Содержание
Введение
Глава 1. Теоретическое изучениеособенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятиеобщения
1.2 Характеристикадетей старшего дошкольного возраста
1.3 Особенностиобщения детей 6 лет
1.4 Глава2 Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольноговозраста2.1 Подбор методик к исследованию
2.2 Проведение исследования и анализаполученных данных
2.3 Анализ результатов исследования
Рекомендации
Заключение.
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность проблемы.
Проблема развитияобщения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивноразвивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многихдругих проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-хгодах привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору инеобходимому условно-социального и психологического развития ребенка,способствующему разрушению эгоцентризма. Однако в те годы, это положение Ж.Пиаже не имея, особого резонанса в психологической литературе и осталось науровне общего предложения. Общение — это очень важная составляющая жизниребёнка и то, на сколько, он овладеет способами общения, от этого будетзависеть его успешность в процессе взросления. [2, с.34]
По словам С. Л.Рубинштейна «…первейшее из первых условий жизни человека – это другой человек.Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческойжизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к другимлюдям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизничеловека. Отношение к другому является центром духовно-нравственногостановления личности и во многом определяет нравственную ценность человека».[5, с.73]
Концептуальные основыразработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С.Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б.Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже идругих отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение какважное условие психического развития человека, его социализации ииндивидуализации, формирования личности.
Поэтому, цельюнашей работы является: изучение особенностей общения детейстаршего дошкольного возраста со сверстниками.
Объектнашего исследования – общение дошкольников.
Предмет исследования– процесс общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками.
Гипотеза:мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общение неприобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательныепредпочтения.
Задачи:
1. Теоретическоерассмотрение проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Изучениепонятия общения.
3. Характеристикадетей старшего дошкольного возраста.
4. Развитиеобщения детей 6 лет со сверстниками.
5.Экспериментальноисследовать особенности общения старших дошкольников со сверстниками.
6.Обобщение исистематизирование полученных сведений.
Для достиженияпоставленной цели и задач нами были использованы следующие методы научногоисследования:
— теоретический анализпсихолого-педагогической литературы;
— методы массовогосбора материала (беседы, наблюдения);
— диагностическиеметоды;
— психолого-педагогический эксперимент.
Работа состоит изведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы и приложения. Впервой главе освещается проблема развития общения старших дошкольников сосверстниками. Вторая глава заключается в предоставлении данных исследования, ихобработке и анализе.
Глава 1. Теоретическоеизучение особенностей общения детей старшего дошкольного возраста
1.1 Понятие общения
Определение общениянеобходимо, в первую очередь, потому, что сам термин широко употребляется врусской бытовой повседневной речи, где имеет интуитивно понимаемое, но научноне определенное значение. Такое определение требуется еще и потому, что внаучной литературе смысл термина «общение» зависит от теоретических позицийисследователей, которые его употребляют. [5, с.85]
Природа общения, егоиндивидуальные и возрастные особенности, механизмы протекания и изменения сталипредметом изучения философов и социологов (Б. Д. Парыгин, И. С. Кон), психолингвистов(А. А. Леонтьев), специалистов по социальной психологии (Б. Ф. Поршнев, Г. М.Андреева), детской и возрастной психологии (В. С. Мухина, Я. Л. Коломинский).Однако разные исследователи вкладывают в понятие общения далеко не одинаковыйсмысл.
Так, Н. М. Щелованов иН. М. Аксарина называют общением ласковую речь взрослого, обращенную кмладенцу; М. С. Каган считает правомерным говорить об общении человека сприродой и с самим собой.
Одни исследователи (Г.А. Балл, В. Н. Брановицкий, А. М. Довгчлло) признают реальность взаимоотношенийчеловека с машиной, в то время как другие полагают, что «разговор об общении снеодушевленными предметами (например, с ЭВМ) имеет только метафорический смысл».Известно, что и за рубежом предложено множество дефиниций общения. Так,ссылаясь на данные Д. Денса, А. А. Леонтьева сообщает, что только ванглоязычной литературе уже к 1969 году было предложено 96 предложений понятияобщения. [9, с.361]
Общение – это сложный имногогранный процесс, который может выступать в одно и то же время как процессвзаимодействия индивидов и как информационный процесс, как отношение людей другк другу и как процесс их взаимовлияния друг на друга, как процесс сопереживанияи взаимного понимания. [2, с.35]
Субъектами общенияявляются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живыхсуществ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным,связанным вербальными и невербальными актами.
Для общения характернотакже то, что здесь каждый участник выступает как личность, а не как физическийпредмет, «тело». [3, с.268] Обследование врачом пациента, находящегося в бессознательномсостоянии, не общение. Общаясь, люди настроены на то, что партнер им ответит, ирассчитывают на его отзыв. На эту особенность общения обращают внимание А. А.Бодалев, Е. О. Смирнова и другие психологи. На этом основании Б. Ф. Ломовутверждает, что «общение есть взаимодействие людей, вступающих в него каксубъекты», и чуть дальше: «Для общения необходимы, по крайней мере, двачеловека, каждый из которых выступает именно как субъект». Общение –взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование иобъединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общегорезультата.
Мы согласны со всеми,кто подчеркивает, что общение есть не просто действие, но именновзаимодействие: оно осуществляется между участниками, из которых каждый равноявляется носителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
Понятие общения близкосоотносится с понятием коммуникации. Акт общения оценивается и анализируется последующим компонентам: адресат — субъект общения, адресант — кому направленосообщение; сообщение — передаваемое содержание; код — средства передачисообщения, канал связи и результат — что достигнуто в итоге общения. [5, с.294]
Данный подходпредставлен в работах Ч. Осгуда, Дж. Миллера, Г.М. Андреевой, Ю.А. Шерковина идругих. Это системно-коммуникативно-информационный подход.
Другой распространенныйподход к общению, рассматривая его как психологическую категорию, мыинтерпретируем его как деятельность, и потому синонимом общения является длянас термин коммуникативная деятельность.
Следовательно,существует несколько подходов к пониманию общения. Наиболее целесообразнорассматривать общение как неразрывное единство общения и деятельности. [3,с.149]
Разработано нескольконеодинаковых теорий деятельности. Наибольшее признание из них получили концепцииС. Л. Рубинштейна, Б. Г. Ананьева, Л. С. Выготского, А. Н Леонтьева.
Выделяют следующиестороны общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную. Эти стороныобщения проявляются одновременно. Коммуникативная сторонапроявляется в обмене информацией, интерактивная — в реализациивзаимодействия партнеров общения при условии однозначного кодирования идекодирования ими знаковых (вербальных, невербальных) систем общения, перцептивная — в «прочтении» собеседника за счет таких психологических механизмов, каксравнение, идентификация, апперцепция, рефлексия. [5, с.137]
Наиболее универсальноесредство человеческого общения – язык и речь. Язык – это основнаясистема, при помощи которой мы кодируем информацию, и является основныминструментом коммуникации. С помощью языка осуществляется познание мира, вязыке объективируется самопознание личности. Язык существует и реализуетсячерез речь.
В речевом общении имеютзначение такие особенности, как:
ü Значение,смысл слов, фраз. Играют важную роль точность употребления слов, еговыразительность, доступность, правильность произношения звуков, гибкость ивыразительность интонации.
ü Речевыезвуковые явления: темп речи, модуляция голоса, тональность, ритм, тембр,интонация, дикция.
ü Выразительныекачества голоса.
