Реферат по предмету "Психология"


Особенности типа личности при гипертонической болезни

Особенноститипа личности при гипертонической болезни
Эмоционально-устойчиваяличность характеризуется сохранением оптимальной работоспособности в условияхэмоционального напряжения. Психологические аспекты эмоциональной толерантностилучше всего рассматривать с позиций психологической моделиэмоционально-устойчивой личности. Эмоциональная активация может какстимулировать умственную деятельность человека, так и наоборот, вноситьдезорганизацию в ее осуществление. Эмоциональная окраска деятельности, с нашейточки зрения, зависит от ряда факторов: волевых качеств, уровня интеллекта,повышенной устойчивости к фрустрационным ситуациям, чертам личности, вформировании которых участвуют как генетические факторы, так и социальнаясреда.
Один и тот же человекможет показать различную эмоциональную активность в разных моделях ситуацийэмоционального напряжения. Очень рельефно выявляется эмоциональная устойчивостьчеловека в таких видах деятельности, как межличностное взаимодействие. В этомслучае эмоциональная активация зависит от мобилизации внутригрупповыхвзаимосвязей, от их стабильности, от конфликтообразующих свойств личности.Эмоциональная устойчивость включает в себя биологические и социальные факторы.К биологическим факторам относятся такие свойства нервной системы, какподвижность, возбуждение и торможение, их согласованное взаимодействие. Кбиологическим факторам относятся и такие психологические черты, как лидерство,экстраверсия.
К социальным факторамможно, вероятно, отнести повышенную коммуникативность, конфликтность.Генетически детерминированное свойство человека к конфликтообразованию резкоснижает, с нашей точки зрения, толерантность человека к эмоциональномунапряжению, особенно когда оно возникает в социальных условиях межличностноговзаимодействия. В нормальных условиях групповой деятельности в группесуществует психологический гомеостаз и поведение человека в процессе взаимодействия соответствует тому, что отнего ожидают. Если же личность считает, что ожидаемые от него действиянецелесообразны и что коллектив ошибается, а он прав, то в этом случаевозникает конфликт.
Эмоциональнаяустойчивость (ЭУ) представляет собой адаптационно-приспособительную реакциюорганизма, его способность переносить эмоциональные нагрузки, не вызываядезинтеграции регуляторно-приспособительных механизмов человека. Эмоциональнаяустойчивость нарушается в том случае, если человек не может преодолетьконфликта между своими возможностями и возникшими трудностями в окружающейсоциальной среде или межличностном общении.
Возникшее несоответствиемежду уровнем притязаний данного человека и проецируемыми в сознаниипоследствиями данного события или социального явления снижает эмоциональнуюустойчивость личности. Сниженная толерантность к фрустрации отмечается у лиц сналичием тревоги, невротизма, конфликтности.
Лица сэмоционально-неустойчивым типом личности характеризуются преобладаниемвторосигнального торможения над возбуждением. Для них характерны такиепсихологические свойства, как зависимость, интраверсия, нерешительность,неуверенность.
С социальных позиций ихможно характеризовать как лиц замкнутых, с резко ограниченной возможностьюмежличностного взаимодействия, неспособных образовывать и поддерживатьвнутригрупповые взаимосвязи. Для этих лиц эмоциональный стресс являетсядезорганизующим фактором.
Интегративная значимостьэмоционального состояния в формировании поведения человека известна давно, ноконкретно представить себе все взаимосвязи между психологическимидетерминантами и физиологическими коррелятами эмоций очень трудно.Гипертоническая болезнь тесно связана с эмоциональными состояниями, возникающимив процессе взаимодействия человека с внешним миром. Под влиянием эмоциональногонапряжения происходит реорганизация системного механизма церебральной регуляциикровообращения, направленность и глубина которой зависят отконституционально-генетических факторов, психологического типа личности,подвижности вегетативной и симпатоадреналовой систем, гормонального обеспечения[Анохин, Леви].
Необходимость постояннойадаптации человека не только к изменяющимся условиям внешней среды,ускоряющемуся темпу и ритму жизни, но и к повышению интенсивности межличностныхотношений, к частым конфликтным ситуациям заставляет человека усиливать иизменять качественно и количественно свою психическую активность. В этихусловиях устойчивость человека к эмоциогенным факторам зависит и от структурныххарактеристик личности, и от ее психологических детерминант.
