Реферат по предмету "Психология"


Особенности гендерной идентификации мальчиков-подростков

Сумской государственныйпедагогический университет им. А. С. Макаренка

РЕФЕРАТ
на тему:
«Особенности гендернойидентификации мальчиков-подростков»
 
Подготовила:
студентка0035 гр.
КашубаНаталия
Проверила:Луценко Е.А.

Сумы 2009
 

 
Гендернаяидентичность — аспект самосознания, описывающий переживание человеком себя какпредставителя определенного пола. Гендерная идентичность — одна из базовыххарактеристик личности и формируется в результате психологическойинтериоризации мужских или женских черт, в процессе взаимодействия «Я» идругих, в ходе социализации.
Оченьважную роль в процессе социализации мальчиков играют мужчины. «Мужчинапорождает мужчину» — слова Аристотеля. Они означают, что мужчина, самец,сообщает ребенку человеческий облик. Эти слова можно распространить какформирование мужского рода.
Известно,что мужская хромосома Yпередается отцом. Именно он, родитель,или другой мужчина (или даже группа мужчин),воплощающих образ отца, должны завершить процесс мужской дифференциации. Речьидет о том, что надо помочь ребенку сменить первичную женственность навторичную мужественность. В патриархальной системе мужчины использовалиразличные методы, чтобы сделать из мальчика настоящего мужчину. Идет ли речь оритуалах посвящения, о гомосексуальной педагогике, о соперничестве сровесниками — все доказывает, что мужественность добывается ценой преодолениябольших трудностей. Но у этих способов есть три общих момента.
Первый:надо переступить через критический рубеж. Еще до подросткового периода мальчикдолжен выйти из недифференцированного детства. Во многих обществахраспространено мнение, что стать взрослым мужчиной — это проблема. В отличие отженщины, которая есть, мужчина должен быть сделан.Другимисловами, менструации открывают девочке-подростку путь к материнству и являютсяоснованием ее женственности: речь идет о естественном посвящении, благодарякоторому она из девочки, становится женщиной; напротив, для мужчины природудолжен заменить воспитательный процесс. Другими словами, становление мужчины —это целая система действий.
Второйобщий момент воспитаниямужественности — это необходимость испытаний. Мужественность завоевывается входе сражения (с самим собой), которое иногда связано с физической ипсихологической болью. Как отмечает Николь Лоро:«мужественностьнаписана на теле. Шрамы воинасвидетельствуют о ранах и пролитой крови и доказывают ценность индивидуума какмужчины и гражданина. Боль — удел женщин… мужчина должен ее презирать, иначеон перестанет быть мужчиной и опустится до состояния женщины».Мужчина учится моральному и физическому стоицизму с течением времени и благодаряиспытаниям. Этого мальчикасталкивают с ситуациями крайней жестокости. Даже если сейчас мы склонны видетьв этом только садистский и отрицательный аспект, то надо подчеркнуть, что цельювсех испытаний являлось укрепление мужественности, которая без них неутвердилась бы и могла вообще не проявиться.
Третьяобщая черта традиционного мужского воспитания — это стёртаяроль отца или его отсутствие. В этом случаевоспитанием занимаются или старшие юноши,или зрелые мужчины. Посвященный ментором или группой старейших, подростоквходитв мир мужчин благодаря другим, а не своему родителю. Словно отец боитсяпричинить страдания или доставить удовольствие сыну.Зажатый между страхом возмездия и боязнью гомосексуального инцеста, он давноуже избрал путь самоустранения и сохранения дистанции. Опираясь на значительныйисследовательский материал, Т. Рейк поддерживает мысль о том, что в отношенияхс сыном отец словно оживляет свое двойственное отношение к собственному отцу.Отсюда страх возмездия, так хорошо подмеченный Отто Ранком: «Сын, чувствующийнеприязнь к своему отцу, и вынужденный скрывать это, будет бояться, как толькоон сам станет отцом, подобного отношения своего сына, в силу того жебессознательного комплекса». Это можно было бы назвать комплексом Исаака. Кромеэтого, Ж. Плек подчеркивает контраст между традиционной мужской ролью,связанной с сильными эмоциональными связями между мужчинами (чьи ритуальныеформы ограничивают обособленность), и современной ролью мужчин, когдаэмоциональные связи между ними ослаблены или отсутствуют. Одной из причин этогоразличия может быть тот факт, что современный юноша не имеет больше инициатора,а его отец не смог выполнить эту роль.
