Реферат по предмету "Психология"


Особенности копинг-стратегии у студентов младших курсов разных специальностей

Федеральноеагентство по образованию РФ
ГОУ ВПО«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»
Медико-психолого-социальныйинститут
Кафедра общейи клинической психологии
Курсоваяработа
(по дисциплине«Общая психология»)
Особенностикопинг-стратегии у студентов младших курсов
разныхспециальностей
Исполнитель:Канзычакова Елена Георгиевна,
студентка 2курса группы П-21
специальности030301
Научныйруководитель: Фотекова Татьяна Анатольевна,
д.псх.н.,доцент
Абакан 2007

Содержание
 Введение
1. Проблема копинг-стратегий впсихологии личности
1.1 Основные подходы к толкованиюпонятия «сoping»
1.2 Классификация стратегий
1.3 Характеристика копинг-стратегий
2. Исследование особенностейкопинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей
2.1 Программа исследования
2.2 Интерпретация полученных данных
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Введение
 
Актуальность темызаключается в том, что проблема совладающего поведения (копинг-поведения) сосложными ситуациями малоизученна. Первым кто заинтересовался в данной научнойобласти и ввел понятие «сoping»был Абрахам Маслоу (2003). Затем продолжили изучение такие ученые, как Р.Лазаруси С.Фолкмен (Lazarus, Folkman, 1984), П.Коста и Р.Маккрей (Costa, McCrae,1992),У.Лер и Х.Томэ (Lehr, Thomae, 1993). В отечественной психологииизучение поведения личности в стрессе изучалась в основном в контекстепреодоления экстремальнах ситуаций. Исключение составляют немногочисленные работы,посвященные изучению личности и жизненного пути (Анцыферова, 1994; Либина,Либин, 1998). Исследования в данной проблеме отечественных ученых, таких как,Тышкова М. (1987), Сидорова Е.Н. (1988), Хазова С.А. (2004) и Крюкова Т.Л.(2005), показали, что активное становление копинг-стратегий приходится наподростковый возраст.
Мы выбрали данную тему,чтобы восполнить знания, структуризировать теоретический материал длядальнейшего изучения проблемы копинг-стратегий, и тем самым, создавая основудля практической деятельности.
Объект исследования: копинг-стратегии.
Предмет: особенностикопинг-стратегий у студентов младших курсов специальностей «Психология»,«Социальная работа» и «Лечебное дело».
Целью данной работыявляется выявление особенностей копинг-стратегий у студентов младших курсовспециальностей «Психология», «Социальная работа» и «Лечебное дело».
Приступая к выполнениюкурсовой работы, мы ставили перед собой задачи:
1) изучение теоретического материала по теме копинг-стратегии;
2) описать особенности копинг-стратегий устудентов специальности «Социальная работа»;
3) описать особенности копинг-стратегий устудентов специальности «Психология»;
4) описать особенности копинг-стратегий устудентов специальности «Лечебное дело»;
5) выявить различия копинг-стратегий устудентов разных специальностей.
Гипотезы курсовогоисследования: особенности копинг-стратегий у студентов, обучающихся разнымспециальностям различны. Также стратегии взаимосвязаны с особенностями личностии характера.       
Методологическая основа –концепция Р.Лазаруса о роли когнитивных конструктов при изучениикопинг-стратегий и гуманистическая психология А.Маслоу.
Методы исследования:
1. Копинг-тест Лазаруса.
2. Данные обрабатывалисьпри помощи стандартного пакета Excel Windows. Достоверностьразличий определялась по t-критериюСтьюдента для независимых выборок.
Структура курсовойработы.
Курсовая работа состоитиз введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
копингличность студент

Глава1.Проблема копинг-стратегий в психологииличности
 
1.1 Основные подходы ктолкованию понятия «сoping»
 