Психологический портрет издорового, и больного человека слагается из двух компонентов: обусловленногогенетически и социально-приобретенного в процессе становления личности. Безсомнения, различные грани психологического портрета личности проявляются болеерельефно в условиях какой-либо нагрузки на психику, чем в условиях покоя.
При столкновении сособыми экстремальными условиями среды реализуется специальная генетическаяпрограмма организма. При эмоциональном стрессе происходит экономноерасходование энергетических и структурных запасов организма, обеспечивающихнапряженное функционирование нервной, сердечно-сосудистой, гормональной системорганизма. В условиях экстремальной ситуации рельефно выявляются контурыгенетического кодирования каждой системы.
Динамическиехарактеристики протекания психических функций (особенно таких, как темп иинтенсивность) генетически детерминированы, и нередко они оказывают решающеевлияние на эффективность выполняемой человеком умственной нагрузки вэмоционально-напряженной ситуации. Например, состояние тревожности и депрессииотрицательно сказывается на решении различных задач.
С. Л. Рубинштейн отмечал,что при объяснении любых психических явлений личность выступает как воединосвязанная совокупность внутренних условий, через которую преломляются всевнешние воздействия.
Исследуя черты личностибольных гипертонической болезнью, можно отметить, что у них выражено упрямство,скрытность, неудовлетворенность собой и окружающими, враждебная настроенность кокружающим с одновременным проявлением агрессивных тенденций поведения.Одновременно с этим мы отмечали у них повышенную чувствительность к критике,нарушение внутреннего равновесия, внутреннее напряжение и тревогу,неуверенность в себе. Дисгармоничность личности больных I и II стадий гипертонической болезни наблюдается на фоненеадаптированных вегетативных реакций. В III стадии гипертонической болезни к этому присоединяетсяряд черт органического поражения ЦНС.
При изучениипсихологического портрета представителей каждой из трех групп наблюдаемых намибольных особое внимание было уделено больным с нетяжелыми соматическимизаболеваниями (фарингит, отит), без патологии сердечно-сосудистой системы.Наблюдение за этой группой позволило выявить степень подвижности таких чертличности, как тревожность, потребность в социальной активности, устойчивостьтаких параметров личности, как экстраверсия — интраверсия.
Последовательно изучаяпсихологический портрет здоровых лиц, больных с нетяжелыми соматическимизаболеваниями и больных гипертонической болезнью, мы надеялись выяснитьвозможное влияние длительных сосудистых изменений на трансформацию личностныхособенностей больных. Учитывая многолетний характер течения гипертоническойболезни, мы предположили, что эволюция психологических черт личности больногобудет происходить постепенно и поэтому проследить становление молодых больных илиц пожилого возраста является целесообразным.
В проблеме взаимосвязигипертонической болезни и психических нарушений можно выделить два видапричинно-следственных отношений: 1) при длительном лечении гипертоническойболезни возникают различного рода психические расстройства по типутревожно-депрессивного или псевдоневрастенического; 2) при неврозах возникаютсосудистые расстройства и иногда гипертоническая болезнь.
Какие же психическиеизменения возникают при гипертонической болезни? У больных в I и II стадии, особенно у женщин, могут преобладать явленияповышенной раздражительности, плаксивости, быстрого утомления, вспыльчивости,пониженного настроения, снижение работоспособности, головная боль, нарушениесна. Особенно мучительны для больных бывают нарушения сна, изменение ритма дняи ночи, с тревожными сновидениями, сон становится поверхностным, не даетбодрости. Во II и III стадиях гипертонической болезни к этому присоединяетсяухудшение памяти, изменение личности и некоторых черт характера. Больныестановятся повышенно раздражительными, ревнивыми, появляется скупость. Вмежличностном взаимодействии в семье и производстве больные становятсябестактными к окружающим. Очень неприятным для окружающих становится симптомстраха, который появляется у больных во II и IIIстадиях, в сочетании с повышенной тревогой. Страх имеетсоматогенно-обусловленную природу и вначале для больного не имеет четкойфабулы. Затем больные конкретизируют его как страх смерти, страх инвалидности,нарушение семейных взаимосвязей и т. д. Если у больных преобладает тревога в сочетании с депрессией, то иногдаони неадекватно реагируют на окружающих. Физиологически у больных отмечаетсябыстрая утомляемость, истощаемость, хрупкость физиологических связей в кореголовного мозга.