ü Кнеречевому воздействию относятся мимика, пантомимика, жесты, также расстояние,на котором общаются собеседники. [24, с.268]
ü Монологическоеобщение предусматривает межличностное общение неравноправных, не обладающихравной активностью партнеров. Диалог, напротив, предполагает сопрягаемость иодновременность действий; сменяемость позиций воздействующего и отражающего,взаимную интеллектуально-волевую активность; обменный характер действий. [24,с.269]
Выделяется дверазновидности монологического общения: императив и манипуляция.
ü Ролевоеобщение предполагает ту или иную форму регламентации содержания, средствобщения; общение осуществляется с позиций соответствующих социальных ролей.Личностное общение возможно при знании личности партнера, умении предвидеть егореакции, интересы, убеждения, отношение. [24, с.231]
ü Ритуальноеобщение – чаще всего пролог к построению отношений, однако оно может выполнятьи самостоятельные функции в жизни современного человека: укреплениепсихологической связи с группой, повышение самооценки, демонстрация своихустановок и ценностей, то есть в ритуальном общении человек подтверждает своесуществование в качестве члена общества той или иной важной группы. По своейсути оно ролевое. Отличительная особенность ритуальных отношений состоит в ихбезличности.
ü Диалогическоеобщение – это равноправное субъект субъектное взаимодействие, имеющее цельювзаимное познание, самопознание и саморазвитие партнеров по общению.
ü Отношения,на которые социальные нормы и правила оказывают не выраженное, косвенноевлияние можно охарактеризовать как непосредственное, контактные, а тип общенияих создающего – межличностным типом общения.
Таким образом, общениемноголико; включает много форм, видов. До сих пор не существует единства втолковании понятия «общение», его механизмов. Это порождает различные подходы кизучению общения, однако, практически все исследователи отмечают, что безчеловеческого общения невозможно полноценное развитие ребенка; общение — важнейший фактор формирования личности, так же общение – это наилучший путь длятого, чтобы познать себя.
1.2 Характеристика детейстаршего дошкольного возраста
В старшем дошкольномвозрасте (5,5 – 7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всехфизиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой,эндокринной, опорно-двигательной. [23, с.73] Ребенок быстро прибавляет в ростеи весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшейнервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнегоребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека.Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности кпереходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивныеумственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьнымобучением. [23, с.85]
Старший дошкольныйвозраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизниначинают формироваться новые психологические механизмы деятельности иповедения.
В этом возрастезакладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структурамотивов; зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении ипризнании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть«взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активнопроявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время –стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляетсяпотребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическиминормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основапроизвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальныхценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуацияхон уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так какхочется в данный момент, а так как «надо» (хочется посмотреть «мультики», номама просит поиграть с младшим братом или сходить в магазин; не хочется убиратьигрушки, но это входит в обязанности дежурного, значит, это надо делать и т.д.).
Старшие дошкольникиперестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менеепонятными для окружающих. Причиной таких изменений является дифференциация(разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. [24, с.64]
Одним из важнейшихдостижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального«Я», формирование внутренней социальной позиции. В ранние периоды развития детиеще не отдают себе отчета в том, какое место они занимают в жизни. Поэтомуосознанное стремление измениться у них отсутствует. Если новые потребности,возникающие у детей этих возрастов, не находят реализации в рамках того образажизни, который они ведут, это вызывает неосознанный протест и сопротивление.
В старшем дошкольномвозрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое положение онзанимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания.Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более«взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для негосамого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» изпривычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес кдошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения этопрежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника ик учению как новой социально значимой деятельности («В школе — большие, а вдетском садике — только малыши»), а также в желании выполнять те или иныепоручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником всемье. [8, с.137]
Появление такогостремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникаетна том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только каксубъекта действия, но и как субъекта в системе человеческих отношений. Еслипереход к новому социальному положению и новой деятельности своевременно ненаступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности [23, с.72].
Ребенок начинаетосознавать свое место среди других людей, у него формируется внутренняясоциальная позиция и стремление к соответствующей его потребностям новойсоциальной роли. Ребенок начинает осознавать и обобщать свои переживания,формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху инеудаче в деятельности (одним свойственно стремление к успеху и высокимдостижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).
Под словом«самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознаниичеловека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. Всамосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную — знанияи представления о себе (Кто я?) — и оценочную, или самооценку (Какой я?). [9,с.275]
Содержательный иоценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякоесуждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку.Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают иопределенным отношением к себе.
В процессе развития уребенка формируется не только представление о присущих ему качествах ивозможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление отом, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального«Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считаетсяважным показателем эмоционального благополучия. [20, с.147]
Оценочная составляющаясамосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, егосамооценку.
Положительнаясамооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности иположительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе.Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативноеотношение к своей личности.
В старшем дошкольномвозрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать своюдеятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями иоценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возрастастановится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видахдеятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычныхвидах деятельности их самооценка завышенная. [21, с.93]
Заниженная самооценка удетей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.
Причины индивидуальныхособенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразнымдля каждого ребенка сочетанием условий развития.
Одно из важнейшихусловий развития самосознания в дошкольном возрасте — расширение и обогащениеиндивидуального опыта ребенка. Говоря об индивидуальном опыте, в данном случаеимеют в виду совокупный результат тех умственных и практических действий,которые ребенок сам предпринимает в окружающем предметном мире. [23, с.241]
Также важным условиемформирования самосознания является умственное развитие ребенка. Это, преждевсего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщатьсвои переживания.
Если в ранние периодыразвития восприятие ребенком своих действий и действий других людей имеетнепроизвольный характер и в результате ребенок неосознанно подражает поведениюокружающих, то в старшем дошкольном возрасте наблюдение становитсяцеленаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память.Это первый возраст, лишенный детской амнезии. Тот факт, что ребенок начинаетпомнить последовательность событий, в психологии называют «единством и тождеством«Я»». Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостностии единстве самосознания.
В старшем дошкольномвозрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когдаребенок начинает осознавать свои переживания и понимать, что значит «Ярадуюсь», «Я огорчен», «Я сердит», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старшийдошкольник не только осознает свои эмоциональные состояния в конкретнойситуации (это может быть доступно и детям 4-5 лет), возникает обобщениепереживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько разподряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответилна занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценкасвоих возможностей в этом виде деятельности («Я это не умею», «У меня так неполучится», «Со мной никто не хочет играть»). В старшем дошкольном возрастеформируются предпосылки рефлексии — способности анализировать себя и своюдеятельность. [20, с.65]
В старшем дошкольномвозрасте ребенок имеет относительно богатый собственный опыт, обладаетспособностью наблюдать и анализировать действия и поступки других людей и своисобственные. В привычных ситуациях и знакомых видах деятельности оценкиокружающих (детей и взрослых) принимаются старшим дошкольником только в томслучае, если они не противоречат его личному опыту. Такое сочетание факторовразвития самосознания характерно не для всех детей, фактически достигшихстаршего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень психического развитиякоторых соответствует переходному периоду — кризису семи лет.
Таким образом, старшийдошкольный возраст — это сложный многогранный процесс развития ребенка, запериод которого ребенок проходит большой путь в овладении социальнымпространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях свзрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльноговзаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может действовать всоответствии с этими правилами.