Теория совладанияличности с трудными жизненными ситуациями (копинга) возникла в психологии вовторой половине ХХ в. Термин введен американским психологом Абрахамом Маслоу.Под «копингом» (от англ. to cope – справиться, совладать)подразумеваются постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие попыткисправиться со специфическими внешними или/и внутренними требованиями, которыеоцениваются как напряжение или превышают возможности человека справиться сними.
Копинг-поведение – формаповедения, отражающая готовность индивида решать жизненные проблемы. Этоповедение, направленное на приспособление к обстоятельствам и предполагающеесформированное умение использовать определенные средства для преодоленияэмоционального стресса. При выборе активных действий повышается вероятностьустранения воздействий стрессоров на личность. Особенности этого умения связаныс «Я-концепцией», локусом контроля, эмпатией, условиями среды. (Малкина-Пых,2004)
По представлениям А.Маслоу(2003), копинг-поведение противопоставлено экспрессивному поведению. Так, психологхарактеризовал копинг-поведение как целенаправленное и мотивированное действие,являющимся результатом научения. Также утверждал что, копинг в большей степенидетерминирован переменными внешнего характера, которые определяются культурой иокружающей средой. Копинг-поведение предполагает, что предпринимаются усилия ииспользуются определенные средства, а его цель – удовлетворение потребности илиуменьшение угрозы. Копинг более управляем (подавляется, сдерживается,вытесняется), так как для него типичен сознательный характер.
В настоящее времявыделяют три подхода к толкованию понятия «сoping». Первый подход трактует его в терминах динамики Эгокак один из способов психологической защиты, используемой для ослаблениянапряжения. Этот подход нельзя назвать распространенным прежде всего потому,что есть сторонники склонны отождествлять копинг с его результатом. Второй же определяеткопинг в терминах черт личности – как относительно постояннуюпредрасположенность отвечать на стрессовые события определенным образом.Однако, поскольку стабильность рассматриваемых способов очень редкоподтверждается эмпирическими данными, это понимание также не обрело большойподдержки среди исследователей. И наконец, согласно третьему подходу, копингдолжен пониматься как динамический процесс, специфика которого определяется нетолько ситуацией, но и стадией развития конфликта, столкновения субъекта свнешним миром. (С.К. Нартова-Бочавер, 1997)
По мнению ведущихспециалистов в области изучения coping styles («способовсовладания») Р.Лазаруса и С.Фолкмена, нужно делать акцент на роли когнитивныхконструктов, именно от них, в основном, зависят способы реагирования нажизненные трудности.
Наиболее известнымиотечественными исследователями, которые занимаются проблемой совладающегоповедения, являются А.Либина и А.Либин. Материал этого раздела во многомопирается на их совместную статью «Стили реагирования на стресс:психологическая защита или совладание со сложными ситуациями» (А.Либина,А.Либин, 1998), в которой, в частности, дается определение психологиисовладающего поведения: «Предметом психологии совладания как специальнойобласти исследования является механизмов эмоциональной и рациональной регуляциичеловеком своего поведения с целью оптимального взаимодействия с жизненнымиобстоятельствами или их преобразования в соответствии со своими намерениями».