Существуютнекие ритуалы посвящения. Их общей целью является смена статуса и личностимальчика, чтобы он возродился мужчиной. В некоторых обществах — например, виндейском племени Лисицы в Айове — быть настоящим мужчиной рассматривается как«Большая невозможность». Только некоторые, лучшие, достигают этого. Но в боль/>/>/>/>/>/>шинстверитуальных обществ мужественность — это вызов, который принимают все мальчики поддавлением старших. Хорошо ли, плохо ли, но испытания пройдены, изменениепроизошло: мальчики чувствуют себя мужчинами. Настоящее низвержениепервоначальной женственности, молено сказать, «радикальная хирургия». Последняявключает в себя три этапа, один болезненней другого: расставание с матерью иженским миром; переход в незнакомый мир; публичное прохождение драматическихиспытаний.
 
Этапыпосвящения
«Сынженщины — всего лишь тень мужчины». Слова Шекспира хорошо прочувствовалибольшинство патриархальных ритуальных обществ. «Заражение» мужчины женщиной, вчастности, сына матерью, — это старое навязчивое мнение можно встретить и в XVIIIвеке у Руссо, и среди американских морских пехотинцев, и в племенах НовойГвинеи. Везде царит идея, что если не отнять сына у матери, то он не сможетстать полноценным взрослым мужчиной. Идет ли речь о племенах Восточной АфрикиСамбуру, или Кикуйу, или племенах Новой Гвинеи Самбия и Баруйя, или окаких-нибудь других, первый акт посвящения в мужчины — это отрыв мальчика от материв возрасте между семью и десятью годами. В племени Самбия в Новой Гвинее звукифлейты оповещают о начале посвящения мальчиков. Неожиданно отнятые у матери,они отправляются в лес. Там в течение трех дней их секут до крови, чтобыоткрыть кожу и стимулировать рост. Их стегают крапивой и разбивают в кровь нос,чтобы очистить их от женского флюида, мешающего им развиваться. На третий деньим открывают секрет флейты, который они не должны выдавать женщинам под страхомсмерти. Посвященные, опрошенные позже Гилбертом Хердтом, рассказывали ему,насколько травмирует разлука с матерью, насколько велико чувство безнадежностии покинутости. Именно это и является одной из целей посвящения в мужчины:жестоко разорвать любящие материнские объятия)
Послеразлучения с матерью мальчики под угрозой более серьезного наказания не будутговорить с ней, касаться ее, смотреть на нее, пока они не достигнут состояниямужчины, то есть когда они, в свою очередь, станут отцами. Только тогда будетснято материнское табу, они смогут приносить матери дичь, говорить с ней и естьв ее присутствии. «Мать — первая женщина, которую покидает мужчина из племениБаруйя, и последняя, к которой он возвращается».
Второйэтап — это переход из мира женщин, который надо решиться покинуть, в мир мужчин,который надо принять под угрозой смерти. Эта смена социального ипсихологического статуса похожа на эмиграцию из одной страны в другую. Причемприемная родина имеет язык, нравы и политику, совершенно противоположные языку,нравам и политике страны происхождения. Чтобы переехать из одной страны вдругую, нужен объезд. Он может занять пять, десять или пятнадцать лет,отмеченный церемониями на разных этапах пути. В племени Баруйя нужно десять летсексуальной сегрегации, четыре церемонии, разделенные многими годами, чтобыразлучить мальчика с матерью, оторвать его от мира женщин и подготовить его кновой встрече с женщинами во время свадьбы.
