Реферат по предмету "Психология"


Особенности межличностных отношений и социальной перцепции подростков в зависимости от степени в

--PAGE_BREAK--Часть 1. Теоретическое изучениевлияния степени агрессивности на межличностные отношения и социальную перцепцию подростков 1.1 Психологические особенности подросткового возраста.


Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, связанная с возрастом обязательного участия человека в общественной жизни. Во многих древних обществах переход к взрослому состоянию оформлялся особыми ритуалами, благодаря которым ребенок не просто приобретал новый социальный статус, но как бы рождался заново, получал новое имя и т. п. 

Границы подросткового периода примерно совпадают с обучением детей в 5 – 8 классах средней школы и охватывают возраст от 10 – 11 до 14 лет, но фактическое вступление в подростковый возраст может не совпадать с переходом в 5-й класс и происходить на год раньше или позже.

Итак, рассмотрим более подробно некоторые основные характеристики подросткового возраста для того, чтобы понять причины и механизм возникновения агрессии в этом возрастном периоде.

Первая общая закономерность и острая проблема подросткового возраста,– это перестройка отношений с родителями, переход от детской зависимости к отношениям, основанным на взаимном уважении и равенстве. Подростковый возраст называют переходным. Психологическое состояния подросткового возраста связано с двумя «переломными» моментами этого возраста: психофизиологическим – половым созреванием, и всё, что с ним связано, и социальным – конец детства, вступление в мир взрослых.

Первый из этих моментов связан с внутренними гормональными  и физиологическими изменениями, влекущие за собой телесные изменения, неосознанное половое влечение, а также эмоционально-чувствительные изменения.      

 Второй момент – окончание детства  и переход в мир взрослых связан с развитием в сознание подростка критического рефлектирующего мышления в рассудочной форме. Это и есть определяющее состояние подростка  в психике. Оно и создает основное ведущее противоречие в жизни подростка. Рассудочная, т.е. формальная жесткая логика владеет умом подростка. Именно так: не он владеет этой логикой, но она возникает в его сознании как некая принудительная сила. Она требует на любой вопрос однозначного ответа и оценки: истина или ложь, да или нет. И это создает в сознании подростка определенную тенденцию к максимализму, заставляет его жертвовать дружбой, становится в антагонистические отношения  с близкими людьми, поскольку  многообразие и противоречивость реальности и человеческих отношений  не укладывается    в рамки рассудочной логики, а он готов отвергнуть всё что не соответствует этой логике, так как именно она господствующая сила в его сознании, критерий его суждений  и оценок[9, С. 63].Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете. В таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция обособлению и от мира детства и от мира взрослых к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу. [9, С.69]


Важная  особенность и ценнейшее психологическое приобретение подростка – открытие своего внутреннего мира, в этот период возникают проблемы самосознания  и самоопределения. В тесной связи с поисками смысла жизни находиться и стремление узнать самого себя, свои способности, возможности, поиск себя в отношениях с окружающими. Юность особенно чувствительна к «внутренним», психологическим, проблемам. «Открытие своего внутреннего мира – очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний. Вместе с сознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Подростковое «я» еще неопределенно, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую необходимо чем-то заполнить. Отсюда – растет потребность в общении и одновременно повышается избирательность общения, потребность в уединении. Сознание своей особенности, непохожести на других вызывает весьма характерное для ранней юности чувство одиночества или страх одиночества».

Представление подростка о себе всегда соотносятся с групповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогда не совпадает с этим образом полностью. [3, С.201 -205]


Но как осознание своей единственности и особенности приводит к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает подростка с проблемой конечности своего существования и понятием смерти. Это еще одна проблема, связанная с экзистенциальным кризисом юности. Не все юноши и девушки склонны  к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других все сводится к возрождению иррационального детского страха. Обостренное чувство необратимости времени нередко сочетается с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, что время остановилось. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, то совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Подростковому возрасту представления о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 14-летнему 25-летний кажется уже старым, а взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью.

Еще одна характеристика, относящаяся к подростковому возрасту – это большое значение, которое юноши и девушки придают своей внешности, причем эталоны красоты и просто «приемлемой» внешности зачастую завышены и нереалистичны. С возрастом человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают другие свойства личности  — умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависят успешная деятельность и отношения с окружающими.

