Реферат по предмету "Экономика"


"Великая дидактика" Я.А. Коменского – первое научное обоснование педагогической теории

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
Ф-л в г. Минске
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ПРЕДМЕТУ «История педагогики»
ТЕМА: «Великая дидактика» Я.А. Коменского– первое научное обоснование педагогической теории»
Минск, 2008

ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1.      Биографияи философские воззрения Я.А. Коменского 1.1    Жизнь идеятельность Я.А. Каменского 1.2    Философскиеосновы педагогической системы Коменского 2.      Педагогическоеучение Коменского. «Великая дидактика» — первое научное обоснованиепедагогической теории 2.1    Структураи содержание «Великой дидактики»2.2    Дидактикакак теория обучения2.3    Рольобразования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества2.4    Основныекатегории педагогики Коменского2.5    Содержание,формы и методы нравственного воспитания по Я.А. КоменскомуЗаключениеСписокиспользованных источников

ВВЕДЕНИЕ
 
Гениальный сын чешскогонарода, педагог-классик, основоположник педагогической науки, великиймыслитель, патриот, демократ-гуманист Ян Амос Коменский принадлежит к числу техисторических личностей, которые своими творениями и беззаветным служениемнароду снискали неувядаемую славу и любовь. В своём реферате я научнообосновала педагогическую теорию крупнейшего педагога, выдающегосяобщественного деятеля XVII века Яна Амоса Коменского. Ведь многие из них вошлив практику современной школы. Коменского называют отцом педагогики, учителемнародов. Он создал педагогические и философские труды, пронизанные духомгуманизма, демократизма, любовью и уважением к людям, уважением к труду.Коменский проповедовал идею ликвидации сословных привилегий и угнетениячеловека человеком, пламенную любовь к родине оптимистическую веру в будущее,равноправие великих и малых народов и уважение к национальным правам всехнародов. Он был борцом за прекращение и уничтожение всех войн и восстановлениемвсеобщего мира на земле.
Великая заслугаКоменского перед человечеством состоит в том, что он с позиции демократизма игуманизма смог дать критическую оценку всей отжившей средневековой системевоспитания. Коменский, учитывая все то ценное, что было накоплено егопредшественниками в области теории и практики воспитания, создал педагогическоеучение, которое и по сей день сохраняет свою современность и необходимость.

1. Биография и философские воззрения Коменского
 1.1Жизнь и деятельность Я.А. Каменского
Начиная с XIII векаВосточную Европу охватили децентрализационные процессы. Объединенные в течениетысячи лет единой религией и общими врагами люди и народы обратились к новымценностям. Этот поворот произошел не вдруг. Католическая церковь, пытавшаясяунифицировать мир по принципам, которые они считали изначально и единственноправильными, за эту тысячу лет превратилась в огромную империю, носящуюполитический, религиозный и культурный характер. Начавшееся антикатолическоедвижение имело неоднородный характер. В Восточной Европе оно совпало со становлениемнационального характера. Вместе с Возрождением и Новым временем к западнымславянам пришло особое чувство «самости».
Именно эти причиныприводят нас к анализу многих положений теории одного из самых знаменитыхпедагогов мира — Яна Амоса Каменского.
Я.А. Коменский родился 28марта 1592 года в городке Нивница. Детство Коменского пришлось на периодразгула в Европе последнего страшного «бича человеческого» — чумы. Занесколько лет, когда ему было десять лет, подряд умерли его отец, мать, двесестры. Кроме того, Чехия, зажатая между вечно противоборствующими Австрией иВенгрией, оказалась в полосе постоянных стычек армий и иррегулярных банд обоихсторон. И как обычно в такой ситуации ответом на притеснения с обеих сторонстановится собственное сопротивление. Оно выразилось в создании гуситского(табористского) движения. Его умеренным, культурно-религиозным крылом сталапротестантская секта Чешских (Моравских) братьев.
В 1608 году Ян Коменскийстановится учеником школы Чешских братьев в Пшерове. В 1611 году он проходитобряд протестантского крещения и прибавляет в своему имени второе — Амос. Порекомендации ректора школы Яна Ланеция он, в том же году, отправляется вГерборнский университет. В 1613 году Коменский перебирается на богословскийфакультет Гейдельберга.