1.2 Классификациястратегий
 
Существуют разнообразныевиды копинг-стратегий, которые определяются спецификой стрессогенных ситуаций ииндивидуальными характеристиками человека, особенностями его когнитивногореагирования и поведения в стрессовой ситуации. Были предприняты попыткиклассифицировать эти стратегии по ряду признаков.
По мнению ведущегоспециалиста в области изучения coping styles («способовсовладания») Р.Лазаруса (цит. по А.А. Реану и др., 2006), несмотря назначительное индивидуальное разнообразие поведения в стрессе, существует дваглобальных типа стиля реагирования.
Проблемно-ориентированныйстиль, направленный на рациональный анализ проблемы, связан с созданием планаразрешения трудной ситуации и проявляется в таких формах поведения, каксамостоятельный анализ случившегося, обращение за помощью к другим, поискдополнительной информации.
Субъектно-ориентированныйстиль является следствием эмоционального реагирования на ситуацию, несопровождающегося конкретными действиями, и проявляется в виде попыток недумать о проблеме вообще, вовлечения других в свои переживания, желаниезабыться во сне, растворить свои невзгоды в алкоголе или компенсироватьотрицательные эмоции едой. Эти формы поведения характеризуются наивной,инфантильной оценкой происходящего.
К.Матени с соавт. (цит.по Бодрову В.А., 2006, №3) высказали предположение, что преодоление стрессаможно рассматривать с позиций оперативных и превентивных воздействий настрессовую ситуацию и реакции человека на нее. Оперативное преодоление стрессапредусматривает попытку ликвидации или снижения реакции на воздействующий стрессор;превентивное преодоление заключается в предотвращении влияния стрессора либо засчет изменения когнитивной оценки при восприятии требований ситуации, либопосредством повышения сопротивляемости, устойчивости к воздействию стресса.Авторы считают, что превентивное преодоление включает такие способы, как:
1) избеганиестрессоров путем регулирования условий жизни и деятельности;
2) оптимизацияуровня требований ситуации к человеку;
3) изменениеповедения, вызывающего стресс;
4) развитие личныхресурсов для преодоления стресса.
В оперативном преодолениистресса они выделили следующие классы поведения:
1) контроль завоздействующими стрессорами и признаками стресса – оценка ситуации и выборадекватной индивидуально предпочтительной стратегии поведения;
2) «наступление» настрессоры – определение возможности прямого устранения стрессоров (решениепроблемы, поиск недостающей информации и т.д.);
3) Организацияресурсов – мобилизация эффективных усилий по преодолению стресса;
4) Переносимостьвоздействия стрессоров – повышение устойчивости к ним путем когнитивнойпереоценки их воспринимаемой значимости, волевых усилий и т.д.;
5) Понижениевозбуждения – уменьшение психической напряженности за счет применения методовкоррекции состояния.
Г.Вебер (цит. по БодровуВ.А., 2006, №3) считает, что основной репертуар стратегий психологическогопреодоления стресса содержит следующие формы:
 а) реальное(когнитивное или поведенческое) решение проблемы;
 б) поиск социальнойподдержки;
 в) переоценкаситуации в свою пользу;
 г) защита иотвержение проблемы;
 д) уклонение иизбегание;
 е) сострадание ксамому себе;
 ж) понижениесамооценки;
 з) эмоциональнаяэкспрессия.
П.Вонг с сотрудниками (цит.по Малкиной-Пых, 2004) разработали концепцию преодоления стресса, котораявключает превентивные, самопреобразующиеся, экзистенциональные и духовныестратегии – активные реакции человека, зависящие от его способности ксимволизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению,саморазвитию и самосовершенствованию.
Классификация видовстратегий преодоления стресса («совладания»), разработанная Л.И.Анцыферовой (1994),построена с учетом особенностей когнитивного и поведенческого уровня регуляцииэтого процесса и своеобразия трудных жизненных и рабочих ситуаций. Ею выделеныпреобразующие стратегии, приемы приспособления к трудным ситуациям,вспомогательные приемы самосохранения, «метастратегические техники» жизни,приемы совершенствования нравственного начала личности.
Автор отмечает, что«совладание – это процесс, в котором на разных его этапах субъект используетразличные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом… не существует такихстратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» (Анцыферова,1994, с. 16). Нужно и можно учить борьбе с жизненными трудностями, но какимиприемами следует пользоваться, решает сам субъект, исходя из своихиндивидуально-психологических особенностей, жизненного опыта, значимостисобытий и других факторов.
На основании анализалитературы по стратегиям совладающего поведения и результатов собственныхисследований В.А.Бодрова (2006, №3) предлагается классификация некоторыхнаиболее типичных стратегий поведения и когнитивно-эмоциональных действий попреодолению трудных жизненных ситуаций (см. табл.).
Классификация стратегийпреодоления стрессаТип стратегий Превентивное преодоление Оперативное преодоление I.  Преобразующие
1) «антиципирующие»
2) перестройка когнитивной структуры
3) коррекция своих ожиданий
4) решение проблемы
5) «рационализация»
6) «компенсация»
7) практические действия и вербальные формы реагирования
8) «идущее вниз сравнение»
9) «идущее вверх сравнение» II.  Приспособление к трудным ситуациям 10) идентификация личности с более удачливыми людьми
11) снижение психической напряженности
12) «проекция»
13) «оппозиция»
14) «замещение»
15) изменение своего отношения к ситуации
16) изменение личностных свойств
17) установление социальных взаимосвязей III.  Контроль за стрессом
18) поиск необходимой информации
19) знание ощущений при стрессе, особенностей его проявления
20) знание: на чем фокусировать контроль IV.  «Самораскрытие» и «катарсис» 21) «катарсис»
22) «самораскрытие»
23) стимуляция адекватного поведения в стрессовых условиях V.  Избегание трудных ситуаций 24) «фокусирование на эмоциях»
25) «конструктивное отвлечение внимания»
26) «подавление» и «отрицание»
27) «интеллектуализация»
28) «пассивный протест» VI.  «Самопоражающие» стратегии 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение
Табл. Классификациястратегий преодоления стресса
Предложенная классификацияпреодоления трудных жизненных ситуаций основана на их систематизации попризнакам:
а) превентивной(профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней)направленности воздействий;
б) ориентированностиприемов регуляции поведения по преодолению на личность (собственныеэмоциональные переживания и установки в отношении стрессогенных ситуаций), решениепроблемы (оценку или вмешательство в ситуацию) или поведение по избеганиютрудных ситуаций;
в) активности илипассивности форм преодоления;
г) характерамобилизованных личных ресурсов (психологических, физиологических,профессиональных, социальных).
Некоторые стратегиидостаточно четко дифференцируются по перечисленным признакам, другие жеотражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.
И.Г.Малкина-Пых в своихтрудах (2004) выделяла три основных критерия, по которым строятся всеклассификации стратегий копинг-поведения:
1. Эмоциональный/проблемный:
1.1.   Эмоционально-фокусированный копинг –направлен на урегулирование эмоциональной реакции.
1.2.   Проблемно-фокусированный копинг –направлен на то, чтобы справиться с проблемой или изменить ситуацию, котораявызвала стресс.
2. Когнитивный/поведенческий:
2.1.  «Скрытый»внутренний копинг – когнитивное решение проблемы, целью которой являетсяизменение неприятной ситуации, вызывающей стресс.
2.2.  «Открытый»поведенческий копинг – ориентирован на поведенческие действия, используютсякопинг-стратегии, наблюдаемые в поведении.
3. Успешный/неуспешный:
3.1.  Успешный копинг– используются конструктивные стратегии, приводящие в конечном итоге кпреодолению трудной ситуации, вызвавшей стресс.
3.2.  Неуспешныйкопинг — используются неконструктивные стратегии, препятствующие преодолениютрудной ситуации.
Представляется, чтокаждая используемая человеком стратегия копинга может быть оценена по всемвышеперечисленным критериям хотя бы потому, что человек, оказавшийся в труднойситуации, может использовать как одну, так и несколько копинг-стратегий. Такимобразом, можно предположить, что существует взаимосвязь между теми личностнымиконструктами, с помощью которых человек формирует свое отношение к жизненнымтрудностям, и тем, какую стратегию поведения при стрессе (совладания сситуацией) он выбирает.
 
