Реферат по предмету "Психология"


Особенности развития психологии в России

Контрольная по истории психологии

Задание 1Этап и время
Предмет
Психологии, его содержание
Методы
исследования психологии Основные достижения Донаучный, до 7-6 вв. до н.э. Представления о душе на основе мифов, легенд, сказаний, религиозных обычаев; Душа — без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет научных исследований психики. Общее представление об охранительной и активной роли души Философский, 7-6 вв. до н.э. — начало 19 века Античная психология Душа — источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения. Нет специальных методов исследования, используются методы других наук — философии, медицины, математики — при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Появление собственно психологического метода — интроспекции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс Психология Возрождения и Нового времени Дальнейшее развитие учения о душе, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира Интроспекция и частично логика — методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалистического и сенсуалистического (эмпирического) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознательное Ассоцианистическая психология, конец 18-начало 19в. — середина 19в. Предмет психологии — сознание, состоящее из ощущений, чувств, представлений, познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно — научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознательного Экспериментальная психология, середина 19 — начало 20в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа в целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10-30-е годы 20в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале — элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем — глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальтпсихология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии Дальнейшее развитие психологических школ, 40-60-е годы 20в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в том числе и искусственного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий Современная психология, 60-е годы — конец 20в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование экспериментальных методов исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденции к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ Задание 2
 
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч.  человеки учение) —  представление о человеке как о высшем продукте природы, концепция,усматривающая в понятии человека основную мировоззренческую категорию, болееважную по своему значению, чем понятие материи и сознания, исходя из которой иможно разработать представления о природе, обществе, душе. Антропологизм подчеркиваетединство человека и природы, зависимость всех общественных явлений отестественных качеств человека. В дореволюционный период для большинстваотечественных психологов был характерен антропологизм, т.е. рассмотрениеисторических и социальных изменений с точки зрения человека, его практическойпользы, а также преобладание нравственных, этических проблем в российскойпсихологии. В отличие от европейской психологии, в которой сверхличнымобъединяющим началом было признано мышление, рациональное в душе человека,отечественная психология, не отрицая сверхличных элементов сознания, видела ихпрежде всего в нравственности
АРХЕ (греч.  начало, принцип)- в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент,из которого состоит мир.
АССОЦИАНИЗМ — Одно из основных направлений мировойпсихологической мысли, объясняющее динамику психических процессов принципомассоциации. Берет начало от Аристотеля. Материалистический ассоцианизм сталведущим в так называемой психологии ассоцианистской. Она главенствовала доначала XX в. и сосредоточивала основное внимание на изучении умственнойдеятельности и познания. Особенно отчетливо принцип был развит в работах Д. Локка,который и ввел в обиход термин ассоциация
БИХЕВИОРИЗМ — направление в американской психологии XX в.,начало коему было положено публикацией в 1913 г. статьи американского психологаДж. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста». Он провозгласил,что психологию можно будет считать наукой, лишь когда она выработаетобъективный подход к исследуемым явлениям. Поэтому психология должнаограничиться описанием и количественной оценкой форм поведения, возникающих вопределенных ситуациях.
Гештальтпсихология — (от нем. gestalt — форма, образ,структура) одна из основных школ научной психологии 1-й половины ХХ в; подчеркивалацелостный, структурный характер психических явлений. Сложившись первоначальнона основе исследования зрительного восприятия, распространила принципструктурности на изучение мышления, памяти, личности и социальной группы. Основныепредставители: М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка.
ПСИХОЛОГИЯ ГЛУБИННАЯ — собирательное понятие, означающееряд различных направлений психологии и психиатрии, придающих решающее значение- в деятельности индивида, в организации поведения и формировании его личности- разнообразным бессознательным компонентам, таящимся в «глубинах» психики,- иррациональным, аффективно-эмоциональным, инстинктивным и интуитивнымпобуждениям, тенденциям, установкам, скрытым за поверхностью сознания, вглубинах индивида.
Самые известные направленияпсихологии глубинной:
1) психоанализ (фрейдизм);
2) психология индивидуальная;
3) психология аналитическая;
4) концепция хормическая (У. Макдуталл);
5) анализ экзистенциальный (Л. Бинсвангер);
6) неофрейдизм.
Иногда сюда же включаютсяэго-психология, анализ экзистенциальный, психология хормическая и пр.
ПСИХОЛОГИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ — одно из ведущих направленийсовременной западной, преимущественно американской психологии. Зародилась в50-е годы. Названа гуманистической, ибо признает главным предметом личность какуникальную целостную систему, коя представляет собой не нечто заранее данное,но открытую возможность самоактуализации; основана на вере в возможностьрасцвета каждого человека, если предоставить ему возможность самому выбиратьсвою судьбу и направлять ее.
ДЕТЕРМИНИЗМ — концепция, согласно коей действия людейдетерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью ипредшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимаязависимость явлений психических от порождающих их факторов. Включаетпричинность как совокупности обстоятельств, предшествующих во времени следствиюи вызывающих его; однако объяснительным принципом причинности не исчерпывается,поскольку существуют и другие формы детерминизма:
1) детерминизм системный — зависимостьотдельных компонент системы от свойств целого;
2) детерминизм типа связиобратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) детерминизм статистический — приодинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты,подчиненные статистической закономерности;
4) детерминизм целевой — предваряющаярезультат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр.
