Реферат по предмету "Психология"


Особенности психологической поддержки социальных работников и практических психологов с "синдромом эмоционального сгорания"

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ
АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Факультет социальной работы иадминистрирования
Кафедра социальной психологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Тема: «Особенности психологическойподдержки социальных работников и практических психологов с «синдромом эмоциональногосгорания»
Москва 2001

Введение
Социальныеработники и психологи работают в беспокойной обстановке, требующей устойчивоговнимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постояннаяизменчивость. Стресс вызывается множеством требований (стрессорами), которыенепрерывно суммируются в различных сферах жизнедеятельности. Чувство контролянад тем, что происходит, может иметь решающее значение. Если социальныйработник или психолог учится реагировать адаптивным способом, он более успешнои эффективно действует и повышает свою функциональную активность и уверенность,тогда как дезадаптивные реакции могут привести его по нисходящей спирали к«сгоранию». Когда требования (внутренние и внешние) постоянно преобладают надресурсами (внутренними и внешними), у социального работника или психологанарушается состояние равновесия. Непрерывное или прогрессирующее нарушениеравновесия неизбежно ведет к «эмоциональному сгоранию». «Сгорание» — не просторезультат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
История изучения синдрома “эмоционального сгорания” довольно коротка.Термин введён американским психиатром Х.Дж. Фрейденбергом в 1974 году. Онопределил его как некое расстройство неизвестной природы, возникающее упрофессионалов, работающих в кризисных центрах и психиатрических клиниках(Freudenberg H., 1974). Эта публикация послужиланачалом настоящего “бума” по изучению синдрома “эмоционального сгорания”, и к1982 году появилось уже более 1000 статей на эту тему.
Э. Пайнс определяет широкий круг профессионалов, испытывающих синдром“эмоционального сгорания”. Она относит сюда психологов, консультантов,психиатров, социальных работников, полицейских, тюремный персонал, учителей,медицинских работников, юристов и политиков (Pines A., 1982).
Кристина Маслач в 1981 году описала три аспекта в симптоматике синдрома(Maslach C., Jackson S. E., 1981):
1. Чувствоэмоционального истощения. По мере исчерпания эмоциональных ресурсовпрофессионалы чувствуют, что не могут больше отдавать себя клиентам так, какони делали это раньше.
2. Тенденция развивать отрицательное отношение к клиентам. Этот аспектсиндрома “эмоционального сгорания” К. Маслач называет “дегуманизацией” или“деперсонализацией”.
3. Развитие негативного отношения к себе и своей работе. К. Маслачназывает этот аспект синдрома “потерей ощущения личных достижений” (Maslach C., Jackson S. E., 1981).
Е. Махер в 1983 году обобщила перечень симптомов синдрома “эмоциональногосгорания”: психосоматические недомогания; бессонница; негативное отношение кклиентам; негативное отношение к самой работе; скудость репертуара рабочихдействий; злоупотребление химическими агентами; отсутствие аппетита илипереедание; негативная “я-концепция”; агрессивные чувства (раздражительность,напряжённость, тревожность, беспокойство, гнев); упадническое настроение исвязанные с ним эмоции: цинизм, пессимизм, чувство безнадёжности, апатия,депрессия, чувство бессмысленности; переживание чувства вины.
Феномен стал общепризнанным, возник вопрос о факторах способствующих илитормозящих его. В исследовании австралийских ученых П. Маркка и Дж. Молливыявлено, что “феномен сгорания" не связан ни с социальнымихарактеристиками, ни с биографическими, а определяется психологическимихарактеристиками.
На появление “феномена сгорания” оказывают влияние такие особенностиличности как “низкий уровень самоуважения, регрессивный тип совладания, низкийуровень социальной поддержки”. Таким образом, синдром “эмоционального сгорания”можно определить как “нарушения в эмоциональном состоянии профессионалов,работающих в условиях тесного и интенсивного взаимодействия с другими людьми вэмоционально напряжённой атмосфере” (Kuunarpuu H., 1984.)
Факторы, способствующие возникновению и развитию синдрома “эмоциональногосгорания” можно разделить на три группы (Форманюк Т.В., 1994):
1. Личностныефакторы. Возраст, пол, семейное положение, образование, стаж работы неоказывают значимого влияния на развитие синдрома; важны такие характеристики,как авторитаризм, низкий уровень эмпатии, ригидность, низкая мотивация работы,поведение в стрессе по типу “А”, трудоголизм.
2. Ролевые факторы.Значимость этого фактора подчёркивается в исследованиях К. Кондо, Г. Кюйнарпуу.Под ролевым конфликтом понимаются нечёткие служебные обязанности, непостоянныеожидания, противоречивые требования и общая атмосфера неуверенности. К. Кондоотносит на счёт этого фактора те профессиональные ситуации, в которыхсовместные действия в большей мере не согласованы, когда нет интеграции усилий,присутствует конкуренция, в то время как продукт труда зависит от слаженностидействий (K. Kondo, 1991).
3. Организационныефакторы. Т.В. Форманюк отмечает, что “сгорание” может быть связано с тем, чторабота является многочасовой, не оцениваемой должным образом, имеющейтрудноизмеримое содержание или с тем, что характер руководства не соответствуетсодержанию работы.
В нашей стране синдром“эмоционального сгорания” изучался очень мало. Можно назвать работы АминоваН.А., Форманюк Т.В., Барабановой М.В. Также не достаточно разработан инструментарий,позволяющий изучать актуальные направления психологической поддержкипсихосоциальных работников с синдромом “сгорания”. Поэтому мы выдвинулиследующую цель данной работы: выявить основные направленияпсихологической поддержки социальных работников и практических психологов с«синдромом эмоционального сгорания».
Реализация целиисследования связана с постановкой и решением следующих задач:
1.) проанализировать, описанные в психологических исследованиях иисследованиях по социальной работе, признаки «синдрома сгорания», а именно: изучитьосновные характеристики, причины возникновения и особенности проявления ивлияния «синдрома эмоционального сгорания» на профессиональную деятельностьсоциальных работников и практических психологов;
2.) исследоватьпрактических психологов и социальных работников на наличие «синдрома сгорания»;
3.) определить наиболеечасто встречающиеся признаки проявления «синдрома сгорания» у социальныхработников и практических психологов;
4.) выявить основныенаправления психологической поддержки социальных работников и практическихпсихологов с «синдромом сгорания».
В соответствии с поставленными задачами был выбран объект
исследования, которым являются социальные работники Центра социальногообслуживания населения «Забота» г. Щёлково и пос. Фряново, практическиепсихологи Центра психологической помощи населению г. Щёлково и г. Москвы.
Предмет исследования: особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» усоциальных работников и практических психологов и их психологическая поддержка.
Гипотезы исследованияследующие:
1.) В связи с большойэмоциональной нагрузкой, ответственностью, «размытыми» критериями успехапрофессии среди практических психологов и социальных работников частовстречаются лица с «синдромом сгорания»;
2.) «Синдромэмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологовпроявляется в состояниях тревожности и депрессии.