1.3 Характеристикакопинг-стратегий
 
Преобразующие стратегии.Некоторые люди предпочитают использовать для преодоления стресса какпрактические действия в форме поиска рационального выхода из трудной ситуации,привлечения дополнительной информации, изменения субъективной значимости признаковситуации, использования навыков психической саморегуляции и т.п., так ивербальные формы реагирования, воздействуя, например, на субъективный источникконфликтной ситуации силой убеждения, разъяснения.
Велико адаптивноезначение стратегии антиципирующее совладание, благодаря которой осуществляетсяпредвосхищение возникновения трудной ситуации, формируется психологическаяготовность к встрече с негативным событием или предпринимается поиск путей еепредотвращения (Анцыферова, 1994).
Многие события являютсястрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми людибывают недостаточно подготовленными (Бодров, 2006, №2). В. Авдеев (1992)высказал соображение, что люди, уверенные в своей способности решить ту илииную проблему, проявляют большую эффективность в творческом анализе трудныхситуаций. В этом случае успех решения проблемы может по механизму обратнойсвязи повысить уверенность в своей способности преодолеть стресс. Эту стратегию(решение проблемы) можно отнести к когнитивно-поведенческому процессу иобеспечения адаптивных способов реакции на проблемы. Их решение обусловливаетсяналичием следующих способностей и умений: 1) осознать и понять содержаниепроблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализировать релевантныесредства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятого решения; 5)реализовать принятое решение о характере поведения; 6) самостоятельноконтролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели.Успешность реализации перечисленных компонентов решения проблемы являетсяосновой проявления «самоэффективности».
Стратегия рационализациизаключается в преобразовании информации, связанной с осознанием ииспользованием знаний только о той части реальности, которая отражает наиболеесложные и травмирующие события жизни. Рационализация – это поведение, когдачеловек не уклоняется от встречи с угрозой, а нейтрализует ее, интерпретируябезболезненным, выгодным для себя способом. Как отмечает Р.М. Грановская,«главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создатьгармонию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерюсамоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемоеобъективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижениецели» (2000, с. 323). Осознаваемые в результате рационализации причины того илииного поведения основываются на совокупности искаженной информации и сведений,отражающих реальную обстановку. Такая информация создает у человеканеобоснованную уверенность в ее адекватности истинной ситуации и ошибочноепредставление о собственном поведении как хорошо контролируемом и непротиворечащем объективным обстоятельствам.
Стратегии приспособленияк трудным ситуациям. Одним из способов приспособления к трудной ситуацииявляется осознанное изменение своего отношения к ней. Личность может убедитьсебя в наличии позитивных исходов трудной ситуации путем придания ей особогосмысла, иногда не вытекающего из ее особенностей. Ряд личностных черт человека(застенчивость, тревожность, недостаточная решительность, впечатлительность,повышенная внушаемость и др.) могут способствовать развитию тяжелыхпереживаний, что и обусловливает сложность преодоления стресса.
Личностнымприспособлением к трудной ситуации является изменение субъектом своей ролевойпозиции, принятие определенной роли и последующее поведение в соответствии свыбранной ролью (стратегия изменения личностных качеств).
Стратегия сниженияпсихической напряженности предусматривает использование методов психическойсаморегуляции (аутотренинг, десенсибилизация, когнитивная реструктуризация,биологическая обратная связь), эстетостимуляции (функциональная музыка,арттерапия и др.), которые способствуют нормализации механизмов психическойрегуляции функционального состояния и поведения субъекта.
Стратегии контроля застрессом. Одной из основных стратегий контроля является поиск необходимойинформации, определяемый когнитивной способностью к экстраполяции,вероятностному прогнозированию, предвидению хода развития событий для полученияинформации, которая будет снижать неопределенность в оценке их динамики, исходаи возникающего стресса.
Важное значение дляпреодоления стресса имеет знание того, на чем следует фокусировать контроль – стратегиявыбора объекта контроля. Г. Селье (1979) говорил, что если все вниманиенаправленно на угрозу воздействия стресса, то интенсивность развития дистрессавозрастает; если же контроль сосредоточен на сенсорной информации о стрессе, тоон не вызывает повышение дистресса. Более того, если контроль за стрессомвключает конструктивные усилия, такие как определение места и временивозникновения проблемы и ее решения, то такой контроль может иметьположительное воздействие на результат преодоление стресса (Китаев-Смык, 1983).
Стратегии самораскрытияили катарсиса. Самораскрытие представляет собой проявление желания испособности поделиться своими мыслями и чувствами с другими людьми. Это связанос необходимостью осмыслить, проанализировать свое отношение к трудной ситуации,выявить причины возникновения негативных реакций, оценить возможностипреодоления стресса, а также получить моральную поддержку и советы в отношениитого, как вести себя в конкретной стрессовой ситуации и тем самым эмоционально«разрядиться», снизить напряженность.
Катарсис – это стратегияпреодоления стресса и, в частности, тревоги, страха гнева им других негативныхсостояний путем переживания душевного волнения, высвобождения эмоций,приводящего к ослаблению влияния травмирующего фактора. В качестве посредника,эмоциогенного события или явления привлекается более значимая системаценностей, по сравнению с которой травмирующая человека ситуация становится нестоль существенной (Грановская, 2000; Гринберг, 2002).
Стратегии избеганиятрудных ситуаций. Для защиты от отрицательных эмоций, борьбы с эмоциональнымирасстройствами, вызванными неустранимыми, с точки зрения субъекта,стрессогенными событиями, используются стратегии избегания, ухода, бегства оттрудных ситуаций, которые могут применяться как в практической форме (реальное поведение),так и в психологической – путем внутреннего отчуждения, отстранения себя отситуации или подавления мыслей о ней (Анцыферова, 1994; Коржова, 2006).Человек, который использует эти стратегии, обычно физически или мысленнопокидает место возникновения стресса. Избегание не всегда ориентировано нареальную обстановку и может препятствовать преодолению стресса, еслиприменяется в экстремальных ситуациях. Например, недостаточно обоснованноеизбегание конкретной трудной ситуации способно отрицательно повлиять на чувствосамоуважения и самоэффективность, что вызывает дополнительный дистресс.
Одной из наиболее раннихформ защитного поведения, особенно выраженной у детей, является стратегияпассивного протеста, которая проявляется в избегании общения, отказа от пищи,игр (Тышкова, 1987). Обычно пассивный протест заключается также в стремлении кизоляции («поведенческий уход»), немотивированном отказе от выполнениятребуемых действий.
Для устранения негативныхэмоций, т.е. избегание стресса, человек может использовать контролируемыестратегии подавления, когда событие загоняется в глубину подсознательного, иотрицания, когда игнорируется стрессор и он отказывается от признания того, чтопроизошло травмирующее событие. Эти защитные механизмы представляют собойнежелание принять объективную реальность такой, какая она есть.
Еще одним механизмомизбегания является стратегия интеллектуализации, т.е. перевода чувств,переживаний в плоскость процесса мышления. Такое переключение блокируетнегативные переживания, которые являются нежелательными для реализации действийпо преодолению стресса. Однако чрезмерная интеллектуализация может статьпричиной угнетения эмоциональной сферы в целом, что приводит к снижениючувственного контроля за развитием и проявлениями травмирующей ситуации.
Разнообразие трудныхситуаций и некоторые индивидуальные особенности человека определяют различия виспользуемых стратегиях преодоления стресса. Применительно к конкретнойситуации люди могут использовать разные стратегии, и один и тот же человек вразличных ситуациях может применять либо разные стратегии, либо наиболеетипичные для него, причем в ряде случаев для преодоления стресса в конкретнойситуации возможна реализация нескольких разнородных копинг-стратегий.Успешность использования какой-либо стратегии в одной конкретной сложнойситуации не гарантирует ее эффективность в других ситуациях.
 