1.3 Особенности общениядетей 6 лет
В дошкольном возрастемир ребёнка уже не ограничивается семьёй. Значимые для него люди теперь — этоне только мама, папа или бабушка, но и другие дети, сверстники. И по меревзросления малыша все важнее для него будут контакты и конфликты сосверстниками. Практически в каждой группе детского сада разворачивается сложныйи порой драматичный сценарий межличностных отношений детей. Дошкольники дружат,ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу, а иногда делаютмелкие «пакости». Все эти отношения остро переживаются ребенком и окрашенымассой разнообразных эмоций. [24, с.174]
Исследования Н.И.Ганощенко и И.А. Залысина показали, что в состоянии возбуждения дети зрительнов два раза, а с помощью речи в три раза чаще обращались к сверстнику, чем квзрослому. В общении со сверстниками обращение старших дошкольников становитсяэмоциональнее, чем в контактах со взрослыми. Дошкольники активно обращаются ксверстникам по самым различным причинам.
Эмоциональнаянапряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем средивзрослых. Родители и воспитатели иногда не подозревают о той богатейшей гаммечувств и отношений, которую переживают их дети, и, естественно, не придаютособого значения детским дружбам, ссорам, обидам. [17, с.216]
Между тем опыт первыхотношений со сверстниками и является тем фундаментом, на котором строитсядальнейшее развитие личности ребёнка. От стиля общения, от положения средисверстников зависит, насколько ребенок чувствует себя спокойным, удовлетворенным,в какой мере он усваивает нормы отношений со сверстниками. Этот первый опыт вомногом определяет отношение человека к себе, к другим, к миру в целом, и далеконе всегда он положительный. У многих детей уже в дошкольном возрастеформируется и закрепляется негативное отношение к окружающим, которое можетиметь весьма печальные отдаленные последствия. В общении детей весьма быстроскладываются отношения, в которых появляются предпочитаемые и отвергаемыесверстники. «За радость общения» ребенок тратит много энергии на чувства,связанные с успехом идентификации и страданиями отчуждения.
Вовремя определитьпроблемы в межличностных отношениях и помочь ребёнку преодолеть их — важнейшаязадача родителей. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологическихпричин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей.[18, с.53] Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка сосверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляютмалыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивныхпереживаний человека. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнкатребует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знанияпсихологических особенностей и закономерностей развития общения детей.
Общение со сверстниками– жесткая школа социальных отношений.
К 6-7 годам у детейснова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способенк внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь исейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятсясвоими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам другихдетей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном для наспонимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками. Дети могутдолго просто разговаривать (чего не умели в младшем дошкольном возрасте), несовершая при этом никаких практических действий. [15, с.71] Существенноменяются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбностьи эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников.Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников иэмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры онистремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход. Есличетырех-пятилетние дети вслед за взрослым охотно осуждают действия сверстников,то шестилетние, напротив, защищают товарища или даже могут поддержать его«противостояние» взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало вобщении детей сохраняется.
Однако наряду с этим устарших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки,промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. Дети этоговозраста уже не только рассказывают о себе, но и обращаются с вопросами ксверстнику: им интересно, что он хочет делать, что ему нравится, где он был,что видел. В этих наивных вопросах отражается зарождение бескорыстного,личностного отношения к другому человеку. К шести годам у многих детейвозникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то.Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как впятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так инеудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолетоксвидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средствомсамоутверждения и сравнения с собой, не только предпочитаемыми партнерами. Напервый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной иинтересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает. Родители,конечно же, должны поддерживать у детей такое отношение к одногодкам, личнымпримером учить заботе о других и серьезно относиться к детским привязанностям.
К концу дошкольноговозраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности,появляются первые ростки дружбы. Дошкольники собираются в небольшие группы (по2-3 человека) и оказывают явное предпочтение своим друзьям. Споры и проблемывозникают в основном в связи с тем, «кто с кем дружит», или «водится». Ребенокможет серьезно переживать отсутствие взаимности в таких отношениях.Психологическая помощь родителей в данном случае очень важна. Ребенкунеобходимо с кем-то поделиться своими бедами, высказать свои обиды. Серьезное исочувственное отношение близких взрослых, их совет, поддержка помогут ребенкупережить эти первые переживания и найти себе друзей. Тем более что детиссорятся и мирятся очень легко и, как правило, быстро забывают обиды. Такова вобщих чертах возрастная логика развития отношения к сверстнику в дошкольномвозрасте. [23, с.195] Однако она далеко не всегда реализуется в развитииконкретных детей. Широко известно, что существуют значительные индивидуальныеразличия в отношении ребёнка к сверстникам, которые во многом определяют егосамочувствие, положение среди других и, в конечном счёте, особенностистановления личности.
Так же к 6-7 годам удетей дошкольного возраста значительно возрастает доброжелательность ксверстникам и способность к взаимопомощи. [20, с.93] Конечно, конкурентное,соревновательное начало сохраняется уже на всю жизнь. Однако наряду с этим вобщении старших дошкольников постепенно обнаруживается и умение видеть впартнере не только его ситуативные проявления: что у него есть и что он делает,но и некоторые психологические аспекты существования партнера: его желания,предпочтения, настроения. Дошкольники теперь не только рассказывают о себе, нои обращаются с вопросами к сверстнику: что он хочет делать, что ему нравится,где он был, что видел и т. п. Пробуждается интерес к личности сверстника, несвязанный с его конкретными действиями.
К 6 годам у многихдетей значительно возрастает эмоциональная вовлеченность в деятельность ипереживания сверстника. Детям важно, что и как делает другой ребенок (во чтоиграет, что рисует, какие книжки смотрит), не для того, чтобы показать, что ялучше, а просто так, потому что этот другой становится интересен сам по себе.Иногда даже вопреки принятым правилам они стремятся помочь другому, подсказатьему правильный ход или ответ. Если 4-5-летние дети охотно, вслед за взрослым,осуждают действия сверстника, то 6-летние мальчики, напротив, могутобъединяться с товарищем в своем «противостоянии» взрослому, защищать илиоправдывать его. Например, когда взрослый негативно оценил одного мальчика(вернее, его постройку из конструктора), другой мальчик встал на защиту своеготоварища: «Он хорошо умеет строить, он просто еще не закончил, вот подождите, иу него все хорошо получится». [21. с.157]
Все это свидетельствуето том, что мысли и действия старших дошкольников направлены не только наположительную оценку взрослого и не только на подчеркивание собственныхпреимуществ, но и непосредственно на другого ребенка, на то, чтобы ему былолучше.
Многие дети ужеспособны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесника. Так, они,например, радуются, когда воспитатель в детском саду хвалит их товарища, ирасстраиваются или пытаются помочь, когда у него что-то не получается.Сверстник, таким образом, становится для ребенка не только средствомсамоутверждения и предметом сравнения с собой, не только предпочитаемымпартнером, но и самоценной личностью, важной и интересной, независимо от своихдостижений и своих игрушек.
Дети начинаютинтересоваться тем, что переживает и предпочитает другой ребенок. Сверстниктеперь уже не только объект для сравнения с собой и не только партнер поувлекательной игре, но и самоценная, значимая человеческая личность со своимипереживаниями и предпочтениями. [15, с.206]
В старшем дошкольномвозрасте дети все чаще специально что-то делают для сверстника, чтобы помочьему или как-то сделать ему лучше. Они и сами понимают это и могут объяснитьсвои поступки. Очень важно, что дети думают не только о том, как помочьсверстнику, но и о его настроениях, желаниях; они искренне хотят доставитьрадость и удовольствие. С такого внимания к товарищу, с заботы о нем иначинается дружба.