ДУША — понятие, отражающее исторически изменявшиесявоззрения на психику человека и животных; в религии, идеалистической философиии психологии душа — нематериальное, независимое от тела животворящее ипознающее начало
ИНСАЙТ — (англ. insight — постижение, озарение) отражаетпсихологический феномен — внезапное, новое и невыводимое из прошлого опытапонимание, постижение существенных отношений и структуры ситуации в целом,посредством которого осуществляется осмысленное решение проблемы. Понятие инсайтвведено гештальт-психологией (Кёлер (Kohler W)) и противопоставляется бихевиористскомупонятию «пробы и ошибки». В первом случае решение проблемыосуществляется мгновенно, а во втором — постепенно, путем длительных поисков. Крометого, для гештальтистов инсайт означает переход к новой познавательной,образной структуре, соответственно которой сразу же меняется характерприспособительных реакций.
Когнитивная психология — одно из ведущих направленийсовременной психологии. Когнитивная психология возникла в конце 50 — начале60-х гг. ХХ в. как реакция на отрицание роли психических процессов (переработкиинформации) в построении и осуществлении поведения. Задача К. п. — доказательстворешающей роли знания в поведении субъекта.
НАУЧЕНИЕ — процесс и результат приобретенияиндивидуального опыта. Это понятие возникло в зоопсихологии. Научениеотличается от учения как приобретения опыта в деятельности, направляемойпознавательными мотивами, или мотивами и целями. Путем научения можетприобретаться любой опыт — знания, умения, навыки (у человека) и новые формыповедения (у животных).
ПЕРСОНАЛИЗМ — в психологии — направление, считающеепредметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитиеличности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления ксамоактуализации и внутреннему самоусовершенствованию, и все процессыпсихические рассматривает с точки зрения достижения этой цели. Для персонализмахарактерно идеалистическое и телеологическое объяснение целостности иактивности личности.
ПСИХОАНАЛИЗ (терапия психоаналитическая) — психологическоенаправление, основанное австрийским психиатром и психологом З. Фрейдом в концеXIX в. Первоначально сложился как метод лечения неврозов; затем превратился вобщепсихологическую теорию, поместившую в центр внимания движущие силы душевнойжизни, мотивы, влечения, смыслы; впоследствии стал одним из важных направленийфилософии XX в. Основан на идее о том, что поведение определяется не только ине столько сознанием, сколько бессознательным. Итак, термин употребляется втрех основных смыслах:
1) теоретическое направление впсихологии;
2) особая методологияисследования психики;
3) метод психотерапевтический
РЕАЛИЗМ 1. Философская точка зрения, согласно которойабстрактные понятия имеют смежное реальное существование и, таким образом, онидоступны для эмпирического изучения. Противопоставляется номинализму (1).2. Философскаяточка зрения, согласно которой реальность физического мира не зависит отвосприятия и сознания. Противопоставляется идеализму (1).3. Установка, обычнохарактеризующаяся как признание того, что имеются пределы влияния, котороекто-то может оказывать на окружающий мир. Следует различать с консерватизмом,который противостоит изменениям, и с Идеализмом (2), который игнорирует вопросыпрагматики.4. Термин, использовавшийся Пиаже в некоторых из его более раннихтрудов для того, чтобы охарактеризовать убеждение маленького ребенка, что егоперцептивное управление сходно с другими; например, если ребенок может видетьфотографию, которую держит взрослый, ребенок считает, что взрослый также можетее видеть.
РЕФЛЕКСИЯ 1. Процесс самопознания субъектом внутреннихпсихических актов и состояний. Предполагает особое направление внимания надеятельность собственной души, а также достаточную зрелость субъекта. У детейее почти нет, и у взрослого она не разовьется, если он не проявит склонности кразмышлению над самим собой и не направит специального внимания на своивнутренние процессы.
2. Как механизм взаимопонимания- осмысление субъектом того, какими средствами и почему он произвел то или иноевпечатление на партнера по общению.
СЕНСУАЛИЗМ — в психологии — учение и методологическаяпозиция, характерные допущением, что все содержание психической жизниисчерпывается чувственными впечатлениями, получаемыми в ходе жизнедеятельностисубъекта познания.
СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — специфическая для каждоговозрастного периода система отношений субъекта в действительности социальной,отраженная в его переживаниях и реализуемая им в деятельности совместной сдругими людьми. Понятие введено Л.С. Выготским как единица анализа динамикиразвития ребенка — совокупности законов, определяющих появление и измененияструктуры личности ребенка на каждом возрастном этапе.
УСТАНОВКА (аттитюд) — согласно Д.Н. Узнадзе — готовность,предрасположенность субъекта к восприятию будущих событий и действиям вопределенном направлении; обеспечивает устойчивый целенаправленный характерпротекания соответственной деятельности, служит основой целесообразнойизбирательной активности человека. Речь идет именно о готовности к предстоящемудействию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка кпериоду, что ему предшествует.
ФИЛОГЕНЕЗ — историческое формирование группы организмов. Впсихологии филогенез понимается как:
1) процесс появления и историческогоразвития, эволюции психики и поведения животных;
2) процесс появления и эволюцииформ сознания в ходе истории человечества.
ФРУСТРАЦИЯ — психическое состояние переживания неудачи,обусловленное невозможностью удовлетворения неких потребностей, возникающее приналичии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к некоей цели. Можетрассматриваться как одна из форм психологического стресса. Проявляется впереживаниях разочарования, тревоги, раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективностьдеятельности при этом существенно снижается
ЭМПИРИЗМ — в философии — направление в теории познания,признающее источником знания чувственный опыт и полагающее, что содержаниезнания может быть либо представлено как описание этого опыта, либо сведено кнему.
