Содержание
Введение…………………………………………………………………..……3
Глава 1. Структура темперамента итревожности…………………..…...…..5
1.1. Общаяхарактеристика темперамента и характера……………..……..5
1.2. Из истории ученийо типах темперамента и характере………..…….11
1.3. Основные теориитемперамента……………………………………....18
1.4. Понятиетревожности и соотношение ее с типологией темперамента…………………………………………………………......…...22
Глава 2. Организация, методы иметодики, результаты исследования и их интерпретация…………………………………………………………………37
2.1. Организацияисследования……………………………………..……...37
2.2. Методы и методики………………………………………………..…...37
2.3. Результатыисследования и их интерпретация…………………….....38
2.3.1. Анализ значимых корреляционных связей в группемедработников с низким уровнем психомоторной активности……………………………….40
2.3.2. Анализ значимых корреляционныхсвязей в группе медработников с высоким уровнем психомоторной активности……………………………..41
Выводы………………………………………………………………………...43
Список используемой литературы…………………………………………...44
Приложение……………………………...……………………………………47
Введение
Различия между людьми в значительной степени определяют ихпоступки, поведение, то есть, в конечном счете, влияют на их судьбы. Поэтомупсихологу важно не ограничиваться установлением факта и направленияиндивидуальных различий, а попытаться понять механизм и последовательность ихразвития, выявить область реализации и базу функционирования.
Особенности уровня тревожности и типов темперамента давнопривлекают внимание исследователей. Тем не менее, полученные ими данные крайнепротиворечивы. Выдвинуто множество теорий и методов изучения. Вместе с тем,только глубокое изучение этого вопроса позволит проявить и правильноинтерпретировать специфику связи уровня тревожности и типов темперамента виндивидуальности. Большой вклад в изучение данного вопроса внесли работы И.П. Павлова,Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина (1976г.), М.В. Бодунова (1977г.), В.М. Русалов,И.М. Палей, Л.Б. Ермолаевой-Томиной и многих других. Данное обстоятельство ипредопределило актуальность нашего исследования.
Цель работы: выявление психодинамических особенностей медицинскихработников, связь данных особенностей с уровнем тревожности.
Объект исследования: индивидуально-психологические (психодинамические) свойства.
Предмет исследования: взаимосвязь психодинамических свойств темперамента и уровня тревожности медицинскихработников.
Гипотеза: существует зависимость между свойствами темперамента и уровнем тревожности: с уменьшением уровня психомоторнойи коммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается.
Задачи исследования:
1. Определитьуровень ситуативной и личностной тревожности.
2. Выявить формально-психологические(психодинамические) свойства темперамента.
3. Определить взаимосвязьмежду формально-динамическими свойствами медработников и психомоторной икоммуникативной эргичности, пластичности и уровня тревожности.
Методы исследования:
Организационный метод.
1. Психологическоетестирование.
2. Методы обработкиданных:
— математические (дляобработки результатов использовался пакет статистических программ «SPSS»).
— качественные(интерпретация).
Методики:
1. Опросник Спилбергера. Методика, предложенная Ч.Д. Спилбергером, позволяетдифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство (уровеньличностной тревожности), и как состояние (уровень ситуативной тревожности).
2. Опросник В.М. Русалова.Опросник структуры темперамента (ОСТ) В.М.Русалова используется для диагностикисвойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и«коммуникативного» аспектов темперамента.
3. Психогеометрический тест.
Глава 1. Структура темперамента итревожности
1.1. Общая характеристикатемперамента и характера
Доказано, — что на земле нет двух людей с одинаковыми узорамипальцев рук, что на дереве нет двух совершенно одинаковых листьев, Точно такжев природе не существует абсолютно одинаковых человеческих личностей — личностькаждого человеке, неповторима. Однако, человек не рождается готовой личностью.Ею он становиться постепенно. Уже с ранних детских лет у него наблюдаются своииндивидуальные особенности психики, Эти особенности очень консервативны иустойчивы, Изменяясь гораздо медленнее, чем известные нами свойства личности(взгляды и убеждения, черты характера, способности), они образуют своеобразнуюпсихологическую почву, на которой впоследствии в зависимости от ее особенностейвырастают определенные индивидуальности. Такими устойчивыми и присущимичеловеку от рождения психическими качествами являются свойства темперамента.
Основной отличительный признак темперамента в том, что егопроявления характеризуют динамику отдельных психических процессов и динамикувсей психической деятельности в целом. Индивидуальные особенности динамикипсихической деятельности обуславливают также темперамент и другими психическимисвойствами личности, прежде всего мотивами и отношениями личности.
Несмотря на то, что темперамент один из наиболее древних терминов,введенный около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии досих пор нет строго определенного понятия «темперамент», В зависимостиот общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшеговремени относили к темпераменту очень различные способности. Так, например, ктемпераменту относили общительность и замкнутость, «жизненнуюустановку» (Кречмер, 1924), любовь к. господству и наслаждение властью(Sheldon, 1942), аффективных предрасположений (Нейман, 1919) и т.д.Противоречивость признаков темперамента, у разных авторов столь велика, чтомногие авторы (Бэн, 1366, Лазурский, 1917) считали, что учение о темпераментахотжило свой век. Таким образом; понятие темперамент должно быть не исходнойпредпосылкой, а конечным результатом разработки теории темперамента. Исходнойже предпосылкой этой теории должно быть описание признаков, по которым можнобыло бы отличить темперамент от других индивидуально-психологическихособенностей. [12; стр. 124]
Свойства темперамента, определяя динамическую сторону личности,наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с другими психическимиособенностями человека. Основными компонентами темперамента являются: общаяпсихологическая активность; историка; эмоциональность. От темперамента зависит:скорость возникновения психических процессов и их устойчивость; темп и ритмдеятельности и поведения; интенсивность психических процессов. Темпераментнакладывает отпечаток и на другие особенности психики.
Свойства, темперамента, как и любые психические свойства,представляют собой некоторые потенции, проявляющиеся или не проявляющиеся взависимости от ряда условий. Зависимость проявлений темперамента от условийведет к ТОМУ, что люди совершенно различного темперамента могут, тем не менее,в разных условиях ПРОЯВЛЯТЬ очень сходные или даже тождественные качественныепсихические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют ПРЯМОпротивоположные качественные особенности.
Свойства темперамента, как и свойства нервной системы, не являютсяабсолютно неизменными. Свойства темперамента проявляются не с момента рожденияи не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определеннойпоследовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания высшейнервной деятельности, так и специфическими закономерностями созревания каждоготипа нервной системы — Причина индивидуальных особенностей поведенияобусловлена свойствами нервных процессов возбуждения и торможения и ихразличными сочетаниями.
Поворотным пунктом в истории естественнонаучного изучениятемпераментов явилось учение И.П. Павлова о типах нервной системы и о типахвысшей нервной деятельности, И.П. Павлов полагал, что три свойства нервныхпроцессов определяют тип вид. Этими свойствами являются: сила, т.е. способностьнервной системы выдерживать сильные раздражители. Она характеризуетсявыносливостью и работоспособностью нервных клеток; уравновешенность,характеризуется соотношением процессов возбуждения и торможения; подвижность,как показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения. Свойстванервной системы могут быть общими и частными (парциальными). Первые определяютпоказатели темперамента человека, а. вторые — его частные специальныеособенности, имеют косвенное отношение к характеристике личности. [7; стр. 94]
МерлинВ.С. [23] выделяет следующие индивидуальные особенности, относящиеся ксвойствам темперамента. Это такие индивидуальные особенности, которые:
1. Регулируютдинамику психической деятельности в целом;
2. Характеризуютособенности динамики отдельных психических процессов;
3. Имеютустойчивый и постоянный характер и сохраняются на протяжении длительногоотрезка времени;
4. Находятсяв строго закономерном соотношении, характеризующем тип темперамента;
Однозначнообусловлены общим типом нервной системы.
