Реферат по предмету "Психология"


Особенности развития детей с психопатией

РЕФЕРАТ
по теме:
«Особенности развитияребенка с психопатией»


Введение
Психопатия – нарушениеповедения у детей, которое часто имеет врожденный характер. Психиатры описываютразные виды психопатий, но одно остается неизменным при всех видах: трудный характери плохо управляемое поведение.
Какправило, только небольшая часть родителей обращается самостоятельно кпсихиатрам по поводу нарушения поведения у своих детей. Большинство жеродителей либо обвиняют себя в плохом воспитании своих трудных детей и пытаютсясами найти выход, либо не обращают на них особого внимания, пока не произойдетчто-то плохое, либо смиряются как с данностью. Только такие крайние поступки,как воровство, поджоги, взрывы и пр., заставляют родителей обращаться кспециалистам. Дети-психопаты часто расторможены, неуправляемы, взрывчаты,агрессивны. Достаточно рано они могут обратить на себя внимание тем, что имприятно сказать какую-то гадость, не испытывая при этом чувства вины. Такиедети становятся источников постоянных неприятностей как для собственной семьи,так и для окружающих. В крайних они могут стать даже опасными.
Вотпочему изучение психопатических состояний имеет особо важное значение дляпсихологии. Ведь самое важное здесь – вовремя заметить отклонения в поведении иразвитии ребенка, правильно диагностировать их и провести педагогическуюработу. Этим и определяется актуальность нашей работы.
Изучениемдетской психопатии много занимались ведущие отечественные и зарубежныепсихологии. Это подтверждает наличие различных точек зрения на причинывозникновения и развития психопатии. Взгляды на этот вопрос претерпелиизменения, так например, сначала преимущественное внимание уделялосьнаследственности (Крепелин, Е. Кречмер, Кан, К. Шнейдер, М.О. Гуревич,Е.К. Краснушкин, Н.И. Озерецкий, Т.П. Симсон, Г.Е. Сухареваи др.). Затем причину психопатий начали искать и в экзогенных вредностях:ранних инфекциях, интоксикациях, травмах нервной системы (Биндер, Кох, Циген, С.С. Корсаков,В. X. Кандинский, Т.А. Гейер, В.А. Гиляровский, О.В. Кербиков идр.). Много данных об этом представили в своих статьях детские психиатры(Нобили, Трамер, Слейтер, А.И. Винокурова, В.П. Кудрявцева, С.С. Мнухин,Т.П. Симсон, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Л.С. Юсевич идр.).
Наконец, рядисследователей (О.В. Кербиков, В.В. Ковалев, В.А. Гурьева и др.)причину возникновения психопатий, наряду с наследственными и экзогеннымивредностями, видят в ранней и длительной психической травматизации,неправильных условиях воспитания.
В целом же,на данный момент у ученых нет единого мнения по данному вопросу, что еще разговорит о его актуальности и несомненной важности.
Следовательно,цель нашей работы можно определить следующим образом: изучить особенностиразвития детей с психопатией.
Объектомизучения в нашей работе является процесс развития у ребенка психическойпатологии, сопровождающий процесс целостного развития и формирования личности.
Предмет:ребенок-психопат.
Цель, объекти предмет определяют задачи исследования в нашей работе:
– определитьграницы понятия «патология» и ее проявления у детей;
– рассмотретьособенности протекания психопатических состояний в развитии ребенка;
– сделатьвывод об особенностях развития таких детей.
Практическаязначимость нашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней,может быть использован при изучении психопатологических состояний у детей иподростков, а также для изучения соответствующих разделов в курсе дефектологи ипедагогической психологии.

