Контрольнаяработа
Подисциплине «Психодиагностика личности»
на тему:
«Основныеэтапы личностной диагностики (проективные методы и опросники)»
Содержание
Введение
1 Классификациядиагностического инструментария
2 Этапы диагностики
3 Характеристика проективных методик
4 Общая классификация проективных методик
5 Особенности диагностического исследования проективными методикамидетей с нарушениями в развитии
6 Этика психодиагностики
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Для выявления личностных особенностей в психодиагностикеиспользуются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. В основе действия данных методик лежит механизм проекции. Этотмеханизм был впервые обнаружен З.Фрейдом и описан как процесс приписываниясвоих чувств, желаний, являющихся неприемлемыми для человека, объекту,находящемуся во вне. Проекция носит неосознаваемый характер и выполняетзащитную функцию, смягчая противоречия между истинными (неосознаваемыми)стремлениями человека и социальными нормами, оценками, сознательнымиубеждениями. Непосредственно сам термин «проективные» был введен Л.Френком(L.K.Frank, американский психолог) в 1939 для обозначения целого ряда методик,уже известных к тому времени. Ему удалось также на основании выделенных свойствпостроить их классификацию, которая с некоторыми дополнениями используется и внаше время. Проективные методы, ориентированные на изучение личности в целом,постижение ее уникальности, отражали общую тенденцию, существовавшую в культуретого времени, когда подобные виды исследования только стали появляться
Как уже было сказано ранее, на развитие проективного методасущественное влияние оказали классический психоанализ, а также холистическаяпсихология. Эти направления в психологии принято считать теоретическимиисточниками проективного метода. Каждый из них внес что-то свое в егообоснование.
Психоанализ как главный теоретический источник внес в проективныйметод основные объяснительные категории: «принцип проекции» как«защитный механизм», «бессознательное».
Проективные методики, с точки зрения психоанализа, направлены надиагностику причин дезадаптации личности, бессознательных влечений, конфликтови способов их разрешения (механизмов защиты). Условием любого проективногоисследования является неопределенность тестовой ситуации. Это способствуетснятию давления реальности, и личность в таких условиях проявляет присущие ейспособы поведения. Процесс взаимодействия личности с малоструктурированнымстимульным материалом носит характер проецирования, т.е. вынесения вовнебессознательных влечений, инстинктов, конфликтов и т.д.
Холистическая психология внесла в проективный метод пониманиеличности как целостной, уникальной системы. Следовательно, познаниесубъективного внутреннего мира личности должно исключать ее изучение путемвыявления некоторых общих закономерностей и их сопоставления со «среднейличностью» (как в стандартизованных методах).
Проективные методики исследования личности широко используются во многих областях психологической практики, они ориентированы на изучение неосознаваемых (или не вполнеосознанных) форм мотивации и в этом своем качестве является едва ли неединственным собственно психологическим методом проникновения в наиболееинтимную область человеческой психики. Однако реальность бессознательногозначительно богаче по своей феноменологии, а также и по возможности еесодержательной интерпретации. Проективные методики позволяют опосредованно,моделируя некоторые жизненные ситуации и отношения, исследовать личностныеобразования, выступающие прямо или в форме различных личностных установок. Еслибольшинство психологических приемов направлено на изучение того, как и за счетчего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, топроективные методики ставят своей целью выявление своеобразных “субъективныхотклонений”, личностных “интерпретаций”, причем последние далеко не всегдаобъективны, но всегда, как правило, личностно значимы.
1 Классификация диагностического инструментария
Существует ряд классификаций диагностических средств, даннаяклассификация базируется на делении исследовательского метода на неэкспериментальный(описательный) и экспериментальный, с выделением в рамках последнего особого психодиагностическогометода (Бурлачук). Он конкретизируется автором в трех основных диагностическихподходах объективный, субъективный и проективный методы.
Рассматривая конкретные методики и приемы диагностики проявлений человеческойиндивидуальности, автор предлагает традиционное деление на два типа методик: тестыинтеллекта и методики для диагностики собственно личностных особенностей.
Первые рассматриваются как тесты общих способностей (диагностикауровня интеллектуального развития), тесты специальных способностей (измерениеуровня развития отдельных сторон интеллекта и психомоторных функций,обеспечивающих эффективность в конкретных, узких областях деятельности).