Преждечем приступить к первой церемонии, новичков, только что оторванных от матери,изолируют в незнакомом месте на несколько дней (Баруйя) или недель (Хопи).Оставленные в полной нужде, без еды и воды, часто без одежды, мальчики вшоковом состоянии проходят необходимую начальную фазу, когда они становятсяничем. Ни дети своей матери и ни дети своего отца, они ни то ни сё, они как разпосередине: временный и необходимый этап лишения идентичности, которыйпоказывает, что ребенок женщины должен сначала умереть, чтобы родитьсяребенком-самцом.
Третьейхарактеристикой ритуалов посвящения в мужчины являются жестокие испытания,часто драматические, но обязательно публичные. Надрезы кожи, обрезание подростка,надрез пениса, особенно у австралийских аборигенов, порка до крови, нанесениеран на различные части тела. Даже нежные «двуполые» жители Таити практикуютсвоего рода обрезание в качестве ритуала посвящения юношей. В отличие отбольшинства ритуалов эта операция происходит без свидетелей и лишена всяческогодраматизма. Но даже в этом случае, чтобы стать мужчиной, нужно пролить кровь.Психоаналитики часто анализировали «символические ранения», считая ихвыражением желания мужчины родить, так как такой способностью обладают толькоженщины. Но нас в этом случае интересует не пролитая кровь, а драматическийаспект испытания и след, который оно оставляет. Антрополог Д. Гилмор, описавшийразличные испытания мужественности у воинственных (например, Самбуру вВосточной Африке или племена Новой Гвинеи) или мирных народов (масаи илибушмены в Африке), отмечает, что эти испытания представляют собой «сыгранные насцене публичные столкновения». Для мальчика — это повод показать всем своюхрабрость, иногда невосприимчивость к боли и всегда свое презрение к смерти.Столкновение со смертью, представленное физической болью и чувствомодиночества, отмечает />/>/>/>конец детства ипринадлежности матери и переход в противоположный мир мужчин. Шрамы,оставленные на теле, — это неопровержимые доказательства окончательной переменысостояния, произошедшей на глазах у мужчин племени.
Ритуалыпосвящения продолжают существовать в различных человеческих обществах, имеябольшую или меньшую степень жестокости и драматизма. Ритуалы воинственныхплемен Новой Гвинеи наиболее продолжительные и травмирующие из всех, что могутвыпасть на долю мальчика. Но они соответствуют требованиям выживания этихнародов и особенно исключительной связи мальчика с матерью. Будь это испытанияв племенах Баруйя, Самбия, Бусама и пр., все они направлены на то, чтобыпревратить миленьких маленьких мальчиков в суровых воинов и освободить ребенкаот всех флюидов и власти женщин, которые мешают ему расти. Но ритуалы племениБимин-Кускусмин являются самыми жестокими и самыми показательными. Бимин-кускусминыотдают много времени и энергии ритуальной мужской деятельности. Ритуалывключают в себя не менее десяти этапов, которые длятся десять-пятнадцать лет.Разлученные с матерью мальчики семнадцати лет слушают пение инициаторов,которые говорят о них, как о существах отравленных и испорченных женскимисубстанциями. Испуганных мальчиков раздевают, их одежду сжигают, их моютинициаторы-женщины, потом обмазывают желтой траурной глиной, делая при этомуничижительные замечания об их члене. Этот унизительный обряд продолжаетсявыкриками инициаторов, которые объявляют мальчикам, что их сейчас убьют, потомучто они ослаблены и испорчены матерями. Дети начинают плакать, их крикиусиливаются, как только им пускают кровь из головы. Их в последний разпоказывают рыдающим матерям, которые после этого надевают траур.
