг от друга.
4.                 Правильно воспринимались цифры смешанного расположения, т.е. у этих испытуемых правильное восприятие рядом расположенных цифр сочетались с восприятием цифр, расположенных через расстояние (см. приложение 9)
5.                 Нет правильного восприятия цифр.
Испытуемые, имеющие наибольший объем внимания (17 из 35), в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали цифры, расположенные рядом. У большинства из них это сочеталось с ясным и отчетливым восприятием цифр, смешанно расположенных (12 человек из 20).
Интересно отметить, что у всех без исключения испытуемых, для которых характерно ясное и отчетливое восприятие цифр смешанного расположения, наблюдались случаи, когда ясно и отчетливо воспринимались цифры рядом расположенные.
Юные боксеры с наименьшим объемом внимания (в среднем до 1,4 объекта) в большинстве опытов ясно и отчетливо воспринимали лишь цифры одиночного расположения, т.е. только одну цифру, один объект. Мы изучали также объем внимания боксеров, наблюдая за выполнением ими упражнения «прохождение наклонной доски и соскок с нее», причем один конец доски лежал на полу, другой – на «козле».
На тренировке тренер подробно объяснял упражнение, показывал упражнение в целом и отдельные его элементы. Это упражнение выполнялось боксерами в трех вариантах.
1 вариант: опираясь руками о доску, дойти до «козла» и спрыгнуть с него.
2 вариант: пройти по наклонной доске, держа руки в стороны, спрыгнуть с «козла».
3 вариант отличался от второго только тем, что надо было прыгать с поворотом, т.е. лицом к строю.
Мы наблюдали за выполнением боксерами каждого из этих трех вариантов и отмечали, за сколькими движениями удавалось спортсменам следить одновременно, что и составляло объем их внимания при выполнении данного упражнения. Мы наблюдали выполнение этого упражнения 7 спортсменами. При выполнении первого варианта перед прыжком с «козла» требуется ясно и отчетливо воспринимать положение рук (они должны быть отведены назад) и одновременно не забыть присесть. При соскоке необходимо следить за движениями рук и ног, так как надо вынести рук вперед и опуститься на носки.
При выполнении второго варианта упражнения необходимо:
а) при прохождении по доске следить за тем, чтобы корпус был прямым, а руки отведены в стороны,
б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад был выполнен присед,
в) при прыжке следить за тем, чтобы руки работали и приземление было осуществлено на носки.
При выполнении третьего варианта нужно:
а) при прохождении по доске следить за положением корпуса и за положением рук,
б) перед прыжком следить за тем, чтобы руки были отведены назад, и чтобы был выполнен присед,
в) при прыжке, чтобы работали руки и были осуществлены приземление на носки и поворот корпуса в сторону строя.
Всего занятий по этому упражнению было 4. На первом занятии разучивались первый и второй варианты, на последующих занятиях – второй и третий варианты. При выполнении первого и второго вариантов требуется объем внимания, равный 2 объектам, а при выполнении третьего варианта требуется объем внимания, равный 3 объектам. При выполнении первого варианта наибольший объем был равен 2 объектам.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.