ЭТОЛОГИЯ — наука о поведении животных, о «биологииповедения», об общебиологических основах и закономерностях поведения животных.Понятие и основные принципы ее сформулированы в 1895 г.Л. Долло. Рассматриваетсоотношение врожденного поведения инстинктивного и влияния среды. Одно изавторитетных направлений современной биологии, распространяет свои принципы ина человека; исследования этологов непосредственно интересны и длязоопсихологии (иногда даже рассматривается как вариант зоопсихологии).Задание 3
Какие факторы оказалипреимущественное влияние на развитие российской психологии?
Духовная жизнь русского обществабыла тесно связана с общим ходом развития западной культуры. Вместе с тем онаотражала своеобразие социального и исторического пути развития России, оказываясущественное влияние на формирование отечественной науки. Шестидесятые годы XIXвека — один из самых знаменательных этапов в русской истории и русской науке. Ослаблениецензурного гнета, открытие многих либеральных изданий, возобновлениеуниверситетских курсов по философии и психологии пробудили надеждыпрогрессивной части общества на то, что и в России наконец произойдетреформирование уклада, просвещение. Анализ факторов, определивших динамикустановления и развития российской психологии, показывает, что ведущими длястановления российской науки являются логика научного познания и социальнаяситуация. При этом особенно важными стали такие параметры социальной ситуации,как ментальность, идеология интеллигенции, особенности реформ, проходивших вроссийском обществе.
Каким образом изменение социальнойситуации повлияло на процесс формирования психологии в России?
Влияние социальной ситуациизаключается в том, что общественные, исторические условия, культурное иполитическое окружение воздействуют как на содержание научных концепций, так ина их распространение, помогают развитию научных школ и направлений или затрудняютего. Естественно, что это влияние осуществляется опосредованно, черезсоциальную перцепцию, то есть через особенности восприятия и понимания этихсоциокультурных условий учеными, научным сообществом в целом.
Социальная ситуация, сложившаясяв русском обществе в 90-х годах XIX века, привела к изменениям в идеологическихи научных установках ученых. В России XIX века образовалось по крайней мере двегруппы интеллигенции, которая занималась проблемами гуманитарных наук. Обегруппы имели ярко выраженную идеологическую, ценностную окраску. Эта идеология,выработанная на основе разного понимания исторического развития и значения тогоили иного исторического периода, влияла и на становление методологических основформирующейся психологической науки. В 60-70-е годы большее распространениеимели либерально-народнические взгляды, ориентирующие Россию наобщечеловеческий, с европейским уклоном, путь развития. Привлекательность этойпозиции постепенно снижалась начиная с 80-х годов, и к концу века на первыйплан вышла противоположная позиция, в которой превалировали охранительныетенденции, нацеливающие Россию на поиски самобытных, присущих только ей путейразвития.
Социальная ситуация можетповлиять на развитие науки несколькими путями. Во-первых, она создает условиядля возникновения той или иной концепции. Например, проведение реформ в 60-хгодах XIX в. в России, подъем национального самосознания способствовалипоявлению первых психологических концепций ментальности, или, как их тогданазывали, концепций «психологии национального характера». Как былосказано выше, социальная ситуация влияет и на принятие (либо отторжение) тойили иной теории. Так, в середине XIX в. в России ожидания скорейших изменений видеалах и системе ценностей как общества в целом, так и конкретного человекапривели к тому, что из двух подходов к построению психологии был выбранпредложенный И.М. Сеченовым, а не К.Д. Кавелиным. Это произошло потому, чтоименно теория Сеченова, впервые описанная им в работе «Рефлексы головногомозга», связывала психологию с популярной в то время и многообещающейфизиологией, тогда как Кавелин основывал ее на философии, не имевшейобъективных методов исследования.
Какие проблемы были в центревнимания российских психологов в середине 19 в.?
Влияние социокультурной ситуациив России в середине XIX в. на процесс формирования отечественной психологии, ееметодологии и ведущей проблематики проявилось в том, что главными уже в товремя стали не вопросы познания, как в европейской науке, а вопросынравственного, духовного развития человека, его ментальности. Оказавшись наперепутье реформ, Россия должна была решить, как ей двигаться дальше, какойпуть соответствует русскому характеру. Ситуацию усугубляло и то, что реформыпроходили не гладко, они тормозились в разных слоях общества по разнымпричинам, поэтому для того, чтобы продолжать движение вперед, необходимо былопонять причины пробуксовки реформ. Таким образом, кардинальные социальныеизменения, происходившие в этот период, модернизация всего уклада русской жизнистали стимулом к стремлению осознать свои национальные особенности, понятьистоки традиций, былин и мифов, происхождение своих положительных иотрицательных качеств. Эти проблемы стали центральными не только длясоциологии, философии и юриспруденции, но и для психологии того времени. Можно выделитьнесколько основных свойств, характерных для большинства отечественныхпсихологических концепций. К этим свойствам относятся антропологизм российскойнауки, ее стремление все исторические и социальные изменения рассматривать сточки зрения человека, его практической пользы. Отсюда ориентация научногознания на практику, на реальную пользу, а также преобладание нравственных,этических проблем в российской психологии. При этом отечественные исследователистремились не только к решению этических вопросов, но и к изучению их истории,динамики развития. В отличие от европейской психологии, в которой сверхличнымобъединяющим началом было признано мышление, рациональное в душе человека,отечественная психология, не отрицая сверхличных элементов сознания, видела ихпрежде всего в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями,а целыми народами, нациями.
Какие периоды в развитиипсихологии можно выделить?