Выработанные динамическиестереотипы в производственной и семейно-личной сфере теряют пластичность,становятся инертными, больные не могут их изменить. Нарушение динамическогостереотипа (например, уход на пенсию, переезд на новую квартиру, приход в семьюнового человека, развод с супругом) вызывают тяжелый сосудистый криз, иногдаосложненный инфарктом миокарда или нарушением мозгового кровообращения. Во II и III стадиях гипертонической болезни появляется повышеннаяметеозависимость, с повышенной сензитивностью к колебаниям температуры,влажности и барометрического давления. Аналитико-синтетическая деятельностькоры нарушается. Больные становятся многословными со сниженным интеллектуальнымпотенциалом. Отмечается четкая взаимосвязь повышенного АД (особенно в периодкриза) и ухудшения показателей психических функций, снижения памяти. Возникаетзамкнутый круг, когда сосудистые колебания ухудшают условия для психическойдеятельности, а повышенная чувствительность к эмоциогенным факторам утяжеляеттечение сосудистой патологии.
При изучении патогенезагипертонической болезни большое значение придают проблеме личности. Именнопсихогенные влияния на протяжении всей жизни больного создают благоприятнуюпочву для деформации психологических структур личности, делают ее повышенноранимой эмоциогенными факторами, при этом наблюдается разбалансированностьвегетативной нервной системы.
Какие же стрессогенныевоздействия деформируют личность? 1) детские психогении; 2) интимно-личностныеконфликты в семейной «и служебной сфере; 3) потеря близких; 4)травматические повреждения головного мозга и различного рода транспортныекатастрофы.
Особое внимание мыуделили таким подвижным чертам, как тревога и невротизм. Эти черты былипроанализированы у больных и здоровых лиц разного возраста. В I группу вошли больные гипертоническойболезнью зрелого возраста, во II —больные гипертонической болезнью молодого возраста, в III — больные с нетяжелыми соматическими заболеваниями, вIV — здоровые лица зрелого возраста, в V — здоровые лица молодого возраста.
У здоровых лиц молодоговозраста (V группа) уровень тревоги составил 13баллов, что совпадает с результатами большинства исследователей. У больных (III группа) отмечается некотороеповышение уровня тревоги до 15,7 балла. Эта динамика иллюстрирует выраженнуюподвижность показателя в короткий промежуток времени и в зависимости отнезначительного соматического заболевания.
Уровень тревоги у.больных гипертонической болезнью молодого возраста (II группа) составляет 16,2 балла, а лиц зрелого возраста (I группа) —22,1 балла. Такоевыраженное различие уровня тревоги при одном и том же заболевании объясняется,с нашей точки зрения, двумя обстоятельствами: отсутствием длительности заболеванияу молодых лиц и наличием у них оптимизма молодости.
Не ограничиваяськоличественной констатацией фактора тревоги мы проанализировали этот признаккачественно во всех группах здоровых и больных. Особое внимание мы уделилилицам с высоким уровнем тревоги (ВТ).
Под понятием «высокийуровень» мы понимаем тревогу свыше 20 баллов по шкале Тейлора. Высокий уровеньтревоги был обнаружен у большинства больных гипертонической болезнью. Если уздоровых лиц молодого возраста (Vгруппа) ВТ составил только 6%, у здоровых лиц зрелого возраста и больных снетяжелыми самотическими заболеваниями — 10, то среди больных гипертоническойболезнью оказалось 36% случаев с высоким уровнем тревоги в молодом возрасте и52% случаев у лиц в зрелом возрасте. Распределение низкого уровня тревоги (НТ)по группам имеет иной характер. Низкий уровень тревоги слабо выражен у больныхгипертонической болезнью. Значение показателя НТ существенно возрастает уздоровых и больных с нетяжелыми соматическими заболеваниями. Значение НТ в группахIII, IV, V составило 64%.