В старшем дошкольномвозрасте отношение к сверстникам становится более устойчивым, не зависящим отконкретных обстоятельств взаимодействия. Они больше всего заботятся о своихдрузьях, предпочитают играть с ними, сидеть рядом за столом, гулять на прогулкеи т. п. Друзья рассказывают друг другу о том, где они были и что видели,делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкамдругих. [23, с.261]
Таким образом, уребёнка шести лет преобладает высшая форма коммуникативной деятельности — внеситуативно-личностноеобщение. Первое — яркая характеристика общения сверстников заключается в егочрезвычайной эмоциональной насыщенности. Контакты дошкольников отличаютсяповышенной эмоциональностью и раскованностью, чего не скажешь о взаимодействиималыша со взрослым. Если со взрослым ребёнок обычно разговаривает относительноспокойно, то для разговоров со сверстниками, как правило, характерны резкиеинтонации, крик, смех. В среднем в общении сверстников наблюдается в 9-10 разбольше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих различные эмоциональныесостояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности исочувствия — до драки. Вторая важная черта контактов детей — их нестандартностьи нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие детипридерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии сосверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Их движениям свойственнаособая раскованность и естественность: дети прыгают, принимают причудливыепозы, кривляются, визжат, бегают друг за другом, передразнивают друг друга,изобретают новые слова и придумывают небылицы и т.п. Третья отличительнаяособенность общения сверстников — преобладание инициативных действий надответными. Общение предполагает взаимодействие с партнером, внимание к нему,способность слышать его и отвечать на его предложения.
Перечисленныеособенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольноговозраста (от 3 до 6-7 лет).
Выводы по 1 главе
Втеоретической части исследования, мы выяснили, что впоследние десятилетия психологические проблемы общения детей со сверстникамипривлекают пристальное внимание исследователей. Основной вопрос, волнующийученыхразных стран, — роль и функции общения сосверстниками в жизни ребенка и его психическом развитии.
Концептуальные основыразработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С.Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисина, Г.М. Андреева Б.Спок, супруги Х. и М. Харлау А.Кимпински, У. Хартап, Б. Коутс, Ж. Пиаже идругих отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение какважное условие психического развития человека, его социализации ииндивидуализации, формирования личности.
Мы, в своей работе,придерживаемся концепции М.И. Лисиной, она дает следующие определениеобщению: общение — взаимодействие двух (или более) людей, направленноена согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений идостижения общего результата. Будет, верным согласится со всеми, ктоподчеркивает, что общение есть не просто действие, но именно взаимодействие:оно осуществляется между участниками, из которых каждый равно являетсяносителем активности и предполагает ее в своих партнерах.
В зависимости отсодержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов. Посодержанию оно может быть представленно как материальное (обменпредметами и продуктами деятельности), когнитивное (обмен знаниями), кондиционное(обмен психическими или физиологическими состояниями), мотивационное(обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями), деятельностное(обмен действиями, операциями, умениями, навыками). При материальном общениисубъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются еепродуктами, которые, в свою очередь, служат средством удовлетворения ихактуальных потребностей. При кондиционном общении люди оказывают влияние другна друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определенноефизическое или психическое состояние. Например, поднять настроение или,напротив, испортить его.
Таким образом,становление человека возможно только во взаимодействии с другими людьми, гдеразвитие социальных и индивидуальных тенденций осуществляется параллельно.Следует отметить, что в этом развитии акцент делается на общение детей друг сдругом.
Глава 2Экспериментальное выявление особенностей общения детей старшего дошкольноговозраста
2.1 Обоснование выбораи описание методик
Обобщив теоретическийматериал, в качестве рабочей гипотезы, было выдвинуто следующее научноеположение: мы предполагаем, что у детей старшего дошкольного возраста общениене приобретает черт внеситуативности, не складываются устойчивые избирательныепредпочтения.
С целью проверкивыдвинутого предположения нами была проведена исследовательская работа.
Цель исследования:изучить особенности общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
В соответствии с цельюбыли определены задачи исследования:
1.Подобратьметодики, направленные на диагностику общения со сверстниками у детейдошкольного возраста.
2.Организоватьдиагностическое обследование детей по подобранным методикам.
3.Сравнить полученные врезультате исследования данные.
4.Подвести итог порезультатам, сделать выводы.
Первый этап нашей экспериментальнойработы посвящён отбору наиболее эффективных методов и приемов, диагностическихметодик, направленных на изучение особенностей общения со сверстниками у детей дошкольноговозраста. В рамках поставленных задач в соответствии с целью исследования,необходимым этапом стал подбор методик для последующей организациидиагностического обследования детей дошкольного возраста.
В поиске наиболееоптимальных, соответствующих возрастным методов исследования и эффективныхметодик, направленных на изучение особенностей общения их со сверстниками, мыобратились к изучению практической литературы по детской психологии различныхавторов (Г.А.Урунтаевой, Р.С.Немова; О.Н. Истратовой). Таким образом,проанализировав перечисленные работы, подошли к выбору методик:
1. «Диагностикаразвития общения со сверстниками» ОрловаИ.А., Холмогорова В.М. (см. приложение № 1).
2. «Каковребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Р.С.Немов (см.приложение № 2).
3. «Анкетадля изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом»О.Н.Истратовой (см. приложение № 3).
Диагностикаразвития общения со сверстниками.(см. приложение№1) [9, с. 395]
РазработаннаяОрловой И.А. и Холмогоровой В.М., эта методика предполагает в процессенаблюдения вести регистрацию отдельных действий ребёнка к сверстнику (интересаребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативности ребёнка вобщении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения).
Цель:выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей дошкольноговозраста со сверстниками.
Дляопределения уровня развития общения со сверстниками предполагаетсяиспользовать:
— параметры общения со сверстниками;
— шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателямиобщения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
— Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание насверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе ксверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
— Инициативность (стремление ребенка привлечь вниманиесверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки,демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
— Чувствительность (активность) — стремление ребенка квзаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно,способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдениеза действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиямсверстника.
— Просоциальные действия (способность ребенка учитыватьжелания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
— Средства общения (действия, посредством которых ребенокстремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместныедействия и
участвуетв них). Показателями данного параметра являются:
— экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей,раскованность сверстников);
— активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
«Каковребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?»(см. приложение№2) [10, с. 263]
Этаметодика представляет собой опросник, предназначенный для экспертногооценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Межличностныеотношения или функционально связанные с ними коммуникативные качества личностиребенка в данном случае определяют небольшой группой независимых взрослыхлюдей, хорошо знающих данного ребенка. Это его родители (родственники),воспитатели и другие педагогические работники дошкольных учебно-воспитательныхучреждений. Желательно, чтобы такие оценки одновременно давали ребенку не менеедвух-трех человек при условии, что хотя бы один из них не входит в числородственников ребенка и относится к нему более или менее эмоциональнонейтрально (не безразлично, но и не субъективно). Исключение из этого правилапредставляет лишь тот случай, когда ребенок принимают в дошкольное учреждение иникто, кроме его родственников, еще не в состоянии его по-настоящему оценить.
Спомощью приводимого далее опросника оцениваются следующие коммуникативныекачества и виды отношений ребенка с людьми.
1. Доброта.
2. Внимательностьк людям.
3. Правдивость,честность.