К конкретным свойствам темперамента В.С. Мерлин относитособенности эмоционально-волевой сферы: активность, сдержанность, эмоциональнуювозбудимость, быстроту возникновения и смены чувств, особенности настроения,состояния тревоги, беспокойства, а также ряд других особенностей психики.
Такимобразом, под свойствами темперамента понимаются такие устойчивые индивидуальныесвойства психики, определяющие динамику психической деятельности человека,которые остаются относительно постоянными при различном содержании, мотивах ицелях деятельности и образуют структуру характеризующую тип темперамента.
Темперамент– индивидная характеристика человека. Темперамент – это динамические характеристикипсихической деятельности. Темперамент – это совокупность соответствующихдинамических свойств поведения, своеобразно сочетающихся в каждом индивиде.
Трисферы проявления темперамента: общая активность,особенности моторной сферы и свойства эмоциональности. Общая активностьопределяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающейсредой – физической и социальной. По этому параметру человек может бытьинертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным, стремительным.Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частныевыражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общееколичество движений. Когда говорят об эмоциональности как проявлениитемперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность,импульсивность и т.п. [24].
/>
Рассмотрим основные подходы к определению понятия характер.
Н.Д. Левитов определяет понятие характера в двух значениях: вболее широком, и более узком [20]. Эти определения характера дополняют другдруга. В широком смысле слова «под характером надо понимать совокупностьсущественных и качественно своеобразных черт личности, влияющих на поведение ипоступки человека». Из этого определения вытекает, что когда речь идет охарактере человека, то имеется в виду не вся личность, а только ее существенныеили стержневые черты. Характеризовать личность всегда означает нечто в нейвыделить, дать не сумму ее качеств, а лишь выдающиеся ее черты. Эти черты,формирующиеся в общественных отношениях и отличающие данного человека от другихлюдей, структурно целостны, то есть представляют собой известное единство ипроявляются в деятельности человека. Глубина и проницательность в познаниихарактера человека проявляется, прежде всего, в открытии стержневых чертличности, причем эти черты, как бы они не казались разнообразными, а иногда ипротиворечивыми, образуют не агрегат, не комплекс, а органическое целое.
В строгом, или собственном смысле слова характер, поЛевитову, определяется как психический склад личности человека, выраженный в еенаправленности и воле. При более узком определении характера Левитов выделяетв качестве основы характера направленность и волю, причем самое существенноезначение для характера, по мнению Левитова, имеет направленность характера.Нельзя определить характер человека, не зная, какие цели, ставит перед собойэтот человек и насколько эти цели важны с общественной точки зрения.
Многими отечественными психологами направленность, выраженнаядругим термином, признается основным компонентом характера.
Согласно определению, даваемому К.Н. Корниловым, «характер –это основная индивидуально психологическая особенность человека, выражающая егоосновные, жизненные установки: мировоззрение, интересы, моральные убеждения,идеалы, получающая свою реализацию в своеобразии деятельности человека». Здесьтермин «жизненные установки» взят почти в том же значении, как и термин«направленность».
Б.М. Теплов подчеркивает, что характер проявляется «как вцелях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми онэти цели осуществляет», причем далее разъясняет: «Характер человека, преждевсего, определяется его отношением к миру, к другим людям, к своему делу и,наконец, к самому себе. Это отношение находит свое сознательное выражение вмировоззрении человека, в его убеждениях и взглядах и переживается человеком вего чувствах».Все то, что здесь названо сознательным выражением отношениячеловека к окружающему и к самому себе, входит в направленность.
Б.Г. Ананьев к характеру относит те свойства личности,«которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном дляданной личности образе действий».
Итак, ознакомившись с основными определениями характера, мыможем подытожить, что в характер включаются только те свойства, которыевыражают его направленность. Определения характера отечественных психологов вомногом сходны, поэтому, давая как бы «общее» определение характера, мы можемсказать, что характер представляет собой своеобразный, в зависимости отжизненных влияний, целостный склад или систему свойств, формирующихся впроцессе отражения жизни и деятельности
1.2. Изистории учений о типах темперамента и характере
На протяжении длительной истории своего изучения темпераментвсегда связывался с органическими основаниями, или физиологическимиособенностями организма. В истории учения о личности можно выделить триосновные системы взглядов на этот вопрос. Древнейшими из них являютсягуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидкихсред организма. Наиболее ярко эту группу теорий темперамента представлялдревнегреческий врач Гиппократ (5 в. до н. э.). Он считал, что уровеньжизнедеятельности организма определяется соотношением между четырьмяжидкостями, циркулирующими в человеческом организме, — кровью, желчью, чернойжелчью и слизью (лимфой, флегмой). Соотношение этих жидкостей, индивидуальносвоеобразное у каждого организма, обозначалось по-гречески термином «красис»(смесь, сочетание), который в переводе на латинский язык звучит как «temperamentum». На основе учения Гиппократа другойврач античности Гален (2 в. до н. э) разработал первую типологию темпераментов.Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкойизвестностью: сангвинический (от латинского sanguis- кровь), холерический (от греческого chole — желчь), меланхолический (отгреческого – melaina – черная желчь) и флегматический (отгреческого phlegma — слизь).
Много позднее, в конце ХVIII в., психологическая характеристикаэтих типов темперамента была обобщена и систематизирована впервые немецкимфилософом И.Кантом, который писал, что они составлены «по аналогии игры чувстви желания с телесными движущими причинами» [11, С.148], допустившим, однако, всвоих толкованиях смешение черт темперамента и характера. Органической основойтемперамента Кант считал качественные особенности крови, т.е. разделял позициюсторонников гуморальных теорий.
Кантовские описания темпераментов были повторены потом вомногих и многих источниках. Он разделял темпераменты человека на два типа: темпераментычувства и темпераменты деятельности. В целом же «можно установить только четырепростых темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический, флегматический».[11, С.149] Из этих четырех типов темперамента к темпераментам чувства относятсясангвинический и его противоположность — меланхолический. Первыйхарактеризуется тем, что при нем ощущения возникают в нервной системе и всознании человека довольно быстро и внешне проявляются сильно, но внутреннебывают недостаточно глубокими и продолжительными. При меланхолическомтемпераменте внешние проявления ощущений (под ощущениями Кант подразумевал то,что в современной психологии называется чувствами) бывают менее яркими, но затовнутренне достаточно глубокими и длительными.
Основу для разработки действительно научной теориитемперамента создал учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервнойсистемы животных и человека. Павлов выделил три основных свойства нервнойсистемы: силу, уравновешенность и подвижность возбудительного и тормозногопроцессов. Из ряда возможных сочетаний этих свойств Павлов выделил четыре, поего данным, основные, типичные комбинации в виде четырех типов высшей нервнойдеятельности. Их проявления в поведении Павлов поставил в прямую связь сантичной классификацией темперамента. Сильный, уравновешенный, подвижный тип НСрассматривался им как соответствующий темперамент сангвиника; сильный,уравновешенный, инертный – темперамент флегматика; сильный, неуравновешенный –темперамент холерика; слабый – темперамент меланхолика.
Согласно учению И.П. Павлова, индивидуальные особенностиповедения, динамика протекания психической деятельности зависят отиндивидуальных различий в деятельности нервной системы.
Физиологическую основу темперамента составляет нейродинамикамозга, т.е. нейродинамическое соотношение коры и подкорки. Нейродинамика мозганаходится во внутреннем взаимодействии с системой гуморальных, эндокринныхфакторов. Ряд исследователей (Пенде, Белов, отчасти Э. Кречмер и др.) склонныбыли поставить темперамент в зависимость, прежде всего от этих последних. Неподлежит сомнению, что система желез внутренней секреции включается в числоусловий, влияющих на темперамент.