С возрастом повышается адекватность самооценок. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские, чем подростковые. Но эта тенденция не является линейной, необходимо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Если в средних классах ребенок сильно ориентируется на мнение учителей и в его самооценке важную роль играет школьная отметка, успеваемость, то в старших классах значение отметок снижается. На первый план выступают мнение сверстников и самооценка своих достижений в разных видах деятельности, значимость которых – учеба, спорт, какие-то любительские занятия – может быть совершенно разной. Это резко снижает значение отметки как стимула к учебе, но одновременно отражает рост самостоятельности, дифференциации интересов и т. д. Подростковые самоописания лучше организованы и структурированы, чем детские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однако неопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценки на самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречий сознания.

Повышение степени осознанности своих переживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе, эгоцентризмом, озабоченностью собой и тем впечатлением, которое индивид производит на окружающих, и, как следствие этого, застенчивостью. 

И так, говоря о подростковом периоде развития человека, мы всегда подразумеваем, что это сложный, трудный период. Трудность этого периода состоит не только в вышеперечисленных особенностях подросткового возраста, но в первую очередь, в кризисе подростковой идентичности, успешный выход из которого будет одним из важнейших условий формирования правильного, просоциального, неагрессивного поведения подростка в будущем.

    продолжение
--PAGE_BREAK--1.2Общая характеристика агрессии, типы агрессии.Специфика агрессии в подростковом возрасте.
В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку.  Но так, же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

                                  Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.


                                  Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу.


                                  Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы.

                                   Агрессия –физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи.[17, С.6-8]


Под агрессией, по Э. Фромму, следует понимать любые действия, которые причиняют или имеют намерение причинить ущерб другому человеку, группе людей или животному, а также причинение ущерба вообще всякому неживому объекту [14, С.363].


Агрессивность, по Р.С. Немову, понимается как враждебность — поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. [19]

В психологическом словаре под редакцией Зинченко предлагается следующее определение: Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).[7, С. 18]

Проявление агрессии весьма разнообразно.

Различают два основных типа агрессивных проявлений:

·        Враждебная агрессия

·        Инструментальная агрессия

О враждебной агрессии говорят в том случае, когда главной целью субъекта является причинение вреда, страданий жертве. Инструментальная агрессия описывает те случаи, когда индивид, нападая на других людей, преследует иные цели, нежели причинение вреда и страданий жертве. Агрессия в данном случае является не самоцелью, а средством достижения неких других целей, реализации различных желаний и потребностей личности.[14, С.363]


А. Басс, воспринявший ряд положений своих предшественников, разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий».[16,  С.241]

 А. Басс и А.Даркивыделили следующие виды агрессивных реакций:

                        Физическая агрессия (нападение)— использование физической силы против другого лица.

                        Косвенная агрессия-под этим термином понимают как агрессию, которая окольными путями направлена на другое лицо (злобные сплетни, шутки),  так и агрессию, которая ни на кого не направлена (взрыв ярости, проявляющийся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу ит.п.) Эти взрывы характеризуются ненаправленностью и неупорядоченностью.

                        Склонность к раздражению-готовность при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости.

                        Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угроза, проклятия, ругань).[19]

Теперь определим, что такое агрессивное действие и агрессивное поведение, агрессивность, т.к. часто в эти понятия вкладывают один и тот же смысл.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному.Агрессивное действие — это проявление агрессивности, как ситуативной реакции. Если же агрессивные действия периодично повторяются, то в этом случае следует говорить об агрессивном поведении.

Агрессивные действия выступают в качестве:

                        Средства достижения какой-нибудь значимой цели (инструментальная агрессия);

                        Как способ психической разрядки, замещения, удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности;

                        Как способ удовлетворения потребности в самореализации и самоутверждении.

Что касается агрессивного поведения, то это не прирожденная биологическая реакция, а одна из форм поведения, обусловленная социальными связями и отношениями (хотя и порицаемая правом и господствующей нравственностью).[17,С.17]


Сама же агрессивность подразумевает ситуативное, социальное, психологическое состояние непосредственно перед, или во время агрессивного действия.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность».


