Реферат по предмету "Психология"


Особенности морального поведения у детей дошкольного возраста

--PAGE_BREAK--Автономная мораль: к возрасту 10 лет большинство детей достигает второй фазы морального развития – автономной морали. Повзрослевшие, приобретшие автономию дети теперь понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей. Таким образом, суждения о хорошем и плохом, теперь в большей степени зависят от того, намеривался ли субъект действия обойти или нарушить социальные нормы, а не от объективных последствий самого по себе поступка.
Рассуждая об оптимальной форме наказания за проступки, морально автономный ребенок обычно высказывается в пользу реципрокного наказания, т.е. воздействия, увязывающего наказание с «преступлением», вследствие чего нарушитель правил должен осознать последствия своего поступка и, возможно, стать в меньшей степени склонным к его повторению. Морально автономные дети больше не верят в имманентную справедливость, зная из опыта, что социальные правила могут быть нарушены втайне и это нарушение может остаться безнаказанным.
Как когнитивное развитие, так и социальный опыт оказывают влияние на переход от гетерономной к автономной морали. Когнитивными усовершенствованиями, необходимыми для такого перехода, являются снижение эгоцентризма и развитие навыков принятия роли, что позволяет ребенку рассматривать моральные проблемы с нескольких точек зрения. Ж.Пиаже рассматривал равноправные контакты со сверстниками как важный вид социальных переживаний. Дети одного возраста должны научиться принимать точки зрения друг друга и разрешать споры взаимно выгодными способами без какого-либо вмешательства взрослых при условии кооперативной игры или совместного достижения других групповых целей. Таким образом, равноправные контакты между сверстниками могут вести к более гибкой, автономной морали. Это обусловлено тем, что они: уменьшают моральную зависимость ребенка от взрослого, повышают его или ее самоуважение и уважение к сверстникам и демонстрируют, что правила – это произвольные соглашения, которые могут быть изменены с согласия затрагиваемых ими людей.
Пиаже высказал уверенность в том, что если родители не отказываются от части своей власти, они могут замедлить моральное развитие ребенка, подкрепляя его зависимость от правил и властных фигур.
Развивая теорию Ж. Пиаже, Л. Колберг выделяет три уровня и шесть стадий морального развития.
Уровень 1. Доконвенциональная мораль. Локализация правил по отношению к «я» действительно скорее внешняя, чем внутренняя. Ребенок соблюдает правила (определенные властными фигурами) для того, чтобы избежать наказания или получить личное вознаграждение. Мораль обслуживает эго: правильным является действие, не наказанное или удовлетворяющее потребности.
Стадия 1. Ориентация на наказание и послушание. Оценка действия зависит от его результатов. Ребенок подчиняется власти для того, чтобы избежать наказания, но если поступок не замечен и не наказан, может оценить его как правильный. Чем больше причиненный вред или чем суровее наказание, тем хуже поступок.
Стадия 2. Наивный гедоизм. Человек, находящийся на этой стадии, приспосабливается к существующим правилам с целью получить вознаграждение или удовлетворить собственные потребности. У него присутствует беспокойство по поводу нужд других людей, но поведение, ориентированное на других, по сути, осуществляется в расчете на вознаграждение.
Уровень 2. Конвенциональная мораль. Теперь индивид старается соблюдать правила и социальные нормы для того, чтобы заслужить одобрение других или сохранить социальный порядок. Социальное одобрение и избежание порицания заменяют материальное вознаграждение и наказания в качестве факторов, мотивирующих этичное поведение. Мнения других осознаются, и им уделяется повышенное внимание.
Стадия 3. Ориентация «хорошего мальчика» или «хорошей девочки». Моральное поведение является тем, что доставляет другим удовлетворение, помогает им или одобряется ими. Людей, как правило, судят по намерениям. «Хорошие намерения» высоко ценятся, очень важно вызывать у всех симпатию.
Стадия 4. Мораль, ориентированная на сохранение социального порядка. На этой стадии индивид обращает внимание на обобщенные потребности других – волю общества, выраженную в законе. Теперь правильно то, что соответствует нормам узаконенной власти. Причина соблюдения норм не в страхе наказания, а в вере в то, что правила и законы сохраняют тот социальный порядок, который этого достоин.
Уровень 3. Постконвенциальная мораль. Представитель этого наивысшего уровня моральной аргументации определяет верное и неверное на основе фундаментальных принципов справедливости, которые могут не совпадать с писаными законами или вступать в конфликт диктатом властных фигур.
Стадия 5. Ориентация на социальное соглашение. На данной стадии личность рассматривает законы как выражение воли большинства и улучшения благополучия людей. Законы, которые достигают этих целей и беспристрастно исполняются, выступают как социальные соглашения, обязательные для исполнения. Но навязывание законов, которые ущемляют права человека или его достоинство, рассматривается как несправедливость, достойная того, чтобы ей бросили вызов.