Глава2. Исследование особенностейкопинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей
2.1Программа исследования
 
С целью исследованияособенностей копинг-стратегий у студентов младших курсов разных специальностей,нами были протестированы 114 учащихся возрастом примерно 18 лет, среди которых49 человек – студенты специальности «Психология», 41 – специальности «Социальнаяработа» и 24 – студенты специальности «Лечебное дело». Схема проведенияисследования включала в себя проведение опроса студентов с последующимвыявлением особенностей копинг-стратегий. Тестирование испытуемых проводилось вгруппе, каждый из них имел не только персональный бланк ответного листа, но иотдельный тест-опросник с инструкцией.
В исследовании мыиспользовали копинг-тест Лазаруса. Респондентам предлагалось ответить на 50вопросов (см. приложение), по которым определялись копинг-стратегии, такие как:
1. Конфронтационныйкопинг. Агрессивные усилия по изменению ситуации. Предполагает определеннуюстепень враждебности и готовности к риску.
2. Дистанцирование.Когнитивные усилия отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
3. Самоконтроль.Усилия по регулированию своих чувств и действий.
4. Поиск социальнойподдержки. Усилия в поиске информационной, действенной и эмоциональнойподдержки.
5. Принятиеответственности. Признание своей роли в проблеме с сопутствующей темой попытокее решения.
6. Бегство-избегание.Мысленное стремление и поведенческие усилия, направленные к бегству илиизбеганию проблемы.
7. Планированиерешения проблемы. Произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменениюситуации, включающие аналитический подход к проблеме.
8. Положительнаяпереоценка. Усилия по созданию положительного значения с фокусированием наросте собственной личности. Включает также религиозное измерение.
Полученные данныеобрабатывались при помощи стандартного пакета Excel Windows. Достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента для независимыхвыборок.
 