Было бы неправильно, однако, изолировать эндокринную системуот нервной и превращать ее в самостоятельную основу темперамента, посколькусамая гуморальная деятельность желез внутренней секреции подчиняетсяцентральной иннервации. Между эндокринной системой и нервной существуетвнутреннее взаимодействие, в котором ведущая роль принадлежит нервной системе.
Для темперамента существенное значение при этом, несомненно,имеет возбудимость подкорковых центров, с которыми связаны особенностимоторики, статики и вегетатики. Тонус подкорковых центров, их динамикаоказывают влияние и на тонус коры, и ее готовность к действию. В силу той роли,которую они играют в нейродинамике мозга, подкорковые центры, несомненно,влияют на темперамент. Но совершенно неправильно было бы, эмансипируя подкоркуот коры, превратить первую в самодовлеющий фактор, в решающую основу темперамента,как это стремятся сделать в современной зарубежной неврологии течения, которыепризнают решающее значение для темперамента серого вещества желудочка илокализуют «ядро» личности в подкорке, в стволовом аппарате, в субкортикальныхганглиях. Подкорка и кора неразрывно связаны друг с другом. Нельзя поэтомуотрывать первую от второй. Решающее значение имеет, в конечном счете, нединамика подкорки сама по себе, а динамическое соотношение подкорки и коры, какэто подчеркивал И.П. Павлов в своем учении об уровнях тревожности. Намеченныеим типы нервных систем И.П. Павлов связывает с темпераментом.
Сангвинический темперамент деятельности характеризует человека весьма веселогонрава. Он представляется оптимистом, полным надежд, юмористом, шутником,балагуром. Он быстро воспламеняется, но столь же быстро остывает, теряетинтерес к тому, что совсем еще недавно его очень волновало и притягивало ксебе. Сангвиник много обещает, но не всегда сдерживает свои обещания. Он легкои с удовольствием вступает в контакты с незнакомыми людьми, является хорошимсобеседником, все люди ему друзья. Его отличает доброта, готовность прийти, напомощь. Пример: Одиниз главных героев романа Л.Н.Толстого «Война и мир»- Андрей Болконский.
Меланхолический темперамент деятельности, по Канту, свойствен человекупротивоположного, в основном мрачного настроя. Такой человек обычно живетсложной и напряженной внутренней жизнью, придает большое значение всему, чтоего касается, обладает повышенной тревожностью и ранимой душой. Такой человек нередкобывает сдержанным и особенно контролирует себя при выдаче обещаний. Он никогдане обещает того, что не в состоянии сделать, весьма страдает от того, что неможет выполнить данное обещание, даже в том случае, если его выполнениенепосредственно от него самого мало зависит. В качестве примера можно привестиПьера Безухова в начале романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Холерический темперамент деятельности характеризует вспыльчивого человека. Отаком человеке говорят, что он слишком горяч, несдержан. Вместе с тем такойиндивид быстро остывает и успокаивается, если ему уступают, идут навстречу. Егодвижения порывисты, но непродолжительны. Обратившись к тому же произведению, мынаходим яркий пример такого темперамента в лице Николая Ростова, брата НатальиРостовой.
Флегматический темперамент деятельности относится к хладнокровному человеку. Онвыражает собой скорее склонность к бездеятельности, чем к напряженной, активнойработе. Такой человек медленно приходит в состояние возбуждения, но затонадолго. Это заменяет ему медлительность вхождения в работу.
Заметим, что в данной классификации темпераментов по Кантунеоднократно упоминаются свойства, относящиеся не только к динамическимособенностям психики и поведения человека, но и к характеру совершаемых имтипичных поступков. Это не случайно, так как Кант смешивал черты темперамента ихарактера.
Близко к гуморальным теориям темперамента стоитсформулированная П.Ф.Лесгафтом идея о том, что в основе проявленийтемперамента, в конечном счете, лежат свойства системы кровообращения, вчастности толщина и упругость стенок кровеносных сосудов, диаметр их просвета,строение и форма сердца и т.д. При этом малому просвету и толстым стенкамсосудов соответствует холерический темперамент, малому просвету и тонкимстенкам – сангвинический, большому просвету и толстым стенкам – меланхолическийи, наконец, большому просвету и тонким стенкам – флегматический. Калибромсосудов и толщиной их стенок определяются согласно теории Лесгафта, быстрота исила кровотока, затем (как производная) скорость обмена веществ при питании и,наконец, сама индивидуальная характеристика темперамента как меры возбудимостиорганизма и продолжительности его реакций при действии внешних и внутреннихстимулов
Большое влияние на формирование современных теорий личности иее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутаяЭ.Кречмером [11].
Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмервыделяет, на основе разработанных им критериев основные конституционные типытелосложения и делает попытку определить темперамент именно через типыморфологических конституций: астенический, пикнический, атлетический.
К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американскогопсихолога У. Шелдона [25], который выделяет три основных типасоматической конституции («соматотипа»): эндоморфный, мезоморфный иэктоморфный. Для эндоморфного типа, по его мнению, характерны мягкость иокруглость внешнего облика, слабое развитие костной и мускульной систем; емусоответствует висцеротонический темперамент с любовью к комфорту, счувственными устремлениями, расслабленностью и медленными реакциями. Главное,что выделяет автор это развитие жировой ткани. Такие люди жизнерадостны,общительны, имеют склонность хорошо поесть.
Мезоморфный тип характеризуется жестокостью и резкостью поведения,преобладанием костно-мускульной системы, атлетичностью и силой; с ним связан соматотоническийтемперамент, (у таких людей развитие мышечной ткани) — энергичны, с любовьюк приключениям, склонностью к риску, жаждой мускульных действий, активностью,смелостью, агрессивностью.
Эктоморфному типу конституции свойственны изящество и хрупкость телесногооблика, отсутствие выраженной мускулатуры; этому сомато-типу соответствует церебротоническийтемперамент, (усиленное развитие НС и особенно головного мозга)характеризующийся малой общительностью, склонностью к обособлению и одиночеству(погруженность во внутренний мир), повышенной реактивностью, оченьчувствительны, тревожны.
И строение тела, и свойства темперамента с этой точки зрениязависят от одной общей причины – от наследственных особенностей в соотношениидеятельности различных желез внутренней секреции. Поэтому якобы и существуетопределенное соответствие между строением тела и свойствами темперамента.Шелдон, так же как и Кречмер, проводит мысль о фатальной соматическойобусловленности самых разнообразных психических черт личности, в том числетаких которые целиком определяются условиями воспитания и социальной средой.
Основным недостатком гуморальных и морфологических теорийявляется то, что они принимают в качестве первопричины поведенческих проявленийтемперамента такие системы организма, которые не обладают и не могут обладатьнеобходимыми для этого свойствами.
Каждый человек отличается от любого другого своиминдивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят очертах, характерных для данного человека. Вообще, слово «характер» по-греческиозначает «чеканка, отпечаток», оно происходит от глагола «харассо» — острить,царапать, чертить. Первая по времени попытка изучения характера принадлежитПлатону, который создал типологию характеров, основанную на этическихпринципах. После Платона в древнегреческой литературе проблемой характеровзанимался ученик Аристотеля Теофраст. Сохранился трактат Теофраста охарактерах, в котором описано 30 характеров. Описание каждого характера данопод знаком одной господствующей, рельефно выраженной черты: «притворство»,«лесть» и «скучный рассказчик» и т.п. В таком же смысле термин «характер»употреблял Лабрюйер (18 век). Таким образом, уже с самого начала слово«характер» обозначает нечто, отражающее социально-нравственное лицо человека, ив этом значении приобрело смысл, прямо противоположный темпераменту,обусловленному свойствами организма.