Мальчиковуводят подальше в лес и там неожиданно начинают бить палками, пока на теле непоявятся отметины. В течение следующих четырех дней их практически все времяунижают и бьют. Их все время называют испорченными и ублюдками. Инициаторы толупят их крапивой, то дают рвотное, чтобы очистить их от всего женского,накопившегося с рождения. Чтобы вызвать рвоту мальчикам силой вливают в роткровь или мочу свиней. Боль, запах непрестанной рвоты, грязь, крики и чувствоужаса доводят детей до состояния крайнего физического и психического истощения.Как только закончится это первое испытание, их заставляют силой есть пищуженского рода, что еще больше увеличивает панику и снова провоцирует рвоту.После нескольких часов отдыха инициаторы делают им надрез у пупка (чтобыуничтожить остатки менструаций), на мочке уха и обжигают предплечье. Собраннойкровью покрывают пенис. Мальчикам говорят, что эта кровь (женская) уничтожит ихпенис. Их унижают, когда пенис при контакте с кровью сокращается.
Помнению антрополога, наблюдавшего за этой церемонией, дети находятся в состояниишока, которое с трудом поддается описанию. Многие, с окровавленным телом,падают в обморок или впадают в истерику. В этот момент инициаторы объявляют им,что они умирают. Потом за ними начинают ухаживать, дают мальчикам мужское имя,при этом продолжая регулярно делать им надрезы на висках. Несмотря на заботыстарших, посвящаемые пребывают в состоянии отчаяния и страха. Таковы основныесобытия первого этапа ритуала посвящения, которые включают в себя множестводругих испытаний.
/>/>/>/>Этиритуалы, которые могут показаться настолько же странными, насколько и варварскими,— один из возможных ответов на потребность, повсеместно ощущаемую маленькимсамцом, быть признанным как мужчина, стать одним из тех, кто порвал со слабостьюи зависимостью детства. Сейчас в нашем обществе, где ритуалы потеряли своезначение, этот переход стал более условным, так как его не подтверждают видимыедоказательства.
Решаяпроблему воспроизводства гендерных различий, психоанализ как теория гетеросексуальногоразвития исходит из того, что ребёнок подсознательно идентифицирует себя сродителем своего пола. Учёные, изучавшие процессы усвоения половых ролей ивыработку самоидентификации считают, что дети обоих полов всегда осуществляютпервую идентификацию со своей матерью и, оставаясь возле женщин, усваиваютболее понятные роли женщин и состояние женственности, а не мужские роли имужественность. Поэтому становление мужчины сложнее, чем женщины, из-за техсдвигов в идентификации, которые должен пройти мальчик для достижения ожидаемойполовой идентификации и осуществления соответствующей полу роли. Поскольку вседети сначала отождествляют себя с матерью, процессы половой идентификации иосознание обусловленной полом роли являются продолжением самой раннейидентификации девочки, но не мальчика. Например, эдипова идентификация девочкис матерью является продолжением её самой ранней первичной идентификации. Однакоэдипов кризис мальчика предположительно должен позволить ему осуществитьперемену в пользу идентификации с отцом. Он отказывается как от своей эдиповойи доэдиповой привязанности к матери, так и от своей первичной идентификации сней.
Чтоверно для эдиповой идентификации, то спараведливо и для более общей половойидентификации и усвоения обусловленной полом роли. Мальчик, чтобы почуствоватьсебя в полной мере мужественным, должен выделять себя из других и осознаватьсвоё отличие от других; он должен, с точки зрения катигоризации, относиться ксебе как к кому-то отдельному. Более того, он определяет мужественностьнегативно – как нечто, не являющееся женственным и/или связанным с женщинами, — а не позитивно. Это ещё один путь, которым мальчики проходят к отрицанию иподавлению отношений и связей в процессе взросления.
Постоянноеотсутствие отца и «безотцовщина», которая нормальна для нашего общества, неозначают, что мальчики не осваивают мужских ролей или настоящего мужскогоповедения. Значение имеет именно та степь, в которой ребёнок любого пола можетиметь личные отношения с объектом идентификации, вытекающие из этого способаидентификации. Митшерлих, Слейтер, Уинч и Линн – все они подтверждаютсуществование этих различий. Они делают предположение, что у мальчиковразвивается позиционная идентификация с аспектами мужской роли. У них связьмежду эмоциональными процессами и обучением ролям нарушена.