Вернувшись в Пшеров26-летний Ян был возведен в ранг протестантского священника. Он женится наМагдалене Визовской и принимает место управляющего Советом братской Общины иучителя-проповедника в Фульнеке. В Фульнеке он начинает свой первый труд«Письма к небу». Это произведение направлено против несправедливостиземного устройства, и ведется в защиту бедности от произвола богатства. Здесьже он выпускает антикатолическую книгу «Разоблачение Антихриста». Вэтот период в трудах Коменского эмоциональное возмущение и нравственноенегодование постоянно преобладают над конкретным анализом действительности.
Постепенно обстановка вЕвропе и в Чехии накаляется. Летом 1621 года чешское восстание потерпелопоражение от Габсбургской коалиции. Начались расправы над протестантами.Коменский, как один из видных руководителей Чешских братьев вынужден бежать. Вовремя своих скитаний он узнает, что от чумы умерли его жена и двое сыновей, аего библиотека сожжена. В этот период им написаны произведения «Скорбный»и «Лабиринт света».
Постепенно продвигаетсярелигиозная карьера Коменского. Он входит в экспедиции священников, которыеподбирали места для убежищ Чешским братьям в других странах, его посылают спосольством к низвергнутому монарху Чехии Фридрих Пфальцскому. В 1624 году онобручается с Доротой Кирилловой, дочерью видного деятеля Чешского братства.
4 февраля 1628 годавместе с группой протестантов ему вновь пришлось покинуть Чехию и отправиться вгород Лешно. Здесь он становится ректором национальной школы и примерно в этотпериод Ян Амос Коменский начинает свой труд «Великая дидактика».  Онприходит к мысли, что одной из главнейших наук человечества являетсяпедагогика. Только образуя и воспитывая человека, мы сможем построитьблагоустроенные государства и хозяйственные системы, считал великий педагог. Онпишет трактаты «Открытая дверь языков», «Открытая дверьпредметов» («Всеобщая мудрость христианская...»),«Предвестник пансофии» (всеобщей мудрости). Произведения Коменскогостановятся известными среди протестантских педагогов и Самуэль Гартлиб,известный английский реформатор, приглашает его в Англию.
Путешествие в Англиюначинается летом 1641 года. Он оказывается в протестантском государстве,получает возможность беспрепятственно творить, и, кроме того, удовлетворятьфинансовые запросы Общины. В Швеции, по замыслу канцлера этого государства,Каменский должен на практике осуществить реформу школы, описанную педагогом в«Великой дидактике». Местом для эксперимента был избран Эльбинг (нынетерритория Польши). Однако, в 1648 году, не дождавшись результатов деятельности,по разным причинам, Яна Амоса, шведы приняли за платформу школьную реформу,предложенную упсальским университетом. Практически в тоже время умирает втораяжена Коменского.
Коменский, оставшись безпокровителей, возвращается в Лешно и становится епископом. Протестантскийсвященник такого ранга не мог быть холостым, и 17 апреля 1649 года Коменскийженится на Яне Гаюсовой. К тому времени постоянные военные неудачи подорвалидух Чешских братьев и отражением этого является трактат Коменского«Завещание умирающей матри — Общины братской — своим сыновьям и дочерям,коим вручает она богатства свои и назначает наследников».
В 1650 году Коменскийполучает очередное предложение высоких особ — князь Сигизмунд Ракоци предложилему осуществить реформу трансильванских школ в Верхней Венгрии. 13 февраля 1651года началось преподавание по новой системе в городе Шарош-Патак. Успехипреподавательской деятельности заставляют отказаться Каменского от политическойдеятельности, он начинает работу над «Миром чувственных вещей вкартинках», пожалуй, одним из первых пособий подобного рода в историиевропейской педагогики. Он составляет песенно-драматический сборник«Школа-игра» для обучения детей латинскому языку.
И вновь в работу педагогавмешивается война. Польша, оккупированная Швецией восстала, и 27 апреля 1656года польские партизаны осадили Лешно. В этой войне он утратил все имущество,накопленное за 28 лет, а также, большую часть своих рукописей. Многиепротестантские центры наперебой зазывали к себе Яна Амоса. Он решил избрать длясвоего поселения Амстердам (столицу Батавии). Сын давнего покровителяКоменского Лаврентий де Геер взялся оплачивать труд педагога и издание егосочинений. Результаты не замедлили сказаться. В Нюрнберге выходит «Мирчувственных вещей в картинках». В 1657-1658 году издана наконец«Великая дидактика»  в четырех томах. Книгу ожидал оглушительныйуспех. Ученый начинает работу над «Всеобщей мудростью».