В 19 веке, начиная с А. Бена, характер стали понимать в чистопсихологическом плане как индивидуальные особенности либо интеллекта, чувства иволи (А. Бен), либо чувства и воли (Рибо), либо только воли (П.Ф. Лесгафт). В20 веке под характером стали понимать не особенности отдельных областейпсихики, а свойства целостной личности. Эти свойства понимали или как различныеее направленности – диспозиции (Штерн), или как основные побуждения (Л.Клагес), или как склонности и отношения (Л.Ф. Лазурский)
1.3. Основные теории темперамента
Советский психофизиолог В.М. Русалов [33], опираясь на новуюконцепцию свойств нервной системы, предложил на ее основе более современнуютрактовку свойств темперамента. Исходя из теории функциональной системы П.К.Анохина, включающей четыре блока хранения, циркулирования и переработкиинформации (блок афферентного синтеза, программирования (принятия решений),исполнения и обратной связи), Русалов выделил четыре связанные с нимисвойствами темперамента, отвечающие за широту или узость афферентного синтеза(степень напряженности взаимодействия организма со средой), легкостьпереключения с одной программы поведения на другую, скорость исполнения текущейпрограммы поведения и чувствительность к несовпадению реального результатадействия с его акцептором.
В соответствии с этим традиционная психофизиологическаяоценка темперамента изменяется и вместо двух параметров – активности ичувствительности – включает уже четыре компонента: эргичность (выносливость),пластичность, скорость и эмоциональность (чувствительность). Все эти компонентытемперамента, по мнению В.М. Русалова, биологически и генетически обусловлены.Темперамент зависит от свойств нервной системы, а они в свою очередь понимаютсякак основные характеристики функциональных систем, обеспечивающихинтегративную, аналитическую и синтетическую деятельность мозга, всей нервнойсистемы в целом.
Психологическая характеристика типов темпераментовопределяется следующими основными его свойствами:
Сензитивность – об этом свойстве мы судим по тому, какова наименьшаясила внешних воздействий, необходимая для возникновения какой-либопсихологической реакции человека, и какова скорость возникновения этой реакции.
Реактивность – об этом свойстве судят по тому, какова степеньнепроизвольности реакций на внешние или внутренние воздействия одинаковой силы.
Активность – об этом свойстве судят по тому, с какой степеньюактивности человек воздействует на внешний мир и преодолевает препятствия приосуществлении целей. Сюда относятся целенаправленность и настойчивость вдостижении цели, сосредоточенность внимания в длительной работе.
Соотношение активности и реактивности– об этом свойстве судят по скорости протеканияразличных психологических реакций и процессов: скорости движений, темпу речи,находчивости, скорости запоминания, быстроте ума.
Пластичность и ригидность – об этом свойстве судят по тому,насколько легко и гибко приспосабливается человек к внешним воздействиям или,наоборот, насколько инертны и косны его поведение, привычки, суждения.
Экстраверсия и интроверсия – об этом свойстве судят по тому, отчего преимущественно зависит реакции и деятельность человека – от внешнихвпечатлений, возникающих в данный момент (экстравертированность) или отобразов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертированность).
Эмоциональная возбудимость – об этом свойстве судят по тому,насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной реакциии с какой скоростью она возникает.
Рассмотрим представления о свойствах темперамента польскогопсихолога Я. Стреляу [36]. Он считал, что критериями для выделения свойствтемперамента должны быть, во-первых, формальный характер этих свойств(несвязанность темперамента с содержанием деятельности) и, во-вторых, ихустойчивость, сохранность на протяжении длительных периодов времени. Кромеэтого, в качестве самостоятельных критериев Стреляу выделяет связь свойствтемперамента с энергетикой организма и с временными параметрами деятельности.
Соответственно этим критериям Стреляу называет двехарактеристики темперамента, связанные с энергетическом уровнем обеспеченияжизнедеятельности, — активность и реактивность и пять характеристик, связанныхс протеканием реакций во времени. К последним относятся скорость реакции(время, проходящее с момента появления стимула до начала ответной реакции, искорость выполнения сложных последовательностей действий), подвижность(способность переключаться с одной деятельности на другую), последействиереакции (время продолжение реакции после того, как действие стимула прекратилось),темп реакций (количество реакций в единицу времени) и ритмичность(регулярность) реакций.
На первый взгляд, этот список характеристик кажетсясовершенно непохожим на те, которые были представлены ранее. Однако этиразличия не надо преувеличивать. Так, выделяемая Стреляу реактивность можетпроявляться в разных сферах, в частности, в силе и интенсивности эмоциональныхреакций. Активность, связанная с поддержанием определенного уровня возбуждения,может проявляться в сфере общения, как социабельность. Стреляу в большейстепени подчеркивает роль темперамента как механизма, определяющего разныеповеденческие особенности, и поэтому при выделении характеристик темпераментаон большее внимание уделяет особенностям функционирования этого механизма именьшее — тем сферам, в которых это функционирование проявляется. Что жекасается его конкретных исследований, то в них Стреляу интересует проявлениесвойств темперамента и в эмоциональности.
Английский исследователь Г. Айзенк [33] создал структуруповеденческих свойств исходя из биологических детерминант поведенческихособенностей человека. Он использовал совершенно другие методические приемы длявыделения особенностей поведения, считавшихся им важными в контексте егопредставлений о структуре личности, — сравнивал крайние группы испытуемых,анализировал патологические отклонения. Тем не менее, при факторизацииопросников, составленных им для диагностики существенных личностных свойств,полученные факторы (экстраверсия, невротизм и психотизм) в значительной степенисовпали по содержанию с факторами Большой пятерки. Экстраверсия идентичнапервому фактору. Психотизм описывает индивидуальные различия по тем свойствам,которые входят во второй и третий факторы. Невротизм, по Айзенку, определяетсятеми же особенностями, что и четвертый фактор Большой пятерки.
1.4. Понятие тревожности исоотношение ее с типологией темперамента
Понимание тревожности было внесено в психологиюпсихоаналитиками и психиатрами. Многие представители психоанализа рассматривалитревожность как врожденное свойство личности, как изначально присущее человекусостояние.
Основатель психоанализа З. Фрейд утверждал, что человек имеетнесколько врожденных влечений – инстинктов, которые являются движущей силойповедения человека, определяют его настроение. З. Фрейд считал, чтостолкновение биологических влечений с социальными запретами порождает неврозы итревожность. Изначальные инстинкты по мере взросления человека получают новыеформы проявления.Однако в новых формах они наталкиваются на запреты цивилизации,и человек вынужден маскировать и подавлять свои влечения. Драма психическойжизни индивида начинается с рождения и продолжается всю жизнь. Естественныйвыход из этого положения Фрейд видит в сублимировании “либидиозной энергии”,то есть в направлении энергии на другие жизненные цели: производственные итворческие. Удачная сублимация освобождает человека от тревожности.
В индивидуальной психологии А. Адлер предлагает новый взглядна происхождение неврозов. По мнению Адлера, в основе невроза лежат такие механизмы,как страх, боязнь жизни, боязнь трудностей, а также стремление к определеннойпозиции в группе людей, которую индивид в силу каких-либо индивидуальныхособенностей или социальных условий не мог добиться, то есть отчетливо видно,что в основе невроза лежат ситуации, в которых человек в силу тех или иныхобстоятельств, в той или иной мере испытывает чувство тревоги.
Проблема тревожности стала предметом специальногоисследования у неофрейдистов и, прежде всего у К. Хорни.
В теории Хорни главные источники тревоги и беспокойстваличности коренятся не в конфликте между биологическими влечениями и социальнымизапретами, а являются результатом неправильных человеческих отношений.