Личностные методики условно подразделяются автором на тестыдействия (целевые личностные тесты, которые предполагают какие-либоперцептивные действий по обнаружению замаскированных фигур) и ситуационныетесты (в которых испытуемый помещается в какую-нибудь жизненную ситуацию).
Каждый из предлагаемых автором подходов определяет группуоднородных, близких друг к другу методик.
Объективный подход, в котором диагностикаосуществляется на основе успешности, результативности и/или способа(особенностей) выполнения деятельности, включает в себя:
— тесты интеллекта;
— тесты специальных способностей;
— тесты личности (объективные);
— тесты достижений.
Субъективный подход как оценка сведений, сообщаемых о себе, самоописание(самооценивание) особенностей личности, состояния, поведения в тех или иныхситуациях базируется на:
— личностных опросниках;
— опросниках настроения и состояния;
— опросниках-анкетах.
Проективный метод (анализ особенностей взаимодействия с внешне нейтральным,безличным материалом, становящимся в силу его неопределенности объектомпроекции) включает в себя:
— моторно-экспрессивные методики;
— перцептивно-структурные методики;
– апперцептивно-динамические методики.
2 Этапы диагностики
Технология диагностической деятельности предусматриваетнеобходимость рационально разделить весь процесс психологической оценки наотдельные, четко выраженные этапы, оптимально использовать разнообразныеметодические средства (в том числе и диагностический инструментарий) с цельюповышения эффективности деятельности специалиста. Необходимо помнить, что всеэтапы работы с ребенком должны быть взаимосвязаны и подвергаться корректировкев зависимости от результатов предыдущего этапа (так называемое правило Байеса).Такая стратегия проведения обследования позволяет минимизировать затраты сил ивремени специалиста, сохранить ресурсные возможности ребенка на протяжениивсего обследования.
Итогом комплексной психологической диагностики должна статьпостановка психологического диагноза, который даст возможность описатьактуальное состояние ребенка и особенности развития, определить его как условнонормативное или отклоняющееся. Это обеспечит достаточно надежный прогноздальнейшего развития и обучения, позволит специалистам, в первую очередьпсихологу, определить пути и разработать программы наиболее эффективнойкоррекционной работы.
1. Сбор психологического анамнеза.
2. Создание гипотезы обследования с выходом на предварительныйпсихологический диагноз, ее уточнение и корректировка в процессе обследования.
3. Процедура обследования с использованием соответствующих тактик итехнологий, адекватных возрасту и возможностям ребенка.
4. Развернутый системный анализ результатов обследования, ихсопоставление в соответствии с гипотезой и предварительным психологическимдиагнозом.
5. Окончательная постановка психологического диагноза с учетомполученных результатов, механизмов и путей, приведших к наблюдаемымособенностям, определение вероятного прогноза развития, методовмеждисциплинарного сопровождения ребенка.
В соответствии с диагностической гипотезой определяется инеобходимый диагностический инструментарий. В зависимости от результатовисходная диагностическая гипотеза может изменяться, точно так же будетизменяться и инструментарий. Для этого специалист должен владеть достаточнымколичеством психологических методик. Используя на каждом «шаге» обследованиянаиболее эффективные и многофункциональные методики, специалист оптимизируетсобственные затраты времени и сил и экономит силы ребенка. Таким образомреализуется один из основных принципов проведения обследования — принципминимизации затрат ребенка и специалиста.
В целом необходимо придерживаться общей логики обследования, гденаиболее важным является последовательное использование ключевых методик.Практика показала, что в каждом блоке методик, ориентированных на исследованиеосновных психических сфер, функциональных систем, личностных особенностей существуютотдельные методики, использование которых должно быть включено в процесс оценкивне зависимости от особенностей развития ребенка, имеющейся диагностическойгипотезы и пр.