1. Понятиео психопатии и нарушениях развития у детей
 
Психопатия– это патологический склад характера, выражающийся в неуравновешенностиповедения, плохой приспособляемости к изменчивым условиям внешней среды,неумении подчиняться требованиям, исходящим извне, в повышенной реактивности.[1]
Психопатиивозникают в результате различных неблагоприятных факторов: нарушенийвнутриутробного развития, родовых травм, инфекций и интоксикаций на раннихэтапах развития ребенка, наследственного предрасположения, неправильноговоспитания, дурных влияний и пр., а также неблагоприятных условий внешнейсреды, воздействующей на ребенка в процессе его роста и развития.
Причиныформирования психопатической личности могут быть правильно поняты только приучете тесного взаимодействия биологических и социальных факторов.
Вдетском возрасте выделяют четыре основные группы психопатических состояний[2].
1.Органическая психопатия, в основе которой лежит внутриутробное или раннеепостнатальное (возникшее после рождения) поражение центральной нервной системы(в этих случаях чаще всего бывает поражена подкорковая область). При органическойпсихопатии резко выявляются общее недоразвитие личности и характера, повышенныевлечения (прожорливость, сексуальность, импульсивность, склонность кбродяжничеству и пр.), снижение критики в оценке ситуации и собственногоповедения даже при относительно сохранном интеллекте.
Общийфон настроения – с выраженным эйфорическим оттенком (чрезмерная приподнятость);эмоциональные проявления характеризуются чрезвычайной поверхностностью инеустойчивостью.
Характернойчертой поведения детей и подростков при органической психопатии являетсябыстрая реакция на любые внешние впечатления и реализация каждого возникшегожелания без учета последствий. Такие дети трудно приспосабливаются к условиямшколы вследствие повышенной возбудимости, эмоциональной лабильности, двигательногобеспокойства и неумения подчинять свое поведение школьным правилам.
2.Врожденная недостаточность отдельных мозговых систем проявляется в рядеособенностей личности и поведения детей. Для детей этой категории характерны:замкнутость, повышенная впечатлительность, вялость, нерешительность, боязньнового, затруднения в общении с детьми, предпочтение общества взрослых.Движения таких детей неловки, медлительны. Эмоциональные проявления различны:пассивность, раздражительность, упрямство.
Средипсихопатов этой группы встречаются дети с рано пробуждающимся интересом котвлеченному, значительным интеллектуальным развитием, но плохоприспосабливающиеся к школьной обстановке, беспомощные в самообслуживании, неумеющие себя защитить.
3.Психопатоподобные состояния в детском возрасте могут возникнуть в результатетравматических и инфекционных заболеваний центральной нервной системы на болеепоздних этапах развития ребенка. При этих формах не отмечается грубогоизменения всей структуры личности. Психопатоподобные состояния обычнохарактеризуются повышенной раздражительностью, возбудимостью, общимдвигательным беспокойством в сочетании с утомляемостью, снижениемработоспособности. Нередко отмечаются головные боли и головокружение. Сочетаниесниженной работоспособности с трудностями поведения требует особых приемовлечебно-педагогической работы.
4.Патология развития личности, выражающаяся в патологическом поведении ребенка иизменениях в характере, является следствием психогенных причин (неправильноевоспитание ребенка в семье, тяжелые конфликтные переживания в семье и школе ипр.). При патологическом развитии личности наблюдаются повышеннаяраздражительность, резкие колебания настроения, упрямство,недисциплинированность, без изменения структуры всей личности и снижениякритики.
Лекарствапри психопатиипрактическиникогда не назначают. Это заболевание не лечится медикаментами, можно лишь смягчитьили снять его проявления. В ряде случаев на первый план выходит лечениесопутствующих заболеваний: детский алкоголизма, наркомании. Следует учитывать,что эти заболевания значительно усугубляют психопатологический дефект личностиребенка.
По рядухарактеристик психопатия располагается в центре оси «норма – аномальноеповедение – психическая болезнь»[3].
Психопатия,как аномалия, представляет собой стойкое состояние, свойство психики ребенка.Динамика психопатии ограничивается возрастными изменениями, колебаниями,обусловленными внутренними биологическими причинами, компенсацией идекомпенсацией под влиянием внешних (биологических и социальных) воздействий. Вотличие от психического заболевания, психопатия, как правило, не имееточерченного рубежа своего происхождения; симптоматика ее развивается постепенно,по мере формирования систем, обнаруживающих те или иные аномальные признаки, ихвзаимодействия со средой.
 