В двух группах больныхгипертонической болезнью (молодого и пожилого возраста) различие в значении ВТвелико. У молодых ВТ составляет 36% случаев, у пожилых — 52%. Нормавыраженности тревоги у них резко отличается: у пожилых НТ— 15%, У молодых— 49%.Это объясняется тем, что у лиц пожилого возраста уровень повышенной тревогисоставляет 33%. Длительное течение заболевания у лиц пожилого возраста,незначительная эффективность лечения и неблагоприятная перспектива создаютпостоянно высокий уровень тревоги.
Полученные А. Ф.Быстрицкой результаты исследования подтверждают предположение психологов о том,что тревога не связана ни с мотивацией, ни с характером, а скорее являетсяустойчивым психическим состоянием. Она является очень подвижной чертой ихарактеризуется обратимостью при нормализации соматического состояния исоциальных условий человека.
Тревога представляетсобой устойчивое состояние неопределенной угрозы, характер и направленностькоторой не известны. Оно может продолжаться в течение длительного времени иподвергаться обратному развитию или прогрессировать. Тревога оказывает влияниена характер организации психической деятельности и эффективность умственнойдеятельности.
Мы сопоставили уровеньработоспособности и наличие уровня тревоги. Можно было бы предположить, чтотревога вызывает дезорганизацию умственной деятельности и соответственноснижает эффективность интеллектуальной работы. Высокий уровень тревогисочетается с низкой эффективностью выполняемой деятельности. Высокий уровеньэмоциональной напряженности приводит к расширению поля активного внимания, ибольные реагируют на более широкий круг стимулов, так как вынужденыконтролировать раздражители из окружающей среды. Больные становятся болеесензитивными с повышенными, часто неадекватными реакциями на внешниераздражители. Особенно чувствительны больные к звуковым воздействиям, ксловесным раздражителям.
Является ли тревогаустойчивой чертой личности? Мы считаем, что в условиях психосоматическихзаболеваний (например, гипертонической болезни) с длительным хроническимтечением тревога является достаточно устойчивой чертой личности. Онахарактеризуется ощущением беспокойства, напряжения, нервозности, чувствомопасности, неясной угрозы, которое сопровождается активацией вегетативнойнервной системы.
Тревогу можнорассматривать как механизм психологической защиты и как прерываниеорганизованного, целенаправленного поведения организма (нарушениефункциональной системы по П. К- Анохину), его блокирование, что приводит квегетативной активации. Манифестацией вегетативной активности у этих больныхявляется повышение уровня катехоламинов в крови, часто еще до началаэмоционального напряжения («стартовая готовность»). У больных гипертоническойболезнью (как и при других психосоматических заболеваниях) тревога возникает вситуации беспомощности организма, когда у человека нет альтернативных способовпреодоления заболевания. Вероятно, тревога, связанная с психосоматическимзаболеванием, является специфической человеческой чертой, связанной сситуативной неадекватностью концептуальной системы личности. В связи с тем чтооценка тревоги данной личностью всегда связана с будущим, здесь всегдаприсутствует элемент неопределенности.
По нашим наблюдениям,больше склонны к развитию тревожности интраверты, реже экстраверты.
Анализируя тревогу потаким качественным характеристикам, как степень ее связи с той или иной сферой— нервнопсихической, социальной, мы обнаружили, что она в большей мере быласвязана с нервно-психической сферой и встречалась чаще у лиц I, III, IVгрупп.
У молодых лиц, больныхгипертонической болезнью (IIгруппа), тревога связана главным образом с социальной сферой. Это еще разподтверждает положение о том, что гипертоническая болезнь являетсясоциально-обусловленным заболеванием и ограничение социальных взаимосвязейчеловека или снижение их эффективности создает предпосылки для развитиязаболевания.
Именно состояние тревогиобеспечивает яркое проявление отрицательных эмоций человека, большую ихинтенсивность в ответ на незначительные эмоциогенные раздражители.
Переходим к анализувторого подвижного признака личности — невротизма (по результатам самооценок сиспользованием шкалы «стабильность — невротизм» по методу Айзенка), которыйизучался во всех группах. Отмечается четкая закономерность нарастания признаковневротизма от 6% У молодых здоровых лиц до 47% У пожилых, больныхгипертонической болезнью.
На рис. 54 представленграфик, показывающий распределение невротизма между группами больных и здоровыхлиц разного возраста. Можно отметить, что больше лиц с повышенным невротизмомвстречается в I группе и число их постепенноуменьшается с увеличением номера группы.