Полученныетаким образом данные могут принципиальным образом изменить и самудиагностическую гипотезу, и характер подачи той или иной методики, и дажехарактер обследования. В психологическом заключении резюмируются данные об особенностяхразвития ребенка, полученные при обследовании. Обосновываются пути адекватнойпомощи ребенку, в том числе последовательность коррекционно-развивающихмероприятий, а также подключения к работе с ним тех или иных специалистов.Оценивается уровень адаптации ребенка в социуме и образовательной среде иделается прогноз его дальнейшего развития как при благоприятных, так и принеблагоприятных условиях. В плане оценки аффективно-эмоциональной сферы описываютсяобщий эмоциональный фон, его изменения и адекватность ситуации на протяженииобследования, преимущественный тип эмоционального реагирования, в том числе настрессогенные ситуации в процессе обследования.
Если ониимеются, отмечаются неадекватные ситуации реакции, фантазии и идеи, выраженностьаффективных переживаний (по отношению к собственной деятельности, к зонам своихинтересов, к реакциям окружающих).
Делаетсявывод о зрелости эмоциональной сферы, сформированности самооценки и уровняпритязаний, специфике отношений с детьми и взрослыми. Желательно объединить всюэту информацию в целостное представление о «профиле» аффективной организации(сформированности ее уровней).
Результирующей такого целостного представления о ребенке являетсяпсихологический диагноз. Сама его постановка предполагает понимание механизмови вероятных причин, приведших к данному варианту развития.
3 Характеристика проективных методик
Для выявления личностных особенностей в психодиагностикеиспользуются специальные методики — личностные опросники и проективные методы. Опросникаминазываются методики, содержащие в качестве материала вопросы, на которыеобследуемый должен ответить, или утверждения, с которыми он должен согласитьсялибо не согласиться. Ответы даются в свободной форме (опросники «открытого»типа) или выбираются из предлагаемых вариантов (опросники «закрытого» типа).
Различают опросники-анкеты и личностные опросники.
Проективные методики направлены на измерение свойств личности иособенностей интеллекта.
Они обладают рядом особенностей, благодаря которым существенноотличаются от стандартизованных методов, а именно:
особенностями стимульного материала;
особенностями поставленной перед респондентом задачи;
особенностями обработки и интерпретации результатов.
Отличительной особенностью стимульного материала проективныхметодик является его неоднозначность, неопределенность,малоструктурированность, что является необходимым условием реализации принципапроекции. В процессе взаимодействия личности со стимульным материаломпроисходит его структурирование, в ходе которого личность проецируетособенности своего внутреннего мира: потребности, конфликты, тревогу и т.д.
Относительно неструктурированная задача, которая допускаетнеограниченное разнообразие возможных ответов, – одна из основных особенностейпроективных методик. Тестирование с помощью проективных методик –замаскированное тестирование, так как респондент не может догадаться, чтоименно в его ответе является предметом интерпретации экспериментатора.Проективные методики меньше подвержены фальсификации, чем опросники,построенные на сведениях об индивиде. В такихвидах психологического исследования, как тестирование, опрос очень сложноопределить проблему, являющуюся актуальной для человека, именно в связи с тем,что бессознательное (в широком смысле этого слова) не может полноценно проявитьсебя, поэтому получаемые результаты ограничиваются исключительно сознательнымиубеждениями – как собственными, так и социально обусловленными. Эта проблемарешается в проективных методиках благодаря особой организации используемого вних материала и подхода к проведению диагностики.
Стимульный материал, используемый в проективных методиках, какправило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошломуопыту приобретает тот или иной личностный смысл. Изображения драматичныхжизненных ситуаций, лица людей, предметы, ассоциирующиеся с аффектогеннымиситуациями (например, пистолет, могильные плиты), эмоционально окрашенные словаили предложения обращены к тем или иным индивидуально значимым переживаниям личности.Неопределенность, составляющая одно из основных условий деятельностииспытуемого, способствует тому, что поведение более чем когда-либодетерминируется не конвенциональными нормативами, а собственной системоймотивов, ценностей, диспозиций человека.
Существует проблема стандартизации проективных методик. Некоторыеметодики не содержат математического аппарата для объективной обработкиполученных результатов, не содержат норм.
Эти методики прежде всего характеризует качественный подход кисследованию личности, а не количественный, как психометрические тесты. Ипоэтому еще не разработаны адекватные методы проверки их надежности и приданияим валидности.