Стадия 6. Автономная мораль (мораль индивидуальной совести). На этой высшей стадии нравственного развития личность принимает моральные решения на основе самостоятельно выбранных этических принципов, своей совести. Эти принципы не представляют собой конкретных правил. Они являются абстрактными внутренними установками или принципами универсальной справедливости (и уважения к правам всех человеческих существ), которые превосходят любой закон или социальное соглашение, им противоречащие. Колберг рассматривал данную стадию как гипотетическую конструкцию, по направлению к которой прогрессируют люди, испытывающие потребность развиваться дальше стадии Ориентации на социальное соглашение.
Для того, чтобы прогрессировать хотя бы дальше доконвенционального уровня моральной аргументации, ребенок должен испытать воздействие личностей или ситуаций, ведущее к нарушению когнитивного равновесия, т.е. к конфликтам между прежними моральными понятиями и новыми идеями, которые заставляют детей переоценивать свои точки зрения. Таким образом, как и Ж.Пиаже, Л.Колберг считает, что в основе развития морального мышления лежат и когнитивное развитие, и релевантный социальный опыт.
Таким образом, рассмотрев ряд теорий морального развития, можно говорить о том, что практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом. Мораль состоит из трех основных компонентов: морального чувства, морального мышления и морального поведения.
Колберг утверждал, что в отсутствие социальных переживаний, побуждающих личность переоценить существующие моральные понятия, не происходит и морального развития.
Исследования показывают, что стадии Колберга действительно формируют инвариантную последовательность. Кроме того, как когнитивное развитие, так и релевантные социальные переживания (например, столкновение с различными точками зрения на мораль в контексте дискуссий с родителями, сверстниками и в результате общения с другими людьми в ходе получения высшего образования или знакомства с разнообразными стратами демократического общества) действительно способствуют развитию морального мышления.
Таким образом, рассмотрев ряд теорий морального развития, мы увидели, что существует множество определений морали, но практически все они сводятся к тому, что данный феномен подразумевает наличие набора интернализированных принципов или идеалов, помогающих различать правильное и неправильное и вести себя соответствующим образом. Мораль состоит из трех основных компонентов: морального чувства, морального мышления и морального поведения.
Психоаналитические теоретики внесли незначительный вклад в исследование морального развития за пределами дошкольного возраста и алгоритмов детского морального мышления.
Колберг, как и Пиаже, явно недооценил моральное мышление детей младшего возраста. Критики также утверждают, что его теория уделяет недостаточное внимание моральному чувству и моральному поведению.
Наиболее предпочтительной нам кажется, точка зрения В.С.Мухиной, Г.С.Абрамовой, о том, что в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 – 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Соотнесение своего нравственного «я» с эталоном и с «я» других людей стоит ребенку большого эмоционального и умственного напряжения.
1.3 ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Каждый из возрастных этапов характеризуется совокупностью условий жизни и деятельности детей и структурой психологических особенностей, которые формируются под влиянием этих условий. С одной стороны, переход к новым условиям жизни подготавливается всем предшествующим развитием ребенка и становится возможным только благодаря тем успехам, которых он в этом развитии достигает. С другой стороны, требования, предъявляемые к ребенку, на новом этапе его развития, обусловливают дальнейшее формирование его психики.
На основании изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования мы пришли к следующим основным выводам.
Мы знаем, что дети старшего дошкольного возраста владеют рациональными способами обследования внешних свойств предметов, что позволяет им дифференцировано воспринимать сложные объекты. Дошкольникам доступно понимание общих связей, принципов и закономерностей, лежащих в основе научного знания, а не только усвоение конкретных представлений об окружающем мире.
Преобладающим же в дошкольном возрасте является образное мышление. Оно в первую очередь обеспечивает усвоение ребенком связей и отношений действительности.
По словам Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст вращается вокруг взрослого человека, его функций, задач. Взрослый выступает как носитель общественных функций в системе общественных отношений. Противоречие этой социальной ситуации развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок есть член общества, вне общества он жить не может, а игра – это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений.
Игра — важное средство воспитания моральных чувств и представлений, нравственных поступков и культуры поведения. Копируя жизнь взрослых, ребенок проникается их заботами и делами, усваивает моральные нормы нашего общества.
Главным новообразованием детей дошкольного возраста становится новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений, соподчинение мотивов, развитие самооценки, усвоение этических норм поведения.
Нравственное развитие дошкольника определяется формированием следующих компонентов: знанием норм и правил, привычками поведения, эмоциональны отношением к нравственным нормам и внутренней позиции самого ребенка.
Исследователи выделяют три аспекта морали: аффективный, или эмоциональный, когнитивный, поведенческий компоненты.