4. Вежливость.
5. Общительность.
6. Щедрость.
7. Отзывчивость,готовность прийти на помощь.
8. Справедливость.
9. Жизнерадостность.
10. Ответственность.
Дляизучения общения со сверстниками детей дошкольного возраста, мы решилииспользовать следующую анкету:
«Анкетадля изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом». (см.приложение№3) [9, с.415]
Инструкция:Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, какваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой.Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво.
2.2Проведениеисследования и анализа полученных данных
После завершения работыпо отбору методик для проведения констатирующего эксперимента, мы приступилисобственно к осуществлению задач второго этапа, используя подобранные методики.
Диагностикаразвития общения со сверстниками осуществлялась нами на базе МДОУ «Центрразвития ребенка детский сад №39 «Подснежник»». За детьми мы наблюдали в естественныхусловиях, с применением следующих ситуаций общения: «Непосредственное общение»;«Общение с участием взрослого»; «Совместная деятельность с предметами»; «Одинпредмет на двоих». В протоколе регистрации параметров общения (см. Приложение4), используя шкалу оценки параметров развития общения со сверстниками,фиксировали развитие того или иного параметра в зависимости от ситуации общения– обводили соответствующий балл (см. там же). Примером может послужитьрегистрация параметров общения Софьи Г. (6 лет) со сверстниками. В процессенаблюдения за девочкой в различных ситуациях общения, отметили следующее: СофьяГ. не проявляет особого интереса к деятельности сверстника; действуетнеуверенно по отношению к своим ровесникам, инициативные обращения к ним неотличаются настойчивостью (иногда откликается на предложения взрослого сделатьчто-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменяться игрушками), нопредложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест), лишь изредка смотрит вглаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональное состояние(улыбается, сердится), мимика девочки преимущественно спокойная, не заражаетсяэмоциями от сверстника; активная речь ребенка состоит из отдельных фраз: «Я такне буду!», «Отдай! Моя кукла!». Данная характеристика дает нам возможностьопределить уровень развития общения Софьи со сверстниками. Что касаетсяобнаруженных параметров общения со сверстниками у Софьи Г., то мы оценили их вследующей последовательности, в общем, для всех наблюдаемых ситуаций общения:
▪интерес = 1 баллу;
▪инициативность = 2 баллам;
▪чувствительность = 2 баллам;
▪просоциальные действия =1 баллу;
▪средства общения: экспрессивно-мимические = 1 баллу;
активнаяречь = 4 баллам.
Итак,исходя из полученных результатов, можно отметить, что у Софьи средний уровеньразвития общения со сверстниками.
Таким же образом намибыли зарегистрированы и оценены параметры общения со сверстниками всехдиагностируемых детей. Представим полученные результаты в таблице 1.
Таблица №1
Уровни развития общениясо сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).№ п/п Имя, фамилия, возраст ребенка. Уровни развития общения со сверстниками 1. Анибегова Ника (5,5 лет) 2 2. Баранов Егор (5 лет) 1 3. Бутырин Даниил (6 лет) 2 4. Бобринева Надежда(5 лет) 2 5. Волкова Ангелина(6 лет) 2 6. Герасимова София(6 лет) 2 7. Ермаков Елизар (6 лет) 3 8. Захарова Полина (5 лет) 1 9. Иванов Данил(5 лет) 2 10. Климков Артем (6 лет) 2 11. Мякинникова Анастасия (6 лет) 2 12. Махонов Данила (6 лет) 1 13. Новиков Илья (6 лет) 3 14. Назарова Анна(6 лет) 2 15. Пахомова Мария (6 лет) 2 16. Полосин Максим (5 лет 10 мес.) 2 17. Самсонов Глеб (6 лет) 3 18. Саввин Сергей (5 лет) 1 19. Сарычева Ульяна(6 лет) 2 20. Филатова Елизавета (5 лет) 2 21. Фаустов Илья (6 лет) 2 22. Шевелева Марта (6 лет) 1 23. Шолохова Анна(6 лет) 2 24. Шамрина Юлия(6 лет) 2
Вцелом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детейдошкольного возраста друг с другом (рис. 1):
/>
Рисунок1. Показатели кол-ва детей Iстаршей группы относительно уровней развития общения со сверстниками.
Условныеобозначения:
Высокийуровень – 20,9 %
Среднийуровень – 66,6 %
Низкийуровень – 12,5 %
На основе следующейпроведенной методики (см. Приложение №2) представим полученныерезультаты в таблице 2.
Таблица №2
Уровни развития общениясо сверстниками детей дошкольного возраста (в баллах).№ п/п Имя, фамилия, возраст ребенка. Уровни развития общения с окружающими людьми 1. Анибегова Ника (5,5 лет) 6,5 2. Баранов Егор (5 лет) 7,5 3. Бутырин Даниил (6 лет) 8 4. Бобринева Надежда(5 лет) 7 5. Волкова Ангелина(6 лет) 7 6. Герасимова София(6 лет) 8 7. Ермаков Елизар (6 лет) 8,5 8. Захарова Полина (5 лет) 7 9. Иванов Данил(5 лет) 7 10. Климков Артем (6 лет) 8 11. Мякинникова Анастасия (6 лет) 7,5 12. Махонов Данила (6 лет) 6 13. Новиков Илья (6 лет) 8,5 14. Назарова Анна(6 лет) 8 15. Пахомова Мария (6 лет) 7,5 16. Полосин Максим (5 лет 10 мес.) 8,5 17. Самсонов Глеб (6 лет) 8,5 18. Саввин Сергей (5 лет) 8,5 19. Сарычева Ульяна(6 лет) 7,5 20. Филатова Елизавета (5 лет) 7 21. Фаустов Илья (6 лет) 8,5 22. Шевелева Марта (6 лет) 7,5 23. Шолохова Анна(6 лет) 8 24. Шамрина Юлия(6 лет) 8,5
Вцелом в группе можно наблюдать следующую ситуацию развития общения детейдошкольного возраста с окружающими людьми:
Условныеобозначения:
Высокийуровень – 71% Средний уровень – 29%
Письменныйопрос родителей (анкетирование) детей данной группы стал последним организационнымэтапом в диагностике развития особенностей общения дошкольников сосверстниками. Родителям было предложено ответить на ряд вопросов, о том, как ихдети относятся к своим сверстникам, как развито общение между ними. Данные,полученные в результате обработки анкет (см. Приложение №3) подтвердилидостоверность выявленных уровней развития общения со сверстниками у обследуемыхдетей.
Такимобразом, с помощью организованной нами работы по подобранным методикам, мы смоглиопределить уровень развития общения между сверстниками дошкольного возраста.
2.3 Анализ результатовисследования
По результатампроведенного исследования нами были получены данные по следующимдиагностическим методикам:
Ø «Диагностикаразвития общения со сверстниками» ОрловаИ.А., Холмогорова В.М.
Ø «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Немов Р.С.
Ø «Анкетадля изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» О.Н.Истратовой
Для обработкиполученных данных применялся метод анализа и обработки материалов.
«Диагностикаразвития общения со сверстниками». На основе проведенной методикинами были получены следующие результаты: 5 человек из 24, что составляет 20,9%– высокий уровень общения со сверстниками. Ребенок обладаетвысоким уровнем общения, если по большинству из параметров в каждой пробе, онполучил высшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь ипросоциальные действия; 16 из 24 (66,6%) – средний уровень общения сосверстниками. Уровень развития общения оценивается как средний, еслибольшинство показателей всех параметров имеют средние значения; и лишь 3ребенка из 24 (12,5%) — низкий уровеньобщения характеризуется слабойвыраженностью всех параметров.
Каковребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», этаметодика представляет собой опросник, предназначенный для экспертногооценивания коммуникативных качеств личности ребенка-дошкольника. Результатыпоказали, что 71% детей находятся на высоком уровне общения с окружающимилюдьми, им свойственна доброта, внимательность к людям, общительность,вежливость, правдивость, щедрость, жизнерадостность, ответственность.
«Анкетадля изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом» данные,полученные в результате обработки анкет подтвердили, достоверность выявленныхуровней развития общения со сверстниками у обследуемых детей.
Итак,исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можемсделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующиеособенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечьвнимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно,стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-товместе, отсутствие вежливости, щедрости.
Выводыко второй главе
ð Общение сосверстниками играет важную роль в развитии личности ребенка, в процессах егосоциализации. Для ребенка его общение с другими людьми не только источникразнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, егочеловеческого развития. Воспитание ребенка в коллективе сверстников — важнейшееусловие всестороннего развития его личности и раскрытие ею внутренних богатств.
ð Что касаетсяособенностей развития общения со сверстниками, то диагностика выявления уровняразвития общения со сверстниками по основным параметрам общения дала хорошиерезультаты. Большинство детей, хотя и не вовсех ситуациях, проявляют инициативу; ипока их инициативные обращения к сверстнику еще не отличаются настойчивостью,но все же они, пусть изредка соглашаются играть друг с другом, откликаются напредложение делать что-то совместно; дети эпизодически выражают своеэмоциональное состояние (улыбаются, сердятся), используют жесты и знакомыеслова, фразы в ответ на обращения ровесника — все это в свою очередь говорит отом, что у детей развивается потребность в общении друг с другом, складываютсяпредпосылки для дальнейшего взаимодействия.
ð Следует помнить,что в центре взаимодействий детей между собой находится взрослый. Именно онпомогает ребенку выделить сверстника и общаться с ним на — равных.
ð Системный подходпо применению условий, обеспечивающих успешное развитие у детей дошкольного возрастаобщения со сверстниками (см. рекомендации для родителей и педагогов МДОУ),сможет оказать позитивное влияние на дальнейшее становление различных формвзаимодействия детей друг с другом.
Рекомендации
Рекомендации дляродителей и педагогов МДОУ по созданию оптимальных условий для успешногоразвития общения детей со сверстниками
♦ Формируйтеположительное отношение к сверстникам, собственным поведением демонстрируяуважительное отношение ко всем детям.
♦ Привлекайтевнимание детей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряйте проявлениясочувствия, сопереживания другому ребенку.
♦ Организуйтесовместные игры, учите координировать свои действия, учитывая желания другихдетей.
♦ Помогайте детяммирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принципочередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новаяигра, чтение книги, прогулки и пр.).
♦ Не сравнивайтеребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений, темсамым умаляя и даже унижая его достоинство либо достоинство сверстника. Можносравнивать достижения ребенка только с его же достижениями на предыдущем этапе,показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научиться, создаваяперспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающейсяличности.
♦ Следуетподчеркивать индивидуальные различия между детьми. Понимание своего отличия отдругих, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другогочеловека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннемдетстве.
♦ Организацияобщения детей и доброжелательных отношений между ними – одна из наиболее трудныхи важных задач, которая стоит перед воспитателем группы детей дошкольноговозраста.
Заключение
Итак, подводя итог всейработы, хочется отметить, что общение — одна из форм человеческоговзаимодействия, благодаря которой, по словам К.Маркса, люди «как физически, таки духовно творят друг друга…». Вся жизнь человека проходит в общение с другимилюдьми. Новорожденный не станет человеком в полном смысле этого слова, если онбудет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть безвзаимодействия с другими людьми: человек – социальное существо[].
Рассмотрев понятиеобщения можно выделить основные характеристики: целенаправленность,взаимодействие с целью достижения общего результата.
На динамику содержанияобщения обращают особое внимание отечественные исследователи в частности А.Г.Рузская и Н.И. Ганощенко. Изменяется потребность в общении от младшегодошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном внимании иигровом сотрудничестве – к старшему дошкольному возрасту с его потребностями нетолько в доброжелательном внимании, но и в переживании. Потребность общениядошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общенияв конкретном возрасте. Условием развития личности является возможность самовыраженияи самоутверждения, которые существуют в реальных группах.
Общим же во взглядахисследований можно отметить следующее неопровержимое и поддержанное в той илииной мере утверждение: дошкольный возраст – особо ответственный период ввоспитании, так как является возрастом первоначального становления личностиребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками возникают довольносложные взаимоотношения, существенным образом влияющие на развитие еголичности.
Нами была организованаопытно – экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста, заданная цельюизучить особенности развития общения со сверстниками у детей дошкольноговозраста. В результате проведения диагностических методик мы получили данные,обнаруживающие, что общение со сверстником оказывает специфическое воздействиена развитие ребенка. На практике мы убедились в том, что контакты детей сосверстниками более ярко эмоционально насыщены. В них нет места жестким нормам иправилам, которые необходимо соблюдать, общаясь со взрослыми. Современные детив общении со сверстниками более раскованны, чаще проявляют инициативу итворчество, взаимодействуют в различных объединениях и видах деятельности.Получая от сверстника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенокнаиболее полно реализует свою самобытность, детскую непосредственность, чтоприводит подчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляетдетям огромное удовольствие. На развитие контактов с другими детьми вдошкольном возрасте влияют характер деятельности и наличие умений для еевыполнения. В общении с ровесниками дети получают новые яркие впечатления, всовместных играх наиболее полно удовлетворяется их потребность в активности,развивается эмоциональная и речевая сферы.
Необходимо такжеотметить, что именно сверстник открывает для детей новые возможностисамопознания через сравнение себя с равным партнером по взаимодействию,общению. Еще одной существенной чертой общения с ровесниками являетсяформирование у детей такого личностного качества, как инициативность(активность). Здесь от ребенка требуется умение четко формулировать своинамерения, доказывать свою правоту, планировать совместную деятельность, чтотем самым требует от него развития, соответствующего возрастной норме.
Итак,исходя из полученных результатов диагностического исследования, мы можемсделать вывод, что детям старшего дошкольного возраста присущи следующиеособенности общения: интерес к сверстнику, стремление ребенка привлечьвнимание сверстника к своим действиям, желание ребенка действовать совместно,стремление подстроиться под них, подражание действиям сверстника, делать что-товместе, отсутствие вежливости, щедрости.
Взрослым необходимо поощрятьэмоциональные контакты малышей, создавать оптимальные условия для успешногоразвития общения детей между собой. Целесообразно также устраивать для малышейи совместные игры, совмещенные с эпизодами общения, которые постепенносформируют у детей желание и умение действовать совместно, а затем приведут кактивному общению не только со сверстниками, но и с другими окружающими ихлюдьми.
Список используемойлитературы
1. Блакитная,Е. Детские контакты и их мотивы [Текст] / Е. Блакитная // Дошкольноевоспитание. – 1988. — № 6. – С.31-35.
2. Большойпсихологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. –СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2005. – 672с.
3. ВолковаА.И. Психология общения / А.И. Волкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 446, [1]с. – (Высшее образование).