В книге “Невротическая личность нашего времени” Хорнинасчитывает 11 невротических потребностей (К. Хорни, 1997):
1. Невротическаяпотребность в привязанности и одобрении, желание нравиться другим, бытьприятным.
2. Невротическаяпотребность в “партнере”, который исполняет все желания, ожидания, боязньостаться в одиночестве.
3. Невротическаяпотребность ограничить свою жизнь узкими рамками, оставаться незамеченным.
4. Невротическаяпотребность власти над другими посредством ума, предвидения.
5. Невротическаяпотребность эксплуатировать других, получать лучшее от них.
6. Потребность всоциальном признании или престиже.
7. Потребностьличного обожания. Раздутый образ себя.
8. Невротическиепритязания на личные достижения, потребность превзойти других.
9. Невротическаяпотребность в самоудовлетворении и независимости, необходимости ни в ком ненуждаться.
10. Невротическаяпотребность в любви.
11. Невротическаяпотребность в превосходстве, совершенстве, недосягаемости.
К. Хорни считает, что при помощи удовлетворения этихпотребностей человек стремится избавиться от тревоги, но невротическиепотребности ненасыщаемы, удовлетворить их нельзя, а, следовательно, от тревогинет путей избавления.
В большой степени К. Хорни близок С. Салливен. Он известенкак создатель “межличностной теории”. Личность не может быть изолирована отдругих людей, межличностных ситуаций. Ребенок с первого дня рождения вступаетво взаимоотношение с людьми и в первую очередь с матерью. Все дальнейшееразвитие и поведение индивида обусловлено межличностными отношениями. Салливенсчитает, что у человека есть исходное беспокойство, тревога, которая являетсяпродуктом межличностных (интерперсональных) отношений.
Салливен рассматривает организм как энергетическую системунапряжений, которая может колебаться между определенными пределами – состояниемпокоя, расслабленности (эйфория) и наивысшей степенью напряжения. Источникаминапряжения являются потребности организма и тревога. Тревога вызываетсядействительными или мнимыми угрозами безопасности человека.
Салливен так же, как и Хорни, рассматривает тревожность не толькокак одно из основных свойств личности, но и как фактор, определяющий ееразвитие. Возникнув в раннем возрасте, в результате соприкосновения снеблагоприятной социальной средой, тревога постоянно и неизменно присутствуетна протяжении всей жизни человека. Избавление от чувства беспокойства дляиндивида становится “центральной потребностью” и определяющей силой егоповедения. Человек вырабатывает различные “динамизмы”, которые являютсяспособом избавления от страха и тревоги.
Иначе подходит к пониманию тревожности Э. Фромм (Фромм,1990). В отличие от Хорни и Салливена Фромм подходит к проблеме психическогодискомфорта с позиции исторического развития общества.
Э. Фромм считает, что в эпоху средневекового общества с егоспособом производства и классовой структурой человек не был свободен, но он небыл изолирован и одинок, не чувствовал себя в такой опасности и не испытывалтаких тревог, как при капитализме, потому что он не был “отчужден” от вещей, отприроды, от людей. Человек был соединен с миром первичными узами, которые Фроммназывает “естественными социальными связями”, существующими в первобытномобществе. С ростом капитализма разрываются первичные узы, появляется свободныйиндивид, оторванный от природы, от людей, в результате чего он испытывает глубокоечувство неуверенности, бессилия, сомнения, одиночества и тревоги. Чтобыизбавиться от тревоги, порожденной “негативной свободой”, человек стремитсяизбавиться от самой этой свободы. Единственный выход он видит в бегстве отсвободы, то есть бегство от самого себя, в стремлении забыться и этим подавитьв себе состояние тревоги.
Фромм, Хорни и Салливен пытаются показать различные механизмыизбавления от тревоги.
Фромм считает, что все эти механизмы, в том числе “бегство всебя”, лишь прикрывает чувство тревоги, но полностью не избавляет индивида отнее. Наоборот, чувство изолированности усиливается, ибо утрата своего “Я”составляет самое болезненное состояние. Психические механизмы бегства отсвободы являются иррациональными, по мнению Фромма, они не являются реакцией наокружающие условия, поэтому не в состоянии устранить причины страдания итревоги.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что тревожностьоснована на реакции страха, а страх является врожденной реакцией наопределенные ситуации, связанные с сохранением целостности организма.
Авторы не делают различия между беспокойством и тревожностью.И то и другое появляется как ожидание неприятности, которая однажды вызвать уребенка страх. Тревога или беспокойство – это ожидание того, что может вызвать страх.При помощи тревоги ребенок может избежать страха.
Анализируя и систематизируя рассмотренные теории можновыделить несколько источников тревоги, которые в своих работах выделяютавторы:
1. Тревога из-запотенциального физического вреда. Этот вид беспокойства возникает в результатеассоциирования некоторых стимулов, угрожающих болью, опасностью, физическимнеблагополучием.
2. Тревога из-запотери любви (любви матери, расположения сверстников).
3. Тревога можетбыть вызвана чувством вины, которая обычно проявляется не ранее 4-х лет. Уболее старших детей чувство вины характеризуется чувствами самоунижения, досадына себя, переживание себя как недостойного.
4. Тревога из-занеспособности овладеть средой. Она происходит, если человек чувствует, что неможет справиться с проблемами, которые выдвигает среда. Тревога связана счувством неполноценности, но не идентична ему.
5. Тревога можетвозникнуть и в состоянии фрустрации. Фрустрация определяется как переживание,возникающее при наличии препятствия к достижению желаемой цели или сильнойпотребности. Нет полной независимости между ситуациями, которые вызываютфрустрации и теми, которые приводят в состояние тревоги (потеря любви родителейи так далее) и авторы не дают четкого различия между этими понятиями.
6. Тревогасвойственна каждому человеку в той или иной степени. Незначительная тревогадействует мобилизующе к достижению цели. Сильное же чувство тревоги может быть“эмоционально калечащим” и привести к отчаянию. Тревога для человекапредставляет проблемы, с которыми необходимо справиться. С этой цельюиспользуются различные защитные механизмы (способы).
7. В возникновениитревоги большое значение придается семейному воспитанию, роли матери,взаимоотношениям ребенка с матерью. Период детства является предопределяющимпоследующее развитие личности.
Рассмотримопределения понятия тревожности данные отечественными авторами.
РубинштейнС.Л. (1940) определяет тревожность как склонность человека переживать тревогу,т.е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасностии проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий [20, С.109].
Помнению Вилюнаса В. К. (1976), тревожность –это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогомвозникновения реакции тревоги: один из основных параметров индивидуальныхразличий [6, С. 68].
Прихожан А.М. (2000)рассматривает тревогу как эмоциональное состояние, а тревожность — какустойчивое личностное образование, применяя последний термин и для обозначениявсего явления в целом. Некоторый уровень тревожности в норме свойственен всемлюдям, и является необходимым для оптимального приспособления человека кдействительности. Наличие тревожности как устойчивого образования —свидетельство нарушений в личностном развитии. Она мешает нормальнойдеятельности, полноценному общению.
Тревожностьрассматривается как эмоционально-личностное образование, которое, как всякоесложное психологическое образование, имеет когнитивный, эмоциональный иоперациональный аспекты [18, С.5].
Краткий психологический словарь дает следующее определениепонятия тревоги. Тревога – состояние опасности, беспокойства, испытываемоечеловеком в условиях ожидания неприятностей. Причины тревоги разнообразны:эмоциональная неустойчивость, резкое изменение условий жизни, предстоящеевыполнение сложной задачи и т. д. Может возникнуть на почве предчувствиябудущей угрозы. Обычно тревога ведет к возникновению защитных реакций [9, С.292].