Мальчикдолжен выработать в себе идентификацию с мужским полом в отсутствиенепрерывного и длительного личного общения с отцом (и в отсутствие постояннодемонстрируемой мужской ролевой модели). Эта ролевая идентификация происходиткак психологически, так и социологически. Как явствует из описания мужскогоэдипова комплекса, мальчики присваивают те специфические компоненты отцовскоймужественности, которые, как они опасаются, в противном случае использоватьсяпротив них, но в меньшей степени идентифицируются с отцом как с личностью. Ссоциологической точки зрения, у мальчиков в семьях с отсутствующим или обычнонаходящимся вне дома отцом развивается представление о мужественности черезидентификацию с культурно обусловленными образами мужественности и мужчинами,избранными в качестве её моделей.
Мальчиковучат быть мужественными более сознательно. Предполагается, что мальчикобучается своей гетеросексуальной роли не через научение, а черезвзаимодействие со своей матерью. Другие компоненты мужественности должныпрививаться более сознательно, и мужская идентификация в таком случаепредставляет собой преимущественно поло-ролевую идентификацию.
Маловероятно,чтобы процессы идентификации у мальчика коренились в реальных эмоциональныхвзаимоотношениях со своим отцом или были ними опосредованы. При этом он склоненотрицать идентификацию со своей матерью и связь с ней и отвергать то, что онсчитает миром женственности; мужественность определяется в равной степени какнегативно, так и позитивно.
Всвоей недостижимости мужественность и мужская роль становятся для мальчиковпредметом фантазирования и идеализации.
Джексонуказывает, что идентификация мальчика со своим отцом относится кпсихологическому приспособлению.
Согласнословам Ненси Чодороу мальчики подавляют свои эмоциональные потребности ипривязанности. Идентифицируя себя с отцами, они вырастают эмоционально«твердолобыми», отстранёнными (удалёнными) от других, потому что организациясемьи такова, что отец значительную часть времени проводит вне дома: онфизически удалён. Войдя в эдипов период отдаления от матери, мальчики начинаютподавлять свои эмоциональные потребности. Этот болезненный процесс облегчаетсяосознанием необходимости идентификации с мужчинами (отцом) для достижениявласти. Ассиметричное родительство связано с обесцениванием женского вклада;презрения общества к женской работе помогает мальчику определить себя воппозицию к женскому полу, представительницей которого является мать.
Длямальчиков маловероятно, чтобы процессы идентификации и освоения мужских ролейбыли включены во взаимоотношения с их отцами или мужчинами; они, скорее всего,несут в себе отрицание эмоциональной связи с матерями. Эти процессы болеекультурно обусловлены и состоят в абстрактном или категориальном освоенииролей, а не в идентификации личности.
Мужскаяроль и ее нормы усваиваются посредством усиления наблюдения за моделями и черезкультурные каналы, например средства массовой информации. Носители ролинаходятся под постоянным нормативным и информационным давлением. Мужчины сголовой погружены в океан социальной информации, которая дает им знания о том,что такое «мужественность» (информационное давление); общество поощряет их загендерно-соответствующее поведение и не устает наказывать за малейшие действия,не укладывающиеся в рамки ролевых норм (нормативное давление).
Вследза Плеком утверждается, что поведение мужчин основывается на представлении омужественности, которое они впитали из культуры. Верования относительно того,каким мужчина должен быть и что он должен делать, составляют то, что Плек и егоколлеги назвали идеологией мужественности. Эта идеология — не что иное, какнабор социальных норм, известных также под именем мужской гендерной роли.
Томпсони Плек определили мужскую роль как «социальные нормы, содержащие предписания изапреты относительно того, что мужчинам надо чувствовать и делать». Проводяисследование в 1986 г. Томпсон и Плек открыли, что структура этих ролевых нормскладывается из трех факторов. Первый связан с ожиданиями, что мужчинызавоевывают статус и уважение других (норма статуса). Второй фактор, норматвердости, отражает ожидания от мужчин умственной, эмоциональной и физическойтвердости. Третий фактор — это ожидания того, что мужчина должен избегатьстереотипно женских занятий и видов деятельности (норма антиженственности).