2.2Интерпретация полученных данных
 
В ходе исследования устудентов этих трех специальностей была выявлена следующая наиболеепредпочитаемая копинг-стратегия: планирование решения проблемы.
Данные приведены втаблице: (см. ниже)
По результатам, приведеннымив таблице, видно, что все участники исследования в меньшей степени используюттакой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание. Это свидетельствует о том,что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаются каким-либо способомурегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганию проблемы. Также в меньшейстепени прибегают к копинг-стратегии – дистанцирование. Показывающаяисследователям, что лишь некоторая часть студентов пытаются приложитькогнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуации и уменьшить еезначимость.






Средние значения
Копинг- стратег
ии
Исследуемые Конфронтационный копинг Дистанцирование Самоконтроль Поиск соц.поддержки Принятие ответственности Бегство-избегание Планирование решения проблемы Положительная переоценка Все учащиеся 0,6 0,5 0,6 0,6 0,6 0,5 0,7 0,6 «Социальная работа» 0,54 0,55 0,56 0,56 0,58 0,46 0,61
0,62 «Лечебное дело» 0,57 0,60 0,63 0,63 0,57 0,54
0,66 0,657 «Психология» 0,59 0,50 0,59 0,61 0,63 0,496
0,69 0,63
Минимальные значенияобозначены жирным курсивом, а максимальные значения по копинг-стратегиямвыделены подчеркнутым жирным шрифтом.
Наоборот, исследуемые используюткопинг-стратегии, как планирование решения проблемы у студентов специальностей«Психология» и «Лечебное дело» и положительная переоценка у студентовспециальности «Социальная работа». Это говорит о том, что большинство студентовиспользуют преобразующие стратегии поведения, стараются справиться с труднымижизненными ситуациями, а не отделиться от нее.
Различия в стратегияхобозначены подчеркнутым жирным шрифтом, а тенденция в различиях покопинг-стратегиям выделены жирным курсивом.
По результатам,приведенными в таблице, видно, что у студентов специальности «Психология» посравнению с «Социальными работниками» выше показатель планирование решенияпроблемы. Это означает, что психологи предпочитают применять произвольныепроблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитическийподход к проблеме.
Сравнивая «Социальныхработников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такойкопинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов«Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагаютусилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки. Также, сравниваяэти группы, мы выявили тенденцию различия в копинг-стратегиях самоконтроль ибегство-избегание, где данные два показателя превышают у студентов «Лечебногодела».
Сопоставляя же студентовспециальностей «Психология» и «Лечебное дело», обнаруживается отличие в одномиз видов копинг-стратегии, как дистанцирование. Так, студенты «Лечебного дела»в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливают свой выбор на том,чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации и уменьшить ее значимость.
Также мы рассмотреликорреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данныепоказывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии инекоторыми особенностями личности и его характера (см. табл.).
Корреляциякопинг-стратегий с особенностями характера
Особенности
Характера
Копинг-стратегии Автократический Соревнующийся Скептический Застенчивый Послушный Великодушный Конвенциальный Конфронтационный копинг 0,274 0,387 -0,077 Дистанцирование 0,325 -0,099 Самоконтроль 0,231 -0,023 -0,021 Поиск соц.поддержки 0,216 0,208 Принятие ответственности 0,337 0,244 Бегство-избегание -0,023 0,350 -0,119 Планирование решения проблемы -0,002 Положительная переоценка 0,222

По результатам, показаннымив таблице корреляций № 1, видно, что есть взаимосвязь между копинг-стратегиямии особенностями характера. Тому есть подтверждение, например, конфронтационныйкопинг напрямую зависит от таких особенностей характера, как автократичность (т.е.желание иметь власть, успех, мотивация борьбы, агрессии, завоевывания) искептичность (т.е. настойчивость в достижении цели). Важно отметить, чтоскептичность коррелирует со многими копинг-стратегиями – это дистанцирование,самоконтроль, принятие ответственности, бегство-избегание. Такжеконфронтационный копинг имеет обратную зависимость с конвенциальностью, т.е.добросердечность, несамостоятельность. Следующий копинг – дистанцирование тожеимеет обратную зависимость с конвенциальностью. Самоконтроль, как видкопинг-стратегии, отрицательно коррелирует с послушностью (т.е. незрелость,зависимость от других, несамостоятельность) и конвенциальностью. Люди сособенностями характера, как послушный и великодушный в трудных жизненныхситуациях нуждаются в социальной поддержке. А вот люди с соревнующейсяособенностью характера (т.е. уверенность в себе, независимость), наоборот, небудут использовать копинг-стратегию бегство-избегание проблемы. Отзывчивые,великодушные люди, как показано в таблице, предпочитают положительнопереоценивать сложные жизненные ситуации.
В следующей таблице № 2мы постарались выявить взаимосвязь между копинг-стратегиями и личностнымиособенностями. Так конфронтационный копинг имеет связь с невротичностью,спонтанной агрессивностью, депрессивностью, раздражительностью, реактивнойагрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью, мускулинизмом-феминизмом.А вот с уравновешенностью данный копинг имеет обратную зависимость.Дистанцирование коррелирует с невротичностью, спонтанной агрессивностью,