В педагогической науке тревожность рассматривается какпереживание эмоционального благополучия, связанное с предчувствием опасностиили неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство,чувство беспомощности и неопределенности. На физиологическом уровне реакциитревожности проявляются в учащении дыхания и сердцебиении, повышенииартериального давления, возникновении общей возбудимости, снижении порогачувствительности, когда ранее нейтральные стимулы приобретают отрицательнуюэмоциональную окраску [19, С. 445].
Рассмотрим основные концепции,которые оказали наибольшее влияние на современные психологические исследованиятревожности (табл. 1).
Таблица 1
Развитие взглядов на тревожность истрах в истории психологии
Направление
Представители
Классические теории эмоций Ч. Дарвин, У. Джемс, У. Мак-Даугголла,
Страх рассматривался как базовая эмоция, связанная с реакцией на внешнюю угрозу. Именно врожденный характер страха обусловливает общность внешних и внутренних симптомов его проявления не только у людей, принадлежащих к разным культурам, но и у высших животных.
Для данной теории характерны представления о врожденных предпосылках страха, о его различных формах в зависимости от интенсивности, о его функциях — сигнальной и оборонительной, о вызываемых страхом висцеральных изменениях. Кроме того, по мнению К. Изарда [1980], Ч. Дарвин, говоря о соотношении сил эмоции и ее внешних проявлений, заложил основу гипотезы о роли обратной связи в эмоциях. Теории научения Дж. Уотсон, Дж. Вольпе, К.Л. Халл, Дж. Доллард. Согласно взглядам классиков теории научения тревожность и страх — очень близкие явления. И тревожность, и страх — эмоциональные реакции, возникающие, на основе условного рефлекса. Они, в свою очередь, создают почву для широкого репертуара инструментальных, оперантных реакций избегания, на основе которых и происходит социализация индивида, и возникают (в случае закрепления неадаптивных форм) невротические и психические нарушения.
Вопрос о разных видахтревожности, прежде всего о том, как соотносятся между собой общая, разлитаятревожность и ее отдельные частные виды («специфические тревоги»), широкодискутируется в литературе. Проблема в большинстве случаев формулируетсяследующим образом: насколько частные виды тревожности — школьная,арифметическая, межличностная, тестовая, компьютерная и т. п. — представляютсобой отдельные, замкнутые именно на этой сфере переживания, и насколько онимогут являться лишь формой выражения общей тревожности, зафиксировавшейся наданной сфере как на наиболее значимой к тот или иной период. Существуют разныеточки зрения на этот вопрос, обоснованные не столько экспериментальнымиданными, сколько теоретическими взглядами автора. Как правило, исследованияобщей, разлитой тревожности и ее частных видов проводятся раздельно: некоторые,исследователи изучают тревожность, которая рассматривается ими как проявлениеобщего свойства личности или темперамента, другие изучают ее частные виды [18,С. 147].
Из обширной литературы по тревожности ясно, что, по крайнеймере, при измерении тревожность не следует считать однозначной по структуре.Мак-Рейнолдо дал обзор 88 процедур измерения тревожности и заключил, чтобольшинство из них отражают одну или более трех попарно различаемых групппеременных тревожности: состояние тревожности как черты; склонность ктревожности; общая и специфическая тревожность.
Ситуативно-устойчивые проявлениятревожности принято называть личностными, и связывать с наличием у человекасоответствующей личностной черты (так называемая «личностная тревожность»). Этоустойчивая индивидуальная характеристика, отражающая предрасположенностьсубъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточноширокий «веер» ситуаций как угрожающий, отвечая на каждую из них определеннойреакцией. Как предрасположенность, личностная тревожность активизируется привосприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком как опасные,связанные со специфическими ситуациями угрозы его престижу, самооценке,самоуважению [23, С. 234].
Ситуативно-изменчивые проявлениятревожности именуют ситуативными, а особенность личности проявляющей такогорода тревожность, обозначают как «ситуационная тревожность». Это состояниехарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,озабоченностью, нервозностью. Такое состояние возникает, как эмоциональнаяреакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности идинамичным во времени.
Прихожан А.М. (2000) выделяет две основныекатегории тревожности:
1) открытая — сознательно переживаемая ипроявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
2) скрытая — в разной степени не осознаваемая,проявляющаяся либо чрезмерным спокойствием, нечувствительностью к реальномунеблагополучию и даже отрицанием его, либо косвенным путем через специфическиеспособы поведения [26].
Форма тревожности, помнению А.М. Прихожан (2000) — это особое сочетание характера переживания,осознания, вербального и невербального выражения в характеристиках поведения,общения и деятельности. Форма тревожности проявляется в стихийно складывающихсяспособах ее преодоления и компенсации, а также в отношении подростка к этомупереживанию.
Три формы открытойтревожности.
1. Острая, нерегулируемая или слаборегулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне черезсимптомы тревоги, самостоятельно справиться с ней индивид не может.
2. Регулируемая и компенсируемаятревожность, при которой человек самостоятельно вырабатывает достаточноэффективные способы, позволяющие справляться с имеющейся у них тревожностью.
3. Культивируемая тревожность — в этом случае вотличие от изложенных выше форм тревожность осознаётся, и переживается какценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого.
Скрытая тревожность встречается существеннореже, чем открытая (примерно 23%).
1. «неадекватноеспокойствие». В этих случаях индивид, скрывая тревогу как от окружающих, так иот самого себя, вырабатывает сильные и негибкие способы защиты от нее,препятствующие осознанию как определенных угроз в окружающем мире, так исобственных переживаний.
2. «Уходот ситуации» [17,С. 153 -156].
Поведение повышенно тревожных людей вдеятельности направленной на достижение успехов, имеет следующие особенности:
1. Высокотревожные индивиды эмоционально острее, чем низкотревожные,реагируют на сообщения о неудаче.
2. Высокотревожные люди хуже, чем низкотревожные, работают в стрессовыхситуациях или в условиях дефицита времени, отведенного на решение задачи.
3. Боязнь неудачи — характерная черта высокотревожных людей. Эта боязнь уних доминирует над стремлением к достижению успеха.
4. Мотивация достижения успехов преобладает у низкотревожных людей. Обычноона перевешивает опасение возможной неудачи.
5. Для высокотревожных людей большей стимулирующей силой обладает сообщениеоб успехе, чем о неудаче.
6. Низкотревожных людей больше стимулирует сообщение о неудаче.
7. Личностная тревожность предрасполагает индивида к восприятию и оценкемногих, объективно безопасных ситуаций как таких, которые несут в себе угрозу.
Деятельность человека в конкретнойситуации зависит не только от самой ситуации, от наличия или отсутствия уиндивида личностной тревожности, но и от ситуационной тревожности, возникающейу данного человека в данной ситуации под влиянием складывающихся обстоятельств.
Воздействие сложившейся ситуации,собственные потребности, мысли и чувства человека, особенности его тревожностикак личностной тревожности определяют когнитивную оценку им возникшей ситуации.Эта оценка, в свою очередь, вызывает определенные эмоции (активизация работыавтономной нервной системы и усиление состояния ситуационной тревожности вместес ожиданиями возможной неудачи). Информация обо всем этом через нервныемеханизмы обратной связи передается в кору головного мозга человека,воздействуя на его мысли, потребности и чувства.
Та же когнитивная оценка ситуацииодновременно и автоматически вызывает реакцию организма на угрожающие стимулы,что приводит к появлению контрмер и соответствующих ответных реакций,направленных на понижение возникшей ситуационной тревожности. Итог всего этогонепосредственно сказывается на выполняемой деятельности. Эта деятельностьнаходится в непосредственной зависимости от состояния тревожности, которое неудалось преодолеть с помощью предпринятых ответных реакций и контрмер, а такжеадекватной когнитивной оценки ситуации. [1, стр. 415]
Таким образом, деятельность человека впорождающей тревожность ситуации непосредственно зависит от силы ситуационнойтревожности, действенности контрмер, предпринятых для ее снижения, точностикогнитивной оценки ситуации.