В некоторых методиках разработаны параллельные формы (Методчернильных пятен Хольцмана), как пример решения проблемы надежности. Существуютподходы и к решению проблемы валидности проективных методик.
Можно выделить несколько характеристик, описывающих спецификупроективных методик:
Неоднозначность предлагаемого стимульного материала илиинструкции. Испытуемый наделяет объективнобессмысленный материал тем смыслом, который близок ему. Так, мать, недавнопоссорившаяся с дочерью и переживающая это, на размытой картинке вероятнейвсего увидит близкую к этому ситуацию. При этом очевидно, что стимульныйматериал не должен быть безразличен испытуемому: нашей героине было быбесполезно предлагать проинтерпретировать карточку, на которой изображены,например, работающие строители.
Отсутствие оценки со стороны экспериментатора и, вследствии неопределенности материала, невозможность оценитьсвои действия как «правильные» или «неправильные». Испытуемый оказываетсясвободным от необходимости соответствовать требованиям социума,экспериментатора, даже своим собственным, что приводит к бóльшей егооткрытости и создает необходимые условия для возникновения механизма проекции.
Направленность на целостное изучение личности. Проективные методики не описывают какую-то отдельную функциюличности, потому их нельзя, подобно тестам, разделить на исследующиемотивационную или, например, интеллектуальную, сферу. Хотя некоторыесовременные варианты, модификации оригинальных методик претендуют на это всвязи с тем, что изучать личность в целом не всегда представляется необходимым.
Наряду с указанными ранее достоинствами, которыми обладаютпроективные методики, есть у них и свои минусы. В числе первых стоитнедостаточная стандартизованность данного типа исследований. Качество исодержание интерпретации методики во многом зависят от профессионализмапсиходиагноста, от концепции, лежащей в основе его интерпретации.
Вызывает сомнение и надежность информации, полученной такимобразом. Проективные методики ориентированы на качественную, а не наколичественную оценку; они могут показать отклонение от нормы, но о величинеэтого отклонения почти никогда не смогут сказать что-либо конкретное. Поэтомудля повышения достоверности результатов диагностики необходимо сочетать данныйметод с тестовым, позволяющим получить более четкие и строгие данные.
4 Общая классификация проективных методик
Как в литературе по психометрическим тестам, так и в литературе попроективным методикам можно встретить разные классификации этих методов.Приведенная классификация наиболее полно охватывает диапазон проективныхметодик.
Проективные методики подразделяются на:
Конститутивные, где необходимоструктурировать предлагаемые стимулы, наделяя их смыслом (тест чернильных пятенРоршаха, тест облаков) Создатель проективного «метода чернильных пятен»,имеющего и сейчас широкое распространение в клинической практике, швейцарскийпсихиатр Герман Роршах, изначально был психоаналитиком. Этот метод былпредложен в 1921 (серии чернильных пятен использовались и ранее, но именно онпервым применил их для диагностики личности в целом). Картинки предъявлялисьгруппам психически больных, и те характеристики, которые позволялидифференцировать различные психиатрические синдромы, были выделены в системукритериев. Позже эта система была дополнена результатами диагностики людей,относящихся к различным профессиям (ученые, художники) и обладающих различнойстепенью психического нездоровья. В связи со смертью Роршаха в 1922 разработкутеста продолжили его ученики, поэтому единого представления о процедуре егопроведения, обработки и интерпретации данных не появилось, и всевозможныеварианты стали быстро распространятся и развиваться в отдельные методы.Неизменным оставался стимульный материал.
При проведении методики используется 10 таблиц, на каждой изкоторых изображено симметричное относительно вертикальной оси пятно. Пять пятенвыполнены в серо-черных тонах, в двух есть элементы красного цвета, остальныетри выполнены в пастельных красках. По типу восприятия Роршах различал дватипа: «В-тип» и «Fb-тип», т.е. «двигательный» и «цветовой» типы. Если первыепри описании пятна чаще говорили, что они видят фигуры (людей, животных),какие-либо действия, то вторые больше ориентировались на цветовыехарактеристики пятна. На этом основании Роршах разделял интраверсивные илиэкстратенсивные тенденции личности соответственно.