Корреляциякопинг-стратегий с личностными особенностями
/>Личностные особенности
Копинг-
Стратегии Невротично-сть Спонтанная агрессивность
Депрессив-
ность Раздражительность Реактивная агрессивность Открытость
Эмоциональ-
ная лабильность Мускулинизм.-феминизм
Общительно-
сть
Уравновешен
ность Застенчивость Экстрарерсия-итнтров.
Конфронтационный
Копинг 0,355 0,482 0,268 0,391 0,365 0,336 0,269 0,250 -0,135 Дистанцирование 0,242 0,326 0,261 0,318 0,350 0,213 0,052 Поиск соц.поддержки -0,014 -0,057 Принятие ответственности 0,426 0,339 0,379 0,392 0,372 0,370 -0,041 -0,050 -0,064 Бегство-избегание 0,313 0,407 0,323 0,276 0,385 -0,135 -0,059 -0,031 Планирование решения проблемы 0,256 -0,061 Положительная переоценка 0,273
раздражительностью,реактивной агрессивностью, открытостью, эмоциональной лабильностью. Собщительностью же имеет обратную связь. Копинг-стратегия поиск социальнойподдержки обладает обратную корреляцию с реактивной агрессивностью, т.к.человек с высоким показателем данной особенности характеризуется агрессивнымотношением к социальному окружению и выраженным стремлением к доминированию; и сзастенчивостью, т.к. у таких людей проявляются трудности в социальных контактах.Принятие ответственности коррелирует с личностными особенностями, какневротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность,открытость, эмоциональная лабильность; с мускулинизмом-феминизмом,общительностью и уравновешенностью имеет обратную взаимосвязь.Бегство-избегание взаимосвязан с невротичностью, спонтанной агрессивностью,депрессивностью, раздражительностью, эмоциональной лабильностью. А собщительностью, уравновешенностью и экстраверсией имеет обратную зависимость.Копинг планирование решения проблемы коррелирует с реактивной агрессивностью иобратно взаимосвязан с застенчивостью. Положительная переоценка коррелирует с открытостью,т.е. человек с высокими оценками открытости стремится к доверительно-откровенномувзаимодействию при высоком уровне самокритичности.
Таким образом, можно сделатьследующие выводы:
1) большинствостудентов младших курсов используют в основном преобразующие копинг-стратегиитакие, как планирование решения проблемы и положительная переоценка;
2) в меньшей степенистуденты предпочитают бегство-избегание и дистанцирование;
3) выявлены различиямежду студентами специальностей «Психология» и «Социальная работа» впоказателях планирование решения проблемы. Это означает, что студенты «Психологии»предпочитают применять произвольные проблемно-фокусированные усилия поизменению ситуации, включающие аналитический подход к проблеме;
4) сравнивая«Социальных работников» с «Лечебным делом», можно отметить различия в такойкопинг-стратегии, как поиск социальной поддержки. Выше показатель у студентов«Лечебного дела», которые при сложных жизненных обстоятельствах прилагаютусилия в поиске информационной, действенной и эмоциональной поддержки;
5) сопоставляя «Социальныхработников» с «Лечебным делом», мы также выявили тенденцию различия вкопинг-стратегиях самоконтроль и бегство-избегание, где данные два показателяпревышают у студентов «Лечебного дела»;
6) студенты«Лечебного дела» в большей степени, чем студенты «Психологии», останавливаютсвой выбор на том, чтобы когнитивными усилиями отделиться от ситуации иуменьшить ее значимость;
7) выявленыкорреляции с личностными особенностями и с особенностями характера. Данныепоказывают, что есть взаимосвязь между одними видами копинг-стратегии и некоторымиособенностями личности и его характера.