Свойства темперамента, основанные наопределенном типе нервной системы, наиболее устойчивы и постоянны по сравнениюс другими психическими особенностями человека.
По данным американских авторов можно найтисопоставление некоторых индивидуальных психических особенностей со скоростью образованияположительных и условных тормозных рефлексов. Сюда относятся исследованиятревожности, или беспокойства. Тревожность диагностировалось при помощи оченьразнообразных наборов испытаний чаше всего при помощи, так называемойТейлоровской шкалы «открытой тревожности», которая построена по типуопросника. Состав психологических компонентов тревожности нельзя считать вполнеопределенным и установленным. Наиболее устойчивые и постоянные компоненты этогокомплекса: состояние эмоционального напряжения (stress), переживание личнойугрозы, повышенная чувствительность к неудачам и ошибкам, отнесение неудач иошибок, за счет свойств своей личности, озабоченность, само мнительность,недовольство собой (Sarasch, I960). Весь этот симптокомплекс обладает одним изосновных отличительных признаков темперамента: от него зависит динамикадеятельности. Но проявляется он лишь в ситуации опасности и зависит от мотивови отношений личности. [11; стр. 293].
Тревожность наблюдается также принеудовлетворении мотивов и во всяком психологическом конфликте типа фрустрации.Состояние тревожности не является имманентным свойством, присущемуопределенному темпераменту. Оно появляется лишь при определенных нарушениях всистеме мотивов и отношений личности. Недостаток исследований по Тейлоровскойшкале «открытой тревожности» в том, что индивидуальные психическиеособенности в них устанавливались в большинстве случаев на основе оп росника. Воп роснике указываются те внешние признаки, на основе которых можно судить опсихических особенностях, входящих в комплекс тревожности. Диагноз производилсяна основе беседы с испытуемыми и непосредственного наблюдения за их поведением.Этот метод диагноза весьма ненадежен. Во всех этих работах американскихавторов, как и в более ранних работах Иванова-Смоленского, симптомокомплекспсихических особенностей сопоставлялся не с общим типом нервной системы илиотдельными его свойствами, а с индивидуальными особенностями образованияположительных условных рефлексов. При таком способе сопоставления невозможносказать, от какого именно общего типа нервной системы или отдельного свойствазависит данный симптомокомплекс свойств темперамента. У испытуемых с высокойстепенью тревожности сила торможения меньше, чем сила возбуждения. Такжевыяснилась зависимость тревожности от силы нервных процессов, у учеников сослабым процессом возбуждения при выполнении контрольной работы в том случае,если от ее результатов зависит резкое ухудшение четвертной отметки,распределение внимания ухудшается по сравнению с выполнением этой работы вспокойной ситуации. Между тем у учеников с сильным процессом возбуждения привыполнении такой работы, распределение внимания не ухудшается, а наоборотулучшается по сравнению с работой в спокойной ситуации. Таким образом, этотсимптомокомплекс обладает и другими отличительными признаками темперамента: онзависит от общего типа нервной системы и имеет устойчивый и постоянныйхарактер; проявляется в разные периоды жизни и в различных ситуациях.
Выводы.
Подводя итог всему вышесказанному, хочется еще раз отметить,что особенности типов темперамента и уровня тревожности привлекали и привлекаютвнимание психологов разных стран. Не малый вклад в изучение данного вопросавнесли работы: И.П.Павлова, Б.М.Теплова, В.Д.Небылицина (1976г.), В.М.Русалов,И.М. Палей, и многих других.
Типы темперамента – одна из наиболее разработанных областейпсихологии. Физиологическое исследование типов темперамента открывает новыеметодические пути и для экспериментально – психологического изучения уровнятревожности. По учению И.П.Павлова, некоторые уровни тревожности образуют физиологическуюоснову темперамента.
Были рассмотрены следующие аспекты:
- общеепредставление о темпераменте (свойства темпераментов, психологическуюхарактеристику темпераментов, темперамент и деятельность, темперамент иличность);
- уровнитревожности, соотношение уровня тревожности с темпераментом.
Глава 2. Организация, методы иметодики, результаты исследования и их интерпретация
2.1. Организацияисследования
Исследование проводилось в РКБ № 1. В соответствие с целью изадачами исследования проводилось исследование формально-динамических особенностей медицинскихработников и связь данных особенностей с уровнем тревожности.
Было обследовано 32 человека. Среди них 12 врачей и 20медицинских сестер. Возраст испытуемых – от 30 до 50 лет, стаж работы от 10 до28 лет.
2.2. Методы иметодики
Основной психодиагностический метод — тестирование.
Методики:
1. Опросникситуативной и личностной тревожности Ч. Д. Спилбергера
Методика, предложеннаяЧ.Д. Спилбергером, позволяет дифференцированно измерять тревожность и какличностное свойство (уровень личностной тревожности), и как состояние (уровеньситуативной тревожности).
Бланк шкал самооценкиСпилбергера включает в себя инструкции и 40 вопросов-суждений, 20 из которыхпредназначены для оценки уровня ситуативной тревожности (СТ) и 20 — оценкиуровня личностной тревожности (ЛТ).
2. Опросник структуры темперамента В.М.Русалова.
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности(ОФДСИ) В.М.Русалова используется для диагностики свойств«предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и«коммуникативного» аспектов темперамента.
Опросник включает в себя следующие шкалы.
1. Эргичность (Эр).
2. Социальная пластичность (СЭр).
3. Пластичность (П).
4. Социальная пластичность (СП).
5. Темп (Т).
6. Социальный темп (СТ).
7. Эмоциальность (Эм).
8. Социальная эмоциональность (СЭм).
9. Контрольные вопросы на социальную желательность (К).
2.3. Результатыисследования и их интерпретация
По результатам исследования по уровню психомоторнойактивности медицинские работники были разделены на 2 группы (сумма баллов поэргичности, пластичности, темпу).
Между ними был проведен сравнительный анализ 1 группымедработников и 2 группы медработников с использованием U — критерия Манна-Уитни.
Таблица 1
Достоверность различий между группами медработников с болеенизкой предметной активностью и более высокой предметной активностью
Показатели
Среднее
Коэффициент
М-У
Уровень значимости p≤0,05
низкая
высокая Эргичность 26,36 49,52 38 0,00 Пластичность 17,27 59,05 18,5 0,00 Темп 43,64 79,05 23 0,00 Социальный темп 48,18 66,67 56 0,02 Эмоциональность 95,45 52,38 24 0,00
Примечание:диапазон изменений баллов по указанным свойствам – от 0 до 120.
Были выявлены различия между группами медработников с разным уровнемпсихомоторной активности. Уровень эмоциональности у медработников с высокимуровнем активности, ниже по сравнению с медработниками с низким уровнемактивности. Следовательно, медработники с высоким уровнем активности менее впечатлительны,чувствительны к неудачам в работе по сравнению с медработниками с низкимуровнем активности. У первых, наряду с повышенным темпом, выделяется болеевысокий социальный темп, чем у вторых.
При этом не было выявлено значимых различий по уровнюситуативной и личностной тревожности.
Показатели, полученные в результате тестированиямедработников, были обработаны с помощью корреляционного анализа (критерийСпирмена).