4. Воробьёва,М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам [Текст] / М.В. Воробьёва// Дошкольное воспитание. – 1998. — № 7. – С. 54-61.
5. Горянина,В.А. Психология общения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.А. Горянина; 2-е изд., стереотип. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. –416с.
6. Галигузова,Л.Н. Как помочь наладить общение со сверстниками [Текст] / Л.Н.Галигузова // Дошкольное воспитание. – 2006. — № 1. – С. 111-113; С. 118-120.
7. Галигузова,Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет [Текст]: б-ка воспитателя детскогосада / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова.- М.: Просвещение, 1992.- 143 с.: ил.
8. Детскаяпрактическая психология [Текст]; под ред. Т.Д. Марцинковской. — М.: Гардарики,2000. – 295с.
9. Истратова,О.Н. Большая книга детского психолога [Текст]: психологический практикум / О.Н.Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто; 2-е изд.- Ростов н /Д: Феникс, 2008.-568 с.: ил.
10. Истратова,О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]:психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. –317с.: ил.
11. Клюева,И.В. Учим детей общению [Текст] / И.В. Клюева, Ю.В. Касаткина. — Ярославль,1997. – 207с.
12. Коломинский,Я.Л. Психология детского коллектива: Система личных взаимоотношений [Текст] /Я.Л. Коломинский. – Минск: Нар. асвета, 1984. – 239с.
13. ЛеонтьевА.А. Психология общения: учебн.пособие для студ.высш.учеб.заведений. – 4-е изд.– М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2007. – 368 с.
14. Лисина,М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст]: / М.И. Лисина; — М.: Педагогика, 1986.– 144 с.
15. Лисина,М.И. Формирование личности ребенка в общении [Текст]: / М.И. Лисина; 2-е изд.,перераб. и доп.- СПб.: Питер, 2009.- 276 с.
16. МухинаВ.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество:Учебник для студ.вузов. – 2-е изд., испр.и доп. – М.: Издательский центр«Академия». – 456 с.
17. Межличностныеотношения от рождения до семи лет [Текст]; под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин-тпракт. психол.; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000.- 392с.
18. Общениедетей в детской саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной,Р.Б. Стеркиной. — М.: Педагогика, 1990. – 280с.
19. Психологическийсловарь. 3-е изд., доп.и перераб. / Авт.-сост. Копорулина В.Н., Смирнова М.Н.,Гордеева Н.О. – Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 640 с. (Серия «Словари»).
20. Поливанова,К.Н. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / К.Н. Поливанова. –М.: Педагогика, 1989. – 284с.
21. Развитиеобщения дошкольников со сверстниками [Текст]; под ред. А.Г. Рузской. – М.:Педагогика, 1989. – 211с.
22. Репина,Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада [Текст] / Т.А Репина.– М.: Педагогика, 1978.
23. Смирнова,Е.О. Особенностиобщения с дошкольниками [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб.заведений. — М.: Изд. центр «Академия», 2000. – 342с.
24. Урунтаева,Г.А. Практикум по дошкольной психологии [Текст]: пособие для студ. высш. исред. пед. учеб. заведений / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. – М.: Изд. центр«Академия», 1998. – 304с.
25. ЭльконинД.Б. детская психология: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / д.Б.Эльконин; ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – 4-е изд., стер. – М.: Издательский центр«Академия», 2007. – 384 с.
26. Юдина,Е. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группедетского сада [Текст] / Е. Юдина // Дошкольное воспитание. – 1999. — № 9. –С.10-29.
27. http://www.sunhome.ru/psyhologu/1309
28. http://www/sunhome/ru/psyhologu/1670
дошкольныйвозраст общение педагог
Приложение№1
«Диагностикаразвития общения со сверстниками»
(ОрловаИ.А., Холмогорова В.М.)
Цель:выявить уровень сформированности коммуникативного навыка детей раннего возрастасо сверстниками.
Методикадиагностики: диагностика общения предполагает регистрациюинтереса ребёнка к сверстнику, чувствительности к воздействиям, инициативностиребёнка в общении, просоциальных действий, сопереживания и средств общения.
Дляопределения уровня развития общения со сверстниками предполагаетсяиспользовать:
— параметры общения со сверстниками;
— шкалы оценки параметров развития общения со сверстниками.
Показателямиобщения детей со сверстниками служат такие параметры общения как:
— Интерес к сверстнику (обращает ли ребенок внимание насверстника, рассматривает его, знакомится с его внешностью (подходит ближе ксверстнику, рассматривает его одежду, лицо, фигуру).
— Инициативность (стремление ребенка привлечь вниманиесверстника к своим действиям, взгляды в глаза, адресованные улыбки,демонстрация своих возможностей, вовлечение в совместные действия).
— Чувствительность (активность) — стремление ребенка квзаимодействию со сверстником, желание ребенка действовать совместно,способность реагировать на воздействия сверстника и отвечать на них, наблюдениеза действиями сверстника, стремление подстроиться под них, подражание действиямсверстника.
— Просоциальные действия (способность ребенка учитыватьжелания сверстника, умение поделиться, помочь, делать что-то вместе).
— Средства общения (действия, посредством которых ребенокстремится привлечь к себе внимание сверстника, вовлекает его в совместныедействия и
участвуетв них). Показателями данного параметра являются:
— экспрессивно-мимические средства (эмоциональная окрашенность действий детей,раскованность сверстников);
— активная речь (предречевые вокализации, лепет, отдельные слова, фразы).
Дляопределения уровня развития общения со сверстниками используются следующиешкалы оценки параметров общения со сверстниками:
Интереск сверстнику:
0баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не замечаетего;
1балл — ребенок иногда поглядывает на сверстника, внимание не устойчиво, быстропереключается на другой предмет, не проявляет интерес к деятельностисверстника;
2балла — ребенок обращает внимание на сверстника, слюбопытством наблюдает за его действиями, но издалека, не решаетсяприблизиться, сократить дистанцию (пассивная позиция);
3балла — ребенок сразу же замечает сверстника,приближается к нему, начинает внимательно рассматривать, трогать, сопровождаетсвои действия вокализациями, речью, не теряет интереса к сверстнику напротяжении длительного времени, не отвлекается.
Инициативность:
0баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не стремитсяпривлечь его внимание;
1балл — ребенок первым не вступает во взаимодействие, начинает проявлять инициативутолько после того, как сверстник проявил активность или с участием взрослого,чаще всего ждет инициативы сверстника (изредка поглядывает в глаза, не решаясьобратиться);
2балла — ребенок проявляет инициативу, но не всегда,действует неуверенно, инициативные обращения к сверстнику не отличаютсянастойчивостью, смотрит в глаза сверстнику, улыбается;
3балла — ребенок постоянно проявляет инициативу в общении,часто смотрит в глаза сверстнику, адресует ему улыбки, демонстрирует своивозможности, пытается вовлечь сверстника в совместные действия, проявляет ярковыраженную настойчивость в общении.
Чувствительность:
0баллов — ребенок не отвечает на инициативу сверстника;
1балл — ребенок реагирует на воздействия сверстника, но лишь изредка отвечает на них,не проявляет желания действовать совместно, не подстраивается под действиясверстника;
2балла — ребенок откликается на инициативу сверстника,стремится к взаимодействию, отвечает на воздействия сверстника, иногдастремится подстроиться по действия сверстника;
3балла — ребенок охотно откликается на все инициативныедействия сверстника, активно подхватывает их, согласовывает свои действия сдействиями сверстника, подражает его действиям.