Стандартная процедура проведения теста Роршаха состоит изнескольких этапов. Респонденту предъявляют таблицы в определенном, заранеезаданном порядке, и просят описать, на что похоже изображение на картинке.Ответы испытуемого записываются, отмечается время, которое потребовалось ему дляописания, указываются эмоциональные реакции. Дальнейшая часть проведения тестаможет различаться у диагностов, использующих разные модификации, но большинствопридерживаются следующей системы. После свободных, ненаправленных ответовреспондента диагност проводит опрос, в ходе которого выясняет, как испытуемыйпришел к формулировке того или иного ответа. Важно суметь определить локализацию,детерминанты, содержание, популярность/оригинальность увиденного, качествоформы, не оказывая при этом давления на человека. Это облегчит последующуюпроцедуру шифровки, в ходе которой формализуются данные, полученные по этимпяти категориям. Многие специалисты, применяющие данный тест, обращаются кметоду определения пределов чувствительности, когда внимание респондентанамеренно обращается на детали, которые были проигнорированы, и просят назватьнаиболее и наименее приятную таблицы и т.п.
Проективные методики сейчас широко используются, при этом непереставая видоизменяться. Примером таблиц, входящих в тест Роршаха, могутслужить расположенные ниже чернильные пятна.
Интерпретативные – интерпретация,объяснение некоторой ситуации, события (тест фрустрации американского психологаС.Розенцвейга, Тест апперцепции тематической (ТАТ));
Тест Розенцвейга
Тест является проективной методикой исследования личности. Вкачестве стимульного материала используются 24 рисунка, на которых изображенылица, находящиеся во фрустрационной ситуации.
Персонаж, изображенный слева, произносит слова, которымиописывается фрустрация — собственная или другого индивида (они написаны рядом сперсонажем). Над персонажем, изображенным справа, имеется пустой квадрат, вкоторый обследуемый должен вписать первые пришедшие на ум ответы. Ситуации,изображенные на рисунках, могут быть разделены на две группы:
— ситуации препятствия;
— ситуации общения.
Оценка полученных ответов осуществляется главным образом понаправлению реакций:
— экстрапунитивные — направлены на окружение; осуждается внешняяпричина фрустрации и подчеркивается ее степень, иногда разрешения ситуациитребуют от другого лица;
— интропунитивные — направлены на самого себя с принятием вины илиответственности за исправление возникшей ситуации; фрустрирующая ситуация неподлежит осуждению;
— импунитивные — обвинения отсутствуют.
По определенной программе выделяются скрытые мотивы поведения.
Существует детский вариант этого теста — тест детской апперцепции,в котором персонажами являются дети или дети во взаимодействии со взрослыми, внекоторых модификациях — животные. В этом случае ответы могут даваться устно.
«Тест тематической апперцепции» (ТАТ)
Наряду с Тестом Роршаха считается одним из наиболее авторитетных ираспространенных тестов.
Материал теста — таблицы с картинами, изображающими неопределенныеситуации, допускающие их различное понимание и толкование. Вместе с тем каждыйрисунок предполагает актуализацию переживаний определенного типа и отношений копределенным ситуациям. Испытуемым по каждой предъявляемой картине (всего их 30и одна пустая таблица, на которой возможно вообразить любую картину; вобследовании, как правило, предъявляются 20) предлагается составить рассказ, вкотором описывались бы события, приведшие к изображенной на ней ситуации,происходящие в настоящее время — мысли, чувства, отношения персонажей, — изавершение истории. Производится дословная запись рассказа, фиксируется время,паузы, особенности поведения, интонирования, мимики и др.
При анализе определяется, с каким «героем» соотносит себяобследуемый, определяются важнейшие характеристики «героя», среди которыхведущее место занимают его потребности и особенности влияний на него среды (такназываемые «прессы» и «давления» и их соотношение); в итоге создаетсяпредставление об особенностях потребностной сферы обследуемого, его внутреннихи внешних конфликтах, способах защиты и др.