И вновь война. Англия иНидерланды вошли в конфликт. Однако авторитет Коменского в тот момент уже стоялна недосягаемой высоте. По призыву педагога воюющие стороны заключили мирныйдоговор. Результатом жизненных размышлений о собственных коллизиях и судьбеЕвропы становится труд «Всеобщее исправление».  В этом всеобъемлющемтруде наряду с наивными, идеалистическими мыслями  Коменский рисует обликустройства мира, знакомого жителям второй половины XX века.
Постепенно годы иневзгоды берут свое. Последние работы Коменского он уже диктует. В ноябре 1670года Яна Амоса Коменского не стало./>

1.2Философские основы педагогической системы Коменского
Говоря о Яне АмосеКоменском мы должны учитывать его разнородную деятельность. Он и публицист, ипроповедник, и политик, и педагог. Сам же для себя он избирал главнейшим деломфилософию.
Философия Коменского была,прежде всего, оправданием существования человека в бурном мире. Еще обучаясь вГернборнском университете у профессора Альштеда он формулирует три основныхпринципа своей деятельности.
Прежде всего, это жаждаохватить полностью огромный поток новых знаний и открытий, который в ту эпохудействительно переливался через край прямо на глазах. Второе — необходимостьподчинить необъятные масштабы науки определенной системе, а точнее, вывести изнее определенную систему. И наконец — стремление при всей разнородностипознаваемого «материала» прийти в его понимании к общей гармонии,которая, особенно на первых порах, должна была устранить противоречие междунаучным познанием и истиной, «явленной» в Священном писании".
Философия зачастуюсоприкасается с обучением. Многие из классических философов были одновременно ипедагогами. Высшее университетское образование в Западной Европе от рождения досегодняшних дней неразрывно связано с философским знанием. Но, ни в одномучении, кроме дидактики Я. А. Коменского, мы не наблюдаем такоговзаимопроникновения идей философии и педагогики.
Коменский живет в одновремя со многими известными личностями человеческой истории. Среди егосовременников называют Шекспира и Сервантеса, Лопе да Вега, Меркатор, Бруно,Коперник, Декарт, Гоббс, Спиноза и Гассенди, известно, что Ян Амос близко былзнаком с Рембрандтом в последний период своей жизни. Коменский стоял на порогедвух эпох. В его время формировалось лицо современной науки, ее методология иметоды.
С точки зрения Каменского,цель человека — использовать данные Богом качества для достижения гармониичеловеческого духа с окружающим миром. Такая гармония «космического»характера является одной из самых прогрессивных идей древнегреческих и римскихмыслителей.
В его трудах проявляетсяхарактерная для славянизма черта — прославление «общего дела»,которое должно объединить всех людей Земли в единую совокупность.
Обращаясь к личностиСократа, он указывает, что значение трудов античного автора состоит преждевсего в том, что он отступил от «мудрствования» и перешел кнравственной антропософической философии.
Не случаен поднятыйКоменским вопрос о сущности вещей и понятиях о вещи. Спор номиналистов иреалистов по этому поводу знаменовал собой практически все Средние века. Лишь сприходом Нового времени, философов прогрессивной формации эта проблема потеряласвою былую остроту. "… Если понятия не соответствуют вещам, которые онидолжны отражать, то они становятся нетвердыми, шаткими, сомнительными" [1,с. 68]. Коменский отходит от методов схоластики и патристики, которые считали,что можно познать мир, не прибегая к реальным вещам.
Сам, обладая несомненнымизадатками философствования, Коменский, тем менее четко отделяет языческоезнание от христианского, осмеивает многих из древних авторитетов.
Но даже более чемязычество Ян Амос Коменский не любит самовосхваление. Он считает, что излишнеесамомнение метафизиков, физиков, астрономов, политиков, математиков и богослововпорождает искажение истины в их трудах. Кроме того, на пути научного прогрессастоит ряд затруднений.
Поистине гениальные мыслиразвивает Коменский, говоря о трех причинах трудности научных занятий. Первойпричиной он считает рабский способ постановки занятий; второй причиной — порочный способ изучения вещей, когда учащихся не обучают вещам, а лишьрассказывают им о вещах; третья причина — несовершенство метода.