Дипломная работа состоитиз введения, двух глав и заключения.
Первая глава даннойработы посвящена изучению феномена «синдрома эмоционального сгорания» и егохарактерных особенностей в профессиональной деятельности социальных работникови практических психологов. А именно, в первой главе мы рассмотрели особенностипроявления «синдрома сгорания» у специалистов, занятых в социальной сфере;причины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» усоциальных работников и практических психологов и особенности возникновения«синдрома сгорания» у специалистов, оказывающих социально-психологическуюпомощь клиентам пожилого возраста.
Вторая глава данной дипломной работы посвящена исследованию феномена«синдрома эмоционального сгорания» и его характерных особенностей впрактической деятельности социальных работников и психологов.

1. Феномен «синдрома эмоционального сгорания» и егохарактерные особенности в профессиях психолога и социального работника
 
1.1 Особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания»у специалистов, занятых в социальной сфере
 
Эмоциональное сгорание— это большаянеоднородная группа особых психологических состояний, которые развиваются уздоровых людей в условиях эмоционального перенапряжения при оказаниипсихотерапевтической и психологической помощи. В литературе, упоминающей обэмоциональном сгорании, имеются указания на приоритетность этой проблемы средиспециалистов психолого-терапевтического профиля.В этом плане определенный интерес представляют психологическоесостояние, эмоциональные проблемы и личностные реакции социальных работников ипрактических психологов.
Эти люди, работающие в системе «человек — человек», в своейдеятельности вынуждены постоянно сталкиваться с негативными эмоциональнымипереживаниями своих клиентов, оказываются непроизвольно вовлеченными в них, ихпрофессия требует большой личной ответственности, в силу чего психологи исоциальные работники испытывают повышенное эмоциональное напряжение.
В результате у профессионала может возникнуть чувство, что в пикеситуации, когда надо действовать, возникает странное равнодушие и даже желаниеповернуться и уйти. Если оно повторяется вновь и вновь, человек с ужасомобнаруживает: то, что вчера ему было интересно и важно сделать хорошо, сегоднястановится безразличным и более того – начинает отталкивать. В высказываниях оработе появляется обесценивание ее значимости, цинизм.
Сгоранию также сопутствуют трения с коллегами. Человек становитсяконфликтным, трудным для своего окружения. Сам болезненно реагирует напрофессиональную критику.
Также наблюдаются следующие проявления эмоционального сгорания упсихологов и социальных работников:
— астенизация — переживание состояния чувства постоянной усталости,утомляемости, нервного истощения;
— сниженный фон настроения с легко возникающей тревожностью;
— чувство незавершенности контакта, виновности;
— нарушение режима сна и бодрствования;
— психосоматические реакции, чаще со стороны сердечно-сосудистой системы,головные боли, неприятные ощущения в области сердца, колебания артериальногодавления, неврологические расстройства, в частности, описаны нарушения по типупоясничного радикулита;
— кратковременные психогенные реакции в виде навязчивых представлений,мыслей, сомнений и даже фобий после сложных, эмоционально насыщенных встреч склиентами;
— изменение отношения к себе, к своей профессиональной деятельности. Вовремя работы у психологов и социальных работников может появиться:разочарование в себе как в специалисте, способном оказывать помощь; снижениепрофессиональной самооценки; переживания как профессиональной, так и личнойнесостоятельности. Изменения по отношению к своей профессиональной деятельностипроявляются в форме сомнения в необходимости и полезности своей профессии дляобщества, ощущения бессмысленности своего труда;
— изменение отношения к клиентам с позитивного на негативное,проявляющееся в том, что клиент начинает вызывать у психолога или социальногоработника раздражение, злость, гнев, брезгливость и другие, отсутствовавшиеранее негативные чувства.
Другим проявлением, а скорее следствием, эмоционального сгорания являетсятакое негативное проявление профессиональной деятельности, как стандартизацияобщения, применение в работе стереотипных навыков, одинаковых заготовок,подмена творческой продуктивной деятельности формальным исполнением своихобязанностей.
Также выделяют следующие признаки и симптомы «эмоционального сгорания»:
Измененияв поведении — социальный работник или психолог часто смотрит на часы; усиливается егосопротивление выходу на работу; откладывает встречи с клиентами; частоопаздывает (поздно приходит и поздно уходит). Также он утрачивает творческиеподходы к решению проблем; работает усерднее и дольше, а достижения становятсяменьше; уединяется и избегает коллег; присваивает собственность учреждения;увеличивает употребление меняющих настроение психоактивных веществ (включаякофеин и никотин); утрачивает способность удовлетворять свои потребности вразвлечениях и восстановлении здоровья; подвержен несчастным случаям.
Измененияв чувствах — утратачувства юмора или юмор висельника; постоянное чувство неудачи, вины исамообвинения; часто испытывает гнев, чувство обиды и горечи; повышеннаяраздражительность, проявляемая на работе и дома; ощущение как будто к немупридираются; чувство обескураженности и равнодушия; бессилие; снятие стресса, ане творческая деятельность.
Измененияв мышлении — всеболее упорные мысли о том, чтобы оставить работу; не способен концентрироватьвнимание; ригидное мышление, сопротивляющееся изменениям; усилениеподозрительности и недоверчивости; циничное, порицающее отношение к больным;негуманное отношение к больным, менталитет жертвы; озабоченность собственнымипотребностями и личным выживанием.
Измененияв здоровье — нарушенныйсон; частые, длительно текущие незначительные недуги; повышеннаявосприимчивость к инфекционным заболеваниям; утомляемость — усталость иистощение на протяжении целого дня; ускорение нарушений психического исоматического здоровья.
Стадии сгорания.
Роберт Л.Венинг и Джеймс П. Спратли определили пять стадий сгорания:Первая стадия называется «медовым месяцем». Это период значительнойэнергии, высокого энтузиазма и удовлетворения. Название исходит из пониманиятого, что даже стресс наслаждения требует энергии, и эта стадия рассматриваетсяначалом процесса сгорания.
Некоторые люди изучают эффективные способы борьбы со стрессом и остаютсяна этой стадии неограниченное время.
Вторая стадия — «нехватка горючего». В нее попадают те, кто невосстанавливает свою энергию.
Именно на этой стадии люди обычно осознают, что существует недостатокэнергии. Возникает неуловимое чувство потери, спад энтузиазма, и чувстворазочарованности часто концентрируется на карьере и рабочих ситуациях. Пятьранних сигналов предупреждения обычно возникают на второй стадии сгорания:1) неудовлетворенность работой, 2) неэффективность в работе, 3) усталость, 4)расстройство сна, 5) попытки уйти от стресса с помощью курения, потребленияалкоголя, наркотиков или кутежей.
Третья стадия — когда «хронические симптомы» обычно проявляютсяс чувством: «что-то происходит со мной».
