Введение
Живяи действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи,человек воспринимает окружающее. Воспринимая, человек не только видит, но исмотрит, не только слышит, но и слушает, а иногда он не только смотрит, норассматривает или всматривается, не только слушает, но и прислушивается.Восприятие – это форма познания действительности. Но как объяснить тот факт,что все мы воспринимаем одно и то же? Можно было бы думать, что с самогорождения культура берет на себя регулирование деятельности мозга таким образом,что мозг научается производить те же расчеты, которые характерны для всехчленов данной группы. Различия в восприятии мира, жизни, смерти и так далее уразных культур казалось бы, подтверждает это.
Внешниеявления, воздействуя на наши органы чувств, вызывают субъективный эффект в видеощущений без какой бы то ни было встречной активности субъекта по отношению квоспринимаемому воздействию. Способность ощущать дана нам и всем живымсуществам, обладающим нервной системой, с рождения. Способностью жевоспринимать мир в виде образов наделены только человек и высшие животные, онау них складывается и совершенствуется в жизненном опыте.
1. Общая характеристика восприятия
Восприятие – это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений,возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей нарецепторные поверхности органов чувств.
Внешние явления, воздействуя на наши органы чувств, вызываютсубъективный эффект в виде ощущений без какой бы то ни было встречнойактивности субъекта по отношению к воспринимаемому воздействию. Способностьощущать дана нам и всем живым существам, обладающим нервной системой, срождения. Способностью же воспринимать мир в виде образов наделены толькочеловек и высшие животные, она у них складывается и совершенствуется вжизненном опыте. Содержание ощущения не выходит за пределы элементарных формотражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельныхсвойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессыотражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человекживет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков илиприкосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложныхситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним ввиде целостных образов. Отражение этих образов выходит за пределы изолированныхощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтезотдельных ощущений в сложные комплексные системы. Лишь в результате такогообъединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие,переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов илиситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметностьосознания всего, что воздействует на нас, т.е. отображение объекта реальногомира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображениепредмета.
Помимоощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмыслениятого, что воспринимается, т.е. в процесс восприятия включаются психическиепроцессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтомувосприятие очень часто называют перцептивной системой человека.
Исследованияпсихофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом,требующим значительной аналитико-синтетической работы. Поэтому восприятиеправильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельностьсубъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление опредмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.
Огромнуюроль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет,сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия,направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которуюмы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реальногомира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).
Такимобразом, необходимо сделать вывод, что восприятие – это весьма сложный, новместе с тем – единый процесс, направленный на познание того, что в данныймомент воздействует на нас. 2. Физиологические основы восприятия
Физиологическойосновой восприятия являются процессы, проходящие в органах чувств, нервных волокнахи центральной нервной системе. Так, под действием раздражителей в окончанияхнервов, имеющихся в органах чувств, возникаетнервноевозбуждение, которое по проводящим путям передается в нервные центры и, вконечном итоге, в кору головного мозга. Здесь оно поступает в проекционные(сенсорные) зоны коры, которые представляют собой как бы центральную проекциюнервных окончаний, имеющихся в органах чувств. В зависимости от того, с какиморганом связана проекционная зона, формируется определенная сенсорнаяинформация.
Следуетотметить, что описанный выше механизм является механизмом возникновенияощущений. И действительно, на уровне предложенной схемы формируются ощущения.Следовательно, ощущения могут быть рассмотрены как структурный элемент процессавосприятия. Собственные физиологические механизмы восприятия включаются впроцессе формирования целостного образа па последующих этапах, когдавозбуждение от проекционных зон передается в интегративные зоны коры головногомозга, где и происходит завершение формирования образов явлений реального мира.Поэтому интегративные зоны коры головного мозга, завершающие процессвосприятия, часто называютперцептивными зонами. Их функция существенно отличается от функций проекционныхзон.
Физиологическаяоснова восприятия еще более усложняется тем, что оно тесно связано сдвигательной деятельностью, с эмоциональными переживаниями, разнообразнымимыслительными процессами. Следовательно, начавшись в органах чувств, нервныевозбуждения, вызванные внешними раздражителями, переходят в нервные центры, гдеохватывают собой различные зоны коры, вступают во взаимодействия с другиминервными возбуждениями. Вся эта сеть возбуждений, взаимодействующих между собойи широко охватывающих разные зоны коры, и составляет физиологическую основувосприятия.