2.3.1. Анализ значимых корреляционныхсвязей в группемедработников с низким уровнем психомоторной активности
/>
/> 0,64
/>/>
/>
-0,61
/>
/> Обратная корреляционнаясвязь
/> Прямая корреляционная связь
1. Фактор«пластичность» имеет обратную корреляцию с факторами «ситуативная тревожность»(r= — 0,61), (p≤ 0,05). Т.е. для медработников с такой особенностьютемперамента как: склонность к монотонной работе, боязнь и избеганиеразнообразных форм поведения, вязкость, консервативные формы деятельности,характерна высокая ситуативная тревожность. Эти медработники часто переживают напряжение, беспокойство, озабоченность,нервозность.
Это может объясняться тем, что ригидность, консервативность,склонность к монотонной работе затрудняет работу и общение данных медработников, так как они чувствуют себя неуверенно вситуации неопределенности, которая может возникнуть при общении.
2. Фактор«эргичность» имеет положительную корреляцию с факторами «личностная тревожность»(r= 0,64), (p≤ 0,05). При повышении предметной активности повышаетсяуровень тревожности.
Следовательно, медработники, отличающиеся пассивностью, низкимуровнем тонуса и активации, нежеланием умственного напряжения, низкойвовлеченностью в процесс деятельности, менее других предрасположены к тревоге и тенденции воспринимать достаточно широкий«веер» ситуаций как угрожающие.
2.3.2. Анализ значимых корреляционныхсвязей в группемедработников с высоким уровнем психомоторной активности
/>
/>/>
/> -0,52/> /> /> /> /> /> /> /> />
0,55 0,63
/>/> 0,62
/>
/>/> 0,45 0,45
0,49
1. Фактор «социальная эмоциональность» имеет положительнуюкорреляцию с факторами «ситуативная тревожность» (r= 0,55), (p≤ 0,05),«личностная тревожность» (r= 0,62), (p≤ 0,05).
Медработники с высокой эмоциональностью в коммуникативнойсфере, высокой чувствительностью к неудачам в общении склонны к переживанию тревоги. У этих медработников низкий порогвозникновения реакции тревоги.
Медработники с высоким социальным темпом отличаютсяследующими особенностями.
1. Широкий набор коммуникативных программ, автоматическоевключение в социальные связи, легкость вступления в социальные контакты,легкость переключения в процессе общения, наличие большого количествакоммуникативных заготовок, коммуникативная импульсивность.
2. Высокий темп поведения, высокая скорость выполненияопераций при осуществлении предметной деятельности, моторно-двигательнаябыстрота, высокая психическая скорость при выполнении конкретных заданий.
3. Низким уровнем ситуативнойтревожности. Для них не характерно переживание таких эмоций как: напряжение,беспокойство, озабоченность, нервозность.
3. Фактор «темп» имеет прямую корреляцию с факторами«личностная тревожность» (r= 0,49), (p≤ 0,05).
Медработники, отличающейся таким свойством как высокий темпповедения, высокая скорость выполнения операций при осуществлении предметнойдеятельности, моторно-двигательная быстрота отличаются высоким уровнемтревожности, то есть склонность индивида кпереживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакциитревоги.
Выводы.
1. Медработники с более низкой предметной (психомоторной)активностью отличаются также меньшим и социальным темпом и повышеннойэмоциональностью. Все эти факторы могут существенно затруднить ихпрофессиональную деятельность и привести к преждевременному профессиональномувыгоранию.
2. В пользу этого говорят также отрицательные взаимосвязипредметной пластичностью и ситуативной тревожностью, социальным темпом иситуативной тревожностью, положительной взаимосвязи между социальной эмоциональностьюи обеими проявлениями тревожности.
3. У медработников с более низкой предметной (психомоторной)активностью наблюдается положительная взаимосвязь эргичности с личностнойтревожностью. Это можно объяснить тем, что в часто меняющей и непредсказуемойситуации сама активность может повышать их личностную тревожность. Это можетпроисходить из-за недостаточного самоконтроля, особенно в неприятных ситуациях.
Таким образом, гипотеза о том, что существует зависимость междусвойствами темпераментаи уровнем тревожности получила свое подтверждение. С изменением уровня психомоторной икоммуникативной эргичности и пластичности уровень тревожности увеличивается.
Список используемой литературы
1. Андрущенко Т.Д.Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. // Семейнаяпсихология и семейная терапия. № 3, 1998.
2. Аракелов Н.,Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции. // Вестник МУ, сер.Психология. 1998., № 1.
3. Аракелов Н.Е.,Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологическийжурнал – 1997 № 2, с. 34-38.
4. Астапов В.М. «Тревога итревожность». СПб, 2001.
5. Астапов В.М. Регуляторныефункции тревоги в целесообразной деятельности человека. // Методологическиепроблемы оснований науки. Киев, 1986.
6. Астапов В.М. Функциональныйподход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал, 1992 № 5, с.111-117.
7. Березин Ф.Б. «Психическая ипсихофизиологическая адаптация человека». Ленинград, 1988.
8. Бороздина Л.В.,Залученова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровнейсамооценки и притязаний. // Вопросы психологии., 1993, № 1, с. 104-113.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональныеособенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.:Педагогика, 1990.
10. Вилюнас В. К. Психологияэмоциональных явлений/>. — М.: Изд-во МГУ, 1976.
/>/>11. Габдрева Г.Ш.Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. // Тонус, 2000, № 5.
/>12. Дружинин В.Н.Экспериментальная психология. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
13. Захаров А. И. Предупреждениеотклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр – СПб: Союз, 1997.
14.Изард Кэррол Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000.
15. ИльинЕ.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
16. Ковалев А.Г.Психология личности — Л.,1963.
17. Кон И.С. Социологическаяпсихология. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЕК», 1999.
18. Кордуэлл М. Психология. А – Я:словарь справочник. / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2000. 448с.
19. Кочубей Б.,Новикова Е. Лики и маски тревоги. // Воспитание школьника. 1990, № 6, с. 34-41.
20. Левитов Н.Д.Психология характера — М.,1969.
21. ЛукА.Н. Эмоции и личность. М., 1982.
22. Мей Р. «Проблема тревоги».Москва, 2001.
23. Мерлин В.С. Очерктеории темперамента, М., 1964.
24. Немчин Т.А.Состояние нервно-психического напряжения. Л., 1983.
25. Норакидзе В.Г.Методы исследования характера личности — Т.,1989.
26. Прихожан A.M.Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастнаядинамика. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2000. — 304 с.
27. Прихожан А. М.Причины, профилактика и преодоление тревожности.// «Психологическая наука иобразование» 1998, №2.
28. Психология ипсихоанализ характера. Хрестоматия под ред. Д.Я. Райгородского–С.,1997.
29. Психология индивидуальныхразличий /под ред. Ю.Б. Гиппенрейтера, В.Я. Романова — М. изд-во МГУ, 1982.
30. Рубинштейн С.Л.Основы общей психологии — СПб,1999.
31. Рубинштейн С.Л. Основы общейпсихологии. – М.: Педагогика, 1989.
32. Рубинштейн С.Я.Экспериментальные методики патопсихологии. М.,1970.
33. Связь уровнятревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности. //Психологический журнал., 1996, № 1, с. 25-30.
34. Симонов П. В.,Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., «Наука», 1984.
35. Страхов И.В.Психология характера — С.,1970.
36. Стреляу Я. Рольтемперамента в психическом развитии. М., 1982.
37. Тарнавский Ю.Б.Срыва можно избежать (неврозы, их лечение и профилактика). – М.: Медицина,1990.
38. Шингаров Г.К.Эмоции и чувства как форма отражения действительности. М., 1971.
39.Эмоции и личность. Учебное пособие: практикум / сост. СтроковТюмень: ТГУ, 1998.
40. ЭткиндА.М. Эмоциональные компоненты самоотчетов и межличностных суждений // Вопросыпсихологии, 1981, № 2.