Можно предположить, чтодаже у здоровых лиц уровень невротизма коррелирует с возрастом: если у молодыхбольных причин для невротизма незначительное число, то у лиц пожилого возрастачастое возникновение эмоционально-напряженных ситуаций в различныхфрустрационных условиях является благоприятной почвой для невротизма. Уздоровых лиц пожилого возраста уровень невротизма составляет 18% по сравнению с6% у молодых. У больных гипертонической болезнью в молодом возрасте этотуровень составляет 30%, а в пожилом возрасте — 47%. Такая связь характеразаболевания и возраста больных обусловливает возникновение при гипертоническойболезни замкнутого порочного круга между эмоциональным напряжением, невротизмоми прогрессированием заболевания.
Невротизм создаетблагоприятную почву для возникновения гипертонической болезни, особенно приналичии часто повторяющихся эмоционально-напряженных ситуаций. Мы провеликорреляционный анализ между личностными параметрами тревоги и невротизма.Получен высокий коэффициент корреляции. Из 85 больных гипертонической болезньюв I группе, имеющих высокий уровеньтревоги, у 63 больных обнаружен высокий уровень невротизма и только двое имелинизкий уровень невротизма. Такая же взаимосвязь между тревогой и невротизмомотмечалась у больных во II и III группах, хотя уровень тревоги в этихгруппах был значительно снижен.
Сочетание высокого уровняневротизма с высоким уровнем тревоги способствует дезорганизации и распадусоциальных взаимосвязей на производстве и в личной жизни. У такого типа больных появляются истероидные и ипохондрическиечерты личности, снижается толерантность к фрустрационным ситуациям, извращаетсяхарактер течения эмоций: на незначительные эмоциогенные факторы организмреагирует бурным энергетическим обеспечением с истощением физиологических ипсихологических ресурсов.
Наши данные о повышеннойтревоге и невротизме у больных гипертонической болезнью подтверждаются иисследованиями других авторов. Интересные данные о психологической деформацииличности у больных гипертонической болезнью приводит И. К. Шхвацабая. Онсопоставил психологический портрет больных гипертонической болезнью и больныхсимптоматическими гипертониями (главным образом почечными). Идея заключалась втом, что если причиной деформации личности является повышение артериальногодавления, то изменения психики должны коррелировать с тяжестью сосудистыхизменений. При гипертонической болезни с позиций психолога он отметил высокийуровень невротизма с повышенной тревогой, пессимизмом, страхом, внутреннимнапряжением, повышенной активностью, стремлением доминировать, авторитарностью,стремлением к независимости. При симптоматической почечной гипертонии менеевыражен невротизм, тревога, нет стремления к лидерству, авторитарности, хотясоматически, по показателям артериального давления, эти больные являются болеетяжелыми.
Эти факты, приводимые И.К. Шхвацабая (об отсутствии резких психологических нарушений у больныхвторичной почечной гипертонией), еще раз подчеркивают принципиальное различиемежду гипертонической болезнью и вторичными гипертониями. Это различие касаетсяпрежде всего генетической детерминанты у больных гипертонической болезнью с последующимформированием особого социально-психологического портрета личности.
Эти клиническиенаблюдения совпадают с нашими данными и дают возможность предполагать, чтопричина деформации психологического портрета больного гипертонической болезньюне связана с сосудистыми нарушениями головного мозга, его гипоксией инарушением ауторегуляции. Психологические нарушения связаны с самим патогенезомгипертонической болезни, с наследственными и приобретенными биохимическими иморфологическими нарушениями в коре, лимбико-ретикулярной формации исимпато-адреналовой системе, с особой функционально-морфологической структуройэтих образований.
Одной из важных чертличности является лидерство — зависимость. В зарубежной литературе этомупоказателю придают большое значение в связи с формированием сосудистыхзаболеваний. Считают, что лица, относящиеся к группе А, обладают чертамилидерства. Именно поэтому мы уделили большое внимание этому показателю. Всовместной с А. Ф. Быстрицкой работе на установке «Гомеостат» выделение лидера происходило не путемформального назначения, а путем выбора в процессе выполнения работы. Лидероценивался не столько по эффективности выполняемой работы, сколько поколичеству затраченных на ее решение усилий. Были выделены три степениинтенсивности выраженности признаков «лидерство — зависимость»: а) высокаястепень стремления к лидерству, б) умеренно выраженное стремление к лидерству всочетании с умеренной зависимостью, в) высокая степень зависимости отокружающих.