Ранее имевшиеся симптомы становятся привычными, и появляются новые — симптомы хронического истощения, физической болезненности, страха и депрессии.
На четвертой стадии, или «кризисе», симптомы становятсякритическими. Появляются глубокий пессимизм и самомнение, наваждение проблем,повышенная возбудимость. Ввиду дискомфорта возникают физические болезни. Именнона этой стадии сгорание обычно доминирует в жизни своей жертвы.
Некоторые индивидуумы вступают даже на пятую стадию сгорания,называемую «битье о стену», когда жертвы стресса не могут дальшефункционировать. Карьера и даже сама жизнь подвергается опасности. Когда этослучается, это означает, что сгорание становится так связанным с другимипроблемами, такими как алкоголизм, наркомания, сердечные и психические болезни,что они не могут быть разделены.
Итак, изучив особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» улиц, занятых в социальной сфере, мы можем сделать следующие выводы:
Во-первых, появление «синдрома эмоционального сгорания» у психологов исоциальных работников напрямую связано с такой особенностью их профессиональнойдеятельности, как необходимость тесно и интенсивно взаимодействовать с другимилюдьми в эмоционально напряжённой атмосфере.
Во-вторых, основными признаками «синдрома эмоционального сгорания»являются: чувство эмоционального истощения (сниженный фон настроения,хроническая усталость, повышенная тревожность, депрессивное состояние);негативное отношение к клиентам; негативное отношение к себе (снижениеличностной и профессиональной самооценки) и к работе (ощущение бессмысленностисвоей профессии); также различные психосоматические недомогания (нарушениережима сна и бодрствования, потеря аппетита или переедание, головные исердечные боли и т. д.) и злоупотребление различными психическими агентами.
В-третьих, «сгорание» профессионалов, занятых в социальной сфере,происходит постепенно, начиная с периода высокого энтузиазма, связанного сбольшими затратами энергии и вкладыванием значительных личностных ресурсов впрофессиональную деятельность. Вследствие чего у них появляется ощущение нехваткиэнергии, которое постепенно перерастает в чувство хронической усталости,глубокого пессимизма, что может привести к серьёзной физической болезни иподвергнуть опасности карьеру и даже жизнь профессионала, занятого в социальнойсфере.
Так как данная проблема актуальна и представляет серьёзную угрозупрофессиональной деятельности психологов и социальных работников, мы считаем,что она заслуживает более подробного изучения, которое позволит нам определитьнаиболее эффективные виды психологической поддержки социальных работников ипсихологов с «синдромом эмоционального сгорания».
Поэтому, мы считаем необходимым, рассмотреть в следующем разделе основныепричины, способствующие развитию «синдрома эмоционального сгорания» усоциальных работников и практических психологов.
1.2 Причины, способствующие развитию «синдрома эмоциональногосгорания» у социальных работников и практических психологов
Изучение психологического аспекта деятельности специалистов, занятых всоциальной сфере, позволяет определить наиболее существенные причины,провоцирующие эмоциональное сгорание.
Во время своей профессиональной деятельности психологи и социальныеработники могут находиться далеко не в комфортных условиях. Это касается нетолько физиологических факторов, связанных с нездоровыми условиями труда:гиподинамия, повышенная нагрузка на слуховой аппарат и голосовой и т. д. Преждевсего речь идёт о психологических и организационных трудностях, связанных сданным видом профессиональной деятельности, а именно: экстренный характер работы,необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента,невозможность эмоциональной разгрузки и другие.
Также важным аспектом профессиональной деятельности специалиста, занятогов социальной сфере, является общение с людьми, переживающими психологическийкризис, когда диапазон негативных эмоций крайне разнообразен, а интенсивностьих максимально выражена. Особенно профессионально трудные случаи, источникстресса для психосоциального работника — это обращения клиентов по поводуутраты значимого другого и суицидальные обращения.
Клиент, испытывая страдание и чувство горя, стремится разделить своиэмоции с социальным работником или психологом, и тем самым перестаетчувствовать себя наедине со своими проблемами. Специалист, оказывается в этомслучае объектом, которому предназначаются эти негативные чувства. Онэмоционально присоединяется к ним, разделяет их с клиентом, создает атмосферусочувствия, принятия, т.е. работает в режиме эмпатии. Психолог или социальныйработник на некоторое время как бы идентифицируется с клиентом и таким образомпроясняет для себя, понимает нюансы его эмоционального переживания. В этимоменты особо эмпатичные специалисты способны испытать телесные ощущения в видеболи, тяжести, спазмов, напряжения, которые сопровождают сильноепсихологическое переживание клиента.
Очевидно, что обсуждение потери инициирует переживание смерти исобственных утрат профессионала, а при работе с суицидальным клиентомспециалисту осознанно приходится принимать на себя роль спасателя.
Асимметрия ответственности, а именно переживание повышенного чувстваответственности за суицидента, не прекращается по окончании беседы с клиентом ссуицидальным риском, а продолжается иногда от нескольких часов до несколькихдней в виде чувства незавершенности.
Таковы лишь некоторые психологические составляющие проблемыэмоционального сгорания. Однако имеется еще ряд факторов, способствующихразвитию этого синдрома у специалиста, занятого в социальной сфере:
— монотонность работы, особенно если её смысл кажетсясомнительным;
- вкладывание вработу больших личностных ресурсов при недостаточности признания иположительной оценки;
- строгаярегламентация времени работы, особенно при нереальных сроках её исполнения;
- работа с«немотивированными» клиентами, постоянно сопротивляющимися усилиям психологаили социального работника помочь им, и незначительные, трудно ощутимыерезультаты такой работы;
- напряжённость иконфликты в профессиональной среде, недостаточная поддержка со стороны коллег иих излишний критицизм;
- нехватка условийдля самовыражения личности на работе, когда не поощряются, а подавляютсяэкспериментирование и инновации;
- работа безвозможности дальнейшего обучения и профессионального совершенствования;
- неразрешённыеличностные конфликты специалиста, занятого в социальной сфере.
Таким образом, проанализировав основные причины, способствующие развитию«синдрома эмоционального сгорания» у социальных работников и психологов, мыпришли к выводу, что наиболее существенными из них являются психологические иорганизационные трудности, связанные с данными видами профессиональнойдеятельности.
Данное утверждение мы основываем на том, что столкновение сситуациями тяжёлых потерь, горя, смерти; необходимость справляться с грузомчужых проблем; игнорирование собственных эмоциональных реакций, а в некоторыхситуациях подмена настоящих чувств на кажущиеся приемлемыми в данный момент;большое количество обращений за смену, встреча с каждым как «с единственной инеповторимой личностью» грозит психологам и социальным работникам опасностью«утонуть» во впечатлениях, потерять себя. Большое количество разнообразныхситуаций, с которыми приходится иметь дело психосоциальному работнику, частоприводит к осознаванию своей некомпетентности, страху предстать перед клиентомбессильным, неспособным оказать необходимую помощь. Также монотонность работы;конфликты с коллегами; высокие профессиональные требования к психологам исоциальным работникам; большая ответственность за других людей; плохаяорганизация и жёсткая регламентация труда; недостаточная мотивация;несформированность необходимых установок к труду; неопределённые критерииуспеха профессиональной деятельности и т. д. – способствуют развитию «синдромаэмоционального сгорания» у социальных работников и психологов.