В истории становленияотечественной психологии выделяются временные периоды, характеризующиекритические точки в развитии российской науки:
Это 40-60-е годы XIX в., периодстановления российской психологии, осознания ею своего предмета, выбора пути инаучной программы.
Идеологический кризис вроссийском обществе в конце XIX в. ознаменовал новый важный период в развитииотечественной психологии, связанный с переосмыслением ее методологии. Этопривело к возникновению принципиально нового подхода, ориентированного надуховную философию, идеи В. Соловьева и его последователей. Одновременно (хотяи не так интенсивно) развивалась и объективная (естественно-научная) психология,возникали экспериментальные лаборатории, аналогичные лаборатории Вундта вЛейпциге.
Следующим важным моментом сталозарождение советской, марксистской психологии, появившейся в 20-30-х годах. Вмногочисленных научных дискуссиях, школах, возникавших в то время, нашлоотражение стремление построить новую психологию, направленную на решениеважнейших социальных задач советского общества. Несмотря на то, что в то времядоминировала, что естественно, объективная и социогенетическая методология, доначала 30-х годов в России сохранялись и те научные школы, которые были связаныс гуманитарной, философской линией развития (например, школа Г. Шпета).
К середине 30-х годов ситуация внауке и обществе резко изменилась, усилились авторитарные тенденции, чтопривело к разгрому и запрещению не только философской психологии, но ипедологии и психотехники. Фактически запрещенными оказались все психологическиеисследования, даже те, которые были идеологически близки советской власти.
После войны, в середине 40-хгодов, психология постепенно начала восстанавливаться, возобновлять своиисследования. Однако отрыв от традиций, заложенных в начале XX в., потеря связис зарубежной наукой, внутренняя цензура, отсутствие институтов по подготовкепсихологов и, следовательно, малочисленность специалистов долгие годысказывались на творчестве отечественных ученых.
Вторая половина XX в. ознаменоваласьвозрождением школ, запрещенных в 30-е годы (школы Бехтерева, Выготского),активным поиском новых путей развития, новыми исследованиями и открытиями вразных областях психологии, прежде всего в когнитивной и возрастной.
Профессор А.В. Петровскийвыделяет три периода развития психологии в России. Они несколько отличаются отизложенных выше.
Начало века было вполнеплодотворным для психологии: в 1914 году был создан Институт психологии,издавались журналы, ученые читали лекции, в том числе и публичные, которыепользовались огромной популярностью. Экспериментальная и педагогическаяпсихологии становились на ноги. В первые годы после октябрьского переворота всеоставалось по-прежнему. На 1-м съезде психологов в 1923 году прозвучал докладКорнилова «Психология и марксизм». С этой минуты в деятельностьученых вторглась политика, а психология «перешла на марксистский путьразвития». Надо отдать должное исследователям: они не сдавались, и,мастерски манипулируя цитатами из работ В.И. Ленина, продолжали заниматьсясвоими делами.
Вместе с репрессиями началсявторой, самый тяжелый период жизни российской психологии. Вслед запостановлением партии «О методологическом прожектерстве» властиуничтожили большую группу представителей философского направления в психологии,а в 1932 году закрыли журналы «Психология» и «Педология». Подприцельным ударом оказались ученые, занимавшиеся исследованиями в областидетской психологии. Очередное постановление ЦК ВКП (б) «О педологическихизвращениях в системе Наркомпроса» практически наложило запрет на изучениедетской психологии. Но еще оставалась возможность изучать познавательныепроцессы, развитие памяти, характер. Однако вторая волна репрессий поставиланауку в условия, близкие к уничтожению. Партия предлагала вообще отказаться отпсихологии и ограничиться физиологией высшей нервной деятельности.
В 1956 году начинается третийэтап, этап восстановления психологической науки. Наконец-то издают запрещенныепрежде труды Л.С. Выготского, ученым разрешают выезжать в другие страны,проходит международный конгресс психологов.
Какова роль интеллигенции вразвитии психологии?
Важным фактором, оказавшимвлияние на российскую психологию, была и идеология отечественной интеллигенции,о чем упоминалось выше, так как становление психологических школ происходиловнутри этой группы, в которой находились и основные оппонентные круги новыхпсихологических теорий.
Российская интеллигенция,которая не имеет аналогов в Европе ни по своему мироощущению, ни по своей ролив развитии общества, при своем возникновении была тесно связана с духовенством,которое по своей роли в развитии просвещения фактически и стало первойинтеллигенцией. В эпоху Петра I интеллигенция была правительственная, так какобучение происходило по воле правительства и на благо государства. И только всередине XIX в. появилась собственно интеллигенция, научная и по преимуществууниверситетская, которая не только не состояла на государственной службе, но исознательно противопоставляла себя государству.
Несмотря на помощь, которуюбольшая часть интеллигенции оказывала реформам, по своему настроению и поосознанию своей роли в этом процессе она оставалась оппозиционной, что фатальносказалось не только на жизни общества, но и на развитии науки, так как оназамыкалась в своем достаточно узком кругу, не делая свои знания достояниемвсего общества. Эта замкнутость способствовала превращению некоторых идей вдогмы, породила неоднозначное отношение к народу, переживание своейоторванности от него и желание его обучать и просвещать, так как самаинтеллигенция не ощущала себя выразителем, носителем творческого духа народа. Приэтом проблема взаимоотношений власти, интеллигенции и народа стала одной изцентральных для отечественной науки, в отличие от европейской, где онапрактически не рассматривается.