Понятие «агрессия» и «агрессивность» не синонимичны. Под аг-рессивностью в дальнейшем мы будем понимать свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, агрессия есть совокупность определенных действий, причиняющих ущерб другому объекту, тогда как агрессивность — это личностная особенность, выра-жающаяся в готовности к агрессивным действиям в отношении другого.[13, С.46]


Реан А.А., Бютнер К.  и  другие рассматривают некоторые случаи агрессивного проявления как адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги.[13, С.51]


В психологический словаре под редакцией Давыдова определено  состояние фрустрации — это психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности не нашедшей своего удовлетворения. Это состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: раздражением, отчаянием.В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации — агрессии, в которой  утверждается что:

              Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

              Агрессия всегда является результатом фрустрации.[10, С.42]


Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения.[10, С. 38 – 39]


Таким образом, агрессию можно рассматривать как биологически целесообразную форму поведения, которая способствует выживанию и адаптации. С другой стороны, агрессия расценивается как зло, как поведение, противоречащее позитивной сущности людей.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, можно выделить следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия— это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного     обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия — это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление, навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние  на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием    для подобного поведения.

Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые         психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления,  развернутую стадию, этап завершения, период  остаточных симптомов. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще.

    Поэтому очень часто агрессивное поведение подростка является для его   близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданным, ничем  не объяснимым.[12, С.3-18]

Многие агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения         правоохранительных и следственных органов и требующие, в силу своей    непонятности и причинной необоснованности, психиатрического анализа,  являются следствием личностного кризиса. Часто признаки разлада личности проявляются в виде болезненного отношения к восприятию собственного Я окружающими людьми, одиночества и оторванности от мира, несоответствия своего Я неким, зачастую ложным, идеалам, ощущения утраты целостности внутреннего мира сопутствуют жестокой агрессии.       

Внутри подросткового возраста, как у мальчиков, так и у девочек,       существуют возрастные периоды с более высоким и более низким уровнем       проявления агрессивного поведения. Так установлено, что у мальчиков имеются два пика проявления агрессии: 12 лет и 14-15 лет. У девочек также обнаруживаются два пика: наибольший уровень проявления агрессивного поведения отмечается в 11 лет и в 13 лет. [17, С.42-45]


Сравнение степени выраженности различных компонентов агрессивного поведения у мальчиков и девочек показало, что у мальчиков наиболее выражена склонность к прямой физической и прямой вербальной агрессии, а у девочек — к прямой вербальной и к косвенной вербальной.

Таким образом,   для мальчиков наиболее характерно не столько предпочтение агрессии по критерию «вербальная — физическая», сколько выражение ее в прямой, открытой форме и непосредственно с конфликтующим. Для девочек же характерно предпочтение именно вербальной агрессии в любых ее формах — прямой или косвенной.[14, С.371]


Говоря об особенностях агрессии в подростковом возрасте необходимо учитывать тот факт, что подросток растет в семье, семья является почти всегда основным фактором социализации, она же является главным источником живых примеров агрессивного поведения для большинства детей.

Становление агрессивного поведения у подростков — сложный процесс, в котором участвуют многие факторы. Агрессивное поведение определяется влиянием семьи, сверстников, а также массовой информации. Дети учатся агрессивному поведению, как посредством прямых подкреплений, так и путем наблюдения агрессивных действий, пытаясь пресечь негативные отношения между своими детьми, родители могут ненамеренно поощрять то самое поведение, от которого хотят избавиться. Родители, которые применяют крайние суровые наказания и не контролирующие занятия детей, могут обнаружить, что их дети агрессивны и непослушны.

Многочисленные исследования показали, что для семей, из которых выходят агрессивные дети, характерны особые взаимоотношения между членами семьи. Подобные тенденции психологами описаны как «цикл насилия», дети склонны воспроизводить те виды взаимоотношений, которые «практикуют» их родители по отношению друг к другу. Подростки, выбирая методы выяснения отношений с братьями и сестрами, копируют тактику разрешения конфликтов у родителей. Когда дети вырастают и вступают в брак, они используют отрепетированные способы разрешения конфликтов и, замыкая цикл, передают их своим детям, посредством создания характерного стиля дисциплины. Похожие тенденции наблюдаются и внутри самой личности (принцип спирали). Достоверно установлено, что жестокое обращение с ребенком в семье не только повышает агрессивность его поведения в отношении со сверстниками, но и способствует развитию склонности к насилию в более зрелом возрасте, превращая физическую агрессию в жизненный стиль личности.