Точно также существуюттри причины того, что истина в книгах, в литературе страдает. Эти причинытаковы: а) разногласия между науками; б) недостаточная внутренняя связь методас самими вещами; в) частью небрежность, частью неуместная пышность выражений истиля.
Из этихнаучно-методологических посылок напрямую вытекает педагогический метод ЯнаАмоса Коменского. Он отдает предпочтение объяснению вещей и процессов, признаетбескрайний полет творческой мысли.
Центральным пунктомфилософского учения Коменского является его труд «Пансофия».  Пансофия — всеобщая мудрость, зеркало мировой машины (закономерностей совокупностипредметов). В основе ее лежат три познавательных принципа: чувство (ощущение), разум,божественное откровение.
Ведущие специалистыпрошлого периода видели в Коменском одновременно двух человек — материалиста,настоящего ученого, и трусливого идеалиста, спасающегося от преследованияинквизиции налетом религиозности. Однако, исходя из современных представлений офилософии, нужно сказать, что такая точка зрения является несколько однобокой.В Коменском уживался один-единственный человек — протестант. И именно какпротестант он восстает против догматизма католической философии, и в то жевремя он глубоко и искренне верует в Христа. Как верующий человек, он самограничивает собственное познание определенными рамками — моральными и религиозными.
Характерным дляпедагогической философии Коменского является построение его теории познания попринципу триады. Он называет такую триаду тремя ступенями мудрости.
Первая из них — теория.Вслед за Декартом он выдвигает правила познания, состоящие из несколькихэтапов: представление предмета со всех сторон, разложение проблемы на несколькосоставных частей, и естественная наклонность человека самостоятельнорассматривать и созерцать материальные предметы внешнего мира.
На второй ступени — практике так же три уровня. Вначале ученик должен получить образец вещи,уяснить себе смысл деятельности. Затем индуктивным методом человек выясняет,как из частей изучаемого может получиться целая вещь. И, наконец, мудроподражая умелым, повторяя их действия совершать самоупражнение.
Завершением триадыдеятельности, по Коменскому, выступает хресис (применение). В первую очередьоно начинается с уяснения функциональной сущности вещи, затем нахождениеправильного способа применения вещи. И, главное, «применять уже добытое знаниетолько на доброе» [1, с. 86].
Философия Коменскогопредлагает разработанную методику научного постижения мира, разумную системуперехода от теоретической к практической деятельности и наоборот. Но в целомфилософия Коменского являет нам две стороны своего учения: прежде всего онаподчинена главной задаче — педагогике, с другой стороны, задумав цельнуюсистему пансофии, он не смог довести ее до конца. Очевидная причина того, чтоЯн Амос не смог довести задуманное до конца, состояние разбросанности, вкотором он находился постоянно. Не успев решить одну проблему, он переходил кдругой. В результате Коменского там и тут сопровождают провалы.

2.Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» — первое научноеобоснование педагогической теории
 
2.1Структура и содержание «Великой дидактики»
 
Центральным трудомпедагогической теории Яна Амоса Коменского по праву считается «Великаядидактика». Задуманная им еще в молодости, она вынашивалась долгие годы,обрастала различными дополнениями и приложениями. Для своего времени онапредставляла собой поистине революционный учебник педагогической теории.
Полное название книгизвучит следующими образом:
Великая дидактика,содержащая универсальное искусство учить всех всему, или верный и тщательнопродуманный способ создавать по всем общинам, городам и селам каждогохристианского государства такие школы, в которых бы все юношество того илидругого пола, без всякого, где бы то ни было исключения, могло обучатьсянаукам, совершенствоваться в нравах, исполняться благочестия и таким образом вгоды юности научиться всему, что нужно для настоящей и будущей жизни.
Такое длинное названиехарактерно для книг того периода. Заменяя собой современную аннотацию, онопредваряло ознакомление читателя с книгой, информировало о содержании.
Книга начинаетсявведением, состоящим из нескольких частей. Первая из них говорит о пользедидактики вообще, вторая является посвящением всем читателям, и третьяобращается ко всем, стоящим во главе дел человеческих, правителям государств,пастырям церквей, ректорам школ, родителям и опекунам детей.