Так как просвещение происходилов России главным образом при помощи толстых журналов, становится ясной ихисключительная роль в развитии науки и культуры. В этих журналах печаталось все- от беллетристики и литературной критики до исторических и философскихтрактатов, лекций по естествознанию, психологии и экономике, обзоровфинансового и политического состояния Европы и России. Это же объясняет и тотфакт, что русские писатели, журналисты и критики часто были и первымифилософами, правоведами и психологами в России.
Толстые журналы были не толькоисточниками информации, но и прямыми руководителями жизни. При этом центромлиберальной интеллигенции стал журнал «Вестник Европы», с которымсотрудничали ведущие ученые и писатели того времени — Тургенев, Толстой,Гончаров, Сеченов, Кавелин, Соловьев, Костомаров и др. Под руководствомизвестного ученого и публициста Стасюлевича этот журнал превратился влитературно-политический сборник и стал одним из центров культурной жизниПетербурга.
В чем проявились основныедостижения российской психологии на рубеже 19-20 вв.?
Анализ развития психологии нарубеже XIX-XX вв. показывает, что в этот период в российской науке, как и взарубежной, появляется несколько направлений, которые предлагают собственнуюконцепцию построения психологии.
Это, прежде всего,экспериментальная психология, которая, взяв за основу труды Вундта, стремиласьразработать объективные методы изучения мышления, эмоций, индивидуальныхразличий, воли и внимания. Грот, Ланге, Лазурский, Введенский, каждыйпо-своему, соединяли лабораторный эксперимент с достижениями психофизиологии ифилософии, достигая значительных результатов.
Говоря о значении теориипсихологизма, необходимо отметить, что она поднимала важнейшие дляотечественной науки проблемы, связанные с динамикой развития личностного началав человеке, которое проявляется в нравственности и творчестве.
Процесс становления личности, еесамосознания и самоопределения был также в центре внимания ученых, которыесоздали оригинальные психологические концепции, ориентированные на взгляды В. Соловьева.
Как показывает анализ этихтеорий, отечественная психология начала развиваться по-настоящему именно спризнания первенства индивидуального, личного, а не сверхличного духа, что истало ее основным отличием от зарубежной науки. При этом в европейскойпсихологии в качестве сверхличного, объединяющего было признано мышление, т.е. рациональноев душе человека. Сверхличность характеризуется не только тем, что она являетсяобъединяющей, организующей функцией сознания, но и тем, что она вырабатываетсяи формируется коллективными усилиями людей, в недрах социальности, культурыобщества, как, например, логика Милля.
В то же время отечественнаяпсихология не отрицала сверхличных элементов в сознании и видела их преждевсего в нравственности, также разрабатываемой не отдельными личностями, ноколлективами людей, нациями. Некоторые ученые пытались свести эти сверхличныекомпоненты к религии, понимая ее как основу нравственности, которая невырабатывается народом, а дается ему в готовом виде.
Следствием такого подходаявилась не только этическая ориентация нашей науки, но и ее сакральность,стремление некоторой части ученых уничтожить границы между знанием и верой. Теже этические, нравственные элементы были положены большинством ученых в основунационального самосознания, которое поэтому базировалось не на единстве языка,как в европейской психологии, а на единстве веры или сходном эмоциональномотклике на события внешнего мира.
Таким образом, логика развитиянауки, социальная ситуация и особенности самосознания, повлияв на развитиеотечественной психологии, определили ее качественное отличие от зарубежной. Крометого, по характеру постановки и решения основных психологических проблем можноопределить время, в которое жил ученый.
Уже в предреволюционные годы, развиваяноваторские идеи предшествующих десятилетий, формировалось особое поколениерусских интеллектуалов. Ни в одной стране тогда, на изломе двух эпох, не былостоль самобытного множества людей науки, создавших особый культурный слой. Наукао поведении (в качестве отличной от физиологии и психологии, но нераздельносвязанной с ними) была создана в России. Второй ее родиной стали США. Здесь,однако, она претерпела трансформацию соответственно потребностям тойсоциально-культурной среды, где ее идентифицировали с психологией. Категорияповедения сама по себе не избавляла от индивидуализма. Открытые биологиейпринципы адаптации, гомеостаза и др. вполне могли с ним сочетаться. В России жедоминировала идея активности, установка не на сохранение стабильности (поддержаниегомеостаза в отношениях с внешней средой), а на прорыв к более высоким уровнямразвития, к более сложным и совершенным формам поведения и психическойорганизации.
Антигомеостатизм, как показано,был присущ и сеченовской концепции торможения, и павловским представлениям очеловеке как о самосовершенствующейся системе, и воззрениям Выготского наактивность поведения, и трактовке Ухтомским энергии организма, и понятиюБернштейна о «потребном будущем», и идее Вернадского о движении кноосфере.
Отличающие русский путь («антигомеостатические»)прорывы к будущему, к новым формам бытия были сопряжены не только спреобразованием принципа развития применительно к естественнонаучномуобъяснению нервно-психической организации поведения. В их подтексте просвечивалообщее воззрение на мироздание и грядущее место в нем человека и его духовнойжизни. Особенно отчетливо это проступает в представлениях Вернадского оноосфере.
Если Германия дала миру учение офизико-химических основах жизни, Англия — о законах эволюции, Франция — остабильности внутренней среды организма, то Россия дала науку о поведении. Создателямиэтой новой науки, отличной от физиологии (изучающей отдельные органы и функцииживого тела и взаимосвязи их в его целостное устройство) и от психологии (изучающейпсихику сознательную и бессознательную), были русские ученые — И.М. Сеченов, И.П.Павлов, В.М. Бехтерев, А.А. Ухтомский. У них были свои школы и ученики, и ихуникальный вклад в мировую науку получил всеобщее признание.