Таким образом, на становление агрессивного поведения влияют степень сплоченности семьи, близости между родителями и ребенком, характер взаимоотношений между  братьями и сестрами, а также стиль семейного руководства. Дети, у которых в семье сильный разлад, чьи родители отчуждены и холодны, сравнительно более склонны к агрессивному поведению. Подростки получают сведения об агрессии также из общения со сверстниками. Они учатся вести себя агрессивно, наблюдая за поведением других детей (например, одноклассников). Однако те, кто очень агрессивен, скорее всего, окажутся тверженными большинством в классе. С другой стороны, эти агрессивные дети могут найти друзей среди других агрессивных сверстников. [12, С.3-18]
    продолжение
--PAGE_BREAK--1.3Межличностная  отношения и социальная перцепция подростков.


Межличностные отношения детей на протяжении всего периода их пребывания в школе развиваются и совершенствуются.

В подростковом возрасте у детей складываются две разные по своему значению для психического развития системы взаимоотношений: одна — с взрослыми, другая – со сверстниками. Обе они продолжают формироваться в средних классах школы. Выполняя одну и ту же общую социализирующую роль, эти две системы взаимоотношений нередко входят в противоречие друг с другом по содержанию и по регулирующим их нормам.

 Вовлечение подростка в орбиту уже не детских интересов побуждает его к инициативной перестройке взаимоотношений с окружающими людьми. Он сам начинает предъявлять повышенные требования к себе и ко взрослым, сопротивляется и протестует против обращения с ним как с маленьким. Подросток требует расширения  своих прав соответственно подчеркиваемым взрослыми людьми его обязанностям. Как реакция на недопонимание со стороны взрослого человека у подростка нередко возникают разного вида протесты, неподчинения, непослушания, которые в крайне выраженной форме проявляются в открытом неповиновении, негативизме. Если взрослый осознает причину протеста со стороны подростка, то он берет на себя инициативу в перестройке взаимоотношений, и эта перестройка осуществляется бесконфликтно. В противном случае возникает серьезный внешний и внутренний конфликт, кризис подросткового возраста, в который обычно в равной степени оказываются вовлеченными и подросток, и взрослый.  Конфликты между подростками и взрослыми возникают, в частности, по причине расхождения их мнений о правах и обязанностях детей и родителей, взрослых и детей. Важное условие предупреждения и преодоления конфликта, если он уже возник, — переход взрослого на новый стиль общения с подростком, изменение отношения к нему как к неразумному дитяти на отношение к подростку как ко взрослому. Это, в частности, означает максимально полную передачу подростку ответственности за свои поступки и предоставление ему свободы для действий.

В результате как раз в тот самый момент жизни, когда подросток более всего нуждается в понимании и поддержке со стороны взрослых, они утрачивают возможность оказывать на него влияние.

Снятию межличностного конфликта подростка и взрослого обычно способствует установление между ними доверительных, дружеских взаимоотношений, взаимного уважения. Созданию таких отношений помогает обращение к подростку с какими-либо серьезными просьбами в разных делах.

Отношения со сверстниками обычно строятся как равнопартнерские и управляются нормами равноправия, в то время как отношения с родителями и учителями остаются неравноправными. Поскольку общение с товарищами начинает приносить подростку больше пользы в удовлетворении его актуальных интересов и потребностей, он отходит от школы и от семьи, начинает больше времени проводить со сверстниками.

Обособленные группы сверстников в подростковом возрасте становятся более устойчивыми, отношения в них между детьми начинают подчиняться более строгим правилам. Сходство интересов и проблем, которые волнуют подростков, возможность открыто их обсуждать, не опасаясь быть осмеянными и находясь в равных отношениях с товарищами, — вот что делает атмосферу в таких группах более привлекательной для детей, чем сообщество взрослых людей. Наряду с непосредственным интересом друг к другу, который характерен для общения младших школьников, у подростков появляются два других вида отношения, слабо или почти не представленные в ранние периоды их развития: товарищеские (начало подросткового возраста) и дружеские (конец подросткового возраста). В старшем подростковом возрасте у детей встречаются уже три разных вида взаимоотношений, отличающихся друг от друга по степени близости, содержанию и тем функциям, которые они выполняют в жизни. Внешние эпизодические «деловые» контакты служат удовлетворению сиюминутных интересов и потребностей, глубоко не затрагивающих личность; общение на уровне товарищеских отношений способствует взаимообмену знаниями, умениями и навыками; устанавливающиеся дружеские связи позволяют решать некоторые вопросы эмоционально-личностного характера.