Также, мы считаем необходимым отметить тот факт, что тип клиента, скоторым работает специалист или особые отношения (частый и интенсивный контакт)между ними тоже могут являться источником “синдрома сгорания”. Максимальныйстресс вызывает постоянный контакт с инвалидами, умственно отсталыми, пожилымилюдьми. Поэтому мы более подробно рассмотрим проблему возникновения «синдромаэмоционального сгорания» в работе с клиентами пожилого возраста в следующемразделе.
 
1.3 Особенностивозникновения «синдрома сгорания» у специалистов, оказывающихсоциально-психологическую помощь клиентам пожилого возраста
Работа со старыми ипожилыми людьми рождает огромное число проблем для тех, кто ею занимается.Очень часто приходиться сталкиваться с ситуациями тяжёлых потерь, горя исмерти. Психологи и социальные работники, оказывая помощь людям в этихситуациях, должны работать с клиентом, его семьёй и теми, кто ухаживает за ним.Но, не справляясь с грузом этих тяжёлых проблем, они сами могут попасть подвлияние мифа «суперпсихолога», игнорируя собственные эмоциональные реакции,становясь профессионально и личностно уязвимыми.
 Также частыеконтакты социальных работников и психологов с пожилыми людьми могут статьсильным психотравмирующим фактором, способствующим развитию «синдромаэмоционального сгорания». В этом случае — «сгорание» является своего родаответом на хроническое, эмоциональное напряжение, которое возникает при тесномвзаимодействии с людьми пожилого возраста. Такое эмоциональное напряжение успециалистов, работающих с пожилыми людьми, может быть обусловлено рядомпсихологических особенностей данной категории клиентов.
Психологические особенности клиентовпожилого возраста.
Пожилойвозраст — один из самых сложных периодов жизненного пути человека. В этотпериод все социальные функции человека свертываются: он прекращает своютрудовую деятельность, теряет признание и авторитет, начинает чувствовать своюпсихологическую изоляцию. У пожилых людей возникают проблемы, связанные струдностями в налаживании коммуникаций, тревожностью, особенностями самооценки,уровнем притязаний, самоагрессией, потерей личностной идентичности,неспособностью построить новую систему идентификаций в позднем возрасте.
По даннымГуманитарного Благотворительного Центра «Сострадание», проблема страха итревоги в пожилом возрасте представляется особенно важной. Этот период жизниставит человека перед многими трудными ситуациями и проблемами, которые нужноразрешать, которые уже нельзя откладывать на более позднее время. Самаперспектива приближающегося конца жизни содержит в себе элемент угрозы, которуюнадо как-то преодолеть. Различные причины и проявления страха накапливаются втечение всей жизни. В старости под угрозой могут оказаться ценности, которыеимеют для субъекта существенное значение: не только само физическоесуществование, но и духовная свобода (в результате необходимости навязываниясебе норм поведения и образа жизни, отличающихся от усвоенных ранее). Угрозаможет касаться также других ценностей, таких, как любовь конкретного человека,профессиональный престиж, любимая работа или идея. Угроза этим ценностямприводит к тревожности, беспокойству. Вместе с пожилым возрастом наступаетусиление страхов биологического типа, связанных с нарастающей беспомощностью ипроцессами увядания функций собственного организма. Проявляются такжеиррациональные страхи (перед преследователями), появляются моральные страхи(дать отчет о смысле прожитой жизни). Возрастает также общий уровень страха(увеличивается число ситуаций, вызывающих страх). Усиление биологическихстрахов может быть также связано со снижением активности, в результате чегопоявляется повышенное внимание к собственной персоне, в том числе к сигналам,исходящим из собственного тела.
Близким кстраху и столь же неприятным для переживания психическим состоянием клиентовпожилого возраста является тревожность. На это чувство влияют внутренняянапряженность, повышенная впечатлительность, отсутствие веры в себя, чувствонеуверенности, чрезмерные трудности адаптации, пассивность. Это состояние, каки страх, сопровождают вегетативные расстройства.
Тревожностьможет усиливать отрицательный жизненный баланс, вызванный трудной ситуацией иобеднением эмоциональных связей с семьей. Временами тревожность можетусугубляться болезненно переживаемыми моральными поступками и качествамисобственных детей (например, разводы, образ жизни, отход от норм, привитых вдетстве) или идентификацией с их страданиями и жизненными неудачами.
Тревожностьпорождается двумя факторами: чувством вины в сочетании с чувством обиды, атакже внутренней напряженностью. Эти факторы связаны нарушением взаимодействиямежду человеком и его окружением, то есть исходят из его внешней ситуации. Ониуказывают на то, что человек не может удовлетворить важных духовныхпотребностей, чувствует себя одиноким, недоволен собой, часто расстраивается ижалуется. В конфликтных ситуациях он занимает пассивную позицию самоустранения.Чувство неполноценности или вины может вызвать скрытый гнев.
Следуетдобавить, что обычно чувство обиды, проявляющееся у старых людей, адекватно ихпереживаниям, однако у некоторых оно может быть вызвано слишком высокимитребованиями и ожиданиями.
Эмоциональныепереживания в старости вызывает также сам факт приближения конца жизни иосознание этого факта. Это могут быть совершенно противоположные эмоции:спокойное восприятие, нетерпеливое ожидание, игнорирование, агрессия, страхлибо депрессивный пересмотр жизни.
Средиклиентов пожилого возраста часто встречаются лица, находящиеся в состояниидепрессии, возникновение которой сопряжено с воздействием психотравмирующихфакторов, специфических или характерных именно для поздних возрастных периодов.Это могут быть такие факторы как: утрата лиц из ближайшего окружения, преждевсего супруга или супруги, одиночество, осознание бесполезности своегосуществования, ухудшение физического здоровья и т. д.
Ухудшенияфизического здоровья рассматривается как важнейший фактор стрессовоговоздействия, так как именно в этом возрастном периоде обнаруживаетсязначительная отягощенность различными соматическими заболеваниями. Расстройствонастроения при соматических заболеваниях обусловлено нередко реакцией наболезнь, а также страхом перед наступлением физической и психическойнесостоятельности и немощности. Для пожилых людей находящихся в состояниидепрессии характерны следующие проявления: устойчивое снижение фона настроения,снижение работоспособности, утрата аппетита, склонность, с одной стороны, ксамоупрекам, а, с другой, к обвинению в своих бедах окружающих или неудачноестечение обстоятельств.
Также людямпожилого возраста свойственны такие формы поведения как – усиленные, резкие реакции,склонность к размышлениям, постепенный уход в себя, замкнутость, пониженноенастроение, а также осторожность и склонность к критике окружения.