В данном вступлении авторопределяет дидактику как универсальное искусство всех учить всему.
При этом в характернойдля Коменского нравственной манере он ставит целью своего учения панморалистскоевоспитание человека. Укажем также на антропологическую направленность введения.Ян Амос Коменский пишет, что Господь создал два превосходнейших творения: рай ичеловека. Педагог пытается опереться в своем произведении, прежде всего нацерковное воззрение, считая именно его высшей целью своей системы.
Педагогическая системаКоменского представляет собой, прежде всего протестантское христианское учение,и направлено на образование детей в христианском духе, а в дальнейшем черезсоответственно воспитанных детей и восстановление авторитета церкви.
Но вместе с этой целью,которая может быть оспорена по тем или иным мотивам (секулятивным илирелигиозным), он определяет сверхзадачу своей дидактики:
«Руководящей основойнашей дидактики пусть будет:
Исследование и открытиеметода, при котором учащие меньше бы учили, учащиеся больше бы учились; вшколах было бы меньше одурения, напрасного труда, а больше досуга, радостей иосновательного успеха...» [7, с. 243]
Для достижения этой целиКоменский разделяет свою книгу на 33 главы. Вероятно, это число являетсянеслучайным. Дело в том, что в том или ином виде число «три» встречаетсядостаточно часто в трудах великого славянского педагога. В числе глав оноповторяется дважды. Главы разделяются на ряд пунктов, каждый из которых, дляудобства читателя, сопровождается подзаголовком.
Из названий глав можнологически вывести несколько основных идей Коменского. Прежде всего, три первыхглавы представляют собой оправдание человека в чистом виде. Начиная сутверждения о том, что человек есть совершенное существо, Коменский приходит квыводу о том, что «… жизнь является только приготовлением к вечной жизни» [5,с. 260]
Повторяя вслед заведущими идеалистами эпохи вывод о том, что все лучшие чувства заложены вчеловека от природы, Коменский, тем не менее, настаивает, что данные чувстванеобходимо развивать  (главы 4-6).
7-10 главы посвященыобщим принципам обучения — обучение должно быть коллективным, обоеполым и, повозможности, универсальным.
Затем несколько глав(12-16) посвящены изложению школьной реформы, которую предлагал Коменский. Онсчитает, что до появления «Великой дидактики» не было«нормальных» школ.
Для реальной реформысхоластической школы Коменский предлагает требования к обучению (гл. 16),основы обучения
(гл. 17-19) и методы обучения (гл. 20-24).
Оставшиеся главы восновном посвящены школьной дисциплине, устройству школ, дошкольному воспитанию(материнской школе), языковому обучению (латыни и родному языку).
Заключительную главу ЯнАмос Коменский отвел условиям, необходимым для претворения своей идеи в жизнь.Педагогическая деятельность является одним из важнейших общественных дел идолжна всемерно поддерживаться общественной организацией.
Итак, школа должна иметь«достаточный запас панметодических книг» [5, с. 471]. Для подготовкиэтих книг требуется объединение «талантливых и не боящихся труда ученыхмужей» [5, с. 472]. Этот методический труд должен щедро оплачиватьсяпокровителями школ.
Заканчивается книгапроникновенной молитвой, обращенной к Господу. «Господи Боже наш! Все, чтомы совершаем в честь имени твоего, все это от твоих рук». [5, с. 476]
 
2.2Дидактика как теория обучения
Современная дидактическаясистема складывается из элементов традиционной дидактики и включает в себяэлементы, представляющие ее развитие. Среди элементов традиционной дидактики мынаходим вклад дидактик Коменского, Гербарта, Дьюи, Бруннера и др. Дидактикасовременного педагога включает элементы систем отечественных педагогов,основателей концепции базового образования. />
  Дидактика- теория обучения. Понятие было введено учёным Вольфгангом Ратке в ХVI веке.Содержание и смысл этому понятию дал Ян Амос Коменский (1592-1670 гг.). />
Категории дидактики
В основании дидактикинаходятся категории дидактики. Категория — это основное понятие конкретнойнауки.
Основные понятиядидактики можно представить в виде нескольких блоков понятий:
1. Преподавание, учение,обучение, образование.
2. Цель, содержание,средства.
3. Виды, формы, методы.
Все категории дидактики — это категории педагогики. Дидактика же, и все её категории являются категориямипедагогики.