Временныенервные связи, обеспечивающие процесс восприятия, могут быть двух видов:образуемые в пределах одного анализатора и межанализаторные. Первый вид имеетместо при воздействии на организм комплексного раздражителя одной модальности. Приэтом нервные связи образуются не только в ответ на сами раздражители, но и наих отношение – временное, пространственное и пр. (так называемый рефлекс наотношение). В результате в коре больших полушарий происходит процессинтегрирования, или сложного синтеза.
Второйвид нервных связей, образуемых при воздействии комплексного раздражителя, – этосвязи в пределах разных анализаторов, возникновение которых И.М. Сеченовобъяснял существованием ассоциаций (зрительных, кинестетических, осязательных ит.д.). Эти ассоциации у человека обязательно сопровождаются слуховым образомслова, благодаря которому восприятие приобретает целостный характер. Такимобразом, в основе сложного процесса построения образа восприятия лежат системывнутрианализаторных и межанализаторных связей, обеспечивающих наилучшие условиявидения раздражителей и учет взаимодействия свойств предмета как сложногоцелого.3. Основные свойства и виды восприятия
восприятие психологический пространство движение
Уяснивсуть понятия «восприятие» и разобрав его физиологические механизмы, мыприступаем к рассмотрению основных свойств восприятия как познавательногопсихического процесса. К основным свойствам восприятия следует отнестиследующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность,апперцепция, активность.
Предметность восприятия – это способность отражать объекты и явленияреального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в формеотдельных предметов. Следует отметить, что предметность не является врожденнымсвойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойствапроисходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка.
Другимсвойством восприятия является целостность. В отличие от ощущения,отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образпредмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различныхощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компонентыощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образпредмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуюттолько отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникаетусловнорефлекторно вследствие связи между различными ощущениями.
Сцелостностью восприятия связана и его структурность. Данное свойствозаключается в том, что восприятие в большинстве случаев не является проекциейнаших мгновенных ощущений и не является простой их суммой. Мы воспринимаемфактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру, котораяформируется в течение некоторого времени. Таким образом, восприятие доводит донашего сознания структуру предмета или явления, с которым мы столкнулись вреальном мире.
Следующимсвойством восприятия является константность. Константностью называетсяотносительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении условий ихвосприятия. Благодаря свойству константности, проявляющемуся в способностиперцептивной системы компенсировать изменения условий восприятия, мывоспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшейстепени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины иформы предметов. Так, константность восприятия цвета заключается вотносительной неизменности видимого цвета при изменении освещения.
Следуетотметить, что восприятие зависит не только от характера раздражения, но и отсамого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек.Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека.Зависимость восприятия от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующийопыт, его прошлая практика. Поэтому один и тот же предмет может по-разномувосприниматься различными людьми. Содержание восприятия определяется ипоставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, егоинтересами и направленностью. Существенное место в апперцепции занимаютустановки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Явлениеошибочного (ложного) или искаженного восприятия называется иллюзиейвосприятия. Иллюзии наблюдаются в любых видах восприятия (зрительного,слухового и др.). Природа иллюзий определяется не только субъективнымипричинами, такими как установка, направленность, эмоциональное отношение и т.п.,но и физическими факторами и явлениями: освещенность, положение в пространствеи др.
Следующимсвойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятиевозникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств,перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Как мы ужеговорили, восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связьмышления и восприятия прежде всего выражается в том, что сознательновоспринимать предмет – это значит мысленно назвать его, т.е. отнести копределенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виденезнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другимипредметами.
Говоряоб основных свойствах восприятия, мы не можем не остановиться еще на одном, неменее существенном свойстве восприятия как психического процесса. Это свойство – активность (илиизбирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мывоспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то времякак остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т.е. неотражаются в нашем сознании. Таким образом, мы можем полагать, что природаактивности восприятия обусловлена самой природой нашего сознания.
Воснове одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различияв анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какойанализатор (или какая модальность) играет в восприятии преобладающую роль,различают зрительное, слуховое, осязательное, кинестетическое, обонятельное ивкусовое восприятие.
Обычновосприятие – результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущенияв той или иной степени участвуют во всех видах восприятия. В качестве примераможно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный икинестетический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиитакже участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редковстречаются в чистом виде. Обычно они комбинируются, и в результате возникаютсложные виды восприятия. Так, восприятие учеником текста на уроке включаетзрительное, слуховое и кинестетическое восприятие.
Основойдругого типа классификации типов восприятия являются формы существованияматерии: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификациейвыделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.4. Восприятие пространства
Восприятиепространства и времени занимает особое место среди всего, что мы воспринимаем.Все предметы находятся в пространстве, и всякое явление существует во времени.Пространственные свойства присущи всем предметам, равно как временныеособенности характерны для каждого явления или события. К пространственнымсвойствам предмета относятся: величина, форма, положение в пространстве.