Все вышеперечисленные психологические особенности людей пожилого возрастазначительно осложняют работу психологов и социальных работников. Ведь работа спожилыми людьми предъявляет особые требования к специалистам, оказывающимпомощь данной категории клиентов, так как она связана с сильным эмоциональнымнапряжением, большой самоотдачей, высокой степенью самообладания и контроля надсвоими эмоциями, требует безграничного терпения и личностных затрат.
Такие повышенные требования к работе с людьми пожилого возраста могутвызвать сильное эмоциональное истощение; хроническую усталость; разочарование всебе как в специалисте вследствие осознания своей некомпетентности и т.д.Именно данные признаки способствуют развитию «синдрома эмоционального сгорания»у специалистов, оказывающих помощь пожилым людям.
Также у социальных работников и психологов, работающих с клиентамипожилого возраста, могут проявляться следующие признаки «синдромаэмоционального сгорания»:
Эмоциональное истощение. Психолог или социальный работник слишком сильнововлекается в деятельность, перегружая себя и, в конце концов, становится не всостоянии удовлетворять все эмоциональные требования, предъявляемые клиентамипожилого возраста. Бывает, что ему негде пополнить запас собственнойадаптационной энергии. И он начинает чувствовать себя не способным помогатьдругим. Часто психолог или социальный работник, оказывающий помощь клиентампожилого возраста пытается не вовлекаться во взаимодействие с клиентами иливовлечься в эмоциональные отношения настолько, насколько это требуется, чтобывыполнить работу. Соблюдение дистанции помогает сохранить эмоциональноеравновесие профессионала и уберечься от излишних напряжений. Но незаметнонаступает безразличие к потребностям других людей, презрение к их чувствам, чтоуказывает на развитие второго симптома – деперсонализации.
Деперсонализация. Специалист, работающий с пожилыми клиентами, перестаетвоспринимать клиентов как личностей. Он дистанцируется, ожидая от них самогохудшего. Негативные реакции проявляется по-разному: нежелание общаться,склонность унижать, игнорировать просьбы клиентов. Подобное отношение кклиентам проявляется до тех пор, пока не обратится на самого себя. Оказывающийпомощь начинает страдать от чувства вины. Наступает третий симптом – сокращеннаяпрофессиональная реализация.
Сокращенная профессиональная реализация. У специалиста возникает ощущение,что он плохо работает, снижается самоуважение, может наступить депрессия. Некоторыев этой ситуации начинают искать помощь, считая, что причина – нерешенные личныепроблемы. Другие склонны менять работу.
Не всегда в качестве виновника, социальный работник или психолог,работающий с клиентом пожилого возраста, видит только себя. Вина можетприписываться клиенту. После выявления виновника, специалист получаетобоснование своего плохого поведения. Такая реакция носит название “обвинениежертвы”. Она возникает, когда истинные причины проблем клиента трудноустановить.
Итак, мы считаем, что работа с людьми пожилого возраста может статьисточником постоянного стресса для психолога или социального работника,оказывающего помощь данной категории клиентов. Это связано с высокимитребованиями, предъявляемыми к специалистам, оказывающим помощь пожилым людям.А именно, с большим эмоциональным напряжением; высокой степенью самоотдачи;необходимостью постоянно контролировать свои эмоциональные реакции, быть ввысшей степени терпимым по отношению к клиентам пожилого возраста, уметьадекватно разрешать психологические проблемы, возникающие в работе с пожилыми ит.д. По нашему мнению, психологи и социальные работники, оказывающие помощьлюдям пожилого возраста, наиболее подвержены «синдрому эмоциональногосгорания».
Таким образом, изучая особенности проявления «синдромаэмоционального сгорания», основные причины, способствующие развитию«синдрома сгорания» у психологов и социальных работников,«синдром эмоционального сгорания» в работе с пожилыми людьми, мыпришли к следующим выводам:
1) «Эмоциональное сгорание» – это комплекс особыхпсихологических состояний, которые могут развиться у социальных работников ипсихологов, работающих в условиях эмоционального перенапряжения. Данныепсихологические состояния заключаются в наличии чувства эмоциональногоистощения, негативного отношения к себе, отрицательного отношения к клиентам ик своей работе. Также, характерными признаками «синдрома сгорания» успециалистов, занятых в социальной сфере, являются: постоянное переживаниечувства усталости, сниженный фон настроения, чувство тревожности, снижениеличностной и профессиональной самооценки, появление сомнений по поводу своейпрофессии, нарушение режима сна и бодрствования, потеря аппетита или постоянноепереедание и другие проявления психосоматического характера.
2) Возникновение «синдрома эмоционального сгорания» усоциальных работников и психологов обусловлено специфическими условиями ихпрофессиональной деятельности. В данном случае мы имеем ввиду следующиепсихологические и организационные трудности: экстренный характер работы,необходимость всё время «быть в форме», невозможность выбора клиента,невозможность эмоциональной разгрузки, напряжённость и конфликты впрофессиональной среде, работа с престарелыми, с инвалидами, лицами сасоциальным поведением и т. д.
Итак, проанализировав особенности проявления и причины возникновения «синдромаэмоционального сгорания» в литературе, мы можем утверждать, что проблема«эмоционального сгорания» актуальна для специалистов, занятых всоциальной сфере, особенно – для социальных работников и практическихпсихологов. Это обусловлено тем, что специалисты данных профессий вынужденынаходиться в тесном и интенсивном взаимодействии с различными людьми вэмоционально напряжённой атмосфере, что может нанести значительный ущерб ихздоровью и профессиональной деятельности.
Вследующей главе описывается исследование феномена «синдрома сгорания» и егохарактерных особенностей в практической деятельности социальных работников ипсихологов.

2. Исследование феномена«синдрома сгорания» и его характерных особенностей в практической деятельностисоциальных работников и психологов
2.1 Методологическиеосновы исследования
Исследование проводилосьсреди практических психологов и социальных работников, работающих всоциально-психологических центрах г. Москвы и московской области.
Исследуемый контингент:
Общее количество испытуемых составило 37 человек, из которых 51,4% (19чел.) социальные работники центра социального обслуживания населения«Забота» г. Щёлково и пос. Фряново и 48,6%(18 чел.) практическиепсихологи Центра психологической помощи населению г. Щёлково и практическиепсихологи г. Москвы. Возраст испытуемых – от 20 до 53 лет включительно, пол –женский, образование – высшее (56,8% -21 чел.) и среднее специальное ( 43,2% — 16 чел.)
Предмет исследования: особенности проявления «синдрома эмоционального сгорания» усоциальных работников и практических психологов и их психологическая поддержка.