1.        Организация,система, технологии.
Преподавание — это целенаправленная деятельностьпедагога, имеющая определённый порядок, последовательность, направленные надостижение педагогической цели. Эта деятельность включает в себя воспитательныйаспект, информационную часть, работу с учеником по осознанию материала ипрактическую часть.
Учение — это процесс (сопроцесс) познания.Этот процесс включает в себя осознание и осмысление в процессе познания,упражнения и практический опыт. В процессе учения у ученика изменяются прежниеи возникают новые формы поведения.
Обучение — это упорядоченное взаимодействиепедагога и воспитанника.
Знания — это совокупность идей, в которыхвыражено теоретическое овладение предметом.
Умение — это способность использоватьзнания на практике и овладение способами использования знаний.
Навыки — это умения, доведённые доавтоматизма.
Содержание — это система научных знаний,практических умений и навыков, а также способов мышления и способовдеятельности по овладению знаниями, умениями и навыками.
Организация — это упорядочение процессаобучения, придание ему формы.
Форма — это внешний вид, оболочка.
Средства — это то, что располагается междупедагогом и учеником (классная комната, учебник, техника, голос преподавателя ит.д.)/>. 2.3Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества
В «Великойдидактике» немаловажное значение уделяется понятию природосообразногообучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользеконкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всегогосударства.
Основываясь на примерахдетей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн иэпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чеминым, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всемкатегориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным,мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именнооно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремитьсяк тому, чтобы:
1.        При посредственаук и искусств развивались природные дарования.
2.        Совершенствовалисьязыки.
3.        Развивалисьблагонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеминравственными устоями [5, с. 295].
Коменский неоднократнопытается определить так называемое «правильное образование»,вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысльо правильности той или иной формы образования является ценной для нас. Сдревних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись ипродолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считаетименно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственнымкритерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступатьлишь качество знаний выпускников.  2.4 Основные категории педагогикиКоменского
В «Великойдидактике» как и в других книгах, Коменский обращается, прежде всего, кразработке такой диалектической категории как универсальный метод обучения.Начиная книгу обращением к читателям, он формулирует дидактику  как«универсальное искусство всех учить всему. И притом учить с вернымуспехом...» [3, с. 245]
Коменский был новатором вобласти дидактики, выдвинувшем много глубоких, прогрессивных дидактическихидей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы,деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью,классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного ит.д.
Кончено, далеко не всеэти идеи были выдвинуты и разработаны самим Коменским. Так, например, урок какучебный метод применялся за несколько веков до «Великой дидактики»,но впервые в истории человечеств Коменский свел воедино все эти педагогическиеметоды.
Человек по своей природе,говорит Коменский, рождается целеустремленным и способным к разумению самыхразных вещей. Свойство познания божественно в человеке. "… Нетнеобходимости что-либо привносить человеку извне, но необходимо развивать,выяснять то, что он имеет заложенным в себе самом, в зародыше, указывая значениевсего существующего" [3, с. 273].
Таким образом, в отличиеот многих религиозных людей до него и после него, Коменский признает в жаждечеловека к знаниям божественную, а не сатанинскую природу. Условием жеудовлетворения этой жажды Коменский выдвигает образование человека.
Будучи сенсуалистом ирационалистом по своим философским воззрениям Коменский в основу познания иобучения поставил чувственный опыт и теоретически обосновал и подробно раскрылпринцип наглядности.
Подтверждением вниманияКоменского к принципу наглядности является один из самых знаменитых трудовпедагога — «Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение инаименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни».
Следующим главнымпринципом работы школы по Коменскому является систематичность обучения. Необходимодоводить учащихся до понимания связи между явлениями и так организовать учебныйматериал, чтобы он не казался учащимся хаосом, а был бы кратко изложен в виденемногих основных положений. В обучение, он считал, надо идти от фактов квыводам, от примеров к правилам, которые систематизируют, обобщают эти факторыи примеры; идти от конкретного к абстрактному,  от легкого к трудному, отобщего к частному; сначала давать общее представление о предмете или явлении,затем переходить к изучению его отдельных сторон.