Под влиянием созданной в Россиинауки о поведении в Соединенных Штатах Америки возник бихевиоризм, от начала XXвека до наших дней определяющий общий облик американской психологии. Но путь,на который вышли воспитанные на трудах русских ученых (прежде всего И.П. Павлова)американские бихевиористы, существенно отличался от развития науки о поведениив России. Объясняется это тем, что в России и в США наука о поведенииразвивалась в различных социально-культурных ареалах.
Какие психологические школысуществовали в России в 20-х годах 20в.?
Двадцатые годы стали временемрождения советской психологии, активных поисков ее методологических основ ипутей развития. Необходимо было пересмотреть основные открытия дореволюционнойпсихологической науки и, выделив из них главное, нужное для новой науки,соединить с теорией марксизма. В отечественной психологии в этот момент былонесколько школ и направлений, сторонники которых резко расходились во взглядахна многие проблемы. Поэтому в первые 6-7 лет своего развития она переживалатрудный этап формирования, становления. Отсюда и неизбежный в этот период отрывтеоретических исследований от психолого-педагогической практики и большоеколичество конференций, широких дискуссий по основным теоретическим проблемампсихологии.
Появление первого психологическогосообщества в России, становление одной из первых собственно научных школсвязывают и именем Н.Я. Грота. Он стал также одним из основателей российскойэкспериментальной психологии, не только заложив основы подхода кпсихологическому эксперименту и интерпретации полученных знаний, но и создаворигинальную теорию эмоционально-нравственного развития человека. В своейдеятельности он заложил основы совместного творчества в избранной научной сфере.Эта традиция была поддержана и развита учеником Н.Я. Грота — Г.И. Челпановым (1862-1936).
В 1907 г. М.В. Бехтереворганизовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сетьнаучно-клинических и научно-исследовательских институтов, в том числе и первыйв России Педологический институт. Это позволило Бехтереву связать теоретическиеи практические исследования, что было особенно необходимо в тот период, периодформирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтовпродолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лабораториииндивидуальной и генетической рефлексологии, которые возглавили ученикиБехтерева — В.Н. Мясищев и Н.М. Щелованов.
Традиционным являетсяпредставление о том, что в 20-30-е годы в советской психологии существовало дванаправления – социогенетическое и биогенетическое, которые по-разному подходилик вопросу взаимодействия биологических и социальных факторов в развитии психики.В литературе того времени часто можно встретить упоминание об этих двух школахи полемические статьи П.П. Блонского (1884-1941) и А.Б. Залкинда (1888-1936),считавшихся лидерами биогенетического и социогенетического направлений. Однакоразница во взглядах представителей этих двух направлений весьма неточноотражена в их названиях. Разрабатывая проблему биологического и социального,ученые прежде всего пытались ответить на вопрос, что является условием, а чтоисточником, движущей силой этого развития. Не менее значимой была и проблемамеханизма развития. Несмотря на малую изученность, этот вопрос был наиболееважным для практической психологии, для разработки развивающих программобучения и коррекции психики.
До начала 30-х годов былапредпринята попытка сформировать школу, ориентированную на философию,дореволюционные традиции изучения культуры и ее роли в развитии личности. Эташкола, созданная Г.Г. Шпетом (1879-1937), стала альтернативой как марксистскойпсихологии, так и науке о поведении.
Сеченовым была создана научнаяшкола — сперва как небольшой коллектив, который под руководством лидера, впрямом общении с ним, разрабатывал конкретную научную программу. Такая школа унего была в течение нескольких лет, когда совместно с группой учеников онэкспериментально доказал, вопреки критикам, что существует феномен центральноготорможения. Программа была исчерпана. Убедительные доказательства гипотезыполучены. Его вчерашние сотрудники занялись другими темами. Если Сеченовразрабатывал свое учение в одиночку, то Иван Петрович Павлов (1849-1936) создалогромный коллектив, к которому примыкали ученые из многих стран. По существу имбыла создана интернациональная, международная школа, равной которой мироваянаука не знает. Он был великим командармом армии исследователей, энергиейкоторой учение о поведении составило мощный раздел современного научного знания.
Один из основоположниковсоветской психологии, Выготский внес огромный вклад в разработку ееметодологических основ; он создал культурно-историческую концепциюобщественно-исторического развития психики человека, которая получиладальнейшее развитие в общепсихологической теории деятельности, разработанной А.Н.Леонтьевым, А.Р. Лурия, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным и др. Работая вразличных областях психологии — общей, детской, психофизиологии, а такжедефектологии, нейропсихологии, психолингвистике, Лурия развил дальше теоретическиеположения Выготского. Его исследования входят составной частью в школу, котораясейчас называется школой Выготского, Лурия, Леонтьева. В то же время А.Р. Лурияявляется создателем отечественной школы нейропсихологии.
Какие новые подходы к проблеме психическогоразвития появились в 20-30-е годы 20 в.?
Несмотря на серьезные социальныеизменения, развитие психологии в 20-30-е годы не только не прекратилось, но иактивно продолжалось. В это время были заложены основы советской психологии,добившейся значительных успехов в изучении процесса становления психики,получены важные материалы о развитии познавательных процессов, индивидуальныхособенностях людей и особенностях их общения. Такая высокая продуктивностьсвязана с тем, что новая психология строилась на базе тех достижений, которыебыли достигнуты российской наукой в начале XX в. Прежние традиции и школы в этовремя еще не были забыты, идеи, заложенные учеными на рубеже XIX-XX вв.,продолжали жить и развиваться и в учении о поведении, и в психологии социальногобытия Шпета, и в педологии и психотехнике.