Совсемнедавно исследователи мужественности высказали идею о том, что более корректнобыло бы говорить о многочисленных мужественностях. Другими словами, онипризнали важность влияния расы, национальности, принадлежности к определенномусоциальному классу и субкультуре, сексуальной ориентации на то, что именновкладывается в понятие «мужественности».
Социальныенормы, влияющие на процесс гендерной идентификации:
· нормауспешности (статуса) – гендерный стереотип, утверждающий, что социальнаяценность мужчины определяется величиной его заработка и успешностью на работе. Сэтой нормой связан целый ряд ограничений для мужчин. Во-первых, большинствомужчин не способны на 100% ей соответствовать, из-за чего имеют заниженнуюсамооценку. По словам Килмартина, «пока мужчины как группа обладают большейэкономической властью, чем женщины, подавляющее большинство мужчин будет иметьрабочее место, а не делать карьеру».
Нечтоподобное мы встречаем у Киммеля, который пишет, что мужчины конструируютпонятие о мужественности вокруг богатства, власти и положения в обществе: укого больше игрушек, тот и выиграл. Но лишь очень немногим мужчинам удается,добавляет он, иметь достаточно денег, власти и уважения в обществе, чтобычувствовать себя уверенно. Кто-нибудь всегда стоит выше в служебной иерархииили на социальной лестнице, заставляя других чувствовать свою никчемность. Ещеодним пунктом в этом ряду Килмартин ставит тот факт, что носитель традиционноймужественности никогда не знает меры и не может наслаждаться тем, что имеет. Ондолжен постоянно наращивать объем и время работы, и такой стиль жизни частоприводит к появлению обусловленных стрессом физиологических и психологическихсимптомов.
Месснердоказал, что еще в ранней юности мужчина должен завоевать себе статусспортивными достижениями. Проблема, пишет Месснер, заключается в том, чтомногие мужчины не слишком сильны в спорте, и даже те, кто силен, вынужденыпостоянно подтверждать свой статус, так как «силу игрока смотрят по последнейигре».
Особоевнимание, которое уделяет общество величине заработка мужчины как индикаторуего значимости, может также оказывать влияние на самоактуализацию (реализациюсобственного уникального потенциала человека): мужчины склонны выбирать работуи карьеру в зависимости от того, насколько хорошо это оплачивается. Среди моихстудентов есть юноши, специализирующиеся в технических дисциплинах иликакой-либо другой традиционно мужской области, предполагающейвысокооплачиваемую работу и блестящую карьеру. Но очень часто молодым людям ихбудущая работа не нравится, а вышеупомянутая карьера не вызывает ничего, кромеопасений. Некоторые из них в конце концов меняют специальность, но большинствопродолжают обучение, мотивируя это тем, что «моя семья не поймет» или «тапрофессия, которая мне действительно интересна, плохо оплачивается». Финансовоедавление особенно обременяет тех мужчин, чьи жены сидят дома и не работают.Если несколько человек полностью зависят от тебя экономически — это серьезнодавит на психику.
Точказрения, что главная обязанность мужчины в семье — исправно приносить большуюзарплату, отрицательно влияет на исполнение им родительских функций, так как,чтобы соответствовать этим ожиданиям, мужчина должен почти все свое время посвящатьработе. По мере того как доходы отца растут, его вклад в воспитание обычносокращается.