Просоциальныедействия:
0баллов — ребенок не обращается к сверстнику, не желаетдействовать с ним совместно, не реагирует на просьбы и предложения сверстника,не хочет ему помогать, отнимает игрушки, капризничает, сердится, не желаетделиться;
1балл — ребенок сам не проявляет инициативы, но иногда откликается на предложениявзрослого сделать что-нибудь вместе со сверстником (построить домик, поменятьсяигрушками), но предложение отдать игрушку сверстнику вызывает протест;
2балла — ребенок согласен играть со сверстником, иногдасам проявляет инициативу, но не во всех случаях, иногда делится игрушками,уступает их, откликается на предложение делать что-то совместно, не мешаетсверстнику;
3балла — ребенок проявляет желание действовать совместно,сам предлагает сверстнику игрушки, учитывает его желания, помогает в чем-либо,стремится избегать конфликтов.
Средстваобщения:
Экспрессивно-мимические
0баллов — ребенок не смотрит на сверстника, не выражаетмимикой своих чувств, равнодушен ко всем обращениям сверстника;
1балл — ребенок иногда смотрит в глаза сверстнику, эпизодически выражает свое эмоциональноесостояние (улыбается, сердится), мимика преимущественно спокойная, незаражается эмоциями от сверстника, если и использует жесты, то не для выражениясобственных эмоций, а в ответ на обращения сверстника;
2балла — ребенок часто смотрит на сверстника, егодействия, адресованные сверстнику эмоционально окрашены, ведет себя оченьраскованно, заражает сверстника своими действиям (дети вместе прыгают, визжат,кривляются), мимика оживленная, яркая, очень эмоционально выражает иотрицательные эмоции, постоянно привлекает к себе внимание сверстника.
Активнаяречь
0баллов — ребенок не произносит слов, не «лепечет», неиздает выразительных звуков (ни по собственной инициативе, ни в ответ наобращения сверстника или взрослого);
1балл — лепет;
2балла — автономная речь;
3балла — отдельные слова;
4балла — фразы.
Результатыдиагностических исследований заносятся в специальные протоколы.
Дляоценки степени развития общения со сверстниками используются три уровня: низкий(3 балла), средний (2 балла) и высокий (1 балл).
Низкийуровень общения характеризуется слабой выраженностью всех параметров.Уровень развития общения оценивается как средний, если большинствопоказателей всех параметров имеют средние значения. Если выраженность разныхпоказателей существенно различается. Ребенок обладает высоким уровнемобщения, если по большинству из параметров в каждой пробе, он получилвысшие баллы. Допускаются средние баллы по параметрам: активная речь ипросоциальные действия.
Приложение№2
«Коков ребенок вовзаимоотношениях с окружающими людьми?»
Коммуникативно-личностныйопросник для родителей, воспитателей и родственников ребенка.
1.Добрый ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
2.Внимательный ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
3.Правдивый ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
4.Вежливый ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
5.Общительный ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
6.Щедрый ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
7.Отзывчивый ли ваш ребенок? Всегда ли он готов прийти на помощь другим?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
8.Справедливый ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
9.Жизнерадостный ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
10.Ответственный ли ваш ребенок?
а)да, б) нет, в) когда как, г) не знаю.
Оценкарезультатов.
Закаждый ответ типа «да» ребенок получает 1 балл. За каждый ответ типа«нет» ему приписывается 0 баллов. Каждый ответ типа «когда как» или «незнаю» расценивается в 0,5 балла.
Витоге подсчитывается общая сумма баллов, набранных ребенком по всем десятикоммуникативным качествам личности. В том случае, если ребенка оценивали припомощи данного опросника несколько человек, берется их средняя оценка. Кпримеру, если со стороны двух воспитателей ребенок получил следующие оценки:0,5 и 0,5, а со стороны родителя, принимавшего участие в его оценке, — 1,0балла, то средняя будет приблизительно равна 0,7 балла.
Примечание.В отдельных графах индивидуальной карты психологического развития (табл. 4,графы 29-38) проставляются средние оценки, полученные ребенком по каждомукачеству личности, проявляемому в сфере межличностных отношений, а об уровнеразвития отношений ребенка и его коммуникативных качеств личности судят посумме баллов, набранных ребенком по всем оцениваемым качествам личности (вкачестве примера указана в графе 39 индивидуальной карты психологическогоразвития).
Выводы об уровнеразвития
10 баллов – оченьвысокий.
8-9 баллов – высокий.
4-7 баллов – средний.
2-3 балла – низкий.
0-1 балл– очень низкий.
Приложение№3
Анкетадля изучения особенностей взаимодействия детей друг с другом»
Инструкция:Уважаемые родители, сейчас вам предстоит ответить на ряд вопросов о том, какваши дети относятся к своим сверстникам, как развито их общение между собой.Пожалуйста, старайтесь отвечать искренне и правдиво.
Налисте анкеты вверху уже указано имя, фамилия, возраст вашего ребенка. Вам женеобходимо отвечая на вопрос, помечать нужный ответ кружочком.
Вопросыанкеты:
1.Как ребенок относится к своим сверстникам?
А.Равнодушно.
В.Отрицательно.
С.Отдает предпочтение отдельным сверстникам.
2.Называет ли ребенок сверстника по имени?
А.Да
В.Нет
3.Использует ли ребенок речь в общении со сверстниками?
А.Да.
В.Нет.
4.Оказывает ли другому ребенку помощь и по какой причине?
А.По собственному желанию.
В.По просьбе сверстника.
С.По предложению взрослого.
D.Не оказывает помощи.
5.Умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать?
А.Да.
В.Нет.
6.Как часто ребенок вступает в конфликт со сверстниками?
А.Очень часто.
В.Иногда.
С.Никогда.
7.Как ведет себя ребенок в конфликтных ситуациях?
А.Уступает.
В.Дерется, обзывает.
С.Кричит.
D.Обращается за помощью взрослого.
8.Замечает ли ребенок эмоциональное состояние ровесника?
А.Да.
В.Нет.
9.Как ребенок реагирует на успех и неудачи других?
А.Равнодушен.
В.Реагирует адекватно.
С.Реагирует неадекватно (завидует успеху другого, радуется его неудаче).
10.Какие взаимоотношения преобладают со сверстниками?
А.Ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям.
В.Равнодушные.
С.Негативные.
D.Избирательные.
Приложение №4
Протоколрегистрации параметров общения со сверстником
Имя,фамилия ребёнка _______________ Возраст ___________________
Ситуации:Параметры общения:
Интерес
«Непосредственноеобщение» 0 1 2 3
«Общениес участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2 3
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2 3
Инициативность
«Непосредственноеобщение» 0 1 2 3
«Общениес участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2 3
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2 3
Чувствительность
«Непосредственноеобщение» 0 1 2 3
«Общениес участием взрослого» 0 1 2 3
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2 3
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2 3
Просоциальныедействия
«Непосредственноеобщение» не фиксируется
«Общениес участием взрослого» не фиксируется
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2 3
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2 3
Средстваобщения:
экспрессивно-мимические
«Непосредственноеобщение» 0 1 2
«Общениес участием взрослого» 0 1 2
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2
активнаяречь
«Непосредственноеобщение» 0 1 2 3 4
«Общениес участием взрослого» 0 1 2 3 4
«Совместнаядеятельность с предметами» 0 1 2 3 4
«Одинпредмет на двоих» 0 1 2 3 4