При анализе результатов,полученных с помощью многопрофильного вопросника ММРІ с использованием функциональных шкал «лидерство —зависимость», мы уделяли внимание не столько лидерству, сколько зависимости,сопоставляя ее с невротизмом и тревогой. Самый высокий уровень лидерства (73%)был отмечен у здоровых лиц молодого возраста. Это вполне естественно, так как вмолодости отмечается переоценка собственных возможностей и некритическоеотношение к себе. Это подтверждается и тем, что у юношей, больныхгипертонической болезнью (IIгруппа), процент лидерства (58%) выше, чем у здоровых лиц пожилого возраста(52%). Следовательно, лидерство связано не только с генетической доминантой, нои с возрастным фактором. Соответственно величина уровня зависимости в группездоровых юношей (V группа) составляетвсего 27%, а у больных гипертонической болезнью зрелого возраста (I группа) —67% и у молодых больныхгипертонической болезнью (IIгруппа)—42%.
Интересна динамика«лидерства — зависимости» в IIIгруппе у лиц с нетяжелыми соматическими заболеваниями: в этой группе процентлидерства составил 35, а зависимость увеличилась до 65%. Эти факты подтверждаютпредположение о том, что «лидерство — зависимость» является такойпсихологической чертой личности больного, которая связана с социальнойадаптацией человека к окружающему миру. В отличие от тревоги и невротизма«лидерство» несвойственно больным гипертонической болезнью. Эти результатыопровергают предположение зарубежных ученых о том, что для больногогипертонической болезнью характерен тип А, важным компонентом которого являетсястремление к лидерству.
Кроме вышеотмеченныхличностных особенностей, мы подвергли анализу некоторые поведенческие реакцииздоровых и больных гипертонической болезнью.
По нашим наблюдениям, для больных гипертонической болезнью оченьзначимы различного рода конфликтные ситуации. Они вызывают дисфункцию не тольков сердечно-сосудистой системе, но и в гормональной, свертывающей системе.Особенно значительны эти изменения у лиц с чертами личности, обеспечивающимивозникновение конфликтов, с наличием обидчивого эгоцентрического характера. Этилица, попадая в различного рода фрустрационные ситуации, являются своеобразнымгенератором конфликтного поля высокого напряжения. Эмоциональная мобильность иэмоциональная вязкость у больных гипертонической болезнью всегда сопровождаютсяаккомпанементом сосудистых реакций.
Особое внимание мыуделили реакции конфликтного типа, при работе на «Гомеостате» (аппарате,моделирующем стрессовые ситуации). Мы отметили появление у некоторых здоровыхлиц и больных мышечного возбуждения, речевой расторможенности, перекладываниеответственности за нерешенную задачу на партнера, агрессивность по отношению кпартнеру и к врачу. Необходимо отметить, что конфликтность включает в себя какодин из компонентов агрессивность. Этой личностной особенности придают большоезначение в психологическом портрете личности, но зафиксировать ее очень трудно.Для проявления ее необходимы групповые взаимодействия иэмоционально-напряженная ситуация с повышенной значимостью выполняемой работы.Отмечено, что у здоровых лиц склонность к конфликту составляет 47%, т. е.приблизительно половину. У больных эта цифра увеличивается до 64,5%- Вероятно,это обусловлено тем, что при гипертонической болезни возникает деформацияпсихологического личностного партнера с увеличением элементов невротизма,тревоги. Эти изменения, особенно невротизм, вызывают повышеннуюраздражительность, агрессивность по отношению к окружающему, и как следствиеэтого — конфликт.
Чрезвычайно интересенвопрос о взаимосвязи конфликта и отрицательных эмоций. Биологический смыслотрицательных эмоций как приспособительного звена у животных связан судовлетворением какой-либо потребности. Наличие опыта отрицательных эмоцийпозволяет животному проанализировать афферентную импульсацию и осуществитьпринятие решения и афферентный синтез в том направлении, который обеспечиваеторганизму удовлетворение данной потребности.