Серьезный удар по этой работенанесло постановление о педологии и психотехнике. Однако, несмотря натрудности, психологические исследования не прекращались. Работы отечественныхпсихологов принесли огромную пользу во время войны 1941-1945 гг., а с 50-хгодов психология получала все большее распространение, появлялись новыеисследования, расширялся круг изучаемых вопросов.
В чем проявилась спецификаподхода к проблеме личности в Российской психологии?
Известные успехи в то время былидостигнуты в разработке проблем развития личности, исследовании индивидуальныхразличий, одаренности, трудностей и отклонений в развитии личности. Вопросынаправленности личности, ее развития, воспитания были весьма важны для психологииэтого периода. Именно в подходе к самому понятию «личность» особенноявно видна разница между современной психологией и наукой 20-30-х годов, таккак в то время личность не рассматривалась как интегральное целое, не изучаласьиерархия мотивов или отношений человека, но исследовались, скорее, отдельныестороны проблемы — вопросы индивидуальных различий, дифференциации путейразвития личности. Этот же подход был характерен и для зарубежной психологиитого времени (только в концепции персонализма Штерна провозглашалась идеяцелостного понимания личности ребенка). Так, Блонского интересовали преждевсего этапы формирования личности детей, проблемы одаренности итрудновоспитуемости. Развитие личности он связывал с развитием конституции итемперамента ребенка, выделив несколько этапов в процессе личностногостановления. При этом взгляды Блонского на проблему личности значительноизменялись со временем. В 1921 г. он писал, что всякий человек есть вариациятого или иного общественного класса, а его поведение — это производнаясоответствующего класса. Впоследствии он все больше внимания уделял изучениютипологии, индивидуальных особенностей детей, считая их результатомбиологических, врожденных различий, а не социального статуса родителей.
Л.С. Выготский не выделялразвитие личности из общего процесса эволюции психики ребенка, считая, чтокультурный рост ребенка и есть становление его личности и мировоззрения. Приэтом под мировоззрением он понимал культурное отношение ребенка к внешнему миру- то, что характеризует поведение человека в целом. Он подчеркивал, чтоличность — это сплав аффекта и интеллекта, поэтому, говоря о ее развитии,необходимо исследовать обе эти стороны — и мышление и эмоции ребенка. Изучаяразвитие интеллектуальной стороны личности, Выготский прежде всего уделялвнимание становлению самосознания ребенка, говоря, что понятие «личность»как культурное, социальное образование тождественно самосознанию. В процессестановления самосознания ребенок учится владеть собственной психикой исобственным поведением, уменьшается его зависимость от окружающейдействительности, поэтому среди важнейших элементов развития личности Выготскийвыделял развитие воли, которая позволяет ребенку действовать под влияниемсвоего мировоззрения.
Говоря о влиянии среды,Выготский подчеркивал, что она определяет развитие личности через переживаниеребенком воздействий окружающей действительности. Он ввел такое важнейшеепонятие, как «социальная ситуация развития». Новым является и самподход Выготского к среде, которую он не считал неизменной, стабильной. Онотмечал, что в зависимости от возраста, уровня сознания ребенка значение даженеизменной на первый взгляд среды для него изменяется, он по-другому переживаетодни и те же факты, и, следовательно, в разные периоды жизни среда оказывает наребенка разное влияние. Изменение социальной ситуации развития как раз ипроисходит в период кризисов, выводя ребенка на новый уровень развития. Такимобразом, хотя в центре структуры личности стоит интеллект, самосознание имировоззрение, формируется эта структура прежде всего под влияниемэмоционального отклика ребенка на изменение среды.
Одной из особенностей разработкиноваторских учений о личности стало ее рассмотрение с позиций ее способностиактивно вторгнуться в жаждущий изменения мир. Отсюда и пронизывающая передовуюрусскую биологическую и психологическую мысль тенденция рассматривать своиобъекты под вектором времени. Иначе говоря, обостренный интерес к развитию,устремленному в будущее. Идея активности не «заземлялась» на решениезадач адаптации к наличным условиям бытия. Напротив, исследовательский поисксосредоточился на заложенном в самой природе жизни стремлении к преодолениюналичного уровня развития и прорыву в будущее, которое должно быть самой этойжизнью заранее спроектировано.
Предостерегая против сведенияпсихики к биологически детерминированной, Кавелин в принципе высказывалсовершенно справедливое суждение о том, что личностью является только человек,действующий под влиянием собственной мотивации. Однако при его пониманиипсихического он не мог примирить свой взгляд на личность с естественностьюпроисхождения души человека, доказывая, что в естественной психологии личностьникогда не сможет быть изучена, так как личность считает себя всегда центромвселенной, а естественные науки в личностях видят лишь единицы подобных другдругу организмов.
Какие тенденции в развитииотечественной психологии наметились в конце 20 в.?
Начало 90-х годов XX столетия ознаменовалоськардинальными преобразованиями всех сфер жизни российского общества, чтообусловило возникновение новых тенденций развития научного знания в целом,включая и психологической науки.
В эти годы начинаетсякритический пересмотр методологических позиций советской психологии, ееосновных принципов. На смену насаждавшегося ранее отношения к ней как новому исамому перспективному направлению, противопоставляемому всей западной науке,приходит спокойный, свободный от идеологических влияний, объективный анализмировой психологической мысли во всем многообразии ее школ и течений. Восстанавливаютсяпреемственные связи с дореволюционной отечественной психологией. В целом, впостсоветский период преодолевается тот двойной раскол, которым сопровождалосьобразование советской психологии. В современной России психологи предпочитаютговорить о единой науке, не подразделяя ее на «нашу», отечественную,и западную.