Конструктивные – создание из разрозненныхоформленных деталей единого целого (тест Мира);
Катартические (греч. katharsis –очищение) – выражение определенной идеи, чувства через игру, организованную вспециальных условиях (психодрама, проективная игра);
Аддитивные (методики дополнения), гдетребуется продолжить рассказ, предложение и т.п. («Незавершенные предложения»,ассоциативный тест Юнга);
Анализ продуктов творчества, восновном, рисования («Дом. Дерево. Человек», «Несуществующее животное»);
Идея о том, что в рисунке можно увидеть своеобразный«автопортрет», лежит и в основе теста «Дом—дерево — человек» Гудинаф — Харриса.При психологическом обследовании детей и подростков широкое распространениеполучили также рисуночные тесты «Несуществующее животное» и «Рисунок семьи».
Изучение экспрессии – анализпочерка, особенностей общения (методика Мира-и-Лопеца);
Импрессивные, основаны напредпочтении одних стимулов другим как наиболее желательных (тест Люшера).
Тест цветовых выборов Люшера
В классическом варианте тест представлен в двух основных формах:полный (73 цветовые таблицы) и краткий (восемь цветов). Полный вариант довольносложен в проведении и интерпретации; применяется, как правило, в тех ситуациях,когда требуется углубленное обследование, а другие методы недостаточноадекватны. Краткий вариант менее трудоемок, результаты обследования легкообрабатываются и процедура интерпретации проста. Этот набор включает в себячетыре основных цвета и четыре дополнительных. Основные цвета (синий, зеленый,красный, желтый) играют особую роль, и каждый из них имеет свое значение,выражая одну из основных потребностей. Обследование протекает следующимобразом: испытуемому предлагается выбрать из предложенных восьми цветовнаиболее предпочитаемый (тот, который ему больше всех нравится), при этомстараться не ассоциировать этот цвет с какими-либо предметами. После первоговыбора предлагается повторить процедуру — выбрать наиболее предпочитаемый изоставшихся семи цветов, шести, пяти и т.д. Через 1 — 2 мин процедуру следуетповторить, предварительно изменив в случайном порядке расположение цветов. Приэтом необходимо обратить внимание обследуемого, что опрос не направлен наизучение его памяти, и он может выбрать те цвета, которые ему нравятся в данныймомент.
После первого и второго опроса психолог производит интерпретациюрезультатов обследования. По результатам тестирования можно установить основнойспособ действия, цель, к которой стремится испытуемый, незадействованныеособенности его личности, подавленные потребности, актуальные проблемы и ряддругих показателей, характеризующих его личность.
В таких видах психологического исследования, как тестирование,опрос очень сложно определить проблему, являющуюся актуальной для человека,именно в связи с тем, что бессознательное (в широком смысле этого слова) неможет полноценно проявить себя, поэтому получаемые результаты ограничиваютсяисключительно сознательными убеждениями – как собственными, так и социальнообусловленными. Эта проблема решается в проективных методиках благодаря особойорганизации используемого в них материала и подхода к проведению диагностики.
5 Особенности диагностического исследования проективнымиметодиками детей с нарушениями в развитии
При использовании в диагностики теста цветовых выборов Люшера по результатамтестирования можно установить основной способ действия, цель, к которойстремится испытуемый, незадействованные особенности его личности, подавленныепотребности, актуальные проблемы и ряд других показателей, характеризующих еголичность. Однако при обследовании некоторых категорий детей с отклонениями вразвитии к интерпретации результатов рисуночных методик следует подходить состорожностью. Например, дети с нарушением манипулятивных функций, снарушениями зрительного восприятия, с пространственными нарушениями часторисуют деформированные фигуры, «теряют» мелкие детали; изображение деталей лицадиспропорционально. При выраженных нарушениях схемы тела, например при детскомцеребральном параличе, детали фигуры могут быть разбросаны по всему листу(например, конечности размещены с одной стороны), а при нарушении ориентировкив плоскости листа изображение может размещаться в одном из углов, чаще в правомнижнем.
Все эти особенности выполнения заданий связаны с нарушениямивысших психических функций из-за органического поражения мозга илианализаторов, а не с нарушениями личности. В этих случаях проективнаязначимость исследования практически отсутствует.
В других же случаях результаты рисуночных тестов могут быть оченьинформативными. Так, девочка с моторной алалией нарисовала членов своей семьибез каких-либо особенностей, а себя — безо рта; девушка с ампутированной ногойизображала людей летящими в длинных одеждах, скрывающих ноги.