Отрицательные эмоциичеловека, имеющие социальную окраску (в частности, конфликтные ситуации), имеютсовершенно другой оттенок. При межличностном взаимодействии у человека иногдавозникает конфликт, и он, базируясь на предыдущем опыте, на различного родасоциальных взаимосвязях, решение принимает, но удовлетворение потребностей непроисходит. Иногда в условиях конфликта человек вынужден углублять его, иногдазатормаживать, но при этом всегда сохраняется эмоциональное напряжение.
Следовательно, с позицийфункциональной системы П. К. Анохина для животного отрицательные эмоцииявляются целесообразными и становятся стимулирующим фактором для удовлетворенияпотребностей, у человека же отрицательные эмоции в плане конфликтных ситуацийпочти всегда нецелесообразны.
Когда организм человекане может удовлетворить потребность и человек не в состоянии анализироватьэмоции, то возникает застойный очаг возбуждения. В патогенезе гипертоническойболезни именно застойные очаги возбуждения являются основным патогенетическимфактором. Происходит рассогласование между удовлетворением возникшейпотребности в прекращении конфликта и невозможностью осуществления ее, так какэто зависит не только от одного человека. В случае невозможности прекращенияконфликта поведенческие реакции включаются на длительный срок, происходит ихпостоянное напряжение. В гипоталамусе формируется раздражение, которое можетбыть основой сосудистых нарушений. В экспериментах К. В. Судаковым отмечено,что эмоциональное возбуждение отрицательного характера обладает длительнымпоследствием и суммацией. Особенно это относится к социальным конфликтнымситуациям. Возникает суммация эмоциональных раздражений, и тогда они легчепереходят в форму застойного очага возбуждения, сохраняясь в ЦНС даже послезавершения этой конфликтной ситуации. Еще одна особенность, отмеченная К. В.Судаковым, состоит в том, что стационарное эмоциональное возбуждение обладаетособенностью к генерализованной активации мозговых структур, особенно корыбольших полушарий, и нейрогуморальным путем это возбуждение распространяется насоматическую сферу. При повторных конфликтах возникает эффект суммации новогоконфликта с предыдущим.
Конфликтные ситуациинеприятны тем, что они дают непрерывный поток сигналов патологическойимпульсации, так же как и в случае ожидания при дефиците времени, этосопровождается непрерывным напряжением ферментативных процессов в ЦНС.
В дальнейшем работа спациентами с гипертонической болезнью должна осуществляться как непосредственнолечащим врачом, так и психологом.

Литература
1.Киколов А.И. Умственный труд и эмоции. – М., 1999
2.Куренкова А. Гемодинамика мозга и продуктивность умственнойработы здоровых лиц и страдающих гипертонической болезнью. – М., 2002
3.Грей Д.А. Сила нервной системы, интроверсия и экстраверсия,условные рефлексы и реакция активации. – М., 2002
4.Губачев Ю.М., Иовлев Б.В. Эмоциональный стресс в условияхнормы и патологии человека. Л., 1987


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Використання українознавства та етнопедагогіки як основи національного виховання і навчання управлінських 2
Реферат 5 1 Інтелектуальна власність як право на результат творчої діяльності людини
Реферат Социально-классовая структура и политический строй Казанского ханства.
Реферат Полимерные нанокомпозиты на основе органомодифицированных слоистых силикатов: особенности структуры, получение, свойства
Реферат "Великая дидактика" Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории
Реферат Чернобыльская трагедия и ее последствия
Реферат Проектирование гидропривода машины
Реферат Закон рынка Сэя. Концепция непотребления Т.Мальтуса. И влияние на них налоговой системы.
Реферат Взаимосвязь темперамента и уровня развития памяти младших школьников
Реферат Рынок труда теоретические подходы к его анализу
Реферат Анию и контролю за изменениями рынка образовательных услуг, по стратегическому планированию системы подготовки и переподготовки кадров, ориентированной на спрос
Реферат Science Vs Religion Essay Research Paper SCIENCE
Реферат Методы и приемы обучения изобразительной деятельности в ДОУ.
Реферат Исследование способов защиты от компьютерных вирусов программными методами и выбор оптимального антивирусного клиента
Реферат Правовая отвественность юридического отдела предприятия