2. Особенностиразвития детей психопатов
 
На развитие психопатического ребенка влияние оказывает,прежде всего, причина возникновения аномалии. Как нами уже отмечалось выше, этипричины могут быть как органического, так и социального характера. Вопрос ороли социального фактора в формировании психопатии в последние годы приобрелзначительную остроту.
Как известно, социальная среда оказывает доминирующее влияниена формирование как здоровой, так и аномальной личности.
В исследованиях В.А. Гиляровского, В.Н. Мясникова; В.П. Осипова,Г.Е. Сухаревой, Е.А. Осиповой, В.В. Ковалева и др. указываетсяна сложные причинно-следственные связи, диалектическое единство социального ибиологического факторов в формировании психопатии[4].Развитие психопатической структуры не может быть объяснено только биологическойаномалией. Характер биологической недостаточности мозга определяет лишьосновной тип аномального структурного фонда, реализация которого будет зависетьот условий социальной среды, стимулирующей либо тормозящей имеющеесяпредрасположение.
Взаимоотношения среды и аномальной личности будут значительноболее сложными, чем в норме. С одной стороны, аномальный ребенок в силупониженной способности к самоуправлению сама будет являться источникомконфликтной ситуации, в свою очередь вновь усиливающей дезадаптациюпсихопатического субъекта; с другой – трудности приспособления к социальнойсреде формируют у него ряд компенсаторных и псевдокомпенсаторных образований[5].
Таким образом, структура аномальной психической личностисодержит компоненты, обусловленные как первично-биологическими факторами, так исложными образованиями, сформированными в результате трудностей взаимодействияс окружающей средой. Во всех этих случаях среда выступает как необходимоеусловие формирования (либо сглаживания) аномальных черт.
Клиническое изучение психопатий позволяет сделать вывод овозможности диагностики многих психических аномалий и на ранних стадияхдетского возраста[6]. Несмотря нато, что психика ребенка находится в процессе формирования, каждому извозрастных этапов присущи свои психические особенности, как в норме, так ипатологии. Знание последних способствует ранней диагностике и коррекциипсихической аномалии.
Динамикаизучения психопатии в детском возрасте и своевременное применениемедико-педагогических мер будут способствовать профилактике психопатий увзрослых.
Еслиобратиться к непосредственному рассмотрению детей-психопатов, то можно отметитьследующие общие особенности их развития:
1.Жалобы семьи и школы на таких детей сводятся к тому, что такие дети двигательнобеспокойны, вспыльчивы, раздражительны, грубы и развязны не только сосверстниками, но и со старшими, не терпят запретов, недисциплинированны. Ониуклоняются от посещения школьных занятий, бродяжничают, обманывают. Пониженнаяработоспособность и плохая дисциплина, часто отмечаемые у таких детей, делаютневозможным обучение их в массовой школе.
2.Анализ специалистами клинических историй болезни таких детей показывал, чтовозникновение патологических черт в поведении большинства из них былообусловлено, с одной стороны, влиянием различных вредностей во внутриутробном,родовом и раннем послеродовом периодах развития (токсикоз беременности, родоваятравма с асфиксией плода, тяжело протекающие дистрофические и инфекционныезаболевания первых лет жизни) и, с другой – неблагоприятными условиямивоспитания (безнадзорность, частые внутрисемейные конфликты и пр.)[7].
3.Появление первых признаков заболевания у большинства детей относится к периодураннего детства, когда в яслях, детском саду отмечаются чрезмерная подвижность,плаксивость, неумение ладить со сверстниками. Указанные особенности поведения усиливалисьв школьном возрасте.
4.В психическом состоянии всех детей-психопатов преобладают черты двигательнойрасторможенности, повышенной эмоциональной возбудимости, неустойчивостинастроения, неспособности к систематизированной деятельности, патологическоеусиление инстинктивных проявлений.
5.У детей с психопатией отмечается неспособность к систематизированнойдеятельности, низкая продуктивность в интеллектуальной работе, делающие подчасневозможным их обучение в массовой школе (при хорошем и удовлетворительномуровне развития). Для таких детей нужны учреждения со специальным учебным,трудовым и лечебным режимом. Пребывание этих детей в массовых школах или школахдля умственно отсталых следует считать неправильным.
6.У детей редко встречаются клинически выраженные формы психопатий. Обычно речьидет о психопатическом (патохарактерологическом, патологическом) развитииличности[8]. Приотсутствии выраженных форм психопатии у детей могут быть определенные чертыпатологического реагирования. Психологическая возбудимость у детей чаще всеговыражается в легком возникновении аффективных вспышек, такие дети не терпятникаких возражений, не могут сдерживать своих эмоций, требуют немедленногоисполнения желаний. Встречается при этом и склонность к разрушительнымдействиям, повышенной драчливости, немотивированным колебаниям настроения. Тормозныепсихопатии характеризуются робостью, застенчивостью, ранимостью, частодвигательной неловкостью; дети очень обидчивы. Черты истероидной психопатиивыражаются в значительном эгоцентризме, желании постоянно быть в центревнимания окружающих, в стремлении любым путем достичь желаемого. Дети легкоссорятся, склонны ко лжи (обычно с целью вызвать к себе сочувствие и повышенноевнимание).