Обучение вне всякогосомнения должно быть и посильным, а усвоение материала прочным. Постоянныеупражнение и повторение в школе Коменского были основными методами обученияязыку и многим другим предметам. Но и в самих упражнения Коменский соблюдал диалектическийпринцип. Вначале ученики осваивали инструмент, с которым предстояло работать,затем выполняли отдельные элементы, и лишь как завершение брались за целуюработу. Коменскийо работе учителя
В педагогике Коменскоговидное место уделяется роли учителя. Ведь само по себе образование не имеетникакого смысла без обучающего субъекта. Но в то время авторитет учителя былничтожно мал. Коменский же требовал, чтобы, с одной стороны, населениеотносилось с уважением к учителю, а с другой — сам учитель понял, какую важнуюфункцию он выполняет в обществе, и был полон собственного достоинства. Учитель,писал он, должен быть честным, деятельным, настойчивым, живым образцомдобродетелей, которые он должен прививать ученикам, быть человеком образованными трудолюбивым. Он должен безгранично любить свое дело, относиться к ученикампо-отечески, будить интерес учащихся к знаниям.
Одновременно учительдолжен быть и проповедником, человеком, который знакомит учеников с ОткровениемГосподним. И в этой связи учителю Коменского легче быть авторитетом для своихучеников, нежели простому наемному служащему. Но в то же время, это требованиеявляется отступлением от собственных принципов Коменского — обучение детейнезависимо от их вероисповедания.
С точки зрения,Коменского учительство является не столько профессией, сколько призванием.Человек должен прийти к мысли о том, что он будет давать образованиеподрастающему поколению в ходе жизненных переживаний. Он должен иметь солиднуютеоретическую подготовку, прежде чем приниматься за этот труд. Кроме того,учитель не должен быть обеспокоен о собственном благополучии, онообеспечивается принимающей общиной. Община же, выделяя деньги на наем учителя,вернет их сторицей в виде знаний собственных детей.
Место учителя в школечетко оговорено в нескольких книгах Коменского. В частности, в трактате«Законы хорошо организованной школы» подробно устанавливаются порядоки приемы учета знаний учащихся; декурионы (своеобразные старосты) ежедневнопроверяют знания всех учащихся; учитель на каждом уроке проверяет знания.Вызывая нескольких учеников; ректор школы один раз в месяц проверяетуспеваемость учащихся путем испытаний. В конце каждой четверти устраиваютсятакже испытания, а по окончании учебного года — переводные экзамены из класса вкласс.
Учитель, по Коменскому,постоянно совершенствуется в своих знаниях и умениях. «Хороший учитель непропускает ни одного удобного случая, чтобы научиться чему-либо полезному»[4, с. 156]. Учитель должен учить учеников всему и всесторонним образом«ради доставления человеку всецелого совершенства».
В качестве последнегонаставления учителям Коменский говорит о том, чтобы они никогда не забывалицель и задачу своего класса, всегда четко представляя что должно бытьдостигнуто в ходе обучения. А вместе с целью прямого обучения тем или инымпредметам, Коменский ставит задачу нравственного воспитания, как одного изглавнейших в человеческой жизни. 2.5 Содержание, формы и методынравственного воспитания по Я.А. Коменскому
Управление человека собойявляется, по мнению Коменского, одной из трех целей воспитания. Оно достигаетсянравственным воспитанием.
Необходимо отметить, чтоточка зрения Коменского на школьное нравственное образование отличается от нынеобщепринятой в России. Здесь для сокращения расходов на школу, личности учителяи воспитателя являются объединенными. Коменский же разводит их вводя понятияпедагогиуса (учителя) и педагога (воспитателя).
Тщательно изучив вуниверситетской молодости труды Платона, Аристотеля, Плутарха и Сенеки,Коменский вслед за ними объявляет главными добродетелями воспитанного человекамудрость, умеренность, мужество и справедливость. Он советовал развивать удетей скромность, послушание, благожелательность к другим людям, опрятность иаккуратность, вежливость, почтительность к старшим, трудолюбие.
Средствами нравственноговоспитания Коменский считал: пример родителей, учителей, товарищей;наставления, беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении (вчастности, в воспитании мужества); борьбу с распущенностью, с ленью,необдуманностью, недисциплинированностью. Большое значение в процессенравственного воспитания имеет выработка положительных привычек.