Ввосприятии величины предмета существенную роль играет величина егоизображения на сетчатке. Чем больше изображение предмета на сетчатке, тембольшим нам кажется предмет. Вполне вероятно, что величина изображениявоспринимаемого предмета на сетчатке глаза зависит от величины зрительногоугла. Чем больше величина зрительного угла, тем больше изображение на сетчаткеглаза. Вполне логично, что эта закономерность сохраняется при одинаковомудалении от нас предметов.
Учетудаления предметов в основном осуществляется за счет нашего опыта восприятияпредметов при меняющемся расстоянии до них. Существенной поддержкой восприятиявеличин предметов служит знание о приблизительной величине предметов. Кактолько мы узнаем предмет, мы сразу воспринимаем его величину такой, какая онаесть на самом деле. Вообще следует отметить, что константность величинызначительно повышается когда мы видим знакомые предметы и значительноуменьшается при восприятии отвлеченных геометрических форм. Также следуетподчеркнуть, что константность восприятия сохраняется только в известныхпределах. Если мы находимся очень далеко от предмета, то он нам кажется меньше,чем на самом деле. Другой особенностью восприятия предмета в пространствеявляется контраст предметов. Окружение, в котором находитсявоспринимаемый нами предмет, оказывает заметное влияние на его восприятие.Например, человек среднего роста в окружении высоких людей кажется значительноменьше своего настоящего роста.
Навосприятие величины предмета может оказывать влияние и то целое, в которомнаходится предмет. Кроме того, на восприятие величины предмета оказываетвлияние цвет предмета. Светлые предметы кажутся несколько большими, чем темные.Объемные формы, например шар или цилиндр, кажутся меньше соответствующих плоскихизображений.
Стольже сложным, как восприятие величины, является восприятие формы предмета.Прежде всего, следует отметить, что при восприятии формы явление константноститакже сохраняется. Например, когда мы смотрим на квадратный или круглыйпредмет, находящийся сбоку от нас, его проекция на сетчатке будет выглядеть какэллипс или как трапеция. Тем не менее мы всегда видим один и тот же предметодинаковым, имеющим одну и ту же форму.
Оченьсложен процесс восприятия объемной формы. Мы воспринимаем объем формыпотому, что человеческие глаза обладают способностью бинокулярного зрения.Бинокулярный эффект обусловлен тем, что человек смотрит двумя глазами. Сутьбинокулярного эффекта заключается в том, что когда оба глаза смотрят на один итот же предмет, изображение этого предмета па сетчатке левого и правого» глазабудет различно. При бинокулярном зрении смещение изображений на сетчатке глазвызывает впечатление одного, но объемного, рельефного предмета.
Однакобинокулярное зрение не является единственным условием объемного восприятияпредмета. Если мы посмотрим на предмет одним глазом, то все равно воспримем егорельеф. Большую роль в восприятии объемной формы предмета играет знаниеобъемных признаков данного предмета, а также распределение света и тени на объемномпредмете.
Восприятиечеловеком пространства имеет целый ряд особенностей. Это обусловлено тем, чтопространство трехмерно, и поэтому для его восприятия необходимо задействоватьцелый ряд совместно работающих анализаторов. При этом восприятие пространстваможет протекать на разных уровнях.
Ввосприятии трехмерного пространства прежде всего задействованы функцииспециального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этотаппарат имеет вид трех заполненных жидкостью изогнутых полукружных трубок,расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях. Когдачеловек меняет положение головы, заполняющая каналы жидкость перетекает,раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущенииустойчивости тела (статические ощущения).
Вестибулярныйаппарат тесно связан с глазодвигательными мышцами, и каждое изменение в немвызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Например, при быстрыхизменениях положения тела в пространстве наблюдаются пульсирующие движенияглаз, называемые нистагмом.
Вторымаппаратом, обеспечивающим восприятие пространства, и прежде всего его глубины,является аппарат бинокулярного зрения. Восприятие глубины главным образомсвязано с восприятием удаленности предметов и расположением их относительнодруг друга. Бинокулярное зрение – это одно из условии восприятия удаленностипредметов.
Существеннуюроль в восприятии удаления предметов, или пространственной глубины, играет конвергенцияи дивергенция глаз, потому что для отчетливого восприятияпредметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие(корреспондирующие) точки сетчатки левого и правого глаза, а это невозможно безконвергенции или дивергенции обоих глаз. Под конвергенцией понимается сведениезрительных осей глаз за счет поворота глазных яблок навстречу друг другу.