Заключение
психопатияпатология ребенок врожденный
Психопатия– аномальное развитие личности ребенка. Психопатическими называют личности, сюности обладающие рядом особенностей, которые отличают их от нормальных людей имешают им безболезненно для себя и других приспособляться к окружающей среде.Психопатии представляют область между психической болезнью и здоровьем, т.е.являются пограничными состояниями. Для психопатов характерна неполноценность(недостаточность) эмоционально-волевой сферы и мышления, однако без исхода вслабоумие.
Воснове психопатии лежит врожденная неполноценность нервной системы, котораяможет возникнуть под влиянием наследственных факторов, вследствиевнутриутробного воздействия вредностей на плод, в результате родовых травм итяжелых заболеваний раннего детского возраста. Большое значение в формированиипсихопатии имеет неблагоприятное влияние внешней среды (неправильноевоспитание, психические травмы).
Проявленияпсихопатии неустойчивого типа становятся заметными у детей лишь начиная спрепубертантного возраста (11 – 12 лет), так как в более младшем возрасте чертыэмоционально-волевой неустойчивости неспецифичны и часто носят физиологическийхарактер. Тем не менее, в дошкольном и младшем школьном возрасте дети-психопатыобращают на себя внимание двигательной расторможенностью, возбудимостью,крайней подчиняемостью и внушаемостью, разбросанностью интересов и поведения,невыполнением требований режима в дошкольных учреждениях и школе, доминированиеммотива получения удовольствия в поведении. В школьном возрасте таким детямсвойственны слабое развитие волевых задержек, стремление «уходить» от любыхтрудностей, особенно проявляющееся в учебе, беззаботность, недостаточноразвитое чувство долга и ответственности. В силу большой внушаемости они частоподпадают под дурное влияние, приобретают асоциальные установки, но подвоздействием благоприятных условий среды могут корригироваться. Основныммотивом их поступков является получение удовольствия. Они простодушны,доверчивы, болтливы одинаково со взрослыми и детьми, общительны. Нопривязанности их нестойки, поверхностны.
Такие детинеспособны к планомерной деятельности. Несмотря на относительно хорошийинтеллект и наблюдательность, дети малопродуктивны в занятиях, их мышлениеповерхностно, суждения легкомысленны и примитивны, интересы бедны. Прижизненных затруднениях у них легко возникают патологические реакции отказа,протеста, например, в виде уходов из дома с целью избежать ответственности,трудностей и др. Повышенная
Типичнасклонность к реакциям имитации, особенно социально отрицательных формповедения. В связи с этим многие дети этой группы, начиная с 9–10 лет,приобщаются к курению, пользуются нецензурными выражениями, а иногда, особеннопри наличии пьющих родителей или под влиянием более старших подростков,употребляют алкогольные напитки. В связи со стремлением скрыть различныепроступки развивается неискренность и лживость. Уже в начальных классах школы умногих детей наступает школьная дезадаптация в виде систематическойнеуспеваемости и нарушений школьной дисциплины, которые нередко приводят котказу от посещения школы. Это в свою очередь ведет к усилению безнадзорности имикросоциально-педагогической запущенности.
В пубертатномвозрасте на первый план выступают разнообразные нарушения поведения, включаяасоциальные поступки и правонарушения, обусловленные не только основнымипатохарактерологическими чертами – слабостью воли и неустойчивостью эмоций, нои различными характерологическими и патохарактерологическими реакциями:протеста, имитации, эмансипации, группирования и др. Повышенная общительность ив то же время подчиняемость неустойчивых подростков нередко ведет к тому, что вгруппах асоциальных подростков они играют роль исполнителей, участвуя в мелкихкражах, других правонарушениях под влиянием более волевых подростков. Подросткис формированием личности по неустойчивому типу иногда склонны к примитивнымистерическим реакциям, в том числе и демонстративным суицидальным попыткам.
Для возрастнойи психологической психологии большое значение имеет прежде всего своевременноевыявление психопатических аномалий у детей, их диагностика и коррекция.
 

Литература
 
1.  Аномальная психология/ Д. Холмс.- СПб.: Питер, 2003.
2.  Астапов В.М. Психологиядетей с нарушениями и отклонениями психологического развития. – СПб.: Питер,2001.
3.  Кон И.С. Психологияранней юности. – М., 1989.
4.  Коррекционная педагогика:Учеб. Пособие. – М., 1998.
5.  Лебединский В.В. Нарушенияпсихического развития у детей. – М., 1985
6.  Личко А.Е. Психопатиии акцентуации характера у подростков. – М., 1983.
7.  Мастюкова Е.М. Ребенокс отклонениями в развитии: ранняя диагностика и коррекция. – М.: Просвещение,1992.
8.  Пожар Л. Психологияаномальных детей и подростков – патопсихология. – М., 1996.
9.  Усанова О.Н. Детис проблемами психического развития. – М., 1995.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.