Таким образом, при обследовании детей с нарушениями развития оченьважно учитывать такие показатели, как уровень сформированности изобразительнойдеятельности и состояние зрительного восприятия, пространственныхпредставлений, моторных функций.
Все описанные методики подтвердили свою диагностическуюэффективность в практике, но при обследовании детей, лиц с сенсорными иречевыми дефектами, умственно отсталых любого возраста сфера их использованияограниченна. Например, умственно отсталые не понимают многих ситуаций,изображенных на карточках ТАТ или Теста Розенцвейга, поэтому результатыобследования не раскрывают их личностных особенностей и скрытых переживаний, ауказывают на низкий интеллектуальный уровень.
Особые проблемы возникают при попытках обследовать с помощью этихметодик детей и подростков с недоразвитием речи, в том числе и вследствиенарушений слуха. Они чаще всего не способны дать связное развернутое описаниестимульного материала, самостоятельно составить рассказ. В этих случаях лучшевоспользоваться другими проективными методиками.
Например, школьники с легкой умственной отсталостью и учащиесяречевых школ, которые не могут справиться с ТАТ, способны завершитьнезавершенные предложения типа: «Мой отец...», «В детстве меня...». Предложенияпредлагаются исходя из того, какие свойства личности хотят выявить приобследовании.
6 Этика психодиагностики
Любаядеятельность психолога-профессионала предполагает следование определеннымнормам, регламентирующим в первую очередь взаимоотношения с клиентами иколлегами. Психолог несет особую ответственность за выбор нравственной позициии принципов работы. При проведении психоджиагностики каждый психолог долженсоблюдать и этические нормы и принципы своей работы. Когда на базепсиходиагностики ставится медицинский или судебно-психологический диагноз,производится конкурсный отбор или прием на работу, возникает ситуация,потенциально серьезно затрагивающая судьбы людей. Поэтому в принципахпсиходиагностики заложены одновременно социально-этические требования кпсихологу.
Принцип Ответственность
Принцип Компетентность.
Принцип Конфиденциальность.Гарантировать сохранность информации об индивиде, которая получена психологом входе диагностики — первейшая обязанность психолога.
Принцип Благополучиеклиента.
Принцип научнойобоснованности требует от психодиагностической методики, чтобы она была, какминимум, валидной и надежной, т.е. давала результаты, заслуживающие доверия.
Принцип ненанесенияущерба предполагает, что результаты диагностики ни в коем случае нельзяиспользовать во вред клиенту. Если диагностика проводится для конкурсногоотбора, этот принцип применяется совместно с принципом открытости результатовдиагностики для обследуемого, требующим информирования клиента о том, что и каку него будет выясняться, каковы результаты обследования, кем и как они будутиспользоваться.
Принцип объективностивыводов требует, чтобы все выводы из результатов тестирования были научнообоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, полученных сприменением надежных методик, а не зависели от субъективных установок лиц, проводящихтестирование или пользующихся его данными.
Принцип эффективностирекомендаций предполагает, что они должны быть полезными для клиента.Запрещается предлагать рекомендации, практически бесполезные или могущиепривести к нежелательным или непредсказуемым последствиям.
Припроведении психодиагностики предлагается соблюдать следующие морально-этическиенормы:
· человеканельзя подвергать обследованию вопреки его воле, исключая особые случаи изсудебной и медицинской практики, оговоренные законом;
· передтестированием нужно предупредить клиента о том, что в ходе исследования онможет невольно выдать о себе и своих чувствах такую информацию, которую сам неосознает;
· любойчеловек, помимо случаев, оговоренных законом, имеет право знать результатысвоего тестирования или диагностики, а также то, кем и как они могутиспользоваться;
· результатытестирования предоставляются клиенту в форме, доступной для верного понимания;
· притестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеютправо знать результаты тестирования;
· главнаяответственность за надлежащее практическое применение тестов лежит напсихологах и на лицах и организациях, пользующихся тестами.