Восприятиепространства не ограничивается восприятием глубины. В восприятии пространстваважную роль играет восприятие расположения предметов по отношению друг к другу.Дело в том, что при значительном удалении предмета конвергенция и дивергенцияпрекращаются, однако воспринимаемое нами пространство никогда не носитсимметричного характера; оно всегда в большей или меньшей степени асимметрично,т.е. предметы расположены от нас вверху или внизу, справа или слева, а такжедальше от нас или ближе к нам
Такойсложный комплекс механизмов, обеспечивающих восприятие пространства, требует,естественно, столь же сложной организации аппаратов, осуществляющих центральнуюрегуляцию пространственного восприятия. Таким центральным аппаратом являютсятретичные зоны коры головного мозга, или «зоны перекрытия», которые объединяютработу зрительного, тактильно-кинестетического и вестибулярного анализаторов.
5. Восприятие движения и времени
Восприятиедвижения осуществляется благодаря очень сложному механизму, природа которогоеще не вполне выяснена. Если предмет движется в пространстве, то мывоспринимаем его движение вследствие того, что он выходит из области наилучшеговидения и этим заставляет нас передвигать глаза или голову, чтобы вновьфиксировать на нем взгляд. При этом происходят два явления. Во-первых, смещениеобъекта по отношению к положению нашего тела указывает нам на его передвижениев пространстве. Во-вторых, мозг фиксирует движение глаз, следящих за предметом.Второе особенно важно для восприятия движения, но механизм обработки информациио движении глаз весьма сложен и противоречив.
Однаковосприятие движения не может быть объяснено только движением глаз, – мывоспринимаем одновременно движение в двух противоположных направлениях, хотяглаз, очевидно, не может двигаться одновременно в противоположные стороны.
Ввосприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки,создающие опосредованное впечатление движения. Механизм использования косвенныхпризнаков состоит в том, что при обнаружении неких признаков движенияосуществляется их интеллектуальная обработка и выносится суждение том, чтопредмет движется. Так, впечатление движения может вызвать необычное длянеподвижного предмета положение его частей.
Всетеории восприятия движения могут быть разбиты на две группы. Первая группатеорий выводит восприятие движения из элементарных, следующих друг за другомзрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, иутверждает, что восприятие движения возникает вследствие слияния этихэлементарных зрительных ощущений (В. Вундт).
Теориивторой группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество,несводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, чтоподобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, акачественно отличным от них целым, так и восприятие движения несводимо к суммесоставляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений.
Основнымпринципом, регулирующим восприятие движения, является осмысление ситуации вобъективной действительности на основе всего прошлого опыта человека.
Наиболееэлементарными формами являются процессы восприятия длительности ипоследовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления,известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмическиепроцессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Например,чередования сна и отдыха. С другой стороны, мы воспринимаем время привыполнении какой-либо работы, т.е. когда происходят определенные нервныепроцессы, обеспечивающие нашу работу. В зависимости от длительности этихпроцессов, чередования возбуждения и торможения, мы получаем определеннуюинформацию о времени.
Оценкадлительности времени зависит и отэмоциональных переживаний. Если события вызывают положительноеотношение к себе, то время кажется быстро идущим. И наоборот, негативныепереживания удлиняют временной отрезок.
Характернойособенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к томуместу пространства, откуда мы ушли, но мы не можем вернуть то время, котороепрошло. Благодаря этому мы воспринимаем течение времени, устанавливая, в своюочередь, для этого объективный порядок необратимой последовательности событий.Причем этот порядок мы устанавливаем на основе причинных зависимостейследования одних событий за другими.
Посколькувремя – направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагаетне только систему единиц измерений (секунда, минута, час, месяц, столетие), нои постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикальноотличается от пространства. В пространстве все точки равноправны. Во времени должна быть однапривилегированная точка. Естественной отправной точкой во времени являетсянастоящее, которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующеебудущее. Оно одно как будто непосредственно дано как нечто наличное; от неговзор направляется в прошлое и будущее.
Такимобразом, в восприятии времени человеком необходимо выделить два аспекта:субъективный и объективно-условный. Субъективный аспект связан с нашей личнойоценкой проходящих событий, что, в свою очередь, зависит от заполненностиданного временного периода событиями, а также их эмоциональной окрашенности.Объективно-условный аспект связан с объективным течением событий и чередойусловно-договорных точек отсчета, или интервалов времени. Если первый аспектотражает наше ощущение времени, то второй аспект помогает нам ориентироватьсяво времени.