Послеиндустриальной революции отцы всего мира стали проводить меньше времени сосвоими детьми, так как большую часть дня, а иногда и длительное время, онинаходятся далеко от дома. Например, в Японии, где понятие о мужественностивключает в себя полную самоотдачу на работе, отцы проводят со своими детьми всреднем 3 минуты по будним дням и 19 минут по выходным. По мнению Килмартина,дети могут не понимать, что их отец уходит на рассвете и возвращается на закатепотому, что очень их любит и хочет обеспечить им высокий уровень жизни. По егонаблюдениям, часто встречаются люди с болезненным ощущением, что они былилишены отцовской любви. Многие мужчины сожалеют о том, что отсутствовали, когдаих дети были маленькими, и ценой огромных усилий пытаются выстроить отношенияуже со взрослыми отпрысками.
· норматвердости. Существует у мужчин в нескольких формах: физической, умственной иэмоциональной.
Нормафизической твердости – стереотипмужественности, согласно которому мужчина должен обладать физической силой ивысокой биологической активностью.
Нормафизической твердости есть не что иное, как ожидание от мужчины физической силыи мужественности. Ту популярность, которой пользуется в наши дни бодибилдинг,смело можно считать реакцией на эту норму. Тренажерные залы переполненымужчинами, жаждущими нарастить мышечную массу и стать «большими». Самооценкамужчин, которые не являются физически сильными, хотя чувствуют, что окружающиеожидают от них именно этого, может серьезно снизиться, что заставит ихприбегнуть в поисках желанной физической твердости к вредным для здоровьяметодикам. Самый известный пример — это широкое использование стероидов длянаращивания мышечной массы и силы.
Временаминорма физической твердости способна довести до насилия, особенно в том случае,когда социальная ситуация предполагает, что не проявить агрессию будет непо-мужски, или когда мужчина чувствует, что его мужественность под угрозой илипод вопросом. Мужчины, неспособные реализоваться другими способами, особеннолюбят демонстрировать мужественность путем насилия. Насилие является длябеспомощного в других областях мужчины единственным способом почувствовать себясильным, сказать: «Я — мужчина, пускай я и не успешен в экономическом плане».По словам Мейджерс и Биллсон, мужчины, которым недоступны общепринятые путидостижения успеха, утверждают себя на поприще насилия.
Нормаумственной твердости – стереотип мужественности, согласнокоторому мужчина должен быть знающим и компетентным.
Общепринятыестереотипы относительно мужчин говорят, что они с огромным трудом признают, чточего-то не знают, и предпочитают не спрашивать совета. В основе этого можетлежать норма умственной твердости, которая содержит ожидания того, что мужчинабудет выглядеть компетентным и знающим. Человек, пытающийся соответствоватьэтой модели сверхкомпетентности, начинает тревожиться, как только понимает, чточего-то не знает (тревога будет особенно интенсивной, если ему кажется, чтоокружающие могут догадаться о его невежестве).
Иногдаэто может мешать процессу сбора необходимой информации, так как человек нерешается задавать вопросы, которые могут выдать, что он недостаточно хорошоразбирается в предмете. Эта норма порождает большие проблемы в межличностныхотношениях, так как мужчина, старающийся соответствовать ей, часто унижаетдругих тем, что отказывается признать перед ними свою неправоту или допустить,что кто-то знает больше, чем он.
Нормаэмоциональной твердости – стереотипмужественности, согласно которому мужчина должен испытывать мало чувств и бытьв состоянии разрешать свои эмоциональные проблемы без помощи окружающих.
Этанорма подразумевает, что мужчина должен быть эмоционально твердым: испытыватьмало чувств и быть в состоянии разрешить свои эмоциональные трудности безпомощи со стороны. Именно эта норма порождает наиболее серьезные проблемы длямужчин и их любимых. Киммель сокрушался: «Отцовство, дружба и отношенияпартнеров — эмоциональные ресурсы требуются везде… но мужчины привыкли ихизбегать… То, что должно было сделать нас настоящими мужчинами, на самом делеобедняет наши отношения с детьми и другими людьми». Исследования, доказывают,что мужчины не менее эмоциональны, чем женщины, но из-за своей традиционнойроли могут быть менее экспрессивны, им доступно выражение лишь одной социальноприемлемой эмоции — злости.