Психологи,применяющие тесты и занимающиеся тестированием, должны иметь диплом о высшемпсихологическом образовании или ученую степень не ниже кандидатапсихологических наук (или соответствующую ей), а иные лица, причастные к этойпрактике, должны иметь лицензию на право заниматься подобной деятельностью.
Специфическиеэтические проблемывозникают при психодиагностике лиц с отклонениями в развитии.Наэто должен обращать внимание любой психолог независимо от его специализации —клинический психолог, психолог-консультант, психолог сферы образования иособенно специальный психолог.
Вопрос онеобходимости информирования испытуемого о целях и содержании психологическогообследования перед его проведением.
Вопрос обизменении образа Я клиента.
Вопрос опонимании границ своей компетентности
Вопрос отолерантности психолога
Вопрос одефект-центризме связан с низкой профессиональной компетентностью илипрофессиональной деформацией специалиста. Самым ярким примером является подходк клиенту как к объекту — носителю определенного симптома, составной частисиндрома. Такое отношение не подразумевает ценностного и целостного подхода кличности клиента, к системе его жизненных отношений.
Широкоепонимание этики — в определении ее как самоанализа и систематическогоосмысления предпосылок и следствий профессиональных действий, затрагивающихдругих людей и самого профессионала. Практика показывает острую актуальностьформирования у будущего психолога и общих этических убеждений, и способностивникать в специальные этические вопросы в отдельных направлениях своейдеятельности. Однако изучение этики не должно ограничиваться когнитивнойсоставляющей, сюда обязательно должны включаться обучение по моделям,тренировка эмпатии, развитие умения делать логичные выводы и т.д.
Заключение
Бесспорно, что богатством получаемого материала проективныеметодики выгодно отличаются от других более популярных в общепсихологическихисследованиях методов, например опросников. Вместе с тем такие широко известныеметодики, как ТАТ или тест Роршаха в своих оригинальных вариантах чрезвычайносложны и громоздки, предполагают высокий уровень мастерства экспериментатора иодновременно не свободны от его субъективизма при интерпретации результатов.Одной из попыток избегать указанных недостатков является исследовательскаяработа в направлении стандартизации проективных, методик и создания ихмодификаций. Так, возникли известные варианты ТАТ Мак-Клеланда и Хеккаузена,упрощенные варианты теста Роршаха, тест фрустрации Розенцвейга и некоторыедругие. В отличие от классических вариантов эти методики не претендуют на охватличности в целом, а исследуют те или иные личностные “переменные”, например,конкретные мотивы или реакции на “преградные” ситуации. Варианты проективныхметодик, как правило, создаются для решения каких-то исследовательских задач, всоответствии с чем разрабатывается и адекватный данной задаче способ анализа иинтерпретации результатов.
В настоящее время далеко не все проективные методики и не в равнойстепени удовлетворяют выделенным критериям. Так, общепринятым является мнение онедостаточной объективности проективной техники; при этом ссылаются намногочисленные наблюдения и эксперименты, доказывающие влияние на тестовыерезультаты таких факторов, как пол экспериментатора, ситуативные установки ипереживания испытуемого, атмосфера исследования. Для целого ряда проективныхметодик отсутствуют нормативные данные; более того, некоторыми исследователямиоспаривается принципиальная возможность их существования для подобного рода“идеографических” методов. Чрезвычайно важным и, до сих пор дискуссионнымостается вопрос о стандартизированности проективных методик.
Список использованной литературы
1. Григорьева Л.П. Концепция диагностики аномального развития детей ссенсорными нарушениями // Журнал Дефектология, 1996 № 3,
2. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. — М.:Изд-во МГУ, 1987
3. Гуревич К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие. М.,1997.
4. Бурлачук Л.Ф. Исследование личности вклинической психологии (на основе метода Г. Роршаха). – Киев, 1989.
5. Справочник по проективным методикам /Под ред. Бернарда И. Марштейна. – Лондон: «Нью-Йорк», 1965 ( «Неоконченныепредложения» ).
6. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев:Наук. думка, 1989. С. 114-116.
7. Блейхер В.М., Бурлачук Л.Ф. Психологическаядиагностика интеллекта и личности. – Киев: Выща школа, 1978.
8. Бурлачук А.Ф. Психодиагностикаличности. – Киев: Здоровье, 1989.