6. Законы восприятия
Восприятие человека, в задачу которого входит формированиеправильных образов окружающей действительности, подчиняется определеннымзаконам. Многие факты указывают на большую роль, которую в восприятии играютдвижения, причем это относится в основном к главным видам восприятия:зрительному, слуховому, осязательному. Без движения внешних органов чувств илизаменяющего его внутреннего движения формирование адекватного образа,по-видимому, не происходит, причем характер движений, совершаемых вперцептивной системе, играет важную роль в точном определении реальной картинывоспринимаемого нами мира. Много полезного в понимание связанных с движениямипсихофизиологических механизмов восприятия внес русский физиолог И.М. Сеченов.Он напрямую связал их с работой мышечной системы. Расстояние до предметов, ихглубина и высота, пути и скорости движения, писал И.М. Сеченов, все этопродукты «мышечного чувства», т.е. ощущений, поставляемых в мозг работающеймышцей. То же мышечное чувство, являясь дробным в прерывистых периодических движениях,становится измерителем времени Скорость сокращения мышц, связанных с органамислежения за предметом, вид сокращаемых мышц могут передавать информацию охарактере движений самого объекта. Следовательно, первый и основной законвосприятия состоит в его непосредственной связанности с работой мышц, с разногорода движениями, несущими в себе многостороннюю информацию о воспринимаемыхобъектах.
Другой важный закон восприятия состоит в относительнойустойчивости уже сформировавшихся образов, в особенности тогда, когда ихфункционирование связано с мышлением.
Для того чтобы восприятие было правильным, необходимы постоянныеупражнения и непрерывный приток в центральную нервную систему информации,корректирующей неверно складывающийся образ. Д. Бом делает следующийвывод: «Общие структурные элементы «настройки», установившиеся в мозгу сраннего детства, имеют тенденцию распадаться, когда им не приходитсясталкиваться с окружением, обладающим соответствующей структурой». Подобногорода настройка на внешний мир, которая у взрослого человека поддерживаетсяблагодаря постоянно воздействующей на его органы чувств стимуляции, создается иразвивается с детства.
Вопрос о том, какое влияние на наше восприятие оказывает внешниймир и внутренний опыт, давно обсуждается учеными, но окончательного ответа нанего пока не получено. Со времени английского философа и психолога ДжЛокка,который одним из первых заинтересовался данной проблемой, было предложено многоконцепций восприятия. Одна из них получила название нативистской (отслова «натура» – природа). Согласно ей восприятие выводится из якобысуществующих у человека от природы «способностей ума». Другая теорияутверждает, что формирование образов является результатом научения, мышления иопыта. Наш мозг постепенно накапливает информацию о мире в виде следов памяти,в форме умственных установок, общих идей, понятий. Они непосредственно влияютна восприятие, определяя содержание, смысл и характер складывающихся образов.
Восприятие надо рассматривать как интеллектуальный процесс,связанный с активным поиском признаков, необходимых и достаточных дляформирования образа и принятия решений. Последовательность актов, включенных вэтот процесс, можно представить себе следующим образом:
1. Первичное выделение комплекса стимулов из потока информации ипринятие решения о том, что они относятся к одному и тому же определенномуобъекту.
2. Поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущенийкомплекса признаков, сравнение с которым воспринятого позволяет судить о том,что это за объект.
3. Отнесение воспринятого объекта к определенной категории споследующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающихправильность принятого гипотетического решения.
4. Окончательный вывод о том, что это за объект, с приписываниемему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ними класса.
Из всего того, что уже было сказано о восприятии, следует, что оноизменяется под влиянием условий жизни человека, т.е. развивается.
Заключение
Восприятие– процесс формирования при помощи активных действий субъективного образацелостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. В отличииот ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятияв качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности егоинвариантных свойств.
Образвосприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность котороговозникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной,предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости отбиологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либоодно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализаторабудет признана приоритетной.
Всоответствии с этим различают зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое иобонятельное восприятие. При этом особенно важную роль во всех видахвосприятия, играют двигательные, или кинестезические ощущения, которыерегулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта спредметом. В частности, в зрительном восприятии вместе с собственно зрительнымиощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестезические ощущения,сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция,слежение).
Такжев процессе слухового восприятия активную роль играют слабые движенияартикуляционного аппарата. Для человека характерно, что образы его восприятияинтегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникаетвозможность абстрагирования и обобщения свойств предметов.
Библиографическийсписок
1. Маклаков, А.Г. Общаяпсихология [Текст] / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
2. Немов, Р.С. Психология[Текст] / Р.С. Немов. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – Кн. 1. – 576 с.
3. Реан, А.А. Психологияи педагогика [Текст]/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум.– СПб.: Питер, 2000. – 432 с.