Цель эмпирического исследования:
Выявить основныенаправления психологической поддержки социальных работников и практическихпсихологов с «синдромом эмоционального сгорания».Практические задачи исследования:
1.) исследоватьпрактических психологов и социальных работников на наличие «синдрома сгорания»(Тест на профессиональный стресс, см. приложение №1);
2.) определитьнаиболее часто встречающиеся признаки проявления «синдрома сгорания» усоциальных работников и практических психологов (опросник САН, методика ТиД,см. приложения №2, №3);
3.) выявить основные направления психологической поддержки социальныхработников и практических психологов с «синдромом сгорания» (на основеполученных данных по методике ТиД, опросника САН и экспертного опроса, см.приложения №1, №2, №3).
Гипотезы эмпирическогоисследования следующие:
1) В связи с большой эмоциональной нагрузкой, ответственностью, «размытыми»критериями успеха профессии среди практических психологов и социальныхработников часто встречаются лица с «синдромом сгорания»;
2) «Синдромэмоционального сгорания» у социальных работников и практических психологовпроявляется в состояниях тревожности и депрессии.
Определение основныхпоказателей/индикаторов исследования:
Синдром эмоционального сгорания – это большая неоднородная группаособыхпсихологических состояний, которые развиваются у здоровых людей в условияхэмоционального перенапряжения при оказании психотерапевтической ипсихологической помощи.
Особые психологическиесостояния, характерные для лиц с «синдромом сгорания» — сниженный фоннастроения; хроническая усталость; повышенная раздражительность; чувство вины,неудачи и обиды; повышенная тревожность; депрессивное состояние; негативноеотношение к себе, к клиентам, к своей работе в целом, различныепсихосоматические расстройства и т. д.
Тревожность –состояние сознания, связанное с переживанием надвигающихся или предполагаемыхопасностей. Тревожность порождается двумя факторами: чувством вины всочетании с чувством обиды, а также внутренней напряжённостью иусиливается во время и после стресса, кризиса.
Депрессия –расстройство, характерными признаками которого являются: сниженный фоннастроения, низкая самооценка, чувство вины, потеря интереса к жизни,низкая активность, самоуничижение, озлобленность, раздражительность(негативное отношение к окружающим). Возникает вследствие душевного илифизического напряжения.2.2 Методы и методики исследования
На первом этапе исследования социальных работников и практическихпсихологов на наличие «синдрома сгорания» использовался метод опроса – методика«Тест на профессиональный стресс» (см. приложение №1).
Данная методика позволяетопределить наличие основных признаков «синдрома сгорания»: низкой самооценки,чувства обиды, вины и неудачи, повышенной раздражительности, тревожности,пессимистичности, повышенной напряжённости, чувства хронической усталости инехватки энергии, отрицательного отношения к коллегам, к работе в целом, чувстванеуверенности, неудовлетворённости своей работой, различных психосоматическихрасстройств и т. д. Обработка результатов производилась путём подсчёта общейсуммы баллов и соотнесения полученных результатов с соответствующей категорией,присущей степени выраженности стресса (см. приложение №1, таблица №1).
Также на первом этапе исследования для определения наиболее частовстречающихся признаков «синдрома сгорания» у социальных работников ипрактических психологов использовался опросник САН (см. приложение №2),позволяющий оперативно оценить самочувствие, активность и настроениетестируемых. Обработка результатов производилась путём подсчёта в каждой извышеперечисленных категорий алгебраической суммы баллов, отображающих степеньвыраженности характеристики, соответствующей состоянию испытуемого (см.приложение №2, таблица №2), далее полученные результаты по каждой категорииделились на 10 и в соответствии с полученными результатами производился переводколичественных показателей в качественные (см. приложение №2). А также в ходеисследования использовалась методика ТиД (см. приложение №3), позволяющая определитьвыраженность состояния тревожности и депрессии, характерных для лиц с«синдромом сгорания». Обработка результатов производилась путём подсчёта в каждойиз вышеперечисленных категорий алгебраической суммы баллов, которые принимаютопределённые числовые значения (см. приложение №3, таблицы №3, №4) икачественной интерпретации полученных количественных показателей (см.приложение №3).
На втором этапе исследования для определения основных направленийпсихологической поддержки социальных работников и практических психологов с«синдромом сгорания» проводилась обработка и анализ полученных данных пометодикам: «Тест на профессиональный стресс», опроснику САН, методике ТиД (см.приложения №1, №2, №3).
Также на втором этапеисследования использовался экспертный опрос (см. приложение №4) с цельюопределения мнения экспертов по поводу распространённости «синдрома сгорания»среди практических психологов и социальных работников, наиболее частопроявляющихся признаков «синдрома сгорания» и основных направленийпсихологической поддержки лиц с «синдромом сгорания».
 
2.3 Анализ полученных данных и их интерпретация
Анализ полученныхв ходе исследования данных показал, что для общей совокупности групп социальныхработников и практических психологов характерны следующие признаки проявления«синдрома эмоционального сгорания», которые можно условно подразделить на«эмоциональные», «когнитивные», «поведенческие», «физиологические»:
Умеренный уровеньстресса – умеренный уровень стресса для занятого и много работающегопрофессионала. Тем не менее, следует проанализировать ситуацию и посмотреть,как можно разумно уменьшить стресс — 43,2% (16 чел.)
К проявлениям «эмоциональногохарактера» можно отнести такие показатели, как:
Выраженная психическаядепрессия – расстройство, характерными признаками которого являются:
сниженный фон настроения,низкая самооценка, чувство вины, потеря интереса к жизни, низкая активность,самоуничижение, озлобленность, раздражительность (негативное отношение кокружающим). Возникает вследствие душевного или физического напряжения — 43,2%(16 чел.);
Выраженная психическаятревожность – состояние сознания, связанное с переживанием надвигающихсяили предполагаемых опасностей. Тревожность порождается двумя факторами: чувствомвины в сочетании с чувством обиды, а также внутреннейнапряжённостью и усиливается во время и после стресса, кризиса — 35,1 % (13 чел.);
Очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 45,9% (17чел.);
Обычно чувствует себя сильно огорчённой, когда критикуют на работеруководители – 37,8% (14 чел.);
Слезливость – 32,4% (12 чел.)
Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 45,9% (17 чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление.
К группе «когнитивных» проявлений «синдрома сгорания» уисследуемых практических психологов и социальных работников можно отнести:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 54,8%(22 чел.)
Не чувствует, что по достоинству вознаграждена на работе за своиспособности и дела – 45,9% (17 чел.)
Считает, что не достигла собственных ожиданий – 32,4% (12 чел.)
В группу «поведенческие» проявления «синдрома сгорания» мы условнопоместили следующие:
Обычно недостаточно времени, которое тратит на себя – 51,4% (19чел.)
Обычно не легко найти слушателя, когда хочет с кем-то обсудить своипроблемы –37,8% (14 чел.)
К «физиологическим» проявлениям данного «синдрома» мы отнесли:
усталость и недостаток энергии – 72,1% (27 чел.)
Кратковременные головокружения и учащённое сердцебиение – 40,5%(15 чел.)
Далее мы болееподробно рассмотрим проявление различных признаков «синдрома сгорания» вгруппах социальных работников и практических психологов.