С точки зрения В.С.Мухиной, Г.С.Абрамовой в зарождении и становлении морального самосознания детей 5 – 7 лет, важную роль играет соотнесение своего нравственного «я» с идеалом и с «я» других людей. Успех ребенка в разных видах деятельности самым тесным образом связан с признанием его сверстниками и взрослыми, — это проявление обусловленного отношения человека к человеку. Иными словами, любят или хорошо относятся только за что-то, а не просто так – бескорыстно. В регулировании взрослым успешности ребенка Ю.Борген видит возможность создать благоприятную обстановку для полноценного развития каждого ребенка.
Фрейд в своей эдипальной теории морального развития установил, что такие моральные чувства, как гордость, стыд, вина, служат детерминантами нравственного поведения и что интернализация моральных принципов становиться решающим шагом на пути к моральной зрелости.
Пиаже сформулировал теорию морального развития, включающую в себя доморальный период и две фазы морального развития. В доморальный период дошкольники почти не демонстрируют осознания каких-либо моральных правил или озабоченности их соблюдением. В период гетерономной морали – у детей развивается сильное уважение к правилам. В стадии — автономной морали: повзрослевшие дети понимают социальные правила как произвольные соглашения, в которых можно усомниться и которые можно даже изменить с согласия затрагиваемых ими людей. Кроме того, теперь дети считают, что через правила можно преступить ради человеческих потребностей.
По Колбергу каждая стадия морального развития репрезентирует скорее специфическую направленность мышления, или метод рассуждения относительно моральных дилемм, а не конкретных тип морального выбора.
В основе развития морального мышления лежат и когнитивное развитие, и релевантный социальный опыт.
Все вышесказанное обусловило необходимость эмпирического изучения особенностей формирования морального поведения у детей дошкольного возраста и роли взрослых, оказывающих не него непосредственное влияние.

ГЛАВА II. ЭКСЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА
2.1 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Психологический анализ проблемы формирования нравственного самосознания у детей дошкольного возраста на теоретическом уровне определил необходимость эмпирического изучения компонентов и содержания процесса развития личности и психической активности.
Целью эмпирического исследования явилось изучение особенностей морального поведения и нравственного самосознания дошкольников.
Для реализации поставленной цели нами решались следующие задачи:
Изучить особенности проявления морально-нравственного самосознания детей в ситуации морального выбора.
Провести экспериментальное исследование особенностей формирования морально-нравственного самосознания личности старшего дошкольника.
Исследовать сформированность и особенности морально-нравственного поведения детей старшего дошкольного возраста.
Подтвердить или опровергнуть гипотезу, положенную в основу исследования.
Для решения выдвинутых задач мы использовали методы наблюдения, беседы, создание ситуации морального выбора, количественный и качественный анализ эмпирических данных.
Для выполнения поставленных задач в исследовании мы использовали следующие методики:
Методика «О любимой мамочке»;
Методика «Проигрышная лотерея»;
Исследование проводилось на базе ДОУ «Золушка» г.Заводоуковска… Исследование проводилось на выборке из 20 дошкольников, из них 8 мальчиков и 12 девочек, в возрасте от 5 до 6 лет.
Рассмотрим более подробно психодиагностический инструментарий нашей работы.
1. Методика «О любимой мамочке»
Цель: исследовать уровень сформированности морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста по отношению к взрослым людям, особенно к маме.
Методика проводилась в два этапа.
1 этап: «Беседа о любимой мамочке». Детям предлагается рассказать о том, как они любят своих мам, помогают и заботятся ли о них. Исходя из рассказов детей, можно сделать вывод, как сильно они любят своих мам и как заботятся о них.
2 этап: «Конфеты для мамочки». Дошкольникам в начале дня предлагается по три конфеты и воспитателем оговаривается, что конфеты можно съесть самим или унести домой и угостить маму, которой будет приятно. В течение пребывания в детском саду и в конце дня воспитатель спрашивал у каждого ребенка, сколько конфет осталось для мамы.
В ходе исследования по данной методике воспитатель может выяснить сформированность отношения ребенка к взрослым, в частности, к своей маме, а также уровень развития морального поведения ребенка.
2. Методика «Проигрышная лотерея»
Цель: исследовать сформированность морально-нравственного поведения детей дошкольного возраста.
Методика «Проигрышная лотерея» разработана Марией Терезой Бурке-Бельтран.
Детям предлагают вытащить из коробки билетик и сообщить взрослому, является ли билетик выигрышным. Предварительно детям показывают выигрышный билетик. По нему ребенок может получить приз – конфету. Но в коробку билетик не кладут. На самом деле в коробке нет выигрышных билетов. Но дети этого не знают. Ребенок должен вытащить билетик, посмотреть на него, и сообщить взрослому результат.
По поведению ребенка взрослый судит о сформированности его морального поведения.
Таким образом, нами определены база и условия для проведения исследования, сформирована выборка, отобраны методики для диагностики и обработки полученных данных. Что позволяет перейти к обсуждению результатов исследования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.