С переходом во вторую половину подростничества (примерно с 6 класса школы) общение подростков превращается в самостоятельный вид деятельности, занимающий достаточно много времени и выполняющий важную жизненную роль, причем значение общения со сверстниками для подростка, как правило, не меньше, чем все остальные его дела. Старшему подростку не сидится дома, он рвется к товарищам, проявляя явное стремление жить групповой жизнью. Это – характерная черта детей именно подросткового возраста, причем она проявляется у них независимо от степени развитости специальной потребности в общении – аффилиативной потребности. Неблагополучные личные взаимоотношения с товарищами воспринимаются и переживаются подростками очень тяжело, и в этом мы можем убедиться, знакомясь с акцентуациями характера, свойственными подросткам. Многими детьми этого возраста разрыв личных отношений с товарищами воспринимается как персональная драма. Для того чтобы завоевать друзей, привлечь к себе внимание товарищей, подросток старается сделать все возможное; иногда ради этого он идет на прямое нарушение сложившихся социальных норм, на открытый конфликт со взрослыми.[14, С.276]


На первом месте во взаимоотношениях подростков стоят товарищеские отношения. Атмосфера таких отношений базируется на «кодексе товарищества», который включает в себя уважение личного достоинства другого человека, равенство, верность, честность, порядочность, готовность прийти на помощь. Особенно в подростковых группах осуждаются эгоистичность, жадность, нарушения слова, измена товарищу, зазнайство, стремление командовать, нежелание считаться с мнениями товарищей. Такое поведение в группах сверстников-подростков не только отвергается, но нередко вызывает ответные реакции по отношению к нарушителю кодекса товарищества. Ему объявляют бойкот, отказывают в приеме в компанию, в совместном участии в каких-либо интересных делах.

В группах подростков обычно устанавливаются отношения лидерства. Личное внимание со стороны лидера особенно ценно для подростка, который не находится в центре внимания сверстников. Личной дружбой с лидером он всегда особенно дорожит и во что бы то ни стало стремится ее завоевать. Не менее интересными для подростков становятся близкие друзья, для которых они сами могут выступать в качестве равноправных партнеров или лидеров.

Сходство в интересах и делах является важнейшим фактором дружеского сближения подростков. Иногда симпатия к товарищу, желание дружить с ним являются причинами возникновения интереса к делу, которым занимается товарищ. В результате у подростка могут появляться новые познавательные интересы. Дружба активизирует общение подростков, за разговорами на разные темы у них проходит много времени, они обсуждают события в жизни их класса, личные взаимоотношения, поступки сверстников и взрослых, в содержании их разговоров бывает немало разнообразных «тайн».

Позднее, к концу подросткового возраста, появляется потребность в близком друге, возникают особые нравственные требования к дружеским взаимоотношениям: взаимная откровенность, взаимопонимание, отзывчивость и чуткость, умение хранить тайну. «Родство душ» становится с возрастом все более значимым фактором, определяющим личные взаимоотношения подростков. Овладение нравственными нормами составляет важнейшее личностное приобретение подросткового возраста.

К концу этого возраста у подростков возникает интерес и к другу противоположного пола, стремление нравится и, как следствие этого, появляется повышенное внимание к своей внешности, одежде, манере поведения. Вначале интерес к человеку другого пола нередко приобретает характерное для подростков необычное внешнее выражение. Мальчишки начинают задирать девчонок, они в свою очередь жалуются на мальчишек, сами доставляют им неприятности, однако такое повышенное взаимное «внимание» со стороны сверстников тем и другим доставляет, по-видимому, явное удовольствие. Позднее характер межполовых отношений меняется, появляется застенчивость, скованность и робость, иногда сопровождаемые сохранением «странной» внешней атрибутики в поведении: напускное равнодушие, презрительное отношение к сверстнику противоположного пола и т.п. Все эти симптомы характерны для детей, обучающихся уже в 5-6 классах. В это время девочек, которые в подростковом возрасте начинают ускоренно физически развиваться, уже волнует, кто и кому нравится, кто на кого и как смотрит, кто с кем дружит и др.

С возрастом межличностные отношения дифференцируются. С одной стороны, быстро расширяется круг общения, растет число и удельный вес внеклассных и внешкольных друзей, с другой – происходит заметная дифференциация межличностных отношений в самом классном коллективе. Как показывают социометрические исследования Я.Л. Коломинского, А.В. Киричука, Х.Й. Лийметса и других педагогов и психологов, более резкой становится разница в положении «звезд» и «отвергаемых» или «изолированных». Особенно сложным кажется положение последних. [22]

Критерии, определяющие социометрический  статус подростка, очень многообразны, следовательно, социальная перцепция тоже обуславливается по-разному.

Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание. Неблагоприятное положение в классном коллективе — одна из главных причин преждевременного ухода старшеклассников из школы, причем, такие юноши часто попадают под дурное влияние вне школы.

Социальная перцепция — это  восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.п.). Термин социальная перцепция ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула — объекта, но и прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, значимости ситуации и т. д.[21]


Я.Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростов:

— тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

— эгоцентрическая нивелировка – тенденция приписывать членам группы статус либо равный своему, либо более низкой;

-ретроспективная оптимизация — тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах (Я.Л. Коломинских1976)

Очевидно существует и обратная связь. Изолированность трудного подростка в классе может быть не только причиной, но и следствием того, что он стоит в стороне от коллектива, пренебрегает его целям и нормам поведения и т.д.[14, С.276]


И так, общение — один из важнейших факторов возникновения, развития и укрепления познавательных интересов у растущего человека. Особенно это относится к общению со сверстниками. [6, С.8-12] Высокий уровень благополучия межличностных отношений возможен при условии благоприятного психологического климата в коллективе.Чем бы ни определялся социальный статус подростка в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на поведение и самосознание.


    продолжение
--PAGE_BREAK--Часть 2. Эмпирическое изучение влияния степени агрессивности на межличностные отношения и социальную перцепцию подростков 2.1 Программа эмпирического исследования
Исследование проводилось на базе  Вочевской СОШ Усть–Куломского района Республики Коми. В ходе экспериментального изучения особенностей межличностных отношений и социальной перцепции подростков в зависимости от степени выраженности агрессии было исследовано 37 школьников 6-7 классов в возрасте 12-14 лет.

Цельюпроведения исследования явилось эмпирическое изучение особенности межличностных отношений и социальной перцепции подростков в зависимости от степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

1) выбор методов исследования

2) изучение основных видов агрессии и степени выраженности различных форм  агрессии у детей подросткового возраста.

3) изучение оценки отношений подростка с классом

4) выяснение положения школьника в межличностных отношениях

5) обработка полученных данных

6)проведение анализа полученных результатов исследования.

7)подведение итогов исследования, выводы.

Для проверки гипотезы исследования были выбраны методики:

1.     Диагностика агрессивных реакций «Личностный опросник  Басса-Дарки» (Приложение 1)

Цель: изучение основных формагрессии и степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста.

2. Методики изучения межличностных отношений и социальной перцепции:

Анкета «Оценка отношений подростка с классом» (Приложение 2)

Цель: выявление три возможных «типа» межличностного восприятия индивидом группы (индивидуалистический, прагматический, коллективистический).

«Социометрическая методика» (Приложение 2)

Цель: выяснение положения школьника в межличностных отношениях и структура межличностных отношений.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено исследование в несколько этапов:

На первом этапе было изучение основных формагрессии и степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста.

На втором этапе изучение межличностных отношений и социальной перцепции подросткового возраста.

На третьем этапе — сопоставление результатов, полученные на первом и втором этапах, то есть изучили зависимость межличностных отношений и социальной перцепции подростков от основных формагрессии и степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста.


2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
На первом этапе исследования была проведена методика «Личностный опросник  Басса-Дарки» диагностика основных основных формагрессии и степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста[13].

Результаты, полученные при проведении этой методики, представлены в Приложении 3  Обобщенные данные приведены в таблице 1:

Таблица 1.

Результаты изучения степени выраженности агрессивности у детей подросткового возраста.

Степень агрессивности

кол-во испытуемых

выраженная

менее выраженная

невыраженная

37

11

10

16

100%

30%

27%

43%



На основании полученных результатов нами были выделены следующие группы испытуемых:

Из 37 испытуемых у 11 (30%) подростков выявилась выраженная степень агрессивности. У 10 (27%) подростков менее выраженная степень агрессивности, 16 (43%) подростков вошли в группу с невыраженной степенью агрессивности, что показывает о проявлении в классном коллективе разной степени агрессивности.