· нормаантиженственности – стереотип, согласно которому мужчинам следует избегатьспецифически женских занятий, видов деятельности и моделей поведения. Унекоторых мужчин проявляется в виде фемифобии — страха показатьсяженственным, что, возможно, связано со стереотипом теории сексуальной инверсии,согласно которому женственность у мужчины — это признак гомосексуализма.
Какуже говорилось, норма успешности/статуса мешает полноценному отцовству. Естьоснования полагать, что норма антиженственности обладает тем же эффектом.Психологи единодушно заявляют, что очень важная часть функционирования человекав качестве родителя — это нежность, забота, постоянная эмоциональная поддержка,потребность часто обнимать ребенка и говорить ему, что любишь его. Многиммужчинам сложно даются эти действия, так как они связывают их с женственностью,а социализация учила их избегать любых проявлений женственности. В результатемногие люди, подрастают, оставаясь в неведении, любили ли их отцы по-настоящемуили нет. К сожалению, роли отца в нашем эмоциональном и психологическомразвитии и становлении посвящено очень ограниченное число исследований, так какв теориях развития личности роль матери ставится намного выше роли отца. Расселобнаружил, что традиционная мужская роль отрицательно влияет на отцовство и чтоандрогинные отцы более активно и постоянно занимаются своими детьми. Нормаантиженственности может также противостоять равенству в домашних делах,поскольку мужчины ассоциируют работу по дому с женщинами и женственностью.Исследование подтвердило, что чем более мужественными считаются мужья, тем режеони выполняют работу по дому.
Фемифобия,илистрах женственности, встречающийся у мужчин, происходит из страхагомосексуальности и обусловлен социальным контекстом, который обычноприписывает гомосексуальность мужчинам с чертами женственности. Киммель (1994)утверждал, что страх того, что в тебе могут заподозрить гомосексуальныенаклонности, побуждает мужчин прибегать к преувеличенно мужественному поведениюразного рода. Например, чтобы быть уверенным в том, что никто «ничего такого неподумает» о твоей сексуальной ориентации, можно делать в мужской компаниизаявления гомофобной или сексистской направленности.
Страхбыть принятым за гомосексуала отрицательно влияет на уровень близости в отношенияхмежду мужчинами. Например, этот страх сокращает количество взаимныхприкосновений и увеличивает физическую дистанцию между гетеросексуальнымимужчинами. Когда мужчина поздравляет своего близкого друга с удачей иливыслушивает от него плохие новости, легко можно представить, как в голове унего вертятся такие мысли: «Обнять его или не стоит? Еще подумает что-нибудь нето и оттолкнет».
Итак,рассмотрев особенности гендерной идентификации, можно сказать, что мальчики-подросткиво время идентификации полностью отождествляют себя с отцами, с мужчинами,осваивая при этом основные традиционные мужские роли, на формирование которыхвлияют исторически и культурно сложившиеся обстоятельства.
НенсиЧодороу как представительница феминистской перспективы в психоанализе, решаяпроблему воспроизводства половых различий, исходила из того, что ребёнокподсознательно идентифицирует себя с родителем своего пола.
Икак бы там ни было, хоть идентификация проходит на инстинктивном уровне хоть насоциально-обусловленом мальчик должен почуствовать себя в полной меремужественным, он должен выделять себя из других, особенно из представителейпротивоположного пола, на что оказать влияние может только «сильная половина»нашего общества.
Икак говорил Аристотель: «Мужчина порождает мужчину».

Литература
 
1. ЭмуабетБадентер «Мужская сущность». М.:1995.
2. ШонБерн «Гендерная психология». М.: 2002.
3. Антологиягендерных исследований. Сб.пер./ Сост. и комментарии. Е.И. Гаповой и А.Г.Усмановой. – Мн.: Пропилен, 2000. – 384 с.
4. Л.Н.Ожигова «Исследование гендерной идентичности и гендерных стереотипов личности».
5. П.В.Румянцева «Гендерная идентичность».
6. Українськийсоціум. Науковий журнал. К.: 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.