Общее количество испытуемых было подразделено на 2-ве группы: группу Аи группу В.
В состав группы А (19 чел.— 51,4% от общего количестваиспытуемых) вошлисоциальные работники центра социальногообслуживания населения «Забота» г. Щёлково и пос. Фряново, женского пола, ввозрасте от 31 года до 53 лет включительно, из них имеют образование – высшее (14,8% — 3 чел.), среднее специальное (811,1% — 16 чел.).
Для группы А характерно наличие следующих признаков «синдромаэмоционального сгорания»:
1.) ПодгруппаА1: умеренныйуровень стресса — 68,4% (13 чел.)от общего числа испытуемых социальных работников.
Для данной группы исследуемых присущи некоторые общие черты,характеризующие состояние умеренного стресса, а именно:
Такие проявления «эмоционального характера», как
Выраженная психическая депрессия – 47,3% (9 чел.);
Выраженная психическая тревожность – 36,8% (7 чел.) от общегоколичества испытуемых социальных работников;
Испытывает очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 47,3%(9 чел.)
Обычно чувствует себя сильно огорчённой, когда критикуют руководители – 36,8%(7 чел.)
Также данной группе испытуемых присущи следующие проявления «синдромасгорания» «когнитивного характера»:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 52,6%(10 чел.)
Не чувствует, что по достоинству вознаграждена на работе за своиспособности и дела – 42,1% (8 чел.)
Считает, что не достигла собственных ожиданий – 36,8% (7 чел.)
Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 36,8% (7 чел.) – «когнетивно-эмоциональное» проявление.
Также для данной группы характерны «поведенческие» появления:
Обычно недостаточно времени, которое тратит на себя – 57,9% (11чел.)
Можно выделить и «физиологические» проявления «синдрома сгорания»в данной группе испытуемых:
Усталость и недостаток энергии – 57,9% (11 чел.)
Присущи кратковременные головокружения и учащённое сердцебиение – 36,8%(7 чел.)
2.) ПодгруппаА2:дляданной подгруппы характерно наличие выраженной психической тревожности – 52,6% (10 чел.) от общего количестваиспытуемых социальных работников, для которой характерны следующие признаки:
Проявления «эмоционального характера»:
Очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 36,8% (7чел.)
Обычно чувствует себя сильно огорчённой, когда критикуют на работеруководители – 31,6% (6 чел.)
Большую часть времени испытывает чувство, что есть неулаженные конфликтыс коллегами – 21% (4 чел.)
Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важнымжизненным делам – 14,8% (3 чел.)
Паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении – 14,8% (3чел.)
Чувство безнадёжности – 14,8% (3 чел.)
Также для испытуемых данной категории характерны следующие «когнитивные»проявления:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 42,1%
(8 чел.) от общего числа испытуемых
Не чувствует, что по достоинству вознаграждена на работе за своиспособности и дела – 31,6% (6 чел.)
трудности в принятии решения – 26,3% (5 чел.)
Лишь изредка представляет себе свои профессиональные перспективы – 21%(4 чел.)
Не находится на пути более или менее обеспечивающем достижения главныхжизненных целей – 14,8% (3 чел.)
Убеждение, что ни с чем толком не может справиться – 14,8% (3чел.)
Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 31,6% (6 чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление.
Также можно выделить такие «поведенческие» проявления «синдромасгорания», как:
Обычно недостаточно времени, которое тратит на себя – 42,1% (8чел.)
Обычно не легко найти слушателя, когда хочет с кем-то обсудить своипроблемы –21% (4 чел.)
Мы выделили следующие проявления «физиологического характера» вданной группе исследуемых:
усталость и недостаток энергии – 36,8% (7 чел.)
Чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары – 21%(4 чел.)
Кратковременные головокружения и учащённое сердцебиение – 21% (4чел.)
Регулярные пробуждения среди ночи или ранним утром – 14,8% (3чел.)
Бессонница по ночам – 21% (3 чел.)
3.) ПодгруппаА3– 57,9% (11 чел.) от общего количестваиспытуемых социальных работников с выраженной психической депрессией,характеризуется наличием следующих признаков:
Во-первых, это признаки «эмоционального характера»:
Обычно чувствует себя сильно огорчённой, когда критикуют на работеруководители – 42,1% (8 чел.)
Очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 36,8% (7чел.)
Оптимистична в настоящее время меньше, чем обычно – 26,3% (5 чел.)
Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важнымжизненным делам – 21% (4 чел.)
Паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении – 21% (4чел.)
чувство, что преследуют загоняют в угол или в ловушку – 21% (4чел.)
Большую часть времени испытывает чувство, что есть неулаженные конфликтыс коллегами – 14,8% (3 чел.)
Чувство безнадёжности – 14,8% (3 чел.)
Во-вторых, можно выделить следующие «когнитивные» проявления«синдрома сгорания» в данной группе испытуемых:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 52,6% (10чел.)
Не чувствует, что по достоинству вознаграждена на работе за своиспособности и дела – 31,6% (6 чел.)
Считает, что не достигла собственных ожиданий – 31,6% (6 чел.)
Трудности в принятии решения – 26,3% (5 чел.)
Лишь изредка представляет себе свои профессиональные перспективы –26,3% (5 чел.)
Не чувствует, что на работе по достоинству ценят её способности и дела – 21%(4 чел.)
Не находится на пути более или менее обеспечивающем достижения главныхжизненных целей – 21% (4 чел.)
Убеждение, что ни с чем толком не может справиться – 21% (4 чел.)
Самооценка средняя «3» из 5-ти возможных – 14,8% (3 чел.)
«Когнитивно-эмоциональные» проявления:
Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 31,6% (6 чел.)
чувство, что редко удаётся сделать что-либо правильно – 21% (4чел.)
В-третьих для данной категории испытуемых характерны проявления «поведенческогохарактера»:
Обычно недостаточно времени, которое тратит на себя – 47,3% (9чел.)
Обычно не легко найти слушателя, когда хочет с кем-то обсудить своипроблемы –26,3% (5 чел.)
Не может позволить себе понежиться в постели в выходные дни не испытываячувство вины – 14,8% (3 чел.)
В-четвёртых, можно выделить некоторые «физиологические» проявления уданной группы испытуемых:
усталость и недостаток энергии – 52,6% (10 чел.)
Кратковременные головокружения и учащённое сердцебиение – 42,1% (8чел.)
Чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары – 31,6% (6чел.)
Бессонница по ночам – 21% (4 чел.)
Неспособность расслабиться по вечерам – 21% (4 чел.)
Плохое пищеварение – 14,8% (3 чел.)
В состав группы В (18 чел.– 48,6% от общего количестваиспытуемых) вошлипрактические психологи Центра психологическойпомощи населению г.Щёлково и г. Москвы, женского пола, в возрасте от 20лет до 51 года включительно, образование – высшее.