Одно из самых большихмест в нравственном воспитании детей Коменский отводит семье, роли матери иотца. Школа, воспитатели, проповедники, считает он, могут лишь развить инекоторым образом направить воспитание детей в нужное русло, но основноеумонастроение личности рождается все-таки в семье.
Стараясь поддерживать всвоих учениках живость, свойственную детскому возрасту, Коменский вместе с теми требовал от них дисциплины. Следует поддерживать дисциплину хорошимипримерами, ласковыми словами, и всегда искренним и откровеннымблагорасположением.
В книге «Законы хорошоорганизованной школы» Коменский оговаривает правила поведения учеников,старост классов (декурионов), служащих школы, учителей, воспитателей идиректоров.
«Пусть поддержаниедисциплины всегда происходит строго и убедительно, но не шутливо или яростно,чтобы возбуждать страх и уважение, а не смех или ненависть. Следовательно, прируководстве юношеском должна иметь место кротость без легкомыслия, привзысканиях — порицание без язвительности, при наказаниях — строгость безсвирепости» [2, с. 37].    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЯнАмос Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школыво всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки, получили широкоераспространение во многих странах, в том числе и в России в 17 — 18 веках, являлисьлучшими учебными книгами для первоначального обучения в течение 150 лет ипослужили образцами для разработки учебников другими прогрессивными педагогами.
Коменский был новатором вобласти дидактики, выдвинувшим много глубоких, прогрессивных дидактическихидей, принципов и правил организации учебной работы (учебный год, каникулы,деление учебного года на учебные четверти, одновременный прием учащихся осенью,классно-урочная система, учет знаний учащихся, продолжительность учебного дня тт. д.). Рекомендации его по этим вопросам до сих пор в основных чертахприменяются в школах различных стран.
В развитии педагогикиКоменский, как отметил Лейбниц, сыграл такую же роль, как Декарт и Бэкон вразвитии философии, как Коперник в развитии астрономии.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.        Историяобразования и педагогической мысли: Учеб. Для студ. высш.учеб. заведений. – М.:Изд-во ВЛАДОС — ПРЕСС, 2003. – 352 с.
2.        Коменский, Я.А.Избранные педагогические сочинения/ Я.А. Коменский. — В 2-х т. Т.1. -М.:Педагогика, 1982.
3.        Коменский, Я.А.Избранные педагогические произведения/Я.А. Коменский. — В 2-х т. Т.2. — М.:1982.
4.        Коменский, Я.А.«Великая дидактика». — Избранные педагогические сочинения/Я.А.Коменский. — М.: Уч.пед.издат., 1955.
5.        Кратохвил, М.В.Жизнь Яна Амоса Коменского/М.В. Кратохвил. — М.: Просвещение, 1991.
6.        Лордкипинадзе,Д.О. Ян Амос Коменский/Д.О.Лордкипинадзе. — М.: Педагогика, 1990.
7.        Нипков, К.Э. ЯнКоменский сегодня/К.Э. Нипков. – СПб.:
«Глаголь», 1995.
8.        Пискунов, А. И.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики/А.И. Пискунов. — М.:«Просвещение», 2001.
9.        Теория и практикашкольных воспитательных систем / Редкол: Л.И. Новикова и др. М.: Новая школа,1996. — 160 с.
10.     Джибладзе, Г.Н.Философия Коменского/ Г.Н. Джибладзе. — М., Прогресс, 1982.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Политические партии России как субъекты политического процесса и элементы политической системы
Реферат «Новосибирский государственный медицинский университет»
Реферат Функціональне призначення правового регулювання
Реферат Образ Богоматери с Младенцем в древнерусском лицевом шитье. Богоматерь «Одигитрия»
Реферат Принципы уголовно-исполнительно права
Реферат Влияние традиций народной педагогики на развитие нравственной культуры личности младшего школьника
Реферат Недвижимость
Реферат Структурно-логические конспекты по учебным дисциплинам за и против.
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «Новые религиозные движения» Цель и задачи дисциплины
Реферат "Пенсионное обеспечение: альтернативные модели и перспективы"
Реферат Пептиды и первичная структура белка
Реферат Цена сыновьего предательства. По повести Ф. Абрамова "Поездка в прошлое"
Реферат Бухгалтерский баланс, его структура, содержание и порядок составления
Реферат Физическая модель шаровой молнии
Реферат Военные действия Московского государства в период "Смутного времени" (1604-1610 гг.)