В трактовке принципов единствасознания и личности, детерминизма, развития, отражения и других появляютсяновые аспекты. В отличие от идеи одностороннего подчинения «внешнему»подчеркивается момент самоопределения, внутренней детерминации исамодетерминации психических явлений в их сложных взаимодействиях с внешнимидетерминантами. Расширяется и углубляется представление о сущности психики исознания человека. Положение об их социально — исторической и культурнойобусловленности дополняется эмпирически обоснованными данными о природныхосновах психического развития человека. Переосмысливается трактовка одного изважнейших методологических принципов, особенно в области исследования образныхявлений, — принципа отражения. Сложившиеся в советский период психологическиеконцепции продолжают определять ситуацию в области научных исследований и впреподавании. В настоящее время каких-либо принципиально новыхобщепсихологических теорий не создано. Это не значит, что в психологии непроисходит развития. Она имеет значительные достижения, как в эмпирическихисследованиях, так и в теории. Е.Н. Соколов создал новую векторнуюпсихофизиологию. Широкое признание научной общественности получили исследованияпо психологии сознания (психосемантика В.Ф. Петренко, взгляды В.М. Аллахвердова),психологии личности (историко-эволюционная концепция личности А.Г. Асмолова),смысловая теория мышления (О.К. Тихомиров), оригинальная концепция мотивации В.К.Вилюнаса и другие.
Специфической чертойтеоретической работы в современной отечественной психологии является ееоткрытость к интеграции психологического знания путем ассимиляции различныхподходов при сохранении принципиальных концептуальных основ советскойпсихологии.
Интенсивно и в сложныхсоотношениях с академической наукой развивается практическая психология. Отношениямежду ними Ф.Е. Василюк образно и метко назвал «психологическим схизисом»,имея в виду факт их расщепления, относительно независимого существования. Всвязи с таким положением возникает много серьезных проблем, как длятеоретической психологии, так — особенно — для практической деятельностипсихолога, ответственная работа которого требует высокой теоретической культуры.
Преодолевая образовавшийся всоветские годы раскол между отечественной и зарубежной наукой, психологи Россиизаново (часто с запозданием) переоткрывают для себя труды классиков мировойнауки. Происходит эмансипация от их идеологизированной критики в советскийпериод. Характер своеобразной эпидемии приобрел интерес к психоанализу, учениюК. Юнга, логотерапии В. Франкла, экзистенциальной психологии, к новейшимконцепциям конструктивизма, нарративному подходу. Большими тиражами издаются трудызарубежных ученых разных направлений. В университетах читаются курсы попсихоанализу, экзистенциальной психологии и т.д., проводятся практическиезанятия и семинары по освоению опыта классиков психологическогоконсультирования и психотерапии. В период с 1993 и до 2001 годы выходил журнал«Иностранная психология», который внес неоценимый вклад вустановление контактов между российской и зарубежной психологией, существенноуменьшил дефицит в научной информации о зарубежном опыте. Связи с зарубежнойнаукой в самых разнообразных формах стали нормой жизни современного сообществароссийских психологов.
В настоящее время вотечественной психологии формируется новая концепция исследования человека иобщества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировойсоциальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенностироссийского общества. Таким образом, психология наций и народов — этнопсихология- представляет собой наиболее динамично развивающуюся отрасль социальнойпсихологии в нашей стране.
Кроме этого можно выделить еще несколькоактуальных тенденций развития современной психологии в России.
Построение новой системы анализасоциальной реальности. Дело в том, что в советской психологии в качественаучной базы доминировала парадигма преобразования. Это означало следующее: чтобыпонять и объяснить человека как специфический объект исследования, его надобыло воспитать, преобразовать, сформировать. Тем самым исключалась любаявозможность анализа психологических конфликтов. В настоящее время вотечественной психологии формируется новая концепция исследования человека иобщества, опирающаяся на универсальные закономерности, общие для мировойсоциальной психологии, и учитывающая исторические и культурные особенностироссийского общества.
Самостоятельной сферойсоциально-психологического анализа стала область бизнеса и предпринимательства,изучающая нормы российской деловой культуры, отношение общества кпредпринимателям, а также формы и методы взаимодействия на разных уровняхпредпринимательства.
Наблюдается возникновение новыхтенденций в практической психологии. Прежде всего, значительно увеличилсяпрестиж практической психологии, ее развитие как самостоятельного научногонаправления, включающего в себя такие ветви анализа, как работа с персоналом ворганизации, политика, реклама, маркетинг, социально-психологический тренинг.
Развитие практическихнаправлений психологии ставит в качестве одной из задач взаимодействие смировой психологией. Большaя часть современных методовсоциально-психологической теории и практики взята нами из зарубежного опыта. И,хотя категориальный аппарат социальной психологии универсален, существуютопределенные культурологические различия в форме организации и проведения кактеоретических исследований, так и практических методик. Поэтому такие областикак психология рекламы, психология имиджа, психология связей с общественностьютребуют своего переосмысления с точки зрения психологии российского общества. Темболее что в отечественной психологии также разработаны оригинальные подходы канализу феноменов коллектива и совместной деятельности.
Таким образом, передотечественной психологией стоят важные задачи, которые она в состоянии решить,сохраняя и развивая научные традиции и достижения российских научных школ,обогащенных опытом мировой психологической науки. Состояние отечественнойпсихологии доказывает, что ее потенциальные возможности огромны.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.