Для группы В характерно наличие следующих признаков «синдромаэмоционального сгорания»:
1)Подгруппа В1: умеренный уровень стресса — 16,7% (3 чел.)от общего числаиспытуемых практических психологов.
Для данной группы исследуемых присущи некоторые общие черты,характеризующие состояние умеренного стресса, а именно:
Следующие проявления «эмоционального характера»:
Выраженнаяпсихическая депрессия –11,1% (2чел.)
Выраженнаяпсихическая тревожность– 5,6 % (1чел.)
Очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 11,1%
(2 чел.)
Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значимым и важным жизненнымделам – 11,1% (2 чел.)
Слезливость – 11,1 % (2 чел.)
Также для данной группы испытуемых характерны следующие «когнитивные»проявления:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 11,1% (2чел.)
Невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 11,1% (2 чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление.
Можно выделить и «физиологические» проявления «синдрома сгорания»в данной группе испытуемых:
усталость и недостаток энергии – 16,7% (3 чел.)
Кратковременные головокружения и учащённое сердцебиение – 11,1% (2чел.)
2) Подгруппа В2 – 16,7% (3 чел.) от общего числа испытуемых практическихпсихологов, характеризуется наличием выраженной психической тревожности соследующими общими признаками:
«Эмоциональные» проявления:
очень сильное раздражение по поводу мелких событий – 16,7% (3чел.)
паническое ощущение в толпе или в закрытом помещении – 11,1%
(2 чел.)
чувство, что преследуют, загоняют в угол или в ловушку — 5,6% (1чел.)
чувство безнадежности («какая польза во всем этом») — 5,6% (1чел.)
недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее значи­мым и важнымжизненным делам — 5,6% (1 чел.)
Также можно выделить и «когнитивные» проявления «синдромасгорания» у данной группы испытуемых:
убеждение, что ни с чем толком не может справиться — 5,6% (1 чел.)
неспособность сказать «нет», когда тебя просят что-то сделать — 5,6%(1 чел.)
ответственность большая, чем та, с которой может справиться — 5,6%(1 чел.)
Самооценка – ниже среднего («2» — по 5-ти балльной шкале) — 5,6%(1 чел.)
чувство, что редко удается сделать что-либо правильно – 5,6% (1чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление невозможность перестатьобдумывать или переживать события прошедшего дня — 5,6% (1 чел.) — «когнитивно-эмоциональное»проявление.
Также для данной группы испытуемых характерны следующие «физиологические»проявления:
чрезмерная потливость в отсутствие физической нагрузки и жары — 5,6%(1 чел.)
усталость и недостаток энергии — 5,6% (1 чел.)
2) ПодгруппаВ3 28,7% (5 чел.) — с выраженной психической депрессией, со следующими наиболее общими чертами вданной группе:
Во-первых, это признаки «эмоционального характера»:
оптимистична в настоящее время меньше, чем обычно — 11,1% (2 чел.)
Недостаток энтузиазма даже по отношению к наиболее и важным жизненнымделам — 11,1% (2 чел.)
очень сильное раздражение по поводу мелких событий — 11,1% (2чел.)
Во-вторых, можно выделить следующие «когнитивные» проявления«синдрома сгорания» в данной группе испытуемых:
Неспособность сказать «нет», когда просят что-либо сделать – 22,2% (4чел.)
невозможность перестать обдумывать или переживать события прошедшего дня– 28,7% (5 чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление
нежелание встречаться с новыми людьми и осваивать новый опыт — 11,1% (2чел.) – «когнитивно-эмоциональное» проявление
В-третьих, для данной группы испытуемых характерны следующие «физиологические»проявления:
усталость и недостаток энергии – 28,7% (5 чел.)
плохой аппетит – 16,7% (3 чел.)
бессонница по ночам – 11,1% (2 чел.)
Таким образом, на основе полученных данных можно описать общуюхарактеристику «синдрома сгорания» и его основные проявления в каждой изподгрупп.
Итак, общая характеристика «синдрома сгорания» и его основных проявленийво всей совокупности групп исследуемых социальных работников и практическихпсихологов может быть представлена следующим образом: Признаки «сгорания» «эмоциональногохарактера» — 5 показателей;
Признаки «сгорания» «когнитивно-эмоционального» характера – 1показатель;
Признаки «сгорания» «когнитивногохарактера» — 3 показателя;
Признаки «сгорания» «поведенческого характера» — 2 показателя;
Признаки «сгорания» «физиологического характера» — 2 показателя.«Эмоц.» «Когн-эм.» «Когн.» «Повед.» «Физ.» 5 1 3 2 2
Признаки «сгорания» в подгруппе А1 (социальные работникис умеренным уровнем стресса) можно представить следующим образом:
Признаки «сгорания» «эмоционального характера» — 4 показателеля;
Признаки «сгорания» «когнитивно-эмоционального» характера – 1показатель;
Признаки «сгорания» «когнитивногохарактера» — 3 показателя;
Признаки «сгорания» «поведенческого характера» — 1 показатель;
Признаки «сгорания» «физиологического характера» — 2 показателя.«Эмоц.» «К.-эм.» «Когн.» «Повед.» «Физ.» 4 1 3 1 2
Анализируя признаки «синдрома сгорания» в группе социальных работников сумеренным уровнем стресса, мы пришли к следующему выводу: в данной группепреобладающими являются признаки «эмоционального характера» и «когнитивного»,то есть негативные переживания и мысли испытуемых являются основнымипоказателями умеренного уровня стресса.
Признаки «сгорания» в подгруппе А2 (социальные работникис выраженной психической тревожностью) можно представить следующим образом:
Признаки «сгорания» «эмоционального характера» — 6 показателей;
Признаки «сгорания» «когнитивно-эмоционального» характера – 1показатель;
Признаки «сгорания» «когнитивногохарактера» — 6 показателей;
Признаки «сгорания» «поведенческого характера» — 2 показателя;
Признаки «сгорания» «физиологического характера» — 5 показателей.«Эмоц.» «К.-эм.» «Когн.» «Повед.» «Физ.» 6 1 6 2 5
Таким образом, в группе социальных работников с выраженной психическойтревожностью основными признаками «сгорания» являются проявления«эмоционального», «когнитивного» и «физиологического» характера, которыевыражены в большей степени, чем у социальных работников с умеренным уровнемстресса. То есть в отличие от умеренного уровня стресса, в состояниитревожности помимо негативных переживаний и мыслей наблюдается и ухудшениефизического состояния испытуемых.
Признаки «сгорания» в подгруппе А3 (социальные работникис выраженной психической депрессией) можно представить следующим образом:Признаки «сгорания» «эмоционального характера» — 7 показателей;
Признаки «сгорания» «когнитивно-эмоционального» характера – 2показателя;
Признаки «сгорания» «когнитивногохарактера» — 9 показателей;
Признаки «сгорания» «поведенческого характера» — 3 показателя;
Признаки «сгорания» «физиологического характера» — 6 показателей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.