Также были изучены формы проявления  агрессии у детей подросткового возраста, что характеризует о проявлении в классном коллективе разных  форм агрессии у групп с разнойвыраженной степенью агрессивности, которые представлены в таблице 2.                                                                      

Таблица 2

Результаты изучения форм  агрессии у детей подросткового возраста (в %)

                                                      

Преобладание формы агрессии

1 группа

2 группа

3 группа

физическая

36,4



56,3

раздражение

63,6

30

12,5

вербальная

100

70

43,7

В  группе 1 наиболее выражены вербальная агрессия — 100%.  Это характеризует группу, какболее расположенному к выражению  агрессивности словесными формами, выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), чем использование физической силы против другого лица.Раздражение — 63.6%, что характеризуется  готовностью при малейшем возбуждении к проявлению вспыльчивости, резкости, грубости. И менее проявляются физическая агрессия 36,4%.

В  группе 2 преобладает вербальная форма агрессии — 70%,  менее выражено раздражение 30%, физическая форма агрессии не проявляется. 

В группе 3 более выражены физическая –56,3% и вербальная агрессии- 43,7%, это говорит о том, что представители данной группы склонны проявлять агрессии, характеризующие физические и словесные формы их проявления.

Таким образом,по сравнению с группами  2 и 3, подросткам  группы 1 более выражены все формы проявления агрессии, что говорит о более высокой степени проявления агрессивных реакций в данной группе.

Результаты изучения «типа» межличностного восприятия индивидом группы с разной степенью агрессивности представлены в таблице 3.( Приложении 4).
Таблица 3

Результаты изучениятипа восприятия индивидом группы



индивидуалистический

прагматический

коллективистический

Группа 1

45,5%

36,4%

18%

Группа 2

20%

0%

80%

Группа 3

43,7%

31,3%

25%



Выявление трех возможных «типов» межличностного восприятия индивидом группы (индивидуалистический, прагматический, коллективистический), показало, что в группе 1 преобладающим типом восприятия индивидом группы выступает индивидуалистический тип восприятия 5(45.5%), это  говорит о группе, где индивид воспринимает ее как помеху своей деятельности или относится к ней нейтрально. Группа не представляет собой самостоятельной ценности для индивида. Это проявляется в уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов.

Менее всего выражен прагматический тип восприятия индивидом группы — 2(18%), что выражает о восприятии индивидом группу как средство, способствующее достижению тех или иных индивидуальных целей. При этом группа воспринимается с точки зрения ее «полезности» для индивида. Отдается предпочтение более компетентным членам группы, способным оказать помощь, взять на себя решение сложной проблемы или послужить источником необходимой информации.

 Меньше всего выражен коллективистический тип восприятия индивидом группы — 2 (18%), где индивид воспринимает группу как самостоятельную ценность. На первый план для него выступают проблемы группы и отдельных ее членов, наблюдается заинтересованность как успеха каждого члена группы, так и группы в целом, стремлением внести свой вклад в групповую деятельность. Проявляется потребность в коллективных формах работы.

Для группы 2 коллективистический тип восприятия является наиболее выраженным 8(80%), индивидуалистический менее выраженным 2(20%), и прагматический тип практически не выражается.

В группе 3 индивидуалистический и прагматический тип восприятия индивидом группы являются наиболее выраженными.

Итак, как видно из анализа изучения «типа» межличностного восприятия индивидом группы с разной степенью агрессивности, в группах 1 и 3 индивидуалистический  и прагматический тип являются преобладающими, что может охарактеризовать ее как группу, не представляющая собой самостоятельной ценности для индивида, уклонении от совместных форм деятельности, в предпочтении индивидуальной работы, в ограничении контактов. В такой группе прежде всего, личные цели ставятся на первое место, чем общие, коллективные.

В группе 2 коллективистический тип восприятия является наиболее выраженным. Это значит, индивид ставит группу на первое место, решая ее проблемы, стремлением внести свой вклад в групповую деятельность, участвовать в ее развитии, ставить общие цели, выдвигать новое, строить планы. В результате, у индивида развивается уверенность в себе, стимулируется самоуправление, он охотно берет на себя поручения и, в основном, выполняет их добросовестно, проявляется живой интерес к проводимым мероприятиям, развивается позитивная внутренняя мотивация деятельности.  Такая группа, отличается общительностью и доверительностью взаимоотношений.

Следующая методика на этом  этапе методика «Социометрия», которая проводилась в 2 этапа для более точных результатов исследования, цель которой — выяснение положения школьника в межличностных отношениях, мотивов, влияющих на выбор  предпочитаемых и менее предпочитаемых представителей группы. Результаты изучения социометрического опроса, проведенные в 2 этапа  и социоматрицы в приложении 5. Обобщенные данные,  приведены  в таблице 4.