Заключение
 
Преодоление трудныхжизненных ситуаций обеспечивается мобилизацией личных ресурсов, которыепроявляются в определенных копинг-стратегиях и когнитивных действиях. Характерэтих стратегий в значительной мере зависит от личностных особенностей,жизненного опыта и других психологических факторов, которые определяютиндивидуальное своеобразие процесса преодоления.
Следовательно, можнопредположить, что существует взаимосвязь между теми личностными конструктами, спомощью которых человек формирует свое отношение к жизненным трудностям, и тем,какую стратегию поведения при стрессе (совладания с ситуацией) он выбирает.
В ходе нашегоисследования у студентов трех специальностей «Психология», «Социальная работа»и «Лечебное дело» была выявлена следующая наиболее предпочитаемаякопинг-стратегия: планирование решения проблемы. Все участники исследования вменьшей степени используют такой вид копинг-стратегии, как бегство-избегание.Это свидетельствует о том, что студенты в трудных жизненных ситуациях пытаютсякаким-либо способом урегулировать, решить их, а не прибегнуть к избеганиюпроблемы. Также в меньшей степени прибегают к копинг-стратегии –дистанцирование. Показывающая исследователям, что лишь некоторая частьстудентов пытаются приложить когнитивные усилия, чтобы отделиться от трудной ситуациии уменьшить ее значимость. Наоборот, исследуемые используют копинг-стратегии,как планирование решения проблемы у студентов специальностей «Психология» и«Лечебное дело» и положительная переоценка у студентов специальности «Социальнаяработа». Это показывает нам то, что большинство студентов используютпреобразующие стратегии поведения, стараются справиться с трудными жизненнымиситуациями, а не отделиться от них.
Проведенное намиисследование дает практический материал для дальнейшего изучения проблемыкопинг-стратегии. Тем самым создается теоретическая база для практическойдеятельности, направленной на дальнейшее изучение копинг-стратегий у студентовразных специальностей. Также исследование копинг-стратегий вносит существенныйвклад в изучение стрессоустойчивости, а также позволяет расширить нашипредставления о субъектных аспектах личности.
Таким образом, цельданной курсовой работы была достигнута, задачи решены. Гипотеза подтвердиласьлишь частично. В связи с тем, что выборка была у некоторых специальностеймалочисленна. Мы считаем невозможным использовать полученные результаты наболее широкую популяцию. Для этого необходимо дополнительное исследование.

Список использованной литературы
 
1.  Авдеев В. Психотехнология решенияпроблемных ситуаций. – М.: Феликс, 1992. – 128с.
2.  Анцыферова Л.И. Личность в трудныхжизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическаязащита // Психол. журн., 1994. №1. С. 3-18.
3.  Бодров В.А. Проблема преодолениястресса. Часть 2. Процессы и ресурсы преодоления стресса // Психол. журн.,2006. Т.27. №2. С. 113-123.
4.  Бодров В.А. Проблема преодолениястресса. Часть 3. Стратегии и стили преодоления стресса // Психол. журн., 2006.Т.27. №3. С. 106-116.
5.  Большаков В.Ю. Психотренинг.Социодинамика, игры, упражнения. – Служба доверия, 1994. – 316с.
6.  Годфруа Ж. Что такое психология. –М., 1992, Т.2.
7.  Грановская Р.М. Элементы практическойпсихологии. СПб.: Свет, 2000.
8.  Гринберг Дж. Управление стрессом. –7-е изд. – СПб.: Питер, 2002, — 496с. – (Сер.: Мастера психологии).
9.  Китаев-Смык Л.А. Психология стресса.– М.: Наука, 1983. – 368 С.
10. Крюкова Т.Л.Возрастные и кросскультурные различия в стратегиях совладающего поведения. //Психол. журн., 2005. Т.26. №2. С. 5-15.
11. Либина А.В.,Либин А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладаниесо сложными обстоятельствами? // Стиль человека: психологический анализ. М.:Смысл, 1998. С. 190-204.
12. Малкина-Пых И.Г.Психосоматика: Справочник практического психолога. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. –992с.
13. Матюшкин А.М.Классификация проблемных ситуаций // Вопр. психол. 1970. №5. С. 23-35.
14. Мотивация иличность. 3-е изд. / Абрахам Маслоу. – СПб.: Питер, 2003. – 352с. – (Серия«Мастера Психологии»).
15. Нартова-БочаверС.К. «Coping behavior» в системе понятий психологииличности // Психол. журн., 1997. Т.18. №5. С. 20-30.
16. Постылякова Ю.В.Ресурсы совладания со стрессом в разных видах профессиональной деятельности //Психол. журн., 2005. Т.26. №6. С. 35-43.
17. Психологияадаптации личности. Анализ. Теория. Практика / А.А. Реан, А.Р. Кудашев, А.А.Баранов. – СПб.: Прайм-еврознак, 2006 – 470 С.
18. Психологияжизненных ориентаций человека / Е.Ю. Коржова. – СПб.: Изд-во РХГА, 2006. – 384С.
19. Селье Г. Стрессбез дистресса: Пер. с англ. / Общ. ред. Е.М. Крепса; Предисл. Ю.М. Саарма. –М.: Прогресс, 1979. – 124 С.
20. Сидорова Е.Н.Возрастные изменения у школьников поиска решения в проблемной ситуации // Вопр.психол. 1988. №1. С. 92-98.
21. Тышкова М.Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях //Вопр. психол. 1987. №1. С. 27-33.
22. Хазова С.А.Совладающее поведение одаренных старшеклассников // Психол. журн., 2004. Т.25.№5. С. 59-69.
Размещено на аllbest.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.