Таблица 4

Положение школьника в межличностных отношениях по статусу в группах с разной степенью агрессивности

Критерии

Группа 1

Группа 2

Группа 3

статусные группы учащихся

Количество чел.

%

Количество чел.

%

Количество чел.

%

Звезды

1

9,09

7

70

7

43,5

Предпочитаемые

2

18,2

2

20

2

12,5

Пренебрегаемые

8

72,7

1

10

7

43,5



Для исследования были подготовлены критерии, измеряющие статус школьника в межличностных отношениях, вопросы, определяющие мотивы, влияющих на выбор предпочитаемых и менее предпочитаемых представителей в классе. ( Приложение 2)

На основании ответов учащихся были составлены социоматрицы (Приложение 5.)  Приведенные данные, показывают, что в классе в группу 1 в «Звезды» в  попадает 1 (9,09%) ученик,  в  группе 2 в «Звезды» вошли — 7(70%) представителей, это доказывает о том, что ученики в группе 2 находятся в более благоприятном положении по статусу в  межличностных отношениях в классе по сравнению с группой 1.  В данной группе более представительны статусы, как «Пренебрегаемые» 8 чел. (72,7%), что может зависеть от обстоятельств и мотивов выбора того или иного представителя группы. Это характеризует о том, что личности могут влиять друг на друга по-разному, и положительно и отрицательно, что непосредственно влияет на структуру занимать определенный статус в группе, выражает менее благоприятный психологический климат в межличностных отношениях к  данной группе классом.  В группе 3 «Звезды» и «Пренебрегаемые» набрали одинаковое количество выборов  7(43,5%), что говорит о том, что в ней психологический климат в менее  благоприятный по сравнению с группой 2.

В группе 2 статус «Предпочитаемые» 2(20%) является более оптимальным по сравнению к статусу «Пренебрегаемые» 1(10%) что менее выражено, это характеризует о благоприятном психологическом климате в межличностных отношениях к  данной группе классом.

Также были определены индексы психологической взаимности в группах:

В группе 1 индекс психологической взаимности оказался — 0,1. Это выражает менее благоприятный психологический климат в межличностных отношениях и  уровень сплоченности членов в этой группе.

В группе 2 индекс — 0,5, что может также подтверждать о более благоприятных отношениях и высокой сплоченности членов в этой группе.

В группе 3 индекс- 0,1. Это также выражает менее благоприятный психологический климат в межличностных отношениях и уровень сплоченности членов в этой группе.

И так, в группах 1 и 3 индекс психологической взаимности оказался ниже по сравнению с  группой 2.

Также  нас интересовало не только количество выборов, но и мотивы, (Приложение 6) влияющих на выбор предпочитаемых и менее предпочитаемых представителей в классе и  в трех  группах.

Таблица 6

Мотивы выборов учащихся в группе с разной степенью агрессии

Мотивы выбора

Группа 1 %

Группа 2 %

Группа 3 %

Дружбы

90,9

100

93,8

Черты характера

81,8

80

50

Общие интересы



30

18,8

Симпатия

55

30

38

Учебные

36,4

30

25

Просоциальные

36,4

60

56,3

Родственные отношения

27,3





Анализируя мотивы выборов учащихся в классе с разной степенью агрессивности, можно сделать вывод о том, что в разных группах почти одинаково превалируют мотивы дружбы (100%) в группе 2, (90,9%) в  группе 1, (90,9%) в  группе 3, и мотивы, выражающие черты характера, (81,8%) в  группе 1 (80%)в группе 2, что выражает  в какой-то мере сплоченность группы, интерес к  взаимодействию, сотрудничеству.  Просоциальные  мотивы более выражены в  группе 3 (56,3%), в группе  2 (60%) и менее в группе 1 (36,4 %), что говорит о таком качестве группы, как прибегание к взаимопомощи, уважения, взаимовыручки, взаимопонимания и т.д. Также определены  мотивы, как родственные отношения, отношения к учебе, симпатии, что больше всего выражено в группе 1 (55 %),  и общих интересов, что показывает о том, что нет четких отличительных  критериев выделения  классом того или иного представителя среди групп с разной степенью агрессивности при определении мотивов их выбора, все участники, наоборот,   в какой-то мере выражают сплоченность группы, стремление к общению, к сотрудничеству, уважения другого члена группы, эмпатии и т.д. Вместе с тем, судя по мотивам выбора, стремление к сотрудничеству у ребят налицо.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.